Источник

ДЕЛА ДОБРЫЕ

Человек веру свою к Богу показывает добрыми делами (4:165, см. ВЕРА, 141).

Если добрых дел нет, то значит нет веры (3:24, см. ДОБРОДЕТЕЛИ, 305).

Источник добрых дел есть вера (5:24, см. ВЕРА, 267) (3:70, см. ВЕРА, 137) (3:18, см. ВЕРА, 138).

Добрые дела показывают подобие Божие

Добрыми бо делами, от чиста сердца и веры нелицемерныя происходящими, показует в себе подобие свое, которым Богу сообразуется, яко образ первообразному. Бог есть свят, любителен, истинен, щедр, милостив, благ, кроток, долготерпелив, и проч.: и христианин, когда Ему сообразуется добродетельми, подает свидетельство имеющагося в нем образа Божия, в котором доброта и красота душевная состоит. Между образом бо и первообразным имеется сходство и подобие (3:333).

Добрые дела свидетельствуют о красоте ДУШИ

Знамение душевныя красоты есть свидетельство «добрых дел», нелицемерно от сердца происходящих, как-то: чистоты, любви, смирения, терпения, кротости, истины, милосердия, молитвы – всякого добра ходатаицы, и прочиих (3:332–333).

Добрыми делами нужно украшать душу (2:28, см. ДУША, 311).

Добрые дела особенно нужны после покаяния, так как без них не бывает истинного покаяния (3:265, см. СВ. ТАЙНЫ, 832).

Дела добрые необходимо делать, так как ими выражаем БЛАГОДАРНОСТЬ Богу

Одолжаемся добрые дела творить, да засвидетельствуем Богу, Благодетелю нашему, сердечную нашу благодарность... Благодарность истинная требует не токмо устнаго исповедания и прославления благодетеля, но и сердечныя к нему любве. Любовь же познается от творения заповедей Его святых. «Аще кто любит Мя, – глаголет Христос, – слово Мое соблюдет» (Ин. 14, 23). И благодарнение устное без сердечного любления не иное что, как лицемерие есть. «Приближаются Мне людие сии усты своими, и устнами чтут Мя, сердце же их далече отстоит от Мене» (2:373).

Что делается члену Церкви, то делается главе Христу

Когда тело или уд какий страждет, то состраждет и глава; тако когда христиане страждут, состраждет им и Христос. Что уду какому телесному делается, тое вменяет себе и глава: тако, что христианам делается, тое вменяет Себе и Христос. Обида ли убо или зло какое делается христианину? тое все Самому Христу делается. Гонится ли, ругается ли, поносится, укоряется христианин? Все то Самого Христа касается. Добро ли и благодеяние какое делается христианину? тое вменяет Себе Христос. И сие то есть, что Христос глаголет: «понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе». И паки: «понеже не сотвористе единому сих меньших, ни Мне сотвористе» (Мф. 25, 40, 45) (4:43).

Дела добрые без доброго сердца не бывают

От сердца добрая дела произыдут, когда доброе сердце будет: а без добраго сердца добрыя дела быть не могут, как и от гнилого и смердящего источника не может тещи, как гнилая и смердящая вода. Исправи убо сердце и волю твою, и будеши добр, будеши истинный христианин, будеши новая тварь. Всяк бо от воли и сердца или добр, или зол есть. Когда сердце и воля добра, то и человек добр: когда сердце и воля зла, то и человек зол (5:165).

Бог смотрит не на внешнее, а на сердечное намерение

Бог не на внешние дела смотрит, но на сердце человеческое, от какого сердца и на какий конец дела творятся, и так по тому и судит (5:112).

Не все то доброе дело, что очесам человеческим кажется доброе быть. Доброе дело от доброго конца быть судится. Почему, хотя и добро делается, но не на добрый конец, доброе быть не может. Творят часто и лицемеры добрыя свои дела; часто молятся, воздыхают, еще и плачут, дают обильные милостыни, показуют знаки смирения, облекаются в рубища, преклоняют главы свои, тихо говорят, грешниками себя называют и, по видимому образу, благочестие показуют: но «силы его отвергаются». Ибо творят дела свои, да «видимы будут от человек»; почему дела их отвергаются от Бога, Который сердце и намерение всякого знает, и по тому всякое дело судит. Сего ради, тое только дело доброе, подлинно доброе, которое добре делается. Добре же делается тогда, когда от веры и на добрый конец делается (2:369– 370).

Дела добрые оцениваются по результатам в душе творящего

Потщимся осматривать себя и в добрых делах наших, да не неключимы будут пред Богом, и мы с ними непотребни явимся; все, что ни творим, да будет во славу Божию и пользу ближняго нашего. Доброе дело от конца познается, а не от самаго дела. Когда конец добрый есть добраго дела, то и дело добро, когда конец злой, то и дело порочится, хотя бы и доброе казалося. Но надобно сердце прежде исправить, чтобы о славе Божией, а не о своей замышляло, и о пользе ближняго; и тогда от праваго сердца, как от добраго древа добрые плоды, добрые дела происходить будут (5:113).

Конец венчает каждое доброе дело (см. Заключение 1-е, 1-й книги «О истинном христианстве» (2:369–384).

Делами добрыми не превозноситься

Делами добрыми... сотворенными не будем хвалиться и возноситься; но, помышляя о немощи нашей, признавать будем, что от себя и помыслить и хотеть, не токмо творить, ничего богоугоднаго не можем. Надобно Самому Богу и помысл, и хотение, и начинание доброе в нас действовать, как выше сказано (3:359).

Добрые дела от Бога, Ему и благодарение

Какое добро человек ни делает человеку, не собственное свое дает, но Божие. Ничего бо, кроме растления и грехов, собственнаго не имеем: все и всякое добро Божие есть, а не наше. И душу бо и тело Богу, Создателю нашему, должны мы, кольми паче прочее добро. Сего ради, когда кто человеку благодетельствует, от Божия добра ему даннаго уделяет. Един Бог собственное свое добро подает нам, яко все добро, или душевное, или телесное, Его добро есть, и от Него единаго, яко Источника добра, происходит (3:339).

Добрые дела от Бога возбуждаются, получают силу содействующей БЛАГОДАТЬЮ

Истинно добрыя дела от Бога происходят; или, как простее сказать, к творению добрых дел возбуждаются, и силу и крепость от Бога получают к тому, и «содействующею Его благодатию» в том деле трудятся христиане. Тако бо свидетельствует Божие слово: «Бог есть действуяй в нас, и еже хотети, и еже деяти, о благоволении» (Флп. 2, 2, 13). И «без Него не можем творити ничесоже» (Ин. 15, 5, 4 и 1) (3:359).

Дела добрые приписывать Христу

Уды телесные суть орудия главы, глава бо все делает, но чрез уды своя: тако христиане суть орудия главы – Христа, Который чрез них добрые дела делает. Что уды добре делают, тое главе приписуется: тако должно все Христу приписывать, что христиане добре делают (4:43).

Древо доброе приносит плоды хозяину и прочим людям: тако добрый христианин творит добрыя дела для славы имене Божия и пользы ближних своих. Добрые плоды добраго древа, хотя и висят и показуются быть на древе, однакож не древу самому, но семени доброму, от котораго древо произрасло, приписуются: тако и добрыя дела, хотя и творит их добрый христианин, благому и человеколюбивому Богу должно восписывать, Который доброе семя на сердце человеческом посеял, и добрым его сделал, помогает ему и укрепляет его добро творити: без Бога бо и добрым быть и добро творить не возможно, по словеси Господню: «без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5) (4:133) (также, 4:11, см. ДЕЛО ДОБРОЕ, 600).

Дело доброе делать ради Бога

Какое дело доброе делаешь, то во славу Божию делай, ради Бога, понеже Бог велит добро делать. Такожде, когда от зла уклоняешися, ради Бога уклоняйся, понеже Бог ненавидит зла, и велит нам от того убегать, якоже глаголет: «уклонися от зла и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Иначе доброе дело порочится, когда или ради славы суетной, или иной какой подобной причины делается. Например, любить ближняго, милость делать, терпеть, прощать ближнему обиду и прочая, ради Бога должно, понеже Бог так приказал, такоже от зла отклоняться, например, не злобиться, не гневиться на ближнего, не злословить, не осуждать, не клеветать, не красти, не творити блуда и прочаго, ради Бога должно, понеже запретил все сие Бог, и злом раздражается (1:107).

Дела добрые должны делаться ради Отца Небесного

Сего ради к тому Началу относить и восписывать добрыя дела христианам должно, от Котораго они происходят. А понеже от Бога происходят, как сказано, то как в славу и похвалу Божию творить их, так Его благодати и приписывать должно. Тогда же сие будет, когда будем их творить не ради нашей славы и похвалы, да видимы будем от человек, и почитатися за святых, и тако от них славитися; но о сем будем тщатися, да славится и святится имя небеснаго Отца (3:359).

В добрых делах искать славы Божией, а не своей

Не искать в добрых делах славы и похвалы своея, но «Божие Богу» отдавать, а не себе привлекать. Аще же ищешь того себе, то знай, что, как цветок вне красен, но внутрь смраден, ни к чему негоден: так дела твоя вне нечто быть показуются, но внутрь ничтоже суть, паче же мерзость суть пред Богом, Который на СЕРДЦЕ твое и намерение смотрит, а не на дела (2:51).

Когда славу и похвалу за дела относим к Богу, этим прославляется Его имя

Прославляется имя Божие, когда не нашему, но Его имени ищем от добрых дел славы и похвалы, и все, что доброе делаем, Ему восписуем, яко всякаго добра Виновнику и Началу, да Тому «единому» будет честь и слава за добро, от Котораго всякое добро происходит. Святый Василий Великий глаголет: «тогда во славу Божию все делаем, когда все ради Бога, по заповеди Его, делаем, ни в чем похвалы человеческой не ищем». И паки: «тот-де во славу Божию яст и пиет, кто в пищи и питии поминает Божия благая, и яст не яко раб чрева, ради сласти, но яко делатель Божий, да и в творении дел Его крепчайший может быти» (В вопросе 195-м кратких правил) (3:79).

Когда человек похвалу за добрые дела приписывает себе, то этим имя Божие хулится

Хулится имя Божие, когда человек тую славу и честь, которую Богу должен воздавать, от Него отъемлет и себе приписует. Тако бо поставляет себе, как идола, на том месте, на котором Бога должен поставлять и почитать, и так от Бога сердцем отступает и в духовное впадает идолопоклонство. Таковые суть, которые или надеются на свою силу, премудрость, разум, искусство, хитрость, или доброе дело сотворенное себе приписуют, или от добрых своих дел ищут себе похвалы и славы. Известно бо, что без Божией помощи сила, разум и искусство наше ничего не может; такожде и добра без Бога не можем делать; зло творить и грешить сами можем и грешим, но добро творить без Него не можем (Ин. 15, 5) (3:79–80).

Добрые дела, делаемые не ради Христа, не угодны Ему

Верным рабам Христовым должно славы Господа своего искать, от зла уклоняться и доброе творить на такий конец, дабы оттуда имя Господа их славилося, да тако угодна будут дела их Господу их; иначе не могут быть угодны. Како бо угодно Христу может быть тое дело, которое не ради Христа делается? Всякое дело, какое оно есть, доброе или злое, от конца судится.

Хотя бо и доброе дело повидимому кажется быть, но, когда не ради добраго конца творится, не может быть доброе, но злое. Напр. милостыню даеши ради того, чтоб похвалу от человек иметь: доброе дело по внешнему твориши, но внутрь есть злое, ради бо суетныя славы своея, а не ради Христа делаеши тое. Сего ради должно не токмо добрыя дела творить, но и добре творить, то есть, на добрый конец, который есть слава Божия (3:174).

Многии бо делают добрая, но не от веры, и потому угодить Богу не могут. Многии бо удерживаются от убийства, от воровства, от похищения, лихоимства, злословия, но делают так от страха человеческаго, боящеся гражданского наказания, а не от СТРАХА БОЖИЯ: и то есть не от веры. Многии удаляются от нечистот, но ради стыда человеческого, а не от страха Божия: и то есть не от веры, ибо таковии в тайне дерзают таковая, «каковых срамно есть и глаголати». Инии КРОТКИИ и незлобивии являются, но ради мирного и спокойного с человеки жития: и то есть мудрость человеческая, и потому не от веры. Инии ближним своим вся добро показуют, но ради того, чтобы ими любимы были: и то есть не от веры. Друзии много дают МИЛОСТЫНИ, строят Божия храмы, богадельни, но ради того, чтобы пред человеки показаться: и то есть не от веры. Некоторыи молитвы учащают, протягивают, «да видими будут человеки»: и то есть не от веры. Многии ПОСТЯТСЯ много, но для того, «да явятся человеком постящимися»: и то есть не от веры. Вси бо сии и прочии сим подобныи, понеже не ради Бога добро делают, не от веры тое делают и потому Богу тем угодить не могут. Делают бо или славы ради суетной, или ради инаго чего, а не во славу Божию. Како бо может быти угодно Богу, что не ради Его делается? (1:72).

В каких случаях добрые дела не угодны Богу

Когда примечает сатана, враг христианский, что человек тщится Богу угождать, и тако угодныя Ему добрыя дела творит: то всяким образом старается тыя его дела опорочить, дабы, что вне похвально делается, внутрь в сердце его непохвально было. Не всякое бо дело доброе есть истинно доброе, но только тое, которое добре и ради добраго конца делается. Может бо дело вне показываться добрым; но, когда на злый конец бывает, внутрь в самом себе порочно есть. Тако милостыня, терпение и прочее порочится, когда ради тщеславия бывает, и потому Богу неугодно таковое дело бывает. Како бо тое Богу угодно может быть, что не ради Бога бывает? Сего ради диавол, примечая сие, тщится доброе дело в порок обратить, чтобы тое, что вне добрым показывается, внутрь и в самом себе не было доброе, и тако злый и лукавый дух и от добрых наших дел корысть и оброк себе тщится получить (3:358).

Дело доброе в грех превращается, когда намерение нечистое (2:125, см. ГРЕХ, 246).

В делах добрых во всем исполнять волю Божию.

Уклоняйся от зла, и твори доброе ради Бога, а не ради иной какой причины: понеже оное запретил, а сие повелел Бог. Все бо тое неугодно Богу, что не ради Бога делается. Да будет убо конец твой во всех делах твоих воля Божия, которая не хощет зла и хощет добра (5:153).

Доброе дело должно совершаться из послушания Богу

Должно нам творить добрые дела, да покажем повиновение и послушание Богу нашему, Который нам глаголет: «Уклонися от зла, и сотвори благо» (Пс. 33, 15). Аще бо Его называем Отцем: «Отче наш, Иже еси на небесех», якоже в Господней молитве на всякий день молимся, то, как сынам, от любви сыновнее Ему послушание должно показывать (2:370).

Послушание есть матерь добрых дел (3:70, см. ВЕРА, 137).

Спасение от Христа, а не от добрых дел (1:107, см. СПАСЕНИЕ, 972).

Без Христа нельзя быть добродетельным

...Без Христа быть добродетельным и добрыя дела творить не можем так, как розги плодотворить без лозы не могут. Отсюду последует, что первее должно во Христе насладиться, и тако плоды добрых дел творити: надобно первее сделаться добрым, и тогда ДОБРО творити. Злое бо древо не может плода добра творити (Мф. 7, 18) (4:42) (также 4:41, см. ХРИСТИАНИН, 1068).

Дело доброе без Бога не может совершаться

Без солнца никакой плод не растет и не совершается: тако без Бога, вечного Солнца, никакое доброе дело ни начинается, ни делается, ни совершается. Доброе хотение наше, доброе начало наше, середина и конец – Его дело есть: Он в вас начинает, делает и совершает. Без Него не можем ничего творити: «без Мене не можете творити ничесоже»! (Ин. 15, 5).

Отсюду учись, христианине, 1) познавать НЕМОЩЬ свою и окаянство и ничтожество, что ты сам в себе не иное что еси, как изсохшее древо, которое никакого плода не может творити. 2) От сего научайся СМИРЕНИЮ. 3) Всякое ДОБРОЕ ДЕЛО, какое соделал ты, или делаешь, Богу единому приписывай, да не Его дело себе присвоиши, и славу Его похитиши, и тако тяжко согрешиши. 4) На всякое время воздыхай к Богу, да не отымет от Тебе всемогушия руки Своея, и тако, без ПОМОЩИ БОЖИЕЙ, от ГРЕХА в грех падати будеши. Повторяй часто Псаломника молитву: «не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от Мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего» (Пс. 37, 22–23). 5) Когда посылает тебе Бог напасть, СКОРБЬ и ПЕЧАЛЬ, то хощет исправити тя, и древом плодовитым сотворити тя: ПОТЕРПИ убо Господу твоему, якоже терпиши врачу, горьким лекарством пользующему тебе. Горькое лекарство – плоти скорбь и печаль: но сим ДУША болящая исцеляется. «Убо потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа» (Пс. 26, 14) (4:10–11).

Небрежение добрых дел отсылает в огонь вечный (2:11, см. ДОБРОДЕЛАНИЕ, 320).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle