<span class=bg_bpub_book_author>священник Михаил Шполянский и др.</span> <br>Азы православия для детей

священник Михаил Шполянский и др.
Азы православия для детей

(4 голоса4.0 из 5)

Как объяснить ребёнку на доступном языке суть православной веры, кто такой Бог, что такое Причастие, зачем ходить в храм и молиться в изложении диакона Георгия Максимова, священника Михаила Шполянского, Алексея Фомина.

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви

Вступление

Всё, что ты узнаешь из этой книги, существует в действительности рядом с тобой, и это не сказка. Но это — удивительнее и чудеснее любой сказки. Это главные тайны мира! Даже некоторые взрослые не знают их, а ты узнаешь!

Хорошенько запомни всё услышанное здесь, ведь это пригодится тебе на всю жизнь! Послушай же самую прекрасную и удивительную историю, самую главную тайну мира, похожую на сказку, в которой ты живёшь, сам того не замечая, но в которой всё правда!

Бог

Однажды очень-очень давно, много-много лет назад ничего не было: ни Земли, ни неба, ни людей, ни птиц, ни растений, ни Солнца, ни Луны. Чтобы как-то представить себе это, можно закрыть глаза. Когда ты закрываешь глаза, то ничего не видишь. Так вот и вначале ничего не было и не существовало.
Бог — это Тот, Кто создал из ничего весь окружающий мир. Вначале Он сотворил небо и Землю. По слову Его появились свет, вода, реки, моря, суша, Солнце, Луна и звёзды. Бог создал этот мир для каждого человека, а значит, и для тебя, чтобы ты был счастлив. Ведь Бог любит нас, как добрый отец — своих детей. Господь Бог — один, и нет других богов. Он — невидимый, но всегда находится рядом с тобой.
Без Него мы не смогли бы ни двигаться, ни дышать… Увидеть Его могут только те, у кого чистое сердце, кто верит в Него и своими добрыми делами становится похожим на Него… К Нему можно ходить в гости — в церковь — и разговаривать с Ним. Он всё слышит и видит, и помогает… и наказывает… и всё знает… Он нас всех любит.
Когда Бог создал Землю, на ней не было ничего и никого. Затем Он создал растения, животных, рыб, птиц и человека, и всё-всё-всё, что мы видим в природе. И величественные закаты, и могучие деревья в лесу, и морской прибой, и звёздное небо — всё создано столь красиво и премудро, что тысячи поэтов из всех народов не уставали воспевать, а тысячи художников — рисовать эту красоту Божьего мира.
Бог дал жизнь и каждому из нас. Он сотворил первых людей — Адама и Еву, у них потом родились дети, а у них — свои дети, и так постепенно образовались целые народы.
Бог был всегда, Он не имеет ни начала, ни конца. Он может сделать всё, что захочет, Он важнее всего на свете, Он управляет всем на небе и на Земле. Он каждую минуту заботится о тебе, видит тебя, и знает все твои мысли, дела и поступки. Но не отнимает твою свободу, а, наоборот, даёт право выбора: любить Его и быть с Ним или не любить Его и быть далеко от Него.
Поскольку Бог — это источник настоящего счастья, то люди, которые любят Его, становятся счастливы, а те, кто не любит Бога и делает зло, становятся несчастными. Господь хочет, чтобы все люди были счастливы и всех зовёт к Себе, но никого не заставляет.
Ты знаешь, что если дотронуться до горячего, можно обжечься, если подбросить вверх мячик, он упадёт, а если поставить бутылку с водой в морозилку, то вода превратится в лёд. Всё это связано с законами природы, то есть, той части мира, которую мы можем видеть глазами или изучать с помощью приборов, — например, микроскопа или телескопа. Законы природы установлены Богом. Но кроме видимого есть ещё мир невидимый — его нельзя увидеть не только глазами, но даже точнейшими приборами. Но мы можем немножко почувствовать этот мир своей душой. И в нём тоже есть свои особые законы, о которых знает Бог и те, кто доверяет Ему.

Ангелы

До того как создать наш мир, Бог сотворил Ангелов — невидимых для нас, добрых духов, которые живут с Богом в духовном мире, служат Ему и относятся к нам с большой любовью. Ангелы помогают нам избежать опасности, защищают нас в трудные моменты, просят Бога за людей. Они помогают в добрых делах, поддерживают в трудных обстоятельствах, избавляют от внезапной смерти и от разных опасностей. Одним словом, Ангелы — наши заступники пред Богом, наши помощники в бедах. Также Господь иногда посылает их на Землю возвещать Свою волю людям. У каждого из нас есть свой Ангел-Хранитель. Его невозможно увидеть, но можно почувствовать, что он рядом. Бог поручил ему заботиться именно о тебе. Если ты любишь тех, кто рядом с тобой, если хочешь помогать другим, если на душе у тебя светло и радостно — значит, твой Ангел-Хранитель распростер над тобой свои светлые крылья. Он тебя поддерживает и утешает, подсказывает, как поступить правильно. Но когда человек делает зло, он не слышит своего Ангела-Хранителя и лишается его помощи.

Демоны

Давным-давно один из великих ангелов, которого звали Денница (Люцифер), стал гордым и самолюбивым, так что захотел даже, чтобы все другие Ангелы поклонялись ему как Богу. Он восстал против Творца и заразил своей гордостью ещё некоторых ангелов, и поскольку они не захотели раскаяться, то оказались изгнаны из ангельского мира. Они перестали быть ангелами, и Денница стал называться сатаной (противником) и диаволом (клеветником), а те, кто за ним последовал, — демонами или бесами. В них не осталось ничего доброго, они ненавидят Бога и всё, что Он создал. Эти силы настраивают людей против Бога, внушают им, что Бога нет, стремятся склонить людей к грязным, мерзким поступкам (грехам), призывают их совершать такие дела, которые нарушают волю Господа. Они хотят сделать других похожими на себя, чтобы и люди мучились бы так же, как мучаются они. Они любят издеваться над людьми и запугивать их, в том числе и через страшные сны. Диавол и бесы невидимые. Они подсказывают людям злые мысли, причём так, что людям кажется, будто это их собственные мысли. Через это бесы подталкивают людей к дурным поступкам, подстрекают нарушить закон, установленный Богом, чтобы потом человек стал несчастным и погиб. Бесы и тебе могут предлагать дурное, поэтому, когда на ум приходят злые, гадкие мысли и тебе хочется сделать что-то нехорошее (например, обозвать кого-то, оскорбить, ударить, обмануть, украсть, оставить в беде) — знай, что это мерзкие бесы предлагают тебе, чтобы сделать тебя несчастным. То они начнут уговаривать поспать или пошалить вместо молитвы или вместо помощи старшим, то обмануть, а то и взять что-то чужое. Или начинают разжигать в нас какие-нибудь плохие чувства — обиду, злость, зависть или жадность. Но того, кто знает про их хитрости, им нелегко обмануть, а христианину, который любит Бога, они никак не могут повредить. Бесы смелы только против тех, кто слабее их, а перед сильными трусливы, и они боятся Бога, и наших друзей-Ангелов, которые сильнее их. Бесы сами ничего с нами сделать не могут, они получают власть над человеком только если он сам начинает им доверяться, слушать их и выбирает зло. Они очень коварные. Если они видят, что ты их не слушаешь и уклоняешься от их злых дел, то они могут воздействовать на тебя через другого человека. Например, они внушают ему посоветовать тебе сделать такой поступок, который нарушает заповеди Божии. Но они не могут заставить тебя сделать плохое без твоего решения. Ты можешь не соглашаться, и когда они склоняют тебя к злу, молись Богу, чтобы Он защитил тебя. Этого они боятся, и над верующим христианином не имеют власти. Когда бесы подбрасывают тебе плохие мысли (помыслы), ты можешь молитвой отбивать их от себя.

Ангелы и бесы рядом с тобой

Отличить, кто с тобой разговаривает (бесы или Ангелы), можно так: если у тебя возникает в мыслях чувство злобы, обиды или гнева, раздражения, если не хочется ничего делать, хочется только капризничать, сердиться, или, например, рождается мысль ударить кого-то, обмануть, не поделиться с кем-нибудь — это на тебя нападают бесы. Если у тебя спокойствие и мир в душе, добро, и любовь к окружающим — значит, рядом с тобой Ангелы. Так что следи за своими чувствами, мыслями, желаниями, поступками и словами! Ведь грехом является не только какой-то плохой поступок (действие), но и скверные желания. Каждое плохое дело начинается в мыслях. Если человек откажется от него в мыслях, то уже не сделает, а если согласится со злой мыслью, то и сделает злой поступок. Поэтому святые люди побеждали зло, отбрасывая плохие мысли. Если же ты уже всё-таки начал капризничать, сердиться, грубить и громко кричать, или обижаешь кого-то — ты уже поддался желаниям бесов, и они записывают твои злые дела и радуются тому, что ты будешь за них наказан. Не поддавайся, отгоняй от себя гнусных бесов, не слушай их гадких подсказок, а, наоборот, чаще советуйся со своим святым Ангелом-Хранителем. Молись ему, проси его о помощи и прислушивайся к тому, что он тебе говорит в совести твоей, — и так начнешь жить в согласии с Богом и будешь счастлив. Отогнать от себя бесов можно молитвой, крестным знамением, регулярным посещением храма, Причащением, — об этом мы расскажем дальше. Храни свою душу незапятнанной, чистой от грехов. Если случилось вдруг сделать плохое дело — поспеши очиститься от него, попросив прощения у Бога и у того, кого ты обидел, и больше не позволяй бесам обмануть тебя и снова вовлечь в грех.

Первые люди — Адам и Ева

Сразу после того, как Бог создал первых людей — Адама и Еву, Он поселил их в прекрасном саду под названием рай. Там было всё, что нужно для счастливой жизни, их окружала такая красота, какую нам даже невозможно представить. В раю росло дерево жизни — питаясь его плодами, человек оставался бессмертным, не чувствовал боли, не болел. Господь создал человека, чтобы поделиться с ним Своим счастьем. Но разделить это счастье может только тот, кто любит. Бог любил Адама и Еву и дал им заповедь: они могли есть плоды любого дерева в раю, кроме одного. Бог дал такую заповедь, чтобы первые люди могли, послушавшись её, показать свою любовь к Богу. И тогда они вечно были бы счастливы с Богом и никогда бы не умирали. Но Адам и Ева не захотели так полюбить Бога, и поэтому доверились совету диавола, который предложил им нарушить заповедь Божию. И они вкусили от плодов запретного дерева, и так совершили первый грех. Господь готов был их простить, если бы они раскаялись, но вместо раскаяния Адам и Ева стали оправдывать каждый себя и сваливать вину на другого. И тогда они были изгнаны из рая, и стали подвержены болезням, старости и смерти. Если срезать цветок или ветку, они ещё некоторое время будут зелёными, но очень скоро завянут и умрут. Так и Адам с Евой, когда попробовали запретный плод, сразу же оказались отрезанными от Бога, от источника питающего их жизнь, и со временем умерли.

Первый грех

Сразу же после того, как Адам и Ева последовали дурному совету, совершили грех и не захотели в нём каяться, они были отлучены от Бога и попали под власть сатаны. А поскольку Адам и Ева были первыми людьми на Земле, нашими прародителями, то через них все люди стали грешными. Библия говорит, что даже новорождённые дети уже являются грешниками. Как бывают болезни, которые передаются по наследству от родителей детям, так и грех перешёл к нам по наследству от прародителей, поэтому все мы нуждаемся в ком-то, кто бы освободил бы нас и от наследственного греха, и от тех грехов, которые мы совершили по своей воле. Последствия греха Адама и Евы отразились не только на них, но и на их детях, и на детях их детей, на нас с тобой, на всей Земле. Мы живём в мире и постоянно страдаем от этого проклятия. Мы сталкиваемся с болезнями, болью, слабостью, тяжёлым трудом, стихийными бедствиями, печалью, горем и смертью. Ничего такого не существовало до грехопадения Адама и Евы. Чтобы помочь людям, Господь дал Свои заповеди в Библии как закон, чтобы люди могли узнать Его волю. Потому что добро — это то, что согласно с волей Бога, а зло, — это то, что противно Его святой воле. Знание заповедей Божиих помогало уклоняться от совершения новых грехов, но не спасало людей от тех грехов, которые они уже сделали, и через которые над ними получил власть сатана.

Спаситель

Поэтому Бог через Своих пророков в Библии пообещал, что однажды в мире появится Тот, Кто избавит людей от греха и освободит их от рабства диавола. С тех пор все последующие поколения ожидали, когда же, наконец, придёт этот обещанный Спаситель. Если путник, идущий по болоту, проваливается в трясину, то он не может вылезти сам. Только тот, кто стоит на твёрдом месте, может вытащить его. Так и человек, попавший под власть греха, не мог сам ни себя очистить, ни помочь другому грешнику. И всё человечество находилось в трясине греха, ожидая Того, Кто, будучи Сам без греха, сможет спасти погибающих. И Бог Отец послал на землю Своего Сына Иисуса Христа, чтобы Он спас мир от власти греха и смерти. И вот в маленькой пещерке (вертепе) родился Богомладенец Иисус. Маму Его звали Дева Мария. А мы называем её ещё Богородицей, потому что Она родила Бога Иисуса. Земного отца у Иисуса не было. Отцом Иисуса Христа был Небесный Бог Отец. До 30 лет Иисус Христос жил со Своей семьёй, и только самые близкие люди знали, что Он — Бог, ставший человеком. А в 30 лет Христос вышел на служение людям, чтобы сблизить их с Богом. Он призвал учеников — апостолов и стал учить людей жить по воле Божией и в настоящей любви. Господь Иисус Христос совершал многие чудеса. Слепые начинали видеть, а больные выздоравливали, лишь прикоснувшись к краю Его одежды, а тех, кого мучили бесы, Он освобождал, прогоняя мучителей. Однажды пятью, а в следующий раз — семью хлебами Он накормил в пустынном месте несколько тысяч человек, так что всем хватило. Он ходил по воде, словом укрощал бурю, и даже воскрешал мёртвых. И вот, когда Он узнал, что скоро Его убьют, Он захотел в последний раз собраться со своими учениками на праздничную трапезу. Когда ученики с Иисусом Христом расположились за столом, Он взял хлеб, разломил и раздал им, сказав: «Это — Моё Тело». Потом Он взял чашу с вином и сказал им: «Это — Кровь Моя». Так Иисус Христос первый раз причастил людей и завещал, чтобы все, кто Его любит, также причащались. Вожди и правители думали, что Он хочет отнять у них власть, они озлобились на Него и стали Его преследовать. Христос мог бы их всех наказать, мог бы огнём спалить — Он ведь Всемогущий Бог! — но Он всех жалел, даже этих злых людей. Понять то, что происходит во время Причастия, нам помогут примеры из жизни. Когда человек сильно болен и у него плохая, больная кровь, врачи делают переливание крови, вливая в него кровь здорового человека, и больной выздоравливает. А когда у человека очень больные почки и он может умереть, кто-то здоровый дарит ему свою почку, то есть, часть своего тела, и врачи пересаживают в тело больного здоровую почку, чтобы тот выздоровел. Также и в Причастии мы принимаем безгрешные Тело и Кровь Христа, чтобы выздоровели от болезни греха наши тело и кровь. Но человек не может есть тело и кровь, поэтому Господь делает так, что чудесным образом мы можем принимать Его спасительные Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Когда человек причащается в храме, он отдаёт себя Христу, а Христос входит в него, в его жизнь.

Распятие

Добрые люди любили Иисуса Христа, а злые и гордые ненавидели Его. И особенно иудейские старейшины и книжники ненавидели Его за то, что Он обличал их ложное учение и беззаконную жизнь, и завидовали Ему, потому что народ уважал Его за учение и чудеса больше, чем их. Потому они оклеветали Его и осудили на смерть. И вот враги Сына Бога — Иисуса Христа — напали на Него, схватили, стали над Ним издеваться и, наконец, решили казнить Его. Но и тогда Иисус не стал им мстить, а просил Бога Отца, чтобы Тот простил их, и говорил, что они не знают, что делают. Он испытывал ужасные мучения. На Него надели терновый венец из растений с шипами (терниями). После этого Его били тростью по голове. Перед распятием Иисуса Христа предали на бичевание. После этого было самое тяжелое, мучительное и смертельное испытание: распятие на кресте. Его руки и ноги прибили огромными гвоздями к деревянному кресту и оставили так умирать. Перед тем, как Его взяли враги, Господь Иисус Христос сказал: «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимет её у Меня; но Я Сам отдаю её». Он мог в один миг победить злодеев, которые пришли, чтобы увести Его на мучения и казнь, но Он не сопротивлялся им. Почему? Потому что Он знал, что через них действует диавол, который привык управлять людьми и губить их. Люди попали под его власть из-за грехов, которые совершали, и, как наказание за грех, получали смерть, а после смерти — ад. Но Иисус Христос не совершил никакого греха и, добровольно приняв смерть, Он разрушил власть диавола, потому что сказал: «Я принимаю смерть за грехи тех, кто верит Мне». А значит, они уже освобождаются от необходимости следовать по пути, ведущему в ад. Бывает так, что человек берёт у кого-то деньги в долг, а затем не может вернуть. И тогда ему говорят: если ты не отдашь долг, то посадим тебя в тюрьму! Он боится, но не может отдать, потому что у него нет денег. И вдруг приходит кто-то, кто из своих денег оплачивает его долг, чтобы спасти должника от тюрьмы. Так и Господь сделал для нас, только заплатил не деньгами — они в духовном мире ничего не значат, — а Своей жизнью. И это доказательство Его великой любви к нам, потому что ради нас Он пожертвовал Собой, чтобы мы могли жить вечно с Богом в Царствии Небесном. Он умер, но смерть не могла удержать Его, и через три дня Христос ожил, воскрес из мёртвых!

Воскресение

Воины, сторожившие гроб, с ужасом узнали о воскресении Христа, когда Ангел Господень отвалил камень, которым был закрыт Его гроб, и при этом произошло великое землетрясение; Ангелы возвестили о воскресении Христа. Так Иисус открыл нам путь ко спасению — сломал двери темницы смерти. И с тех пор смерть уже не страшна, кончилась её власть. Теперь каждый может пойти за Христом, и, как и Он, в будущем может воскреснуть и жить вечно — но только с Воскресшим Христом, только веря в Него, только выполняя Его заповеди. И все добрые люди, все христиане, дети Христовы, в самый светлый и радостный праздник года — на Пасху — поют о том, что Христос победил смерть, воскрес из мёртвых и подарил нам вечную жизнь. Все весело говорят друг другу: Христос Воскресе! И в ответ слышат такой же радостный возглас: Воистину Воскресе!

Святая Троица

Христиане верят, что Бог — один, ибо Он один по природе, и что Бог — троичен, ибо у одной божественной природы есть три Лица-Личности: Отец, Сын и Святой Дух. Но это не три бога, а один триединый Бог. Любовь делает Отца, Сына и Духа единым. Если мы возьмём три зажжённые свечи и соединим пламя, то свечи будет три, а пламя одно. Так и божественная природа, из Отца изливаясь в Сына и Духа, не разделяется, но все три Личности пребывают одна в другой. Как пламя свечи, зажигая другую свечу, не уменьшается, так и Отец, рождая Сына и испуская Духа, не уменьшился ни в чём. Бог всегда есть Троица. Не было «момента», когда у Отца не существовало Сына или Духа. Любое действие Бога есть действие Троицы. Отец не действует отдельно от Сына или от Святого Духа — и наоборот. Когда, услышав об этом, язычники спросили у святого Патрика, просветителя Ирландии, «как три могут быть одним?», тогда святой склонился к земле, сорвал трилистник клевера и сказал: «Разве вы не видите, что это одновременно и один листок, и три листка? Так и в Троице одна природа и три Личности». А когда другому православному святому, Кириллу, просветителю славян, задали тот же вопрос, он показал на Солнце, говоря: «Видите на небе круг блестящий, и от него рождается свет и исходит тепло? Бог Отец, как солнечный круг, без начала и конца. От Него рождается Сын Божий, как от Солнца свет, и, как от Солнца вместе со светлыми лучами идёт тепло, исходит Дух Святой. Всякий различает порознь и круг солнечный, и свет, и тепло, а Солнце одно на небе. Так и Святая Троица: три в Ней Лица, а Бог единый и нераздельный». Поскольку Бог создал мир, то мы видим в нём примеры, помогающие понять тайну Триединства. Но это всего лишь примеры, а полностью Бога постичь невозможно. Однако, хотя человек не может выпить всё озеро, он может и для него необходимо пить воду понемногу, так же и с познанием Бога. Тайну Святой Троицы нельзя постигнуть в один момент, потому что невозможно уместить Бога, Который больше всего мира, в маленькую голову человека. Но мы можем постигать её постепенно, по мере того, как очищаем сердце от грехов.

Душа

Человек состоит из души и тела. Тело человека после смерти закапывают в землю, и оно превращается постепенно в пыль (прах). А о том, что такое душа, большинство людей даже не задумывается! Душа способна жить без тела человека. Что ты видишь, глядя на себя в зеркало? Твоё тело. Душу нельзя увидеть в зеркале, она невидима. Душа оживляет тело и действует в нашем мире через тело. Она проявляет себя чувствами: гнев, радость, обида, любовь. Способность думать, узнавать новое, заниматься творчеством, создавать что-то — это тоже жизнь души. Для неё требуется особая, душевная, пища: музыка, чтение, поэзия, живопись, впечатления, общение с другими людьми, но самое главное — молитва…

Смерть

Любой человек когда-нибудь умирает. Смерть наступает, когда душа человека отделяется от тела. Но это не значит, что человек исчезает совсем. Просто он на время теряет своё тело и лишается возможности жить и действовать в нашем мире. Но его душа остаётся жить, уходя в другой, духовный, мир. При этом она может видеть, слышать, думать. Представь, что твой папа уехал в другой город и не может тебе позвонить, потому что у него нет телефона. Но ты точно знаешь и веришь, что твой папа жив-здоров, находится в другом городе, просто не может тебе позвонить. Однако ты можешь по почте послать ему посылку с продуктами, и он её получит. Так и после смерти человека его душа оказывается в другом, недоступном для нас, месте, но ты также можешь послать ему «посылку», когда подашь в храме записку об упокоении души его, поставишь за него свечку, помолишься Богу. Господь сделал так, что человек не исчезает совсем, просто сначала его все видят на Земле, а потом он умирает телом и живёт дальше невидимым для людей — бессмертной душой. Когда ночью в комнате выключают свет, то становится так темно, что ничего не видно: ни стола, ни шкафа, ни лампы. Но мы понимаем, что они никуда не делись — просто глазами их теперь не видно. Также и с нашими умершими — они не исчезают, просто мы не можем их видеть. Людям очень грустно, когда их близкие умирают. Действительно, расставаться очень тяжело. Но христианин не отчаивается, потому что помнит, что Милосердный Господь пресекает земную жизнь человека именно в тот момент, который является самым лучшим для его спасения, и что в будущем мы сможем встретиться с теми, кто дорог нам, если нас объединяла христианская вера. Поэтому помни, что смерть ближнего — это всего лишь временная разлука.

После смерти

Что происходит с душой после смерти? Она должна пройти самое серьёзное испытание, после чего получает то, что выбрала и что заслужила своей земной жизнью. Во время этого испытания умерший попадает на суд Бога, где должен дать ответ о том, как жил на Земле, верил ли во Христа, выполнял ли Божьи заповеди. За каждое сделанное дело и каждое слово придется ответить. И счастлива та душа, которая искренне воскликнет: «Люблю Тебя, Господи! Всю жизнь искала Тебя и старалась жить так, как Ты учишь. А в чем преступила заповеди Твои святые, в том горько скорбела и каялась!» И услышит она ласковый голос Небесного Отца: «Войди в радость Мою!» Но Бог не примет к Себе душу, которая не любила Христа, не верила Ему, не слушалась в своей земной жизни Его законов. Такая душа навсегда останется в страшной тьме и в муках, порождённых сделанными грехами. Представь, что холодной ночью в лесу горит костёр. Если подойти к нему, то станет тепло и светло, а если отойти, то оказываешься в темноте и стучишь зубами от холода. Это потому, что огонь источает тепло и свет. Так и наш добрый Бог источает радость и счастье, поэтому насколько человек приближается к Нему верой, любовью и добрыми делами, настолько он становится счастливым. А насколько удаляется от Бога грехами, настолько становится несчастным. В этой жизни каждый человек делает выбор — с Богом он или с грехом. А после смерти мы получаем то, что выбрали — вечную радость и счастье с Богом (рай) или вечное страдание и несчастье без Бога (ад). Рай и ад — это не просто хорошее и плохое место, — это то, какими мы становимся из-за того, что выбираем. И как невозможно, уходя от того костра, не оказаться во тьме и холоде, так невозможно и тому, кто не любит Бога и отходит от Него, не оказаться в аду. Жизнь на Земле — это как маленькая чёрточка во времени. А жизнь вечная — это как длинная-длинная линия, у которой не видно конца. Вот почему важно сохранять душу в чистоте, потому что от привычек и наклонностей души на Земле зависит её участь в жизни вечной. В каком виде душа покидает земной мир, в таком виде она и проводит потом бесконечное время. Жизнь на Земле — лишь подготовка к жизни души на Небе.

Воскресение мёртвых

Бог любит не только нашу душу, Он любит и тело, в котором мы живём. Настанет день, когда Бог совершит великое чудо — оживит тела всех умерших и снова соединит их с душами. Однажды знаменитого учёного Исаака Ньютона, который был верующим человеком, спросили, как Бог может воскресить людей, когда их тела давно истлели, рассыпались в прах и перемешались с землёй. Вместо ответа Ньютон взял горсть земли, насыпал в неё металлической пыли, перемешал, а затем поднёс магнит — и пыль сразу отделилась от земли, прилипнув к магниту. «Если нам, — сказал учёный, — легко это сделать, то Богу, Который создал весь мир, нет никаких затруднений воскресить людей». Во время Великой Отечественной войны враги взорвали одну древнюю церковь, в которой были прекрасные фрески. Всё разлетелось на мелкие осколки во все стороны. Но после войны пришли учёные и стали собирать разлетевшиеся части. Они просеивали землю, подбирали мельчайшие частицы фресок, затем долгие годы сортировали их, складывая, как мозаику. И наконец, смогли собрать заново древние изображения, которые, казалось, погибли навсегда. Если люди могут восстановить то, что сделали, даже когда это разрушено, то тем более Бог может воскресить людей, которых Он Сам и создал. Для Бога всё легко, даже самое великое чудо.

Всеобщий суд и то, что будет после него

Однажды наступит день, когда время нашего мира закончится. Тогда Бог воскресит всех людей, живших на Земле, и все предстанут на Суд Божий. У каждого будет список его добрых и злых дел. Ведь все дела — и добрые и плохие — записываются Ангелами и бесами. Ни одна мысль, ни один злой поступок не будут пропущены. В нашем земном мире злодей иногда уходит от наказания, потому что может обмануть людей, но Бога обмануть невозможно, поэтому на Суде Божием каждый получит по заслугам. Также и добрые люди получат награду за всё хорошее, что было сделано ими во имя Христа. В Царстве Небесном Бог соберёт всех святых, всех добрых верующих людей. Там не будет ни зла, ни бед, ни болезней, ни смерти, там никого не будут обижать, никто не будет плакать, там все будут радостные и счастливые в любви Божией. И им будет очень интересно, потому что Сам Бог будет учить их и рассказывать Свои тайны. Мало кто знает об этом, но на самом деле для настоящего христианина рай немножко начинается уже здесь. Еще до смерти, в этой земной жизни он может ощутить духовную радость и счастье бытия с Богом. Вот почему святые люди были такие радостные и других людей тянуло к ним, так что даже неверующие чувствовали, что с ними хорошо, и стремились увидеть их. Но и для закоренелых грешников ад начинается уже здесь. Вот почему они, даже если добиваются богатства, остаются неспокойными, часто унывают и раздражаются, делая несчастными окружающих — потому что внутри они сами несчастны. Но и эти душевные страдания грешников, и счастье святых — это только малая частица того, что ожидает их после воскресения и суда Божия.

Промысл Божий

Когда ты смотришь на жучка, который ползет по земле, ты видишь, что ждет его далеко впереди, а сам жучок видит только вблизи себя и не может увидеть даже на расстоянии твоего шага. Так и Бог видит путь каждого человека, куда тот стремится, идёт в своей жизни — в правильном направлении или по пути к обрыву. Бог над временем, Он знает твоё прошлое, настоящее и будущее. Перед Ним всё как на одном листе бумаги, одновременно. Он знает, что с тобой может произойти завтра. По Своей великой мудрости Бог может даже зло, которое человек делает, обратить на пользу другим людям. И Он устраивает события нашей жизни так, чтобы они были полезны для нашего спасения. Такая Его забота и называется Промыслом. Но Господь ничего нам не навязывает, поэтому от самого человека зависит, как он воспользуется обстоятельствами своей жизни — на добро или на зло. Спаситель сказал, что даже самая малая птичка не упадёт без воли Божией, тем более ничто в нашей жизни не может произойти помимо Его воли. Всё доброе и хорошее посылается Господом, ибо Он — вечный источник всех благ. Всё же злое не посылается непосредственно Богом, ибо у Бога нет и тени зла. Но Господь допускает иногда испытать нам и нечто неприятное и тяжёлое ради нашей пользы и спасения. Точно так же и наши родители дают нам иногда горькие и неприятные лекарства, чтобы мы выздоровели. Многие люди рассказывали, как пережитые ими тяжёлые испытания и беды в итоге делали их мудрее, лучше и сильнее, помогали выздороветь от той или иной греховной болезни. Каждая минута твоей жизни, все жизненные обстоятельства, встречи, общение с другими людьми — это испытание тебя, проверка твоих мыслей, желаний и поступков: с Богом ли ты? В течение всей жизни каждый день с тобой будут происходить различные события, ты будешь общаться с другими людьми, будешь попадать в различные ситуации, возможно и тяжёлые жизненные обстоятельства будут встречаться на твоём пути, но будь твёрдо уверен, что Бог не оставляет тебя ни на одну минуту. А если с тобой и происходят какие-то беды и неприятности, то это лишь с той целью, чтобы сделать тебя лучше, чтобы ты проверил самого себя — живёшь ли ты по Божьим заповедям, — чтобы выработать в тебе лучшие качества, закалить твою душу (как, например, тело закаляют холодной водой, чтобы не простужаться зимой). Через всё это Бог даёт тебе возможность сделать твою веру совершенной. Поэтому, когда случается в нашей жизни что-либо приятное или неприятное, нам следует призадуматься над тем, для чего Бог посылает это. И если мы поймём, то сможем правильно поступить и получить большую пользу даже от самой неприятной ситуации. Но чтобы нам научиться разгадывать замысел Божий, мы должны знать Его святую волю, которая записана в Священном Писании и в Священном Предании Православной Церкви.

Библия

Библия или, другими словами, Священное Писание — это самая важная в мире Книга, которая писалась многими людьми — пророками и апостолами — на протяжении более тысячи лет. Бог сообщал им то, что Он хотел рассказать всем людям. Библия — это единственная книга, автором которой является Бог. Она имеет такую силу, что смогла изменить жизнь многих людей. Не забывай, что когда ты читаешь Писание, к тебе обращается Сам Господь. Но читать эту святую книгу надо помолившись, а прочитав, подумать, как это можно исполнить в жизни. Библия научит тебя, как правильно жить, делать добро и избегать зла. Когда ты не знаешь, как поступить, слова этой Книги укажут тебе правильный путь. Человек, который знает Писание, похож на того, кто идёт по ночной дороге с фонариком в руках. Он освещает себе путь и видит, куда идти. А тот, у кого нет фонарика, спотыкается в темноте, падает в ямы и сбивается с пути. Если для христианина в Библии кажется что-то непонятным, он смотрит, что писали про это место святые люди, через которых Сам Бог объяснил Своё слово, — и так узнаёт истину.

Священное Предание

Наверное, ты мог слышать от мамы или папы истории про твоего дедушку или прадедушку. А может быть, в вашей семье хранится история о каком-то более далёком предке. В любой хорошей семье есть семейное предание, — когда люди из поколения в поколение передают рассказы о чём-то важном из жизни своего предка и благодаря этому память о нём сохраняется даже у тех потомков, которые никогда его лично не видели. Церковь тоже в определённом смысле большая семья, потому что объединяет тех, кто через Христа был усыновлён Богу и стал сыном или дочерью Отца Небесного. Поэтому в Церкви люди обращаются друг к другу со словом «брат» или «сестра», так как во Христе все православные христиане становятся духовными братьями и сестрами. И в Церкви тоже существует передаваемое из поколения в поколение Священное Предание, восходящее к апостолам. Они общались с Самим Господом Иисусом, и от Него узнали истину. Её они передавали другим людям. Что-то апостолы записали, и это стало Священным Писанием Нового Завета, но что-то передавали не записывая, а устно, или же примером своей жизни, — как раз всё это и сохраняется в церковном Предании. Священное Предание — это передача не только слов и мыслей апостолов, но и святого образа жизни, угодного Богу. Вот почему, читая жития святых, мы видим те же подвиги и ту же любовь к Богу и людям, какие видим в жизни апостолов. В случае семейного предания люди могут что-то со временем забыть и потерять часть истины. Но Священное Предание никогда не теряет ни одной части истины, полученной вначале, потому что в Православной Церкви всегда существует Тот, Кто знает, как всё было и как есть на самом деле — Святой Дух. Во время Прощальной беседы Господь Иисус Христос сказал Своим апостолам: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины… Утешитель, Дух Святой, Которого пошлёт Отец во имя Моё, научит вас всему и напомнит вам всё, что Я говорил вам… Он будет свидетельствовать обо Мне». И Дух Святой сошёл на апостолов, и с тех пор все две тысячи лет пребывает в Православной Церкви. Древние пророки, а позднее — апостолы, могли говорить слова истины, потому что общались с Богом и Дух Святой вразумлял их. Однако после апостолов это не прервалось, ведь святые отцы также общались с Богом и были вразумляемы Тем же Самым Святым Духом, что и апостолы. Священное Предание — это вечная память Церкви. Святой Дух, всегда действующий через святых отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения. Поэтому, живя в Православной Церкви, человек может изучать истину христианской веры и стать святым. Когда кто-то хочет узнать, какова истина по какому-либо вопросу веры, он обращается к трудам святых отцов и из них узнаёт всё. Тот, кто верит святым отцам больше, чем себе, никогда не собьётся с пути. Святые Ты, конечно, слышал про святых людей. Их иконы украшают храмы, и миллионы людей по всему миру почитают их. Кто же они такие? Это были обычные, простые люди, как мы с тобой, но они в какой-то момент обратились к Богу всем сердцем своим. Они прошли до конца по тому пути спасения, который открыл нам Иисус Христос. Они всей душой полюбили Бога, исполнили Его святую волю и освободились от власти греха. Многие из них прославили Бога не только своей жизнью, но и своей смертью, — это мученики. Когда враги заставляли их под угрозой смерти отречься от Бога или совершить грех, они отвечали, что лучше умрут, но от Бога не отрекутся. Это самые смелые люди на земле. Они ничего не боялись. Ни смерть, ни боль, и ничто другое не могло испугать их и заставить сделать грех. Потому что если кто-то по-настоящему доверяет Богу, он уже ничего не боится. Диавол знает, что люди неверующие или маловерные полагаются не на Бога, а на самих себя, и у каждого есть что-то, чего он боится. Этот страх — словно поводок с ошейником, надетый на человека. Дёргая за этот поводок, диавол заводит человека даже в такие грехи, которые он совсем не хотел делать. Но святые были свободны от страхов, и диавол не мог манипулировать ими. Святые стали очень близки к Богу, и Он скоро откликался на их молитвы и творил чудеса через них. Святые исцеляли больных, спасали обречённых на смерть, воскрешали умерших, Господь открывал им будущее и мысли других людей. Они светились радостью, и многие люди хотели подружиться с ними, спросить их совета. Часто их любили не только христиане, но и люди других религий и даже неверующие. Они чувствовали в них благодать Божию.

Благодать Божия

Помнишь, мы говорили о тепле, которое исходит от солнца или огня? Благодать — это такая добрая сила, которая исходит от Бога и действует на человека, привносит в его душу неземной мир, тишину, радость, сладость, тепло, свет. Святой Силуан Афонский говорил, что обычные люди, погружённые в суету мира и связанные грехами, не чувствуют благодати Божией, но тот христиан, который почувствовал, ценит её превыше всего на свете. И даже если ему предложат стать царём над всем миром, он не порадуется этому и откажется, потому что радость от правления всем миром — ничто по сравнению с радостью от благодати Божией. Но тот, кто не чувствовал её, не понимает этого, так же, как тот, кто никогда не ел мёда, не знает, каков его вкус, и не поймёт, даже если будет читать в книгах подробное описание. А тот человек, который чувствовал благодать, уже не променяет её ни на что другое. Вот почему многие святые уходили из мира и становились монахами, а некоторые даже становились затворниками, жили совершенно одни. Они это делали не потому, что не любили других людей, а потому, что хотели научиться совершенной любви к Богу, и сделать так, чтобы ничего не отвлекало их от этой любви, которая привлекает благодать Божию. И, окрылённые благодатью, они молились за всех людей и за весь мир, и именно по их молитвам Господь избавляет мир от многих бед.

Что делать, чтобы стать святым?

Каждый человек может стать святым. Просто не все этого хотят по-настоящему. Но как же все те люди, чьи иконы мы видим в храме, достигли святости? Они полюбили Бога всем сердцем, и всей душою и всеми мыслями, а всех окружающих людей любили как самих себя, и даже больше, чем себя, потому что нередко жертвовали собой ради других. Они ставили Бога в своих мыслях на первое место, не поклонялись ложным богам и не участвовали в обрядах чужих религий, чтобы не нарушить верность Ему. Они исполняли заповеди Божии: уважали родителей и вообще старших, никому не завидовали и даже в мыслях не допускали причинить кому-то зло, — как, например, лишить жизни, отнять чужое, унизить другого человека, навредить его здоровью. Они не обманывали, не обижались, не гневались, не кричали, не ругались, не завидовали, не объедались, не унывали, не хвастались, не превозносились перед другими, не гонялись за дорогими вещами. Они защищали обиженных и не позволяли ругать веру и Церковь. Они помогали тем, кто нуждался, и утешали тех, кто печалился. Они проповедовали веру среди неверующих и приводили их ко Христу. При этом святые соблюдали заповеди Божии не просто внешне, а искренне, так что они стали частью их жизни, проникли в их сердце. И через это святые стали счастливы, поскольку заповеди Христовы — это путь к счастью человека. Заповеди Божии можно сравнить с законами природы: законы природы регулируют физический мир, а заповеди Божии — духовный мир, жизнь нашей души. Если человек не верит в существование электричества, его всё равно ударит током, когда он неосторожно полезет в розетку. Так и если человек не верит в Бога, он всё равно будет страдать от своих грехов, потому что законы духовного мира действуют на него так же, как и на других людей. А кроме исполнения заповедей святые твёрдо хранили православную веру, боролись с грехом, преодолевали искушения, были сильны в молитве и посте, посещали храмы, исповедовались и причащались. Сейчас мы подробно расскажем о том, что это такое, и ты поймёшь, почему святые делали это и как это привело их к святости.

Почему нужно ходить в храм?

В одной из заповедей сказано, что в неделю шесть дней мы можем посвящать своим делам, а один день нужно посвятить Богу. В этот день православные христиане идут в храм на общее богослужение, чтобы вместе прославить Бога и причаститься Святых Таин. Если мы кого-то любим, то стремимся чаще встречаться с ним. Так и человек, любящий Бога, стремится к Нему на встречу. Поэтому особенно благочестивые люди ходят в храм чаще, чем один раз в неделю. В храме мы разговариваем с Богом, просим исцелить болезни родных, молимся о наших умерших близких, благодарим Бога за всё, что с нами происходит в этой жизни по Его воле. В храме есть особое присутствие Бога. Вот почему многие люди чувствуют, что там им становится хорошо и спокойно на душе. Иисус Христос говорит: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». В храме Господь защищает нас и даёт нам силы, а также учит нас. Но самое главное — в храме мы можем исповедоваться и причаститься Христовых Таин.

Исповедь и Причастие

Когда ты делаешь что-то плохое, твой внутренний голос укоряет тебя, постоянно «грызёт» — это совесть подсказывает, что твой поступок — грех, не угоден Богу. Очень тяжело становится твоей душе, словно давит тяжёлый камень, когда ты делаешь не то, что угодно Богу, а наоборот. Как мы поступаем, если наши руки испачканы в грязи? Моем их с мылом. Когда ты совершаешь грех, на душе остаётся невидимый грязный след, который также нужно смыть с души. Грязь на руках человек видит, а грязь на душе не видит глазами, но чувствует сердцем. Так же и душу нужно «отмыть» покаянием, исповедью и добрыми делами. Когда мы совершаем грех, обижая кого-то, то оказываемся виноваты и перед тем, кого обидели, и перед Богом, так как нарушили Его святой закон. Поэтому обязательно нужно, во-первых, помириться с тем, кого обидели, попросить прощения у него, а во-вторых — сходить в церковь на исповедь, чтобы попросить прощения у Бога. Постарайся приучить себя извиняться сразу же, как ты понял, что не прав, потому что чем дольше откладываешь извинение, тем труднее это сделать. Ты, наверное, видел продукты, которые из-за неправильного хранения гниют и плесневеют, — вот так же и душа человека, который грешит и не кается, начинает духовно гнить и покрываться плесенью. Каждый наш грех делает нас духовно слабее. Поэтому те люди, которые не исповедуются, становятся рабами греха, так что продолжают грешить даже когда не хотят этого. Но православные люди причащаются Тела и Крови Христа и через это получают от Бога силу бороться с грехом и побеждать его. Некоторые люди считают, что очень трудно быть добрыми, что невозможно выполнить заповеди Божии. Но так лишь для тех, кто хочет сделать это своими силами. Да, без Бога человек не может стать по-настоящему хорошим и святым, но с Богом мы можем всё. И когда мы причащаемся, то Бог действует в нас и мы получаем силу исполнить Его заповеди. Чтобы вернуть к себе мир с Богом, нужно раз и навсегда отказаться от совершения плохих дел и откровенно, не стесняясь, рассказать свои грехи на исповеди в церкви у священника. Демоны хотят сделать тебя рабом греха, поэтому они будут стараться убедить тебя в том, что не нужно исповедоваться, или, что на исповеди надо говорить не все грехи. Они так делают, потому что знают: если ты исповедуешь грех, то он больше не будет твоим. Они пытаются убедить тебя, что грех — это ты, это часть тебя, это то, что ты хочешь. Но грех — не часть нас, это страшный паразит, который хочет поселиться в нас и отравлять нас. Когда мы исповедуемся, мы отделяем грех от себя и выходим из-под его власти. Поэтому очень важно рассказывать священнику всё, что мы сделали или подумали греховного. Сам Господь установил этот порядок, в котором Церковь — больница для души, грех — болезнь души, исповедь — лечение, а священник — врач. Когда заболевает твоё тело, ты идешь к врачу, а когда заболевает душа, нужно идти к Богу — в храм на исповедь. А после исповеди мы можем подойти к Причастию, и тогда Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа очищают нашу душу от ран, которые нанёс грех. Избавляясь от греха, душа выздоравливает, и человек возвращается к Богу. Таинство Причащения — истинный источник жизни, потому что в момент причащения, по несказанной любви Божией к нам, Христос пребывает в нас, а мы — в Нём. Это огонь, выжигающий все наши согрешения и дающий нам силы противостоять греху и демонам. В Таинстве Причащения мы принимаем в себя Самого Господа Бога. Спаситель говорит: «кто будет есть и пить Плоть и Кровь мою, тот окажется в Царствии Небесном, а кто не будет — тот не войдёт в Царство». Иисус Христос дал власть Своим двенадцати ученикам — апостолам: «…как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Апостолы, в свою очередь, передали эту власть прощать грехи своим преемникам, пастырям Церкви Христовой, священникам. Вот почему через священников мы можем получить прощение наших грехов от Бога. Священник — это человек, посвятивший себя на особое служение Богу. Он ведёт богослужение в храме, а также получает власть присоединять людей к Церкви через крещение, отпускать грехи на исповеди, венчать жениха и невесту, отпевать умерших, освящать дом, но самое главное — совершать Евхаристию и причащать верующих. Через священника действует Бог. Обычно в священники выбирают очень хороших христиан, но иногда может случиться и так, что Бог ради испытания или наказания посылает людям плохого священника. Однако даже через плохого священника совершаются церковные таинства, потому что во время совершения Таинств священник является лишь орудием в руках Божиих. Бог любит всех людей и заботится о том, чтобы все могли покаяться и спастись. Так что если мы вдруг встретим нехорошего священника или недостойного христианина, мы не должны злиться на них, но должны пожалеть их и помолиться Богу о таком человеке. Может так случиться, что уже завтра он искренне покается и станет хорошим или даже святым.

Молитва

Человек делает плохие поступки тогда, когда забывает о Боге. А когда он помнит о Боге, ему уже труднее совершить плохой поступок. Святые же всегда помнили о Боге. Что значит ВСЕГДА помнить о Боге? Это значит никогда не забывать о том, что Он рядом и всё видит. Хорошо бы почаще, особенно когда тебе трудно или, наоборот, если ты увлёкся каким-либо баловством, — вспомнить: «Вот прямо сейчас Бог на меня смотрит». И тут же поговори с Богом — а это называется МОЛИТЬСЯ — скажи Ему: «Помоги мне, Господи», «Господи, помилуй», или просто «Прости меня, Господи» (если чувствуешь, что сделал что-то плохое). А ещё очень хорошо почаще благодарить Господа: «Слава Богу за всё!», «Благодарю Тебя, Господи!» Но это ещё не весь разговор с Богом. Ты ведь любишь поговорить с папой, мамой, друзьями? Так вот и с Небесным Отцом нужно иногда поговорить подольше. Особенно эти разговоры происходят утром, когда только проснулся, и вечером — перед сном. Они так и называются: утренние молитвы и вечерние молитвы. Эти молитвы очень мудрые, добрые и красивые — со временем ты их обязательно выучишь. Молитва — это наша беседа с Богом. Он очень любит нас всех и никогда нас не оставляет. Любое обращение наше к Нему с молитвой «Господи, помоги» Он слышит — в любом месте, в любое время. Он всегда готов помочь нам. Главное, чтобы мы сами не забывали о Нём. Хорошие друзья любят разговаривать между собой, а те, кто долго не общается друг с другом, постепенно перестают быть друзьями. Так и с молитвой — она показывает, насколько мы дружны с Богом. Чем чаще ты будешь обращаться к Богу с молитвой, тем крепче будет твоя связь с Ним. Молитва необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас всё от Бога и нет ничего своего: жизнь, способности, здоровье, пища и всё остальное даётся нам Богом. Поэтому и в радости, и в печали, и когда нам что-то нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвою. Представь, что самый близкий тебе человек, которого ты очень любишь, находится в беде — тонет в болоте, а рядом с ним на берегу стоит сильный и могучий человек. Разве ты не попросишь его помочь вытащить твоего друга из болота? Поэтому мы молимся Господу за тех наших близких, которые находятся в беде. Верующие из земной Церкви, принося молитву Богу, обращаются также за помощью к святым из Церкви Небесной. Святые, находясь близко к Богу, своими молитвами очищают, укрепляют и приносят к Богу молитвы верующих, живущих на Земле, а также по воле Божией благотворно воздействуют на них невидимой силой, своими явлениями, или иным образом. Бесы боятся молитвы и всячески стараются помешать человеку молиться. Потому что молитва — это наше сильное оружие против них. Чем крепче наша связь с Богом, тем меньше они могут нам повредить. Некоторые люди недоумевают, почему не все наши молитвы исполняет Бог. Но не исполняется молитва тогда, когда мы просим чего-то, что будет нам во вред или к чему мы ещё не готовы. Всё равно как если какой-то малыш попросит у мамы, чтобы она дала ему потрогать горячую сковородку. Мама любит малыша, и не выполнит его просьбы. А он может начать обижаться и капризничать, потому что не понимает, что от горячей сковородки ему станет больно. Так же и Господь лучше нас знает, что нам полезно, и оберегает нас от вреда, даже если мы, не понимая, просим о чём-то вредном для нас. Поэтому надо молиться с доверием к Богу — мы попросили Его, а Он уже лучше нас знает, дать ли нам это и если дать, то когда.

Икона

Иконы — это священные изображения Бога, явившегося во плоти, — Господа Иисуса Христа, а также Его Пречистой Матери и святых. Иконы — словно окна в духовный мир, где Бог и святые. Глядя на них, нам легче молиться, не отвлекаясь на посторонние мысли.

Свеча

Один из видов молитвы в храме — поставить свечу. Мы сначала находим икону Господа, Богородицы или святого, которому хотим помолиться. Затем, зажигая свечу и ставя на подсвечник, произносим просьбу о ком-то из наших ближних, живом или умершем, или же о какой-то нашей нужде, или благодарим за помощь. И всё то время, пока горит свеча — это словно бы длится наша молитва. Свечу мы покупаем в храме, и цена свечи — это наша жертва Господу на Его храм. Поэтому в одной маленькой свечке сочетается и молитва наша, и милостыня на храм.

Крестное знамение

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единую и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий Иисус Христос есть настоящий Бог и настоящий человек, то есть, две Его природы — Божественную и человеческую. Крестное знамение — это тоже вид молитвы, только не языком, а движениями тела, в частности, руки. Когда мы правильно сложенными пальцами правой руки касаемся лба, мы таким образом просим, чтобы Господь освятил наш ум, чтобы в нём были добрые мысли и не было злых, затем мы касаемся живота и таким образом просим, чтобы Господь сохранил нас от тех грехов, которые связаны с этой частью тела, потом касаемся правого плеча и тем самым просим Бога освятить наши телесные силы, чтобы мы использовали их только для добрых дел, и наконец, касаемся левого плеча, чтобы Господь очистил наше сердце от плохих чувств и поселил в него святые, добрые чувства. Осенять себя крестным знамением надо не торопясь, спокойно и с благоговением. Если мы делаем его кое-как, небрежно, то оно не принесёт нам пользы, и такое пренебрежение окажется даже нам во вред. Как известно, бесы очень боятся изображения креста, потому что Своей добровольной смертью на кресте Господь разрушил их власть. И когда нам страшно, когда они пытаются пугать нас или смущать дурными мыслями, самое первое средство — перекреститься, и они отбегут от нас.

Пост

В году есть дни и даже целые недели, когда христианин постится. В эти дни мы не вкушаем мяса, молока и яиц, отказываемся от некоторых других телесных удовольствий и развлечений, чтобы больше уделять времени молитве, изучению веры и добрым делам. Для чего нужен пост? Во-первых, это знак нашей любви к Богу, потому что когда мы постимся ради Него, то показываем, что Он для нас важнее, чем все удовольствия нашей земной жизни. Во-вторых, мы постимся, чтобы стать хоть немного похожими на Господа Иисуса Христа, Который после крещения сорок дней постился, отказываясь от всякой пищи. Настоящий христианин старается в своей жизни поступать так, как поступал Господь и Его святые. А в-третьих, мы постимся потому, что это делает более сильными наши душу и тело, которые через воздержание учатся быть независимыми от низких желаний. Святые, которые много постились и молились, становились такими сильными, что могли не только от себя отгонять бесов, но и других людей защищать и освобождать от них. Когда тело очищено постом, душе легче молиться. В пост душа человека как бы учится жить не земным, а небесным. По снисхождению Церковь разрешает не поститься маленьким детям, тяжело больным людям, а также тем, кто оказался в трудных обстоятельствах, когда нет возможности достать постную пищу.

Милостыня

Не может стать святым тот, кто любит только себя. А чтобы полюбить других, нужно научиться откликаться на чужую беду. Оказывая бескорыстную помощь другому, христианин становится немножко похож на Бога, Который щедро оказывает всем помощь. Некоторые думают, что милостыня — это лишь денежное подаяние нищим. На самом деле это любое дело, совершаемое ради Господа в помощь ближнему. Дела телесной милости — накормить голодного, защитить слабого, ухаживать за больным, утешить страждущего, помогать не только деньгами или продуктами, но и жертвовать личным временем и силами, и, коротко говоря, оказывать всякую помощь. Не все могут помочь деньгами, но уделить внимание и оказать моральную поддержку страждущему может каждый. Дела духовной милости — обратить грешника от заблуждения: например, человека неверующего, или иноверца обратить ко Христу, рассказав о вере, не умеющего молиться Богу научить молиться, незнающего заповедей Божиих научить заповедям и исполнению их. Помимо добровольной милостыни может быть и невольная. Например, если кого-либо обокрали, а он без ропота перенёс это, то такая потеря зачтётся ему в милостыню. Или если кто-то взял в долг и не вернул, а человек простил и не стал злиться на должника, — это тоже зачтётся в милостыню. Таким образом, даже печальные события нашей жизни мы можем использовать в свою пользу, если будем правильно к ним относиться. Если же станем злиться и роптать, то и потерянного, скорее всего, не возвратим, и для души никакой пользы не получим, так что выйдет не одна, а уже две потери. Господь Иисус Христос сказал в Евангелии, что если кто-то поможет ради имени Его нуждающемуся, то он словно бы Самому Христу поможет. И на Страшном Суде наша милостыня станет нам заступницей. Насколько мы будем милостивы к людям, настолько и Господь будет милостив к нам. Поэтому человек немилостивый, который проходит равнодушно мимо чужой беды, не может ожидать, что его молитвы услышит Бог. Ведь если он сам не помог тем, кто просил его, то как может ожидать, что Бог исполнит его просьбы о помощи? Хорошо стараться, по возможности, делать милостыню тайно от всех, даже и от того, кому мы помогаем. Так мы проявим уважение к чувствам тех, кому помогаем, избавив их от смущения, и себя самих освободим от ожидания корысти или славы от людей. Это путь святых. Например, святитель Николай Чудотворец, когда узнал, что один человек впал в крайнюю нужду, ночью подходил к его дому и кидал мешочек с золотом, сразу же после этого удаляясь. И этим милосердием он прославился на весь мир — до сих пор множество людей, даже не знающих о Православии, на новый год вспоминают о «Санта Клаусе» (это немецкое произношение слов «святой Николай»), и тайно дарят своим близким подарки, подражая милосердному поступку православного святого, жившего более полутора тысяч лет назад. После оказания помощи человек может почувствовать в себе хвастовство. Так проявляет себя страсть тщеславия, которая является греховным искажением чувства радости и доброты по отношению к другим людям. Поэтому, если приходят такие мысли, их нужно сразу отсекать молитвой к Богу: «Господи, избавь меня от греха тщеславия!», а также напоминанием себе, что именно Господь делает все добрые дела, и настоящий христианин чувствует благодарность за то, что поучаствовал в деле Божием, не приписывая этих дел самому себе.

Искушения

Искушения — это соблазн (влечение и побуждение) нарушить ту или иную заповедь Божию. Например, ты сделал что-то плохое, и тебе приходит мысль свалить свою вину на другого. Искушение всегда ставит нас перед выбором. Если мы свалим вину на другого, то окажемся лжецами и нарушим заповедь Божию, а если не свалим, то будем наказаны, но зато поступим честно. Вот и станет ясно, что для нас дороже — Бог или наш страх перед наказанием. Или, предположим, кто-то уговаривает нас поучаствовать в плохом деле, и если мы откажемся, то эти люди не станут считать нас за своего, будут издеваться над нами. Снова выбор — Бог или чьё-то мнение о нас. Из каждого искушения можно выйти или победителем, или проигравшим. Если ты не поддался греху, остался верен Богу — ты победил. А если согрешил — ты проиграл. Но после первого поражения ещё можно отыграться, — если человек поймёт свой грех, раскается и, увидев свои плохие стороны, начнёт с ними бороться. В таком случае искушения помогают выявить скрытые в нас страсти, чтобы мы знали, с чем нужно бороться, чтобы излечилась наша душа. Однако если человек не только поддался греху, но и не кается, и даже оправдывает свой грех, то он совершенно проиграл. Искушения — это испытание на прочность твоей веры. Ведь на словах многие говорят, что верят в Бога, но именно через искушение проверяется, что у них в действительности на сердце. Тот, кто по-настоящему верит в Бога, действует в искушении по Божьи, исполняя заповеди, а тот, кто поддаётся греху, обнаруживает несовершенство своей веры. К искушениям относятся и различные беды, которые случаются в нашей жизни. Часто во время этих бед диавол шепчет нам, что мы должны обидеться на Бога или других людей и начать жаловаться на свою жизнь. Если мы так поступим, то беда не станет легче для нас, просто мы сами станем хуже и злее, мы проиграем. В действительности причина наших бед в нас самих. Если бы мы не грешили, то не навлекали бы на себя таких бед. Как врач иногда вырезает болячку на теле, так и Господь посылает скорби, чтобы вырвать корни и изгладить следы греха, и огнём страдания выжигает заразу гордыни и наклонности к греховным услаждениям. Однако помни, что Господь никогда не допускает искушения, которого не смог бы выдержать человек. Бог знает, сколько ты можешь выдержать, и попускает испытание по мере твоих сил. Помни, что после выдержанного искушения следует духовная радость.

Как действует грех?

Как мы помним, грех — это всякое нарушение установленного Богом духовного закона, нарушение Его воли. Бывает грех делом, словом, мыслью, желанием и намерением. Грехи бывают большие и малые. Некоторые люди считают, что главное — не делать больших грехов, а на малые можно не обращать внимания. Но это ошибочный взгляд. Однажды к святому Антонию Муромскому пришли две женщины: одна сокрушалась о своем одном великом грехе, другая самодовольно говорила, что не совершила никаких больших грехов. Тогда старец велел первой женщине принести ему один большой камень, а другой — набрать побольше мелких камешков. Через несколько минут женщины возвратились. Тогда старец сказал им: «Теперь отнесите и положите эти камни точно в те места, откуда вы их взяли». Женщина с большим камнем легко нашла то место, откуда она взяла его, другая же тщетно кружилась, ища гнёзда своих мелких камешков, и возвратилась к старцу со всеми камнями. Святой Антоний объяснил им, что эти камни означают. У второй женщины они означали многочисленные грехи, к которым она привыкла, считала их за ничто, и никогда в них не каялась. Она не помнила своих мелких грехов, а они выражали безотрадное состояние её души. А первая женщина, помнившая свой грех, болела этим грехом и сняла его со своей души через исповедь и покаяние. Когда человек совершает грех, в его душе остается тёмный след. Если человек повторяет этот грех несколько раз, он становится для него привычкой, и так поселяется в душе греховная страсть. Она начинает властвовать над человеком, так что заставляет его грешить даже когда он уже не хочет этого. Если сорвать листья сорняка, но оставить в земле корень, очень скоро снова появятся листья от этого корня. Также и страсть, захватившая нашу душу, порождает наши грехи. Вот почему у некоторых бывает так, что они часто каются в грехе, а затем снова совершают его. Нужно вырвать корень, то есть страсть. Определять и отсекать корни грехов научил нас Господь Иисус Христос, открыв, что борьбу надо начинать с очищения сердца от дурных страстей. Этих страстей, из которых вырастают все остальные грехи, — семь: гордость, сребролюбие, блуд, зависть, чревоугодие, гнев и уныние. Чем побеждаются эти грехи? Противоположными добродетелями, а именно: гордость побеждается смирением; сребролюбие — милосердием; блуд — целомудрием; зависть — любовью; чревоугодие — воздержанием; гнев — кротостью; уныние — усердием и трудолюбием. Как ты уже знаешь, обычно грех начинается с ума. К нам приходит мысль о грехе, и если мы не отобьём её сразу же, на эту мысль начинает откликаться страсть, которая склоняет нас к тому, чтобы совершить этот грех на деле. Легче всего избежать греха, если сразу же прогонять мысли, неугодные Богу. Если это не получилось, то надо хотя бы не допустить совершения греха на деле, победить дурное желание, обратившись с молитвой к Господу. Но при всём этом важно не забывать, зачем мы боремся с грехом, ходим в церковь, делаем добрые дела. Только ли для того, чтобы тебя хвалили, не наказывали и не ругали, чтобы тебе было приятно? Конечно, нет! Ведь иногда за доброе дело и не хвалят особенно, и за плохие дела не всегда сразу накажут. Но христианин делает добро не для того, чтобы получить благодарность и похвалу от людей, и от греха уклоняется не для того, чтобы избежать наказания от людей. Он делает всё это ради Бога, чтобы быть с Ним и стать святым, чтобы вечно радоваться в Царствии Божием. Ведь все люди являются нашими ближними. Потому что все мы — создания единого Бога и произошли от одного человека. Значит, все люди на Земле — твои дальние родственники. Не делай никому зла, относись к окружающим тебя людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Никогда не делай никому того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе.

О тех, кто живет без Бога

Того, кто соблюдает законы Божии, Бог бережёт, но тот, кто отвергает эти заповеди, и делает всё, что вздумается, сам себя лишает Божьей помощи, защиты Ангелов и становится легкой добычей бесов. Почему так происходит? Потому что человека, не знающего духовный мир, и лишённого Божией защиты, бесам легко обмануть и превратить в их марионетку (куклу на верёвочках). Представь себе войну с противником, которого ты не знаешь и не видишь, а он тебя знает, видит и вредит тебе, подстраивая различные козни. Разве можно победить в войне, не зная о существовании самой войны, не зная и не видя самого противника? Вот бесы и наносят удар за ударом по таким людям в этой невидимой войне. Тот, кто отвергает существование Бога, Ангелов, бесов, не признает греха и живет не по Божиим законам (заповедям), не может победить в этой битве, становится побеждённым. Он всё больше удаляется от Бога и выполняет волю диавола, даже ничего не зная о нём. Невозможно находиться далеко от Бога и не попасть в сети диавола. Поэтому очень жалко людей, которые не нашли веру или потеряли её.

Как можно потерять и как обрести веру?

Некоторые люди называют себя верующими, а потом теряют свою веру. Это происходит, когда человек сознательно делает грех и не хочет в нём каяться. А ещё так бывает, что у человека вера только в голове и на словах. Такая вера непрочная. Настоящая вера появляется тогда, когда у человека есть живая связь с Богом. Он молится и чувствует отклик на свои молитвы. Он смотрит на события своей жизни и разгадывает в них замысел Бога. Он борется с грехом и видит, как в его душе действует Бог, очищая её. Наконец, он на деле исполняет заповеди и ощущает, как в его сердце разгорается любовь ко Христу. Тот, у кого такая вера, уже не потеряет её. Для него рай начинается уже здесь, в этой земной жизни. Представь, что по морю плывёт большой корабль, и многие пассажиры никогда не видели капитана. И вот, одни говорят, что капитана вовсе нет, а другие говорят, что корабль сам плыть не может и капитан должен быть, но всё-таки они не уверены. И только тот пассажир, который лично познакомился с капитаном и разговаривал с ним, знает всё точно, и свободен от сомнений. Постарайся обрести настоящую веру, которая рождается из духовной встречи с Богом, и это станет твоим сокровищем, которое никто не сможет отнять. Некоторые неверующие люди говорят: я хотел бы поверить в Бога, но не знаю, как. Таким людям святой Силуан Афонский советовал регулярно молиться такими словами: «Господь, если Ты есть, откройся мне, и я послужу Тебе всей жизнью моей». И за такую смиренную молитву Бог обязательно даст веру. Только гордый человек, который не хочет никому служить, но хочет, чтобы ему все служили, не способен и не достоен узнать Бога.

Другие веры

Кроме нашей православной христианской веры есть в мире много других вер. Христианская вера дана Богом и учит правде, а другие веры придуманы людьми или демонами, и в них много ошибочного. Иногда в этих верах есть что-то хорошее, похожее на христианство, но в них нет самого главного — нашего Спасителя Иисуса Христа. Они или ничего про Него не знают, или говорят о Нём неправду. И поэтому ни одна из этих вер не может привести в рай, быть мостом к спасению. Вот почему Господь после воскресения дал заповедь Своим ученикам отправиться к другим народам и рассказать им правду о спасении от греха и вечной смерти. И на протяжении двух тысяч лет проповедники- миссионеры трудятся среди разных нехристианских народов по всему миру, чтобы местные люди узнали о Христе и могли бы, если захотят, креститься и стать православными. Это ответственное и святое дело продолжается до сего дня, так что и негры в Африке, и индейцы в Южной Америке, и жители азиатских стран, и обитатели островов Океании сейчас оставляют свои прежние, ложные веры и находят путь в Православную Церковь. Труд миссионеров очень нелёгкий, но зато они получают особую помощь от Господа, видят множество чудес и удостоятся великой награды. Господь сказал, что «обратившие многих к правде будут сиять как звезды на небе». Ты можешь помолиться о тех, кто трудится ради распространения веры православной. На людей, которые не знают Христа, мы не должны смотреть враждебно или с пренебрежением. Их нужно жалеть и быть дружелюбным к ним. Если ты знаешь кого-то, кто не является христианином, помолись о нём Господу, а по возможности, если он готов тебя слушать, расскажи ему о Христе.

Как жить?

Не теряй веры в то, что Бог существует, что есть невидимый, другой, мир, в котором живут Ангелы, Богородица, святые, кто бы тебе ни говорил что-либо другое. Однако спасается от вечной смерти не тот, кто просто верит, что Бог есть, а тот, кто полюбил Его всем сердцем, старается жить по вере, и ради Господа любит всех людей, встречающихся на жизненном пути. Как невозможно без ног идти или без крыльев летать, так невозможно достигнуть Царствия Небесного без исполнения заповедей. Поэтому береги чистоту души и тела, остерегайся злых и нечистых желаний, с умеренностью ешь и пей, не объедаясь, уклоняйся от споров и не гоняйся за похвалой, не считай себя лучше других. Не обманывай самого себя, не оправдывай себя в плохих поступках. И не обманывай других. Проявляй доброжелательность к ближним, откликайся на чужую беду, не будь равнодушным. Помоги нищему, накорми голодного; посети больного, послужи ему и помоги его выздоровлению. Научи своих друзей истине и добру; дай добрый совет в трудной ситуации; предупреди об опасности; молись о ближнем Богу; утешь печального; не воздавай за зло, сделанное тебе другими; всем сердцем прощай обиды. Пусть у тебя всегда будет чистое сердце, не омрачённое никакими порочными желаниями греховных дел. Не привязывайся к земным предметам, с любовью помни о Господе Иисусе Христе. Чем чище будет твоё сердце, тем лучше ты будешь узнавать Бога. Будь всегда в мирном расположении, старайся не ссориться ни с кем, даже если тебя оскорбляют. Господь наш сказал: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас». Молись за недружелюбно настроенных к тебе. Не спорь ни с кем по пустякам. Но когда видишь какую-то несправедливость — например, обижают слабого — беги к нему на помощь и вступай в схватку с обидчиком. Старайся помирить между собой тех, кто ссорится, а если такой возможности нет, то молись Богу об их примирении. Не стесняйся своей веры и имени Бога перед другими людьми. Радуйся, если тебя обижают за правду или за то, что ты христианин. Через это ты становишься ближе к святости и получишь награду от Бога. Многие святые испытали много лишений и страданий ради Христа. Старайся ВСЕГДА помнить о Боге и радовать Его своими добрыми делами. Старайся всех любить, и быть со всеми добрым. Заботься о других, будь ласковым, послушным, трудолюбивым. И никогда не сдавайся в борьбе с грехом. Может быть, тебе покажется, что выполнить всё это очень трудно, но в духовной жизни всё происходит постепенно. Начни с маленьких добрых дел, и со временем Господь даст тебе великие. Как бы ни было трудно исполнить заповедь, не забывай, что Господь рядом, проси Его помощи — и Он поддержит тебя. Ты, наверное, слышал, что самый красивый и дорогой из драгоценных камней — бриллиант. Но делают бриллиант из алмаза, который, когда его только найдут, совсем не кажется красивым. Чтобы алмаз превратить в бриллиант, требуется долгая работа по его очистке и огранке. И когда эта работа закончена — прекрасный камень сверкает, переливаясь гранями. Так же и душа христианина — требуется много трудов, чтобы она засияла святостью. Но чем раньше ты начнёшь идти по пути святости, тем легче тебе по нему будет идти и тем больших успехов ты сможешь достичь. Конечно, и человек, который прожил долгую жизнь во грехе, может покаяться и спастись. Но тот, кто был глубоко и долго поражён грехом, остаётся даже после покаяния душевно измученным, слабым, и уже не может достичь таких высот, каких бы достиг, если бы с самого детства жил благочестиво. Не жди, что будет легко в духовной жизни. Спортсмены очень много трудятся и изнуряют своё тело до боли в мышцах, прежде чем становятся чемпионами. Так и святые много трудились для того, чтобы стать чемпионами духа. Но оно того стоит. Это — самое главное и самое лучшее, что может с тобой произойти. И в этом смысл жизни человека. Бог создал нас для того, чтобы мы стали святыми!

Скачать книгу в формате pdf →

Комментировать