Источник

ПРОПОВЕДЬ

Апостолы были посланы от Христа на проповедь, как лучи исходят от Солнца (2:6, см. СЛОВО БОЖИЕ, 893).

Через 12 человек слово Божие пронеслось через Вселенную (2:6, см. СЛОВО БОЖИЕ, 892).

Проповедь апостольская имеет божественную силу (2:6, см. СЛОВО БОЖИЕ, 892).

Проповедывать слово Божие нужно ради спасения людей (3:211, см. СЛОВО БОЖИЕ, 921).

Господь через проповедников призывает в Царство Небесное (4:59, см. ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ, 1149).

Проповедь не забава и увеселение, но врачевание греховных ран

Может быть кому не нравится проповедник, что не красно говорит? К такому говорю я, что повеление Божие к проповедникам не в том состоит, дабы они проповедию Своею забавляли и увеселяли своих слушателей, но чтоб пользовали и врачевали их греховные раны (1:101).

Проповедь не людей обличает, а пороки, а люди от этого излечиваются

Объявляю читателю, что я старался зде показать мерзость и тяжесть греховную в разсуждении о грехах на такой конец, дабы хранящии должность христианскую береглися греха, а согрешающии отстали от того; и разсуждением моим не лица хулятся, но пороки, которые теми лицами обладают, охуждаются, и обличаются. Грех всякий в человеке есть, того ради и о человеке надобно помянуть, в котором он живет и обладает, хотя все слово на грех, а не на человека самого должно стремиться. Как бо соль червей из вещества гонит, или до гнилости не допускает, хотя тою и растворяется вещество, или как лекарство на болезнь стремится и намеревается выгнать тую из человека, а не на самого человека, хотя и внутрь человека приемлется: так и обличение, хотя на человека нападает и совесть его уязвляет, но намеревается на отгнание греха, которым обладаем бывает человек, дабы, узнавши грех и тяжесть его пагубную, потщался благодатию Божиею от того свободиться. Надобно бо неотменно познать грех и мерзость его, кто хощет истинно покаяться и тако спастися (2:167).

Проповедь крайне нужна, чтобы показать грехи и пороки

Коль нужна есть проповедь закона Божия, дабы люди из того познали грехи своя, якоже из зеркала познают пороки на лице, – тако бы познавши, заглаждали их покаянием и верою, и впредь бы их береглись: которое дело до пастырей наипаче надлежит (4:389).

О чем поучать народ

К народу говорить доводом священного Писания о ПОКАЯНИИ, о исправлении, о должностях всякаго чина, о истреблении суеверия, о вкоренении в сердца людския страха Божия и прочая; о грехах во обществе говорить, а не властительски или обличительно к лицу, но с подобающим смирением, и во всем притом поступать так, как в духовном Регламенте о проповедниках слова Божия напечатано (1:17).

Необходимо проповедывать и закон и ЕВАНГЕЛИЕ

Нужна ПРОПОВЕДЬ святаго ЗАКОНА Божия, чтобы бесстрашные в страх пришли, очувствовалися и спасительную печаль возымели: и проповедь ЕВАНГЕЛИЯ, чтобы СЕРДЦА, страхом гнева Божия сокрушенныя, веру восприяли и живое утешение в себе почувствовали, который долг ПАСТЫРЯМ Христова стада необходимо надлежит (3:13).

Как должно поучать народ в проповедях? (1:17, см. ПАСТЫРЬ, 657).

Проповедывать слово Божие нужно чистым сердцем (3:204, см. МОЛИТВА, 549).

Кто проповедует слово Божие, чтобы прославиться на земле, – совершает премерзкий грех (3:211, см. СЛОВО БОЖИЕ, 921).


Источник: Симфония по творениям святителя Тихона Задонского / Схиархимандрит Иоанн (Маслов). - Москва : «Самшит-Издат», 2003. - 1199 с.

Комментарии для сайта Cackle