Источник

ЖИЗНЬ БУДУЩАЯ, ВЕЧНАЯ

Жизнь человека бывает троякой

Как смерть, так и живот «троякий». Первый «телесный», когда душа с телом совокупно пребывает. Сей живот такожде, якоже и смерть телесная, всем праведным и грешным общий есть. Вторый живот «духовный», который соделовает Божия благодать, живущая в человеке. Как грех оскверняет человека и от святаго Бога отлучает (Ис. 59, 2) и, тако умерщвляет; тако вера и Божия благодать очищает человека, с Богом соединяет и оживляет. Якоже бо чувственныя вещи, к свету, например; солнцу или светильнику приближавшиеся, свет в себе приемлют и освещаются: тако душа, верою к Богу приближавшаяся, свет от Него и живот приемлет, и тако просвещается и оживляется от присносущнаго Света и Живота. Третья жизнь есть «вечная», в которой преддверие есть вышеписанная ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ. Никто бо не внидет в вечную жизнь, аще от мертвых дел не воскреснет ныне. «Ибо вне псы и чародеи, и любодеи и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу» (Апок. 22, 15). Надобно убо неотменно человеку сперва зде востать, верою Христовою оживиться, и тако отворятся ему двери к вечному животу (3:233).

Жизнь вечная всегда начинается и никогда не кончается

Вечность, в которой по восстании от мертвых и окончании праведного Христова суда пребывать будем, не ино что есть, как едино начало без конца: она всегда начинаться будет, но никогда не скончается. Воображай в уме, что пройдет сто тысящей лет: нет конца вечности. Пройдет сто тысящей веков (век в себе заключает сто годов): нет конца вечности. Пройдет тысяча тысящей веков и миллион миллионов: нет конца вечности, то только начинается. И хотя далее умом поступать будешь в вечность, едино увидишь начало без конца. Сколько ни собери миллионов веков в ум твой, то вси они так имеются противу вечности, как едина капля воды против целаго океана, или как маковое зерно противу всего света, или, лучше сказать, как ничто. Ибо все может мало-помалу умалиться и скончаться, но вечность не может, ибо бесконечна. Чем далее простираешься умом в вечность, тем большая долгота ея открывается, ибо бесконечна. Добре некоторые изображают вечность сими словами: вечность есть «всегда и никогда», то есть, всегда будет, но никогда не кончится (2:247).

После смерти все идут в вечность, но в разные состояния

Идут обои, но не равно, одни с плачем и рыданием неутешным, другие с веселием и ликованием неизреченным. Ибо в неравная места идут. Одни в обители Отца небеснаго, в украшенные чертоги Царя славы, на велию вечерю, безконечно увеселяющую, и пресладкий брак Агнчий; другие в темницу вечную и место плача, рыдания и мучения вселютейшаго. Одних восприемлет небо со всеми благами, «идеже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша»; других заключит ад со всеми злыми, которых ни словом изобразить, ни умом понять невозможно (2:252).

Некоторые особенности жизни будущей в сравнении с земной (4:199–201).

Жизнь вечная бывает или блаженной или неблагополучной

Святое Божие Слово объявляет нам двоякую вечность: «блаженную и неблагополучную». Блаженная вечность, или вечное блаженство будет на небеси, по оному Апостола слову: «наше житие на небесех есть» (Флп. 3, 20), неблагополучная во аде и геенне огненной. В блаженной вечности будет житие бессмертное: в неблагополучной будет смерть безсмертная. В блаженной вечности будет пресладкое Божия лица зрение: в неблагополучной удаление от лица Божия. В блаженной вечности будет царствие со Христом и любезное дружество со святыми Ангелами Его: в неблагополучной с диаволом и злыми его демонами пребывание. В блаженной вечности будет свет неизреченный: в неблагополучной тьма кромешная. В блаженной вечности будет радость и веселие непрестанное, слышаться будут «глас радости и веселия», в неблагополучной скорбь и печаль непрестанная, и «глас воздыхания и плача» услышится. В блаженной вечности совокупятся вся «благая, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша» (2Кор. 2, 9). В неблагополучной снидутся вся злая, которых такожде язык изрещи и ум понять не может (2:247–248).

СМЕРТЬЮ, как вратами всяк входит в вечность: тут начинает человек быть или вечно блаженным, или вечно бедным и окаянным: тут часто и по большей части, богатый делается вечно нищим, славный и почтенный вечно безчестным, господин вечно подлейшим раба своего, князи и вельможи худшими подданных своих, и прочие, по мнению мира великие, вечно убогими и уничиженными во веки начинают быть, и будут. Тут от всякаго отступает утеха, которою кратко, как во сне, наслаждался и наступает лютая горесть, которую во веки без конца будет вкушать. Тут кончится и терпение убогих, и нищий начинает быть вечно богатым, отверженный вечно избранным, презрелый и поруганный вечно славным, страждущий вечно утешенным, скорбный и печальный вечно радостным и веселым. Словом, всяк приемлет свой жребий вечно. Блаженнии сии, и паки реку, блаженнии, яко вечно будут блаженнии: окаяннии тии, яко вечно будут окаяннии (5:45).

Каждый человек идет или в блаженство, или в муку, третьего пути нет

Третьего пути не видим, как и в будущем веке два только видим места в Писании,– блаженство и муку вечную. Сего ради всяк живущий на земли, или идет путем праведных, и к блаженству вечному идет, или идет путем нечестивых, и к вечной погибели идет (1:193).

ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ или на небе, или во аду

Понеже и в будущем веке, куды вси идем, только два места видим открытыя от Бога: вечный живот, который будет в небе, и вечная мука, которая будет во аде (2:57).

В жизни вечной одни в радости, другие в муке

Тогда, наконец, начинается пресладкая праведных в небесном чертоге музыка, и во веки веков восхвалять Божию благодать. О, радости неизреченныя! О, утехи бесконечныя! Тогда и отчаяннии грешницы начинают свою плачевную вечность, начинают, и без конца начинать будут: «взыщут смерти, и бежит от них», обымет их во-первых, печаль и воздыхание, что небесных лишилися благ, лицезрения Божия удалилися, и что вся сия благая ради маловременныя сласти потеряли. К печали той неизреченное чувств мучение придается: огнь окружающий и нестерпимо опаляющий вне и внутрь, страшная видению демонская лица... Тако мучимые грешницы еще горшее почувствуют мучение оттуду, что никакого утешения или ослабления своих болезней не будут иметь, и во веки веков непрестанно в таковом злополучии будут страдать, «огнь их не угасает, и червь не усыпает», глаголет Христос (1:42).

Тогда начнется блаженная на небеси, пренеблагополучная и бедственная во аде вечность; тогда одни царствовать и веселиться без конца, другие бедствовать и страдать без конца будут (3:133).

В жизни вечной одни в Царствии Небесном будут, другие в аду

Якоже бо праведнии во царствии небесном без конца будут царствовать, и лицезрением Божиим утешаться, радоваться и веселиться, и со АНГЕЛАМИ святыми хвалить и петь Бога: тако грешнии во АДЕ будут без конца мучиться и страдать с диаволом и аггелами его злыми. Тогда «поищут они смерти», которой ныне убегают, «и бежит от них» (Апок. 9, 6) (3:194).

Бог готовит христианам наследие живота вечнаго (4:16, см. ХРИСТИАНИН, 1099).

Евангелие обещает жизнь вечную (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335).

Путь праведных ведет к блаженству, а нечестивых – к погибели

Праведных путь ведает Господь, и, яко по воли Его святой управляемый, похваляет, и к благополучному концу, вечному блаженству, ведет. «Твердое основание Божие стоит, имущее печать сию: позна Господь сущия Его» (2Тим. 2, 19). И паки: «знаю Моя, и знают Мя Моя» (Ин. 10, 14). Знает и нечестивых путь, но не похваляет его, яко противнаго воли Его, «яко Бог не хотяй беззакония»; и того ради путь их «погибнет», и к вечной погибели приведет их. Яко же слепый, идучи по земли и не видя пред собою рва, падает в него, и тако путь его, и сам погибает: тако нечестивии, не имея просвещенных очей сердечных, и не зная сами, куда идут, падают в ров вечныя погибели, и так путь их, и сами погибают. Тогда они очувствовавшеся, но поздно, будут каяться... О двух сих путях и Господь глаголет во Евангелии... Праведных путь узкий и тесный есть, яко они не по своей воли, но по Божией живут, нечестивых – пространный и широкий, яко они, волю Божию отвергше, делают, что хотят. Но как тии по временной тесноте преселяются в вечное пространство, так сии по временном пространстве, преходят в вечную тесноту, как глаголет Соломон (1:193).

Пребывающие во тьме греховной попадают во тьму кромешную, а ищущие Бога наследят свет

Ибо от тьмы сея душевныя в вечную и «кромешнюю тьму», где будет плач и скрежет зубов, яко неключимые раби, «ввергнутся» (Мф. 25, 30), якоже ищущии Бога и держащиися Его, яко сынове света и дне, наследят вечный свет, и который Свет ныне верою зрят, тогда узрят «лицем к лицу» (1Кор. 13, 12) и просветятся, яко солнце во Царствии Небесном (Мф. 13, 43). Сие рассуждение учит тя уклоняться от греха, как уклоняемся от тьмы, и искать Бога, истиннаго и духовнаго Света, всем сердцем, пока взыскуется и обретается, якоже увещавает нас пророк: «взыщите Господа и утвердитеся, взыщите лица Его выну» (Пс. 104, 4) (2:54).

Душа, победившая врагов, с торжеством восходит туда

...С каким ликованием и торжеством воини, победившие неприятеля, возвращаются в отечество свое, и всяк по заслуге своей приемлет честь от царя своего: сколь большим несравненно торжеством душа, которая зде подвизалася, противу мира, плоти и диавола, победивши тех врагов, восходит в отечество свое – небо и приемлет почесть тамо от Царя Небеснаго Христа? Радуется воин победою и честью от царя прославлен: как несравненно возрадуется душа, когда от Царя небеснаго за подвиг и победу прославится (5:49).

Духовно трудящиеся всегда получают воздаяние

Земледельцы и прочии трудящиеся ради земных благ, часто и обманываются в надежде своей; не всегда бо доброплодие бывает, и не всегда получают люди, чего желают и ради чего трудятся: но кто с верою, и надеждою и усердием ищет вечных благ, не обманывается, но получает их; ибо «верен есть обещавый» (Евр. 10, 23). Трудись убо и ты и сей ныне, сей с ВЕРОЮ и НАДЕЖДОЮ... «Скрывай себе сокровище на небеси, идеже татие не подкопывают, ни крадут» (Мф. 6, 19 и 20). Не опасайся! тамо сокровенное сокровище все цело будет и в последний день пред всем светом произнесется и объявится, и отдастся тебе, и будет неотлучно с тобою во веки веков (4:77).

Путь в жизнь вечную труден и опасен. Нужен РУКОВОДИТЕЛЬ

Видим в мире сем, что путник, которому путь к намеренному месту незнаем и неизвестен, требует и ищет вождя себе; а без вождя удобно заблуждает и не доходит до намеренного места. Возлюбленный христианине! Мы в мире сем путники есмы, и хощем дойти до желаемого нами небесного отечества, котораго чрез грех лишились. Вожделение, любезное, пресладкое, прекрасное, покойное, мирное и всяких благ, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша», исполненное отечество; отечество, на которое с юдоли сей плачевной слезными смотрим очами,-предрагое, говорю, есть отечество: но путь к нему неизвестный и страшен нам. Неизвестен: ибо не знаем, как туда приити. Страшен: ибо безчисленные демоны, как разбойники, окружают его, и идущим препятствуют и тщатся не допустить до онаго. Требуют убо непременно искуснаго и премудраго вождя в так важном деле. Где же нам его искать. В премудрых ли и разумных века сего? Нет! вси бо не токмо простыи, но и премудрыи заблудили от пути сего; «вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблудил» (Ис. 53, 6) (4:55).

Лучше здесь на земле перетерпеть все виды страданий, чтобы там не страдать

Невозможно о сей последней помыслить без воздыхания и ужаса. Лучше здесь всякое бедствие терпеть; лучше во всякой болезни тяжчайшей чрез все житие страдать, лучше оковану в смрадной и мрачной темнице чрез весь век сидеть; биения и раны приимать; во вся дни умирать, во огне гореть, когда сие возможно будет; лучше, наконец, все, сколько на свете могут быти, беды собравшияся, с благодарением терпеть, когда воли Божией угодно будет, нежели блаженной лишаться и попасться в неблагополучную вечность. Ибо здесь, какое бы ни приключилось страдание, всякое имеет какое-нибудь утешение и смертью оканчивается: тамо страдание лютое без всякого утешения, страдание не токмо словом, но и умом, непостижимое: страдание, которое всегда будет, но никогда не скончается: «червь их не скончается и огнь их не угаснет», глаголет Пророк (Ис. 66, 24) (5:241–242).

Кто не готовится к смерти, тот не ВЕРИТ в жизнь вечную

Временной казни и смерти боится человек и убегает таких дел, которыя по законам гражданским смерти предают, яко видим казнь на прочиих: вечной ли казни, муки, огня и прочаго горчайшаго страдания адскаго, в котором грешники без конца будут мучиться, не ужасался б, ежели бы точно верил слову Божию, которое о том возвещает, и от всякаго бы греха, который к оному мучению приводит, не уклонялся, не плакал бы: но творил бы истиннаго покаяния, дабы от того мучения избыть? Временной смерти боится: вечной ли не будем бояться, когда верить? – Не может сие быть (5:22–23).

К жизни вечной нет другого пути, кроме крестнаго (4:24, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 881).

В жизни будущей совесть будет мучить за все грехи (5:215, см. СОВЕСТЬ, 960).

В жизни будущей душа потрудившаяся находит покой

Видим зде, коль сладко и приятно человек упокоевается по трудах: тогда забывает всю свою скорбь и болезнь, в трудах подъятую: коль сладко и мирно упокоится душа святая в вечном животе, которая зде трудилася, боролася и подвизалася в деле благочестия, умножала таланты Господа своего, работала Господу своему со страхом и ближнему своему с любовью! Тогда «внидет в радость Господа своего» (Мф. 25, 21); тогда «вшедши в покой» оный, забудет вси свои здешние труды, беспокойствия, скорби, печали и болезни (Евр. 4, 10). Откуда вечный живот в Писании Святом «покоем» называется (Апок. 14, 13). Зде бо, в мире сем, есть место торга, в котором таланты наши трудами умножать должны мы, а тамо место упокоения; зде путь и странствование, а тамо отечество и дом наш (5:49).

Ничто так зде людям не приятно, как согласие, мир и любовь между собою иметь. Безспорна сия истина у всех, не токмо у христиан, но и у язычников: вси того желают и ищут. Тамо будет между избранными Божиими совершенный мир, согласие и любовь, понеже будут вси совершенно друг друга любить, и вси единаго хотеть, чего един Отец небесный хощет, и не хотеть, чего Он не хощет. Тогда исполнится совершенно воля небеснаго Отца. – Всяк знает, как ныне радуется человек, снискавши себе другов честных, постоянных и почтенных: тамо будет избранных Божиих дружество со святыми Ангелами: тогда будет едина церковь, едино стадо Ангелов и человеков, и едиными устнами и единым сердцем будем хвалить и петь Пресвятую Троицу, Бога и Создателя своего (5:50).

Там будет совершенная безопасность и тишина

И как приятно и любезно людям зде жить в безопасности, в тишине, никакого страха не бояться, от всех наветов вражиих свободным быть. Тамо будет совершенная безопасность и тишина: всякий тамо страх места имети ни будет, понеже всякая вражда и злоба оттуда удалена, враги и наветники в своем месте заключены будут, и между теми и сими «утвердится пропасть велика» (Лк. 16, 26) (5:51).

Где ни живет человек, пока в мире сем живет, не без опасности живет. Человеку от утробы матерней до гроба непрестанная брань. Того ради прилично и правильно о вечном животе слово сие говорить нам должно, христианине: «тамо нам воистинну безопасно будет!» Тамо ничего мы опасаться не будем; тамо будем жить без всякаго страха, будем жить во граде покойном и мирном; тамо совершенный мир и покой будем иметь. Откуда вечный живот в Священном Писании называется «покой» (Мф. 11, 29; Евр. 4, 11)... Тамо мы не будем бояться ни брани, ни врагов, ни голода, ни пожара, ни моровой язвы, ни наветников, ни болезни, ни клеветников, ни ругателей, ни татей и хищников, ни диавола и злых его духов, ни соблазнов, ни смерти и ада, – словом: никакого неблагополучия. Ибо всякое неблагополучие оттуду удалено, и всякое совершенное благополучие, «совершенное», но вечное будет тамо (4:392–393).

Жизнь вечная не имеет перемен, как временная

Не тако житие будущаго века будет, якоже Божие слово и вера наша нас уверяет. Тамо житие наше единожды начнется, но никогда не скончается, будет непрестанное и непременное. Тело наше не будет иметь немощи, дряхлости, старости, смерти и тления; но будет тело духовное, нетленное, бессмертное, здравое, сильное, легкое и благоцветующее... Такожде слава, честь, покой, мир, утешение, радость, веселие и все блаженство тамо непрестанно будет; непрестанно будут видеть Бога лицем к лицу избранные Божии, и от того непрестанно утешаться, радоваться, веселиться; непрестанно будут со Христом, яко уды с главою, царствовать. «Понеже с Ним страждем, да и с Ним прославимся» (Рим. 8, 17). Такожде и в неблагополучной вечности непрестанная будет смерть. Единожды умерше, осужденные непрестанно будут умирать, и желать смерти; непрестанно будут мучиться и страдать, и никакого не будут чувствовать утешения, прохлаждения и облегчения. Се есть смерть вторая и смерть вечная (4:197–198).

То, что испытал Апостол Петр на горе Фавор, есть малая часть блаженства в жизни вечной (4:258, см. БЛАЖЕНСТВО, 51).

В жизни будущей благость Божия откроется в полноте

Хотя зде вкушаем и видим благость Божию, но преизобильно вкушать и видеть, и наслаждаться будем в вечной жизни, по неотложному Его обещанию: «Око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яко уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9) (5:75).

Тогда увидят праведники Бога лицем к лицу

О, как возрадуются тогда люди Божии святии, когда станут пред Царем славы, и сами славы Его причастниками будут, яко «с Ним страждут, да с Ним прославятся» (Рим. 8, 17), и Котораго ныне не сумнятся и не стыдятся веровати и исповедовати быти Бога своего, аще и родился от Девы, и яко человек на земли пожил, пострадал и умер, Того уже не верою, но лицом к лицу в божественней Его славе увидят, – и ради Котораго ныне поношение, бесчестие, гонение и страдание терпят, ради Того и с Ним, яко уды с главою, и яко меньшая братия и Сынове Божии, с единородным Сыном прославятся, вознесутся, возвеличатся и увенчаются!.. «Его же не видевше любят, и на Него же ныне не зряще, верующе же, радуются радостию неизглаголанною и препрославленною» (1Пет. 1, 8). Тогда «в явление славы Его возрадуются веселящеся» (1Пет. 4, 13). Коль ненасытно желают люди Бога видети, которых сердце любовию Его уязвилося, которые с Пророком поют Ему: «Имже образом желает елень на источники водные, сице желает душа моя к Тебе, Боже. Возжада душа моя к Богу крепкому, живому» (Пс. 41, 2 и 3). Тогда сию люди алчбу свою утолят, и жажду свою прохладят ненасытным видением прелюбезнаго Божества. «Видим ныне», – глаголет Павел, боголюбивая душа, – «якоже зерцалом в гадании, тогда лицом к лицу» (1Кор. 13, 12). Ныне, «живуще в теле отходим от Господа. Верою бо ходим, а не видением» (2Кор. 5, 6 и 7). Тогда увидим Его лицом к лицу. Ныне создание Его видим, и от создания Создателя познаем, но Создателя не видим, тогда Самого Создателя лицом к лицу увидим. Ныне благодеяниями Его снабдеваемся, насыщаемся и утешаемся, но Благодетеля не видим: тогда Самаго Благодетеля увидим. Ныне слышим святое слово Его, Пророками и Апостолами Его объявленное, но Глаголавшаго не видим: тогда Самаго Его увидим. Ныне дарования Его, от Него, как ручьи от источника, на нас щедро изливаются, но Дарователя не видим: тогда Его увидим, и от Него Самого, как источника приснотекущаго, почерпати будем преизобильно, непрестанно, без сытости и без конца. Ныне посещающаго нас и толкающаго в двери сердец наших, наказующаго и утешающаго, яко Отца, опечаляющаго и увеселяющаго Его чувствуем, но Самого не видим: тогда самое лице Его святейшее, яко Отца дети, увидим, и, «возрадуется сердце наше, и радости нашея никто же возмет от нас». Ныне в молитве, пении, славословии и хвалении стоим пред Ним и молимся Ему, призываем Его, покланяемся Ему, поем Ему и хвалим Его, но Самого, Ему же молимся, поклоняемся и поем, не видим, «верою бо ходим, а не видением»; тогда Самого лицом к лицу увидим, и будем видеть во веки: и поклоняться; будем петь и хвалить без труда и видеть без сытости, и «узрим Его, якоже есть» (1Ин. 3, 2); тогда придем и явимся лицу Божию (Пс. 41, 3). Тогда «насытимся, егда явится слава Его» (Пс. 16, 15). Тогда исполнится слово оное: «яко же мати утешает дитя свое, тако Аз утешу вас; узрите и возвеселитеся сердце ваше» (Ис. 66, 13 и 14). Тогда «будет Бог всяческая во всех» (1Кор. 15, 28) (5:51–52).

Быть с Богом – жизнь, без Него – смерть

Отсюда учись, что при Нем быть неотлучно есть вечная жизнь, и отлучиться от Него есть вечная смерть. Как при свете пребывающему надобно просвещаться, и от света удалившемуся надобно потемниться, тако с жизнью пребывающему надобно жить, и от жизни удалившемуся надобно умереть. Удаляется человек от Бога – живота чрез ГРЕХ. Берегись убо греха, да не удалишься от Бога – живота и животворящаго, да не во веки в смерти будеши (5:63).

Праведники просветятся, как солнце

Когда смотрим на солнце, христианине, воспомянем о том, что Христос Господь сказал: «тогда праведницы просветятся яко солнце, в Царствии Отца их» (Мф. 13, 43). В так великую и чудную славу облекутся избраннии Божии, что как солнце будут сиять. Да взираем убо душевными очами на оную славу, и презрим прелестную мира сего славу и честь (4:14).

В жизни будущей блаженству праведных не будет конца

К блаженству избранных Божиих и сие присовокупится: что они так уверены будут о непрестающем и вечном своем блаженстве, как уверены будут, что Бог, с Которым будут и Котораго видеть будут, есть вечный и безконечный и царствию Его не будет конца, и сами не захотят лишитися, что получили. Сам убо разсуди, какая радость, веселие и восклицание будет в сердцах их, когда в таком блаженстве будут, како язык сказал, и ум вообразить, и сердце понять, и глаз видеть, и ухо слышать, зде не может, и будут во веки без конца в том. Утешатся избраннии Божии блаженством оных, но паче и паче утешатся тем, что без конца тое, что имеют, имети будут. Без конца видети Бога будут, без конца в славе будут, без конца, яко солнце в Царстве Отца их сияти будут, без конца в радости великой и веселии несказанном и непрестанном будут (5:53).

Жизнь вечная – единственное, что нам нужно на потребу

Можешь ты сам разсудить, что тое говорится о вечном животе. Сей нам един есть на потребу: ради того в мир сей РОЖДАЕМСЯ и КРЕЩАЕМСЯ и обновляемся, чтобы оный получить; ради того СЛОВО БОЖИЕ нам объявлено, да из него ПОЗНАЕМ Бога и Сына Божия Иисуса Христа, и познавше вечно СПАСЕМСЯ; ради того Христос Господь наш в мир пришел, пожил, трудился, страдал и умер, и тем отворил нам дверь к оному животу, которую мы заключили нашими грехами, и показал путь и способ к получению онаго. Видишь, что «един» оный живот «есть» нам на «потребу». Потребен нам хлеб, пища, одеяние, дом, покой и прочее, к житию сему нужное, пока в мире сем живем: но вечный живот так нам потребен, что без него все ничто, и весь мир сей приобретенный ничто есть. «Каябо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою» (Мф. 16, 26). Видишь, что СПАСЕНИЕ души, которое в вечном животе состоит, всего мира дражайшее есть, и потому едино оно есть на потребу. Того ради единаго его искать и неусыпно должно, а чтобы его искать и сыскать, то не должно к угодиям и суете мира сего прилепляться (5:39).

Чтобы получить жизнь вечную, надо здесь воскреснуть душой (4:247, см. ВОСКРЕСЕНИЕ, 184).

Жизнь временная есть приготовление к жизни вечной (3:286, см. ЖИЗНЬ ВРЕМЕННАЯ, 352).

Имеющий веру имеет жизнь вечную (3:20, см. БЛАЖЕНСТВО, 53).

Любовь есть предвкушение вечной жизни (1:164, см. ЛЮБОВЬ, 458).

Ради вечного блаженства следует все временное презреть

Видно, что ты еще сумнишися о том, что мир удобно презрим, когда будем о будущей жизни, и славе и царствии вечном уверены, и всегда о том будем помышлять. Я тебе примером тое изъясняю: ежели бы тебе обещана была часть земнаго царства, и ты бы уверен был о том: хотел ли бы ты искать подлыя какия части? Никако. Аще бо кто сказал тебе, что в каком-то месте превеликое и неоцененное сокровище сокровенно лежит, и ты бы точно ему поверил, не все ли бы свое имение продал, чтобы тое место и землю купить, и тако с землею и сокровищем тем владеть? Воистинну с радостию всего бы имения своего отстал, чтобы только оное сокровенное сокровище достать. Или аще бы сказано было тебе с небеси: едину седмицу сию претерпи всякое бедствие, злоключение и злострадание, а потом семьдесят лет будешь жить во всяком благополучии, утешении, обилии и веселии, какого желает душа твоя: не с радостию ли бы избрал сие? Воистинну бы все претерпел чрез так короткое время, чтобы потом чрез долгое время в великом быть прохлаждении. Как о сем, так и о вышеписанном бесспорно есть истина. Теперь рассуждай о мире и вечной жизни, и сокровище ея. Бог обещал нам вечное царство, вечная и благая и сокровища, вечное прохлаждение и веселие. Како убо всякую временную честь, како всякое временное богатство не презрим, когда слову Божию поверим, и оная надеемся получить? Како всего временно терпеть не будем, когда в вечном надеемся быть прохлаждении, утешении, радости и веселии! Никако сие быть не может. Что бо все временное и земное противу вечнаго и небеснаго? Как ничто (5:38).

Ради жизни вечной не жалеть жизни временной

Что есть: «иже аще хощет душу свою спасти, погубит ю» и прочая? – Ответ: душа зде разумеется живот. В случае убо гонения, когда нужно будет или умереть, или Христа отрещися, то должно отрещися живота своего, и умереть, нежели Христа отрещися. Тако кто умрет, не умрет, но жив будет, и временный живот погубив, обрящет вечный живот; а кто в таком случае восхощет сохранити живот свой, тот лишится вечнаго живота. Ибо человеку – христианину не токмо имения, чести, родителей и сродников, но и самаго живота своего отрещися должно за честь имене Христова (5:145).

Если бы знал человек, что его ожидает, то все оставил бы, чтобы спастися

Ежели бы ты увидел будущую сынов Божиих славу, то и царскую диадиму, и всю мира славу и все сокровище его, радуяся, поверг бы, и о том едином тщался, как бы оную получить: ничто бы тебе от того не воспятило, не токмо прелесть мира, но самое тяжкое мучение. «Недостойни бо страсти ныняшняго времени к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8, 18). Такожде, ежели бы тебе показал Бог адское мучение, то бы честь, слава, богатство и все угодие мира сего единым горьким полынем было тебе, неутешно бы плакал и рыдал ты, чтобы на тое место не приитить. Но то бедность наша и слепота, что мы, чего не видим, того и не желаем, и котораго бедствия не чувствуем, того не ужасаемся, а слова Божия не рассуждаем, или не верим тому, хотя и все к СПАСЕНИЮ нашему открыто и в нем, и тако всяк своею волею ПОГИБАЕТ (5:43).

Ради жизни вечной отвращаться от временнаго (5:39, см. СЕРДЦЕ, 843).

Жизнью вечной не должно пренебрегать ради материальных благ (3:286, см. БЛАГА МАТЕРИАЛЬНЫЕ, 23).

Если хочешь жить, не отлучайся от Бога

Благодари Бога и любви Его, яко живот твой, которым оживляешися. Нет бо человеку дороже ничего, паче живота; живот человек паче всего почитает. Живот твой от Того зависит: прилепляйся убо Ему, яко животу твоему, со Пророком глаголя: «Мне прилеплятися Богови благо есть» (5:63).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle