ЗАВИСТЬ
Зависть есть тяжкий недуг души (4:84, см. ПЛАЧ, 680) (5:123, см. ДУША, 328).
Зависть – смертный грех и есть печаль и болезнь сердца о добре ближняго, радость и веселие о зле (1:3, см. ГРЕХ, 247) (1:89, см. ЛЮБОВЬ, 485).
Зависть есть печаль о благополучии ближнего
«Зависть есть печаль о благополучии ближняго», глаголет Василий Великий в слове о зависти. Опечалися Каин и испаде лице его. А для чего? понеже видел, что брат его Авель от Господа всех за приношение даров похвален, а он ради своея лености отринут. Больший блуднаго сына брат, как идучи с села услышал лики и пение в дому отца своего, и узнал, что веселие тое бывает ради брата его, которого благоутробный отец оный здрава прият, «разгневася и не хотяще внити», то есть, в дом отца своего и быть участником веселия того (Лк. 15, 25–30). Праведна веселия причина: брат его «мертв был и ожил, и изгибл было, и обретеся». Но он на тое не смотрит, тое ему не любо, что ради брата его телец упитанный заклан, и ради благополучия его отец его со всем домом ликует. Тако зависть печалится о добре ближняго, и братнее благополучие за свое вменяет неблагополучие! (2:174).
Завистливый и благодетелю своему завидует и злоумышляет
Зависть и тем завидует, от которых благодеяния получает; ей и доброхот не мил, она и благодетеля гонит. Кто больший Иудеям благодетель был, как Христос, Спаситель мира? Мертвецов их воскресил, слепцов просветил, прокаженных очистил, и прочая чудесная благодеяния учинил. Но зависть на тое не смотрит; она советует: «что сотворим? яко человек сей много знамения творит: аще оставим Его тако, вси уверуют в Него» (Ин. 11, 47–48). Она не разсуждает, ни почитает высокого добра, но поучается убить благодетеля. Питай, одевай, береги, защищай, обогащай, утешай завистливаго, как хощешь; ему тое неприятно; понеже ты благополучен, тебе вси любят, хвалят, почитают. Сие его уязвляет сердце, котораго любовь и благодеяние твое исцелити не может и дотоле уязвлять будет, доколе не увидит тебе в бедствии (2:176).
Зависть успокаивается, когда видит неблагополучие ближняго, так как зависть приводит к преступлению
«Конец» зависти есть, чтобы кого, кому завидует, видеть в неблагополучии. Она тогда раждается, когда другаго начинается благополучие; тогда престает, когда престает его благополучие и начинается злополучие. Тако завистно праотцы наши с высокого блаженства в бедственное состояние низринуты. Зависть Каина научила востать на брата своего Авеля и убить. Зависти есть дело, что Иосиф продан во Египет. Зависти приписать должно, что Иудеи Христа, Господа и Благодетеля своего на крест вознесли. Тако от гордости начинается зависть, от зависти ненависть, от ненависти злоба; злоба к неблагополучнейшему приводит концу. Откуду святый Златоуст глаголет: «корень убийства – зависть» (Бес. 54-я на Быт.) (2:175).
Зависть бо всегда благополучию другаго завидует, и тогда престает, когда престает благополучие его (5:70).
Зависть есть грех диавола
Собственный грех есть диаволов, который сею язвою прародителей наших, а с ними и нас умертвил. Диавольское бо дело есть радоватися о погибели человеческой, и печалиться о спасении, что зависти свойственно (2:175).
Завистливый с диаволом заодно (4:304, см. КЛЕВЕТА, 427).
Зависть есть дело диавольское
Завистливый грешит и купно казнь приемлет, беззаконнует и мучится! И от сего видеть можно, как скареден порок и посмеяния достоин – зависть! Печалиться о том, что ближний веселится; сетовать и снедаться, что брат в благополучии цветет: не смеха ли достойное дело? Всяк сие может признать, точно свойственное дело диавольское: диаволу бо печально и несносно, что христиане спасаются и вечную получает славу, от которой он низринут в вечную погибель и безчестие (2:175).
Завистливый человек хуже диавола
Демон подобному демону не завидует, но человеку; а человек человеку, брат брату, сродный сродному, подобный подобному, который должен «радоватися с радующимися, и плакати с плачущими», как учит Апостол (Рим. 12, 15); чему удивитися, или паче чего оплакать достойно не можно. Так-то сатана ядом своим заразил сердце наше (2:175–176).
Зависть мучит человека
Завистию как мучится бедная душа, изобразить не можно! Самое тело бледнеет и изсыхает от зависти (4:141).
Завистливый мучится от своей страсти
«Завистливый» сколько снедается внутрь ядовитым и смертоносным тем червем, видя блаженство ближняго и соболезнуя о нем, смотря на добро чуждое, и внутрь зло ощущая и сокрывая; бледнеет, сохнет и истаевает, что ближний его благодействует: сами таковые лучше знают, хотя и вне утаится не может внутреннее зло (3:430).
«Мучительная» страсть и смеха или паче плача достойная зависть: яко таким ядом от диавола человеческое заражено сердце. Прочия страсти некое, хотя многое, услаждение имеют, а завидливый грешит, купно и мучится (2:175).
Зависть к бедственному состоянию приводит самого завистливаго
Зависть и тех, которыми обладает, к бедственному приводит концу. Ибо кроме того, что вечному мучению повинными их творит, и временному бедствию подвергает. Тако Каин стенет и трясется; Аман на древо, которое Мардохею израильтянину готовил, вознесен погибает. Откуду Златоуст святый глаголет: «завистливый, хотячи погубить инаго, и самого себя погубляет» (Бес. 55-я на Ин.). Но, хотя бы не было какого другого внешняго бедствия завистливому, довольно ему внутренняго, довольно того, что внутрь снедается, мучится и терзается собственным мучителем (2:176).
Зависть духовно ослепляет человека
Отсюду видим, како зависть и злоба человека ослепляет. Знали книжники и фарисеи от пророчеств, что надобно тогда приити Христу, когда «оскудеет князь от Иуды» (Быт. 49, 10). Оскудел князь от Иуды, и «пришел Иисус Христос» (Мф. 11, 1). Знали, что надобно Ему «родитися в Вифлееме иудейстем» (Мих. 5, 2). «Тамо» родился Иисус (Лк. 2, 4–8). Знали о Крестителе Иоанне, что он «Пророк» был (Лк. 1, 76; Пс. 131, 17; Ис. 40, 3–5). Иоанн «свидетельствовал о Иисусе» (Лк. 3, 16; Мф. 3, 11; Ин. 1, 6–36). Знали, что Мессия от них ожидаемый, преславная знамения и чудеса сотворит. Иисус сотворил знамения и чудеса неслыханная... Но завистию и злобою ослепленнии не приняли Его. Тако зависть и злоба ослепляют (4:265).
Зависть и злоба в ослепление человека приводит, что зде на фарисеех видим. Приписуют дело тое сатане, которое единому Богу приличествует, сами могут видеть, что силы Божия есть изгнати беса, но отрыгают хулу: «О князе бесовстем изгонит бесы». Тако зависть к злобе, злоба к ослеплению приводит: ослепленный не знает сам, что делает. О коль лютая язва душевная зависть (5:128–129).
Зависть ослепляет человека, что и благодетелям своим вредят
Злобнии и завистливые и благодетелям не спущают, и на тех поучаются, како бо повредить и погубить их. Не смотрят на тое, кто и каковы они, на кого душут злобою; не разсуждают и не познают добра в них и благодеяния их к себе, но едино тое думают, как бы в действо произвести злое умышление свое. Тако зависть и злоба ослепляет бедного человека. О, ЗАВИСТЬ и ЗЛОБА, исчадия злобнаго духа – ДИАВОЛА! Видишь, как заразил сей родитель злобы сердце человеческое! Видишь сего зла довольно на свете: многочисленные примеры обретаются, како злобнии и благодетелям своим зло творят не стыдятся и не ужасаются (5:136).
Зависть ничем не может удовлетвориться
Чего зависть и злоба не делают. Ничем ей благочестивая душа угодити не может. Все ей неприятно, что ни делает. Тамо изобретает порок, где порока нет; тое порочит и хулит, что похвалы достойно, якоже Господь сказал о злобных иудеях: «Прииде бо Иоанн (Креститель), ни ядый, ни пияй, и глаголют: беса имать. Прииде Сын Человеческий, ядый и пияй, и глаголют: се человек ядца и винопийца, мытарям друг и грешником» (Мф. 11, 18–19). Видишь, что злобным и Предтеча, Ангел плотию обложенный, и Сам Христос, Господь его, Свет без всякия тьмы и самая Неповинность, угодити не могли, но во обоих сыскали, что порочить. Когда в свете, в котором тьмы нет ни единыя и в светильнике Его сыскала злоба, что охуждать: чего уже не сыщет в прочиих благочестивых душах, которыя не без немощи? Видим тоежде и ныне злобы действие: что ни делает человек, все пересуждает, все винит. Видишь тое все винит. Берегись убо зависти и злобы: великий душе яд, и как червь древо внутрь, тако он душу и грызет и снедает, и как только востает в сердце, умерщвляй сего червя пагубного, да не возрастши умертвит душу твою (5:127).
Зависть приводит к ЗЛОБЕ
Что зависть делает: к злобе приводит: злоба не токмо хулит и злословит, но и к убийству возбуждает. О, лютое зло – зависть, дщерь ея злоба. Тако Каин в начале завидовал Авелю, потом злобился, а наконец и убил брата своего; тако сынове Иаковли, позавидовавши Иосифу брату своему, возъимели злобу на него, и хотели убить и убили бы, аще бы Бог, Который был с ним, не сохранил его от убийства; однако же в раба продан бысть во Египет Иосиф от злобы. Тако Иудеи первее позавидовали Иисусу Господу нашему, потом злобилися, и от злобы злословили и хулили Его, а потом и убить искали Его. К сему концу зависть и злоба приводит (5:136; также 5:229, см. ЗЛОБА, 392).
«Зависти другиня – злоба» (3:129).
Корень и начало зависти в гордости
Зависти корень и «начало» есть гордость. Гордый бо, понеже хощет выше прочиих вознестися, не может терпеть, кто бы ему равен, а паче высший в благополучии был, потому и негодует о возвышении его. Смиренный бо завидеть не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочиих же недостойнейших быти судит паче себе; почему и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть убо сия есть тех, которые мнят о себе, что они нечто в мире суть, и тако о себе высоко мечтая, прочиих ничтоже быти судят. Тако негодует Саул гордый на кроткого и смиренного Давида, что ему более похвалы приписали ликующия жены, как сам признал, и рече Саул: «Давиду даша тьмы, мне же даша тысящи» (1Цар. 18, 8). Откуду и гнать начал неповиннаго (2:174).
Зависть есть язва и стрела, нанесенная врагом в грехопадении (4:136, см. ГРЕХ, 257) (2:25, см. ВНИМАНИЕ, 176).
Зависть – исчадие злобного духа – диавола (5:136, см. ЗАВИСТЬ, 380).
Зависть присуща плотской мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ, 568).
Зависть пресекать в сердце, чтобы не укрепилась
Берегись убо зависти и ЗЛОБЫ, как смертоносных язвы душевных, и вначале как только востают в сердце, пресекай их мечем глагола Божия, и помощью Иисуса. Аще бо не пресечеши, укрепятся и поразят тя, и вринут душу твою в беднейшее состояние (5:136).
Для победы над завистью всячески возгревать любовь
Поучаться в любви ближняго: тако зависть упадать будет. Ибо «любы не завидит», глаголет Апостол (1Кор. 13,4). И хотя в сердце и будет ударять пагубная сия стрела, но духом любве действию ея станет противиться и побуждать себе и нехотящаго к благодарению Богу, что ближний в благополучии находятся: тако бо всякое зло внутреннее исцеляется и, якоже клин клином, как говорят, изгоняется. Нудить бо себе должны мы ко всякому добру, и не что злое сердце хощет, но чего вера и совесть христианская требует, делать: «нуждницы бо восхищают царствие небесное» (Мф. 11, 12). Тако противимся злобе и мщению, роптанию и хулению и прочиим страстям; и нудимся к терпению и прочему благочестию. Что сначала не без трудности, но после с помощью Божиею удобно будет (2:176) (также 2:332, см. ЛЮБОВЬ, 485) (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 816).
Зависть нашу да истребляет любовь Его (2:32, см. ПОДРАЖАНИЕ, 696).
Для победы над завистью победить гордость
Гордость, от которой зависть, как сказано, раждается, должно с помощью Божиею отложить, и тако, без злаго корня и злаго плода не будет. «Зависть, глаголет Августин, есть дщерь гордости: умертви матерь, и дщерь ея погибнет» (2:176).
Чтобы отложить зависть, рассуждать, что все в мире временно, и истинное блаженство в вечности
Думать и без сомнения держать, что в мире сем нет ничего великаго и удивления достойнаго, и нет истиннаго блаженства, кроме вечнаго и небеснаго. А когда в сем мнении находиться будем, то и зависть ослабеет и недействительна будет. Ибо зависть раждается от благополучия ближняго: но когда благополучия временнаго, то есть, чести, богатства и прочаго за благополучие истинное поставлять не будем, то и завидовать в том не будем. Аще убо, земная презревши, будешь искать небесная: ни в чести, ни в славе, ни в похвале, ни в богатстве, ни в благородии не будешь завидовать, ибо несравненно лучших желаешь. Князь и вельможа не завидит похвале сапожника, портного, столяра и прочиих мастеров, понеже далеко лучшую имеет; так и временному, подлому, и так сказать, мнимому не завидит, кто постоянного и истинного, вечнаго блаженства ищет. Хощеши ли убо от мучительной сей не снедаться и не вредиться язвы? вменяй временная вся так ничто, и так не будет она в тебе иметь места (2:176–177).
Просить Бога об исцелении
Зависть и злоба – великие в души человеческия язвы, как видем мы: от зависти гнев, от гнева злоба, от злобы убийство последует, как видим на Каине. Сего ради и трудитися и молитися Иисусу дотоле должно нам, доколь язвы сея на душах не исцелит. Хощет Он исцелить их, но хощет, чтобы мы и немощи наши объявили Ему, и просили, и искали того у Него. Потщимся убо пещися о исцелении душ наших, и помолимся прилежно и неотступно Врачу душ – Иисусу, да исцелит немощи наши (5:128).
Следовать за Христом – значит отречься от зависти (3:180, см. САМООТРЕЧЕНИЕ, 814).
Великие ПОДВИГИ не помогут, если не воздерживаться от зависти
Всячески убо тщися храниться от зависти и ЗЛОБЫ, да не обладает сердцем твоим. Многие воздерживаются от пищи и пития, и не ядят мяса и рыбы, но от зависти и злобы ни мало воздержатися не хотят; и какая из того польза, что тело не употребляет того, что не запрещено, но душа снедается тем, что под смертною казнью запрещено. «Всяк бо ненавидяй брата своего человекоубийца есть; и весте, яко всяк человекоубийца, не имать живота вечнаго, в себе пребывающа» (1Ин. 3, 15), – глаголет Апостол (5:136).
Всех озлобляющих БЛАГОЧЕСТИВЫХ постигает суд Божий
Суд Божий постигает всех тех, которые благочестивых озлобляют и гонят! Души благочестивыя, как овцы, смиренны, кротки и безоружны, но Бог за них стоит и защищает их, и своевольных и нечестивых смиряет. Откуду видим, что дивныя Божии судьбы их постигают; и тамо падают в ров, где не чают; и тую яму приуготовляют себе, которую ради благочестивых ископывают. Тако Авессалом, сын Давидов, искал святого своего отца убить, и царством Израилевым завладеть; но вместо того, погибель себе сыскал. Аман уготовил было виселицу неповинному Мардохею; но на той виселице сам повешен, которую Мардохею уготовал. Фараон, царь Египетский, гнал в след Израиля, и хотел паки мучительством своим озлобить его: но дознал на себе праведный суд Божий, и в море со всем воинством своим потонул. Подобный суд Божий и ныне постигает всех своевольных, которые озлобляют и гонят благочестивых (4:242).
См. о зависти: вторая глава, четвертой статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:174–176).
Зависть и вражда. См. «Плоть и дух» (1:132–133).