Источник

ПОСТ

40-дневный пост установлен в подражание Христу

Христос по крещении изведен был духом в пустыню, и сорок дней постился. Подражая Христу, Церковь святая содержит повсегодно Четыредесятницы пост, который всегда бывает пред праздником святыя Пасхи. Христос, по исполнении сорокодневнаго поста трикратно от диавола искушаем был (Мф. 4, 1–2), являя, что всякому, приступающему работать Господу, следует искушение; и победил искусителя, показуя нам образ, да и мы, взирая на Него, яко Подвигоположника и Начальника, подвизаемся, и побежденного от Него сатану силою и благодатию Его божественною побеждаем (1:25).

Пост и умеренность есть свет душевный; но объядение и пиянство есть тьма душевная (4:379).

Пост телесный полезен для умерщвления страстей (4:182, см. ПОСТ, 754).

Пост вместе с телесным должен быть и душевный

Есть пост телесный, как видим; есть пост и душевный. Телесный пост есть, когда чрево постится от пищи и пития: душевный пост есть, когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник есть, кто удерживает себе от блуда, прелюбодеяния и всякия нечистоты. Изрядный постник есть, кто воздерживает себе от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник есть, кто наложил языку своему воздержание, и удерживает его от празднословия, сквернословия, буесловия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякаго злоречия. Словом: добрый постник есть, кто от всякаго удаляется зла. Видишь, христианине, пост душевный! (4:182).

Пост телесный без душевнаго не приносит пользу

Полезен нам ПОСТ телесный, яко служит нам ко умерщвлению СТРАСТЕЙ; но пост душевный неотменно нужен так, что и телесный пост без него ничтоже есть. Многие постятся телом, но не постятся душею; многие постятся от пищи и пития, но не постятся от злых помыслов, дел и слов: и какая им от того польза? Многие постятся чрез день и два и более, но от гнева, злопомнения и мщения поститься не хотят; многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают: и какая им от того польза? (5:182).

Пост истинный есть воздержание от зла

Истинный бо и прямый пост есть воздержание от всякого зла. Аще убо хощеши, христианине, чтобы тебе пост полезен был: то, постяся телесно, постися и душевно, и постися всегда. Якоже убо налагаешь пост чреву твоему: наложи злым мыслям и прихотям твоим. Да постится УМ твой от суетных ПОМЫШЛЕНИЙ; да постится ПАМЯТЬ от злопомнения; да постится ВОЛЯ твоя от злаго хотения; да постятся ОЧИ твои от худаго видения – «отврати очи твои, еже не видети суеты»; да постятся УШИ твои от скверных песней и шептаний клеветнических; да постится ЯЗЫК твой от клеветы, ОСУЖДЕНИЯ, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякаго праздного и гнилого слова; да постятся руки твои от убиения и хищения чуждаго добра; да постятся ноги твои от хождения на злое дело. «Уклонися от зла; и сотвори благо» (Пс. 33, 15; 1Пет. 3, 11). Се есть христианский пост, каковаго Бог наш от нас требует! Покайся убо, и, воздерживая себе от всякаго злаго слова, дела и помышления, поучайся всякой добродетели: и будеши всегда пред Богом поститься (4:182–183) (также 4:144, см. БРАНЬ, 128).

Многие постятся много, да явятся человеком постящимися, и потому Богу угодити не могут (1:72, см. ДЕЛА ДОБРЫЕ, 299).

Многие мнятся быть нечто: часто постятся, но без любви нет пользы (2:50, см. ЛЮБОВЬ, 496).

Пост без любви христианской ничто же суть (2:43, см. ЛЮБОВЬ, 495).

Масленица есть время приготовительное к посту (1:39, см. МАСЛЕНИЦА, 504).

Проводя пост беззаконно, христианин отрицается Матери Церкви

Слушают ли христиане сладких и любезных матере своея церкве песней? Ах, жалко! ах, стыдно нам! «Сыны родих», простирает она Божий и жалобный глас, «сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене». Сыны родих купелию пакибытия, напоих млеком Божия слова, воспитах таинства веры, одеях одеждою нетления, утвердих надеждою вечнаго живота. «Слыши небо, и внуши земле: сыны родих и вознесох, тиижде отвергошася мене!» А как отвергошася сыны сии матере своея, слышите. Она приказывает в тии дни более благоговеть, а тии более безчинствуют; она приказывает воздерживаться, а тии более страстям предаются; она определяет пост, а тии более объедаются и пьянствуют; она приказывает очищать телеса и души, а тии более оскверняют; она приказывает страсти отлагать, а тии более прилагают; она предлагает покаяние, а тии более свирепеют (1:40).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle