- На чем основано представление, что человек может быть плотским, душевным и духовным?
- Если человек состоит из души и тела, то почему иногда говорят, что он состоит из духа, души и тела?
- Встречаются ли среди христиан душевные люди?
- Может ли духовный человек, в христианском значении слова, быть душевным, в светском понимании слова, и наоборот?
- Чем отличается любовь духовная от любви «душевной»?
- Цитаты о душевности
Душе́вность —
1) (в Нравственном богословии, аскетике) духовно-нравственное состояние человека, характеризуемое уровнем его духовно-нравственного совершенства, превосходящем уровень совершенства «плотского» человека, но уступающем уровню совершенства «духовного» человека, (иногда выражения «плотский человек» и «душевный человек» употребляются как близкие по значению);
2) (в светском понимании слова) психологическая особенность человека, выражаемая в таких его качествах как доброта, искренность, отзывчивость, чуткость, сердечность и пр.
В Нравственном богословии и аскетике термин «душевность» нередко употребляется в негативном значении, как противовес термину «духовность». В свою очередь в области светского употребления этот термин, как правило, имеет позитивную коннотацию.
На чем основано представление, что человек может быть плотским, душевным и духовным?
Основание для такого представления содержится в Священном Писании.
В частности: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (1Кор.2:14-15). Также: «Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа» (Иуд.1:17-19). Другой пример: «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр.4:12). И, наконец: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы? и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1Кор.3:1-3)
Если человек состоит из души и тела, то почему иногда говорят, что он состоит из духа, души и тела?
Положением о том, что человек состоит из души и тела, далеко не исчерпывается учение о человеческой сущности (природе, естестве). Если душа, как и плоть, субстанциональна, то под духом часто подразумевается высшая принадлежность души. Иногда святые отцы отождествляли дух с умом. Нередко дух связывается со способностью человека управлять силами своей души (пример: сильный духом). Все же дух не рассматривается как особое субстанциональное начало в человеке, и человек, как правило, признается двусоставным (по естеству). В свою очередь выражение «духовный человек» может указывать на особую причастность Богу, облагодатствованность человека.
Встречаются ли среди христиан душевные люди?
Чтобы стать высокодуховным христианином от человека требуется множество усилий. Восхождение по лествице духовных совершенств осуществляется в соработничестве с Богом, путем жизни по Христу, во Христе. Конечно, уже и с принятием Крещения в человеке происходят глубокие перемены (ведь он омывается от скверны первородного и личных грехов, усыновляется Богу и пр.). Но Крещение – это духовное рождение, а чтобы достичь духовной зрелости, требуется приложить немало усилий. Иногда процесс возрастания христианина возрастом духовным осуществляется живо, активно, но иногда крайне медленно, с глубокими падениями, подъемами, новыми падениями и т. д. Конечно, человек, номинально принадлежащий к христианству, но постоянно грешащий и не раскаивающийся, не называется высоко духовным. Заметим, что и апостол Павел, обращаясь к коринфянам, называл их плотскими (1Кор.3:1-4).
Может ли духовный человек, в христианском значении слова, быть душевным, в светском понимании слова, и наоборот?
В строгом христианском осмыслении понятие «душевный человек» отличается от понятия «духовный человек», ибо они указывают на разные степени духовно-нравственного совершенства и разные степени единства с Богом. Однако в светском словоупотреблении душевным обычно называют человека, обладающего такими качествами как доброта, сердечность, искренность, чуткость, отзывчивость и т.п. вне зависимости от его религиозной принадлежности. Разумеется, перечисленными качествами может обладать и нехристианин, и высокодуховный христианин. В этом случае и первый, и второй могут быть названы душевными людьми (в светском значении слова). Однако применить эпитет «духовный», в христианском смысле слова, к человеку неверующему, упорно отрицающему существование Бога, нельзя. Добавим, что и значение самих слов «доброта», «сердечность», «отзывчивость» могут иметь разные смысловые нюансы в христианстве и практике светского словоупотребления.
Чем отличается любовь духовная от любви «душевной»?
Любовь духовная – это любовь в возвышенном понимании слова. Некоторые особенности такой любви отмечены св. апостолом Павлом: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:4-8). Под любовью в светском понимании, любовью душевного человека иногда подразумевается любовная страсть, иногда чувство, сопряженное с разного рода греховными проявлениями (эгоизмом, гордыней, страстным желанием владения, обладания, даже ненавистью, и пр.). Такая любовь может остывать, угасать.
Цитаты о душевности
«Сегодня много говорят и пишут о душевности человека. И наша Православная Церковь смотрит на душевность как на высокое проявление человека, но не останавливается на этом, поскольку знает, что при злоупотреблении ею человек может пасть ниже животных и уподобиться бесам. Святое Православие все достоинство человека видит не в его душевности, а в духовности, которая есть не что иное, как облагодатствование всецелого человека, плодами которого являются окончательный разрыв с грехом и вечное соединение со Святым Духом Божиим (см.: 1Кор.6:17)».
архимандрит Серафим (Алексиев) (Болгария)
Литература по теме
- «Духовность» и «душевность» архиеп. Аверкий (Таушев)
- Простецкое Богословие прот. Николай Депутатов
- Учение Ап. Павла о душевном и духовном человеке свящ. И. Гумилевский
- О душевном ожирении архим. Рафаил (Карелин)
- «О душевности и духовности»
Комментировать