Источник

ПАСТЫРЬ

I. ЧТО ЕСТЬ ПАСТЫРЬ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Пастыри – преемники Апостолов

По блаженной кончине Апостолов святых учинились преемники их – святители Христовы, пастыри и учители, которые тем же учения их словом церковь Христову пасут, наставляют, утверждают и предпосылают, с помощью Божиею, в небесную ограду; и сами, веру сохранившие и течение скончавшие, туда же по трудах и подвигах преселяются, – что и до конца века имеет быть, «яко врата адова не одолеют «созданной на камени веры Христовой» церкви» (Мф. 16, 18) (3:133).

Имя (пастырь) более всего относится к священному служителю

По общему христианскому гласу епископы наипаче и пресвитеры нарицаются пастыри, и Божие Слово им титул сей приписует, и поручает в руки их стадо словесных Христовых овец, кровию Христовою купленных (3:381).

Никто без звания и избрания не может вступать в служение

Без звания и избрания правильнаго никто не должен в пастырское служение вступать, якоже Апостол глаголет: «никтоже сам о себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон: тако и Христос не Себе прослави быти Первосвященника, но глаголавый к Нему: Сын мой еси Ты, Аз днесь родих Тя» (Евр. 5, 4–5). И святый Предтеча поучает: «не может человек приимати ничесоже, аще не будет дано ему с небес» (Ин. 3, 27). Якоже убо пророки и апостоли безпосредственно гласом Божиим избраны и позваны в великое служение их дело, как читаем в книгах их: тако хотящим вступати в дело их надобно ожидать звания и избрания церкве и первоседателей церковных, которым поручено церковное правление, а без того не должно никому в великое тое дело мешаться. Премудрый Сирах увещавает: «высших себе не ищи» (Сир. 3, 21) (3:382).

Требования к избираемому в пастыри

Пастырей избирать подобает: разумных и учительных, да возмогут наставлять на путь спасения, вразумлять, исправлять и утешать подчиненных себе людей.

Добродетельных, да чему учат людей, тое сами на себе делом показывают. Такое учение их, добродетельным их житием подтвержденное, сильно, действительно и полезно будет людям (3:382).

Как разумны и учительны должны быть пастыри; какими добродетельми украшены, чтобы «образом» быть «стаду»; какое тщание и попечение иметь о стаде Христове; как чтению Святаго Писания прилежать, – откуда наставление и учение почерпается. Идти в пастыри должно им не так ради хлеба, как ради спасения душ христианских. Когда учишь людей, то тщись, чтобы тебе не сказана была притча: «врачу! исцелися сам», – и от Бога не услышал бы в совести твоей реченнаго грешнику: всякую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять (Пс. 49, 16–17) (5:351).

Когда призываешься на пастырское служение, рассуждай, сможешь ли понести это бремя

Когда зовешися, разсуждай себе, можеши ли толикое бремя поднять и носить: когда не можешь, не касайся того, да не отяготит тебе и погрузит в бездну (5:170).

Христолюбивые пастыри не ради себе, но ради овец Христовых митрою покрываются и жезл в руках носят (2:334).

Пастырь есть разумнейший из людей

Самое имя «пастырь» показует, что есть пастырь, и пастырем звание и должность их представляет пред глазами их, и увещавает и доказывает, что они избраны от людей, Христовым именем нарицающихся, яко лучшие, разумнейшие и совершеннейшие, и поставлены пасти стадо Христово, кровию Его стяжанное, как учит Апостол (3:381).

Пастырь поставлен от Духа Святого пасти овец Христовых

Поставлены мы не от человек, но от Бога – Духа Святого, пасти не стадо бессловесное, которое видимии окружают звери, но пасти стадо овец Христовых, которых окружают невидимые звери, диавол, яко лев, и злобнии духи его, и сих овец, которых пасете, стяжал Христос, Господь и Бог, не сребром и златом, но кровию Своею: берегите убо и себе и стадо сие, вам в сохранение порученное от Бога (3:387).

Пастырь христианин есть и над христианами поставлен (4:100, см. НАЧАЛЬНИК, 593).

Что означают имена пресвитер и епископ

Примечай зде, читатель, что во времена апостольские епископы пресвитерами, и пресвитеры епископами называлися. Епископ бо есть имя греческое и значит тое, что по нашему наречению «надзиратель», и пресвитер такожде есть имя греческое, и значит тое, что «старший» или «старец». От сего видишь, что звание их общее есть. Надзиратель бо быть есть над другими быть надзирателем, и старшим такожде над другими старшими. Видим сие общее их именование в Писаниях Апостольских (3:382–383).

Почему священник называется пастырем

Почему пастухи скотские называются пастухами, потому и епископы и пресвитеры называются пастырями.

Пастухи выбираются из всего села или деревни, чтобы пасли скот их: тако пастыри, епископы и пресвитеры избираются от церкви, чтобы пасли души христианские.

Пастухи пасут скот бессловесный: пастухи пасут овец Христовых словесных, то есть людей, кровию Христовою искупленных.

Пастухи выгоняют скот на поле, на траву и на добрую пажить, и тамо питают его: пастыри питают овец Христовых словом Божиим и Тайнами Святыми (5:350–351).

Назначение пастыря – пасти овец словесных. Уподобление их пастухам

Видим в мире сем, что скот от людей поручается пастухам ради пастьбы и охранения: тако овцы Христовы, христиане, поручаются от Христа Господа пастырям, епископам и иереям, ради пастьбы и охранения. Пастухи выбираются от всего села или деревни, чтобы пасли скот их: тако пастыри, епископы и пресвитеры избираются от церкви, чтобы пасли души христианския. Пастухи выбираются добрии и разумнии, чтобы не погубили скота: тако пастырей должно избирать добрых и разумных, чтобы не погубили словесных Христовых овец, дабы и на них не сбылося писанное: «слепец слепца аще водит, оба в яму впадут» (Мф. 15,14). Пастухи выгоняют скот на поле, на траву и на добрую пажить, и тамо пасут его: пастырям должно питать овец Христовых СЛОВОМ БОЖИИМ и ТАЙНАМИ СВЯТЫМИ (4:45).

Пастух безсловесных животных на то избирается, чтобы стадо изгонял и пригонял цело, пас на пажити и сохранял от зверей: тако пастырь словесных овец Христовых на то избирается, дабы стадо тое пас и питал Божиим словом, и сохранял от волков, то есть невидимых демонов, окружающих стадо Христово, и хотящих «поглотити кого» от того стада (1Пет. 5, 8). Отсюда всякий пастырь может видеть, каков должен быть (3:381).

Пастухи стадо свое берегут и защищают от волков и прочих зверей: пастыри стадо овец Христовых берегут и защищают от диавола, демонов, еретиков, суеверов и прочих врагов – душевных зверей. Пастухи, ежели какая скотина от стада отлучится и заблудит, ищут ее и в стадо загоняют: пастыри, ежели какой христианин заблудит от пути истиннаго, тщатся его обратить словом Божиим и увещанием, и присоединить стаду Христову (5:351).

Пастырь должен привести всех пасомых ко Христу

Пастухи пригоняют стадо свое с поля в домы к хозяевам: пастыри стадо Христово от мира сего в небесную ограду ко Христу Господу предпосылают. Пастухи за труды и пастьбу мзду получают от хозяев: пастыри от Христа Господа за труды и пастьбу стада Его приимут мзду – «неувядаемый славы венец» (1Пет. 5, 4). От пастухов, ежели какой скотины не пригонит в дом, хозяева спрашивают: где моя тая-то и тая скотина? от пастырей, ежели какой христианин погибнет и не явится в небесной ограде, спросит Христос Господь: где Моя тая-то овца? Где овца, которую Я тебе поручил пасти, и ты принял в целости в крещении? Где овца, которую Я не сребром и златом, но Своею Кровию стяжал? Пастух не может сказать хозяину – «не знаю где», потому что взял хранить стадо: пастырь не может сказать Христу-Господу – «не знаю, где овца», потому что страж был стада Христа, и взял хранить стадо. Пастух лишается от хозяина мзды за потеряние скотины: пастырь лишается от Христа мзды за погубление словесной овцы, и отдается в наказание (5:351).

Пастырь – посланник Божий звать людей в Царство Божие

Посылал прежде Пророков, и чрез них звал; посылал потом Апостолов, и чрез них звал: «грядите, яко уже готова суть вся!» Посылает ныне епископов и пресвитеров, и велит им такожде звати всех. Епископы бо и пресвитеры вместо оных избранных мужей вступают, и должность их на себя восприемлют. Сего ради должны звать не леностно, всех увещавать и молить, яко посланники Божии: «грядите, яко уже готова суть вся!» О возлюбленне (епископ и пресвитер)! посланник еси и раб небесного Царя: твори и исполняй повеление Господа твоего; трудись неленостно, ходи и зови на вечерю Господа твоего, и не преставай звати всех; толкай в двери сердечных домов их, да услышавше, поспешат на славную оную вечерю (4:362).

Господь через пастырей призывает в Царство Небесное (4:59, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1149).

Пастырь есть голова христианского общества

Что в теле голова; то в обществе христианском пастырь и начальник. Когда в теле разумная есть голова, то все тело в добром состоянии находится: тако когда в обществе христианском разумный пастырь и начальник имеется, то в добром состоянии общество тое имеется (4:102).

От пастыря зависит блаженство христианского общества

А понеже все БЛАЖЕНСТВО христианского общества от разумных и добрых пастырей и начальников зависит; то вы, христоименитые люди, не преставайте молить общаго всех Владыку Христа, да вразумит и наставит пастырей и прочих начальников христианских: се бо есть блаженство ваше! (4:103).

Пастырь в обществе как чрево в организме

В теле вещественном чрево ради всего тела работает, варит пищу, сочиняет соки и обращает в кровь, и тако кровь по всем удам разделяет, и сим образом вси уды и все тело подкрепляет, умножает и в возраст приводит. Тако в духовном теле пастыри должны быть, как чрево, в деле своем: пищу Слова Божия первее внутри себе чтением, поучением, размышлением и вниманием, единаго места с другим сношением, как бы разжевать и сварить, и в сок и кровь духовную обратить, и тако братии своей, духовным удам, разделять, и тем разслабленных подкреплять, младенствующих в возраст приводить, дóндеже достигнем вси в соединение веры и познание Сына Божия в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова (Еф. 4, 13). А которые пастыри сего не делают, погрешают противу должности своей, и напрасно имя пастыря на себе носят, Пастырь бо не себе пастырь есть, но овцам пастырь. Почему и воздадят ответ Начальнику пастырей, Иисусу Христу в день суда, Который тогда от руки их взыщет Своих овец (3:367).

Пастырь есть свет миру, соль земли

Пастырям сказано: «вы есте свет мира». Когда свет потемнеет: чем уже людем просветиться? Пастырям сказано: «вы есте соль земли». Когда соль обуяет: чем уже людем себе растворить? О возлюбленный пастырь! Свет еси миру: свети убо не только словом, но и житием своим. Соль еси земли: берегись обуять, да не и прочие, смотря на тя, обуяют. «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5, 13, 14 и 16). Вступил ты, возлюбленне, в звание и должность Апостольскую: подражай убо учением и житием апостолам, да и с ними участие на вечери оной будешь иметь, и многих за собою повлечешь (4:363).

Вы свет есте обществу христианскому; на вас смотрят вси люди, что делаете и что говорите, как вси смотрим на свечу горящую в нощи: будите убо свет, да смотрящии на вас просветятся; будите как зеркало, в которое смотря, люди отирают на своем лице пороки; будите, как разумная голова на теле. Аще вы разумны и добры будите, то блаженно и все вам подчиненное христианское общество будет, и вы блаженнейшии будете: «аще же свет тьма, тьма кольми паче?» и аще светильник угаснет, то чем сущии во тьме просветятся? и аще зеркало помрачится, то в чем люди усмотрят свои пороки? Будите убо, возлюбленнии, разумны и добры, да и себе самим и людям Божиим блаженство приобрящете! «Тако», глаголет вам Христос Господь; «да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех» (Мф. 5, 16) (4:103).

Пастырь – страж дома Божия

К сим помните и то, что вас стражей Христос Господь Бог поставил дому Своему, то есть Церкви святыя. Должно убо вам, как верным слугам Христовым, стрещи дом тот святый делом, словом и помышлением. «Делом» – показывая пример честнаго и Христоподражательного жития людям, вам от Христа Спасителя нашего порученным, да тако «видяще добрая ваша дела, прославят Отца вашего, Иже есть на небесех» (Мф. 5, 16). Словом – стрещи подобает, наставляя и поучая к хранению закона Божия. «Помышлением» – всегда и думать о душевной словесных овец пользе. Аще кто о сих вознерадит, и нерадением своим погубит порученныя души, за которых пречистую Свою кровь Христос излиял, то пусть заподлинно знает, что погибели их от него взыщет Господь в день страшного суда (1, 11).

Видим в мире, что различные сторожа поставляются: иные хранят град, иные хранят дом, иные иное хранить поставляются; и хранят, к чему приставлены бывают. Тако епископы и пресвитеры избираются и постановляются хранить души христианския, в смотрение им порученныя. Им приличествует слово оное Божие, которое святому Пророку Иезекиилю сказано: «Сыне человечь, в стража дах тя дому Израилеву» (Иез. 33, 7)... Епископы и пресвитеры от кого хранить должны души христианские? «Ответ»: Апостол святый указует, глаголя: «трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая, ходит, иский кого поглотити» (1Пет. 5, 8) (4:363–364).

Пастырь должен охранять стадо

Возлюбленнии пастыри! вам поручил Господь стадо Свое: пасите его, и от волков душевных сохраняйте (4:100).

Христос наблюдает за деятельностью каждого пастыря

В Апокалипсисе читаем, что Христос всякому ангелу, (епископу) седми церквей глаголет: «Вем твоя дела» (Апок. 2, 2; Апок. 9, 13 и 19; Апок. 3, 1, 8 и 15). Что сие значит? Не иное что, как что всякого пастыря назирает Христос, и дела его, замыслы и начинания примечает, в книзе Своей записует, и всякому воздает по делам его, как таможде видим, хотя то и о всяком человеке такоежде всеведение имеет Он. Аще убо непостыдны быть хотят пастыри в он день, да разсуждают, что Христос на вся их дела смотрит; и потому как пред очесами Его да обращаются, и внимают себе и всему стаду своему (3:388).

Пастырь должен помнить о высоте и ответственности своего служения

Всегда памятуй, что ты звание служителя Божия на себе носиши, и всякими мерами, елико возможно человеческой силе, достойно званию «сему во всем ходити» старайся. Бог, милостивый всех Помощник, видя твое тщание, поможет тебе, и что тебе тяжестно казалося, легко почувствуеши помощию Божиею и привычкою. Христос сын Божий, пастырей Начальник, о всех помышляяй, да поможет тебе Своею благодатию (1:118).

Помнить всякому, что от Бога к сему званию позван ради общей пользы (1:19).

II. ОБЯЗАННОСТИ ПАСТЫРЯ

1. СОВЕРШЕНИЕ ТАИНСТВ

О совершении литургии

В служении, а паче на литургии, весьма тщись со умилением и страхом стоять; помни, что пред Богом страшным стоишь, и молишься о себе и людех; такожде, Тайны святыя совершай весьма благоговейно (5:369).

Совершая таинства, пастырь должен помнить, что те или иные слова относятся и к нему лично

Совершая крещение, слышишь отрицание сатаны и всех дел его... помяни, что и сам сатаны и всех дел его еси отреклся. Совершая исповедь, разсматриваешь совесть кающагося, духовнаго сына, или дщери: посмотри и в свою совесть: не обличает ли она тебе в том, в чем ты исповедующагося наказуешь, и всячески оную тщися сокрушением сердца, слезами, благоговением и всегдашнею молитвою очистить. Погребая представльшихся, помысли, в какое и как бедное состояние нас, по образу Божию созданных, грех привел; помяни и тое, что и сам «земля еси, и в землю отъидеши» (Быт. 3, 20). Приступая ко алтарю на службу Божию, внимай себе, что ты посредственный ходатай между Богом и человеком, и что о них молитвенник еси и предстатель к Богу, – и разсуждай, како приступаешь. Помышляя о своем «звании», помяни, что ты присягал и клялся пред Богом, Сердцеведцем со всяким усердием и тщанием пасти людей, тебе порученных от Него (1:117–118).

Как поступать на ИСПОВЕДИ

В ИСПОВЕДИ весьма опасно поступай: берегись, чтобы грешника в отчаяние не привести; такожде берегись, чтобы и во обычай греховный не вошел грешник. Во обычай грешник удобно приходит, когда грех без наказания бывает. Обыкновенно священникам говорить «Бог простит, Бог простит»; но смотри, каково его покаяние, истинно ли кается, и впредь от греха обещается ли отстать. Такожде в отчаяние может прийтить грешник, когда с ним жестоко поступает иерей, греха тяжесть показует, а о великом Божием милосердии не изъясняет: надобно в сем случае иерею – и праведный суд Божий грешникам представить некающимся, а истинно кающимся неисповедимое Божие милосердие... Молодых жен и девиц берегись исповедывать: молод ты сам, чтобы сатана плевела на сердце не посеял; пусть их другий священник исповедует (5:370).

Духовник в себе хранит грехи, слышанные на исповеди (1:3, см. ПОКАЯНИЕ, 731).

2. ПРОПОВЕДАНИЕ

Пастырь – обязательный долг пастыря – проповедывать Евангелие и закон (3:13, см. ПРОПОВЕДЬ, 769).

Пастырь должен учить пасомых слову Божию

Пастыри обдолжаются тщательно поучать людей порученных себе, якоже увещавает их Петр святый: «пасите еже в вас стадо Божие» (1Пет. 5, 2). Пасется же стадо Божие словом Божиим и святыми тайнами Его. И Павел святый к томужде их возбуждает: «внимайте себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы пасти церковь Господа и Бога, юже стяжа кровию Своею» (Деян. 20, 28). И паки к Тимофею написал, и в лице его ко святому пастырю: «проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» (2Тим. 4, 2). Пастыри бо вступили в должность апостольскую, и неотменно должны им последовать. Они по всей вселенной проповедывали слово Божие; а пастыри в своих местах, где учреждены пастырями, должны тое сокровище духовное открывать людям. Убо погрешают пастыри, которые сию должность оставляют. Таковые пастыри уподобляются псам немым: «вси пси немии не возмогут лаяти» (Ис. 56, 10) (3:384).

По обедни всегда что-нибудь прочитай, хотя краткое, ради поучения людей, а праздника никакого не оставляй без поучения, и где бываешь в приходе, в чьем-либо доме, что-нибудь душеполезное сказывай, чтобы люди духовно созидались; ежели кого знаешь в чем грешаща, увещавай его и моли, чтобы перестал от греха и судом Божиим устрашай, и мукою вечною и неизвестнаго жития сего кончиною. Горе христианом неисправным и попам не тщащимся исправлять их! – Лица никакого не стыдись и не бойся, но всех, кто грешит, обличай, сие бо есть звание священническое, и всем помощи у Бога проси; хотя и будут тебе за тое ненавидеть злые и злословить, не бойся их: ты делай свое, Бог тебе защитит (5:370).

Пастыри с помощью Слова Божия отворяют себе и другим дверь ко Христу, Источнику Живота и вечного блаженства (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 928).

Пастырь, который не назидает себя и других Свящ. Писанием, является слепым вождем (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 923).

Как должно поучать народ в ПРОПОВЕДЯХ

Поучать о самонужнейших ко спасению потребностях кратко, ясно, просто к понятию простому народу. При каждом учении быть краткому нравоучению о том, о чем учение будет преподаваться. Преподаваемое учение утверждать священным Писанием и толкованием святых и богоносных отцев и учителей церковных. Изъяснить подобиями и историями, примерами и натуральными доводами, где нужда потребует. До высоких богословских вещей касаться, разве где случайная нужда будет, и то со всякою опасностью. Везде предосторожность иметь и берещися крайне преткновения и соблазна (1:17).

Пастыри да учат пасомых обетам КРЕЩЕНИЯ

Сии обеты... да обращаются всегда пред пастырями и поощряют их прилежно хранить стадо Христовых овец, им порученных, и им тыежде часто предлагать (3:37).

Пастырь должен употреблять и обличительное слово

Понуждает мене к тому должность моя, которая в таковых случаях не велит мне молчать, но «настоять благовременне и безвременне». Знаю я и тое, что слово мое сие многим не понравится, ибо хощу тем безчинное масляницы празднование опровергать и искоренять; праздновать бо масляницу обычай хотя злый, обаче застарелый и с любовью содержимый. Но притом объявляю, что хотя и неприятно предложение, однакож уповаю, что полезно. Лекари говорят, что горькая пища неприятна, да стомаху здорова. Соль горька, но черви выгоняет и к гнилости не допущает. И лекарство хотя горькое, да принимаем к сохранению здравия нашего: тако и обличительное слово страстной плоти нашей не любо, да душе полезно (1:38).

Пастырь должен иметь рассудительность в проповедании Евангелия

Отсюда последует, что проповедники Божия Слова должны опасно поступать в своем учении, то есть; закон проповедывать и гнев Божий возвещать тем, которые бесстрашно живут: а тем людям, которых примечают сокрушенных и страхом уязвленных, такожде умирающим и кающимся Евангелие, милость Божию и отсюда утешение предлагать, дабы бесстрашных в большее бесстрашие, печальных и смущенных Божиим страхом в пагубу отчаяния не привести, но паче чтоб бесстрашные в страх и в чувство пришли, сокрушенные же утешение живое в сердцах почувствовали, и в мире утвердилися (3:7).

Прежде чем говорить, необходимо довольно рассудить и добре разуметь

Что имеешь говорить людям, то прежде должно довольно разсудить и добре разуметь, и тако людям предлагать. Пища прежде варится, и солию растворяется, и тако на трапезе представляется, и угодна и полезна бывает ядущим. Тако пастырю пищу Божия слова должно прежде внутрь сердца своего сварить, и солию разума растворить, и тако алчущим людям духовную трапезу представлять, иначе пастырь удобно может в слове погрешить (5:171).

Пастырь должен учить не только в храме, но и при всяком удобном случае

Место учения есть храм святый; однакож пастырь везде, где ни бывает собрание, может и должен учение преподавать, когда случай будет. В сем деле есть пример всем пастырям Христос Спаситель мира, Который не токмо в храме Соломоновом учил, но и в домех, и в пустыне и прочиих местах. Случай подаст пастырю тщательному и остроумому, что и где говорить, как сие видим и во Евангелии. За трапезою седя, может о трапезе царствия небеснаго говорить, и прочее (5:171).

Пастырь свое учение должен многократно повторять

Пастыри часто должны учение сие повторять, дабы у иных страх Божий, у иных вера и от ней утешение истинное в сердцах насадилося и утвердилося. Павел святый усмотрел пользу сию и написал: «таяжде писати вам, мне убо неленостно, вам же твердо» (Флп. 3, 1). В книге Бытия читаем, что и Сам Бог толико раз повторял Аврааму милостивое Свое обещание. Тоежде видим и в святых учителях церковных, которые неусыпно порученных себе людей учили, наставляли, увещавали, устрашали и утешали. Непостоянно бо сердце человеческое и удобопреклонно есть, и скоро совращается с истинного пути. Сего ради всегдашняго требует напоминания, увещания, укрепления, наставления и поощрения (3:386).

Пастырь должен постоянно взывать к пасомым, хотя бы его и не слушали

Пастырь никогда не должен переставать, но всегда греметь словом, а сердцем сожалеть и соболезновать погибающим грешникам, и ни о ком не отчаяваться, пока в мире живет (4:366).

Пастырь должен говорить проповеди во славу Божию

Един проповедник говорит проповеди для того, чтобы показать себе, славу и похвалу от слушателей получить и высокий степень сыскать; другий проповедует, чтобы людей пользовать: сего доброе намерение, а того злое (2:121).

Пастырь, если проповедует ради похвалы, то вор есть и пользы не приносит

Тии, которые Божие слово проповедуют ради похвалы и славы своея. Божие бо слово дано нам ради спасения нашего и славы имене Божия; сего ради должно быть и проповедуемо. Но когда люди ради своей похвалы и славы тое проповедуют, то славу, Богу единому подобающую, себе восхищают. Откуду бывает, что таковые проповедники мало что людям пользуют, хотя их люди и похваляют. Не на такий бо конец, на какий дано слово Божие, проповедуют. Почему и недействительно бывает в сердцах слышащих (4:409).

Пастырь спит, когда не проповедует и не обличает и сам беззаконнует

Дремлет пастырь, страж дому Господня, когда молчит и не проповедует слово Божие, не приводит людей к покаянию, не обличает их за грехи, не научает святого христианского жития, не предохраняет от козней диавольских, не показует пути к вечному животу, не устрашает грядущим гневом Божиим за грехи: словом: дремлет, когда не тщится порученных себе людей спасти в вечную жизнь: сия бо есть сила звания и должности его. Спит и глубоко спит пастырь, сторож дому Господня, когда сам о своем спасении небрежет, но беззаконнует. Тогда не только не стережет дома Господня, но и разоряет, и соблазнами своими души христианския за собою влечет в погибель (4:367).

Горе пастырю, если не питает пасомых словом Божиим

Но сугубое горе тем, которых должность есть питать души пищею СЛОВА БОЖИЯ, но не питают их, истаевающих. Тако бо они сами не входят в царствие Божие, и хотящих внити не допускают. Но еще большее горе, когда путь ко всякому БЕЗЗАКОНИЮ отворяют СОБЛАЗНАМИ своими. На них бо яко на предводителей своих, взирая, простые люди нравам их и житию их ПОДРАЖАЮТ. Вот-де тые-то и тые делают тое: нам ради чего не делать? Тако безумно и слепо рассуждают, и тако день от дне умаляется ВЕРА, а с верою ЛЮБОВЬ угасает, оскудевает БЛАГОЧЕСТИЕ, и умножается НЕЧЕСТИЕ (2:15).

3. РУКОВОДСТВО

Пастырь должен заботиться о духовных нуждах пасомых

Когда кто заболит, и вы познаете о том, не ожидайте, чтобы вас звали; сами без позыву идите, и утешайте больного. И когда к смерти приближающегося исповедуете, всячески увещевайте, что Бог его не оставит и простит его грехи для единой своей благости, только бо о грехах содеянных жалел.

Тут вы ему представляйте, чго Христос разбойника кающагося близ смерти простил и в рай принял, и что Бог не хощет крайне человеческой погибели. А притом и тое ему напомнить, что Матерь Божия крепкая рода христианского Заступница и прочии святии о нас всех молятся к Богу милосердому, и молитвами своими защищают нас. Да и Церковь святая о тебе молиться будет, и я, недостойный иерей с братиею – священниками, сотворю о тебе молитву. Тако болящего утешая, обнадеживайте его Божиим благоутробием; да и то ему представляйте, что для того и Христос «в мир пришел и кровь Свою излиял, чтобы грешников спасти» (1:15).

Дело же пастырское есть попечение, тщание и прилежание о стаде Христовых овец (3:383).

Попечение и забота пастыря – спасение паствы

Сие Господа нашего попечение о нас наипаче да подвигнет пастырей, и поощрит к бдению о стаде Христовом, и от волков оных хранити его. На то бо и поставляются пастыри, пастыри бо пасти поставляются. Господь, пастырей Начальник, да поможет им (5:116).

Пастырь заботится о людях,

а не о себе

Более сам читай книги, и от них учись и себе пасти и люди тебе порученныя от Бога, и молись Богу прилежно, чтобы сам Бог тебе наставил пасти Христово стадо; притом помни сие: ищи людей, а не людских, то есть ищи спасения душ, а не денег и богатства и почитания (5:369).

Обязанность пастыря – воспитывать людей

Пастырь должен людей учить неотменно, к истинному покаянию приводить, страх Божий и любовь в сердцах человеческих насаждать, безстрашных и нераскаянных грешников судом Божиим устрашать, смущаемых и сумнящихся и к отчаянию склонных, милостию Божиею и Евангельским утешением ободрять; суеверия, расколы и ереси искоренять; все тое учение от источник Израилевых – священных книг слова Божия почерпать и подавать людям, себе подчиненным (5:171).

Пастырь есть руководитель в духовной брани. Ему необходимо быть мудрым и опытным

Пастырь, видишь, как разумным и мудрым подобает тебе быть, который начальником еси на брани сей духовной! Аще бо на видимой брани требуются искусные и мудрые начальники, где люди с людьми и плоть с плотью сражаются: кольми паче на брани духовной должны быть разумны и мудры начальники, где брань бывает у людей противу демонов, и у плоти и крови противу духов невидимых и хитрых. О пастырь! тебе наипаче подобает быть умудренным в слове Божии, который и прочих наставлять и умудрять должен, тебе наипаче препоясаться мечем глагола Божия, и облещися во всеоружие и бодрствовать, и опасно поступать на брани сей, на которой супостат тебе наипаче уязвляет и низложить тщится, и тако себе и прочих порученных тебе хранить. От руки твоей вси христианские души взыщутся. Помни сие, возлюбленне, и вложи в сердце твое, и не дремли, стоя на страже Господни (4:52).

Пастырь всячески должен отвращать верующих от грехов

Священницы! Пастыре словесных овец Христовых! Стражие дому Господня! Ангелы, возвещающие волю Отца небесного! на своей должности настойте, умолите, запретите; пощадите души, порученныя вам от Пастыреначальника Иисуса Христа, кровию Его искупленныя, за которыя вы в день судный страшному Судии имеете отдать ответ; отвращайте вы их от сего нечестия десными и шуими (1:96–97).

Пастыри

грешников к покаянию приводят, но грехам их не сообщаются

Отсюда учатся пастыри со грешниками обращаться и всяким образом приводить их к покаянию, но грехам их не сообщаться. Пастырское дело есть искать заблудшия овцы. И добрые лекари там наипаче обращаются, где болящие лежат. «Не требуют бо здравии врача, но болящии» (Мф. 9, 12) (4:254).

Пастырь не должен молчать, когда знает, что люди беззаконуют

Когда люди, какие бы они ни были, беззаконуют, и ты известно знаешь, крайне берегись молчать, но везде беззакония их в слове твоем обличай, да не уподобишься псу немому, который не лает, хотя тати находят на дом, и расхищают его, и волки нападают на стадо и поражают то. Стани зде, возлюбленне, и показуй пастырское дело свое, хотя и следовало тебе пострадать. В сем деле имеешь во образ себе Пророков и святителей Христовых, в древности поживших (5:171–172).

Пастырь из лицеприятия не должен молчать о пороках

Богатым и высоким людям, которые в пышности и гордости мира сего живут, ласкать берегись, и пороки их уменьшать, или, что горше того, за ничто поставлять, да не вместо учителя ласкателем будешь: но всякий порок прямо обличай, и истину везде и всегда свидетельствуй. Божие бо слово говоришь, яко посланник Божий. Пусть вси таковые знают, что ты пастырь еси их и учитель, и слово о них имеешь воздать праведному Судии (5:172).

Пастырь должен охранять души от врага рода человеческого

От такого и так лютаго и хитраго врага хранить души христианския поставляются епископы и пресвитеры! Не дремли убо, о возлюбленне, но трезвися и бодрствуй, и храни порученныя тебе души; остерегай и возвещай людям злый и пагубный приход его. Будешь на стражи бодренно стоять, когда будешь непрестанно людям Божие слово говорить, увещевать и молить их по правилу того жить, и житие свое исправлять; в сердцах их насаждать веру, страх Божий вкоренять, предостерегать от греха и поощрять к добродетели; напоминать им о Бозе, чего Он от нас хощет и требует (4:364).

Пастырь в работе с пасомыми учитывает состояние души пасомых

Пастыри долг имеют разумно в своем учении поступать, смотреть и рассуждать, где «евангельское» утешительное, где «законное» обличительное и устрашительное учение предлагать. Худо и бесполезно, паче же и вредно тамо предлагать утешительное слово, где требуется страх, и тамо греметь, где утешение нужно. В народе двоякии люди имеются, нерадивые и бесстрашно живущии, и страхом сокрушении и печальные. Ради «бесстрашных» страх Божий нужен, да, от сна греховнаго пробудившись, покаются: ради «сокрушенных» и печальных пластырь утешение евангельского потребен, да в вере утвердятся, и живое в сердцах своих восприимут утешение. Сего ради пастыри тако должны учение предлагать, дабы всяк от учения их приличное себе сыскал лекарство, и тое к язвам своим прилагая, исцелился, что видим в писаниях пророческих и апостольских и их последователях святых отцах, которых последовать и нынешний пастыри обдолжаются (3:386).

Разным людям разное увещание говорить

Понеже двоякие люди суть, безстрашно живущие, и страхом суда Божия сокрушеннии, и алчущии утешения; то пастырь долг имеет в своем слове закон Божий и суд Божий на безстрашных предлагать, и тем их к истинному покаянию и сокрушению приводить; сокрушенным же, и печальным и смущаемым в совести евангельское утешение подавать: «верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти» (1Тим. 1, 15) и проч. Слово обличительное иначе говорится вообще, иначе к единому некоему лицу. Когда вообще говорится, то можно строжае и острее говорить, дабы слышащие грешники почувствовали удар страха в сердцах своих, и тако бы от сна греховного пробудились. Сие видим в пророческих и апостольских писаниях. Но когда к одному какому человеку хощешь обличительное слово говорить, и за известный тебе и ему грех: в таком случае опасно говори, да не, хотячи едину язву исцелить, более уязвишь: времени и случая к тому ищи. Нет лучшаго случая, как когда он сам свой грех исповедует тебе: тогда ты все можешь ему говорить, только ласково говори и с сожалением, а не с гневом, дабы он познал, что ты от любви говоришь, и искренно желаешь ему спастись (5:171).

Любовь пастыря ко Христу должна проявляться в достойном руководстве людей

Читаем у Иоанна Евангелиста, что Христос, когда по восстании от мертвых вопрошал Петра троекратно: «Симоне Ионин! любиши ли Мя?» и Петр ответствовал: «ей, Господи! Ты веси, яко люблю Тя»: сказал ему: «паси овцы Моя» (Ин. 21, 15–17). От сего видим, что пастыри, когда хотят любовь показать ко Христу, должны показать тую делом – «пасти овцы Его». Христос бо овец Своих любит: яко их стяжал кровию Своею. Аще убо кто Христа любить хощет, как и всяк должен, должен любить овец Его, и пасти их, и представить их Ему целых, не нерадеть о них, якоже наемники делают (3:388–389).

Пастырь должен подражать Христу в обращении с грешниками

Истинные пастыри, которые, последуя Христу, Начальнику пастырей, не гнушаются явными грешниками, но с ними обходятся человеколюбно и тщатся их обратити к покаянию, подлежат укорению и поношению злых людей. На сих бо наипаче возставляет сатана гонение, и злобных людей научает безчестить их, яко они словом Божиим разрушают мрачное царство его – о чем многия истории свидетельствуют. Ты берегись худое что говорити о пастырях, и слуха злаго о них не приемли, да не с фарисеями осудишися (5:119).

Пастырь не несет ответственность за пасомого, если тот нерадит о своей душе

Пастух не виновен бывает, ежели не его нерадением, но каким-либо другим образом скотина погибнет; пастырь не виновен будет и от Христа Господа не истяжется, когда христианин не его нерадением и несмотрением погибнет, но своим небрежением и своевольством, то есть, когда пастырь учил, наставлял, увещевал и «образ добрых дел ему» показывал, но его, яко пастыря своего, не слушал (5:351).

Угождать не людям, но Богу

Пастыри не должны ласкательствовать или угождать людям, – что наипаче бывает пред вельможами, князьями, славными и богатыми, – но истину и правду везде свидетельствовать. Подает им во образ себе Апостол Христов: «никогдаже в словеси ласкания быхом к вам якоже весте» (1Сол. 2, 5); и не хотел никому угождать: «аще бых еще человеком угождал, Христов раб не бых убо был» (Гал. 1, 10). Сему примеру подражать обдолжаются пастыри, когда хотят быть рабы Христовы, и не человекам, но Богу, Которого служители суть, угождать да потщатся; что порочно, неправедно и беззаконно, везде и пред всяким лицем обличать: не молчать, где должно говорить: не хвалить, что непохвально, и не порочить того, что достойно похвалы. Ласкательство бо не иное что делает, как пагубу душевную и им самим и кому ласкательствуют. Тако бо не отвращают от грехов, но утверждают во грехах, от которых должны отвращать, и не Богу, но человекам угождают, и потому противу звания своего делают таковии (3:385–386).

Лучше единому Богу угождать, нежели всему миру, и единаго Бога волю творить, нежели всех людей. Никто тебе пред Богом не заступит, когда Он тебе судить будет: скрыются тогда князи и вельможи, и сильнии, и царие: едина совесть твоя или оправдит или осудит. Помни сие. Хорошо и людям угождать, но «во благое» (Рим. 15, 2). А в противном случае лучше всему миру в ненависть впасть, нежели Божией лишиться милости и праведному Его подпасть гневу. Я хощу и полагаю так. Пусть мене весь свет ненавидит, когда ему хощется: а только бо един Бог в милости Своей содержал. Кого Бог любит и в милости содержит, тому всего света и всех диаволов гнев, ненависть ничего не повредит. Ибо Бог несравненно сильнейший и надежнейший, нежели весь свет (5:352).

Пастырь должен усердно просить помощи Божией в руководстве людьми

Как самого пастыря, так и людей тщание и дела без помощи Божией не исправляются и успеха не получают. Сего ради пастырь долг имеет о себе и о людях прилежно Богу молитися, да и ему и всем людям поможет (5:172).

Пастырям, понеже без помощи Божией ничего успеть не могут, должно усердно Богу молиться как о себе, чтобы помогл им в сем немалотрудном деле, так и о людях, себе порученных, дабы просветил их очи к познанию истины и управил сердца их к творению воли Своея, и сохранил их от козней диавольских. Творили сие Апостоли святии, как читаем в Посланиях их; творили пастыри, преемники их и учители церковные. Тоежде и нынешним пастырям творить должно (3:386–387).

Пастырь отвечает за каждую душу

Пастухи стадо свое берегут и защищают от волков и прочих зверей: тако пастырям должно стадо овец Христовых берещи и защищать от ДИАВОЛА, ДЕМОНОВ и ЕРЕТИКОВ, и прочих душевных зверей. Пастухи скотину, от стада отлучившуюся и заблудившую, ищут и загоняют в стадо: тако пастырям должно заблудшаго христианина искать и обращать к стаду Христову; всякий же христианин заблуждает, который не по-христиански живет. Пастухи пригоняют стадо свое с поля в домы хозяевам: тако пастырям должно стадо овец Христовых от мира сего предпосылать во «ограду небесную», да и сами потом явившися скажут: се аз и овцы Твоя, яже дал еси ми, Господи!.. От пастухов, ежели какой скотины не пригонит в дом, хозяева спрашивают: где моя такая-то и такая скотина. Тако от пастырей, ежели какий христиан погибнет и не явится в небесной ограде, спросит Христос Господь: где Моя тая-то овцы? где овца, которую Я не сребром и златом, но Своею Кровию стяжал? где овца, которую ты принял пасти и хранить? Пастух не может сказать хозяину: не знаю где, потому что был сторож стада: тако пастырь не может сказать Христу Господу: не знаю, где овца; потому что сторож был стада Христова (Иез. 34, 8 и проч.). Пастух лишается от хозяина мзды за потеряние скотины; тако пастырь лишается от Христа мзды за погубление словесной овцы, и отдается в наказание. Пастух не виновен бывает, ежели не его нерадением, но каким-либо другим образом скотина погибает: тако пастырь не виновен будет, когда христианин не нерадением и несмотрением погибнет, но своим небрежением и своевольством; то есть, когда пастырь его учил, наставлял, увещевал и образ добрых дел ему показывал, но его, яко пастыря своего, не слушал (4:45–46).

Господь взыщет с пастыря овец Своих

Глаголет Господь: «Се Аз на пастыри, и взыщу овец Моих от рук их» (Иез. 34, 3–5 и 10). Взыщет Господь от таковых пастырей овец своих, егда приидет судити миру. Хозяин у пастуха овец своих спрашивает и взыскует, когда не пригонит их, и истязует его за них: тако взыщет Христос Господь словесных Своих овец от пастырей, овец, которых «не сребром или златом, но честною Своею Кровию стяжал» (1Пет. 1, 18–19). Горе тогда будет пастырю нерадивому, пастырю погубившему овцы Христовы, которыя так дорогою ценою куплены! Сего ради надобно таковым пастырям осмотреться и исправиться, да не и овец Христовых, порученных себе, и сами страшному суду Его и истязанию подпадут (3:384).

Ты, вступая в должность и звание сие, взял их в хранение себе. Храни же их, береги и «паси». Взыщет Он стяжания Своего от рук твоих. Страшно едину душу христианскую погубить: далеко страшнее многия погубить души (4:367).

Осмотрись и ты, возлюбленный пастырь, как пасеши стадо Христово? Поручил тебе Христос Господь пасти овец Своих, овец не безсловесных, но словесных, души христианския, Кровию Его святою искупленныя: како убо их пасеши? питаеши ли их пищею слова Божия, предходиши ли им образом добрых дел? показуеши ли им путь спасения? храниши ли их от волков душевных, демонов? (4:188–189).

Пастырь даст ответ за паству на страшном суде

Буди убо, возлюбленне, сторож верный, бодрый и неусыпный себе самого и душ христианских, не сребром и златом, но Христовою Кровию купленных. Имееши за всех их ответ дати пред Судиею праведным, Который пречистую кровь Свою за них излиял (4:364–365).

Пастыри (епископы и иереи)! братия и предки ваши пошли на оный век прияти по делам и трудам своим: пойдете, возлюбленнии, и вы, и спросит у вас Христос, пастырей Начальник, душ христианских, которых стяжал кровию Своею (4:149).

III. КАЧЕСТВА ПАСТЫРЯ

Необходимо себя исправить, прежде чем других исправлять

Надобно тому исправить себе, кто хощет других исправлять; надобно прежде научить себе, кто хощет других учить; надобно быть осторожным самому, кто хощет других пасти и спасать; надобно быть добрым самому, кто хощет других стерещи и сохранять; надобно самому итить наперед, кто хощет вождем быть, и путь другим показывать, и вести их к отечеству; надобно быть «светом мира», которым вси просвещаются, «солью земли», и проч.; надобно прежде самому чистым и непорочным быть, кто хощет о других быть молитвенником к Богу; надобно, дабы самого совесть не обличала, кто хощет других за грехи обличать, да не услышит: «врачу, исцелися сам». Разсуждай сия, возлюбленне, и тягчайшаго сил твоих бремене не касайся (5:170–171).

ПРОПОВЕДАНИЕ слова Божия без ПОСЛУШАНИЯ Богу неугодно, и проповедующему не полезно. «Грешнику бо рече Бог: «вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять и проч.» (Пс. 49, 16, 17 и след.). Надобно бо прежде исправить себе и тогда людей исправлять; себе научить, и потом людей научать, якоже Апостол глаголет: «научая инаго, себе ли не учиши» (Рим. 2, 21), дабы не приличествовала притча сия: «врачу! исцелися сам» (Лк. 4, 23) (3:67).

Пастырь есть образец поведения в ХРАМЕ

Священник должен быть всему тому образец, во всем том людем Божиим пример показывать: ибо он есть пастырь овцам, слепым вождь, заблудшим наставник, о грешниках молитвенник, предстатель о всех ближайших, Божий слуга, свет миру, соль земли, град верху горы стояй, светильник на свещнице поставлен; и для того все сие ему знать должно (1:65).

Пастырь должен звать в Царство небесное и сам туда идти

Зови, возлюбленне, зови, пока двери отверсты; зови, но и сам иди; и иди наперед пред ними, и показывай им путь в преславный оный небеснаго Царя Дом. Говори им громогласно: «грядите, яко уже готова суть вся!» И к чему прочих зовешь, не стой и сам, но поспешай; не буди столп, на пути стоящий, который указывает путь ко граду, но сам с места не движется, но буди вождь, который и прочим указывает путь, и сам наперед идет. Тогда действительно будет звание твое, когда сам туда будешь идти, куда прочих зовешь: иначе мало что успеешь. Люди более примеру последуют, нежели слову. Сильно слово звания твоего будет, когда пример жития твоего слову твоему согласен будет. А когда люди слышат звание твое, а видят, что сам не движешися; едва ли будут верить и слову твоему? И тако словом будешь звать, но примером будешь удерживать (4:362).

Пастырь должен сам исполнять то, чему других учит

Тот есть добрый пастырь, который учит, и чему учит, тое делом на себе показывает. Сего ради пастырям не токмо должно учить, но и образ добрых дел на себе показывать. Им Пастыреначальник Христос глаголет: «тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже есть на небесех» (Мф. 5, 16). И Апостол святый: «образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1Тим. 4, 12). И на другом месте: «О всем сам себе подавай образ добрых дел» (Тит. 2, 7). Пастырю убо нужно иметь пред Богом чистую и незазрительную совесть, и пред людьми добрых дел пример, дабы совесть его самого в том не обличала, что в людях обличает, и в том их оправдала, чему других научает. Тогда пастырь свободно будет учить, когда учению его совесть его согласует (3:384–385).

Пастырь должен учить, наставлять, пороки обличать, и к покаянию приводить людей. Чего учить, делом самым на себе показывать, то есть образ добрых дел являть. Следственно: кто не учит, грешит противу звания своего. Кто не учит и живет худо, дважды грешит: и сам идет в погибель, и других влечет за собою (1:184).

Чему людей, подчиненных тебе, учишь, тое все сам прежде ты должен делать; тако будешь и словом и делом учить, когда нравы и житие твое слову согласно будет. На высоком месте седишь, и пред всеми стоишь; вси убо на тебе и смотрят, и что делаешь и говоришь, примечают: очи убо их добру и словом и примером твоим, да и слышат от уст твоих полезное слово, и видят образ добраго жития твоего, и тако словом и житием твоим пользуются. Возлюбленне! буди людям твоим свет и словом и житием, буди соль их. Буди вождь к отечеству, а не столп, на пути стоящий. Указывай им путь, и сам наперед иди. Стереги их яко сторож, и сам стерегись. Возвещай им волю Божию, но сам прежде твори. Зови на великую вечнаго блаженства вечерю, но и сам наперед иди (5:172).

Пастырь, уча других, должен сам пример показывать

Искусные учители, преподая правила наук, показуют и образ, како по правилам тем поступать; ибо правило само без показания образа и дела немного и почти ничего не пользует: хотячи убо научить учеников своих, и делом самым показуют, чему правила учат, да на правила и дело взирая, лучше научатся по правилам поступать. Тако Христос, небесный и премудрый наш Учитель, христиане, сотворил. Не токмо догматы небесныя Своея премудрости предложил нам, но и образ подал, яко же глаголет: «образ дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин. 13, 15). Учил смирению, терпению, любве, кротости и прочим добродетелям; и Сам тое самым делом показал, когда нас ради смирился даже до умовения ног (Ин. 13, 5) – терпети, и «послушлив быти даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2, 8), – возлюбити врагов и за них молитися: «Отче, отпусти им» (Лк. 23, 24), благоволил; и тако совершенный и живой образ богоугодного жития, в чем истинная есть мудрость, показал (2:70).

Пастырь не только должен знать и проповедывать догматы, но и жить исправно (3:25, см. ДОГМАТЫ, 307).

Пастырь должен испытывать себя, как выполняешь обязанности

Пастырь еси? како пасеши овец Христовых, кровию Его купленных? питаеши ли их словом Божиим? «предходиши» ли им «образом добраго жития?» храниши ли их от духовных зверей, диаволов? обращаеши ли заблудших на путь истины, и проч.? «внимай себе» (5:300).

Пастырю необходимо пасти стадо со вниманием

Апостол святый Павел глаголет пресвитерам церкви Ефесския: «Внимайте себе и всему стаду»; внимайте и сему, как дорого стало Христу Богу стадо Его, то есть, словесныя Его овцы, к которым вы Духом Святым пастырями поставлены. А как дорого? Христос за сие стадо излиял Свою кровь, которая едина капля неоцененная, ибо есть Божественная. Горе же нам, ежели нашим нерадением, и еще того более горе, ежели соблазнами какая овца от сего стада погибнет! Взыщет Он всех Своих овец, когда сядет на престоле славы Своея, уже не яко Пастырь, но яко Господь и Судия. «Блюдите» убо, апостольское слово прилагаю, «блюдите, како опасно ходите, не якоже мудри, но якоже премудри» (Еф. 5, 15) (1:9).

Пастырь истиннейшим правилом благочестия имеет слово Божие (2:9, см. СЛОВО БОЖИЕ, 928).

Пастырь должен изучать Священное Писание

«Должность пастырей» есть: Внимать им самим должно чтению священных Писаний, «могущих их умудрити во спасение верою, яже о Христе Иисусе» (2Тим. 3, 15). К сему увещавает пастырей Апостол святый в лице Тимофея святого: «Внемли чтению, утешению, учению», – и мало спустя: «внимай себе и учению, и пребывай в них: сия бо творя, и сам спасешися, и послушающии тебя» (1Тим. 4, 13 и 16)... Апостоли и Пророки святии беспосредственно «просвещаеми были Духом Святым» (2Пет. 1, 21), и учили людей, и учение свое святое написали в пользу церкви. Пастырям, в должность их вступившим, надобно их писания держаться, читать, поучаться в нем день и нощь, и из того почерпать учение, и людям своим предлагать, и тем то учить, то обличать, то исправлять, то утешать их, и молиться Христу Богу, дабы «отверзл им ум разумети Писания» (Лк. 24, 45). Без того бо разум и сила Писаний не постигается и от чтения никакой пользы не будет, хотя бы кто и все Писание наизусть знал (3:383–384).

Пастырь учащийся больше пользы принесет

Намерение учения простирать во славу Божию и общую пользу, – и так лучший будет успех. Ибо учение преподается в надежду просвещения разума и произведение в чин священства. Священник бо ученый способнее будет, и должен искоренять злые нравы и пороки греховные, которыми имя Божие хулится (1:19).

Пастырь, проповедующий слова Божии, обязан быть сердцем и умом чистым

Дар бо Божий «небесный» есть: сего ради требует чистых рук к приятию, чистого ума и мыслей к размышлению, чистых уст к ПРОПОВЕДАНИЮ. Аще бо и человек проповедуеши, но слово Божие и закон уст Его проповедуеши, уста Господня глаголали тое, что ты устами твоими восприемлиши. Аще убо хощеши, человече, в законе Господни поучатися и того проповедовати, должно тебе иметь сердце очищенно от злых похотей, ум очистить от суетных мыслей, уста заградить к сквернословию, празднословию, словословию, клевете, и прочих дел, слову Божию противных берещися, да не к тебе речется тое, что грешнику рече Бог: «Вскую ты поведаеши оправдания Моя, и восприемлеши завет Мой усты твоими? Ты же возненавидел еси наказание, и отвергл еси словеса Моя вспять» (Пс. 49, 16–20) (3:204).

Слова о любви более всего относятся к пастырям

Хотя всем, которые хотят Христу, так нас возлюбившему, подражать, должность сия предлежит; однакож наипаче тем, которым поручил пасти словесных Своих овец стадо. Они тогда наипаче с жезлом своим выходить и пред овцами своими стать должны, когда видят находящихся волков и хотящих расхитити и распудити стадо Христово, и тако отгонять или поражать их, или души своя полагать, а не бежать, якоже наемники делают (Ин. 10, 1–16) (2:336).

Пастырь должен избегать тщеславия

Ради похвалы и славы человеческия, берегись Божие слово говорить, да не погрешить пред Богом, похищая себе тое, что не твое. Божие слово дано ради спасения человеческого и прославления имени Божия; на сей конец и проповедати тое должно. Когда по надлежащему должность пастырскую будешь исправлять, то будешь похвалу иметь, хотя и не хощешь, однакож не от всех. Добрые и тщательнии о своем спасении будут любить себе и хвалить, но злыи и нерадящии о своем спасении будут ненавидеть и поносить, не всем бо все нравится (5:172).

Пастырь должен подавать пример смирения

На сей живый смирения образ смотрите пастыри, и пример смирения вашего подавайте людем вашим. Пусть люди смотрят на вас, и видят в вас смирение Христово и познают, что вы от Пастыреначальника Иисуса Христа посланы к ним пастыри (4:262).

Пастыри более чем все христиане должны ПРОЩАТЬ друг другу

«Бывайте же друг другу благи, милосерди, прощающе друг другу, якоже и Бог во Христе простил есть вам» (Еф. 4, 2, 3 и 32). Ежели всем христианам Апостол святый повелевает прощать друг другу согрешения, кольми паче иереем, с которых пример вси брать должны всякия добродетели. Бог грешникам нам простил во Иисусе Христе, как выше от апостола сказано: не должны ли мы паче, грешники, подобным себе грешникам прощать? Ближний твой оскорбил тебе чем сегодня, а ты может быть вчера, и так друг другу согрешаем, то должны взаимно друг друга и прощать. Сим назнаменуя, и апостол глаголет: «друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов» (Гал. 6, 2) (1:10).

Пастырь более всего должен иметь страх Божий

Страх Божий всегда тщись иметь, и молись Богу о том, чтобы Сам вселил в Тя Свой страх. Рождается страх с помощью Божиею от внимания; кто ты, и что поручено тебе хранить? Ты иерей и пастырь; храни ж овец Христовых, которых Он стяжал кровию Своею, и за них даси Христу ответ, как ты их хранил; поминай смерть, суд Христов, небесное царствие и муку вечную, поминай всегда (5:369).

Пастырю не забывать о присутствии Божием

Вы, которые проповедуете слово Божие, слышите: «Господь близ»; Сам Господь зде, и видит, какими вы руками и каким языком священнаго Его сокровища касаетеся, к славе ли его и пользе ближняго великий тот дар Божий употребляете, или к своей похвале; Сам Господь зде, «испытаяй сердца и утробы» (Пс. 44, 16–20) (4:128).

Пастырь,

если истинно заботиться о спасении душ, будет терпеть от людей

Видим отсюда, что пастыри, тщащиеся о спасении душ человеческих, подлежат злоречию и гонению злых людей; сатане неприятно дело их, того ради изощряет на них языки злых людей, как меч и гоняет их. Берегись злоречию верить на пастырей, и затыкай уши от злоречивых уст. Диавольская суть орудия (5:127).

Пастырь должен приготовиться нести тяжелый крест клеветы и наговоров

Имеет он своих служителей ложных христиан, которые, как плевелы между пшеницею, находятся и растут. Чрез тех много наветов, козней и хитростей делает начальствующему христианину. О сем зле все веки прешедшие свидетельствуют; примечаем тое и ныне и видим. Сии наветники опаснеши суть христианину начальнику паче самого диавола: понеже суть волки, но под овчими кожами сокровенны; они ласково говорят и, как Иуда, приветствуют, но в сердце на предание поучаются. Надобно остроумным и презрительным быть начальнику, который хощет и себе и подначальных своих спасать. Сии души много вымышляют о начальнике, и в подначальных разсевают; и бывает, что на языках человеческих носится тое, что начальнику и на ум не пришло. А тако великое в подначальных делается замешательство, нестроение, подозрение и сомнение о начальнике. Все сие зло и слух злый ударяет душу начальника. Надобно сильным ему быть, когда хощет тую тягость поднять и понести, а неотменно должен (4:368–369).

Пастырь более других терпит клеветы и поношения

Часто бывает, что пастырь много клеветы, злословия, поношения, хулы напрасно терпит. Никто бо более не подлежит злословию и оклеветанию, как пастырь. Злые бо люди, которых он пороки обличает, не терпя того, часто о нем злой проносят слух, и разсевают тое, чего он не знает; или из малого делают большее, или прибавляют, или не так разносят как было, злобствуя на него. Для того берегись, и не осуждай, ибо греха не избудешь, понеже хотя и подлинно он грешит, не твое дело его судить. А когда невинен, то дважды грешишь, и потому тяжко: и что осуждаешь и что неповинно осуждаешь, и за тое вельми изтязан будеши (1:185).

Пастырь терпит поношение от людей, так как обличает их греховность

Отсюду последует, что пастыри и учители Истины и небесного слова проповедники, ненависти и хулению злых людей подлежит, понеже злобу и прелесть и темныя дела их светом небеснаго учения обличают. «Обличение бо нечестивому раны ему» (Притч. 9, 7). Обличением нечестивый, как рожном, ударяется. О сем примеры Пророков, Апостолов и всех верных святителей, в древности поживших, свидетельствуют, который вси за Слово Божие и истину гонение и поношение претерпели. Чего и ныне истины проповедникам ожидать от злаго мира? (4:255).

Пастырь – много ложного слуху проносится о пастырях христианских (4:102, см. ОСУЖДЕНИЕ, 636).

Пастырь более других подвержен гонению

Хотя и вси христиане всякому гонению подвержены, яко по словеси апостольскому, «вси, хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гонимы будут» (2Тим. 3, 12), но наипаче пастыри тому подлежат. Причина тому сия есть, что они царство диавольское проповедию слова Божия разрушают, прелесть его и тьму открывают, души человеческия от рук его восхищают и приводят в царство Христово; того ради диавол на них паче ярится и восстает, и всякое гонение восставляет чрез злых людей, яко свое истое орудие. Сего ради добрым пастырям надобно к терпению приуготовляться, и всегда, как кораблю на море бури бедствия находящего ожидать, и нашедшее терпеливым сердцем нести (3:387).

Пастырю в терпении брать пример с Господа и Его учеников

Добрым пастырем надобно к терпению приуготовляться, и всегда, как кораблю на море бури бедствия находящаго ожидать, и нашедшее терпеливым сердцем нести. Да будет им во образ Сам Пастыреначальник Иисус, Который от Своих людей претерпел крест, – и святии Апостоли, последователи Его, которые «укоряеми были, гоними были, хулими были, яко отреби миру были, всем попрание были» (1Кор. 4, 12 и 13), – и святители Христовы преждебывшие, которые столько укорений, клевет, озлоблений, гонений и заключений претерпели от неблагодарных людей, которых учили истине и на путь спасения наставить тщалися. К терпению да подвигнет их и в том да утвердит многая мзда сокровенная им на небесех. «Радуйтеся», глаголет им Христос, «и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Мф. 5, 12) (3:387).

Пастыри являются руководителями христиан в духовной брани, против них враг более всего воюет

На брани имеются начальники и полководцы, которые воинов научают, наставляют и поощряют к доброму подвигу противу врага: тако на БРАНИ христианской начальники суть пастыри и учители, который христиан вооружают словом Божиим противу врага ДИАВОЛА и научают и наставляют, како противу его стоять и подвизаться. Неприятель на брани тщится наипаче начальников и полководцев противныя стороны поразить и побить, дабы в непорядок и замешательство все воинство привести и тако погубить или пленить его: от начальников бо и полководцев, наипаче мудрых, вся целость и благополучие воинства зависит: тако на брани христианской враг ДИАВОЛ о сем наипаче тщится, как бы пастырей и учителей низложить, дабы тако удобнее мог и прочих христиан пленить и погубить; от пастырей бо и учителей вся целость и спасение христианского собрания зависит. Без доброго и разумного пастыря христиане суть как овцы заблудшия. И когда враг не может пастыря низложить, то возставляет на него людей, которые волю его творят, дабы слух зол о нем проносили, и тако бы люди учению его не верили. Отсюда то бывает, что ПАСТЫРИ и учители много клеветы, поношение, злословия, гонения и изгнания претерпевают; о чем вси веки свидетельствуют. Никто бо так врагу сему не досаждает, как пастыри и учителя добрии. Ибо они темное его царство и власть словом Божиим и силою Духа Святого разрушают и из рук его души христианские любимую его корысть восхищают. Сего ради ни на кого более, как на пастырей и учителей злый дух не ярится и свирепеет. Берегись убо, христианине, хотя всякого человека, а паче пастыря злословить, да не с диаволом едино будешь мудрствовать (4:49).

ДИАВОЛ восстает прежде всего против пастыря

Диавол, супостат наш, на всякого христианина восстает и борет, но наипаче на начальника-христианина. Он все силы свои употребляет на то, чтобы начальника-христианина низложить и пленить. Враг на войне мира сего ни на кого более не стреляет, как на полководцев и начальников: тако и враг христианский, диавол, ни на кого более не вооружается, как на тех христиан, которые и прочими христианами управляют, и себе и прочих хотят спасти. Любимая ему корысть есть христианин начальствующий, низложенный и плененный от него. Всяк же пленник его есть, который противно слову Божию живет, своей, а не подначальных ищет корысти, соблазняет, а не управляет и исправляет людей. Тогда он удобно и прочия христианския души пленяет: как враг видимый, пленивши начальника, делает замешательство в подначальных воинах его, а тако и их удобно пленяет (4:368).

ВРАГ наш никого более не ищет низложить, как ПАСТЫРЯ

На войне видимой враг о том более тщится, как бы караул скрасть, который воинство остерегает: тако враг христианский, диавол, ни о чем более не тщится, как пастырей, душ христианских стражей, восхитить и пленить. Берегись убо, возлюбленне; береги людей и сам берегись. Он невидимо обходит нас и ищет нас поглотить. Нас он видит, но мы его не видим (4:364).

ВРАГ на видимой брани никого более уязвить и низложить не тщится, как начальников воинства: тако враг душ христианских, ДИАВОЛ никого

более не тщится в падение вринуть, как пастырей и прочих христианских властей; о том у него все тщание, как бы повредить и заразить пастыря и начальника христианского, который может других пользовать, – повредить, говорю, и заразить; дабы не могл пользовать, но чтобы и сам шел и прочих вел за собою в погибель (4:102).

Чтобы уберечь людей от врага, пастырю необходимо самому научиться беречься

Берегись убо, возлюбленне; береги людей, и сам берегись. Он невидимо обходит нас, и ищет нас поглотить. Нас он видит, но мы его не видим. Однакож злый дух от злаго запаха и вони познается. Убо когда других бережешь и предостерегаешь, то прежде береги себе и предостерегай. Како будешь других предостерегать и берещи, когда сам себе не будешь берещи? Како других будешь от греха отвращать, когда сам от греха не отвращаешися? Како будешь других к добродетели поощрять, когда сам добродетели не прилежишь? Услышишь в совести твоей обличительное слово: «врачу, исцелися сам» (Лк. 4, 23) (4:364).

Пастырь учащий, но не творящий разоряет то, чему учит

Следовательно пастыри учащие, но не творящие, мало что успеют; понеже чему учат словом, тое житием своим разоряют; истину, которую словом проповедуют, примером своим в сумнение и подозрение приводят. Таковые пастыри услышат слово: «врачу, исцелися сам» (Лк. 4, 23)... Прилично таковые пастыри уподобляются столпам, на дороге поставленным, которые путь указывают во град, но сами с места не двигаются; уподобляются колоколам, которые людей в церковь созывают, но сами не входят. Напротив того, пастырь добрый подобен есть вождю, который и путь указует людям, и сам наперед идет, якоже о начальнике пастырей, Спасителе нашем написал Лука святый: «Иисус начат творити же и учити» (Деян. 1, 1). Двояко учит, кто учит и живет благочестиво: словом и житием своим учит, яко учение свое подтверждает делом и житием своим (3:385).

Пастырь согрешающий приносит много соблазна

Когда высокое дерево, посреде малого леса стоящее, падет; то далеко слышно падение его, и много малого леса, близ себя стоящаго, сокрушит: тако, когда в великий грех падет пастырь, или иный какой властелин, далеко падение его прослышится, и многих соблазнит. Не возможно бо, воистину не возможно падениям пастырским и властелинским утаитися, как они ни сокрываются (4:101).

Горе пастырю, подающему соблазны

От пьянства соблазн; но «горе», по Христову словеси, «человеку тому, имже соблазн приходит» (Мф. 8, 7). Вы же, поставленнии на свещнице светильницы, на которых вси взирают и пример приемлют, вы, «свет миру», вы, «соль земли», по словеси Христову, как будете служить, священнодействовать утро, когда вчера ваши порученные видели вас пьяных, ссорящихся, безчинствующих? Не подумает ли всяк, кто видел иерея пьяного, безчинствующаго, не подумает ли в себе, глаголя так: вот какой поп! вчера то делал, а сегодня служит: какой се богомолец, предстатель и прочая?! (1:10).

Горе пастырю, который пасомых не пасет

Горе пастырю тому, который себе только пасет, а не людей порученных тебе! «Аще свет тма, то тма кольми» паче? (Мф. 6, 23). Аще светильник угаснет: чем домашнии просветятся? Аще пастырь похитится от волка: от кого сохранятся овцы? Аще пастырь, «соль земли, обуяет»: какое уже буйство в людях будет (Мф. 5, 13)? Аще вождь с пути совратится и заблудит: в каком заблуждении уже будут путники? О возлюбленный пастырь! поставлен ты стражем стрещи Дом, не вещественный, не стены каменныя и деревянныя и прочее вещество, но души христианские. Стереги убо их, и сам стерегись! (4:367) (также 3:146, см. ЛЮБОВЬ, 483).

Пастырь лжет, если не пасет или пасет нерадиво стадо овец Христовых (4:176, см. ЛОЖЬ, 451).

В людях возникает зло и обида, если пастырь небрежет об их спасении (5:238, см. ЛЮБОВЬ, 481).

Через пастырское нерадение человек после крещения впадает в греховное состояние (4:34, см. ГРЕХОВНОСТЬ, 284).

Пастыри, если не воспитывают детей по-христиански, являются их убийцами (2:210, см. РОДИТЕЛИ, 799).

Пастырь, нерадящий о спасении стада Христова, увязнул в сети диавола (4:115, см. ИСКУШЕНИЯ, 411).

Пастырь нерадивый, сам идет в ПОГИБЕЛЬ и людей ведет за собой.

Пастырь, нерадивый и соблазняющий! куда ты идешь? в погибель. В погибель и с собою многих влечешь – многих, за которых кровь Свою Христос излиял (4:179–180).

Пастырь доставляет радость диаволу своей греховной жизнью

Нет большей радости ДИАВОЛУ, врагу душ христианских, как когда пастырь, сторож Дому Господня, в таковом состоянии находится: тогда он, что хощет, с христианами делает (4:367).

Пастырь даст строгий ответ Судии за нерадение

Бывает, что сторож дому воздремавши заснет, или отлучится куда от своего места, где поставлен; а в тое время найдут злые люди на дом, или пожар начнется, и тако некому будет возвестить домашним о нашедшем зле: тогда господин дома разгневается на того сторожа, и истязует его и жестокой предает казни; понеже нерадением его зло на дом нашло. Тако сделается и с пастырем дремлющим и не хранящим душ христианских, и не возвещающим им наступающаго зла. Церковь Божия есть «Дом Божий» (1Тим. 3, 15). Господин Дому того есть Христос Господь; домашние Его суть христиане; епископ и пресвитер есть сторож дому того. Аще убо дремлет или спит и небрежет о доме том; а супостат диавол, который никогда не спит, но на погибель человеческую бодрствует, и ищет кого поглотить, находит на дом тот, и, видя дремлющаго сторожа, души домашних пленяет: тогда Дому Владыка Хрисгос праведно разгневается на пастыря, сторожа дому своего, и будет судить его, яко нерадиваго и невернаго (4:366–367).

Пастырь, который о словесных овцах нерадит, подлежит правосудию Божию (4:112, см. ГРЕХ, 533).

См. также о пастырях четвертая глава, седьмой статьи, второй книги «О истинном христианстве» (3:381–390).

Увещание Апостола к пастырям (1:9).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle