Источник

КЛЕВЕТА

Клевета есть предательство, подобно Иудиному

Подражают Иуде тии люди, которые на пастырей своих клевещут и порочными именами их обносят; подражают дети, которые родителей своих, подражают раби, которые господ своих, подражают ученики, которые учителей и наставников своих, подражают прочие люди, которые благодетелей своих оклеветают и порочат пред другими. Вси таковые как бы продают благодетелей своих, и последуют Иуде предателю, который Господа и Учителя своего продал и предал в руки врагов Его. О таковых людях писано: «иже воздает злая за благая, не подвинутся злая из дому его» (Притч. 17, 13). Берегись, Христианине, быть подражателем предателю Иуде, да не с ним часть наследиши (4:267).

Клевету Сам Господь и святые терпели

Сам Христос претерпел неповинно всякия поношения и злословия. Святое Евангелие о том свидетельствует. Святии Божии тогожде не убегли, как то Давид святый сам о себе во псалмах свидетельствует, Моисей, пророцы, апостоли и прочии. Тоежде приключается и ныне рабам Божиим: убо не первому тебе тое случается (1:136).

Ты имеешь в сем бедствии много товарищей: СВЯТИИ БОЖИИ много клеветы претерпели; и ныне много таких обретается, которые тоеж терпят. Не ты убо един тое ТЕРПИШЬ: многие сим путем прошли, и угладили его нам, и нас за собою зовут тем же путем итить. Пойдем убо за ними, да с ними купно прославим Искупившего нас Иисуса Христа. О, Иисусе! привлеки нас немощных и унылых (1:248).

Клеветы никто из угодников Божиих не избежал

Сим путем шли и святии Его. Никто от них клеветы и поношения не избежал. Сыскали чада мира и в непорочном житии что хулить: выдумал лживый язык, чим и безпорочных порочить. Моисей Пророк, законодавец, вождь Израилев, друг и собеседник Божий, от сонмища Кореова и Авиронова претерпел укорение (Числ. 16) и от прочиих людей своих. Сколько на Давида святаго, царя Израилева и Пророка Божия, бросали враги его ядовитых от лживаго языка своего стрел, псалмы его показуют, – который глаголет: «весь день поношаху ми врази мои, и хвалящии мя мною кленяхуся» (Пс. 101, 9). Даниила Пророка лживый язык в ров ко львам, как в гроб, ввергнул (Дан. 6, 16). Что пострадали Апостоли от всего мира, которому милость Божию проповедывали! Как прелестники, развратники и возмутители вселенныя вменялися и укорялися, которые от прелести к истине, и от тьмы к свету, и от царства диавольскаго к царствию Божию обращали. Тоежде дознали на себе и преемники их, святители, мученики и прочие святии. Читай церковную историю, и увидишь, како никто от них не ушел клеветы. Тоежде и ныне святым, в мире живущим, от злаго мира случается (3:311).

Клевета милостью Божиею в пользу обращается

«Любящим Бога вся поспешествуют во благое», глаголет Апостол (Рим. 8, 28). Им клевета и поношение в пользу милостию Божиею обращается. Целомудреннаго Иосифа женская клевета в темницу ввергнула; но тако он на высокую честь вознесен, и всю страну оную от голода спасл (Быт. 39, 41). Моисей от злоречивых уст бежал из Египта, и был пришлец в земле Мадиамской (Исх. 2, 15–22). Но тамо сподобился видеть купину, чудесно горящую в пустыни, и Бога из купины беседующаго к нему слышать (Исх. 3, 2–7). Давиду святому много навета делал злоречивый язык; но тако он к молитве возбуждался, и много Богодухновенных псалмов в пользу церкви святой сочинил. Даниила клевета в ров вринула на снедение львам; но неповинность заградила уста зверей, и прославила его паче прежняго (Исх. 6, 16–28). Мардохея Израильтянина Аманов язык умыслил убити, но Божиим промыслом противное учинилось. Мардохей прославился: Аман на древе, которое к погибели Мардохею уготовил было, повешен, и тако в ров, который неповинному уготовал, сам впал (Есф. 7). Тыежде суды Божии и ныне показуются (3:312).

Клевета и ЗЛОСЛОВИЕ – признаки, что ХРИСТИАНИН на правильном пути ко спасению

Человек доколе со злым миром дружится, не терпит таковых язвительных угрызений; а как только благодатию Божиею начнет от мира убегать и Христа любить и искать, тут на него как прочия беды, так и хульныя ста и языки злоречивые, как мухи на мед, нападают... Сказывают, что море все мертвое извергает вон: тоеж делается и христианину, который миру умирает. И мир, как море, изгоняет вон «умершаго миру», то есть, похотям, славолюбию, сребролюбию, гордости, сластолюбию, мщению и прочиим. И, что дивнее того, самые други врагами его сделаются... Причина тому сия есть: понеже таковый чуждается и отрекается и исходит от мира сердцем, и «горняя мудрствует, а не земная» (Кол. 3, 2), и помышляет «житие свое на небесех быти, отонудуже и Спасителя ждем Господа нашего Иисуса Христа» (Флп. 3, 20), «о сем воздыхает, в жилище свое небесное облещися желая» (2Кор. 5, 2), и потому в мире сем, яко странник и пришлец есть, «не имея зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуя» (Евр. 13, 14). Того ради и мир его, яко не своего, чуждается, ненавидит и гонит, что и Христос назнаменуя, глаголет Апостолам: «аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы: якоже от мира несте, но Аз избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир» (Ин. 15, 19). Сим убо утешайся, душа христианская, что между Христовыми рабами имеешися, хотя и терпишь злоречивых языков клеветы и поношения, а не между чадами мира, которые, яко миролюбцы, миру суть любезны, яко свои истыя чада (3:310).

Истинно по-христиански живущие претерпевают множество поношений

Подобныя клеветы и поношения и ныне вымышляются на Христиан не от идолопоклонников уже, но от ложных христиан, и любителей мира сего и прелести его и пышности и гордости его. От сей лжебратии много всяких клевет и поношений страждут христиане; то в тыя, то в другия поругания одежды одевают их. И кроме обычных и нечестивых поношений, различныя на благочестивыя души изобретают хулы и посмеяния. Ежели приметят они, что христианин от роскошей и темных дел их удаляется: то у них «раскольник». Когда смиренно живет и обращается, и щегольства ненавидит; то у них «ханжа». Когда уединяется ради покаяния и убежания от греха (удобнее бо во уединении каятися и греха берещися, нежели в народе): то у них «святоша». Когда за грехи кается, сокрушается, сетует и воздыхает; то у них «меланхолик». Кто милостыню дает; тот у них «тщеславец и лицемер». Когда узнают, что христианин часто Богу молится; тут они уста своя разверзают: вот-де «Богомол». Когда христианин по регуле Евангельской обидящему не отмщевает! тут они нападают на него: вот-де какой «дурак», не умеет за себя стоять. Когда по регуле тогоже Евангелия расточает имение и дает убогим; тут они подымаются на того, и укоряют: обезумился-де он; что предки его собрали, то он расточает. Сия и прочая подобная сим хуления и посмеяния изрыгают нечестивыя уста на душу благочестивых. И сие-то есть, что Христос Господь наш сказал к нашему утешению: «Аще господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния Его» (Мф. 10, 25) (4:255–256).

Если христианин испытывает клевету за БЛАГОЧЕСТИВУЮ ЖИЗНЬ, то он идет путем Христовым

И сие-то есть, что Христос Господь наш сказал к нашему утешению: «Аще Господина дому веельзевула нарекоша, кольми паче домашния Его» (Мф. 10, 25). Возненавидели Христа, Господина дому: ненавидят и христиан, домашних Его. Похулили Христа и поругались Христу, Господину дома: хулят и христиан, домашних Его, и ругаются им. Изгнали Христа, Господина дому: изгонят и христиан, домашних Его. «Несть бо раб болий господина своего» (Ин. 15, 20). Таковое состояние христиан в нынешнем веке! Христиане не суть от мира сего, якоже о них глаголет Сам Христос: «не суть от мира, якоже и Аз от мира несмь» (Ин. 17, 14). Сего ради изгоняет и ругает их мир, яко не своих. И сие такожде действуется хитростию диавольскою, дабы душу благочестивую с добраго пути совратить (4:256).

Клевета и по сей день изрекается на Бога и Его промысл

Сам Бог сколько хулится от безбожных и беззаконных людей Своих на всякий день, на которых солнце Свое сияет, и дождит, когда инии присносущное бытие Его, инии промысл Его от созданий Его отъемлют, инии неправедным, инии немилостивым Его дерзают называть; инии ропщут и негодуют на Него; другие слову Его святому не верят, и тако «лжа его творят» (1Ин. 5, 19), инии иныя хулы отрыгают на святое и страшное имя Его! Кто же мы, которые не хощем терпеть хулы? (3:311).

Клевета без попущения не бывает

Без Бога ничего нам не бывает: потому и язык злоречивый нападает на нас попущением Божиим. Терпи убо, что Бог посылает. Бог слышит клевету, и твою совесть знает (1:247).

Клевета попускается к испытанию духовного состояния

Злословие и безчестие бывает тебе ко искушению сердца твоего, которым показуется, что в сердце твоем кроется – кротость или гнев: таков бо человек бывает приемший досаду, каков в сердце имеется. Сей случай тебе представляет, что в сердце твоем кроется, – кротость или гнев. Ежели кротость в сердце имеется, удобно стерпишь поношение: ежели в сердце имеется злость, от поношения огонь ярости и желание мщения, или злословие последует. И так поношение и клевета учит тебе состояние сердца твоего познавать и исправлять (2:184).

Клевета попускается для смирения

Злоречием и клеветою смиряемся, и самомнение наше уничтожается. Тако бо дается нам злоречивый язык, аки «аггел сатанин, да не превозносится» (1:136).

Причины происхождения клеветы (1:135, см. ОСУЖДЕНИЕ, 629).

Клевета от гордости происходит (2:181, см. ОСУЖДЕНИЕ, 629).

Клевета происходит от зависти и злобы (2:181, см. ОСУЖДЕНИЕ, 629).

Клевета от испытания чужих дел рождается (5:160, см. ИСПЫТАНИЕ, 420).

Клевета свидетельствует об отсутствии страха Божия (2:180, см. ОСУЖДЕНИЕ, 630).

Клевете научает славолюбие (2:207, см. СЛАВОЛЮБИЕ, 875).

Клеветой диавол действует через людей, послушных ему

Чего сам собою не может человек сделать, тое через злых людей, яко служителей своих и свое истое орудие, совершает. Примечай сам, злословит ли кого истинный христианин? Никак: не видно того и не слышно. Престает уже ХРИСТИАНИН быть христианином, когда уста своя отверзает на хулу, поношение и клевету ближняго; яко всякий истинный христианин страх Божий и любовь к ближнему имеет, которыми воспящается от клеветы и злоречия. Злословие же есть свойство и примета безстрашных и беззаконных людей, находящихся под властью диавола, который их научает нападать на христианина богобоящагося, и язык их изощряет на поношение и хуление его (3:309–310).

Клевета, хотя и от людей, но это ДИАВОЛЬСКОЕ ИСКУШЕНИЕ, попускаемое от Господа

Хотя и люди злоречивым и ядовитым языком поносят тебе, и имя твое хульными терзают зубами, однакож суть то диавольския попущением Божиим козни. Он, когда видит, что человек противится ему и злому его совету не соизволяет, свирепеет на него, и через сам собою не может человек сделать, тое через злых людей, яко служителей своих и свое истое орудие, совершает (3:309).

Клеветник единодушен и единомыслен с диаволом

Всяк, кто как-нибудь наветует человеку и пакости и обиды ему творит, с диаволом заодно: ибо диавол есть супостат и наветник человеческий. Клеветник с диаволом заодно: ибо диавол есть клеветник, и от того имя свое имеет; диавол бо есть греческое имя, и на нашем диалекте значит «клеветника». Хульник, ругатель и злоречивый с диаволом заодно: ибо диавол есть хулитель и ругатель. ЗАВИСТЛИВЫЙ и ненавистливый с диаволом заодно: бо диавол есть дух зависти и ненависти (4:304).

Клеветник увязнул в сети диавола (4:115, см. ИСКУШЕНИЕ, 411).

Клевета есть яд, умерщвляющий душу (4:82, см. ГРЕХ, 230).

Клеветник, как язвой, заражает всё вокруг

Что моровою язвою зараженный человек, тое есть клеветник. Моровою язвою зараженный повреждает того, кто с ним сообщается и неопасно поступает: клеветник повреждает того, кто его слушает клевету. От зараженнаго человека язва заразительная преходит к другому, от другаго к третьему, от третьяго к четвертому, и тако ко всем людям, аще не остерегутся; и тако бывает, что многия тысящи людей от единаго зараженнаго заражаются и погибают: тако от клеветника един услышит клевету, и другому скажет, другий третьему, третий четвертому, и тако вси слышат и повреждаются клеветою; и бывает, что вся страна и все государство слышит и повреждается (4:162).

Клеветник подобен прокаженному, разносящему болезнь

Клеветники подобны суть прокаженным, которые злым своим запахом и другим вредят; или подобны зараженным моровою язвою, которые с места на место заразу переносят и других погубляют. Берегись убо ближняго твоего оклеветать, да не тяжко согрешивши, и другим причину ко греху подаси (5:160).

Клевета подобна убийству и пожару

Многие не убивают руками человека и не уязвляют, но уязвляют и убивают языком, как орудием, по писанному: «сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр» (Пс. 56, 5). Многие не ядят рыбы, мяса, молока и прочиих снедей, которых Бог не запретил, а паче благословил верным и познавшим истину со благодарением принимать (1Тим. 4, 3–4), но пожирают людей живых. Многие не подают делами своими соблазна, – хорошо сие и похвально, – но языком разносят соблазны, и от места на место переносят зло, как зараженный заразу, и ветр пожар, – от чего много бед и напастей бывает (5:341).

Клевета, как меч, уязвляет тех, на кого направлена

Между прочиими скорбьми и напастьми, которыя претерпевают христиане, немалое есть поношение и злоречие от необузданнаго языка беззаконных людей, которые злоречивым и ядовитым своим языком, как мечем острым и стрелами, уязвляют того, на кого нападут, по реченному: «сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остр» (Пс. 56, 5). И когда единаго руганием насытятся, нападают на другаго, и тако то на том, то на другом, то на третием языки своя, как оружие и мечи, руганием острят (3:309).

Клеветник вредит тому, о ком говорит, вредит себе, и вредит, кому говорит

Клеветник вредит тому, на кого клевещет: ибо языком своим уязвляет его, как пес зубами одежду, терзает: он-де тое и тое делает. Вредит себе: ибо тяжко грешит. Вредит тем, которые слушают клевету его: ибо подает причину им к клевете и осуждению; и тако их к тому же беззаконному делу, в котором сам находится, приводит. И тако, как от единаго зараженнаго человека многие люди телом заражаются и погибают: тако от единаго клеветника, начальника клеветы, многия христианския души заражаются и погибают (4:163).

Невозможно одними устами и причащаться, и злословить, и клеветать

Вси христиане молятся Богу, поют Бога, и причащаются Тела и Крове Христовыя, и исповедуют святое и страшное имя Его, – христианское дело сии есть: но то страшно и тяжко и воистинну сожаления достойно, что многие от них те уста оскверняют осуждением, клеветою и злоречием, – уста, говорю, которыми молятся, поют Бога и касаются Тела и Крове Христовыя. Берегись убо, возлюбленне, уст твоих, которыми Бога исповедуеши, поеши и причащаешися Тайн святых, да не весь скверен и мерзок пред Богом будеши (5:341).

Клевета заключает двери и молитве (3:104, см. МОЛИТВА, 556).

Клеветник, у него угасла вера (4:185, см. ВЕРА, 151).

Клеветник вредит только себе

Более бо себе вредят злоречивии и клеветники, нежели тому, кого хулят; ибо того имя и славу временно помрачают, свои же души погубляют, – в чем они сожаления достойны. Что им по христианской должности чинить? Они, по Христову словеси, должны «благословить кленущия их, и молитися за творящих им напасть» (Мф. 5, 44) (3:311).

Клеветник падает в ров, который сам ископал

Слышите, клеветники и злодеи! В яму впадают люди, которую для ближних ископывают; и яд сами испивают, который ради других приуготовляют; и сами тое зло страждут, в которое других вринуть хотят. Ужаснитеся убо и берегитеся ближним зло делать, да не сами прежде в тое впадете зло (4:401) (также 4:100, см. ГРЕХ, 264).

Христианин, творящий клевету, навлекает на себя гнев Божий (4:18, см. ХРИСТИАНИН, 1108).

Клеветник нераскаявшийся, над ним висит меч правосудия (4:112, см. ГРЕХ, 267).

Все клеветники дадут ответ за свои дела

Всему будет конец. Злоречие и терпение кончится; хулящие и хулы терпящие вси свое от правды Божией восприимут: хулящих хула обратится в вечное поношение и срамоту, и поношение терпящим в вечную славу, когда человецы воздадят ответ не токмо за хулу, но и за всякое праздное слово (3:311).

Утешение находить в слове Божием

Прохлаждения ради, прибегай к источнику живому Божия слова: «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради» (Мф. 5, 11) (1:136).

Когда многая клеветы, поношения и укорения падают на тебе, и изнеможеши от злоречивых языков яко елень от псов гонимый: беги ради прохлаждения к живому Святаго Писания источнику, и ищи от него прохлаждения. Тамо Бог не тех ублажает, которых вси хвалят, паче же глаголет им: «горе, егда добре рекут вам вси человецы» (Лк. 6, 26). Но ублажает тех, которые поношение терпят от злых: «блажени есте, егда поносят вам, и ижденут и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 11–12) (3:312).

Клевету переносить с терпением и самоукорением

Поношение и оклеветание бывает или праведное, или ложное. «Праведное», когда мы подлинно в том виноваты, в чем поносят нам, и потому достойная страждем: почему должно исправляться, чтобы поношение упразднилося, и ложное было. «Ложное» есть поношение, когда мы не виноваты в том, в чем нам поносят: и сие поношение с радостию терпеть должно и утешаться надеждою вечныя Божия милости. К тому ж, хотя в том не виноваты, в чем поносят нам, но в другом согрешили; и для того должно терпеть (2:184).

Клевета пусть все хулит, только бы совесть не обличала

Сим утешайся, что ложно терпишь. Совесть чистая есть утешение. Лучше от единой совести утешаться, хотя и весь свет порочит, нежели от совести обличаться, хотя и весь свет хвалит. Я сие избираю себе: пусть меня все хулят, только бы мене совесть хвалила. Сей свидетель верный солгать не может: что видит, то и говорит, и чего не видит, молчит; и един противу тысячи клеветников стоит, и защищает, и утешает, и клеветникам в свое время уста заграждает, и тогда покрывает их срам (1:247–248).

Подкреплять себя тем, что Сам Господь претерпел клевету

Помяни, что сим поношения и уничижения путем предшел нам Сам Христос, никакого греха не сотворивый. Сколько и как тяжко хулили Его фарисейския уста, и поношения, как ядовитыя стрелы, бросали на Него, Евангелие святое свидетельствует. Мало им было называть Его ядцею и винопийцею, другом мытарей и грешников, Самарянином и беса имущим и неистовым, который всяким образом искал погибших; но и льстецом, развратником нарицали... И глаголаху: «о князе бесовстем изгонит бесы» (Мф. 9, 34), Который силою Божества Своего запрещал и изгонял демонов. Сим путем шли и святии Его (3:310–311).

В терпении брать пример с Христа

Христос, Сын Божий, безгрешный, неповинно терпел всякия поношения, и нам «оставил образ, да последуем стопам Его». Сему образу последовали вси святии. На Христа убо и подражателей Его святых взирай, и подкрепление терпению приемли (2:184).

Всякое воздаяние предоставить Богу

Якоже бо отец плотский, когда видит пред собою детей от какого безчинника ругаемых и обиду терпящих, и в молчании на отца своего взирающих, тогда, вместо их, и в молчании на отца своего взирающих, тогда, вместо их, отец их отвещавает, глаголет и защищает их: тако Бог, Отец небесный, поступает с нами и обиждающими нас. Всякая бо обида и поношение, нам наносимое, пред Богом, яко вездесущим и вся назирающим, делается. Когда убо видит Он, что мы обиждаеми и поношаеми терпим, молчим и к Нему единому взираем, и предаем тое дело суду Его праведному, глаголя со Пророком: «Ты услышиши, Господи Боже мой»: тогда Он вместо нас возглаголет, заступит и защитит нас и смирит востающих на нас (3:313).

Как избежать этого порока

Думай и держи, что и ты такойжде грешник, как и прочии. А когда что худое в ближнем твоем увидишь или услышишь, то запечатлей уста твоя молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, дабы в такой порок не впасти. Вси бо всякому падению подлежим, яко немощнии. «Мняйся стояти, да блюдется, да не падет», увещавает Апостол (1Кор. 10, 12) (5:341).

Удержание языка от клеветы есть жертва, благоприятная Богу (3:85, см. ПОДВИГ, 685).

Удерживать язык от клеветы (4:144, см. БРАНЬ, 128).

Удерживает от клеветы рассуждение, что Бог присутствует, все видит и слышит

Вы, которые или от злобы своей, или от злой привычки, оклеветаете или ОСУЖДАЕТЕ ближняго своего, слышите: «Господь близ», и слышит вашу клевету, которою рассеваете соблазны людей, и суд ваш, которым подобных вам грешников судите. Устыдитеся убо и убойтеся Господа, пред Которым оклеветаете и осуждаете людей Его, и удерживайте язык свой от беззаконного того дела (4:129).

Не верить ложному слуху, особенно на начальствующих

Клевете и злому слуху о начальнике верить берегись; часто бо на человека, а паче на начальника ложный слух проносится; наипаче берегись оклеветать и осудить его, ибо тяжко согрешишь. Великое беззаконие есть простаго человека оклеветать или осудить, кольми паче начальника. (Смотри еще пункт 37.) Таковою клеветою отнимается у начальника достойное ему почтение, а в подначальных последует о нем небрежение, и ему непослушание, и всякое зло в обществе (5:169–170).

На собственном опыте учись не верить клевете

Учися от сего не верити клевете других, кои на иных клевещут. Как ты напрасно слышишь о себе клевету, так и те, о которых худые слухи проносятся, часто напрасно слышат, не зная за собою того, в чем порочат их. Благодари о сем со пророком: «Благо мне, яко смирил мя еси» (Пс. 118, 71) (1:248).

Если не желаешь, чтобы тебя злословили, сам не злословь никого

Не хощешь, чтобы на тебе кто ложно доносил, или клеветал, или осуждал и имя твое злословил, и славу твою повреждал, или тебе в чем смеялся: не делай же того и ближнему твоему. Ибо как тебе ложныя клеветы, осуждения, злословия, насмешки, порицания горестно терпеть, так и ближнему несносно (1:59).

Рассмотри себя, не за грехи ли наказываешься

Разсуди, разсмотри совесть твою: не язвил ли кого и ты языком своим? Когда тое было, то клевета клеветою и казнится; и потому терпи благодарно, грех зде наказуется, да тамо согрешивший помилован будешь. «Судими, от Господа наказуемся, да не с миром осудимся», говорил Апостол (1Кор. 11, 32). Накажи нас Господи зде и тамо помилуй. Видишь, как Бог милостию Своею обращает нам в добро тое, что сатана и злые замышляют нам во зло. Буди убо ныне спокоен и утешайся, и забуди всю суету (1:248).

Терпеть клевету, поношения – это есть воздаяние за наши грехи

Праведное и неправедное поношение терпеть должно. Праведное, понеже заслужили мы сами себе тое; неправедное, понеже хотя в том и не виноваты, в чем поносят, но в другом согрешили. Может быть, что сами кого оклеветали, осудили и злословили: для того «в ню же меру мерили мы, мерится и нам» (1:136).

Клевета и осуждение. См. четвертая глава, четвертой статьи, первой части, первой книги «О истинном христианстве» (2:180–184).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle