Источник

СТРАСТИ

Страсти есть внутренние идолы в СЕРДЦЕ человека.

«Идол» бо вне «ничтоже есть» (1Кор. 8, 4). Сребро, злато и прочая материя, в идолех находящаяся, Божие есть создание, которое и на тое и на другое дело по человеческому соизволению может обратиться. Но идоли у всякаго в сердце имеются – страсти безчиннии: похоть нечистая, гордость, зависть, злоба, сребролюбие и проч. Внутрь имеются и мучители, к сим страстям, как идолам, убеждающие, – ПОМЫСЛЫ злые. Внутрь и капище у человека есть – сердце его. От внешних идолов удобно можно сохранитися; но от сих, которых внутрь нас носим, с великою трудностию, и то не без всесильной Божией помощи сохраняемся и избавляемся, ибо природны нам суть. Аще убо хощем, христианине, ВЕРУ нашу сохранить, должно нам не токмо от внешних, но и от внутренних идолов хранить себе; не токмо златым, сребряным и прочиим делам рук человеческих колена не преклонять, но и внутренним, с нами от ветхого человека рожденным, то есть, мамоне, похоти нечистой, гневу, злобе, зависти, ненависти, гордости и прочиим не покоряться. Покоряется же им тот, кто работает им, а работает им, кто делает по их похоти. И тако, хотя не преклоняеши колен языческим богам, не простираешь рук им, не приносишь кадила; но когда волю бесовскую, в которой чрез страсти наши убеждает, исполняешь, столько иных богов почитаешь, сколько страстей совершаешь. Ибо и язычники безчинныя страсти человеческия обоготворяли, и тех как богов почитали, и бесов волю в идолах живущих исполняли, как читаем в историях. Кто же сию волю исполняет, тому работает, служит и того почитает. Аще убо страстям своим человек повинуется, то и работает им; аще работает им, то как господей своих имеет их, а тако и почитает их, как идолов. Не токмо убо от внешних, сребряных, златых, медных, деревянных и из прочих материц соделанных идолов, но от сердечных берещися должны мы, христиане, когда хощем веру нашу соблюсти Господу нашему (3:192–193).

Как же мерзко и бедственно есть пристрастие греховное!

Мерзко, ибо страсть вместо бога, как идол, почитается. Бедственно, ибо почитающий оную – Христа и Бога, в Котором спасение наше есть, отрекается, и с превеликою трудностию от мерзкия сея работы свобождается человек. А что бедственнее, в том застаревшееся, многии и на оный век без покаяния и надежды спасения отходят, и вечными пленниками ада и смерти делаются (2:138).

Страсть есть идолослужение

Страстолюбие есть внутреннее и душевное идолослужение; потому что работающии страстям почитают их внутренним сердца покорением, как идолов. Тако угождающим и работающим чреву «чрево бог есть» (Флп. 3, 19); лихоимцу «лихоимание есть идолослужение», по учению Апостола (Кол. 3, 5); работающии мамоне мамону за господа почитают (Мф. 6, 24), и «всяк творяй грех, раб есть греха» (Ин. 8, 34); «и имже кто побежден бывает, сему и работен есть» (2Пет. 2, 19). Грехолюбивому бо человеку грех, которому работает, есть как идол. Сердце его грехолюбовное есть как капище мерзкое, в котором мерзкому сему истукану жертву приносит: грех бо в сердце имеется. Вместо тельцев, баранов и прочиих животных, волю свою и охотнейшее послушание в жертву приносит. И тако сколько раз грешник соизволяет на грех, к которому пристрастился, столько сердцем отрекается Христа; и сколько раз делом его исполняет, столько идолу тому жертву приносит (2:137).

Страсти есть мучащие душу болезни (4:84, см. ПЛАЧ, 680).

Страсть, то есть пристрастие, есть привычка ко греху

От замедления во грехе каком, или от многократного повторения греха делается пристрастие или привычка ко греху. Так делается пристрастие к пиянству, воровству, лихоиманию, блуду, оклеветанию, осуждению и прочиим беззакониям.

Пристрастие сие или привычка так сильна бывает, что как вторая природа человека к тому, к чему пристрастится, влечет... Понеже пристрастие глубоко в сердце вкореняется. И чим более человек грех какий творит и медлит в том, тем сильнее в сердце его пристрастие углубляется. Как бо древо, чим более растет, тем более в землю корень свой пущает: тако чим более греховный обычай растет, тем глубочае в сердце человеческом корень свой утверждает (2:136–137).

Работающий страстям есть раб страстей

Что делает рачителям своим блуд, пиянство, всем явно: скотами из человеков, и безумными из разумных, и безсловесными из словесных бывают. Тоеж и о прочиих страстях разуметь должно. Ясно и твердо Апостольское слово: «имже кто побежден бывает, сему и работен есть» (2Пет. 2, 19). И тако, хотя таковые кажутся себе быть свободными, хотя делают, что хотят – раби суть, якоже писано есть: «всяк творяй грех, раб есть греха» (Ин. 8, 34); и рабы суть беднейшие паче тех, которые варварам и мучителям работают. Лучше бо человеку, разумному созданию, работать, нежели страсти, как идолу глухому, и немому. «Оброцы бо греха смерть» (Рим. 6, 23) (3:430–431).

Повинующийся страстям отрекается от Бога и становится рабом греха

Сие значит, когда Бог наш не велит нам гневатися и злобитися на ближняго, не велит прелюбодействовати и красти, и проч. Аще убо не слушая Бога, страстям сим повинуемся, тем самым от Бога отступаем, и к сим пагубным божкам сердцами приступаем, и волю нашу вместо жертвы и кадила приносим им. Ради понятия сего моего разсуждения разсуждай, простосердечный христианине, сей пример, который тебе предлагаю. Аще бы раб под ведомством какого господина счислялся, но другому какому господину, противнику того господина, угождал, и хотения его исполнял: признал бы ты, что тот лукавый раб внешним только видом и именем онаго господина, у котораго в ведомстве находится, имеется рабом, а самою вещию сего, которому угождает, истинный раб есть. «Никтоже бо может двема господинома работати: либо единаго возлюбит, и другаго возненавидит; или единаго держится, о друзем же нерадити начнет», учит Христос (Мф. 6, 24). Кому бо человек угождает, тому и работает; а кому работает, того и раб есть. Тако имеются и христиане неисправные. Они исчисляются между верными Христовыми рабами, и Христа нарицают Господем своим: Господи, Господи; в церковь ходят, молятся, поют и покланяются; но волю Его не хотят творить, а исполняют волю и хотение противника Его, диавола, и тому в страстях и прихотях своих угождают, и тако наружностию только единою имеются христианами и рабами Христовыми, но в самом деле суть раби страстей своих, греха и диавола, которым угождают. «Всяк бо, творяй грех, раб есть греха», глаголет Христос (Ин. 8, 34). Таковые христиане суть ложные христиане, лицемеры и лукавые раби, и в самой вещи суть язычники; и им Христос ничего не пользует, хотя и исповедуют имя Его (3:193).

Самое тяжелое рабство – это рабство страстям (3:430, см. ЗЛОБА, 396).

Работающие страстям не имеют ВЕРЫ и являются пленниками врага

Работающие страстям; яко-то: блудники, пияницы, хищники, лихоимцы, злобники, грабители и прочие сим подобные, суть явные врага диавола пленники, и под игом его тяжким и темною властию бедственно находятся. Откуда, когда не хотят вечно с ним гнева и суда Божия чашу горькую пить, должно им очувствоваться, ко Христу, пленных Свободителю, воздыхать и молиться, и так силою Его от тяжкаго того и погибельнаго ига свободиться, да не вечными его пленниками сотворившеся, вечно с ним погибнуть.

Вси таковые пленники веры христианской не имеют, хотя и именуются христианами. Ибо вера подвизается противу всякаго греха, и не дает места диаволу, противится ему, якоже учит Апостол: «емуже» (диаволу) «противитеся тверди верою» (1Пет. 5, 9). А когда веры не имеют, то напрасно и именем христианским именуются. Что бо пользует имя без самой вещи? (3:448).

Диавол страстьми и похотьми нашими борет нас (4:243, см. БРАНЬ, 120).

Демоны борют христиан оружием страстей (4:48, см. БРАНЬ, 124).

ДУША, страстями связанная, подобна человеку в темнице

Видишь, что бедная душа, благородное сие создание, по образу и подобию Божию созданное, сими страстьми вредными, как человек в темнице седящий узами, есть связана и не может свободно делати и начинати, что ей, яко образу Божию, сходное; ибо не допущают ее сии злые стражи и враги. От сей беды и окаянства пришел избавить ее Иисус, Избавитель наш, Который глаголет нам: «Аще убо Сын вы свободит, воистину свободни будете» (Ин. 8, 36). Без Него бо душа от того бедствия свободитеся не может (5:123).

Страстями объятая душа подобна человеку, сидящему в темнице (4:85, см. ГРЕХ, 266).

Человек страстями подобен скотам

Подлинно человек приложися скотом несмысленным, и уподобися им. Тии страсти, которыя в скотах суть, видятся в человеке. Гордится и надымается скот: тоежде видим и в человеке; гневается и злобится скот: гневается и злобится и человек; завидит скот: завидит и человек; дерется скот со скотом: дерется и человек с человеком; похищает скот: похищает и человек; обжирается скот: обжирается и человек; похотствует скот: похотствует и человек, и проч. И, что горше того, вси тии страсти, которыя особенно во всяком скоте имеются, в едином человеке находятся. Он горд и кичлив, он гневлив и злобен, он завистлив, он похотлив и прихотлив, он обжорлив, он чуждаго добра желателен, и проч. (5:220).

Страсть, как магнит, притягивает людей

Многие стараются, чтобы от страсти, в которой находятся, свободиться, и окаевают себе и плачут, видя свою беду, и временем от ней отстают, но паки обращаются. Страсть бо, как магнит, к себе привлекает их. Сего ради, христианине, вооружись противу плоти твоея с начала, пока еще молод еси; вооружись противу плоти, которая со страстьми и похотьми воюет на душу твою, и хощет ее умертвить. Исторгай страсти и похоти из сердца твоего, пока еще молоды и не возрасли, да не возрастши, умертвят душу твою (4:203) (также 2:24, см. ПРИСТРАСТИЕ, 765).

Страсти наши – враги наши (2:28, см. ГРЕХ, 575) (2:181, см. ОСУЖДЕНИЕ, 633).

Страсти отравляют и умерщвляют ДУШУ

Что бо вредные соки суть в теле, тое греховныя страсти суть в ДУШЕ. Вредные соки мучат тело и умерщвляют: греховныя страсти мучат душу, и к вечной ведут смерти. В здравие тело приходит, когда от злых и вредных соков исцеляется: тако здравие свое получает душа, когда от злых и греховных страстей свобождается. «Помилуй мя, Господи! Сыне Давидов! дщи моя (душа моя) зле беснуется. Господи, помози ми» (Мф. 15, 22 и 25). Велик бес есть грех, который в душе живет и душу мучит; он не дает ей покоя, но то к тому, то к другому, то к третьему богопротивному и пагубному делу поревает и убеждает (4:140).

Страсти угнетают душу

Сии суть первейшие твои враги и домашние, и всегда с тобою суть, где ты ни обращаешися; ибо внутрь тебе суть. Они окружают душу твою, и непрестанно угнетают ее и отнимают благородие ея, и лишают пресладкия свободы ея. Отвращают от Бога и святой любви Его; не допущают волю Его творити, Ему работати и угождати, чистую и богоугодную молитву творити, небесная мудрствовати, слово Божие слышати и того плод творити, небесными, святыми и добрыми мыслями питатися и утешатися, к вечной и блаженной жизни стремитися и тещи, яко истыя врази ея возбраняют. Сими врагами душа окружается, и во тьме сей, как в темнице, заключена сидит и лишается пресладкия свободы и благородия своего (4:203).

Страсти искушают веру (3:21, см. ВЕРА, 148).

Христианин, желающий работать Господу, должен оставить страсти (2:35, см. ГРЕХИ, 277).

Нужен ПОДВИГ, чтобы пресекать страсти вначале

Всяким тщанием и силою нудить себе к тому, чтобы противиться возстающим в сердце страстям и пресекать их в начале, как только начнут из сердца показываться, и противния им восприимать в сердце, напр. противу гордости смирение, противу гнева, злобы, мщения, ненависти, зависти, нечистоты – терпение, кротость, любовь, доброжелательство, чистоту от Христова жития восприимать, и тем их возстающих усмирять и укрощать (2:114).

Страсти искоренять, пока малы и не укоренились (4:202–203, см. БРАНЬ, 123).

Чем чаще человек борется против страстей, тем более опытным становится, и Господь освободит от страстей (4:144, см. БРАНЬ, 127).

Чтобы избавиться от этого рабства, следует осмотреться и познать свое греховное состояние

Должно человеку всякому осмотреться, в каком он состоянии находится, и не обладает ли им какая страсть и греховный обычай; не пленилося ли сердце его сребролюбием и лихоиманием, или блудною похотию, или люблением суетныя славы и чести; не обладает ли им гнев и злопомнение, или пиянство; не имеет ли привычки к осуждению, оклеветанию, хулению, руганию, злословию ближняго и проч. Ибо страсть и обычай ослепляют душевное око так, что человек бедствия и пагубы своея не видит (2:138).

Познавшему греховность и гибельность своего состояния следует немедленно отстать от греха

Познавшему бедственное души своея состояние не должно медлить, но скоро от злаго обычая отстать: ибо чим более будешь медлить в страстном обычае, тем более он усилится и труднее от него отстать; якоже чим более продолжается болезнь телесная, тем неудобнейшая бывает к исцелению. И хотя сильно будет бороть и на прежнее состояние привлекать страсть, твердо противу ея, как домашняго врага, стоять, не поддаваться похоти ея, призывать всемогущаго Сына Божия помощь. Страсть бо подобна псу. Как пес бежит за нами и гонит нас, когда от него убегаем, а когда противу его стоим и гоним его, бежит от нас: так и страсть гонит того, кто ей поддается и слушает ее; уступает тому, кто противится ей. Произволение, тщание и труд с помощию Божиею все может; и хотя много мучительства от ней претерпит подвижник, однакож наконец уступит ему, яко силою Божиею укрепленному, которая помогает труждающимся и молящимся (2:138–139).

Чтобы осознать и бороться со страстями, необходимо изучение СЛОВА БОЖИЯ и святых отцов

Страсть и обычай ослепляют душевное око так, что человек бедствия и пагубы своея не видит. К чему нужно прилежное чтение, или слушание Святаго Писания и прочиих христианских книг, яко из тех грех познается; обращение с добрыми и благочестивыми людьми, от которых добраго жития свои развращенные нравы может познать человек. К тому ж призывать и молить Иисуса Христа, Просветителя слепых, да Сам Он просветит душевныя очи: без Него бо как просвещение, так и познание бедственнаго греховнаго состояния не бывает: пока Он не коснется слепых наших очес, всегда будем слепы, и будем блудить, как слепые (2:138).

Для умерщвления страстей служит нам пост телесный (4:182, см. ПОСТ, 754).

Страсти побеждаются памятованием смерти (2:139, см. ПАМЯТЬ СМЕРТНАЯ, 1647).

Вести против страстей подвиг без помощи свыше невозможно (4:329, см. ПОМОЩЬ БОЖИЯ, 738).

Страсти всегда с нами, поэтому борьба с ними непрестанна (3:230, см. БРАНЬ, 123).

Христианин должен собою и страстьми своими владеть (4:103, см. ЖЕЛАНИЕ, 340).

Умирение страстей – признак духовного исцеления (4:139, см. СПАСЕНИЕ, 980).

Освобождаясь от страстей, христианин исполняет закон Божий (5:88, см. ЗАКОН, 386).

Кто побеждает страсти свои, тот подлинно победитель есть (3:155. см. СЛАВА, 871).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle