<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

(2 голоса5.0 из 5)

Занятие XVI
Почитание святых. О различных «видах» святости.
Почитание мощей. Святые воины
(св. Александр Невский, св. Димитрий Донской).
Святые дети (Вифлеемские младенцы,
Отроки в печи Вавилонской,
св. Кирик, царевич Димитрий)

Понятие святости возникло еще с древних времен. Святой — это избранник Божий, человек с чистой душой и стремлением к милосердию, — человек, которого Господь коснулся Своим Светом и сделал посредником между Собой и миром, наделив особыми возможностями. Такое Божественное озарение на иконах изображается в виде нимба. Нимб — это символическое изобра­жение благодати Божией, просветившей лик святого человека. Благодать, что означает «благой, добрый дар», есть спасительная сила Божия, которая внутренне укрепляет и очищает человека от всего греховного и скверного. Если грехи опустошают душу, несут с собой холод смерти, то Божия благодать согревает душу человека духовным теплом и радует сердце. Святой «телом на земле, душой во Свете Господнем». К этому Божественному свету приобщился каждый святой, поэтому общение со святыми доставляло приходившим к ним людям духовное тепло, разре­шало их скорби, сомнения и жизненные трудности.

Не надо думать, что каждый угодник Божий был изначально святым. Святых мы называем еще подвижниками, потому что святость — это путь к вечной жизни, связанный с внутренним подвигом, направленный на искоренение в себе всего греховного. Святые потому и стали святы, что увидели свою греховность, удаленность от Бога и поняли, что никакое добро невозможно совершить без Бога. Когда мы бываем добры, то вступаем в обще­ние с Богом — по сходству с Ним, а когда становимся злыми, отделяемся от Него по несходству с Ним. Святые достигли близо­сти к Богу и благодаря этому стали подобны Ему. К Нему они обратились всей душой. Им пришлось много бороться со злом, и прежде всего в самих себе. В этом их отличие от обыкно­венных героических личностей. Святые сумели победить себя, потому что они полагались на Бога. Его благодать искореняла в их душах все темное, а затем просветила их ум и сердце.

Почитание святых — важная составная часть православ­ного вероучения. Святой, праведник — это земной Ангел и небес­ный человек. Он соединяет Церковь земную и Церковь Небес­ную. Вступая после смерти в Небесную Церковь, он становится молитвенником и покровителем христиан, прибегающих к его помощи.

Святые призываются в общественных церковных молит­вах, в их честь составляют службы, во имя их освящаются престолы и церкви, им устраиваются ежегодные празднества, их изображения почитаются как иконы, почитаются также их мощи. Молитва к святым способна помочь даже в самой безвы­ходной ситуации.

Народное почитание святого предшествует признанию его святым официальной Церковью. Церковное признание выра­жается актом канонизации, призывающим людей к почитанию праведника в формах общественного богослужения. Основанием для церковной канонизации являются жизнь и подвиг святого, чудеса, совершенные им при жизни и после смерти, и в неко­торых случаях нетление мощей. Церковь признает и суще­ствование множества неведомых святых, слава которых еще не открыта миру, и поэтому не запрещает частных молитв к усопшим праведникам.

У православных существует обычай вспоминать святых за богослужением. Каждый день церковного года освящается памятью святых, которым воздается в богослужениях данного дня особое молитвенное почитание.

Святые Православной Церкви разделяются на общечтимых и местночтимых. Местные святые почитаются только в отдель­ной части Церкви, только в одном монастыре или приходе. Обще­чтимые — святые, почитаемые всей Русской Церковью.

Виды святости. Святые имеют разные названия:

      • пророки;
      • апостолы;
      • равноапостольные;
      • мученики (исповедники, великомученики, священномуче­ники, преподобномученики);
      • святители;
      • преподобные;
      • бессребреники;
      • князья (князья равноапостольные, князья-иноки, князья- страстотерпцы);
      • блаженные (юродивые);
      • праведные (праотцы, святые миряне и жены, святые младенцы).

Пророками мы называем тех святых Божиих, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее (преиму­щественно о Спасителе); они жили до пришествия Спасителя на землю.

Апостолы — это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на пропо­ведь. После сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Четыре апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, — написавшие Евангелие, называются евангелистами.

Святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, например: Мария Магдалина, свв. Мефодий и Кирилл, князь Владимир и княгиня Ольга, св. Нина, просветительница Грузии, свт. Николай Японский и др.

Мученики — христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений они скончались мирно, то их мы называем испо­ведниками.

Первыми пострадавшими за Христову веру были архидиа­кон Стефан и св. Фекла — они называются первомучениками.

Умершие за святую веру после особенно тяжелых (вели­ких) страданий, каким подвергались не все мученики, называ­ются великомучениками, например: великомученик Георгий; великомученицы Варвара и Екатерина и другие.

Святители ~ епископы или архиереи, угодившие Богу своей праведной жизнью. Церковью прославляются за подвиг в учительстве, защите чистоты веры, в служении на пути к спасению своей паствы Святитель Николай Чудотворец, святи­тель Алексий, митрополит Московский, и др. Святители, претер­певшие мучения за Христа, называются священномучениками.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются Вселенскими учителями, то есть учите­лями всей Церкви.

Преподобные — праведные люди, которые удаля­лись от мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребы­вая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях. Они избрали иноческий путь и стре­мились своей жизнью уподобиться Самому Христу, например: Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Серафим Вырицкий и другие.

Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками.

Бессребреники служили ближним безвозмездным враче­ванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни как телесные, так и душевные, например: Косьма и Дамиан, велико­мученик и целитель Пантелеймон и другие.

Князья. Первыми русскими святыми стали князья Борис и Глеб. Они прославлялись как страстотерпцы. Их слава состояла в добровольном отречении от власти и принесении себя в жертву ради спасения своего народа.

Весь собор святых князей в зависимости от понесенного ими жизненного подвига подразделяется на несколько групп:

      • князья равноапостольные, суть подвига которых состоит в распространении Евангелия (кн. Владимир и кн. Ольга);
      • князья-иноки (кн. Никола Святоша, кн. Андрей Заозер- ский, в ранней юности принявший монашеский постриг, XI в.);
      • князья-страстотерпцы — наиболее многочислен­ная группа. Здесь прославляются и князья, ставшие жертвами политических убийств (Андрей Боголюбский, Игорь Киевский), и князья, погибшие на поле брани (Георгий Всеволодович), и князья, претерпевшие мученическую смерть, отстаивая христианскую веру (последний российский император Николай II и члены его семьи).

Юродивый («Христа ради юродивый», или «блажен­ный») — человек, принявший на себя облик безумия ради отвержения ценностей мирской жизни. Почти всем юродивым приписывается дар пророчества, который дается им в качестве награды за презрение к человеческому разуму Святые этого чина святости: блаженная Ксения Петербургская, Василий Блаженный и др.

Первые праведники на земле, родоначальники (патри­архи) человеческого рода, называются праотцами: Адам, Ной, Авраам и др.

Праведные (святые миряне и жены) проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миру, будучи семей­ными людьми, как, например, праведные Иоаким и Анна и др. Есть случаи канонизации Церковью мирян, смысл подвига кото­рых состоит в социальном служении: богатые и сильные мира сего добровольно отрекаются от своего богатства и власти и ведут образ жизни простого крестьянина (например, дворянин по проис­хождению Симеон Верхотурский). Святая Иулиания Лазарев­ская являет собой образец верности материнскому и супруже­скому долгу, пример кроткой, совершенной любви, позволявшей ей, забывая собственные немощи, заботиться не только о своей семье, но и кормить нищих в голодные годы, хоронить умерших, мыть в бане больных во время эпидемии. Милостыня в разно­образных формах стала основой ее христианского подвига.

Святые младенцы: к ним относятся младенцы, погибшие насильственной смертью.

Почитание мощей. Когда были гонения на христиан, святых мучеников не хоронили отдельно, но их гробницы особо отмечались. По завершении эпохи гонений у мест погребения мучеников стали устраивать для их почитания часовни и надгро­бия, а затем и большие церкви, т. к. мощи святых угодников являются знаком особой благодати, почивающей на праведнике, чьи останки мы почитаем.

Слово «мощи» в переводе с греческого означает «останки». Мощами всегда именовались и среди верующих благоговейно почитались всякие останки святых мучеников, великих подвиж­ников, сохранившиеся хотя бы в виде костей и даже просто праха и пепла.

Бывают еще святые мощи и с сохранившейся в разной степени плотью. Конечно, само по себе нетление тела не может быть доказательством святости умершего человека, тем не менее такое нетление плоти было обнаруживаемо чаще при открытии мощей святых угодников Божиих.

В творениях Святых Отцов Церкви мы находим основания для установления почитания святых мощей угодников Божиих.

      1. Останки святых имеют воздействие на душу человека, служат живым напоминанием о личности святого и побуждают верующих к подражанию его благочестивым подвигам.
      2. Почитание мощей в Церкви Христовой имеет еще значе­ние литургическое — с давних пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Евхари­стии. В каждом храме обязательно есть мощи святых.
      3. Третьим основанием для почитания святых мощей служит учение Православной Церкви о мощах как носителях благодатных сил. «Мощи Твои, яко сосуд благодати полный, преизливающийся на всех к ним притекающих» — читаем мы в молитве преподобному Сергию Радонежскому.

Благодать Божия преподается человечеству через святых людей, которые и при жизни своей творили чудеса, и по смерти сообщили эту чудотворную силу своим останкам.

Прежде всего Сам Христос как Бог излил Духа Святого на Свое тело, и оно все было проникнуто животворящими силами Божества. Поэтому многие чудеса Свои Богочеловек совершал посредством Своего тела (взяв тещу Петра за руку, поднял ее и исцелил от горячки, прикосновением исцелил глухонемого, прикоснулся ко гробу наинского юноши и воскресил его и т. д.). Зная чудодейственность тела Христова, народ всегда теснился ко Христу, чтобы прикоснуться хотя бы только к одежде Его. Так через прикосновение только к краю одежды Спасителя получила исцеление женщина, страдавшая кровотечением целых 12 лет, потратившая безуспешно на лечение болезни все свое имение. И Сам Христос Спаситель почувствовал при этом исшедшую из тела Его чудодейственную силу.

Тело каждого христианина именуется храмом живущего в нем Духа Божия, действия Которого, может быть, в обык­новенных людях не заметно, но в святых эти действия могут проявляться с особенной силой. Вследствие тесного соединения с Богом святые становятся носителями этой чудотворной силы, действующей через их тела. Благодатные силы, действующие через тела святых при их жизни, продолжают действовать в них и после смерти. Ради Духа Святого и праведных душ челове­ческих, когда-то обитавших в телах святых, прах и кости их сохраняют свою чудодейственную силу, т. к. в святых останках всегда находится благодать Святого Духа.

Главным основанием для канонизации святых служит проявление Святого Духа в их жизни, а также и в чудотворе- ниях от их мощей, но никак не нетление их останков. В исто­рии Церкви встречаются нетленные тела некоторых усопших, которые при отсутствии чудотворений не признаются за мощи святых угодников Божиих.

Церковь с древних времен стала признавать святых именно на основании свидетельства о них Самого Бога, Который удоста­ивал их дара чудотворений еще при жизни или после смерти. Вот почему Церковью причтены были к лику святых некото­рые подвижники веры и благочестия, мощи которых не открыты до сих пор и о нетлении которых мы совсем ничего не знаем, но которые известны были своей святой жизнью и по смерти оказывали чудесную помощь с верою обращавшимся к ним.

Благоверный князь Александр Невский. В традицию Русской Православной Церкви образ благоверного князя Алек­сандра Невского (великого князя Владимирского и Новгород­ского) вошел как новый образ святого воина, прославившегося не мученическими подвигами и не только личным благоче­стием, но в первую очередь своими государственными деяниями и выдающимися способностями полководца и дипломата.

Родился князь Александр 30 мая 1220 года в городе Пере­славле-Залесском. Отец его князь Ярослав (сын великого князя Всеволода III Большое Гнездо) был очень кроткий, милостивый и человеколюбивый. Мать святого князя Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Святой Александр был их вторым сыном.

С ранних лет святой Александр сопровождал в походах отца. С 1236 года он самостоятельно княжил в Новгороде. В 1239 году Александр вступил в брак, взяв в жены дочь Полоцкого князя Брячислава, которая в святом крещении была названа Александрой. Отец, Ярослав, благословил их при венчании чудотвор­ной Феодоровской иконой Божией Матери. Эта икона постоянно находилась при святом Александре как его молитвенный образ, а после кончины была перенесена в Кострому. 5 июля 1240 года князь Александр сразился со шведами на реке Неве, когда те направлялись для захвата в Новгород. Согласно житию князя, на рассвете перед битвой дозорный воин Пелгусий увидел плыву­щую по морю ладью со святыми Борисом и Глебом, которые спешили на помощь «сроднику своему князю Александру». Когда Пелгусий сообщил о видении прибывшему князю, святой Александр повелел никому не говорить о чуде и ободренный, с молитвой, мужественно повел войска на шведов. В этой битве, получившей имя Невской и давшей Александру его прозвище, шведы потерпели сокрушительное поражение.

Затем Александр был вынужден переселиться в Пере­славль, но новая опасность в лице немецких рыцарей, захватив­ших Изборск, Псков, Копорье, заставила Александра вернуться в Новгород весной 1241 года. Взяв штурмом Псков, Копорье и отбив Изборск, новгородцы дали рыцарям Тевтонского ордена решающий бой 5 апреля 1242 года на льду Чудского озера (Ледо­вое побоище).

Житие говорит о Божией помощи в битве с крестоносцами и о чудесном разгроме немцев. Легко снаряженная новгородская пехота одолела закованных в броню конных рыцарей.

В последующие годы Александр не раз отражал набеги литовцев и шведов, закрепляя русские притязания на финские земли. Доблестный военачальник, он отстаивал интересы право­славной веры и русского народа, решительно отклонив в 1249 году предложение Папы Римского Иннокентия IV перейти в «латин­скую веру» и заключить союз для совместной борьбы с монголо-татарами.

Напротив, в отношениях с Золотой Ордой Александр выступал не как воитель, но как дипломат, сберегающий силы и старающийся усмирить противника, более опасного в сравне­нии с тевтонцами и шведами. Получив в 1252 году ханский ярлык на великое княжение Владимирское, он решительно подавлял мятежи против ордынской переписи и сборщиков дани, предот­вращая, таким образом, новые разрушительные походы на Русь и попутно добиваясь важных политических льгот (освобождения русских земель от повинности выставлять для татар военные отряды). Тем самым Александр Невский, поддерживая хорошие отношения с Ордой и часто приезжая туда, сумел сохранить Русь.

Возвращаясь из очередной, четвертой поездки в Орду, Александр занемог и 14 ноября 1263 года скончался. Перед кончиной он принял схиму (монашеский постриг) с именем Алек­сий. 23 ноября он был погребен в Рождество-Богородичном мона­стыре во Владимире.

В 1380 году нетленные мощи князя были открыты для местного поклонения. Церковь отмечает память его 12 сентября (день перенесения мощей) и 6 декабря.

В 1571 году, во время нашествия на Москву крым­ского хана, инок Рождественского монастыря во Владимире молился близ раки с мощами Александра Невского. Вдруг он ясно увидел, как в храм входят святые князья Борис и Глеб и призывают Александра Ярославина подняться на защиту Отечества. Затем уже втроем они отправляются к Успенскому собору за Андреем Боголюбским, Всеволодом, Георгием и Яро­славом Всеволодовичами. Далее они спешат в Ростов за Петром Ордынским и таким образом собирают «святую рать» для обороны родной земли.

Мощи князя перенесли в 1724 году в Александро-Невскую Лавру по воле Петра I, желавшего тем самым возвысить новую столицу. Так благоверный князь Александр стал покровителем Санкт-Петербурга. В 1725 году был учрежден орден Св. Алек­сандра Невского. Новый орден Александра Невского, учрежден­ный в 1942 году, вошел в число высших советских боевых наград.

Благоверный князь Димитрий Донской. Димитрий Иоаннович Донской, великий князь Владимирский и Московский (сын князя Иоанна Красного и княгини Александры, внук Ивана Калиты) родился в 1350 году. Детские годы будущего князя прошли под непосредственным влиянием митрополита Алек­сия, который являлся ближайшим другом и советником отца и после его смерти в 1359 году стал фактическим главой русских княжеств.

Святитель Алексий заменил юному Дмитрию отца, воспи­тывая его в духе истинного познания Бога. Так летописец Епифаний описывает жизнь князя: «Землею Русскою управ­ляя, он в душе об отшельничестве помышлял, царскую багря­ницу и царский венец носил, а в монашеские ризы всякий день облекаться желал. Всегда почести и славу от всего мира прини­мал, а крест Христов на плечах носил, Божественные дни поста в чистоте хранил и каждое воскресенье Святых Таинств приоб­щался. С чистейшей душой хотел он перед Богом предстать; поистине земной явился Ангел и небесный человек».

Семейная жизнь великокняжеской четы представляла собой истинно христианский брак. Супруга князя Евдокия (младшая дочь Нижегородского князя Димитрия Константи­новича), вела подвижническую семейную жизнь при жизни св. Димитрия, а после его смерти приняла постриг с именем Ефросинья, знаменуя остаток своей жизни аскетическими подвигами и чудесами. Она принадлежала к ученикам препо­добного Сергия (основателя и игумена Свято-Троицкой Серги­евой Лавры). У супругов было 12 детей, из них двое сыновей были крещены Преподобным.

Недолгое княжение Димитрия Донского пришлось на чрез­вычайно сложное для Руси время. Великий литовский князь Ольгерд, присоединив к Литве историческое ядро Древней Руси (Киев и Чернигов), претендовал и на другие русские земли. Дважды (в 1368 и 1370 годах) Ольгерд не сумел взять новых каменных стен Кремля (новый Кремль был построен в 1367 году).

В 1368 году после разрушительного нашествия литовцев был заключен союз с Новгородом и Псковом. А в 1377 году сын Ольгерда Андрей (князь Полоцкий) пришел на службу к Вели­кому князю Московскому, на стороне которого были и два других сына Ольгерда — Владимир и Димитрий. Кроме постоянного
противостояния Руси внеш­них держав — Орды и Литвы — опасными противни­ками оставались Нижегород­ское, Рязанское и Тверское княжества. Продолжитель­ная борьба с Литвой и Тверью (1368—1375 годы) закончи­лись подписанием мира и признанием власти Москвы. Во время правления князя Димитрия Москва утвердила свое руководящее положение в русских землях. Московское княжество включило в свои владения Калугу, Медынь, Стародуб и Дмитров.

Великий князь Дими­трий Иоаннович стал первым Московским князем, возгла­вившим борьбу против Орды.

В 1377 году, восполь­зовавшись оплошностью русских воинов, татарский царевич Араб-шах почти полно­стью разгромил объединенное московско-нижегородское войско. В 1378 году на Русь был послан еще один отряд под предводи­тельством Бегича. Сражение на реке Воже закончилось победой русских. Это была первая с начала нашествия победа русского войска над татарами.

Хан Мамай был недоволен политикой, проводимой вели­ким князем. Размер выплачиваемой дани сократился, в Нижнем Новгороде была разгромлена татарская дружина и убит посол, но никто за это не был наказан. Мамай стал собирать силы, одновременно посылая на Русь небольшие отряды. В 1380 году Мамай с огромным войском выступил против Руси.

Узнав об опасности, Димитрий Иоаннович разослал по всем русским княжествам гонцов с указанием немедленно собирать войско и идти в Москву. Более ста пятидесяти тысяч русских воинов выступили из Москвы навстречу Мамаю. На призыв Димитрия откликнулись практически все княжества, за исклю­чением Рязанского, Нижегородского и Тверского. В августе 1380 года на Девичьем поле у города Коломны к пришедшим из Москвы войскам присоединились полки двух литовских князей Димитрия и Андрея.

Накануне отъезда Великий князь получил благословение настоятеля Троице-Сергиева монастыря преподобного Сергия Радонежского. «Если останемся живы — ради Господа, если умрем за мир сей — ради Господа!» — звучала торжественная речь князя 21 сентября на Куликовом поле. По благословению преподобного Сергия он заложил еще в 1378 году Успенский Стромынский монастырь, чтобы перед началом решающей битвы с Ордой собрать в него молитвенников со всей Русской земли, чтобы духовно поддержать Русь.

Открытие во Владимире мощей благоверного князя Алек­сандра Невского, явление по дороге в Коломну образа святителя Николая, благословение преподобного Сергия и обещание им помощи Божией — все это вдохновило князя перед сражением.

И вот наступил решающий момент в жизни Великого князя, и он смог выступить против Орды. Оба противоборствующих войска встретились 8 сентября 1380 года на поле Куликовом.

В это время народ с плачем молился в храмах, Церковь земная призывала на помощь Церковь Небесную. И она не замедлила явиться своей непобедимой силой. Видели Ангелов, помогающих христианам — во главе «трисолнечного» полка стоял Архистратиг Михаил, по небесам шествовали рати святых муче­ников и с ними святые воины: Георгий Победоносец, Дмитрий Солунский, Борис и Глеб. От духовных воинств на татар летели тучи огненных стрел. Враги обратились в бегство. В ходе битвы объединенное русское войско полностью разбило несметную рать Мамая.

Преподобный Сергий предвидел духовными очами исход битвы, называя имена погибших. Дорогой ценой досталась победа, но она положила начало избавлению, ослабив татаро- монгольское иго и укрепив мысль князя об объединении русских земель.

Спустя два года последовал ответный удар. В 1382 году хан Тохтамыш предпринял новый поход на русские земли. Хану удалось захватить Москву. Город был разграблен и сожжен. Занятие XVI е-‘®’®.

Другие русские города: Звенигород, Волок-на-Ламе, Можайск, Дмитров, Переславль — также пострадали от набега. Поход Тохтамыша вернул Орде власть над русскими землями.

Возобновилась давняя вражда с Тверью. Предупреждая притязания кн. Михаила Тверского, Дмитрий вынужден был отправить в Орду своего старшего сына, одиннадцатилетнего Василия, для отстаивания великокняжеского ярлыка. Ценой возобновления ежегодной дани ярлык был получен, но Василий на три года остался заложником в Орде.

В 1386 году продолжалась еще война с Рязанью, которая приобретала затяжной характер. Здесь князю помог преподоб­ный Сергий, который кротким словом смог усмирить Рязанского князя Олега, заключившего впоследствии мир с Москвой.

В 1389 году Великий князь почувствовал приближение смерти. Преподобный Сергий причастил князя. 19 мая 1389 года святой благоверный князь преставился. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницей его отца, деда и прадеда. На отпевании находился преподобный Сергий. Князя оплаки­вала вся Русская земля. Великий князь Московский Димитрий Донской канонизирован и причислен к лику святых на Соборе Русской Православной Церкви в 1988 году как святой благовер­ный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага и спасения ближних.

Во время княжения Димитрия Иоанновича в Москве был построен белокаменный Кремль — первая каменная крепость в Северо-Восточной Руси. С именем князя Димитрия также связано строительство многих монастырей и храмов.

В память всех погибших в Куликовском сражении князь Димитрий Донской утвердил особый день поминовения русских воинов — Димитриевская родительская суббота. Этот день со временем стал общим для Русской Церкви осенним помино­вением всех усопших. Димитриевская суббота по завету князя — ближайшая к дню памяти святого Димитрия Солунского, в честь которого был назван князь.

Святые дети. В русской православной традиции суще­ствует особый тип святости, не привлекший еще внимание исследователей, — это чин детской святости, который состав­ляют почитаемые, церковно канонизированные дети (младенцы до 7 лет и отроки до 15 или до 18 лет).

Кто они — святые дети и отроки? Среди них есть князья, такие как юный князь Феодор Новгородский, умерший в 16 лет при загадочных обстоятельствах. Есть и монахи — двенадцати­летний инок Иоасаф, умерший в монастыре, благословляя всех братьев-монахов как отец. Были среди них юродивые Христа ради: Иаков Боровичский, Иоанн Устюжский и др.

Особое религиозное благоговение питалось в народе к детям, погибшим насильственной смертью, что приближает их к русским страстотерпцам и мученикам: это царевич Димитрий, отрок Гавриил Слуцкий, младенец Иоанн Угличский, убитый работником отца, Василий Мангазейский. также погибший от рук мучителя и убийцы. Совершенно особняком стоит житие святого отрока Артемия Веркольского — крестьянского мальчика из глухой деревни в Архангельской губернии, в 12 лет убитого молнией, которого канонизировали в XVII веке.

Все святые дети в византийской традиции — это мученики за веру, за Христа. Первыми мучениками в христианстве по сути оказались малые дети — Вифлеемские младенцы, убитые по приказу царя Ирода, а позднее ярчайшими представителями детей-мучеников оказались юные жительницы Древнего Рима — Вера, Надежда и Любовь, особо почитаемые до сего времени святые девочки 12, 10 и 9 лет, принявшие мученический венец (их латинские имена впоследствии были переведены на русский язык). Кроме них известны и другие: трое отроков в печи Вави­лонской, младенец Кирик, добровольно сгоревший вместе с мате­рью в доказательство верности Богу, обратив этим подвигом сотни язычников, девочка Акилина, с 10 лет проповедовавшая Христа среди сверстников, а в 12 лет, представ перед языче­ским правителем Палестины, претерпевшая страшные мучения и смерть.

Вифлеемские младенцы. Царь Ирод, узнав о новорож­денном Царе Иудейском (по пророчеству появившемуся на свет в Вифлееме) и опасаясь, чтобы Он не отнял со временем у него царства, «послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже» (Мф. 2, 16). Не зная, где именно находится Иисус, Ирод желал в числе этих невинных страдальцев погубить новорожденного Христа. У этих младенцев не было выбора — они еще не осознали жизнь с ее превратно­стями, ни у кого из них не спросили, выбирают ли они этот путь или нет. Но именно такой была их дорога в Царство Небесное.

За свои великие злодеяния Ирод не избежал наказания Божия — тело его покрылось болезненными ранами. Рядом с ним не было ни одного человека, который бы сочувствовал его стра­даниям. Но и на смертном одре Ирод продолжал умножать зло: приказал убить брата, сестру и ее мужа, наконец, предал смерти свою жену Мариамну и трех сыновей, видя в них соперников.

Три отрока. Иудейские юноши Анания, Мисаил и Азария — друзья пророка Даниила, вместе с которым они во время вави­лонского плена были отобраны для службы «в чертогах царских» (Дан. 1, 4).

Будучи представлены ко двору царя Вавилонского Навухо­доносора, они в соответствии с обычаем получили новые имена — Седрах, Мисах и Аведенаго. После вещего истолкования Дани­илом сна Навуходоносора тот по просьбе Даниила поставил отроков «над делами страны Вавилонской» (Дан. 2, 49).

Навуходоносор, сделавший золотого истукана, потребовал, чтобы все должностные лица пришли на торжественное откры­тие истукана и при звуках музыкальных орудий пали и покло­нились ему, «а кто не падет и не поклонится, тотчас брошен будет в печь, раскаленную огнем» (Дан. 3, 6). Когда отроки, верные своей вере, запрещающей идолопоклонство, отказались, царь приказал бросить их в печь, разожженную в семь раз силь­нее, чем обычно, но пламя убило бросивших Трех отроков людей, сами же отроки остались невредимы. При этом царь заметил, что в печи среди огня ходят не три, а четыре мужа, «и вид четвертого подобен Сыну Божию» (Дан. 3, 92).

Юноши «ходили посреди пламени, воспевая Бога… Ангел Господень сошел в печь вместе с Азариею и бывшими с ним. И выбросил пламень огня из печи, и сделал, что в середине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их». Изум­ленный совершившимся чудом Навуходоносор благословил Бога, спасшего отроков.

Мученики Кирик и Иулитта. Иулитта была богатая и знатная женщина из города Иконии, в Малой Азии. Она роди­лась в III веке и происходила из древних князей Ликаонии, кото­рые хотя и были лишены власти после завоевания их области римлянами, но сохранили большое состояние и уважение среди своих сограждан. Иулитта вступила в брак с человеком, достой­ным ее высокого положения. Она была пламенная христианка, богатства ее служили ей средством для многочисленных добрых дел. Господь даровал ей сына, которого она нарекла Кириком, в сокращении Киром, что значит: «Принадлежит Господу». Но вскоре Иулитта потеряла мужа и осталась вдовой, когда сын ее был еще в колыбели.

Вскоре наступило для нее еще новое испытание. После некоторых колебаний император Диоклетиан, уступая ненави­сти язычников по отношению к христианам, воздвиг ужасное гонение на христиан, жертвой которого были тысячи мучеников.

Иулитта, по своему высокому положению, скорее других подвергалась опасности быть схваченной, но ее устрашала не столько возможность подвергнуться мучениям и смерти, сколько неизвестная будущность ее дитяти. Иулитта вспомнила тогда слова Спасителя: «Если вас гонят в одном городе, то бегите в другой» (см. Мф. 10, 23).

Ни минуты не колеблясь, она оставила все свое имущество и удалилась из Ликаонии в сопровождении только двух служа­нок, унося на руках свое драгоценное сокровище. Она намерева­лась отыскать город, в котором ее не так бы хорошо знали, как в ее родном городе, и думала скрыться от гонения под покро­вом бедности. Переходя из города в город, она прибыла наконец в Таре — родину апостола Павла.

До сих пор жители города Тарса пользовались некоторым спокойствием, но почти одновременно со святой Иулиттой прибыл туда правитель Александр, на которого возложено было испол­нение императорских повелений. Иулитта, уличенная в испове­дании христианства, была схвачена одной из первых. Солдаты взяли ее, чтобы отвести на суд, а служанки убежали и скрылись в толпе, желая видеть, что будет с их госпожой.

Иулитта, подкрепляемая благодатью Божиею, без слабости предстала пред судилищем правителя. Юный сын ее был у нее на руках.

— Кто ты и откуда? — спросил ее Александр.

— Я христианка, — отвечала Иулитта.

Взбешенный таким ответом, Александр приказал вырвать из рук ее сына. Вслед за тем она была привязана к доскам, и палачи, вооруженные воловьими жилами, начали бить ее. При виде такого страшного истязания маленький Кирик стал испускать раздирающий душу вопль. Плач прекрасного ребенка тронул правителя. Он приказал принести его, посадил к себе на колени и начал ласкать. Но ребенок рвался к матери и не пере­ставал плакать, а Иулитта, с геройским мужеством претерпе­вая удары, на все увещания палачей отвечала: «Я христианка и никогда не принесу жертвы демонам».

Кирик, услышав эти слова, стал повторять вместе с матерью: «Я христианин, я христианин». Своими маленькими руками он отталкивал от себя голову правителя и старался вырваться от него и устремиться к матери. Сопротивление ребенка привело в новое бешенство правителя. Тогда этот дикий зверь схватил мальчика за ногу и со всего размаха бросил его на помост. Голова раздробилась о ступеньку седалища, и невинный агнец скон­чался на мостовой, облитой его чистой кровью.

При этом страшном зрелище Иулитта возвела глаза к небу и произнесла: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты удостоил венца сына моего прежде меня». Правитель сам устыдился совершен­ного им варварского деяния, но он стал обвинять Иулитту, что она довела его до этого своим преступным упорством, и вслед за тем приказал строгать ее тело железными крючьями и лить кипящую смолу на ноги, повторяя: «Пожалей себя саму, Иулитта! Избавь себя от этих мучений».

«Нет, — отвечала святая мученица, — никогда не принесу я жертвы демонам. Я верую в Иисуса Христа, Единородного Сына Божия, чрез Которого Бог Отец все сотворил; скоро я снова увижу своего сына в Царстве Небесном».

Видя, наконец, что ничего нельзя добиться от мученицы, правитель сказал палачам: «Отнесите тело ребенка на место казней и отведите туда же мать, затем отрубите ей голову». Палачи отвязали святую, забили ей в уста паклю, чтобы она не могла говорить, и повлекли ее к месту казни. Здесь она знаком попросила вынуть паклю из ее уст, и когда просьба ее была исполнена, она громко, во всеуслышание язычников, произнесла свою последнюю молитву: «Господи Иисусе, буди благословен за то, что Ты призвал сына моего прежде меня в Царство Твое; Ты взял его из сей жалкой, кратковременной жизни, дабы он насла­дился жизнью блаженной и вечной, посреди сонма святых Твоих мучеников: прими ныне и недостойную рабу Твою, дабы, укре­пляемая Божественным Духом Твоим, я предстала пред Лице Отца Небесного, Его же Царствию нет конца. Аминь». Произнеся эту молитву, Иулитта стала на колени, и палач отсек ей голову. Это было 15 июля 304 года.

В следующую за тем ночь служанки Иулитты, пользуясь ночной темнотой, взяли тело их госпожи и сына ее и погребли их в прилегавшем к городу поле.

Святой благоверный царевич Димитрий. Святой благо­верный царевич Димитрий, сын царя Иоанна IV Грозного и Марии Федоровны (из рода Нагих), родился 19 октября 1582 года в Москве. Царь Иоанн назначил в удел царевичу с его матерью Углич. После смерти Иоанна Грозного на престол вступил стар­ший брат царевича Димитрия Феодор Иоаннович. Однако факти­ческим правителем Русского государства был его шурин, боярин Борис Годунов. Добрый Феодор Иоаннович остался почти при одном имени царя, а все делалось, как хотел Борис; иностран­ные дворы присылали Годунову дары наравне с царем. Между тем Борису известно было, что в государстве, начиная с царя Феодора, признают Димитрия наследником престола и имя его поминалось в церквях.

Борис Годунов стал действовать против царевича как против личного врага своего, желая избавиться от законного наследника русского трона. Для осуществления своего преступного замысла Борис Годунов решил удалить царевича от Московского царского двора. Вместе с матерью, вдовствующей царицей Марией Феодо­ровной, и ее родственниками царевич Димитрий был отправ­лен в свой удельный город Углич. Борис не мог рассчитывать на царский престол, пока был жив Димитрий, а потому решил погубить царевича. Попытка отравить его не увенчалась успе­хом, смертоносное зелье не вредило отроку.

Но когда злодеи убедились, что нельзя совершить злодея­ние втайне, они решились на явное. 15 мая 1591 года малолетний царевич был зверски убит. Борис Годунов сумел убедить царя в том, что его младший брат якобы страдал падучей болезнью и умер, нечаянно упав на нож.

Уже в царствование Бориса Годунова у гробницы благо­верного царевича Димитрия стали совершаться исцеления боль­ных. 3 июня 1606 года, в царствование Василия Шуйского, при патриархе Ермогене, святые мощи страстотерпца были обретены нетленными и перенесены в собор во имя Архистратига Миха­ила в Москве.

Святитель Димитрий Ростовский составил житие и описа­ние чудесных исцелений по молитвам святого царевича Димит­рия, из которого видно, что особенно часто исцелялись больные глазами. В Угличе, на месте убиения святого царевича Димит­рия, был построен храм его имени, который в народе получил название «церковь царевича Димитрия на крови».

Вопросы

      1. Кого на святых иконах изображают кроме Бога, Божией Матери и Ангелов?
      2. Кто такие святые?
      3. Что означает слово «благодать»?
      4. В чем выражается почитание святых?
      5. Какие чины святости вы знаете?
      6. Кто такие пророки? Приведите примеры.
      7. Кто такие апостолы? Приведите примеры.
      8. Как зовут апостолов, которые написали Евангелие?
      9. Какие святые называются равноапостольными? Приведите примеры.
      10. Кто такие мученики? Приведите примеры.
      11. Какие мученики бывают? Приведите примеры.
      12. Кто такие святители? Приведите примеры.
      13. Кто такие преподобные? Приведите примеры.
      14. Кто такие бессребреники? Приведите примеры.
      15. Кто такие святые князья? Приведите примеры.
      16. Кто такие юродивые? Как они еще называются? Приведите примеры.
      17. Как называют родоначальников человеческого рода? Приведите примеры.
      18. Кто такие праведные? Приведите примеры.
      19. За что к лику святых причислены некоторые младенцы?
      20. Приведите примеры.
      21. Что такое мощи?
      22. Почему Православная Церковь установила почитание святых мощей?
      1. Что служит основанием для почитания мощей?
      2. Как еще именуется тело каждого христианина?

(Ответ: храм Духа Святого.)

      1. Является ли основанием для признания святости нетление останков?
      2. За что признан святым благоверный князь Александр Невский?
      3. Какой иконой благословил на венчание князь Ярослав своего сына ~ Александра Невского?
      1. За какое событие великий князь получил прозвище Невский?
      2. Что произошло накануне битвы?
      3. Как называется битва с немецкими рыцарями на Чудском озере?
      4. Какую политику вел Александр Невский с Ордой?
      5. С каким именем принял монашеский постриг князь Александр Невский?
      6. Кто занялся воспитанием Димитрия Донского после смерти его отца?
      7. Как разгромил Димитрий Донской Мамая?
      8. Как называется эта битва?
      9. У кого брал благословение князь Димитрий Донской на Куликов­скую битву?
      1. Кто такие святые дети и отроки?
      2. Как Господь спас от смерти трех иудейских отроков, пригово­ренных к сожжению в печи?
      1. Кто такие Кирик и Иулитта?
      2. Что повторял юный Кирик на суде перед правителем Алексан­дром?
      1. Чьим сыном был святой благоверный царевич Димитрий?
      2. Как называется храм, построенный на месте убиения святого царевича?

Комментировать