Источник

ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ

Память смертная есть дар Божий (1:48, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 735).

Следить, чтобы память смерти была постоянно (4:188, см. СМЕРТЬ, 938).

Память о суде страшном приводит ко спасению (5:46 см. СУД СТРАШНЫЙ, 1021).

Память смертная помогает бороться со СТРАСТЯМИ

К сему подвигу помогает и укрепляет в нем частое размышление о смерти, которая всякого и всяким образом восхищает и в вечности заключает; размышление о праведном Христовом суде, о царствии небесном и муке бесконечной (2:139).

Память смертная удерживает от греха

Поминай часто о вечной муке, како отчаянии грешники в огне гееннском вечно, без конца, страдати будут, и молися Христу, дабы тебе от того бедствия избавитися. И о небесном царствии поминай, како святии Божии вечно будут со Христом царствовати, веселитися, ликовати, лицезрением Божиим услаждатися; от котораго лицезрения неизреченное будет веселие и радость, и тщится в сие блаженство достигнуть благодатию Христовою. Вся слава, богатство, честь и всякое мира сего утешение омерзеет тебе так, как гной смрадный мерзок всем (1:107).

Поминай часто суд Божий, смерть, ад и небесное царствие. Ибо таковым поминанием отводится человек от грехов, и суеты мира сего в забвение ему приходит (1:233).

Памятовать последняя четыре: смерть, суд Христов, ад и царство небесное. Сих всегдашняя память и верное размышление отвращает от ГРЕХА. Смерть нечаянно приходит и восхищает всякого, праведника и грешника, и посылает на оный век. По смерти суд Христов следует праведный, на котором слов, дел и помышлений беззаконных испытание будет, где следует или прославиться, или постыдиться. По суде две дороги откроются: едина во ад, которою поженутся грешники нераскаянные; другая в царство небесное, и пойдут тою праведнии и святии. Сих размышление есть истинная христианская философия, которая научает не натуру вещей испытовать, но суету мира, краткость времени и долготу вечности познавать, и сердце обращать от видимых к невидимым и от временных к вечным. Помни убо последняя твоя, и во веки не согрешиши (Сир. 7, 39) (2:132–133).

Память смертная! «во всех словесех твоих поминай последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39). По смерти суд Христов: от суда – или в муку вечную, или в блаженство вечное будет определение. За подвиг веры, которая Христа умершего и воскресшаго из мертвых поднимает, и помощию Его противу греха подвизается, блаженство вечное! за грех – мука вечная (1:30).

Память о вечности – лучшее средство отвращения от мира

Кто о вечности часто размышляет, тот о временных вещах забывает, хотя бы ему и все богатство, и всю силу, и все утехи мира сего кто давал, он все презирает. Нет убо большаго и лучшаго посредствия от мира сего отвращаться, как всегдашняя память о вечности, то есть о муке и блаженстве вечном... Поминай убо, человече, всегда вечность, и ничего в мире не пожелаешь, и все противное, что тебе не приключится, с охотою будеши терпеть (1:207).

Память смертная очищает ДУШУ от СУЕТЫ

Думай и держи, что сегодня или утро умреши, как и бывает людям, и на суд Божий позовешися, и от суда Божия следует итить или в муку вечную, или в живот вечный, как учит слово Божие: «И идут сии (грешники) в муку вечную, праведницы же в живот вечный» (Мф. 25, 46). Тогда подлинно не захочеши ни чести, ни славы, ни богатства, ни угодий в мире искать. Какая бо польза тебе от сих, которых или сегодня, или утро оставиши и нехотя? Кто бо при смерти ищет богатитися, в чести быть и славитися? Спроси у больных, находящихся при смерти: что они думают? Тогда они правильно о всех мирских вещах рассуждают: признают от сердца, что вся – суета. Ты теперь делай тое, признавай истину сию, и как за дымом не гоняешися, так и не будешь гоняться за суетою. Тогда, истину говорю, омерзеет все тебе: все почитание, слава, похвала, украшение домов, карет, коней, банкеты, пиршества, трапезы, разлияние вин, злато, сребро, камение дорогое, как землю – как и подлинно земля есть – вменишь; едино сие на уме твоем будет, как бы тебе неготову на оный век не отъити, как бы греховное бремя зде сложить, и чисту отсюда отъити; тогда у тебе породится истинное покаяние, воздыхание, тщание, молитва и всего внутренняго состояния изменение. СТРАХ до БУДУЩАГО СУДА, как огнь смрад, всякую нечистоту СЕРДЕЧНУЮ очищает и приготовляет к восприятию истиннаго евангельского утешения (5:57–58).

Память смерти отгоняет уныние (1:247, см. УНЫНИЕ, 1058).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle