ИСТИНА
Истина отражается в слове Божием, как в зеркале
В сем святом зерцале видим «истину Божию», которая солгать и прельстить не может, но что объявляет, открывает и обещает нам, тое так есть неотменно, как объявляется и открывается, и хотя ум наш не постигает, что показуют многая пророчества, самым делом исполнившияся (3:90).
Истина – от духовного рождения (3:57, см. БРАНЬ, 116).
Истинность присуща духовной мудрости (2:19, см. МУДРОСТЬ ДУХОВНАЯ, 568).
Истина пребывает во век. Христос словом, делом и смертью запечатлел истину, которая той же была и в Ветхом Завете
«Истина Господня пребывает во век» (Пс. 116, 2). Ради чего? понеже Сам Бог защищает и сохраняет истину Свою. «Слово Божие истина есть» (Ин. 17, 17). Слово истины от начала мира было: содержали тое святии патриархи, и научились тоя от самого Бога; проповедал Моисей в книгах своих, и научил дом Израилев; открывали Пророки слово истины, и проповедали людем Божиим. И так от начала мира до пришествия Христова пребыла неподвижна истина Господня, и вси держащиеся ея неуклонно спаслися. Христос, пришед в мир, свидетельствова о истине, и что держали патриархи и проповедали Пророки, и прообразовал закон, тое все словом Своим, учением, чудесами, страданием утвердил, и кровию Своею запечатлел. По Христе, Апостолы тоежде слово истины проповедали нам, и святители Христовы, их преемники и учители, протолковали и изъяснили, и вся церковь от начала мира до Христа, и от Христа даже доныне содержала, содержит, и содержать будет даже до конца мира слово истины. И тако «истина Господня пребывает во век» (5:259).
По-человечески невозможно поверить в тайны, проповедуемые Христом и Апостолами, но в том достоверность истины, что весь мир поверил
Дело неслыханное и умом непостижимое: поверить небесным тайнам о едином Бозе, но троичном в лицах, и о божественных Его свойствах, о создании мира из ничего, но единым глаголом Божиим, о воплощении Сына Божия и рождении от Девы без семене, но без нарушения девства Ея, о вольном Его страдании и распятии на кресте между злодеями, но за наши грехи, о воскресении Его из мертвых, о оправдании верою в Него и спасении вечном единым именем Его, о общем воскресении мертвых в последний день, и возстании телес, разсыпавшихся в прах земный, и приведении их далеко в лучшее и краснейшее состояние, и соединении с ними душ, о вечной жизни и будущих в ней благих, – всем сим и прочиим таинствам поверить, и верою в них утвердиться – невозможное уму человеческому плотскому, и суеверием идолопоклонническим помраченному и застарелому, дело есть. Но Апостоли возможным тое соделали, и словом Божиим насадили на сердцах идолопоклоннических, обветшалых и застарелых, веру святую и утвердили, и сердца их, любовию мира и обычаев отеческих, как древеса суровая водою, напоенныя, воспламенили к любви Божией и желанию и исканию вечных благ, «которых око не виде, и ухо не слыша, и кои и на сердце человеку не взыдоша» (1Кор. 2, 9). Что сие, как что Бог Сам чрез них глаголал, Бог, ими проповедуемый, и слову Своему силу и действие подавал, по писанному: «се даст гласу Своему глас силы» (Пс. 67, 34) (5:256–257).
Истина Христова достоверна, так как пророчества сбылись и сбываются
Что Пророки святии предвозвестили, тое все исполнилося, и чему надобно в нынешнем веке исполнитися. Такожде, что Христос и Апостоли предсказали, тое исполнилося, и исполняется, кроме того, что в последний день и в будущем веке исполнится. Предсказано было, что благочестивии гоними будут, то и делается: страдали и страждут, и страдать будут до конца века сего вернии уды Христовы. Ясно сие видим в церковной истории пришедших веков, и ныне тое видим, и впредь тое имеет быть. Нет достовернейшаго доказательства, как сбытие... Истина убо пророческаго и апостольскаго учения, яко сбытием доказуема, пребывает во век. И потому более слову их должно нам верить, нежели нашим чувствам. Скорее бо чувства наши обмануть и прельстить могут, нежели слово пророческое и апостольское, яко слово Божие, но устами их глаголанное (5:255).
Истина Христова достоверна, так как иудеи тщались скрыть воскресение Христово
Сколько святому учению их, как и самому Христу, проповедаемому ими, противились ожесточенные Иудеи; как тщались покрыть славное воскресение Его, и наполняли луки воинов, стерегших живоносный гроб Его; как запрещали, угрожали, в темницы заключали и били, чтобы не проповедали Иисуса, якоже Деяний книга свидетельствует, – истина бо всегда гонима бывает от врагов истины, и как больные глаза света, так прелестники истины не терпят, – однакож ничего не успели. Они вси со дерзновением отвещали за истину, и обличили их: сей есть Христос, «камень укоренный от вас зиждущих, бывый во главу угла, и несть ни о едином ином спасения», и проч. (Деян. 4, 11). И так «промчеся слово» Божие от Иерусалима, как река Едема, в другая страны (5:255).
Мученики кровью запечатлели достоверность истины Христовой
Так «верно, и всякаго приятия достойно» учение свое судили святии тии мужи и посланники Божии, что истину Его кровию своею запечатать, и отвержением живота своего утвердить не усумнились. Кто за прелесть и ложь восхощет умереть? Прелесть непостоянна и боязлива: истина тверда и непоколебима; прелесть появится, и как дым исчезает: «истина Господня пребывает во век» (Пс. 116, 2). А тако своим примером научили нас святии Божии человеци, что и нам до крове стоять и умереть за истину учения их святаго должно (5:255).
В том достоверность истины Христовой, что малое число Апостолов, в малое время обошли всю вселенную
Дивно и к утверждению истины апостольскаго учения сильно и сие, что священные сии сосуды и Духа Святаго органы, в так краткое время, и в малом числе (дванадесять бо только было их), всю вселенную, как орли окрилатевшие, обтекли, и безценное Евангелия сокровище пронесли, и тем живущих на ней и приемших тое обогатили, так что издалеча Давид святый, царь и Пророк Божий, о сем провидя, воспел: «во всю землю изыде вещание их» (Пс. 18, 5; Рим. 10, 18), что и Апостол о сих посланниках Божиих приводит. И в послании к Колоссаем упоминает, что «благовествование» тогда еще как в них, так и «во всем мире было плодоносно и растимо» (Кол. 1, 6) (5:257).
Бог истинен и христиане должны жить в истине (3:90, см. ПОДРАЖАНИЕ БОГУ, 693).
Благочестие и истина пребывают неизменными (4:118, см. БЛАГОЧЕСТИЕ И ИСТИНА, 43).