ПОДВИГ
(см. также БРАНЬ)
Чтобы стать угодным Богу, необходимо очень много усилий
Видишь, что конь свирепый и неученый, чтобы угодный был к делу и употреблению хозяину, обучается и различно укрощается и смиряется, и тако природную свою свирепость помалу отлагает и кротким делается, и удобен бывает ко всякому делу хозяйскому. Всяк человек от природы своей, как конь свирепый есть, жестокий и неукротимый, и на службу Господу своему Богу весьма неугоден; себе, своей воле и миру хощет и ищет угождать, а не Богу, Господу своему: весьма бо растлился по падении Адамовом. О! коль убо многаго требует обучения, укрощения, усмирения, чтобы природную отложить свирепость, жестокость и бешенство, и тако угодным сотворился на службу Господу Богу своему! (2:107).
Желающим спастись необходим подвиг
Всем христианам, которые хотят быть истинными ХРИСТИАНАМИ, и СПАСЕНИЕ вечное о Христе Иисусе получить, неотменно нужен есть подвиг противу всякаго греха, дабы не попущали ему собою обладать. «Да не царствует грех в мертвенном ваше теле, во еже послушати его в похотех его» (Рим. 6, 12), глаголет Апостол христианам. Требует того от христиан ВЕРА их, по словеси Апостола: «покажи ми веру твою от дел твоих» (Иак. 2, 18). Они должны Бога слушать, в Которого веруют, а не греха, Богу жить, а не греху. Требует того святое КРЕЩЕНИЕ, которым обновились к святому христианскому житию: требуют ОБЕТЫ, бывшие при крещении, которыми обещались верою и правдою работать Господу (5:222) (также 1:48, см. СПАСЕНИЕ, 977) (5:161, см. ХРИСТИАНИН, 1092).
Необходимо трудиться над спасением своей души, ибо ради этого Христос пришел на землю (4:29, см. СПАСЕНИЕ, 972).
Необходимо трудиться ради будущего БЛАЖЕНСТВА
Всяк в мире сем трудится не просто, но прежде взирает на конец, ради котораго труд подьемлет, и от труда последующий плод: и тако начинает трудиться. Никто бо ничего не начинает и не делает без предложения и намерения. Возлюбленный христианине, подражай и ты трудникам таковым, которые трудятся ради временных благ. Они трудятся, взирая на добро тленное и скоро преходящее: ты воззри на вечная благая оком веры, благая, «ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим Его» (1Кор. 2, 9). И трудись, и сей с надеждою получения оных благ. Воззри на жатву оную, которая будет в последний день, жатву, в которой не земные, но небесные, не тленные, но нетленные, не временные, но вечные собираются плоды: и тако ныне на земли, донележе время имееши, донележе сеятва есть и приличное к сеянию время не прошло, сей семена твоя, да во время жатвы оныя пожнеши плоды (4:76–77).
Для перемены внутреннего состояния необходим подвиг
Когда переменится сердце, или внутреннее состояние, тогда от переменнаго сердца последуют начинания, дела, слова и все житие подобное тому: тако от источника очищеннаго чистая вода течет, от добраго древа добрые плоды раждаются, и проч. И к сему много труда, тщания и подвига требуется; глубоко бо СЕРДЦЕ человеческое растленно и повреждение ядом первороднаго греха, и трудно и мало от кого ПОЗНАВАЕТСЯ, разве от тех, которые в том поучаются и в различных искушениях бывают: искушение бо, как выше сказано, открывает, что в сердце нашем сокровенно есть (5:32).
И хотя благодатию Божиею просвещен будет человек, однакож зло сие, от сердца исходящее, чувствует, и имеет много труда чрез все житие противу природного того бедствия духовно подвизаться, непрестанная ему предлежит противу того брань. Откуду водою и Духом отрожденных и святых читаем падения в тяжкие грехи, которые от сего растленнаго источника проистекают. Сего ради повелено всем верным молитися и просить у небеснаго Отца благодати Святаго Духа, дабы возмогли противитися тому от СЕРДЦА происходящему злу и умерщвляти тое (2:120) (также 1:210, см. ЖИЗНЬ ДУХОВНАЯ, 366).
Подвиг в том, чтобы очищать совесть, так как христианин без доброй совести не бывает
Берегись убо всякого греха, да не погибнеши. ХРИСТИАНИН без доброй СОВЕСТИ быть не может. Лучше убо христианину умереть, нежели согрешить и совесть обезпокоить и раздражить. Сей подвиг противу греха всем христианам нужен, которые хотят спастися. «Убивай убо», христианине, беззаконнаго «младенца», пока мал есть, да не возрастет и убиет тебе (Пс. 136, 9). Убивай похоть, да не делом исполнится; убивай малый гнев, да не в ярость и злобу обратится... Убивай всякое зло, пока мало есть, да не возрастет и погубит тебе. Труден сей подвиг, подлинно труден, но нужен, Подвизайся убо, да и тебе подастся от подвигоположника Христа венец живота (4:329).
Подвиг необходим, чтобы принуждать себя ко всякому доброму делу
Ленив человек есть от природы на дело благое и злопохотлив, и потому должно себе самого убеждать, нудить и силовать на доброе дело, себе побеждать и отвращать от всякого злаго дела. Например, не хощет сердце твое ближняго любить, миловать, простить, смириться, целомудрствовать, и проч.: убеждай себе к тому, хощет сердце твое ближняго ненавидеть, гневаться, злобиться, мстить, злословить, и проч. силою отвращай себе в том. Сия есть славная победа, и далеко лучшая, нежели людей побеждать! (2:107).
Подвиг в том состоит, чтобы победить себя
Трудность и неудобство нужда да победит. Трудящимся и нудящимся и просящим Бог всемогущий помогает. Добродетель истинная с великою неудобностью совершается; и тамо есть добродетель, где победа над страстною плотью. Младенца не называют целомудренным, яко противу плоти не борется; и глухаго не называют терпеливым и кротким, когда поносят ему, и не гневается, яко не слышит; и больного и неимеющаго хлеба постником яко сей не имеет чего ясти, а оный не может. Себе убо самого победить – добродетельно есть и похвально и славно. В сем весь подвиг христианский состоит (5:144–145).
Труден, признаюсь я, труден подвиг сей, слышателю! Ибо естество свое победить, злость природную победить – великаго подвига требует. К томуж ПЛОТИ страстной мир с прелестьми и соблазны. ВРАГ душ наших ДИАВОЛ с козньми пособствует. Итак, повторяю я, трудно подвизаться противу плоти, но славная победа. Многии победили великия государства, многочисленные народы, крепкие разорили грады; но своей страстной ПЛОТИ покорялись, и бедными пленниками ея остались. Но хотя труден ПОДВИГ сей, обаче весьма нужен; тесен сей путь и прискорбен, но един только вводит он в живот вечный. Нет никого в небе, кто бы сим путем не шел (1:48).
В чем состоит подвиг
Подвиг же христианский, который бывает не противу плоти и крови, но противу духов злобы, состоит в СМИРЕНИИ, в презрении славы суетныя, ТЕРПЕНИИ и КРОТОСТИ, ОТРИЦАНИИ СЕБЕ САМОГО, распинании плоти со страстьми и похотьми, и мужественном искушений терпении. Когда сие показуют христиане, тогда не уступают места на брани врагу своему ДИАВОЛУ. Тако подвизалися вси СВЯТИИ и получили венец правды от Подвигоположника Иисуса Христа, которым и мы последовать должны, возлюбленный христианине, когда с ними хощем участие иметь во царствии Христовом. Иначе они не узнают нас, что мы ХРИСТИАНЕ, не признает и Христос за Своих, яко не имеем знамения Его, то есть ТЕРПЕНИЯ крестнаго, под которым верные Его раби подвизаются (2:36–37).
Подвиг состоит в постоянной борьбе плоти и духа
Сия «брань» в едином и том же христианине есть. Сие есть всегдашнее сражение между плотию и духом, «яко плоть похотствует на духа, дух же на плоть». В сем состоит подвиг христианский, в котором должно нам до конца жизни нашея подвизаться, плоть духу покорять, «да не яже хощем, сия творим» (Гал. 5, 17) (3:58).
Обуздание членов плоти и покорение их духу есть благоприятная ЖЕРТВА Богу
Жертва удов или членов плоти нашея, которая возстает на дух наш, и телесными членами, как орудиями, борет нас, и веру нашу умертвить хощет. Сия жертва тогда приносится от христиан, когда они умерщвляют уды своя, сущия на земли, блуд, нечистоту, страсть, похоть злую и лихоимание, «еже есть идолослужение», по увещанию Апостола (Кол. 3, 5); очищают СЕРДЦЕ свое и обрезуют обрезанием нерукотворенным; УМ очищают от ПОМЫСЛОВ суетных, злых, гордых начинаний и намерений богопротивных; ВОЛЮ от злаго похотения отвращают, и воле Божией покоряют; из памяти ЗЛОБУ и всякую непотребность изгоняют, «отвращают ОЧИ свои, еже не видети суеты» (Пс. 118, 37); отвращают УШИ от клеветы, злословия, песней и слов соблазнительных; удерживают ЯЗЫК от злословия, ОСУЖДЕНИЯ, КЛЕВЕТЫ, проклинания, хулы, сквернословия, празднословия и прочиих зол... Тако умерщвляя уды неправды и в удесех грех, да представляют себе Богови, яко от мертвых живых, и уды своя оружия правды Богови, как учит Апостол (Рим. 6, 13): УМ к размышлению о чудесных Божиих делах, к расширению славы Его, своея и ближняго пользы; волю к угождению воли Божией; СЕРДЦЕ к ЛЮБВИ Божией и ЛЮБВИ ближняго; ЯЗЫК к славословию и прославлению имени Божия, к созиданию ближняго; ОЧИ к зрению дивнаго Божия создания, и в создании Создателя; УШИ к слышанию слова Божия, славы и похвалы Божией. ..."Егда, глаголет Златоуст святый, убиваешь ветхаго человека, егда умертвишь уды, яже на земли, егда мир распнешь себе, и проч., и священник своему телу бываешь, и душевныя добродетели, яко се, егда целомудрие приносиши, егда милостыню, егда кротость, егда беззлобие: сия вся творя, приносиши словесную службу, сиречь, ничесоже имущую плотское, ничтоже дебелое, ничтоже чувственное» (Бес. 20-я на посл. к Рим.) (3:85–86).
Подвиг христианина состоит в том, чтобы исполнять заповеди Божии (3:143, см. СЕРДЦЕ, 848).
Нужен подвиг и победа над всем, что мешает спасению (5:224, см. ХРИСТИАНИН, 1116).
Подвиг сей хотя труден, но весьма нужен (1:48, см. СПАСЕНИЕ, 977).
Бог ожидает подвига от человека (4:205, см. ПОМЫСЛЫ, 746) (4:277, см. СКОРБИ, 867) (1:247, см. УНЫНИЕ, 1058).
Христианин познается от подвига против всякого греха (5:223, см. КРЕЩЕНИЕ, 445).
Подвиг нужен христианину против диавола, мира и плоти, ибо они препятствия чинят на пути ко спасению (3:187, см. ХРИСТИАНИН, 1118).
Христианин должен бороться против всякого греха (5:15, см. ВЕРА, 141).
Всячески сопротивляться греху, так как Богу и греху работать невозможно
Христианине! когда хошещи Христу Богу жить, то должен ты греху и себе умереть. Греху и Христу жить невозможно. Христос купил тебя Себе кровию Своею. Раб убо еси Его купленный. Он твой Господь, ты Его раб, ценою Крове Его купленный. Сам убо разсуждай, кому должен ты жить – себе, или Ему Господу твоему? по своей, или по Его воле жить? Сам знаешь, что верный раб господина своего воле, а не своей угождает. Неверный тот раб, который не по воле Господина, но по своей воле и прихотям своим живет: тако и христианин, не истинный христианин, но ложный и неверный раб Христов, который не по Христовой, но по своей воле живет. Откуда и Христос Господь глаголет таковым: «что Мя зовете: Господи, и не творите, яже глаголю» (Лк. 6, 46). Умри убо воле своей и греху, т. е. прихотям своим: и будеши раб Христов, будеши Ему жить и Ему работать. Плод смерти и распятия Христова есть отъятие наших грехов (4:278).
Необходимо подвизаться против склонностей и страстей (5:223, см. ГРЕХ, 260).
Чтобы избавиться от пристрастий, необходим подвиг (5:42, см. МИР, 531) (2:114, см. СТРАСТИ, 991).
Подвиг против плоти страстной всем христианам предлежит (1:47, см. ИДЕАЛ, 398).
Подвиг борьбы против страстей паче нужен на высоком месте сидящим (начальнику) (1:48, ИДЕАЛ, 399).
Подвиг состоит в том, чтобы пресекать ПОМЫСЛЫ
Весь «христианский подвиг» в том состоит, чтобы в начале пресекать злые помыслы, которые восстают противу веры святыя и Божия закона, и хотят благочестивое сердце превратить, и не попускать им возрастать и усиливаться. О сем вси СВЯТИИ Божии угодники тщились и подвизались. О сем ныне хотящии благочестиво о Христе Иисусе жить подвизаются. О сем и нам, христианине, тщиться и подвизаться подобает (3:228–229) (также 3:173, см. ПОМЫСЛЫ, 743) (2:133, см. ГРЕХ, 284) (1:223, см. ПОМЫСЛЫ, 745).
Подвиг состоит в том, чтобы присекать и умерщвлять всякое злое помышление (5:333, см. ГРЕХ, 284).
Покаяние истинное есть подвиг (4:205, см. ПОКАЯНИЕ, 720).
Смысл христианского подвига – постоянное терпение искушений и скорбей
Существо и сила подвига христианского не в ином состоит, как в постоянном терпении искушений и бед. Подвиг сынов века сего состоит в храбром сопротивлении противу неприятеля, и победа в прогнании и покорении его: но христиане тогда добре подвизаются, когда находящия беды терпеливно, благодарно и великодушно сносят; и тогда преславно побеждают, когда гонящим их уступают, и благим злое побеждают, за ненависть любовь и за клятву благословение воздают (2:297).
Сердцу необходимо подвизаться против всех искушений (3:21, см. ВЕРА, 149).
Чем больше усердие, тем больше искушений
В пустыне и на уединении живущим как большее тщеславие о благочестии, так большее и искушение бывает от искусителя; и чим кто более тщится Богу угождать, тем более искушения тому искуситель наносит. Довольно о сем нас уверяет церковная история; но и сами на себе узнают, которые против сего врага подвизаются, и пекутся о своем спасении (5:102).
Бог ожидает от христианина подвига в искушении (4:13, см. ИСКУШЕНИЕ, 413).
Подвиг без брани, без врагов не бывает
Венец без победы, победа без подвига, подвиг без брани, брань без врагов не бывает. Надобно убо бороться, подвизаться и терпением побеждать, чтобы венчаться от подвигоположника Иисуса Христа. Якоже убо ты начал воином Христовым быть, тако и до конца пребуди; тогда-то признает тя Христос за Своего воина, и даст тебе венец живота, и вечно блажен будеши (5:355).
Христианину следует всю жизнь бороться с врагом
Что христианам чрез все житие до самой смерти брань и подвиг духовный предлежит, яко до конца борет их сатана; и непрестанный подвиг, яко непрестанно на них возстает враг различно (3:447).
Против диавола непрестанная брань и подвиг предлежит (3:440, см. ВРАГ, 208).
В чем состоит подвиг БОРЬБЫ против ВРАГА?
Много бо труда требуется противу невидимаго врага подвизатися, побеждать ПОМЫСЛЫ, которые он в сердце нашем противу нас возбуждает, претерпевать великодушно беды и напасти, от него чрез злых людей наносимыя, гордость надымающуюся и злобу возникающую и в действо произойти хотящую, удерживать и смирять, – и тако противу своего сердца стояти, природную злость побеждать, и самого себе отрещися (всего бо сего подвиг сей требует); но славная есть победа! (3:446).
Весь труд полагать, чтобы диавола в дом души своей не пускать, противиться и отражать его (3:229, см. ПОМЫСЛЫ, 742).
Брань научает нас подвигу (5:102, см. ИСКУШЕНИЕ, 404).
От подвига зависит,
в каком состоянии будет находиться человек в жизни вечной
Или подвизаться противу греха, и со Христом зде и в будущем веце участие иметь в царствии Его, или покаряться греху, и с диаволом осужденну быть на веки безконечные, едино из двух следует непременно (1:128).
Подвиг без ПОМОЩИ БОЖИЕЙ невозможен
ТЩАНИЕ человеческое само собою ничего не может; ни начать, ни делать, ни совершить не может человек без Бога. «Без Мене не можете творити ничесоже», глаголет Христос (Ин. 15, 5). Бог начинает дело спасения нашего, делает и совершает, когда Ему не противимся и делаем тое, что БЛАГОДАТЬ Его действует. Везде убо нужна есть нам Божия помощь. Обещается же Божия помощь тем, которые верою просят от Него (2:386) (также 4:329, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 739).
ТЩАНИЕ наше и подвиг противу греха не силен без помощи Божией. Сего ради должно нам тщаться и молиться, да поможет нам Господь в так важном деле. Бог тщащимся и пекущимся помогает, подвизающихся укрепляет и побеждающих венчает (5:225).
Помощь в подвиге подается Духом Святым (3:14, см. БОГ, 73).
Что помогает в подвиге против греха
Помощь в подвиге против греха сия примечается: слушать и внимать БОЖИЕМУ СЛОВУ. Оно показует грех и добродетель, и от греха отводит, и поощряет к добродетели... «Божие бо слово есть духовный меч» (Еф. 6, 17), которым посекается враг душевный. Бог на всяком месте присутствует, и где ни имеемся, с нами есть; и мы все, что ни делаем, пред Ним и святыми очами Его делаем. Како убо пред Богом беззаконновать будем, и святый Его закон пред очами Его нарушать? Стыдимся и боимся пред царем земным и низшею властию безчинствовать: кольми паче должно стыдиться и бояться безчиние показывать пред Богом; всякий бо грех есть безчиние пред Богом. Помнить последняя: смерть, суд Христов, ад и царствие небесное; сия от греха отводят. «Во всех словесех твоих поминай, глаголет Сирах, последняя твоя, и во веки не согрешиши» (Сир. 7, 39).
Удаляться от случаев, которые ко греху приводят, как-то: банкетов и пиршеств, разговоров злых и непотребных: «тлят бо обычаи благи беседы злы» (1Кор. 15, 33). Держать во уме и памяти, что в самом действии греха может человек умереть и погибнуть. Тако Фараон царь Египетский гнал в след Израиля, и хотел его паки озлобить, но в самом том беззаконном деле погибнул (Исх. 14, 27–28). Тако Авессалом, сын Давидов, искал святого отца своего убить, и в том искании погиб (2Цар. 18, 14)... Тако праведный суд Божий поражает беззаконников, да убоимся грешить и беззаконновать. Помышлять, что Христос Сын Божий за грехи мучен был и умер. «Той язвлен бысть за грехи наша, и мучен бысть за беззакония наша» (Ис. 53, 5). Тебе ли, христианину, тое делать, за что Христос Сын Божий горчайшую страдания чашу испил и тако «второе Сына Божия распинать» (Евр.6, 6). Не смотреть, что люди делают, но внимать, чего Слово Божие научает. Тако бо уклоняемся соблазнов мира: «мир мног любящим закон Твой (Господи), и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Христианине, люби закон Божий, и не повредят тебе мира соблазны (5:224–225).
Надежда поощряет к подвигу (4:377, см. НАДЕЖДА, 586).
Страх Божий в подвиге против врага укрепляет (5:66, см. СТРАХ БОЖИЙ, 1000).
При несении подвига необходимо воздерживаться от зависти (5:136, см. ЗАВИСТЬ, 382).
Укрепления в подвиге нужно искать в слове Божием (3:200, см. СЛОВО БОЖИЕ, 908).
Пример ревности подвизающихся ради временных благ должен побуждать к РЕВНОСТИ ради жизни вечной
Смотри и рассуждай, сколько сынове века сего временных ради благ трудятся и подвизаются, ничего тяжестнаго и неудобного себе не вменяют, дабы намеренное и желаемое получить. Не страшится воин исходить противу неприятеля под пули, ядра, мечи и прочии оружия, явною смертию грозящия, чтобы от монарха, которому служит, честь и славу заслужить. Не боится купец по чужим странам, разбоев и прочих опасностей наполненным, скитаться, дабы тленное собрать сокровище. Не тяжко поселянину целое лето зноем солнечным гореть и потом обливаться и трудиться ради желаемаго плода... Сих всех надежда временнаго блаженства так сильно поощряет и убеждает труды всякия подымать и противности терпеть. Как тебе не поощрит к подвигу надежда будущаго вечнаго и неизреченнаго блаженства, когда на тое верою взирать будешь! Истину тебе говорю, христианине: весь свет со всею славою, честию, великолепием, богатством и прочими утехами своими омерзеет тебе. Безчестие, поношение и поругание ради Христа за честь себе вмениши. Нет о том сумнения тем, которые верою взирают на будущую сынов Божиих славу... Временное добро, как ни велико, коль долго не иметь его, надобно, с лишением живота сего, и того лишиться, а часто и прежде кончины отступает от нас, однакож толикою охотою ищут его люди: кольми паче, ради приобретения вечнаго блаженства, которое обещал Бог любящим Его, ничто себе тяжестно и неудобно не должно нам вменять, хотя плоти нашей и горестно кажется, наипаче, когда Сам Бог обещался в том помогать нам, и помогает труждающимся и ищущим Его. «Вся возможна суть верующему и истинно хотящему» (Мк. 8, 23) (3:183–184).
Ревностно идти вперед, не оглядываясь
О возлюбленне! стой в том, что начал. Поминай жену Лотову, и не озирайся вспять на Содом и Гоморр. «Никтоже бо возлож руку свою на рало, и зря вспять, управлен есть в царствии Божием» (Лк. 9, 62)... Совершай убо дело с помощью Христовою, которое начал. Счастлив ты, что таковое начало положил; но совершенно счастлив будеши, когда счастливо и окончишь: многие бо начинают, но не многие совершают; «мнози бо суть звани, мало же избранных» (Лк. 14, 24). Того ради глаголет тебе начальник спасения нашего и совершитель Иисус: «буди верен до смерти, и дам ти венец живота» (Апок. 2, 10) (4:124).
Бывает, что, когда люди собравшися на какое дело работают и трудятся, и един от них разленившися стоит; тогда другий ему говорит: «ты чего стал?» Тако наченшему, но ослабевающему в подвиге благочестия, можно к поощрению сказать: прочии христиане в деле своем трудятся: «а ты чего стал?» Прочии со усердием каются, и воздыхают за грехи своя: «ты чего стал?» Прочии подвизаются противу греха, диавола, мира и страстей: «ты чего стал?» Прочии смиряются пред Богом и человеками: «ты чего стал?» Прочии с любовию работают ближним своим: «ты чего стал?» Прочии к почести вышняго звания идут и текут: ты чего смотришь, «чего стал», и не идешь? Прочии емлются за вечную жизнь: «ты чего стал, и не емлешися?» Прочии, отрекшеся себе и вземше крест свой, идут за Христом, и последуют Ему терпением, любовию, кротостию и смирением; и идут за Ним в вечную жизнь – жизнь, идеже есть всех веселящихся жилище... «ты чего стал?» для чего туда же в покойное, мирное и сладкое место не спешишь? (4:180–181).
Не начало, но конец венчает подвиг
На брани мира сего бывает, что кто сначала побежден был, тот при конце войны победителем делается: так и на духовной сей брани многие от врага побеждены сначала, но при конце, благодатию Божиею справившеся и силою Христовою укрепившеся, добре подвизалися и победили его. Не начало бо, но конец есть похвален, и всякое дело совершает, и всякое блаженство не от начала, но от конца описуется. Не тот блажен, кто добре начинает, но тот, кто добре кончает подвиг свой, и венцем победы тот украшается, кто конечную над врагом победу получит, хотя бы прежде побежден и низложен был. Чего ради побежденным от супостата диавола не должно отчаяваться и во Бесконечную радость врагу себе отдавать; но, призвав в помощь всемогущаго силу Христа Господа, смерти и ада Победителя, возстать, и, оттрясши сон лености и уныния, с помощью Его подвизатися (3:447).
Аще убо благодатию Божиею подвигнешися к сему доброму делу, христианине: стой и крепися, возлюбленне, в том до конца да и во оном веке с Ангелами вселишися, и с ними славити будешь преблагаго Бога в безконечные веки. Не начало, но конец похваляется. Начни доброе, и скончай добре: и блажен будеши. «Обаче близ боящихся Его (Бога) спасение Его» (Пс. 84, 10). «Буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота», глаголет тебе Господь (Апок. 2, 10) (4:113–114).
Подвиг венчается от усердия в конце
Не довольно ко СПАСЕНИЮ начать БЛАГОЧЕСТИЕ, но должно и кончать житие в подвиге благочестия. Многие начинают, но не вси кончают, как самая показывает вещь. Таковый подобен есть наченшему путь от единаго места к другому, и взад паки с пути возвращающемуся; подобен наченшему строить храмину, но оставляющему без совершения; подобен есть наченшему созидати столп, и не совершающему. Таковый отдает себе в посмеяние и поругание врагам своим, диаволу и слугам его... Откуду святое Божие слово тем только верным приписует спасение, которые до конца в вере пребывают, до конца претерпевают (Мф. 10, 22) (2:385).
С плачем уподобляет святый Василий Великий христианина купцу, который по морю мира сего, волнами искушений смущаемому, плывет, и часто при самом пристанище корабль свой разбиваемый видит (В слове на начало притчей). Сия на такий конец зде предлагаются, да, хотящии вечное спасение получить, отрясут сон лености, не смотрят на начало, но на конец, – конец бо всякое совершает дело, – да не надеются на свою силу, благочестие, труды подъятые, но на Бога, начинающаго и совершающаго. Сие ради причины святое Божие слово везде нас к тщанию, осторожности и бдению поощряет. «Поминайте жену Лотову», глаголет Христос (Лк. 17, 32), которая «озреся вспять, и бысть столп слан» (Быт. 19, 26). «Буди верен даже до смерти» (Апок. 2, 10). «Мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1Кор. 10, 12). «Со страхом и трепетом свое спасение содевайте» (Флп. 2, 12). «Трезвитеся, бодрствуйте» (1Пет. 5, 8) (2:386).
Не ослабевать, но ревностно трудиться до конца
В подвиге веры и прочей христианской должности трудиться, не ослабевать, взирая на вожделенный и неоцененный вечнаго живот плод.
Земледельцы очищают нивы своя, исторгают плевелы, чтоб не препятствовати расти пшенице: тако должно нам отсекать прихоти и страсти от сердец наших, дабы не препятствовали расти семени Божия слова, и тако бы безплодным его не сотворили (2:115).
В подвиге святые укрепляли себя надеждою на получение благ вечных (3:248, см. НАДЕЖДА, 584).
Благочестиво и свято пожившим также бывает великий подвиг при кончине (3:290, см. СМЕРТЬ, 939).
Подвиг великий бывает душе при смерти (2:35, см. ПОКАЯНИЕ, 730).