ХРИСТОС
Христос подробно предсказан пророками, что согласуется с учением Апостолов
Апостольское учение во всем согласное учению и проповеди о Христе пророческой. Пророки от начала мира, и в различная времена один по другом пожившие, но согласно проповедали о Христе обстоятельно, когда приидет и явится на земли, от котораго колена, и от кого, и в какой земли и в каком граде родится, и что при рождении Его будет и последует; и какое Его житие на земли будет, и что будет творить, и какия чудеса соделает, и чего и о чем учить будет; и какую радость и утешение людям принесет, и как Его люди «Своя приимут», и как и сколько от них постраждет, и умрет, из мертвых воскреснет, и на небо вознесется; и с какою радостию и желанием и жаждою языки к Нему обратятся и прибегнут верою, и с любовию приимут, и поклонятся и прославят Его; и как отвержени будут не приемшие Его люди Его, Иудеи и проч. Тоежде видим и в Писании Новаго Завета святых Апостол, которые всему пророческому учению согласно и по различным местам проповедали о Христе, с тем единым различием, что в Ветхом Завете под сению, мраком и гаданиями проповедуем был Христос, а в Новом Завете ясно. Ветхий Завет как тень и начертание изображал Христа, а Новый Завет как образ живый изобразует Его и показует ясно. И от сего согласия Пророков и Апостолов познается истина их учения святаго, и непоколебимое известие и твердость, и что един и Тойжде Дух Божий, Дух истины, как оными, так и сими, яко органами Своими, глаголал (5:254–55).
Благовещение Деве Марии (3:125–126; 4:391; 1:23–24).
Предсказание о Предтече и исполнение (5:269–270).
Перед Его пришествием родился и проповедывал Иоанн Предтеча (3:125).
Христос есть Мессия
Сей есть Мессия, от Бога обещанный, Пророками проповеданный, от всего мира ожиданный; сей есть Христос, от Котораго называемся христиане (1:28).
О гласа, всякия радости и веселия исполненного: «обретохом Мессию!» Брат брату, Апостол Апостолу, первозванный Андрей теплейшему Петру возвещает: «обретохом Мессию». Обретохом Мессию, Богом Самим обещаннаго; обретохом Мессию, Пророками проповеданнаго; обретохом Мессию, законом и патриархи проображеннаго; обретохом Мессию, многими леты с великим желанием и воздыханием ожиданнаго; обретохом Мессию – чаяние языков; обретохом Мессию, котораго вси, как земля жаждущая воды, как седящий во тме света, как в темнице заключенный избавителя, как немощный врача, как овцы заблудшии пастыря, желали; обретохом Мессию, егоже «мнози проророцы и царие вожделеша видети и не видеша, и слышати и не слышаша» (1:29–30).
Дела Христа показывают, что Он есть Мессия
Что Он тот Мессия и Избавитель мира явился на земли, который от Бога обещан, и от всех пророков проповедан, и от всех верных ожидаемый был. Явился Он на земли: показалися чудныя дела Божия. Увидели люди дела, каковых рука человеческая творить не может. Начали слепии прозирать и хромии ходить, прокаженнии очищаться и глухии слышать, мертвые воставать и нищии проповедание благовествования с утешением и радостию слышать. И сими чудесами, как перстом, показывалось, что сей есть Тот преславный Чудотворец, Котораго Пророки миру предвозвестили (4:249).
Христос, хотя прийти в мир, неоднократно предупреждал об этом
«Прежде пришествия-де Христова в мир было ли извещение о пришествии Его?» Ответ: было многократно. От самого начала мира многократно и различно о том возвещано было от Бога. Как царь мира сего, хотящи в какий город прийти, посылает наперед вестников туда, дабы известили тамо имеющее быть пришествие его: тако Царь небесный, имея прийти в мир, предвозвестил тое Свое пришествие чрез Пророков Своих, якоже Пророк Захария, отец Предтечев, воспел: «Глагола рече, усты святых, сущих от века пророк Его». Они вси согласно проповедали: грядет, грядет Господь, Царь небесный: почему и ожидали пришествия Его вси, и желали видети Его: «мнози пророцы и праведницы вожделеша видети Его» (Мф. 13, 17), – и молились Ему: «прииди, во еже спасти нас» (5:83).
Все, что проповедывалось в Ветхом Завете, относилось ко Христу
Все, что в оном ЗАВЕТЕ ни обещало отпущение грехов, наше с Богом примирение и благодать отрождения, тое надлежит до Христа и Евангелия. И самыя ЖЕРТВЫ оныя, яко прознаменовавшия Христа, за спасение мира заклавшагося, Евангелие значат. Ибо не сами в себе ЖЕРТВЫ оныя очищали грехи людские, но Христос, жертвами оными прознаменованный, очищал. «Не возможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи», глаголет Апостол (Евр. 10, 4). «И Иисус Христос вчера и днесь, Той же и во веки» (Евр. 13, 8). И «Агнец» (ИИСУС ХРИСТОС) «заклан» в жертвах «от сложения мира» силою и действием, не самым делом (Апок. 13, 8) (3:8).
Христос «заклан в жертвах (ветхозаветных) от сложения мира (силою и действием, не самим делом)» (3:8, см. ХРИСТОС, 1121).
Христос есть совершенный Бог и совершенный Человек (5:85, см. БОГ, 152) (4:271, см. ХРИСТОС, 1131).
Христос по-человечески алкал и жаждал (5:127).
Христос всем подобен человеку, кроме греха
Безлетный, времен и веков Творец, летами, и непримененный, вечный, безначальный, и безконечный, возрастом успевал; в святейшей утробе неискусобрачныя Девы зачался и носим был, родился и младенчествовал; потом отроком, потом юношею был; далее и в совершенный мужеский век пришел, и тако успевал летами и возрастом, якоже вси человецы. Бог, Который восхотел уподобитися нам ради нас во всем, кроме греха (5:100).
Божество и человечество Христа
Как зачатие, рождество, так и успех в летах и возрасте, Господу приписуется по человечеству, а не по Божеству. Божество бо как начатися, так родитися и расти не может, понеже безначально, непременно и вечно, и никакой перемене не подлежит, всегда равно в своем совершенстве и вечности пребывает (5:101).
Христос страдал по человечеству, а не по Божеству
Страдание и смерть Христову разуметь должно «по плоти», от Девы нас ради восприятой. Ибо Божество есть бесстрастно и бессмертно, и потому страдать и умереть не может. Приписуется же Сыну Божию воплотившемуся потому, что Он Своею плотию, от святой Девы восприятою, пострадал и умер. Ибо во ХРИСТЕ веруем и исповедуем «едино лице, но два естества, Божество и человечество», в едином лице неслитно соединившемся, и потому ХРИСТОС есть совершенный Бог и совершенный человек. Но, ради единости лица, един есть Христос. И так, когда глаголем: «Христос пострадал», то разумеем, что не простый человек, но Богочеловек пострадал, хотя, как выше сказано, страдание тое разумеется не по Божеству, но по человечеству (3:52).
Христос есть истинный Бог
Христос есть истинный Бог наш, как всегда в церкви слышим, и вера наша научает нас тому. Он, яко Бог, знает совершенно, кто что ныне делает, говорит, мыслит, и в книге Своего суда записывает. Он же будет и судити всех, и на суд Его вси соберемся, праведнии и грешнии (1:16).
Се видишь, возлюбленне, кто то есть Избавитель наш, и каким образом избавил Он нас. Есть Он Господь наш Сын Божий Единородный, от Отца рожденный, прежде всех век, Свет от Света, Бог истинный от Бога истиннаго, рожденный, несотворенный, единосущный Отцу, Имже вся Быша (1:27).
Христос есть Отец по духовному рождению (3:57, см. КРЕЩЕНИЕ, 436).
В одном Лице Христа соединены неслитно и нераздельно два естества
Веруем мы, что «во Христе два естества», Божество и человечество во едином лице соединены, но не слияны: и потому Христос Господь наш есть совершенный Бог и совершенный человек, пострадавый за нас. Но пострадал и умер по естеству человеческому, а не по Божеству. Ибо Божество безстрастно есть, не может терпеть, страдать болезней и умереть; есть бо всегда непременно в Своем всесовершенном блаженстве. Страдал убо Христос Бог наш Своею душею и Своим телом, как выше сказано; а Божество Его безстрастно пребывало в страдании Его. Берегись убо, христианине, приписывать болезней и страдания Христову Божеству (4:288).
О Христе свидетельствуют апостолы, которые с Ним ели, пили, ходили, видели Его...
О Нем засвидетельствовали, проповедали и благовестили всему миру очевидные Его свидетели, Апостоли, которых дванадесять избрал и именами нарекл; они Его сами видели и Ему последовали, и за Ним от града во град, и от веси в весь ходили, и в напастех с Ним пребыли (Лк. 22, 28); они видели Его чудодействующаго, и слышали Его проповедующаго Евангелие святое, и поучающаго пути, ведущаго в царствие небесное; яли и пили с Ним, и показывали не токмо тое, что делал, но где, и как делал, и о чем вопрошали Его, и что ответствовал, и в каком городе, какой веси, в каком месте, и какое чудо, и какое знамение сотворил, и на каком месте, и о чем учил и в какое время. Вси сии обстоятельства самовидцы оные изъяснили в Писании Святом, и нам предали к утверждению истины Евангельския и веры нашея. Видели Его страждущаго и умирающаго за нас, и воскресшаго из мертвых, и по воскресении яли и пили с Ним, и беседовали с Ним, и возносящагося на небе видели и покланялися Ему (Лк. 24, 35, 39, 42, 43, 51 и 52 и Деян. 1, 2–3). О чем всем согласно нам проповедали... «Живот явися, и видехом, и свидетельствуем и возвещаем вам Живот вечный, иже бе у Отца, и явися нам: еже видехом и слышахом, поведаем вам, да и вы общение имате с нами» (1Ин. 1, 1–3). Нет достовернейшаго свидетельства, паче очевиднаго свидетельства, и от многих и о единой вещи и согласно свидетельствующих. Истина сия непреоборима. «Верно убо слово и всякаго приятия достойно: яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти» (1Тим. 1, 15) (5:254).
Христос – Сын Божий
(Свидетельства Бога Отца, Иоанна Предтечи, ап. Петра)
Бог, Отец небесный, гласом Своим божественным благоволил с небесе засвидетельствовать о Нем при крещении: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих» (Мф. 3, 17). И Дух Святый, в виде голубине сходящ на Него, утверждал истину гласа Отча, о чем самовидец Иоанн, святый Пророк и Предтеча, засвидетельствовал: «и аз видех и свидетельствовах, яко Сей есть Сын Божий» (Ин. 1, 34). Тойжде глас Отчий повторен на Фаворе при Преображении Господнем: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Мф. 17, 5). О сем гласе засвидетельствовали самовидцы Петр и бывшие с ним на горе святей: «не ухищренным баснем последовавше, сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия онаго. Прием бо от Бога Отца честь и славу, гласу пришедшу к Нему такову от велелепныя славы: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же Аз благоизволих. И сей глас с небесе сшедш мы слышахом, с Ним суще на горе святей» (2Пет. 1, 16–18) (5:253).
Христос открыт в Евангелии (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 333).
Каждое действие и событие в жизни Христа имеет непосредственное отношение к человеку
На земли пожил еси, Царю небесный, да мене на небо возведеши, изгнаннаго из рая; родился от Девы плотию, да мене отродиши духом; хуление претерпел еси, да моим врагом, клевещущим на мя, заградиши уста; обесчестился еси высший всякия чести, да мене обесчещаннаго почтеши; плакал еси, да от моих очес отымеши слезы; воздыхал, скорбел, тужил, да от Мене отымеши вечное воздыхание, скорбь, тугу, болезнь, и подаси вечную радость и веселие; продан и предан был еси, да мене плененнаго свободиши; связан был еси, да мои узы растерзаеши; суду неправедному предстал еси, судяй всей земли, да мене вечнаго суда избавиши; обнажен был еси, да мене, обнаженнаго «облечеши в ризу спасения и одеждою веселия одееши»; венчался еси тернием, да мене венец живота подаси; царь поругания нареклся еси, Царю всех, да мне царствие небесное отверзеши; тростию по главе биен был еси, да мене в книге животней напишеши; вне града пострадати изволил еси, да мене, изгнаннаго из рая, в небесный Иерусалим введеши; между злодеями вменился еси, един Праведный, да мене нечестиваго оправдаеши; клятвою был еси, един Благословенный, да мене проклятому благословение подаси; кровь Свою излиял еси, да мой гной и скверну греховную омыеши; оцтом напоен был еси, да мне подаси «ясти и пити на трапезе во царствии Твоем»; умер еси, Животе всех, да мене умершаго оживиши; во гробе положен был еси, да мене из гроба воздвигнеши; воскресл еси, да мене о моем воскресении увериши; вознесся еси на небе, да мене туда же вознесеши и прославиши во царствии Твоем. Сия Ты мне, рабу Своему, сотворил еси! «О, Господи, что есть человек, яко помниши его, или сын человеч, яко вменяеши его?» (5:251).
Христос ради спасения человека воплотился, жил на земле и умер
Пришел Он к тебе, Создатель к созданию Своему, Господь к непотребному рабу Своему, Бог святый и великий ко грешнику; Царь небесный явился на земли, и херувимам и серафимам неприступный, бедным и отверженным человекам и грешникам приступным соделался; вообразился в подобострастное тебе тело, жил на земли, обращался между грешниками, яко свет между тьмою, «и тма Его не объят»; трудился, болезновал, плакал, страдал и умер за тебе. Видишь, грешник, что Бог тебе ради сотворил! (4:187).
Христос воплотился, пострадал и отверз двери в царство небесное
Он нас ради и нашего ради спасения с небес сшел, и воплотился от Девы Марии, распялся при Понтийском Пилате, и страдал, и погребен был, и в третий день от мертвых воскресл. Тако Он за нас пострадал и умерл, и тем страданием и смертию умилостивил Отца Небеснаго и нас примирил: тако казнь тую, которой мы повинны были, на Себе взял, и так за нас вступился, тако нам заслужил отпущение грехов, и грехом последующия казни вечныя избавил, а вместо рая, из котораго изгнани мы были, небо нам отверзл, царство небесное нам даровал (1:27–28).
Христос есть все и вся для человека
Что ты сыскал, грешниче, в Любителе твоем Иисусе неугодное тебе? что видишь в Нем, чтобы тебе к любви Его не привлекало? Желает человек БЛАЖЕНСТВА, – истинное и вечное блаженство у Него. Желает человек КРАСОТЫ, – «Он краснейший добротою паче сынов человеческих» (Пс. 44, 3). Хощем благородства, – кто благороднейший Сына Божия? Ищем ЧЕСТИ, – кто честнее и выше Царя небеси? Славы ли, – Ипостасная Божия премудрость Он есть. Дружества ли, – кто любезнейший и любительнейший паче Его? Веселие любит человек, – РАДОСТЬ и веселие блаженных духов и избранных Божиих Он есть. УТЕШЕНИЕ ли потребно тебе, – кто утешит тебе, кроме Иисуса? МИР потребен тебе, – Он есть Царь мира, душевный мир Он есть. ПОКОЯ ищеши, – Иисус обещает и подает покой вечный душам, любящим Его. Живота желаешь и ищешь, – у Него источник живота. Заблудити опасаешися, – Иисус есть путь. Прельститися боишися, – Иисус есть истина. Смерти ужасаешися, – Иисус есть живот, якоже глаголет: «Аз есмь путь и истина и живот» (Ин. 14, 6). Словом, все блаженство у Него, и кроме Его нет никакого блаженства (3:152–153).
На конец веков Бог послал Сына для СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА
Наконец пришло время, и святейшим благоволением Твоим послал Ты к нам Самаго единороднаго Сына Твоего, Тебе соестественнаго и соприсносущнаго и собезначального. Той в подобострастную нам плоть облеклся, и от пренепорочныя Девы Матери родился, и, Бог сый безначальный, младенчествовал, и, Царь небесный, на земли жил, о Котором Ты с небесе святаго Своего божественнейшим Своим засвидетельствовал гласом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте» (Мф. 17, 5). Той от Тебе, Бога и Создателя нашего, к нам бедным послан взыскати и спасти нас, погибшее Твое создание, якоже сам Он о Твоей к нам недостойным любви утешительно проповедал (4:231).
Христос принес свет в мир
Прежде восхождения солнца тьма и нощь пребывает, но как солнце взойдет, тьма отступает, и свет возсиявает. Тако до пришествия Христова, Иже есть Солнце праведное, тьма всю вселенную покрывала, и нощь глубокая была; но как сие светлейшее возсияло Солнце, и свои теплейшие лучи на всю вселенную испустило, благоприятнейший и сладчайший душам нашим возсиял день. Тогда исполнилося пророческое слово: «людие ходящии во тьме, видеша свет велий: и седящим в стране и сени смертней, свет возсия им» (Ис. 9, 2; Мф. 4, 16) (4:8).
Христос принес богатство благости Божией
«Егда же прииде кончина лета» (Гал. 4, 4); явися от начала мира проповеданный, и от всего мира не иначе, как дождь от земли жаждущей, ожиданный Мессия Христос, «сый сияние славы Отчия» (Евр. 1, 3); и, как солнце, всю поднебесную Своим явлением просветил и согрел, Сей великий «Посланник и Святитель исповедания нашего» (Евр. 3, 1); и великаго совета Ангел (Ис. 9, 6), возвестил нам всю благость, милость и человеколюбие Божие к нам, и призывает всех грешников: «покайтеся и веруйте во Евангелие» (Мк. 1,15); призывает всех к Себе труждающихся и обремененных... и обещает покой душам: «и обрящете покой душам вашим» (Мф. 11, 28 и 29). Блудникам, мытарям, разбойникам и прочиим грешникам, приходящим к Нему с покаянием и верою, двери милосердия Божия и рай, грехом заключенный, отворил, и восхищают его благодатию Его мытари и любодейцы и разбойники кающиися (Мф. 21, 31; Лк. 23, 43). Сие богатство благости Божией в весь мир пронести повелел Апостолам Своим: «шедше в мир весь проповедите Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). «Они изшедше, проповедаша всюду, Господу поспешествующу, и слово утверждающу последствующими знаменьми» (Мк. 16, 20) (3:8).
Христос принес на землю благую весть
Мы с праотцем нашим Адамом вси пред Богом Царем небесным согрешили, и из рая в мир сей, аки в заточение в ссылку, посланы. Христос, Сын Божий, великаго совета Ангел, пришел к нам изгнанным и осужденным, и принес пресладкую от небеснаго Своего Отца весть, и объявил нам, что Бог прощает нас, и паки в милость Свою приемлет. И «пришед благовестил мир вам дальним и ближним», глаголет Апостол (Еф. 2, 17) (4:25).
Христос с рождения терпел гонения
Видим, что от самых пелен начал Спаситель наш крест носити ради нас, как бо ради нас в мир родился, так ради нас и гонения терпел. Последуем и мы Ему, взявше крест свой, последуем Ему, да и по смерти с Ним будем во царствии Его (5:90).
Христос смирился и обнищал
Видишь, христианине: каково житие Христово на земли было, как великая «нищета». Той, Котораго земля и исполнение ея, не имел, где главы подклонити. Он все могл иметь, яко Господь всего; но и дома Своего не имел, не имел где главы подклонить. Тако Он смирился, тако и обнищал нас ради богатый в милости! Чудно смирение! чудна и нищета Его, Иже есть над всеми Бог сый благословен во веки! (4:246).
Христос был смирен, тих, кроток, милосерд
Был Он смирен, кроток, тих, терпелив, милостив, милосерд, нищ так, что не имел где главы подклонити, якоже Сам о Себе свидетельствует: «лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имать где главы подклонити» (Мф. 8, 20) (4:158).
Смирение и уничижение Христа
Что де сие значит, что Христос Господь сказал: «лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда. Сын же Человеческий не имать где главы подклонити»? (Мф. 8, 20). Ответ. Христос Господь наш сими словами представляет нам крайнюю Свою нищету, так что и дому собственнаго Своего не имел, где бы главу Свою подклонил. «Лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда», а Он и дому Своего не имел.
Смотри как нас ради обнищал. Его же есть земля и исполнения ея, так что не имел где главы подклонити. О, чудо! У Котораго в руце вси концы земли, и небо престол, и земля подножие, так обнищал, что не имел где главы подклонити. Сию нищету представляет нам Апостол Его: «весте бо благодать Господа нашего Иисуса Христа, яко вас ради обнища, богат сый, да вы нищетою его обогатитеся» (2Кор. 8, 9). Своею нищетою милостивый наш Иисус нас нищих обогащает (5:108).
Пересказ событий, связанных с Рождеством Христа
Просишь ты, чтобы я тебе предложил во-первых: «что учинилося при плотском рождении Сына Божия». Я тебе из Евангелия Его святаго о том предлагаю, яко и все житие и дела Его преславная оно нам повествует. Слыши убо... (5:86).
О Рождестве (4:39; 3:126).
Исполнение предсказаний Его Рождества (5:264).
Его рождение не было подобно человеческому (1:24).
Обрезание (3:126).
Сретение в храме (3:126; 1:24).
Ирод, не найдя Христа-младенца, избил Вифлеемских младенцев (5:116; 4:240).
Бегство Христа в Египет
«Что далее последовало по рождении Сына Божия?» вопрошаешь. «Ответ». Повествует святое Его Евангелие, что Ирод царь искал Его убити, чего ради Пресвятая Матерь Божия и Иосиф святый, Ея обручник, со Христом бежали во Египет, по извещению ангельскому, и тамо несколько времени жили, сокрываяся от убийцы (5:89).
После Египта поселился в Назарете (5:117).
Христос повиновался родителям (5:93, см. ПОСЛУШАНИЕ, 749).
Христос 12-летний в Иерусалиме (3:127; 5:118; 1:24).
О послушании Христа (2:67).
Крещение Христа на Иордане (1:25; 3:127).
Христос предуготовлялся проповедью Предтечи (5:120–122; 1:23).
Христос Своим Крещением освятил воды (5:99, см. КРЕЩЕНИЕ, 435).
О смирении Христа во время крещения
Смотри, возлюбленне, смирение Господа нашего Иисуса. Многий народ грешников шли на крещение ко Иоанну: Он един безгрешный, паче же всего мира вземляй грехи между ими, аки един от грешников, шел к Крестителю, просил крещения, Который освящает крещение, просил Господь от раба, – чего ради и Иоанн возбранял Ему: «Аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне?» (Мф. 3, 14). Смотри, как смирился нас ради Господь наш, како не возгнушался грешникам примешатися, между грешниками ити, рабу Своему главу подклонити, от него крещения просити, и креститися, и водою, которую создал, омыватися, не имеяй скверны и порока. Слава смирившемуся ради нас Сыну Божию! Подражаем и мы сему смирению, да вознесемся (5:99–100).
Искушение в пустыне Христа (3:127; 1:25; 5:101).
Предсказание о проповеди Спасителя и исполнение (5:270).
Проповедническая деятельность Христа
Видим в святом Евангелии, что Господь наш Иисус Христос, по искушении от злаго духа, «изшел на проповедь святаго Евангелия», которое от небеснаго Своего Отца на землю принесл: и, собравши дванадесять учеников, которых апостолами назвал, с ними с места на место и от града во град проходил и проповедывал Евангелие царствия Божия, и на земли сердец человеческих сеял спасительное слова Божия семя, и научал всех познавать небеснаго Своего Отца, и Тому верою и правдою угождать, волю Его святую творить, и Себе во образ всем подавал, и тако всех научал небеснаго и святаго жития (4:244).
Предсказание о чудесах и исполнение (5:271).
Христос ходил, проповедуя Евангелие и совершая чудеса (1:25–26; 3:128; 5:106).
Христос вышел на проповедь и избрал 12 учеников (3:127).
Предсказание, что Христос пошлет учеников на проповедь и исполнение (5:274).
Послание апостолов на проповедь (1:26).
Христос показал пример святой жизни
Христос Господь, живучи на земли, учил и творил; учил добру и творил добро; и чему учил, тое и творил, и тако Своим примером научал нас святому и христианскому житию. Откуду святый Лука Евангелист глаголет о Нем: «Иисус начат творити и учити» (Деян. 1, 1) (4:219).
Христос научил людей, как свято жить
Христос, Сын Божий, Господь наш, живучи на земле, не токмо заслужил нам милость и благословение у небеснаго Своего Отца, как выше о том многократно сказано, но и как словом научил, так и делом показал, как нам Богу угождать, свято и по-христиански жить: понеже мы не знали сами, в чем тое богоугодное житие состоит (3:178–179).
Христос с грешниками ел и пил, ибо пришел привести их на покаяние (5:119).
Множество людей следовало за Христом (3:128–129).
О Преображении Христа (1:26; 3:129; 4:257; 5:149–151).
Христос в Преображении показал, что Он – Бог и Царь славы
Сим спасительным действием показал Господь Апостолам. Что Он есть Отчее сияние, Бог и Господь, и Царь славы, хотя и покрылся смиренным человечества образом: вне является, как человек, подобный прочиим, но внутрь Бог есть. Апостоли прежде видели славу Его от дел чудесных, но зде увидели славу Его уже очами своими, как показалося им лице Его яко солнце, и ризы яко свет, как свидетельствуют: «и видехом славу Его, славу яко единородного от Отца» (Ин. 1, 14). Показывалася слава Христова от дел Его, которых никто, кроме Бога, не может творити. Но зде явилася слава Его божественная образом видимым, когда просветилося лице Его божественное как солнце, и ризы блистали как свет, о чем и глас Отчий свидетельствовал (5:149–150).
Предсказание о входе в Иерусалим и исполнение (5:271).
Вход в Иерусалим (1:26; 3:129–130; 5:151).
Христос говорил ученикам Своим о Своих страданиях
Наперед предсказывал ученикам Своим страдания Своя Господь, да, когда в самом деле увидят оная, не усомнятся и не соблазнятся теми, видя Господа своего страждущаго, Котораго видели чудеса творящаго, не поколеблются сердцами своими о Нем; да познают, что Который страдания Своя предсказал, Тот волею Своею тая претерпевает. Предвиденная бо беда, и потом нашедшая, не так смущает человека, как нечаянно нашедшая, и, приуготовившеся к чаянной напасти, великодушнее сретаем тую, нежели нечаянно впадше в оную. Сего ради Господь и Своя страдания учеником Своим, и их и прочиих верных гонения и скорби, в мире приключающаяся им, объявил: «в мире скорбни будете» (Ин. 16, 33) (5:139).
Христос показал образец СМИРЕНИЯ
Сколько велик и высок Христос Господь наш, столько велико и глубоко смирение Его. Высочество и Величество Его непостижимо, непостижимо убо и смирение Его. Николиже тако видено было на земли. Нигде не слышим, чтобы человек – царь подданным своим рабам ноги умыл. От века не слыхано то, ниже видено. Бог, Царь небесный явился во образе человеческом, и сотворил дело тое на земли, да всем «образ смирения» покажет. Услышите сия вси язы́цы, внушите вси живущии по вселенней! (4:261).
Понеже важное сие дело, и нам смирение Иисусово есть зеркало, в которое смотря, имеем смирятися, тое я еще о том тебе повторяю. Аще бо случилось тебе видети, что царь земный, склонившися умывает рабам своим ноги, то ты бы неотменно тому удивился. И не можно тому и не дивиться. И во весь свет пронеслося бы тое дело; ибо умывать ноги служение рабское есть, и есть последнейшее. Потому и дивно бы было, что царь, не смотря на величество сана своего, такое служение отправляет. Но царь земный, хотя и велик по сану своему, однакож человек есть, как и раби его. Представь себе ныне оное время, в которое Царь небесный на Себе образ сей смирения и служения показывал, и тую горницу, в которой Царь царей и Господь господей воставал с вечери, и отлагал ризы Своя, и приимал лентион, и распоясывался, и вливал воду во умывальницу, и, падши на колена, умывал ноги рабам Своим, и отирал лентием, которым был препоясан (Ин. 13, 4 и 5). О, прекрасное зрелище! Дивное позорище Ангелом и человеком! Не смотрел на Свое величество, но дело рабское и последнейшее творил (5:111).
Сын Божий называет зде Себе Сыном Человеческим, как от любви к роду человеческому, так и от смирения. Как уподобитися нам от любви, так и называтися подобным нам благоволил. И как читаем во Евангелии Его, более называл Себе Сыном человеческим, нежели Сыном Божиим. Смотри смирение и любовь Сына к нам Божия! Слава возлюбившему нас, и смирившемуся ради нас. Видим зде, что Он как в человеческом и рабием образе пришел, так и служить человекам не отреклся, и глаголал ученикам Своим: «Аз посреде вас есмь, яко служай» (Лк. 22, 27). Чего ради и ноги умыти у них не постыдился (Ин. 13, 5). Примечай, возлюбленне, как Господь наш ради нашего спасения смирился. Тот, у Котораго ремень сапогу отрешить недостойным себе почитал великий Иоанн, – Которому Ангели со страхом и раболепно служат, служит человекам, рабам Своим, и им ноги умыть благоволил. О, чудо! О, зерцало смирения! Смотрел на сие Отец небесный с небесе и благоволил о том; смотрели Ангели Его, и удивлялися тому. Видим и мы ныне верою, и поклоняемся смирению Его (5:110).
Смирение Христа от любви происходит
Он, будучи Сын Вышняго и Господь славы, не устыдился «зрак раба прияти, смиритися, послушливым быть даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 7–8). К сему глубочайшему и нашим умом непостижимому смирению убедило Его не иное что, как «любовь» к небесному Своему Отцу, Который гордостию и непослушанием человеческим разгневан был и оскорблен, – и «сожаление» к человеку, который ради преслушания от лица Божия отвержен был. Таким самопроизвольным смирением правду Божию раздраженную удовольствовал, и человека, от милости Божией отпадшаго, паки в высочайшую Его милость привел (2:259).
Христос учил смирению и Сам показал пример (1:43, см. СМИРЕНИЕ, 941).
Христос учил терпению и Сам показал пример (1:44, см. ТЕРПЕНИЕ, 1044).
Предсказание о ненависти ко Христу иудеев и исполнение (5:271).
Христос пришел к Своим и Свои Его не прияша (5:249).
Христос не был принят иудеями (5:116–117).
За благодеяния и чудеса клеветали (5:249).
Христос уклонялся от убийц Своих, ожидая их покаяния (5:137).
Книжники и фарисеи по зависти преследовали Христа (1:26).
Зависть и злоба книжников (3:129; 3:130).
Христос претерпел клевету, хуления и поношения во время Своей жизни (5:127, 128–129, 133).
Предсказания о страданиях Христа и исполнение (5:273–274).
Предательство Иуды и страдания, смерть на кресте (1:26–27; 3:130; 4:266; 5:272).
Молитва в Гефсиманском саду (3:130).
Бесчестия, суд у Пилата, распятие (3:131).
Предсказание об осуждении Христа и исполнение (5:272).
О мучениях, страданиях и крестной смерти (5:350; 4:270; 4:391).
О страданиях Христа и смерти (3:39–53).
Все житие Христа есть крест (3:159–160).
Воскресение Христа (3:131).
Вознесение Христа (1:26; 3:132).
Христос пострадал от народа, которому более благотворил
От кого пострадал. Отвещает Евангелист святый: «во своя прииде, и свои Его не прияша» (Ин. 1, 11). От своих неблагодарных людей, «иже суть Израильтяне, ихже всыновление и слава, и заветы и законоположение и служение и обетование; ихже отцы, и от нихже Христос по плоти, сый над всеми Бог благословен во веки», воздыхает о них Павел (Рим. 9, 4 и 5). От тех пострадал, которых в особливой милости содержал паче прочиих языков; которых пришел спасти, якоже Сам глаголет: «несмь послан, токмо ко овцам погибшим дому Израилеву» (Мф. 15, 24); которых учил истине, которым проповедал царствие небесное, показывал путь к небеси; у которых слепых, хромых, прокаженных, бесноватых и прочиих недужных исцелил и прочия чудесныя и вышеестественныя дела соделал. От сих людей «Своих» пострадал Христос, Сын Божий, их Благодетель, Творец и Бог! Предан и продан в руки беззаконных от «своего» ученика неблагодарнаго Учитель сшедый с небесе и учивый истине. За колико продан? «за тридесять сребренников» (Мф. 26, 15), – так малую цену Бесценный, Котораго есть небо и земля со всем исполнением их (Пс. 49, 12; 23, 1; Ис. 19, 5) (3:51).
Обзор жизни Христа как человека, но остающегося Богом (5:247–248).
Краткое житие Христа от рождества до крестных страданий; размышления для укрепления веры (5:278–279).
Все действия и моменты из жизни Христа ради нашего спасения (3:164).
Христос Своими страданиями удовлетворил правде Божией
«В страдании Христовом видим и премудрость Божию», которая тамо изобрела путь ко спасению нашему, где, казалось, не было пути. Бог праведен и благ есть. Поколику благ есть, хотел спасти род человеческий погибший: но поколику праведен есть, нужно было Ему не оставить грех человеческий без наказания. Несходно бо с правдою Его – грех оставить без казни. Зде премудрость Божия изобрела и устроила тое, что и грех без наказания не остался, яко Сын Божий за грехи пострадал, и род человеческий спасение получает, и тако страданием Христовым и правде Божией и благости Божией удовлетворилось (5:74).
Страданиями Христа даровано всякое благо
От Его печали, скорби и туги мир и радость вечная нам проистекла; Его милосердными слезами отираются слезы очей наших, и действительны пред Отцем небесным бывают; Божественнаго Его тела обнажение ризу нам спасения и одежду веселия соделало; смирением и уничижением Его мы вознеслись от поругания и безчестия; Его вечная честь и слава последовала нам. Словом: все БЛАЖЕНСТВО духовное и вечное от сего спасительнаго Источника проистекло нам. О сем Ему, начальнику жизни нашея, со Отцем и Святым Духом, возсылаем вечное благодарение (4:31).
Христос примирил Бога с человеком и человеков между собой
Но Христос, Сын Божий Ходатай Богу и человеком учинился; средостение, которое было между Богом и человеки, отнял; Бога нам умилостивил, и Богу нас присвоил; ангелов человеком, и человеков ангелом примирил; Иудеев с языками; и языков с Иудеями в союз мира привел, и учинил едино благословенное стадо, то есть, из небесных и земных, иудеев и еллинов; и тако учинилось, по словеси Его, «едино стадо и един Пастырь» (Ин. 10, 16) (3:432–433).
Христос страдал прежде страданий крестных, так как знал все, что с Ним произойдет
Прежде страдания, страдание терпел Иисус Господь наш, видел бо, коль великая и ужасная имел терпеть страдания, да еще от Своих людей, от тех, к которыи послан был, и от которых по плоти произошел. Видел, что Его един от учеников за малую цену предаст в руки беззаконных; видел, что оплюют, уязвят, поругаются, осудят, и пригвоздят Его ко кресту. Вся сия видел: чим божественная Его душа уязвлялась, и прежде страсти еще страдала. Известно бо предвиденная, и неотменно имеющая приключитися напасть не менее душу смущает и опечаляет, как и нашедшая. Но обаче любовь к небесному Своему Отцу, и к погибшему человеку милосердие превозмогало; изволилось Ему лучше все терпеть, нежели Бога, человеческим грехом раздраженнаго и разгневаннаго видеть, и беднаго человека, во власти диавольской и погибели оставить. Видишь, что Иисус ради нашего спасения Себе презрел, и хотя не телом, но святою душею Своею чрез все житие на земли страдал. Слава любви и милосердию Его к нам недостойным. Воздадим и мы Ему любовь за любовь, и заповеди Его святыя от любви исполним (5:139).
Христос пострадал добровольно
Христос Господь наш вся страдания Своя «волею» претерпел, как и выше сказано. Восхотел предатель продать и предать Его в руки беззаконных; не противился ему: и предал. Восхотели взять Его и связать беззаконники; не противился им, и взяли и связали Его. Восхотели вести Его к беззаконному сонмищу; не противился, – и привели Его. Восхотели судить Судию всех; не противился, – и осудили. Восхотели поругаться, посмеяться и оплевать Его; не противился, – и поругались, посмеялись и оплевали славы Господа. Восхотели озлобить и уязвить; не противился, – и озлобили и уязвили. Восхотели, яко осужденника, на смерть вести; не противился, – и вели на смерть. Восхотели ко кресту пригвоздить, и между двух злодеев повесить; не противился, – и пригвоздили и повесили. Восхотели и прочая злая Ему сделать; не противился, – и сделали. Тако Он о Себе и чрез Пророка глаголет: «Аз не противлюся, ни вопреки глаголю» (Ис. 50, 5) (4:273).
Страдание Христово было вольное. Сам восхотел чашу сию страдания и смерти нас ради грешных пити, и испил, как видели мы. Тако о Нем свидетельствует святое Божие слово: «тогда рех: се прииду! в главизне книжне писано есть о Мне, еже сотворити волю Твою, Боже Мой, восхотех», глаголет чрез Пророка (Пс. 39, 8 и 9), которое слово и Апостол святый о вольном Его страдании приводит (Евр. 10, 7). И паки: «сего ради Мя Отец любит, яко Аз душу Мою полагаю, да паки прииму ю. Никтоже возмет ю от Мене, но Аз полагаю ю о Себе: область имам положити ю, и область имам паки прияти ю» (Ин. 10, 17 и 18). Тако верует и исповедует святая Церковь, якоже поет Ему: «Благословенную нарекий Твою Матерь, Христе, пришел еси на страсть вольным хотением» (В воскр. Богород. 6-го гл. и на прочиих премногих местах) (3:53).
Иисус Христос Господь наш мог уклониться от рук беззаконных врагов Его, но не хотел: яко пришло уже тогда время Ему за нас пострадать (4:269).
Христос принял страдания ради освобождения человека
Ужасается и тужит Сын Божий Господь наш, да от нас отъимет страх, трепет и ужас вечнаго во АДЕ осуждения, вечную тугу и тоску, которым мы грех ради наших подвержены были. Скорбит душею до смерти, да нас душевныя СКОРБИ избавит и подаст вечную РАДОСТЬ. Посмотрим далее на подвиг Христов. Продается и предается от неблагодарнаго ученика в руки беззаконных (Мк. 14, 10, 11, 41–46), да нас, «проданных под грех» искупит (Ис. 50, 1; Рим. 7, 14). Оставляется един от всех учеников, – «тогда ученицы вси, оставльше Его, бежаша» (Мф. 26, 56), да нас оставленных, беззаступных, беспомощных и отверженных от лица Божия, заступит и поможет нам, якоже Сам чрез Пророка глаголет: «и воззрех, и не бе помощника; и помыслих, и никтоже заступих; и избави из мышца Моя» (Ис. 63, 5). Емлется от беззаконных и связуется заступник наш Иисус (Ин. 18, 12), да наши растерзают узы (3:40) (также 5:8–9, см. СЫН БОЖИЙ, 2068).
Христос страдал за наши ГРЕХИ
Христос Господь наш, как ради нас в мир пришел спасти нас, так «за нас» и пострадал. Грехи наши виною страдания Его были; грехи наши взял Он на Себе; взял и претерпел казнь, грехам последующую. «Той язвен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша» (Ис. 53, 5). Чудна благость, милосерие и промысл Божий о нас! Мы согрешили, и Христос Господь наш казнь за нас претерпел. Раби согрешили, и наказан бысть Владыка (4:271–272).
ХРИСТОС
Мы вси согрешили и достойны были вечнаго наказания: Христос Сын Божий волею Своею и благоволением небеснаго Своего Отца, взял грехи наши на себе, и наказание за грехи, и так «язвен бысть за грехи наша и мучен бысть за беззакония наша» (Ис. 53, 5). Христос неповинен был: «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2, 22). Наказан убо Христос Спаситель наш за наши грехи, да мы, верующие в Него, вечно не наказаны будем; зде видим правду Божию, Христовым страданием удоволившуюся, а к нам согрешившим неизреченную Божию благость и человеколюбие показавшееся (5:73–74).
Христос страдал и телом и душою
Христос Господь наш и душею и телом страдал. В душе имел скорбь, печаль, тугу и ужас несказанный и умом непостижимый. «И начат», глаголет Евангелист, «ужасатися и тужити; и глагола им (Апостолам): «прискорбна есть душа Моя до смерти» (Мк. 14, 33 и 34). От чего на пресвятом теле Его «был пот, яко капли крови каплющия на землю» (Лк. 22, 44). Безчестие, поношение, поругание, посмеяние, которое Ему сотворилося от беззаконных, неизреченно пречистую душу Его уязвляло; потому что хула тая «всему лицу» приключилася, Которое есть Бог и Человек, ХРИСТОС бо есть совершенный Бог и совершенный человек. Тем весьма уязвлялась пречистая душа Его, что в Нем Богу хулим и поругаем был. Тело Его пресвятое, пречистое, непорочное, «Слову Божию соединенное», билося, ранилося, уязвлялося, озлоблялося, заушалося, оплевалось, окровавливалося, тернием прободалося, обнажалося, ко кресту пригвождалося, и прочая (4:271).
Христос пострадал за грешников
Отврати лице, Твое, Владыко, от грех моих и обрати лице на Христа, Господа моего, Иисуса Христа, единороднаго Сына Твоего, Который за мене недостойнаго и беднаго грешника пострадал и умер, и Самого Себе за грехи моя в жертву и в воню благоухания Тебе, небесному Своему Отцу и моему Создателю, принесл; и Того благодатию и человеколюбием излей на мя милость Твою, и вся беззакония и грехи моя заглади кровию Его, мене ради излиянною! Аминь (4:97).
Христос пострадал за людей грешных
За кого пострадал? – За тебе и мене непотребнаго, окаяннаго, беззаконнаго, нечестиваго, проклятаго раба Своего, или паче врага Своего, един Царь царствующих и Господь господствующих! Я и ты причиною ужаснаго Его страдания были; мои и твои грехи и скверны очищал тако на олтаре крестном непорочный Агнец, Сын Божий. Мы виноваты, но Сын Божий казнь терпел. Мы закон Божий нарушили, но Христос безгрешный со «беззаконными вменися». Мы должники Богу тьмою талант, но Христос, Который ничего не должен был, долг наш за нас кровию Своею платил, якоже глаголет: «яже не восхищах, тогда воздаях» (Пс. 68, 5) (3:52).
Страдания Христовы есть проявление милосердия Божия
В страдании Христовом видим неизреченное Отца небеснаго к нам «милосердие», Который, видя нас в погибели, и не хотя нам в той во веки быть, «Сына Своего» ради нашего спасения «не пощадел, но за нас предал Его» (Рим. 8, 32); о чем Сам Сын Божий во утешение наше нам глаголет: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк, веруяй вонь, не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16) (3:268).
Христос по Своему милосердию пришел спасти нас (4:22, см. ИСКУПЛЕНИЕ, 401).
В пришествии Христа на землю открылась благость Божия
Паче всего открылася благость Божия к нам в воплощении единороднаго Сына Божия. Зде все сокровище благости Его открылося, котораго постигнуть не можем. О сем Спаситель наш Сам проповедует: «тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй вонь не погибнет, но имать живот вечный» (Ин. 3, 16). Сие есть Евангелие, сие есть радостная весть, сие есть надежда наша и живот вечный, о сем дерзаем и хвалимся, сим заграждаем уста клеветникам нашим. Сын Божий единородный ради нас в мир пришел, пострадал и умер. «Аще Бог по нас, кто на нас?» кто на нас?» (Рим. 8, 31) (5:75).
Христос,
приняв по ЛЮБВИ ПЛОТЬ человеческую, почтил ЧЕЛОВЕКА великой честью
Апостол святый написал:, «не от ангел убо воистину приемлет, но от семене Авраамова приемлет» (Евр. 2, 16). Что сие слово значит? Значит горячую и неизреченную Сына Божия к роду человеческому любовь: так Он возлюбил род человеческий, что не ангельское естество, высшее паче человеческаго, но человеческое Себе приняти в соединение благоизволил, чим неизреченно почтил наше естество; плоть от плоти нашей, и кость от костей наших учинился. Откуда не стыдится братией нарицати нас, глаголя: «возвещу имя Твое братии Моей, посреде церкве воспою Тя» (Евр. 2, 12), и на прочиих местах. Какая большая может быть ЧЕСТЬ человеком паче сея? Ум постигнуть не может как любви Сына Божия к человеком, так и чести их от того. Сего ради глаголет: «елицы прияша Его (Иисуса), даде им область чадом Божиим быти, верующим во имя Его» (Ин. 1, 12) (5:89).
Христос ради человека сошел с небес и претерпел все
Ради мене сошел еси с небес, да мене на небо возведеши; ради мене смирился еси, да мене вознесеши; ради мене, Бог сый вочеловечился еси, да мене Божественнаго естества Твоего причастником сотвориши (1Пет. 1, 4). Ради мене плотию родился еси, дабы мне духом родитися; ради мене гонение претерпел еси, да мене, изгнаннаго из рая, паки в рай введеши. Ради мене странствовати изволил еси, да мене плененнаго в отечество возвратиши. Ради мене похулен был еси, да врагу моему, клеветнику диаволу, заградиши уста. Ради мене связан был еси, да мене от греховных уз разрешиши. Ради мене тужил, скорбел, печалился и плакал, да мене от скорби, туги, печали и слез вечных избавиши. Ради мене обесчещен и поруган был еси, да мене прославиши. Ради мене со беззаконными вменен был еси, да мене оправдаеши. Ради мене, животе мой, смерть вкусил еси, да мене оживиши. Удивляюсь человеколюбию Твоему! пою милосердие Твое! покланяюся глубочайшему смирению и снисхождению Твоему! Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми, нищий и убогий раб Твой? (4:27).
То чудно, и всякое удивление превосходит, что Бог, Творец неба и земли, великий и непостижимый, к нам, бедным, пришел и посетил нас, и пришел в нашем образе к нам. Дух невещественный, плотию одушевленною и нам подобострастною одеятися, прежде век от Отца, Бог от Бога, Свет от Света нетленно возсиявый, от ДЕВЫ неискусобрачныя и Пресвятыя родитися, и Ее Материю называти, и Ея Сын называтися – чудо чудес! Бог рабу Свою Материю Своею нарицати, и СЫН БОЖИЙ Сын Девы нарицатися благоизволил, – и тако безначальный начатися, невидимый видетися, неосязаемый осязатися, неприступный херувимам и серафимам, грешникам приступным быть; Царь небесный на землю снити; Бог, нам, человеком, уподобився, с нами и нас ради смиритися; всемогущий немощным, всесильный безсильным быти (4:26).
Христос пришел в мир грешных спасти
Святый Иоанн евангелист глаголет: «во утрии же виде Иоанн Иисуса грядуща к себе, и глагола: се Агнец Божий, вземляй грехи мира» и проч. (Ин. 1, 29)... Нарицает Его не Судиею, судящим миру, хотя и есть Судия, но Агнцем Божиим, вземлющим грехи мира; то есть свидетельствует людям, что Он пришел в мир не судити грешники за грехи, но взяти их грехи; как и Сам о Себе сказал Сын Божий: «не посла Бог Сына Своего в мир да судит мирови, но да спасется Им мир» (Ин. 3, 17). Сему согласно и Апостол Его написал: «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти» (1Тим. 1, 15). Отсюда почерпнем утешение себе, грешники, что Царь небесный пришел к нам на землю, как Агнец взяти грехи наша, а не как Судия, судити нас за грехи (5:95–96).
Христос Сын Божий послан спасти грешников (5:82, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 333).
Христос пришел спасти род человеческий, исполнил закон и взял на Себя грехи мира
Сын Божий пришел в мир от всего того зла нас избавити. Он, явившись по плоти, учинился ходатаем и стал посредником между Богом, прогневанным нашими грехами, и человеками, прогневавшими. Закон Божий исполнил совершенно, так что «греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его» (1Пет. 2, 22). Грехи мира на Себе взял, да, якоже Агнец непорочный, очистит их. «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира», показывал на Него всему миру Предтеча святый (Ин. 1, 29). «Неведевшаго греха по нас сотвори Бог, да мы будем правда Божия о Нем» (2Кор. 5, 21)... Вземши наши грехи на Себе, взял и казнь, за грехи нам должную, ибо грехи без казни не бывают (3:136–137) (также 5:10, см. СПАСЕНИЕ, 981).
Христос избавил ЧЕЛОВЕКА от греха, проклятия, смерти, диавола и ада
Таковым страданием Своим Сын Божий заслужил нам у небеснаго Отца милость, которыя мы лишилися бы ГРЕХ ради наших; заслужил отпущение грехов, и нам согрешившим оправдание. Тако избавил нас от власти ДИАВОЛЬСКИЯ, ОСУЖДЕНИЯ, СМЕРТИ, АДА и ВЕЧНАГО МУЧЕНИЯ, и привел нас в Царствие Свое, присвоил нас Себе отпадших от Него, и отворил нам дверь в ВЕЧНЫЙ ЖИВОТ, БЛАЖЕНСТВО и славу вечную. Тако Своею смертию нас умерших оживил. Своею язвою нас исцелил: «язвою Его мы исцелехом» (Ис. 53, 5). Своим СМИРЕНИЕМ нас воставил, Своею СКОРБИЮ нам РАДОСТЬ, Своими узами нам избавление и СВОБОДУ, Своим безчестием и поношением нам честь и славу, – словом, Своим неизреченным бедствием, которое за нас претерпел, нам вечное и неизреченное блаженство исходатайствовал (3:53).
Христос страданиями очистил от грехов, избавил от диавола и примирил с Богом
Видишь, христианине, страшное и ужасное позорище: смотриж и разсуждай причину того! Причина тому ГРЕХИ наши. Тако мои и твои и всего мира грехи очищались. Тако правде Божией удовлетворялось, которая грехами мира раздражена была! Тако Бог миру примирялся, и мир Богу! Тако оправдание нам, грешным, заслуживалось, и спасение вечное соделовалось! Тако от пленения и власти диавольския, адскаго мучения и вечныя смерти избавлялися мы! Тако восход на небо уготовлялся нам, и небесное царствие, грехами нашими затворенное, отверзалося, и все, что в Адаме мы потеряли, возвращалось! Во Адаме мы диаволу и власти его темной подверглися: но чрез Христово страдание от того избавилися. Во Адаме согрешили мы и клятве подвержены сотворилися: но чрез Христово страдание оправдание и благословение Божие возвратилося нам. Во Адаме согрешили мы и клятве подвержены сотворилися: но чрез Христово страдание, оправдание и благословение Божие возвратилося нам. Во Адаме мы умерли и погибли: но Христовым страданием ожили и спаслися. Во Адаме мы от Бога удалились: но Христовым страданием к Богу привелися. Во Адаме мы из рая выгнались: но Христовым страданием в рай не земный, но небесный возвратилися. Во Адаме обезчестилися и посрамилися мы: но чрез Христово страдание почтилися и прославилися. Во Адаме всего добра лишилися мы, и всякому бедствию и окаянству подпали: но Христовым страданиям всякое добро получили и от всякого злополучия избавилися. И тако от Христова страдания, как от источника спасения, все наше благополучие проистекает. Его страдание нашей отрады виновно; Его смерть нашего живота виновна; Его судом и осуждением мы от суда и осуждения вечнаго избавилися; Его ранами мы исцелели; Его узы, которыми Он связан был, нас от уз греховных разрешили, за что поем Ему со Пророком: «растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы» (Пс. 115, 7–8) (4:30–31).
Христос был осужден на смерть
Христос Сын Божий сужден был и осужден на смерть; но неправедно и неповинно веден был на смерть, яко овча на заколение и «идяше во след Его народ мног людей» (Лк. 23, 27). И вне града изведен бысть на место смерти, и тамо между двумя злодеями крестную и смертную казнь претерпел (4:30).
Христос осуждается на смерть, да мы не будем осуждены за ГРЕХИ
«Отпусти игемон за крамолу и убийство всажденнаго в темницу, егоже прошаху: Иисуса же предав воли их» (Лк. 23, 25). Мы, о человече, тому причиною, что злодей предпочтен неповинному Иисусу: наши грехи, возверженные на Него, переважили убийцы грехи. Ибо Он всего мира грехи на Себе взял: «яко агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29). На нас совесть наша, грехами нашими раздраженная, вопияла к Богу; на нас закон Божий, нами разоренный, суда у Бога просил, и на вечную осуждал смерть. Но Христос Заступник вместо нас стал; неповинный за повинных осуждается и предается на смерть. «Господь предаде Его грех ради наших», вопиет Пророк (Ис. 53, 6). «Предан бысть за прегрешения наши», проповедует нам Апостол Его (Рим. 4, 25). «Неведевшаго греха по нас грех сотвори Бог, да мы будем правда Божия о Нем», тойжде Апостол открывает нам (2Кор. 5, 21) (3:44).
Христос, взяв крест, понес ГРЕХИ наши
Что несет пред очесами Божиими и ангельскими поруганный и уязвленный Сын Божий? «Крест Свой», на котором следует Ему пригвоздитися и вознестися; и на кресте всего мира грехи несет Агнец Божий, на Котораго указуя, Предтеча глаголет: «се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29). На сем древе мои и твои, о человече, грехи положенные несет Агнец Божий, которые нас имели погрузить во дно адово. Ибо сего тяжкого БРЕМЕНЕ не токмо воздух, но и земля не может держать, но во дно АДОВО носящаго погружает, аще не возьмет его Сей непорочный и пречистый Агнец. Сего ради Агнец Божий взял их на Себе, и вместо нас несет их, да мы от них избудем. «Той грехи наша Сам вознесе на теле Своем на древо, да, от грех избывше, правдою поживем», проповедует Апостол (1Пет. 2, 24) (3:45).
Христос терпит страдания, да нас освободит от греха
Мы за свои грехи достойны были связаны быть узами адскими, и от диавола и аггелов его на суд Божий вестися и принять по делом нашим; но Иисус, Сын Божий, неправедно связан был, да наши растерзает узы, якоже с Давидом благодарно поем Ему: «растерзал еси узы моя, Тебе пожру жертву хвалы» (Пс. 115, 7 и 8). Сию благодать подал и служителям Своим: «елика аще разрешите на земли, будут разрешени на небесех» (Мф. 18, 18) (3:40).
Христос много претерпел ради грехов человеческих
Видим в святом Евангелии, что Христос Господь наш много поношения и хуления, живучи на земли, неповинно претерпел, и претерпел от Своих людей; со всякою кротостию претерпел. Бог, на престоле славы седяй и от всех небесных Сил покланяемый и почитаемый, как во плоти явился, так нас ради, хуление и поношение от уст грешных претерпел. Грехи наши виновны тому. Грехов бо наших ради, которыми мы Богу нашему досадили, милостивый Иисус, Избавитель наш, всякую хулу претерпел (4:254).
Христос претерпел величайшие мучения
Что пострадал? Всякое безчестие, хуление, насмеяние, биение, оплевание, заушение, уязвление, вязание, обнажение, с места на место перевождение, терновое венчание, ко кресту пригвождение, смерть крестную и всякое зверское безчеловечие, какое могла злоба человеческая, диаволом подстрекаемая, вымыслить, – такое, какое и помыслить ужасно, пострадал! Откуду слово Божие представляет нам ужасный вид страждущаго Христа. «Якоже ужаснутся о Тебе мнози, тако обезславится от человек вид Твой, и слава Твоя от сынов человеческих», глаголет о Нем Пророк Исаия (Ис. 52, 14). «Несть вида Ему, ниже славы: и видехом Его, и не имеяще вида, ни доброты; но вид Его безчестен, умален паче всех сынов человеческих: человек в язве сый, и ведый терпети болезнь», и пр. (Ис. 53, 2, 3 и след.) (3:51).
Христос от рабов Своих претерпел мучения
И что чуднее того: Господь от рабов Своих злых хуление, безчестие, поношение, вязание, наругание, оплевание, заушение, оболгание, оклеветание, биение, раны, на смерть ведение, ко кресту пригвождение, и со беззаконными вменение, кротко и волею претерпети восхотел! – Ради кого? – Ради тебе и мене, сущих врагов Своих... Сие так великое и чудное дело, что тое издалеча провидя Пророк, со ужасом воскликнул: «Господи, услышах слух Твой и убояхся. Господи! разумех дела Твоя, и ужасохся» (Авв. 3, 1–2) (4:26–27).
Каждый член Христа претерпел бесчестие ради человека
Кийждо уд святыя Твоея плоти безчестие нас ради претерпе: терние – глава; лице – оплевание, челюсти – заушения, уста – во оцте – растворенную желчь вкусом, ушеса – хуления злочестивая, плещи – биения, и рука – трость, всего телесе – протяжения на кресте, членове – гвоздия и ребра копие. Пострадавый за ны и от страстей свободивый нас, снисшедый к нам человеколюбием и вознесый нас, всесильне Спасе, помилуй нас (Стихира в Великий пяток на утрени на стиховне) (1:222).
Христос принял поругания, да освободит ЧЕЛОВЕКА от наказания за ГРЕХ
Оплевается, заушается, прикрывается и ударяется, посмевается и поругается Иисус! – Кто Он? Сын Божий, Ипостасное Слово Божие, Которому со страхом предстоят Херувимы и Серафимы! От кого? От Своего непотребнаго создания, которое пришел спасти; от Своих людей, которым закон дал и Пророков послал! – За кого? Кто он такой, так честен, так дорог, что «Бог во плоти» так безчестится и мучится? За Свое создание погибшее, за грешника непотребнаго. Мы, человече, мы погибшии, тому виновны; вместо нас оплевается, заушается, прикрывается, ударяется и такое поругание приемлет; за нас долг сей платит милостивый Искупитель наш и Творец. Мы с прародителями нашими хотели быть «яко бози», и Божию честь похитить себе, яко татие и разбойници, и того ради достойны были, яко хульники, на вечную смерть осужденными быти, на вечное поношение, посмеяние и биение диаволу и аггелом его злым предатися. Нам должно, прикрывши лица своя, пред праведным Богом со стыдом стоять, и, винность свою признавая, исповедатися: «Тебе, Господи, правда, нам же стыдение лица» (Дан. 9, 7). Но Сын Божий казнь тую, нашим грехам должную, зде претерпевает. Он вместо нас посмевается, ругается, закрывается и биется, да нам подаст «область сынами Божиими быти» (Ин. 1, 12), со дерзновением ко «Отцу Своему небесному приступати» (Ин. 14, 6; Еф. 2, 18), и открытым и непосрамленным лицем на «пресвятое Его лице смотрети» (1Кор. 13, 12; 1Ин. 3, 2) (3:41–42).
Христос принял безчестие, да верующих в Него облечет во славу
«Укорив же Его Ирод с вои своими, и поругався, оболк Его в ризу светлу, возврати Его к Пилату» (Лк. 23, 11). И тако Сын Божий, связанный и обезчещенный от безчестия к безчестию и от поругания к поруганию приводится; водится по улицам Иерусалимским, водится от врагов Своих, водится с поруганием, водится в позор Ангелом и человеком и всей твари; «приводится, и туды и сюды, и возвращается». В мою и твою совесть, о, человече, страшное сие позорище ударяет. Мы грех ради наших блудили по пустыне мира сего, тьмою неведения Божия, аки узами связаны... Но Христос, Сын Божий, за нас стал; за нас с поруганием по улицам водится, да нас наставит на путь истины, да нам заблуждшим путь к небеси покажет и устроит, и приведет ко Отцу Своему, якоже глаголет: «Аз есмь путь и истина и живот: никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14, 6). Он учинился «поношения человеков и уничижение людей: Ему вси видящии Его поругашася, глаголаша устнами, покиваша главою» (Пс. 21, 7 и 8). И таким образом наше от нас безчестие отъял, и вместо безчестия вечную славу заслужил верующим во имя Его. Одеждою поругания одеялся, дабы нам чистую «оправдания одежду» подать, да, тою одеяни, явимся непосрамлени пред святейшим небеснаго Его Отца лицем и возрадуемся со Пророком о Господе (3:42–43).
Христос вознесен на КРЕСТ, да очистит нас от ГРЕХОВ
Мои и твои, о человече, грехи на Него возвержены. «Господь предаде Его грех ради наших», свидетельствует Исаия святый (Ис. 53, 6). За тебе и за мене правде Божией, раздраженной грехами нашими, платит Сын Божий, Иисус, Заступник наш, якоже глаголет чрез Пророка: «яже не восхищах, тогда воздаях» (Пс. 68, 5). Мы, которые хотели славу и честь Божию со Адамом похитить, как хищники и тати, достойны были вечно во огне гееннском страдать, и тако правде Божией огорченной платить; но Христос, Сын Божий, сей долг на Себе взял, и тако зде воздает за него, «воздает чего не похищал»; таким образом долг наших грехов, которым мы Царю нашему Богу обдолжились, и не имели чим отдать, кроме смерти вечной (Мф. 18, 24–25). Своею неоцененною кровию загладил, якоже глаголет: «Аз есмь заглаждаяй беззакония твоя Мене ради» (Ис. 43, 25) (3:46).
Иисус за всех кровь Свою излиял (4:67, см. ХРИСТИАНИН, 1114).
Христос – Избавитель и Искупитель мира изводит верующих из работы диавольския (3:36, см. ХРИСТИАНИН, 1061).
Христос Своей кровью искупил нас от вечной смерти (5:24, см. ЛЮБОВЬ, 939) (4:23, см. ИСКУПЛЕНИЕ, 402).
Христос умер за всех, так как пришел СПАСТИ всех
На вопрос твой: «всех ли Христос Господь пришел спасти?» – отвечаю: «вси согрешиша, и лишени суть славы Божия» (Рим. 3, 23). Вси согрешили и погибли, убо всех и спасти пришел Господь. «Христос Иисус прииде в мир грешники спасти» (1Тим. 1, 15). Вси грешники, убо всех и спасти пришел. «Христос за вся умре» (2Кор. 5, 15), убо и всех спасти пришел. Посему и Евангелие проповедати всей твари повелено, да вси услышавше веруют и спасутся (Мк. 16, 15). И «во всю землю изыде вещание их (Апостолов) «и в концы вселенныя глаголы их» (Пс. 18, 5). БОГ бо на лица человеческия не зрит; Ему вси равны, всех равно хощет спасти, никому не хощет погибнуть: «всем человеком хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2, 4). Сего ради для всех и Сына Своего в мир послал, да вси Его БЛАГОДАТИЮ спасение получат. Следовательно ради мене и тебе, и всякого человека пришел Христос Господь в мир, родился, пострадал и умер (5:10).
Христос пострадал и умер за грешников
Разсуди, за кого Христос умер? за грешников. За кого грех, диавола, смерть и ад победил? за грешников. За грешников скорбел до смерти, ужасался и тужил, да их от вечныя скорби, ужаса и туги избавит. За грешников на суде беззаконном судим был, да их от вечнаго суда свободит. За грешников связан был, да их узы растерзает. За грешников оплеван, обезчещен, поруган, посмеян был, да их от диавольскаго поругания исхитит. За грешников уязвлен, биен и мучен был, да их от вечнаго мучения избавит. За грешников на древе крестном умер, да их смертию Своею оживит. За грешников из мертвых востал, да их оправдает. «Иже предан бысть за прегрешения наша, и воста за оправдание наше» (Рим. 4, 25). Когда вся сия за грешников учинил Христос, то и за тебе, понеже и ты един от грешников (3:303).
Христос крестной смертью победил СМЕРТЬ
Посмотрим прилежнее на крестную Сына Божия смерть, христианине, от которой живот наш зависит, ибо Он душу Свою за нас положил (Ин. 10, 15, 17 и 18). Нам согрешившим следовало не токмо временно, но и вечно умирать, «оброцы бо греха смерть», глаголет Апостол (Рим. 6, 23). Но Христос, Сын Божий, на кресте умер, да нашу смерть Своею смертию умертвит и нас умерших Своею смертию оживит. «Составляет Свою любовь к нам Бог», глаголет Павел, «яко, еще грешникам нам сущим, Христос за ны умре» (Рим. 5, 8). Аще бо и умирают временно верующии во имя Его; но понеже «жало смерти грех» (1Кор. 15, 56), Христос Своею смертию «истребил» (Кол. 2, 14; 1Кор. 15, 55), то и сия смерть «умирающим о Господе» не есть смерть, но прехождение от временной к вечной жизни. Аще бо и разрушается земная их храмина тела, однакож вера святая утешает и утверждает их, яко «создание от Бога имеют, храмину нерукотворенну, вечну на небесех» (2Кор. 5, 1). «И якоже зерно пшенично, падшее в землю умирает, и плод мног сотворит» (Ин. 12, 24), тако «усопших о Господе телеса, в земле погребенная и растленная, услышавше «повеление Божие и глас архангельский» (1Сол. 4, 16), яко посеянная семена из земли, из гробов изыдут; «вострубит бо, и мертвии востанут нетлении» (1Кор. 15, 52). Сим упованием укрепляяся и утешаяся, вернии дерзают с Павлом: «пожерта бысть смерть победою. Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа?» (1Кор. 15, 55) (3:48).
РАЗМЫШЛЕНИЕ о страданиях Христовых удерживает от ГРЕХА
Страдание Христово сильно есть, и должно отвратить нас от греха, которое двоякий позор душевным нашим очесам представляет, то есть непременяемую правду и милосердие Божие (3:267).
Страдания Христовы будут в осуждение нераскаявшемуся грешнику
Когда Христос неповинный и един праведный за чужие грехи так ужасно мучен был, как мучени будут грешники в геенне за свои грехи! Когда сим страшным позорищем не умилятся люди и не покаются, какий уже гнев Божий возгорится на них! Христос бо за всякаго человека пострадал и умер; но когда человек не хощет страдания Христова во спасение свое употребить, отстать от греха, покаяться, и тако спастися, тогда тое страдание самое будет во обличение ему, что он толикую Божию благодать отвергнул, и так дознает на себе правды Божией силу и действие. Тогда почувствует бедный грешник, что есть грех, и коликая его горесть, чего ныне чувствовать не хотел (3:268).
Иисус Христос – руководитель на пути к небу
Пророки, Апостоли и учители вси указуют на Иисуса Христа, Сына Божия. Он есть един верный и премудрый Вождь к небесному отечеству. Никто не приидет туда, аще Он не приведет, якоже Сам свидетельствует, глаголя: «никтоже приидет ко Отцу, токмо Мною» (Ин. 14, 6). Бог, хотя извести Израиля от работы Египетския и привести в землю обетованную, послал Моисея, вернаго раба Своего, на тое великое дело, который и извел Израиля от горькой оной работы и вел пустынею в землю обетованную; по скончании Моисеа, воздвиг Господь Иисуса Навина вождя им, который и ввел людей Божиих в землю, кипящую медом и млеком. Христиане! Моисей, Иисус Навин образовали Иисуса Христа Сына Божия: ветхий Израиль – новаго Израиля, христиан; работа египетская – тяжкую работу диавольскую; прохождение чрез море – святое крещение; хождение по пустыне Израиля – житие христиан в мире сем; земля обетованная – небесное отечество значит. Бог послал к нам Единороднаго Сына Своего, Иисуса Христа, чтобы нас, изведши из работы диавольския, привел ко Отцу Своему небесному. О Нем Отец небесный свидетельствует с небесе: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих; Того послушайте» (Мф. 17, 5) (4:55).
Христос наш Спаситель, Искупитель, Избавитель
Он нас, яко пастырь добрый, взыскал, и взявши на рамена Своя, к небесному Своему Отцу принесл (Лк. 15, 5). Все мы, яко путницы, от диавола, как разбойника, обнажены и смертоносною уязвлены были раною. Он к нам, тако бедным, милосердием Своим приклонился, и к лежащим склонился, учинился «ближним нашим», милосердую помощи Своея руку простерл к нам, и лежащих возставил, и язвленных елеем милости Своея исцелил (Лк. 10, 30–35). Были мы, яко пленники, узами врага нашего связанные. Он, яко сильный в крепости, врага нашего связал, «узы наша растерзал» (Пс. 115, 7), и возвратил пленение душ наших (Мф. 12, 29; Пс. 67, 19). Были мы, яко преступники, от лица Божия отвержены. Он нас пред праведным судом Божиим заступил, и между Богом и нами стал посредником, ходатаем и примирителем. Были мы все должники тьмою талант Царю нашему Богу, и никак не могли долга нашего заплатить, но следовало неотменно заключитися по суду правды Его в темницу вечную, и вечною платить мукою (Мф. 18, 23–24). Он за нас вступился, и долг наш на Себе взял, и правде Божией заплатил. Словом, от таковаго неблагополучия, каковаго горшее и горестнейшее не может быть, избавил нас, и толикое блаженство, котораго лучшее и вожделеннейшее не может быть, милостивно и туне, без всяких наших заслуг, исходатайствовал нам Иисус Сын Божий. Все же сие учинил нам Иисус не чрез какое посредство, но Сам Собою (3:140).
Само имя Иисус Христос подает утешение
Самое имя – «Иисус» радость и утешение подает нам, которое значит Спасителя, спасающаго люди Своя от грех их (Мф. 1, 21) (2:228).
Христос есть Врач, Избавитель, Искупитель, Прибежище, Ходатай и Оправдание
Христос Сын Божий представляется нам во Евангелии «Врач», яко врачует немощи наша; «Избавитель и Искупитель», яко кровию Своею искупляет и избавляет нас верующих в Него, от диавола, греха, ада и прочаго бедствия; град и место прибежища и Ходатай, яко к Нему прибегая верою, спасаемся от гнева Божия, и «Его Ходатая имамы ко Отцу» (1Ин. 2, 1; Рим. 8, 34); «оправдание наше», яко Его правдою прикрываемся и оправдываемся, да не наги и скверны явимся пред святейшим лицем Божиим (3:12).
Никто не может без Христа оправдаться, спастись, избавиться от греха, проклятия, смерти и диавола (3:13, см. СПАСЕНИЕ, 972).
Страдания Христовы, в них полагать свое спасение (4:159, см. ЦАРСТВО БОЖИЕ, 1148).
Человек, если почувствует хоть немного блаженство, согласен страдать всю жизнь, только бы не лишиться его (5:23–24, см. БЛАЖЕНСТВО, 57).
В искушениях искать помощи у Христа (4:83, см. ГРЕХ, 291).
Христос жаждет спасения грешника
Хощет, говорю, собрати грешников Христос Господь. И како не хощет Тот, Который по образу Своему и по подобию нас сотворил? Како не хощет Тот, Который бедствию нашему состраждет и соболезнует? Како не хощет Тот, Который Пророков посылал к нам, призвати нас к Себе? Како не хощет Тот, Который и Сам к нам ради нас пришел, пожил на земли, трудился, страдал и умер за нас? Како таковый любитель наш не хощет нас собрати под крилы Своя? (4:177).
Душа получает спасение через воскресшаго Христа (5:9, см. СЫН БОЖИЙ, 1030).
Без покаяния Христос нам не помогает (5:25, см. ПОКАЯНИЕ, 728).
Христос Своим пришествием, жизнью и страданиями призывает к ПОКАЯНИЮ
«Прииде бо Сын человеческий взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 10). «Не приидох», рече, «призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф. 9, 13), – Который такожде как бы вопиет в след грешника, и увещавает возвратитися покаянием к Себе: «Почто ты, грешниче, Мене оставил? Почто тебе Возлюбившаго удаляешься? Помни, яко тебе ради Я родился от Девы и «рабий зрак приял» (Флп. 2, 7); тебе ради младенствовал, обнищал, смирился, на земли пожил, плакал, трудился, гонение, злословие, укорение, бесчестие, поругание, раны, заплевание, насмеяние и всякое злострадание претерпел; наконец, поносною смертию, смертию же крестною умер. Все сие спасения ради твоего учинил. Сошел с небес, чтобы тебе на небо вознести; смирился, чтобы тебе возвысить уничтоженнаго; обнищал, чтобы тебе обогатить обнищавшаго; обезчестился, чтобы тебе прославить обезчещеннаго; уязвился, чтобы исцелить тебе уязвленнаго; умер, чтобы тебе оживить умершаго» (2:215–216).
Чувствуя гнев Божий за грехи, прибегать верою ко Христу (3:13, см. ПОКАЯНИЕ, 721).
Христос есть Врач в святой Церкви (4:137, см. ЦЕРКОВЬ, 1158).
Сопоставление, что сделал грех и что сделал Христос (4:272–273).
Кроме Христа никто не мог помочь человеку исцелиться от грехов
Надобно было приитить Самому Создателю к Своему созданию, неисцельно от врага уязвленному, и на пути мира сего поверженному, котораго ни Закон, ни Пророки не могли исцелить, и Самому его исцелить, никакою силою другою неисцелимаго. Пришел Создатель и «умилосердился» над ним; пришел во образе человеческом к человеку уязвленному и «полумертвому», да тако удобнее его исцелить, и в первое приведет блаженство, котораго хитростию змииною лишился (Лк. 10, 33–35) (4:137).
Христос исцеляет ДУШУ от ГРЕХОВ, если человек пожелает этого
О беднии грешники! прибегнем с верою ко Иисусу Христу, Врачу душ и телес, и, не смея к Нему приближитися ради гниющих и смердящих ран, хотя издалече станем, и глас десяти прокаженных из глубины сердца вознесем к Нему: «Иисусе наставниче, помилуй ны» (Лк. 17, 12–13). Нет так лютых ран и язв, которых бы Он не хотел и не мог «словом единым» исцелить; ибо есть всесилен, милосерд и человеколюбив. Телеса смертная и тленная исцелял, как повествует Евангелие: душ ли безсмертных, которых пришел спасти, не восхощет исцелить? исцелит воистинну, аще с верою приидем к Нему и со усердием будем просить от Него исцеления. Он раны и язвы наши видит и хощет исцелить, на сие бо и пришел в мир; но хощет, чтобы мы признали пред Ним неисцельныя нами язвы наши, которыя «един» Он только может исцелить. Исцели мя, Господи, яко согреших Тебе! «Исцели мя, и исцелюся»: яко Ты еси Бог Спас мой! (Иер. 17, 14) (4:98).
Христос яко Солнце праведное просвещает душу (4:9, см. ДУША, 314).
Заслуги Христа выше всех грехов, вместе взятых (4:283, см. ИСКУПЛЕНИЕ, 402).
Без Христа никто в Царствие Божие не войдет (4:24, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1147).
Христос через пастырей, с помощью слова Божия, приводит к Себе и вечному блаженству (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 928).
Христос от недр Отца небесного принес и проповедал Евангелие (2:7, см. ЗАКОН БОЖИЙ, 383).
Евангелие рождает в сердце упование на милость Божию и вечную жизнь (3:12, см. ВЕРА, 133).
Христос судить придет во славе (5:110, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1003).
Христос был на СУДЕ, да мы не осудимся
Вместо нас стоит на суде Иисус, Заступник наш, и праведный за нас беззаконных от неправедных судится. Мы суду Божию подлежали; мы связаннии достойны вестися на суд Божий и судитися, и вечно осудитися. Нас не ложные, но праведные обличают свидетели. Нас праведно обличает закон Божий, нами бесстрашно разоренный; на нас «лежит рукописание: еже бе сопротивно нам» (Кол. 2, 14); на нас праведно вопиет совесть наша, законопреступлением раздраженная, вопиет паче многих свидетелей. Зде мы стоим безгласны, без ответа, со стыдом, яко праведно обличаемы, яко повинные... Сего ради достойны суда и осуждения, яко «неключимые раби ввержены быть во тьму кромешнюю, где плач и скрежет зубом» (Мф. 25, 30). Но зде на суде неправедном праведный и неповинный Иисус, Заступник наш, стоит и вместо нас повинных судится, ложная свидетельства слышит и терпит, да нас повинных противу клеветы диавольския, законнаго осуждения, грызения совестного, защитит и избавит, якоже Сам глаголет: «аще Сын вы свободит, воистину свободни будете» (Ин. 8, 36). О сем Защитнике и Избавителе своем дерзают верующие во имя Его и любящии Его (3:41).
Христианство – распространение его есть дело Божие (2:75–78).