<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

(2 голоса5.0 из 5)

Занятие XV
Церковнослужители и священнослужители.
Священник. Служение священника.
Благословение священника.
Священные облачения

В Церкви люди подразделяются на духовенство и мирян (клир и народ). К духовенству принадлежат священнослужители и церковнослужители, служение которых имеет иерархические различия между собой: одни из них поставлены по отношению к другим на более высокую ступень и наделяются большей духовной властью.

Низшая степень клира называется церковнослужитель. Церковнослужитель (алтарник) прислуживает в алтаре, помо­гая священнослужителям при совершении церковных служб и обрядов. В обязанности алтарника входит возжигание свечей и лампад в алтаре и перед иконостасом к началу богослужения, подготовка облачения для священников и дьяконов, подготовка просфор, вина, воды и ладана, разжигание угля и подготовка кадила; помощь дьякону во время Причащения мирян, содержа­ние в чистоте алтаря, чтение во время богослужения, колоколь­ный звон до и во время богослужений.

Алтарнику запрещается касаться Престола, переходить с одной стороны алтаря на другую между Престолом и Царскими вратами. Церковнослужители делятся на несколько групп: 1) иподьяконы; 2) чтецы (псаломщики); 3) пономари; 4) певцы церковного хора.

Чтец (псаломщик) читает и поет на клиросе во время богослужения. Чтецы были известны со времен Ветхого Завета. Сам Господь Иисус Христос, придя в Назарет, вошел «в день субботний в синагогу, и встал читать» (Лк. 4, 16).

Пономарь (церковный служитель) подает кадило, зажигает и носит свечи, звонит на колокольне, а если умеет, читает и поет на клиросе.

Иподиакон ~ помощник при архиерейском служении. Он подает архиерею облачение, различные церковные предметы и вообще прислуживает архиерею за богослужением.

Таинство Священства. Священство — это таинство, посредством которого избранный человек через архиерейское рукоположение (хиротонию) получает особую благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой. Это таинство совершается только над людьми, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Священнослужителям принадлежит право совершения таинств и богослужений.

Таинство Священства установлено Самим Господом Иису­сом Христом, Который избрал из числа Своих учеников сначала 12, а потом еще 70 апостолов и дал им власть учить и совер­шать таинства. До Своего Вознесения Господь дал им следующее обетование: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1, 8). Эти слова Господа исполнились в день Пятидесятницы, когда Он ниспослал апосто­лам Святого Духа, давшего им необходимые для их служения силы: «И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2, 3—4).

Священнослужители — лица, получившие в Таинстве Священства благодать совершать таинства (архиереи и священ­ники) или помогать в их совершении (дьяконы). Таинство Священ­ства совершается только над православно верующим мужчиной, являющимся уже церковнослужителем (т. е. уже служащим в церкви).

Существуют три степени священства:

      1. Дьякон.
      2. Священник (пресвитер, иерей).
      3. Епископ (архиерей).

Дьякон (греч. служитель) участвует в общественном и част­ном богослужении, прислуживая при таинствах, но не совершая их. Звание дьякона в Церкви было установлено апостолами и с того времени сохраняется в Церкви как низшая степень Священства. Обязанность дьяконов — помогать священнику и епископу при богослужении, управлении паствой и учительстве.

Дьякона, в зависимости от обстоятельств его служения, называют: 1) иеродьяконом, если он состоит в монашеском чине; 2) схииеродьяконом, если он принял схиму; 3) протодьяконом (первым дьяконом), если он несет должность старшего дьякона в белом (женатом) духовенстве; 4) архидьяконом (старшим дьяко­ном), если он несет должность старшего дьякона в монашестве.

Священник (иерей), или пресвитер (греч. старец), — священнослужитель, который может совершать шесть из семи таинств (за исключением Таинства Священства). В сан священ­ника рукополагают только после того, как ставленник возведен в дьяконский чин. В его обязанности входит обучение христиан основам веры и благочестия. Священнику в церковной иерар­хии подчинены дьяконы и алтарники, которые исполняют свои храмовые обязанности только по его благословению. Священни­ков готовят духовные училища и семинарии.

По благодати все священники равны между собой, но по степени власти и должности, ими занимаемой, некоторые из них носят особые названия: 1) иеромонах (греч. священник-монах), если он состоит в монашеском чине; 2) иеросхимонах, если иеромонах принял схиму; 3) протоиерей, или протопресвитер (первый иерей, первый пресвитер), если он является старшим из пресвитеров белого духовенства; 4) игуменом называется настоя­тель монастыря; 5) архимандритом называется игумен большого монастыря; 6) схиигуменом или схиархимандритом называют игумена или архимандрита, принявшего схиму. В настоящее время игумен и архимандрит могут и не являться настоятелями монастырей.

К священнослужителям принято обращаться следующим образом: «отец» с прибавлением полного имени, как оно звучит по-церковнославянски, либо просто «батюшка».

Епископ (греч. надзиратель), архиерей, иерарх (священно- начальник) — высшая степень священнослужения. Епископ может совершать все семь таинств, в том числе и Таинство Священ­ства. Архиерей должен быть монахом, а священники и диаконы в Православной Церкви могут быть как монахами, так и женатыми, однако вступление в брак разрешается только до принятия сана, и притом однажды — второбрачные не допускаются к священно­служению. Обязанность епископа — «учить, священнодействовать и управлять», а также наставлять и утверждать вверенную ему паству в вере, благочестии и добрых делах. Епископ совершает священнодействия, которые не имеет права совершать никто более: рукоположение, благословение на церковнослужение, освя­щение храмов.

Сан епископа в административном отношении имеет несколько степеней.

      1. Викарный епископ не имеет собственной епархии и помогает правящему в данной области епископу.
      2. Епископ управляет всеми приходами целой области, которая называется епархией.
      3. Архиепископ (старший епископ) управляет епархией большего размера, чем епископ.
      4. Митрополит — это епископ большого города и прилега­ющей области.
      5. Экзарх (первоначальствующий епископ) — обычно митро­полит большого столичного города. Ему подвластны несколько епархий.
      6. Патриарх (отценачальник) — Предстоятель Поместной Церкви, высший чин церковной иерархии. Избирается из числа архиереев на Поместном Соборе. Осуществляет руководство над Поместной Церковью пожизненно.

К архиерею принято обращаться следующим образом.

      1. К епископу: «Ваше Преосвященство».
      2. К архиепископу или митрополиту: «Ваше Высоко­преосвященство».
      3. К Патриарху: «Ваше Святейшество».

Неофициальное обращение к архиерею: «Владыко» (имя).

Таинство посвящения в духовный сан с апостольских времен совершается через рукоположение (хиротонию). Согласно прави­лам священника и диакона рукополагает епископ, а епископа — несколько епископов (не менее двух или трех). Таинство совер­шается во время Литургии.

Епископская хиротония отличается особой торжествен­ностью. Ей предшествует чин наречения, когда посвящаемый произносит присягу и исповедание веры.

На Литургии посвящаемый вводится через Царские врата в алтарь и трижды обходит вокруг Престола, целуя его углы. В это время поются тропари Таинства Венчания. Посвящае­мый встает на колени возле Престола, все служащие епископы возлагают на него руки, а первенствующий архиерей произно­сит молитву посвящения.

При тихом пении «Кирие элейсон» (Господи помилуй) архи­ерей читает молитвы о ниспослании Святого Духа на рукопо­лагаемого. Затем новопосвященного епископа облачают в архи­ерейские одежды. Народ возглашает «аксиос» («достоин»). После Литургии епископу вручается жезл как символ пастырской власти.

Хиротонии священника и диакона совершаются в том же порядке: посвящаемый вводится в алтарь, трижды обхо­дит вокруг Престола, встает на колени (диакон встает на одно колено), епископ возлагает на него руки и произносит молитвы посвящения с призыванием на посвящаемого благодати Св. Духа, затем облачает его в священные одежды при пении «аксиос».

Посвящение в чтеца, певца и иподьякона не является таин­ством, а служит торжественным обрядом выдвижения мирянина для прислуживания при храме.

Рукоположение составляет основную часть Таинства Священства. Святые апостолы, получив власть от Самого Иисуса Христа, передавали ее своим преемникам через рукоположение и заповедали поступать таким же образом. Со времен апостолов благодать Святого Духа непрерывно передается через рукополо­жение от епископов к другим священнослужителям. По словам св. Иоанна Златоуста, «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его-то рука касается главы рукополагаемого, если рукополага­ется как должно».

Служение священника. Сегодня каждый из нас говорит о своем жизненном выборе, о своей профессии, но то, чем занима­ется священник, трудно назвать работой. Это служение. Священ­ник несет в себе образ Христа, поэтому служение священника есть служение Христово.

Священническое служение не может совершаться без помощи Божьей, ведь это не ремесло, не техника, не властво­вание, но жертвенное служение. Это служение Богу и людям. Священник предстоит пред Богом, возносит молитвы за весь народ, помогает каждому человеку встретиться с Богом, разде­ляет груз боли и печали тех, кто приходит к нему на исповедь, помогает увидеть выход из сложных ситуаций, посещает заклю­ченных в тюрьмах, заботится о престарелых и о детях-сиротах, сохраняет и передает следующим поколениям непреходящие духовные ценности.

Паства для священника — это его семья, братья и сестры — это его дети. И как невозможно перестать «на время» быть отцом или матерью, так нельзя перестать быть священником. Этот выбор делается однажды и на всю жизнь. Пастырство не знает дня и ночи. Пастырь не может не протянуть руку помощи нуждающемуся, в какое бы время в ней ни нуждались. Для служения священника нужно не только личное устремление, но и призвание свыше, Божественный зов в сердце человека. Не мы избираем этот путь, но Господь призывает нас на это служение.

Как учитель, священник учит христианской вере и благо­честию в училищах, домах и церквах и при всяком удобном случае.

Благословение священника. Священнослужители (архи­ереи и священники) осеняют нас крестным знамением. Такое осенение называется благословением.

Обращение «благословите» — это не только просьба препо­дать благословение, но и форма приветствия священника.

Если вы в этот момент находитесь рядом с батюшкой, то надо, поклонившись, встать перед священником, сложив руки ладонями вверх — правую поверх левой. Батюшка, осеняя вас крестным знамением, произносит: «Бог благословит» либо «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» — и кладет свою правую, благословляющую руку на ваши ладони. В этот момент миря­нин, получающий благословение, целует руку священника.

Когда священник благословляет нас, то он складывает пальцы так, что они изображают буквы: Ис. Хс., то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника благословляет нас Сам Господь наш Иисус Христос. Поэтому благословение священ­нослужителя мы должны принимать с благоговением. Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя.

Благословляющая рука священника

Священные облачения. Повседневные одеяния, отличаю­щие служителей Церкви от мирских людей и свидетельствую­щие об их сане и звании, произошли в древние времена и приоб­рели особые признаки, так что духовенство и монашество стали и внешне выделяться из мирской среды.

Основными повседневными одеяниями духовенства и мона­шества всех степеней являются подрясник и ряса.

Подрясник представляет собою длинное, до пят, с застегну­тым воротом одеяние с узкими рукавами. Подрясник — нижнее одеяние. Ряса — верхнее одеяние с длинными, ниже ладоней, широкими рукавами. Все богослужения, кроме Литургии, совер­шаются священником в подряснике и рясе, поверх которых надеваются особые богослужебные одеяния (ризы). Подрясник и ряса символически считаются одеянием Господа Иисуса Христа, т. к. Сам Господь носил подобную одежду

Мантия ~ длинная, без рукавов, накидка с застежкой только на вороте, спускающаяся до земли. Мантия — только монашеское одеяние. Мантии монахов всегда черного цвета, что означает особую отрешенность монахов от мира.

Духовенство и монашество в повседневном употребле­нии имеют особые головные уборы. Духовенство может носить скуфьи. В древности скуфья представляла собой небольшую круглую шапочку. Повседневным головным убором монахов является клобук. Монашеский клобук — это твердая камилавка в форме цилиндра, слегка расширенного кверху, обтянутая черным покрывалом, нисходящим на спину в виде трех длинных концов, который называется наметка.

Поверх рясы на груди епископ носит панагию, а священ­ник — крест. Крест священника восьмиконечной формы с рельефным изображением распятого Спасителя на лицевой стороне и надписями: в верхней части — «Господь — Царь Славы», в концах широкой перекладины — «Иисус Христос», под нижней косой перекладиной — «Ника» (греч. победа). На обратной стороне креста надпись: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою».

Крест снабжен цепью, которая в середине разделена на две части. Наперсный крест и крест с украшениями выдаются в качестве награды.

Панагия, что значит «Всесвятая», — отличительный нагруд­ный знак епископа, который представляет собой образ Божией Матери или (гораздо реже) Спасителя, чаще всего круглой или овальной формы, с различными украшениями.

В обыденной обстановке епископы имеют посохи. Повсе­дневные посохи епископов — это обычно длинные деревянные палки с оправой и утолщением в верхней части из резной кости, дерева, серебра или другого металла.

Монашествующие всех степеней носят четки. Это молит­венный предмет, употребляющийся для частого чтения молитвы Иисусовой. Современные четки — это замкнутая нить, состоя­щая из ста «зерен», разделенных по десяткам промежуточными «зернами» более крупных размеров, чем рядовые.

Четки помогают считать (отсюда и их название) количество молитв, полагаемых монахом в ежедневное правило, не сосре­дотачивая при этом внимания на самом счете. Четки известны с глубокой древности.

Священнослужители для совершения богослужений должны облачаться в особые священные одежды — богослужеб­ные облачения. Священные одежды изготовляются из парчи или другой какой-либо пригодной для этого материи и украша­ются крестами.

Одежды диакона — стихарь, орарь и поручи.

Стихарь ~ длинная одежда без разреза спереди и сзади, с отверстием для головы и с широкими рукавами. Стихарь знаменует чистоту души, которую должны иметь лица священ­ного сана.

Орарь — длинная широкая лента из той же материи, как и стихарь. Она носится диаконом на левом плече, поверх стихаря. Взяв в правую руку нижний передний конец ораря, диакон возвышает его при произнесении ектений (прошений), осеняет этим концом себя крестным знамением. Орарь знаме­нует благодать Божию, которую диакон получил в Таинстве Священства.

Поручами называются узкие нарукавники, стягивающи­еся шнурками. Поручи напоминают священнослужителям, что они, совершая таинства или участвуя в совершении таинств, выполняют это не собственными силами, а силой и благодатью Божией. Поручи напоминают узы (веревки) на руках Спасителя во время Его страданий.

Облачение священника — подризник, епитрахиль, пояс, поручи и фелонь (риза).

Подризник является нижней богослужебной одеждой. Он надевается на подрясник, а на него надеваются прочие ризы. Подризник — это стихарь в несколько измененном виде. Отлича­ется он от стихаря тем, что делается из тонкой белой материи, рукава у него узкие со шнурками на концах, которыми они затя­гиваются на руках.

Белый цвет подризника напоминает священнику, что он должен всегда иметь чистую душу и проводить непорочную жизнь. Кроме того, подризник напоминает собой еще и хитон (нижнюю одежду), в которой ходил на земле Господь наш Иисус Христос.

Епитрахиль — тот же орарь, но только сложенный вдвое так, что, огибая шею, он спускается спереди вниз двумя концами, которые для удобства сшиты или чем-нибудь соединены между собой. Епитрахиль знаменует особенную, двойную сравнительно с диаконом, благодать, подаваемую священнику для соверше­ния таинств. Без епитрахили священник не может совершать ни одной службы, как и диакон — без ораря.

Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаме­нует готовность служить Господу. Пояс символизирует также Божественную силу, которая укрепляет священнослужителей в прохождении их служения. Пояс напоминает и то полотенце, которым препоясался Спаситель при омовении ног ученикам Своим на Тайной Вечере.

Фелонь, риза надевается священником сверху других одежд. Одежда эта длинная, широкая, без рукавов, с отвер­стием для головы сверху и с большой вырезкой спереди для свободного действия рук. Фелонь напоминает священникам об одежде правды, которую носил Господь Иисус Христос в Своей земной жизни. Поверх ризы, на груди священник носит наперс­ный крест.

Набедренник представляет собой продолговатый прямо­угольный плат на длинной ленте — первая по очереди награда за служение Церкви. Набедренником награждаются архиман­дриты, игумены и священники. Набедренник надевают через левое плечо, и он спускается с правого бока ниже пояса, на бедро. Набедренник по краям отделан нашитой полосой из иной мате­рии, чем он сам, в центре имеет крест, нижний край его обычно украшается бахромой.

Епископ (архиерей) облачается во все одежды священника: подризник, епитрахиль, пояс, поручи, только риза у него заме­няется саккосом, а набедренник — палицей. Кроме того, епископ надевает омофор и митру.

Саккос — верхняя одежда епископа, похожая на укоро­ченный снизу и в рукавах диаконский стихарь, так что из-под саккоса у епископа видны и подризник, и епитрахиль. Саккос, как и риза у священника, знаменует собою багряницу Спаси­теля.

Палица — четырехугольный плат, привешиваемый за один угол сверху саккоса на правом бедре. Ромбовидная форма палицы — символ Четвероевангелия, но внешне напоминает острый меч, который означает духовный меч — Слово Божие, которым должны быть вооружены духовные лица.

На плечах, сверху саккоса епископы носят омофор. Омофор — это длинный широкий лентообразный плат, укра­шенный крестами. Он возлагается на плечи епископа так, что, охватывая кругом шею, одним концом спускается спереди, а другим сзади. Омофор (от греч. наплечник) принадлежит исклю­чительно епископам. Без омофора епископ, как священник без епитрахили, не может совершать никакой службы. Омофор напоминает епископу, что он должен заботиться о спасении заблуждающихся подобно евангельскому доброму пастырю, который, отыскав пропавшую овцу, несет ее домой на своих плечах.

На голову епископу возлагается митра, украшенная небольшими иконами и цветными камнями. Митра символизи­рует терновый венец, который был возложен на голову страж­дущего Спасителя. Митру имеют также архимандриты и неко­торые протоиереи.

При богослужении епископы употребляют жезл, или посох, как знак высшей пастырской власти. Посох дается также архи­мандритам и игуменам, как начальникам монастырей.

Во время богослужения под ноги епископу подкладыва­ются орлецы. Это небольшие круглые коврики с изображе­нием орла, летящего над городом. Орлецы означают, что епископ должен, подобно орлу, возноситься от земного к небесному, зорко смотреть и заботиться о всей своей пастве.

Цвета богослужебных облачений. Символика цветов. Цветовая гамма богослужебных облачений состоит из разных цветов — белый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голу­бой, синий, фиолетовый, черный. Все они символизируют духов­ное значение празднуемых святых и священных событий.

Праздник праздников — Пасха Христова — начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба Воскресшего Спасителя. Но уже Пасхальная литургия, а затем все службы Пасхальной недели служатся в красных ризах, знаменующих пламенную любовь Божию к роду челове­ческому, явленную в Искупительном Подвиге Сына Божия.

Воскресные дни, память апостолов, пророков, святителей отмечаются в ризах золотого (желтого) цвета, так как это прямо связано с представлением о Христе как Царе.

Праздники Богоматери знаменуются голубым цветом. Голу­бой цвет символизирует Ее небесную чистоту и непорочность и напоминает нам о сошествии Святого Духа в Благовещение и в Пятидесятницу.

Праздникам, где прославляется непосредственно действие Святого Духа, — Дню Святой Троицы и Дню Святого Духа присвоен зеленый цвет. Зелень деревьев, лесов и полей воспринимается Занятие XV е-‘®’®.

как символ жизни, весны, обновления, оживотворения. Зеленого цвета облачения также и в дни памяти подвижников и препо­добных, стяжавших благодать Святого Духа.

Фиолетовый цвет посвящен воспоминаниям о Кресте и великопостным службам, где вспоминаются страдания и Распя­тие Господа Иисуса Христа ради спасения людей. Праздникам мучеников усвоен красный цвет облачений в знак того, что кровь, пролитая ими за веру во Христа, явилась свидетельством их пламенной любви ко Господу «всем сердцем и всею душою» (Мк. 12, 30). Красный цвет в церковной символике — это цвет безграничной взаимной любви Бога и человека.

Белый цвет облачений принят в праздники Рождества Христова, Богоявления, потому что он знаменует собою Несозданный Божественный Свет, приходящий в мир и освящающий собой творение Божие, преображающий его. По этой причине в белых ризах служат и в праздники Преображения и Вознесе­ния Господня.

Белый цвет также принят для поминовения усопших, потому что он очень ясно выражает смысл и содержание заупо­койных молитв, в которых испрашивается для отшедших от земной жизни упокоение со святыми, в селениях праведников, облеченных в Царстве Небесном в белые ризы Божественного Света.

Вопросы

      1. Что входит в обязанности алтарника?
      2. Что делают чтецы?
      3. Кто такой пономарь?
      4. Кто установил Таинство Священства?
      5. Назовите три степени Священства.
      6. Что в переводе с греческого означает слово «дьякон»?
      7. Что входит в обязанности дьякона?
      8. Что в переводе с греческого означает слово «пресвитер»?

(Ответ: старец.)

      1. Что в переводе с греческого означает слово «иерей»?

(Ответ: священник.)

      1. Как принято обращаться к священнику? Что означает слово «епископ»?
      2. Что входит в обязанности епископа?
      3. Какое таинство может совершить только епископ?
      4. Что такое хиротония?
      5. Кто такой митрополит?
      6. Кто стоит во главе Русской Православной Церкви?
      7. Когда совершается Таинство Священства?
      8. Что такое паства?
      9. Как надо приветствовать священника?
      10. Что говорит священник во время благословения?
      11. Как нужно складывать руки, подходя под благословение?
      12. Какие повседневные одеяния служителей Церкви вы знаете?
      13. Что такое ряса и подрясник?
      14. Кто может носить мантию?
      15. Какие головные уборы имеются у духовенства и монашества?
      16. Что носит поверх рясы епископ, а что священник?
      17. Что означает слово «панагия»?
      18. Какой молитвенный предмет носят все монашествующие и для чего?
      19. Что такое стихарь, орарь и поручи?
      20. Какие богослужебные одеяния носит священник?
      21. Что означает слово «епитрахиль»?
      22. О чем нам напоминает фелонь?
      23. Что носит на плечах поверх саккоса епископ?
      24. Что в переводе с греческого означает слово «омофор»?
      25. О чем напоминает омофор?
      26. Как называются круглые коврики с изображением орлов?
      27. Что означает белый цвет богослужебных облачений?
      28. Что означает красный цвет богослужебных облачений?
      29. Какого цвета богослужебные облачения на праздник Святой Троицы?
      30. Что символизирует фиолетовый цвет?
      31. В облачениях какого цвета принято служить по воскресным дням, в память апостолов, пророков, святителей?
      32. На праздниках Богоматери облачения какого цвета?

Что этот цвет означает в церковной символике?

Комментировать