Источник

ОТЧАЯНИЕ

Отчаяние – первое искушение вражеское на пути ко спасению

Влагает ему отчаяние милосердия Божия и правосудия Божия. Грешнику надобно противу того бороться, и утвердиться в надежде милосердия Божия, поминая утешительное слово: «Христос Иисус пришел в мир грешников спасти» (1Тим. 1, 15) (1:223).

Отчаяние есть диавольская кознь

Как то есть диавольская кознь, что он, прежде греха, милостиваго Бога представляет нам, чтобы тако удобнее могл нас в грех привести; так и то его хитрость есть, что по согрешении правосудие Божие предлагает, чтобы в отчаяние согрешившаго низринуть. И тот и сей совет есть пагубный злаго и враждебнаго духа (2:225).

Когда грешник благодатию Божиею очувствуется и начнет каятися и милости у Бога искать: тогда враг тщится в отчаяние его привести, представляя ему правосудие Божие, которое всем воздает по делам их... Тако пронырливый дух, как прежде грехов «милость» Божию предлагает человеку, чтобы в грехи вринуть его, так согрешившему «правду» Божию представляет, чтобы в отчаяние привести, и тако всяким образом тщится нас погубить (5:337).

Помыслы смутные и в отчаяние влекущие от диавола приходят, который хощет нас во всеконечное отчаяние вринуть и тако нас погубить, понеже отчаяние есть грех тяжкий: ибо кто отчаявается своего спасения, тот мнит, что Бог есть немилостивый и не истинный, – что есть хула страшная на Бога. К сему тяжкому греху хощет нас сатана чрез помыслы смутные и отчаятельные привести; которому его лютому искушению должны мы противитися, и утверждатися в надежде милосердия Божия, и от того нашего спасения ожидать (5:347).

Сатана возбуждает человека к отчаянию (5:76; см. НАДЕЖДА, 588) (3:115; см. ВРАГ, 202).

В час кончины сатана грешника в отчаяние ввергает (3:290; см. СМЕРТЬ, 939).

Диавол искушает тех, кто только начал каяться в больших грехах

«Противу духовнаго искушения», которое бывает чрез помыслы, к отчаянию склоняющие. Хотя и всякому христианину может сие искушение приключиться, яко сатана, который таковое искушение наводит, никого не оставляет; однакож наипаче тому приключается, который во грехах не мало времени прожил, и, Божиею благодатию исправившися, начал каяться (3:299).

Враг внушает отчаяние, но христианин должен сопротивляться помыслам

Утешение кающимся и смущаемым в совести за грехи. Бывает, что злый дух кающемуся шепчет: «ты-де толикая и толикая злая соделал: какого уже надеешися спасения?» Чрез сие злый дух намеревает и хощет человека во отчаяние привести и своея погибели сообщником сделать. Христианине! берегись соизволить злому злаго духа совету (4:277).

Помыслы, когда человек борется с ними, полезны

А что помыслы тебе смущают, сие тебе полезно. 1) Таковые помыслы смиряют и сокрушают твое сердце, что к покаянию нужно. 2) Удерживают тебе от грехов прежде бывших и прочих. Како будешь грешить, вкушая так горькие плоды греха? Кто не бережется змия, зная ядовитое жало его? Кто касается огня, ведая, что он жжет и палит? Како и человек будет грешить, чувствуя, что так горек есть грех? 3) Таковые помыслы отвращают человека от мира, суеты и прелести его; 4) подвигают к сердечной и усердной молитве, которая нужна есть христианину (5:352–353).

Через помыслы отчаяния человек познает гибельность греха

Бывает на великую пользу человеку. Тако бо познает человек силу греха, который, как жало змиино, уязвляет душу; познает клятву закона разореннаго, гнев Божий противу греха, правды и суда Божия действие, и видит, коль сильное есть мучительство диавольское. Тако смиряется человек и отводится от любви мира. Кто бо в таком смущении захощет гордиться и любить суету мира сего? (1:203).

Отчаяние – плод греха

Слышно, что совесть твою «смущают помыслы и влекут к отчаянию». Се есть плоды грехов! Сладко человеку грешить, но горько плоды грехов вкушать (5:352).

Состояние, которое испытывает человек-грешник в отчаянии

Коликое же и коль тяжкое бедствие сие бывает, тии только знают, которые страждут тое. Они непрестанно чувствуют волны, ударяющие в души их: «несть спасения ему в Бозе его» (Пс. 3, 3). Что тягчае человеку может быть, когда сатана хочет отнять у него вечное спасение? Отсюда востает в сердце тако бедствующего страх, ужас, печаль, тоска, смущение и всякое безпокойствие, так что никогда не может веселым быть. Всякое утешение внешнее, как ни утешаются люди, ему ничего не пользует. Ищет утешения, как алчный хлеба и жаждущий пития, но не находит. От чего бывает, что в таком душевном страдании и телом изнемогает, бледнеет, сохнет и истаевает. Страх бо и печаль, как огнь внутренний, пищу и тиие поядает (3:299).

Отчаяние есть уподобление Иуде

Иуда предатель, пришедши в отчаяния, «удавился» (Мф. 27, 5). Познал он величество греха, но не познал величества милосердия Божия. Тако и ныне многие делают, и последуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих, и тако отчаяваются спасения своего, Христианине! тяжкий и последний удар есть ДИАВОЛЬСКИЙ – отчаяние. Он, прежде греха, «милостиваго» Бога предлагает; не после греха, «правосудливаго». Сия его есть хитрость (4:268).

Отчаяние – тягчайшее искушение веры (3:21; см. ВЕРА, 149).

Отчаяние – признак НЕВЕРИЯ

Явное неверия знамение есть отчаяние милосердия Божия, которое оказывает себе или весьма развратным житием, о каковых пишется: «иже в нечаяние вложшеся, предаша себе студодеянию, в делание всякия нечистоты в лихоимании» (Еф. 4, 19), или безмерною печалию, которая часто к самоубийству приводит, как-то случилось Иуде предателю, который «шед удавися» (Мф. 27, 5), и братоубийце Каину, который, по убиении брата своего Авеля и обличении Божии, сказал ко Господу Богу: «вящшая вина моя, еже оставитися ми» (Быт. 4, 13). Однакож кто кается за грехи и безмерную печаль страждет, но тую упованием на милосердие Божие тщится преодолевать и победить, как то бывает в великом духовном искушении – тамо подвизающаяся вера еще не угасла, хотя и в великой слабости есть (3:25).

Отчаяние – наибольшее искушение для НАДЕЖДЫ

Наибольшее и тяжчайшее искушение бывает надежде, когда мысли смущают душу, и хотят ее лишить надежды спасения; и в отчаяние вринуть; и глаголется человеку в сердце его: «несть спасения ему в Бозе его» (Пс. 3, 3). Сие есть диавольское коварство и стрелы его разженныя, которыя мещет на верную душу, и хощет у нея отнять вечнаго спасения сокровище. Тут наипаче человеку должно терпеть, мужаться, крепиться и преодолевать надеждою кознь вражию, и неподвижимым быть в надежде, и помнить сие слово утешительное: «блажени вси надеющиися нань». И паки «веруяй в Онь (во Христа), не постыдится» (Рим. 10, 11) (1:197).

Нет болшаго искушения надежде, как когда помыслы возстающии в совести глаголют: «несть спасения ему в Бозе его» (Пс. 3, 3), когда страх суда Божия, ужас геенны и отчаяние смущают и колеблют душу и утесняют совесть. Удобнее человеку всякое претерпевати внешнее искушение, нежели сие совести утеснение. От сего бывает, что человек никогда не может веселитися, всегда мраком печали покровен; и что прочиих веселит, тое ему большую к печали причину подает. В так тяжком искушении паче прочиих потребно есть терпение, молчание, из глубины сердца воздыхание, донележе сильная сия непогода пройдет или облегчится (2:322).

Отчаяние есть грех против милосердия Божия

Отчаяние есть тяжкий грех, и есть грех противу милосердия Божия. Бог человеколюбивый «хощет всем спастися, и в разум истины приити» (1Тим. 2, 4). Чего же и отчаяватися? Бог «призывает всех к покаянию, и кающимся обещает и хощет явить милость» (Мф. 4, 17; Мф. 14, 28). А когда грешник от грехов обратится, и за грехи кается и жалеет, и прочиих грехов бережется, того Бог хощет и тое ему угодно, и на таковаго грешника Бог милостиво призирает, и грехи ему всю отпущает, и тех «не поминает уже» (5:352).

Отчаяние, т. е. отсутствие надежды на милосердие Божие, есть грех против Святаго Духа (1:3; см. ГРЕХИ, 247).

Как противиться помыслу отчаяния

Приводит тебе сатана ко отчаянию, и глаголет тебе в сердце твоем: несть тебе спасения, ты много согрешил, ты толико и толико зол соделал. Ты отвещай ему: ты осужденный, а не судия; тебе несть спасения; но уготован вечный огнь. Моя надежда и спасение Христос Бог, Который пришел в мир грешники спасти. Спасет убо и мене: понеже и я един от грешников, которых Он пришел спасти (4:53).

Размышление о правде и о милости Божией удерживает от греха и отчаяния (3:269; см. ГРЕХ, 287).

Бороться с отчаянием надеждой на милосердие Божие

Прежде греха правосудие Божие представляяй себе, да не согрешишь; но когда проступишися и согрешиши, помышляй о величестве милосердия Божия, да не впадеши в отчаяние Иудино. Якоже бо величество Его, тако и милость Его. Сколько у тебе грехов ни есть, и как бы велики ни были, у Бога еще более милости и щедрот: только кайся и впредь грешить берегись, да не дознаеши на себе правосудие Божие (4:268).

В отчаянии искать помощь у Бога

Понеже сие смущение советом Божиим и изволением бывает, то от Бога, а не отъинуды должно нам и помощи и избавления просить. Никто бо того отнять не может, кроме Бога. Научает нас примером своим Давид, который, в великом смущении и тесноте совести будучи, не к иному, ни к чему другому прибегал, но к Богу, тако моляся: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене; ниже гневом Твоим накажеши мене» (Пс. 6, 2) (1:203).

Не отчаиваться, что не можем быть с Апостолами, но утешаться, чтобы быть с разбойником

Когда нам помысл находит такой: как нам со апостолами, пророками, мучениками и прочиими великими святыми быти, которые в толиких добродетелях просияли? Мы помыслу нашему да отвещаем тако: мы с разбойником желаем быть, который при самом конце жития своего един испустил глас с покаянием: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем», и услышал от Христа, на кресте висящаго: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23, 42–43). А когда с разбойником оным будем в раи, то и со Христом Самим; понеже разбойник оный со Христом в раи, а последовательно и со всеми святыми. Ибо где Христос, тамо и вси святии (5:346–347).

Утешение и надежду на спасение искать в слове Божием

Отчаянием ли кто содержим есть, тамо надежду милосердия Божия, всем грешникам кающимся известную, обрящет, тамо он увидит, что милосердый Отец небесный распростертыми руками приемлет Себе блудников, прелюбодеев, мытарей, разбойников и прочиих великих грешников, с сокрушенным сердцем к Нему приходящих, и приказывает о обращении их всем небесным силам радоваться. «Радость бывает на небеси пред ангелы Божиими о едином грешнике кающемся» (15:10), глаголет Христос, сим милосердием нас малодушных ободряя (1:54).

Евангелие не допускает отчаяния (5:98; см. ПОКАЯНИЕ, 719).

Отчаяние не допускать в духовной брани (4:51; см. ЖИЗНЬ ХРИСТИАНСКАЯ, 367).

Помыслы отчаяния свидетельствуют, что человек в вере и враг хочет помешать

Кто такие помыслы чувствует и против их борется, знамение есть, что таковый в вере и благодати находится. Ибо сатана не борет того, кто ему повинуется и работает; а только тех борет, которые противятся ему, и хощет теми помыслами их низложить. Откуда люди, любящие суету мира сего, честь, славу, богатство, роскошь, таких язвительных помыслов не чувствуют. И ты, ежели бы любил суету сию, не чувствовал бы того. А понеже сатана примечает, что ты от суеты отвратился и ищешь спастися, то он тебе сими помыслами борет, и хощет в отчаяние привести и тако погубити. Берегись убо сея вражия хитрости (5:347).

Если находишься в истинном покаянии, не отчаивайся, но жди милости Божией (5:163; см. ПОКАЯНИЕ, 714).

Рассуждения для отгнания помыслов отчаяния

Надежда наша Христос Господь. Аще бо Он за тебе пострадал и умер: како обратившагося и кающагося не приимет и не помилует? Он того и хощет, и чрез слово Свое и чрез проповедников увещевает, и ожидает, дабы вси к Нему грешники обратились и покаялися, и тако бы спаслися. Алчет бо и жаждет всех спасения, Который за всех Себе предал и пострадал и умер. Верно сие слово и всякаго приятия достойно. И хотя велики твои грехи и ужасны были бы, и великое бы множество их было, однакож вси загладятся и потребятся благодатию Его. Велики твои грехи, но «безконечное» есть милосердие Его. Якоже капля воды противу моря: тако вси твои грехи противу милосердия Божия и безценных заслуг Христовых. С радостию отпустит тебе Христос вся согрешения твоя, и тех уже не помянет тебе; понеже, когда каешися, хотение Его святое и плод страстей Его исполняется. И уже прежнее твое житие скаредное и скверное не повредит тебе, как тьма вышедшему на свет (4:277–278).

Отчаяние отгонять рассуждением, что Христос пришел грешников спасти

Примечай, что Писание Святое нам грешным и смущаемым во утешение глаголет: «верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз», глаголет Апостол Павел (1Тим. 1, 15). Убо спасет и нас грешных, понеже и мы грешники. И паки: «прииде Сын человеческий» (то есть Христос), «взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 10). Убо и нас взыщет, понеже и мы от погибших. И паки: «не приидох призвати праведники, но грешники на покаяние», глаголет Христос (Мф. 9, 13)... Отсюда заключается, что Христос пришел в мир не судити нас, но спасти: убо спасет нас непременно, когда истинно веруем в Него. Приидет второе «судити», – но кого? не просто грешников, но грешников «непокаявшихся»; а покаявшимся грешникам и верующим в Него милость и благословение Отца Своего небеснаго объявити и ввести в небесное Свое царствие... Есть убо грешникам кающимся надежда, есть утешение печалующим и сетующим (5:346).

Не отчаиваться множеством грехов, ибо Господь пришел грешников спасти

Помяни, что Христос во утешение нам грешным глаголет: «прииде Сын человечь взыскати и спасти погибшаго» (Лк. 19, 10). ...Аще Христос прииде взыскати погибших; взыщет и тебе, понеже и ты един от погибших. Аще грешники спасти прииде, то и тебе прииде спасти, понеже и ты един от грешников, ради которых прииде в мир. Ради грешников в мир прииде, ради грешников на земли пожил, пострадал, умер, воскрес, на небо вознеслся, седит одесную Бога и ходатайствует о грешниках (3:302).

Не отчаиваться в грехах, ибо ради страданий Сына Божия прощаются кающемуся все грехи

Како убо не отпустит тебе грехов твоих ради тогожде Сына Своего, какие и коликие бы они ни были, Который ради тебе Сына Своего не пощадил? Како не простит грехов твоих, тебе кающемуся, Который за грехи твои Сына Своего предал на смерть... Великое подал Он нам, т. е. Сына Своего, велико ли Ему отпустить грехи наши нам кающимся? Благоприятно и радостно Богу милостивому отпущать грехи кающемуся грешнику. Понеже тогда смерти Христовой плод показуется, что грешник кающийся спасается. «Христос бо прииде в мир грешники спасти» (1Тим. 1, 15). Тогда радость бывает пред Отцем небесным и Ангелами Его: яко кровь Христова не всуе пролиянна бысть ради того грешника. Тогда воля небеснаго Отца исполняется, Который «всем хощет спастися и в разум истины приити» (1Тим. 2, 4) (2:226).

Отгонять помыслы отчаяния рассуждением, что Господь Сам пришел грешников спасти и всякий грех не побеждает Его милосердия

Взирай убо и ты верою на распятаго Христа, и исцелишися от язв греховных и оживеши. Взирающим на Него верою всем подается исцеление и вечное спасение: тебе ли единому откажется тое от нелицеприемнаго и милосердаго Бога? «Се есть Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин. 1, 29), в котором мире я и ты заключаемся. Какий твой грех так великий, тяжкий и ужасный может быть, который бы от Тебе, с верою к Нему пришедшаго, сей Агнец Божий не взял? Какая твоя язва так велика есть, которую бы Он исцелил! Какое твое огорчение так сильно есть, котораго бы он Тебе, со смирением и верою просящему, не оставил, Который за распинателей и ругателей Своих молился: «Отче, отпусти им» (Лк. 23, 34)? Прочитай евангельскую книгу: кому Он милость и человеколюбие свое отказал, Который на тое пришел, чтобы всем милость Свою явить? Кого от Себе отгнал, кого отринул, Который всех пришел к Себе призвать? «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» (Мф. 11, 28). Блудницы, разбойники, мытари и прочие грешники приходили к Нему и получали милость, яко «не прииде призвати праведники, но грешники на покаяние» (Мф. 9, 13) (3:303–304).

Если Господь раньше не погубил нас согрешающих, но послал для спасения Сына Своего, то помилует кающегося во грехах

Мы согрешили Ему, но Он не токмо не отмстил нам, но и помиловал нас. Мы досадили Ему, но Он не токмо не возненавидел, но и предварил нас любовию Своею. Мы враги Его были, но Он не токмо не враждовал нам (Бог бо, яко благ, или паче самая благость, никогда не враждует), но и послал Сына Своего примирити нас Себе – нас, врагов Своих, Себе примирити... Смотри и разсуждай благость и человеколюбие к нам Божие. Хотя мы и враждуем Ему, разоряя святый и вечный закон Его, якоже глаголет: «иже несть со Мною, на Мя есть» (Мф. 12, 30), однакож Он в благости и человеколюбии Своем к нам пребывает непременен; и не токмо непременен пребывает, но и хощет, чтобы мы враждующие примирились Ему, и ожидает нас (3:305).

Сопротивляться отчаянию рассуждением:

если Бог согрешающего терпит и не погубляет, то погубит ли покаявшегося

Когда ты во грехах жил и грехами Бога прогневлял, Бог не хотел тебе, ради благости Своей, погубить, но терпел тебе, яко таким образом «благость Его на покаяние тебе вела»: ныне ли восхощет погубить тебе, когда ты престал от грехов? Когда ты воле Божией противился, миловал тебе Бог: ныне ли не помилует тебе, когда хощеши и тщишися волю Его творить? Когда ты отвращался от Бога, но Бог Своим милосердием от Тебе не отвращался; ныне ли отвратится от Тебе, когда ты к Нему обращаешися? Когда ты Его оставлял и удалялся, но Он тебе не оставлял, но на покаяние призывал и ожидал: ныне ли оставит тебе и удалит щедроты Своя от Тебе, когда с покаянием приближаешися к Нему?.. Послушай, что Бог о Своем благоволении к нам глаголет: «еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему» (Иез. 18, 23) (3:301–302).

Бог долготерпит, ожидая покаяния

Бог, ожидая на покаяние, «долготерпит о нас, не хотя, да кто погибнет но да вси в покаяние приидут», как Петр Апостол учит (2Пет. 3, 9). Как убо не приимет кающагося, Который ожидает на покаяние? Како отвратится обращающагося, Который отвратившемуся долготерпит, чтобы в чувство пришел и обратился?.. Како убо милосердый Бог не умилосердится над нами, когда со слезами к Нему обратимся, и бедность и окаянство наше Ему объявим и признаем? (2:225–226).

Не отчаиваться,

так как Бог не хочет смерти грешника, но ждет его покаяния

Бог не хощет смерти грешника, но обратитися ему и живу быти, якоже глаголет чрез Пророка: «еда хотением восхощу смерти грешника, глаголет Адонаи Господь, а не еже обратитися ему от пути зла, и живу быти ему?» Убо хощет обратившаго помиловать, и живот вечный подать ему.

Бог обещается и грехов кающегося не помянуть, как чрез тогожде Пророка глаголет: «беззаконник, аще обратится от всех беззаконий своих, яже сотворил, и сохранит вся заповеди Моя, и сотворит суд и правду и милость, жизнию поживет, и не умрет: вся согрешения, елика сотворил, не помянутся ему, но в правде своей, юже сотворил, жив будет» (2:226).

Утешать себя тем, что Господь помиловал и великих грешников, принесших ПОКАЯНИЕ

Ты молись Господу с разбойником иметь участие, который при самом исходе разбойник был, и, с жалением и верою испустивши ко Христу глас: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем» (Лк. 23, 42), прежде Апостолов в рай взошел и ныне со Христом в раи есть, якоже рече ему Христос: «днесь со Мною будеши в раи» (Лк. 23, 43). Молись с мытарем, блудным сыном, блудницею, Манассиею и прочиими грешниками покаявшимися вчинен быть, которые ныне вси со Христом в раи суть: и ты, когда в вере утвердишися, с ними будеши и с Самим Христом, последовательно и со всеми святыми. Идеже бо Христос, тамо и вси святии Его. Помяни, что и Апостоли и вси святии благодатию Христовою спаслися. И от Апостолов многие и великие грешники были: Матфей мытарь был, Петр трижды отреклся Христа, Павел гнал Христа и церковь Его. Но Бог «богат сый в милости» из сих грешников сделал Евангелия Своего проповедниками (3:300–301).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle