Александр Шурский
Игры разума

Одной из основных тенденций конца XX — начала XXI века можно с уверенностью назвать все большее стремление к уходу от реальности. Это стремление принимает различные формы выражаясь и в искусстве и в науке. Существует все больше возможностей ухода от реальности, начиная от использования наркотических веществ, заканчивая чисто психологическими практиками. “Очищение сознания”, “просветление души” — понятия, известные почти каждому, известные из-за их частого употребления. В широком смысле понятие “уход от реальности” близко и понятно каждому человеку — просматривая фильм, читая книгу или даже просто глубоко задумываясь, мы как бы покидаем этот мир, переносясь в мир иллюзорный, в мир, где неопределенное завтра еще не сказало свое “да”. Фантазия — один из сильнейших защитных механизмов психики, ведь именно фантазия уберегает нас от замыкания в неразрывном круге повседневных проблем, фантазия позволяет нам открыть новый мир, мир иллюзий и представлений. Фантазия неразрывно связана и с процессом творчества, что делает ее еще более одухотворенной.

Однако, не будучи лишенной положительных сторон, фантазия может стать и губительной. Обладая огромным потенциалом творческой силы, фантазия может рождать и прельщающе пагубные образы. Кроме того, существуют совершенно разные методы активизации фантазии и воображения. В этой статье мы попытаемся понять, какие методы предлагает современный мир для погружения в “иную реальность” и в чем состоит их опасность для верующего человека.

Психоделика. В середине XX века родилось новое понятие, связанное с расширением границ сознания — “психоделика” (от др.-греч. psyche — душа и delos — ясный). Возникновение этого понятия было связано с разработкой синтетических веществ, изменяющих сознание, в частности — LSD. Не являясь наркотиком в прямом смысле этого слова (LSD не вызывает физического привыкания), этот препарат позволял его адептам “пересечь сумеречную зону сознания”, вырвавшись за обычные пределы восприятия реальности. Синтезированные группы мескалиносодержащих веществ произвели микрореволюцию в сознании западного общества 60‑х годов XX века. Употребление LSD неоднократно практиковалось членами движения “хиппи”. Постепенно практика применения психоделиков вылилась в своего рода религиозное движение. В музыке, живописи, литературе появились “психоделические” направления, характеризующиеся тем, что процесс творчества происходил под влиянием тех или иных препаратов.

Употребление психоделических препаратов не закончилось в 60‑х. Вот что пишет в своей работе “Психоделики сегодня” А. Крутских: “Несмотря на то, что движение “хиппи” уже в прошлом, в 1989 году употребление психоделиков снова стало возрастать; а к 1993 году 11,8% студентов сообщали о применении средств, “расширяющих сознание”. В настоящее время в Соединенных Штатах в употребление этих препаратов вовлекается более 100000 подростков ежегодно; а общее их число составляет сегодня от 13 до 17 миллионов. Интересно, что в противоположность этому, употребление некоторых других средств заметно снизилось. Новый всплеск психоделического движения связан с развитием рейв-куль туры. (…) Современная электронная музыка является наследницей психоделического рока; большая часть ее разновидностей так или иначе связана с психоделиками. (…) Сегодняшние рейверы — это хиппи 90‑х; их интересы также обращены в сторону метафизики, их религии — все те же дзен, суфизм, йога, тантризм, шаманизм, гностицизм”.

Мы видим, что принятие психоделических веществ не заканчивается лишь стремлением к уходу из реальности. Ведь принимают психоделики чаще всего люди, находящиеся в поиске каких-то новых смыслов в жизни. И, как мы видим, конечным плодом таких поисков является некая причудливая смесь восточных религий и неоязычества. Никакие вещества не могут открыть человеку истину, она открывается лишь в познании Единого Триипостасного Бога. Люди же, ищущие истину в наркотических снах, могут найти лишь новые способы служения сатане. Пускаясь в плавание ирреальности, они беспечно открывают свою душу воздействию бесовских сил, прельщаются их откровениями и в конце концов погибают.

Психоделическая культура захлестнула современный мир. При этом возникли такие формы деятельности, в которых достижения психоделического состояния не требует принятия каких-либо химических или органических веществ. В частности идеи психоделического сознания мира нашли свое воплощение в современных информационных технологиях, таких как Интернет, компьютерные игры и виртуальная реальность. Без преувеличений можно сказать, что новые технологии произвели не только техническую, но и психологическую революцию. Никогда еще человек не имел возможности столь интерактивно взаимодействовать с неодушевленными предметами, являющимися воплощением фантазии других людей. Ощущение сопричастности в компьютерных технологиях достигло своего пика — ни кино, ни литература, ни другие формы искусства не дают такой возможности. Рассмотрим более подробно, что представляют собой эти “новые наркотики”.

Компьютерные игры. Первые компьютерные игры появились на первых же компьютерах. До развития компьютерной индустрии развлечений было еще очень далеко — в то время игры писались программистами для программистов. Революцией в компьютерной среде стало появление портативных “домашних” компьютеров. Постепенно компьютер перестал быть диковинкой. Стала развиваться и игровая индустрия — игры стали писаться целыми компаниями с использованием штата программистов, художников, дизайнеров и сценаристов. Бурное развитие технологий позволило все больше увеличивать сложность сюжета и качество графики в играх.

Что же представляет собой компьютерная игра? Прежде всего — это возможность погружения в новый мир, мир, созданный воображением и трудом других людей. При этом мир этот может быть совершенно любым — как мрачно сумасшедшим и кровавым, так и весело жизнерадостным. Игры пишут разные люди — соответственно и игры бывают разные. Как же относиться православному христианину к компьютерным играм? Отвечая на этот вопрос, нужно быть как можно более аккуратным — уж очень легко здесь встать на позицию анафемствования компьютерной техники, как сатанинского изобретения. Безусловно, в вопросе отношения к компьютерным играм должен главенствовать разумный подход. Компьютерные игры, как уже было сказано выше, бывают разные — одни могут проповедовать разврат и насилие, другие вполне могут учить добру и свету. Поэтому, говоря о компьютерных играх следует, прежде всего, учитывать, о каких именно играх идет речь. Кроме того, необходимо помнить слова апостола Павла: “Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною” (1Кор.6:12). Таким образом, умеренное увлечение компьютерными играми, не являющееся страстью, вполне допустимо. (Точно также, как вполне допустимо иногда читать художественную литературу или смотреть фильмы — весь вопрос только в том, что это за фильмы и книги и не мешают ли такие занятия религиозному деланию).

Интернет. Появление Интернета кардинально изменило подход к получению информации. Возникший как военная разработка, Интернет постепенно завоевал огромную популярность. Сотни миллионов компьютеров объединены в глобальной сети, сотни миллионов людей имеют возможность общения друг с другом. Плюсы Интернета очевидны, но есть в нем и свои недостатки, едва ли не перекрывающие достоинства. Прежде всего, доступность и отсутствие цензуры сделали Интернет огромным собранием соблазнов. Пропаганда насилия, порнография и крайнее свободомыслие — вот опасности, которые подстерегают нас на просторах Интернета. Кроме того, Интернет обладает особой, завораживающей притягательностью бесконечности — время, проведенное за компьютером, пролетает незаметно. Безусловно, в Интернете можно найти массу душеспасительной информации — Богослужебные книги, творения святых отцов, проповеди и многое другое. Главными принципами при использовании Интернета для право-славного человека должна быть умеренность и осторожность. Пусть Интернет служит нам, а не мы Интернету.

Виртуальная реальность (ВР). Еще 20–30 лет назад виртуальная реальность была частью научной фантастики. Однако развитие компьютерных технологий продвигается такими темпами, что повседневное использование ВР будет возможным уже в ближайшие годы. (Системы ВР существуют и сейчас, но ценовой барьер еще велик). Что же такое ВР?!

В целом система ВР — это компьютер, оснащенный специальным оборудованием, предназначенным для управления и просмотра изображения. Наиболее простые системы ВР используют для этих целей специальные шлемы и перчатки. Объемное изображение передается на экран шлема, управление же ведется с помощью движений руки в перчатке. По сравнению с обычным компьютером система ВР дает существенно большее ощущение присутствия и сопричастности. Погружаясь в мир ВР, мы можем жить совершенно новой жизнью, участвуя в событиях потенциально невозможных. В чем же опасность таких занятий?!

Не случайно в начале статьи мы говорили о наркотических веществах. Использование наркотиков также ведет к погружению в иллюзорные миры, но наркотики не дают выбора этих миров. ВР же в отличие от наркотиков дает человеку возможность выбрать те мечты и фантазии, в которых бы он хотел участвовать. Таким образом, ВР является некоторой альтернативой наркотическим веществам, при этом альтернативой гораздо более опасной. Воображение рисует тысячи людей, обретших свое счастье в виртуальных мирах, людей, которые не хотят быть в настоящей реальности.

Подводя итоги, хочется сказать, что страстное увлечение психоделиками или компьютерами, по сути своей мало чем отличается. И там и здесь мы имеем человека потерянного для реального мира, человека, открытого воздействию демонических сил. Ведь, пускаясь в путешествие парящего разума, мы становимся, беззащитны перед темными силами, постоянно ожидающими возможности добраться до наших помыслов. Нет нужды говорить православному христианину о недопустимости таких путешествий.

Вот что пишет об этом святитель Игнатий Брянчанинов: “Внимающий себе должен отказаться от всякой мечтательности вообще, как бы она ни казалась приманчивою и благовидною: всякая мечтательность есть скитание ума, вне истины, в стране призраков несуществующих и не могущих осуществиться, льстящих уму и его обманывающих. Последствия мечтательности — утрата внимания к себе, рассеянность ума и жестокость сердца при молитве; отсюда душевное расстройство.” (Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Том 1)

Иллюзии не могут насытить нашу жажду Богопознания. Только просвещаясь светом Веры Христовой, мы можем постигнуть смысл и назначение нашей жизни. Блуждание же в потемках всегда чревато неприятными последствиями. Будем же предельно бдительны и осторожны, памятуя о том, что “диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить” (1Пет.5:8).

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka