РАЗМЫШЛЕНИЕ
(см. также РАССУЖДЕНИЕ)
Размышлениями укрепляется вера (3:22, см. ВЕРА, 315).
Через рассуждение познается наше безчестие (5:7, см. ХРИСТИАНИН, 1109).
Размышление вселяет в сердце кающагося печаль о Божиих благодеяниях, от грешников презренных (5:26, см. ПОКАЯНИЕ, 705).
Примеры, как от каждого предмета и действия возбуждать в себе память о бесконечных благодеяниях Божиих
Везде и во всяких вещах с любовью поминай Господа Бога твоего и святую любовь Его к нам. Все, что ни видишь на небеси и на земли и в доме твоем, возбуждает тебе к воспоминанию Господа Бога твоего и любви Его святой. В любви Божией заключаемся мы; всякое создание Божие любовь Его к нам свидетельствует. Видя убо создание Божие и пользуйся тем, говори в себе тако: сие есть дело рук Господа Бога моего, и ради мене оно сотворено. Сии светила небесныи – солнце, луна и звезды, Господа Бога моего суть создание: всей вселенной и мне они светят. Сия земля, на которой я живу, которая плоды мне и скотам моим проращает, и все, что на ней ни есть, Господа моего есть создание. Сия вода, которая мене и скоты моя напояет, Господа моего есть добро. Сей скот, который мне служит, Господа моего есть создание, и мне на службу от Него дан он... Сие слово, «Священное Писание», которое я слышу, есть слово Божие, есть слово уст Его, уста Господня глаголаша сие; и ныне чрез него Бог мой мне глаголет: «благ мне закон уст Твоих, паче тысящь злата и сребра» (Пс. 118, 72). Господи! даждь мне уши слышати слово Твое святое. – Сей дом священный, «церковь», в котором я стою, есть храм Божий, в котором обще от верных, братии моей, приносится Богу моему молитва и славословие. Сии священные гласы, «славословие и молитва общая», суть оныя гласы, которыми пение, благодарение, хвала и славословие возсылаются святому имени Бога моего... – Словом: всякий случай и всякая вещь может и должна возбудить тебя к любовному воспоминанию Господа Бога твоего, и показует тебе любовь Его к тебе, так что и самое наказание Его от любви к нам бывает, по писанному: «егоже любит Господь, наказует» (Евр. 12, 6). Поминай убо везде, и во всяком случае, и во всякой вещи имя Господа Бога твоего (5:154–156).
Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и скрывает их, так ХРИСТИАНИНУ можно от мира сего собирать душеполезные мысли, и слагать их в клети СЕРДЦА своего, и теми ДУШУ свою созидать (4:7).
Необходимо проникнуть в глубину вещей и событий
Аще что хощем что лучше разумети, должно не токмо самую вещь, но и ея обстоятельства рассуждать. Так, когда и страстей Христовых важность и величество хощем несколько разуметь («несколько», глаголю: ибо постигнуть их ум человеческий не может»), и в размышление их с пользою нашею поучаться, должно обстоятельства их, о которых Божие слово нам представляет, верно рассуждати. Образ страстей Христовых видишь в храмах святых на досках, но без размышления обстоятельств не иное что видишь, как только образ человека умученнаго и ко кресту пригвожденнаго. Но верное их рассуждение из слова Божия представляет тебе важность и силу их (3:50).
Размышление о великих делах Божиих способствует покаянию
Желаешь ты еще известитися, «како Бог человека почтил». Хвалю я твое желание и усердие сие, и желаю, чтобы оно в сердце твоем вскоренилося. От сего бо породит ся истинная по Бозе печаль, которая к ПОКАЯНИЮ нужна, яко, по словеси Апостола, «покаяние нераскаянно во спасение соделовает» (2Кор. 7, 10) (5:8).
Размышление о чудных делах Божиих укрепляет и возвращает веру (3:22, см. ВЕРА, 161).
Размышлением о свойствах Божиих воздается слава Богу (2:371, см. СЛАВА БОГУ, 871).
Размышления о премудрости и благости Божией приводят к прославлению Бога (2:20, см. ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ, 762).
Размышление о правде и милости Божией удерживает от греха отчаяния (3:269, см. ГРЕХ, 287).
Размышление о страданиях Христовых удерживает от греха (3:267, см. СТРАДАНИЯ ХРИСТОВЫ, 1139).
Кто Христа любит, тот размышляет о Нем (3:144, см. СЕРДЦЕ, 839).
Какия размышления приводят к любви (1:28, см. ЛЮБОВЬ, 459).
Размышление о временном и вечном очищает сердце (душу)
Познай убо вечное страдание от временного, и берегись, да не впадеши в тое; ныне сходи умом во АД, да не потом душею и телом снидеши. Огневицы и лихорадки, в которой неумеренное движение крови бывает, и зубной боли, и темницы, и уз, и биение, прочих временных бедствий терпеть не можеши: како стерпишь огнь жгучий, но не сожигающий, червь грызущий, но не поядающий, скрежет зубов, тьму кромешную, скаредный вид демонов, и плач и стенание и рыдание, и прочая злая како стерпиши? Помышляй сия, и соравняй временное с вечным страданием, и проженется сия размышлением, как бичом, СУЕТА от СЕРДЦА твоего (5:48).
Последние четыре размышления приводят к ПОКАЯНИЮ
Просишь ты, чтобы я тебе при письмах напоминал о последних четырех, то есть о СМЕРТИ, СУДЕ ХРИСТОВОМ, ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ и МУКЕ ВЕЧНОЙ. Хорошо: и мне то полезно, и тебе тое напоминать не премину. Нет бо ничего нам полезнее, как о тех всегда памятовать: тое отводит нас от ГРЕХА, тое научает усердно каятися, подвигает к усердной МОЛИТВЕ, отводит от суеты мира сего, угашает любовь чести, славы и богатства мира сего, увещевает нас опасно в мире сем обращаться, показует, что мы странники и пришельцы в мире сем есмы, и отлучает нас от времени и временных, и привязывает к вечности, к которой вси идем. Ты, о чем я тебе помяну, о том и размышляй, дабы углубилось в сердце твоем. И Христа бо Господа нашего пришествие в мир ради вечности учинилося, дабы от злополучной нас избавить, и блаженную нам подать (5:109).
Размышление о смерти, страшном суде и вечной участи угашает любовь к миру (4:121, см. СУЕТА, 1027).
Размышление о страшном суде приводит ко спасению (5:46, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1021).
Размышление о страшном суде удерживает от грехов и побуждает к покаянию и молитве (4:94, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1021).
Без Бога и размышлять о Боге не можем по надлежащему (5:63, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 49).