Воспитывая детей, иногда мы не видим результатов. Чего нам не хватает? Наверное, духовных приоритетов в воспитании, о которых говорит архимандрит Иоанн (Крестьянкин). В своих размышлениях он идёт не от ребёнка и его интересов, а от Бога и родителей.
Во время одной из проповедей отец Иоанн, почитаемый в народе как добрый пастырь и «несвятой святой», сказал:
«…Церковь предлагает нам воздать благодарственную молитвенную память тем, кому мы обязаны появлением Богоотроковицы в мире. Это родители Пресвятой, Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы Иоаким и Анна.
Кто они? Как жили? Как сохраняли непоколебимой веру свою и надежду на Бога в то время, когда уже наметился упадок её в израильском народе?
Мать и отец Той, Которая стала Честнейшей Херувим и Славнейшей без сравнения Серафим – потомки благословенных Богом родов. Иоаким, сын царского рода Давидова, и Анна, первосвященнического рода Левиина по отцу и из колена Иудина по матери, жили в Назарете Галилейском.
Соединённые союзом любви в честном браке, они сохранили его как великое таинство, полагающее начало и человеческой и священной истории.
Относясь к браку как к венцу и завершению Божественного домостроительства, они ожидали благословенного плода как исполнения своего предназначения на земле.
Эта высшая цель жизни: родить и воспитать потомство для Бога и в Боге – подогревалась ещё и всеобщим ожиданием в израильском народе Мессии – Избавителя и Спасителя мира. И тайная, в подсознании гнездящаяся мысль: «Не я ли обрету благословение Божие послужить столь великой цели?» – питала надежды многих.
Явное было Божие благословение на доме супругов: богатства и всяческий достаток сопутствовали им. Но не для кого было им собирать имение. Дом их оставался бездетным. И это обстоятельство укрепляло и вдохновляло их на духовные подвиги, усердие и постоянство в молитве.
Благочестие супругов, рождающееся всецелым обращением к Богу и надеждой поручить просимое, одаривало и Божий храм, и Божий люд – бедных и странных – щедрыми жертвами. Именно в это время невидимо созидался дом души их.
Терпение, навыкнув во времени, родило глубочайшее смирение. Ведь именно оно, возросшее и покоящееся на твёрдом уповании на волю Божию, ограждало их от ропота в момент тяжкого испытания, сквозь которое предстояло им пройти в старости своей.
Годы шли. И если в молодых летах супруги ещё жили надеждой на исполнение своего благочестивого желания, то, заматерев в летах, они с недоумением и прискорбием взирали на бесплодно прожитую жизнь.
Ибо бесплодие (по народному поверью) обличало благочестивую чету в каких-то неведомых им грехах и давало повод к поношению и оскорблению от окружающих. И обрушилось это поношение на них тем более и тем неожиданней, что они в своей преданности Богу начали уже было забывать и самое желание иметь чадо.
В один из великих праздников старец Иоаким пришёл в Иерусалимский храм с намерением принести жертву Господу, но приношение было отвергнуто священником. И больно ударили старца слова священника о том, что жертва бездетного не может быть приятна Богу. Неожиданный упрёк поразил сердце праведника. И, не зная за собой греха, он принимает поношение как справедливый гнев Божий, преследующий его бесчадием.
Смиренное сознание своей греховности ведёт старца в пустыню в одиночестве предстоять Богу в молитве и посте, призывая на себя Божие милосердие. Сорок дней напряжённого молитвенного подвига подъял старец.
О чем молился он? Что просил? Чем дышало его сердце? Сокрыто это от глаз людских. Ведомо это одному Богу. Мы же знаем, что совершилось невозможное людям. «Бог идеже хощет, побеждается естества чин… И утроба нераждающая раждает».
Но не один нёс свой сорокадневный подвиг Иоаким. Его верная богобоязненная супруга Анна, соединясь с ним в супружестве в одно существо, и теперь, в горе, вторит молитвой супругу. И она знает, что просить.
Не останавливаясь пред естественными преградами к исполнению её прошения, она просит чуда. «Разреши болезнь сердца моего и разверзи узы моего неплодия! Да будет рождённое мною принесено в дар Тебе и да благословится и прославится в нём Твоё милосердие».
Пройден искус целой жизнью. И жизнь воспитала и явила праведников. Они всю жизнь верно служили Богу, они звали Его непрестанно и неотступно, они звали Его и тогда, когда ожидать просимого было уже бессмысленно. Одно мановение Его – и вмиг всё меняется.
Сколько примеров знаем мы, подтверждающих, что у Бога нет ничего невозможного. Он один всё может: и падших восстановить, и заблудших обратить, и соблазнившихся исправить, и грешников, совершивших преступления, переменить и сделать праведными, и умерших оживить, и обветшалое обновить.
Если Господь творит несущее сущим, нигде и никогда не являющемуся дарует бытие, тем легче Ему поправить то, что есть и что давно уже было. Господь чудодействует и творит необыкновенные дела, но совершает это не вдруг, не тотчас в ответ на прошение, но испытывая и упражняя терпение терпящих и надежду верных. Нам же, по примеру праведников, надо не падать духом.
В Священном Писании и священной истории нет ни одной лишней буквы, ни одного ненужного события, но всё даётся живущим в пример и назидание на все времена.
Недолго после рождения Дщери прожили престарелые Её родители. Исполняя данный Богу обет, они трехлетнюю Юницу ввели в храм Господень воспитаться в Боге.
Через несколько лет после этого события они скончались.
Иоаким в восьмидесятилетнем возрасте и Анна, пережив супруга на два года, семидесяти лет, отошли ко Господу. Благочестие же своё, воспитанное в превратностях жизни, они передали Дщери своей, вручив Её Богу воспитаться во Святая Святых.
И по примеру Иоакима и Анны, по примеру всех праведников, живущих во все времена, можно сказать, что нет иного действительного искушения и страха, кроме греха. Только грех разоряет жизнь и губит все живое. Bсё же прочее, каково бы оно ни было, кратковременно и не вредит бодрому духу, укоренённому в Боге исполнением данных Ему обетов.
Вспоминая благочестивую семью Иоакима и Анны и рожденную ими благословенную Дщерь, не оглянемся ли мы на себя, на наше время с его духом разорения, а не созидания.
И не зададим ли себе вопрос: в чем причина, где корень жестокой и мрачной непогоды, обступившей мир и ставящей его на край гибели?
Не мы ли – разорители домашней Церкви, не мы ли – нарушители старинных правил семейного порядка, не мы ли – отдавшие чад своих на воспитание в страну далече, где питают их волчцами и тернием и уводят от Отца Небесного, уводят от родителей земных?
Жизнь – трудное дело. И она становится невыносимо трудна, когда из неё изгоняется Бог.
Ведь, когда изгоняется Бог из дома, на Его место приходят злейшие духи, сеющие свои смертоносные плевелы. Мрак и тьма давно начали осуществлять свои смертоносные планы, восстав на семью, на материнство, которое кроет в себе будущее мира – воспитание потомства.
И надо нам с вами это понимать, ибо это – наше настоящее и наше будущее. И в этом наша ответственность пред Богом. Ответственность страшная!
Вслушайтесь в слова, которые сказал великий учитель Церкви Иоанн Златоуст: «Родители, которые пренебрегают воспитывать своих детей по-христиански, беззаконнее детоубийц, ибо детоубийцы тело от души разлучают, а они и душу и тело ввергают в геенну огненную».
За семьдесят лет пленения Церкви сколько поколений выросло порабощёнными мраком безбожия и заражённым материалистическим духом стяжательства и накопления. Люди выросли без Бога. И теперь мы с вами должны входить в реальную обстановку жизни нашей, терпеливостью своей в трудах и молитве пытаться исправить то, что было нарушено.
Многие помнят трагические для вас и детей ваших годы, когда за одно желание воспитать детей в духе христианства грозила опасность потерять их навсегда.
Родителей лишали материнства и отцовства, а детей насильственно отдавали в интернаты и детские дома. Перед вашими детьми закрывали путь в жизнь, закрывали двери учебных заведений. Это страшное время мы пережили.
И оно, безусловно, не могло не оставить рубцов на сердцах наших.
Скольких слез и сердечной боли стоило материнскому сердцу видеть, как то немногое, что удавалось сделать дома, в семье, вытаптывалось в душе ребёнка в школе. И лились слезы, лились молитвы. Не думайте, что они не замечены и не услышаны.
Могут не услышать и не понять люди, но не Бог. А для Бога это не просто слезы, это крестный путь матери-христианки, воюющей за чадо своё против целого мира, против самого диавола.
Это даже не просто крест. Это мученичество. Мученичество за Христа. А благодать Божия всегда укрепляла мучеников, укрепляла она и вас в вашей неравной борьбе за детей, укрепит она вас и теперь.
Только бы не ослабела христианская убеждённость и устремлённость – вера наша. И теперь нам, подобно праведной Анне, надо просить у Господа чуда: «Господи! Разреши болезнь сердца моего.
Да благословится и прославится в рождённом мною Твоё милосердие». И не усомнитесь, чудо совершится по вере вашей.
Но страшно и разрушительно, если у нас-то, у взрослых, вера в Бога остаётся только на словах, а не преображает нашу повседневную жизнь, и сопровождается в нас духовным бесплодием, не имеющим живой жизненной силы Духа Божия. Но и этого чуда просите, и дастся вам.
Всем нам необходимо понять сейчас, что надо срочно спасаться от тлетворного духа времени и возвращать Богу нашу малую Церковь, нашу семью. Надо именно в ней возжечь лампаду христианской жизни в Боге. И только в этом спасение мира, наше спасение.
Мы не преуспеем сразу, нам будет крайне трудно, но делать надо ради жизни в вечности. Ведь отцы и матери, Богом благословенные творцы и покровители детей своих, ответственны за них и за себя.
Не наше ли дело теперь, в пустыне мира, где царят одиночество, суета и равнодушие, тревожная неуверенность и злоба, создать очаг молитвы. Надо помнить, что где двое или трое собраны во имя Божие, там и Господь посреди них. Тогда оживёт дом! И один, и другой, и третий.
Устроятся расстроенные безбожием порядки внутренней жизни семьи и каждого человека. И Царство Божие, вернувшееся в душу, снова начнёт преображать мир. И вернутся дети к Богу, и вернутся к родителям своим из непогоды окружающего мира.
В Священном Писании Господь даёт и не раз напоминает родителям об их особой власти и праве по отношению к детям, даёт им особую силу ходатайствовать о детях пред Богом.
Так давайте же, дорогие мои, пользоваться этой силой и этой властью. Но для этого всем нам надо иметь несомненную веру и дерзновение в молитве.
Есть и ещё одно условие, без которого плода не будет, – это наш повседневный труд в деле воспитания детей. Много, много слез проливается теперь матерью над детьми и от детей. Какую невыносимую тугу и боль несет её сердце, видя чад, отвергающих благое и сознательно избирающих злое.
Мать начинает молиться, она просит Бога о помощи, но не получает её. Почему же? Да потому, дорогие мои, что нельзя возлагать на Бога то, что обязаны были сделать мы сами.
Ведь именно родители, в первую очередь, должны заботиться о детях, засевать землю их сердечек добрыми семенами веры и страха Божия. А, посеяв, кропотливо взращивать посеянное и охранять от непогоды дурных влияний. И для этого нужен труд, нужно духовное напряжение, надо всегда помнить о детях и о своей ответственности за них пред Богом.
Отцы и матери! Одни без детей своих вы спастись не можете – и это надо помнить! Что можем мы ждать от детей, если наша забота о них будет ограничиваться только стремлением накормить и одеть их? А кто сделает остальное? Улица? Школа?
Да и нельзя, дорогие мои, забывать ещё одно. Слова чужого человека, даже и благонамеренного, действуют на ум ребёнка, слово же матери касается непосредственно его сердечка, а слово и пример отца дают чаду силу и энергию к воплощению.
Так не ограничивайте своего влияния на детей только заботой раз в неделю привести их в церковь и оставить в ней на их же произвол. Нет, это не возродит живой веры.
Ваша забота должна состоять в воспитании в детях страха Божия, во внушении им православных понятий, в научении их своим примером, всей жизнью своей. Вникайте в жизнь чада, знайте его думы. Разговаривайте с ним обо всем.
Благословляйте детей ежедневно утром и вечером, даже и тогда, когда их нет дома. А христианский строй жизни в семье с постами, молитвенным правилом утром и вечером, хотя бы кратким и с учётом детских возможностей и занятости, с посещением храма всей семьёй и приобщением всем вместе к таинствам – всё это незримо будет созидать детскую душу. И посеянное в детской душе непременно прозябнет и в зрелые годы.
Веками утверждённый опыт показывает, что крестное знамение имеет великую силу на все действия человека и во всё продолжение жизни. Поэтому необходимо вкоренять в детях обычай чаще ограждать себя крестным знамением, особенно перед принятием пищи, ложась спать и просыпаясь, перед выходом из дома. «Иже крестом ограждаеми, врагу противляемся», – это спасёт детей наших от многих бед и опасностей.
В старину того почитали несчастным, кто знает всё, но не знает Бога. И того считали блаженным, кто знает Бога, хотя бы и не знал ничего другого.
Это не значит, что осуждали образованность, нет, просто мудрость Божия не шла ни в какое сравнение с мудростью человеческой.
Ибо мудрость Божия снабдевает людей высшей правдой и истиной. И постоянное благочестие, обретённое знанием законов Божиих и заповедей Христа, на пути Христовом, ограждает от заблуждений на пути мудрости человеческой.
Так надлежит нам учить детей наших сейчас, воспитывая в них высшую нравственность христианскую, чтобы жили они, чтобы живы были мы, и не захлебнулся бы мир злом окончательно. Так примером нашим и трудом нашим должно нам воспитывать чад своих, учить жить по совести, жить по правде.
Будем же всегда помнить свою ответственность, и приводить на память Слова святых мужей: «Малое деревце, куда наклонишь его, туда и будет расти.
Новый сосуд будет издавать тот запах, каким напитаете его вы, вливая в него или смрадную жидкость, или ароматную и чистую».
Исповедуя во всеуслышание в семье Божию благость и Божие Промышление, будем же давать детям первые уроки богопознания и молитвы. Это будет самый важный урок благочестия, который сохранится в сердце на всю жизнь и сохранит ребёнка в этой жизни для жизни вечной.
Закончу словами святого учителя Церкви Иоанна Златоуста: «Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Мудрый воспитатель создаёт живой образ, глядя на который, радуются Бог и люди».
Так, чтобы не плакать нам ныне от чад своих, чтобы не оплакивать их и себя, когда они вырастут, и чтобы нынешние слезы не стали началом будущих, не будем делать дело Божие – воспитание детей – с небрежением.
Други наши, если мы и теперь не восчувствуем грозящей нам опасности духовного одичания человечества, теряющего постепенно образ и подобие Божие, если не приостановим процесс богоотступничества и утери веры в семьях своих, в себе, то близок срок, когда осуществятся слова Христа Спасителя: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк.18, 8).
Слово в день памяти св. Иоакима и Анны
Образовательный портал «Слово»
Комментировать