Источник

САМООТРЕЧЕНИЕ

Следуя за Христом, необходимо прежде всего отречься себя (3:179, см. СЛЕДОВАНИЕ ЗА ХРИСТОМ, 881).

Христианский подвиг состоит в самоотречении (2:36, см. ПОДВИГ, 685).

Самоотвержение есть узкий путь (2:57, см. БЛАГОЧЕСТИЕ, 47).

Без самоотречения невозможно следовать за Христом

Понеже мы от природы нашей злы, от грешника Адама грешники и грехолюбивые рождаемся все, не иное бо что замышляем, как злое и суетное: Христос же есть самая чистейшая благостыня и святыня, есть свет, никакия тьмы непричастный (Ин. 8, 12; 1Ин. 1, 5),– того ради и не можем Ему последовать, пока себе, яко злых, не отречемся. Откуда и Сам Он глаголет: аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе (Мф. 16, 24) (3:179).

Чтобы устремиться к небу, необходимо отвергнуться от плотской греховной жизни

Как бо хотящему на небо смотреть, надобно от земли очи отвратить и обратить на небо, и хотящему на солнце смотреть, должно к нему обратиться: тако хотящему небесному житию подражать, должно оставить земное и скотское, и хотящему на Бога смотреть верою, и Его святым нравам последовать, должно позади оставлять свое природное злонравие. И сие-то есть «отрещися себе», воли своея, своего злонравия, то есть, не делать того, что ветхий наш человек, живущий в нас, хощет, но тое, что воля Божия ищет и требует от нас, когда хощем Божиим свойствам и нравам последовать (3:97).

Чтобы быть истинным христианином, следует отречься себя и всего злого

Известно сие, что плоть и кровь ужасается нищеты, безчестия, ругания, поношения и прочиих скорбей, которыя христианам приключаются в мире сем. И того ради многие истинного христианства удаляются. Таковые, как видно, хотят и зде с миром, и в будущем веке со Христом царствовать, чему быть никак невозможно, как они себе ни ласкают. Должно плоти, то есть, плотских похотей, непременно отрещися, когда хотят Христовыми быть, и ненависти злаго мира, который христиан, яко же своих чад, ненавидит и гонит, не бояться. Крест и различныя скорби суть знамя христианское, под которым христиане Царю своему, на кресте распятому, воинствуют. Крест Христовым ученикам, иже суть христиане, всем предлагается (3:414).

Самоотречение есть отречение от злой воли

Когда велит Христос отрещися, то отречение сие разумеется отречение злонравия и злыя воли нашея, как выше сказано; без того бо не может угодить и последовать Ему (3:182).

Зачем и от чего необходимо отрекаться в себе

Чтобы свойствам и благим делам небеснаго Отца последовать, должно прежде своих нравов злых отрещися. Чтобы воле Божией последовать, должно прежде свою волю оставить. Аще хощем правде Его, истине, благости терпению, кротости, милосердию, милости и прочиим Его Божественным свойствам подражати, должны отрещись неправды, лжи, злобы, гнева, роптания, нетерпения, жестокосердия, скупости, нечистоты и прочиих злых и богопротивных наших нравов. Примечай, христианине, что есть отрещися своего злонравия и тако подражати благости Божией (3:95).

Чего следует отрекаться в себе

Отрещися должно нам и последовать Христу: отрещися ВОЛИ НАШЕЙ, и последовать воле Христовой; отрещися злонравия нашего, и последовать благонравию Христову; отрещися ГОРДОСТИ, ЗЛОБЫ, ЗАВИСТИ, НЕНАВИСТИ, НЕТЕРПЕНИЯ, СРЕБРОЛЮБИЯ, САМОЛЮБИЯ, СЛАВОЛЮБИЯ, и прочаго ветхаго Адама злонравия, и последовать Христову СМИРЕНИЮ, КРОТОСТИ, ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЮ, НИЩЕТЕ и прочиим Божественным нравам. Никтоже может купно быть гордым и смиренным, злобным и кротким, ропотливым и терпеливым, сребролюбцем и нестяжательным, завистливым и любительным, похотливым и целомудренным, скупым и щедрым. Ибо ПОРОК и противная ему добродетель в едином СЕРДЦЕ поместиться не может, но одно другаго изгоняет вон. Когда порок какий из сердца исходит, тогда добродетель тому противная входит: когда исходит гордость, приходит смирение; когда отступает злоба, на место ея наступает кротость; когда изгоняется ненависть, зависть, скупость, невоздержание, нечистота, тогда вселяется любовь, милость, щедролюбие, воздержание, целомудрие и проч. И чим более порок в человеке уменьшается, тем более добродетель тому противная умножается: чим более в ком гордость убавляется, тем более смирение возрастает; чим более оскудевает злоба, ненависть, зависть, скупость, немилосердие, нечистота, тем более возрастает кротость, любовь, щедролюбие, милосердие, чистота. Аще убо кто хощет последовать Христу, смирению, кротости, терпению, любви и прочиим Божественным Его нравам, тому должно оставить свою гордость, злобу, мщение, гнев, нетерпение, ненависть, зависть и прочия ветхаго человека душепагубныя свойства (3:180).

Что значит отречься себя

Что есть отрещися себе, познаем, когда посмотрим на того, кто ближняго своего отрекся, удаляется от него: когда отреченный алчет, жаждет, наготует, биется, безчестится, болет, не чувствует тогда отрекшийся; когда бедствует, не помогает ему, когда страждет, не состраждет ему. Тако должно и нам, когда хощем истинно отрещися себе, с собою поступать; когда хулят, ругают, поносят нам, биют и уязвляют, лишают чести и мнения, заключают в темницу и облагают оковами, изгоняют и от дома и отечества удаляют,– всего себе как бы не чувствовать на себе, и вменять как бы на другом ком, а не на нас, тое все бедствие делалося. Сие есть отрещися себе (3:179–180).

Что отрещися себе? – «Ответ»: сделаться иным, как прежде был, не по естеству, но по внутреннему состоянию: сребролюбцу сребролюбия, славолюбцу славолюбия, блуднику и прелюбодею нечистыя похоти, гневливому и злобному гнева и злобы, гордому гордости, немилостивому жестокосердия своего отрещися; словом: злонравному злонравия своего отрещися. Тако естество тоежде будет, но нрав иной будет. Что Бог создал, тоежде будет; но что человек сам сделал, перемениться; и так человек будет иной; и тойжде иной по нраву, но тойжде по естеству. Повествуется, что юноша некий жил нечисто с блудницею, который, хотячи от того дела сквернаго отстать и исправить себе, удалился от нея на время. И когда почувствовал в себе угасшую к ней похоть, возвратился в дом и, по случаю сретившись с нею, молча мимо прошел; и когда на другой день паки с нею сретился и, ничего ей не говоря, мимо шел, она ему сказала: «ведь-де я тая-то: что ты меня не узнал?» – «Но я не тот», отвечал он. Буди убо и ты не тот, который прежде был. Перемени себе, и не тот будеши (5:326).

Что есть «отрещися себе»? – Ответ: знаешь ли что делают люди, когда видят иных, коих не любят, биемых и уроняемых, и в другом каком бедствии находящихся? Нерадят и небрегут о них, и не имеют о них никакого сожаления. Сие к себе приложи, и поступай с собою, как со врагом, котораго не любишь, отсеки, волю твою, и не делай того, что ей угодно. Презри и возненавиди себе добре, и не люби зле. Что в естество вошло по создании, тое все, как непотребное, отсекай, делайся иным, как прежде был, но в лучшее. Пусть будет цело, что Бог создал; но что потом вошло, того всего отвращайся... Человек, по падении, ветхим человеком сделался, в похоти тлеющим. Отрекися убо ветхаго человека, отрекися всякия похоти, которыя враждует на душу, созданную по образу Божию; отрекися стыда и страха, который не полезен ей; не стыдися и не ужасайся тамо, где слово Божие не велит (5:144).

Как следует отрекаться от себя

Таковым образом тое делается. Востает в сердце твоем похоть к нечистоте, блуду и прелюбодеянию? – Сердце твое сего похотствует; а СЕРДЦЕ твое ты сам еси, ибо сердце человеческое всего человека в себе заключает, и не иное что есть, как сам человек, внутрь и вне со всем свои наклонением разсуждаемый. Отрекись похоти сея злыя и с похотию тебе самого похотствующаго отрекись, и последуй чистотою и целомудрием пречистому и святых святейшему Христу. Поднимается в сердце твоем ГОРДОСТЬ, и, как змий, голову свою возносит и хощет тебе угрызти? Отрекись сея мерзости, «яко все, яже в человецех высоко, мерзость есть пред Богом» (Лк. 16, 15), – и последуй смиренному Иисусу смирением. Запаляется сердце твое ко гневу, злобе, мщению? Отрекись того, и последуй кротостию кроткому и незлобивому Агнцу, Христу Иисусу. Зачинается в сердце твоем ЗАВИСТЬ и ненависть, как младенец пагубный от змиина семене? Отрицайся того зла, умерщвляй его внутрь тебе, и последуй любовию человеколюбцу Сыну Божию. Востает стыд безчестия и страх смерти правды ради? Плоти твоея славолюбивыя и немощныя свойство есть... Ободрися верою и духом, отрекися немощи твоея, воззри на Христа поруганного, обезчещенного, посмеянного, оплеванного, распятого за грехи твои, и любовью последуй Ему, тебе ради пострадавшему. Тако первое себе должно отрещися, и тако последовати Христу. И сие-то есть «распинать плоть со страстьми и похотьми» (Гал. 5, 24); совлекаться ветхаго человека с деяньми его, и облекаться в новаго человека, созданнаго по Богу в правде и в преподобии истины (Кол. 3, 9–10) (3:180–181).

Признаки человека, отрекшегося от мира

Знамения отрекшагося мира примечаются сии: 1) Таковый человек волю свою воли Божией во всем тщится покорять. 2) Самолюбие свое обуздывает и усмиряет. 3) Богатства, славы и чести не желает, но, хотя и даются ему сия, сердца к ним не прилагает. 4) Лишившийся богатства, славы и чести и всего, что в мире сем имеется, не жалеет, но с Иовом глаголет: «Господь даде, Господь и отъят» (Иов. 1, 21). 5) Пищи, пития, одежды, покоя и прочиих мирских вещей не ради роскоши, но ради нужды и требования немощныя плоти употребляет, и всякой сладости убегает. 6) Как похвалою не превозносится и не утешается, так укорением и поношением не оскорбляется. 7) Всякия обиды терпеливо сносит, и на обидящих не жалуется никому. 8) От мира, то есть злых людей, ненависть терпит, но ненавидящих любит... Всегда поминает небесное отечество, и к нему сердцем и мыслию стремится; идеже бо сокровище его, тамо и сердце его, по словеси Христову (Мф. 6, 21) (2:267–268).

Самоотречение не означает пренебрежение телесными потребностями

Не велит Христос совсем себе отрещися: надобно бо плоть алчущую питать, жаждущую напаять, нагую одевать, утружденную упокоевать, ибо без того жить не можем. Надобно живот свой хранить и защищать (3:182).

Необходима ПОМОЩЬ БОЖИЯ, чтобы победить самого себя

Правда и тое, что и злонравия нашего отрещися и победить нашими силами не можем. Ибо злонравие свое победить, есть себе самого победить и отрещися, что собственной нашей силе невозможно. Чего ради к тому искать нам должно помощи у Самого Бога, Который «все может» (Мф. 19, 26). Откуда повелено молитися, просити, искати и толкати» (Мф. гл. 7). Однакож требуется и с нашей стороны тщание, Бог бо помогает труждающимся, а не лежащим и унывающим (3:182).

НЕЖЕЛАНИЕ отрекаться от злонравия есть возвращение к диаволу, от которого верующие отрекаются в крещении

Что когда не хощешь себе и злонравия своего отрещися; паки ли хощешь обратитися к сатане, делам его, служению и гордыне его, которых при крещении святом и вступлении в христианство отреклися мы, и обещалися Богу служить преподобием и правдою? Соединившися Христу верою, паки ли хощешь союз сей спасительный разорвать? «Познавши путь правды», паки ли хощешь «возвратитися вспять от преданныя святыя заповеди» истинныя, и на себе показати притчу: «пес возвращся на свою блевотину, и свиния, омывшися, в кал тинный» (2Пет. 2, 21–22),– и тако попасться в тяжкую работу диавольскую, от которой Сын Божий кровию Своею искупил тебе и извел на свободу? Паки ли хощешь под гневом Божиим и клятвою быть? Ибо вся сия, не хотящему себе и своего злонравия ненавидети, отрекатися, умерщвляти, и последовати благому Христову нраву, неотменно последует. «Иже не приемлет креста своего и в след Мене грядет, несть Мене достоин», глаголет Христос (Мф. 10, 38) (3:182–183).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle