<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

(2 голоса5.0 из 5)

Занятие XIV
Иконостас. Почитание икон.
О различных иконах.
Чудотворные иконы

Иконостас. Алтарь отделяется от средней части храма особой перегородкой, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери (врата). Средние врата, самые большие, помещаются в середине иконостаса и называ­ются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь неви­димо проходит в Святых Дарах. Через Царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. Царские врата украшаются изображением на них икон Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов (апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна). Над Царскими вратами помещается икона Тайной вечери. Направо от Царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от Царских врат — икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются Архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери назы­ваются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы. Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того празд­ника или того святого, в честь которого освящен храм.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху всегда помещается крест.

Кроме иконостаса иконы размещаются по стенам храма в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также распо­лагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

О святых иконах. Икона (в переводе с греч. — «образ», «изображение») — изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющееся предметом почитания.

Иконами обычно называются изображения, выполненные на твердой поверхности и снабженные специальными надписями и знаками. Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб. Нимб есть изображение сияния света и славы Божией, которая преобра­жает человека, соединившегося с Богом. Это невидимое сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям. Например, пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от его лица. Так Господь прославляет святых угодников Своих сиянием света славы Своей еще здесь, на земле.

Нимб на иконах Спасителя иногда имеет еще и вписанный Крест. Внутри него ставят три греческие буквы ό Ων, которые в переводе на русский означают «Сущий». Над головой Девы Марии ставят первые и последние буквы греческих слов ΜΡ— ΘΜ, которые означают: «Матерь Бога» или «Божия Матерь».

Икона является не просто изображением или украшением храма и предметом богослужебного обихода, — она есть священ­ный предмет. Перед иконой молятся, ее целуют, к ней относятся как к святыне, через которую молящемуся подается благодать Божья, сообщается святость, идущая от Бога. Святая икона есть то же, что священная книга. В священной книге мы благоговейно читаем Божии слова, а на святой иконе благоговейно созерцаем святые лики.

Молясь перед иконой, мы должны помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь изображение Бога или угодника Его. Поэтому не иконе мы должны молиться, а Богу или святому, который на ней изображен.

Несмотря на существование икон в Церкви с глубокой древ­ности, в разные эпохи возникали течения против иконопочитания. Эти течения называются иконоборчество. Главным обвинением иконоборцев было обвинение в идолопоклонстве, они ссылались на ветхозаветный запрет на изображение Бога. Первая заповедь Моисея говорит: «Не делай себе кумира и никакого изображе­ния того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог Ревнитель» (Исх. 20, 4—5). Но эта заповедь направлена против идолов и кумиров у языческих народов, которым они поклонялись.

Новый Завет был откровением Бога, Который стал челове­ком, то есть сделался видимым для людей. То, что невидимо, то и неизобразимо, а что видимо, то можно изображать, так как это реальность. Бог явился во плоти, стал человеком, доступным для зрения, слуха, осязания и также доступным изображению.

Согласно преданию, первая икона Христа появилась при Его жизни. Эдесский князь Авгарь, больной проказой, послал своего слугу к Спасителю с просьбой прийти и исцелить его. На тот случай, если Христос не сможет прийти, Авгарь просил слугу написать Его портрет и принести ему (слуга был живопис­цем). Получив письмо князя, Христос взял чистый белый плат, умыл лицо и вытер его платом, на котором появилось изображе­ние Его лика — Нерукотворный образ Христа.

Нерукотворный образ Спасителя в Православной Церкви уникален, его сразу можно узнать по плату, который изобра­жается на холсте или доске вместе с ликом Спасителя. Иконы Спасителя, за исключением Нерукотворного Образа, не имеют особых названий. Спаситель изображается иногда в виде Царя, сидящего на троне (образ Господа Вседержителя). Подобно объясняется изображение Духа Святого в виде голубя, имеющее библейское основание, т. к. при Крещении Спасителя Он сошел на Него в виде голубя. А также изображение Духа Святого в виде огненных языков, сходящих на апостолов.

Кроме Бога мы изображаем на святых иконах Божию Матерь, святых Ангелов и святых людей.

Излюбленным сюжетом иконописцев всегда был лик Божьей Матери. По церковному преданию, первая икона Божьей Матери была написана евангелистом Лукой. Этот образ сохра­нился до нашего времени. Есть предание, что Матерь Божия, увидев Свое изображение, сказала: «Благодать Сына Моего будет с этой иконой». После Своего Успения Пресвятая Бого­родица явилась апостолам, пообещав, что не оставит людей, что после кончины Своей всегда будет Заступницей и Помощницей нам во всех бедах.

Она действительно не оставила нас. Не счесть случаев, когда являлась людям Матерь Божия и спасала от бед, помогала в болезнях, укрывала Своим омофором от всех несчастий. Мы молимся Матери Божией, потому что Она ближе всех к Богу и вместе с тем близка также к нам.

На иконах Матерь Божия, как правило, изображается в покрывале пурпурного (темно-красного, вишневого) цвета, надетом поверх риз темно-голубого или зеленого цветов. Дело в том, что пурпурные одеяния, багряницы, наряду с золотыми были в древности одеждой царей и цариц. Иконопись в этом случае обозначает цветом покрывала, что Богоматерь является Царицей Небесной.

Изображения Богородицы имели сотни вариантов и поль­зовались широким почитанием. Наименования этих икон можно разделить на наименования по населенным пунктам (Казан­ская, Владимирская, Тихвинская, Смоленская) и наименования, отражающие сюжетные особенности данной иконы (Нечаянная Радость, Взыскание погибших, Утешение в скорбях и печалях и многие другие).

По месту нахождения все иконы делятся на домовые, дорожные и храмовые. Икона, участвующая в Крестном ходе, называется выносной. Домовая икона может быть семей­ной (передающейся по наследству из поколения в поколение), мерной (заказанной после рождения в семье младенца в честь его святого на доске, равной по размеру росту ребенка при рождении), венчальной (участвующей в Таинстве Венчания), именной (с изображением святого, который покровительствует владельцу) и т. п.

Существуют иконы с частицей мощей святых, которые помещают в специальных мощевиках. Также особой общецер­ковной ценностью обладают жанровые иконы, воспроизводя­щие библейские события, сюжеты праздников, а также жития святых (например: Воздвижение Креста или подробности житий на иконах с «клеймами», окаймляющими по периметру основное изображение в центре иконы).

Чудотворные иконы. История Церкви насчитывает около тысячи образов, прославившихся чудотворениями за всю исто­рию христианства. Большинство их — образы Божией Матери. Главным основанием для почитания образа чудотворным явля­ются конкретные случаи помощи людям, получившие широкую известность: исцеление болящих, защита от врагов, пожаров, стихий. Иногда эту помощь предваряло или сопровождало некое сверхъестественное событие — Матерь Божия Сама приходила во сне или в видении и сообщала, где и как следует обрести Ее образ, иконы шествовали по воздуху, спускались или подни­мались сами собой, от них наблюдалось сияние при их обре­тении («Милующая», Галичская), исходило благоухание («Елео- точивая»), звучал голос («Скоропослушница»), икона сама собой обновлялась (Касперовская) или оживало изображение на ней («Нечаянная Радость»),

От некоторых икон чудесным образом источались кровь, слезы, миро. Истечение крови («Закланная», Иверская, «Неча­янная Радость») происходило из нанесенной образу раны — для вразумления людей, оскорбивших святыню. Слезы, истекавшие из очей Пресвятой Богородицы («Плачущая»), воспринимались как знак скорби Божией Матери о грехах человеческих и как знак милосердия Владычицы, плачущей о Своих чадах.

В Церкви есть иконы, от которых источались и источаются капли, похожие на дождевые. На ощупь они маслянисты и благо­ухают. Это святое миро. Через помазание чудной влагой больные получали и получают исцеление.

Народное сознание приписывает чудотворения самой иконе, а не только изображаемому лицу, этим она и отличается от других икон того же лица. Точным копиям такой иконы чудо­творения не приписываются. Но это не значит, что другие иконы должны быть менее чтимы — ведь на них запечатлены образы Господа, Пресвятой Богородицы и святых угодников.

Для прославления образа чудесами не имеет значения, древний он или новый, из какого материала изготовлен (дерево, камень, металл, бумага), какими красками написан.

Совершение чуда прежде всего зависит от веры молящегося. Если у того, кто устами произносит молитву, нет сознательного и сердечного обращения к Богу, то даже перед чудотворной иконой молитва останется бесплодной. Поэтому чудотворной может стать всякая икона, перед которой люди молятся с искренней и горячей верой.

Любой образ свят сам по себе. Каждая икона в доме в широ­ком смысле чудотворна, потому что обращает наши молитвы к Господу.

Почитание чудотворных икон подобно почитанию святых. Каждая такая икона имеет календарную дату, некоторые — даже несколько в год. Дата обычно связана с обретением иконы (ее явлением), проявлением ее силы, оказания помощи (выздоров­ления, победы в сражениях, защиты от нападения или пожара).

Следует помнить, к каким образам в какой нужде обраща­лись наши деды и прадеды, каким иконам они молились в труд­ные минуты своей жизни и знать историю этих икон.

Тихвинская икона Божией Матери (1383). Тихвинский образ Божией Матери одна из особо почитаемых на Руси право­славных святынь. Эта икона относится к типу «Одигитрия» («Путеводительница»),

По преданию, этот образ был написан при жизни Пресвя­той Богородицы святым апостолом и евангелистом Лукой. Икона находилась в храме в Константинополе. Там она не раз исчезала и вновь появлялась. Но в 1383 году икона исчезла в последний раз и больше не появилась. Она чудесно перенеслась к городу Тихвину Новгородской губернии. Сначала икону, плывущую в светящихся облаках, заметили рыбаки на Ладожском озере, затем она после усердных молитв опускалась на землю в несколь­ких окрестных селах и наконец окончательно остановилась на речке Тихвинке, впадающей в Ладогу.

На месте ее явления поставили сначала деревянный, чуть позже каменный храм, а потом, во время царствования Ивана Грозного, вокруг Успенского храма в Тихвине был выстроен мужской монастырь.

Почитание иконы было столь велико, что со всех концов Русской земли стали приезжать тысячи паломников. В Успен­ском храме даже сделали особое окно, через которое люди могли видеть чудотворную икону в часы, когда храм закрыт. В 1527 году, в княжение Василия III, в Тихвине возводили каменную церковь. Когда она была почти готова, внезапно обрушился свод, двад­цать рабочих было погребено под руинами, но по молитве перед иконой все остались живы. Сохранилось великое множе­ство свидетельств об исцеле­ниях от Тихвинской иконы. Исцелялись перед нею и парализованные (расслаб­ленные), и глухонемые, и слепые. В 1567 году слепая Мавра, приведенная к иконе, впервые за 17 лет увидела свет, житель Тихвина Иоанн, будучи немым в течение 15 лет, перед святой иконой заговорил. После изгнания в 1612 году из Москвы поля­ков и литовцев на русские земли устремились шведы. Королевич Карл-Филипп намеревался занять россий­ский трон. Шведские войска одержали ряд побед, овла­дели Новгородом и двинулись на Тихвин. В 1613 году началась осада монастыря. Монахи с воинами бились на стенах. А когда монастырь осадили, голос Пречистой повелел одной благочести­вой женщине пронести Ее образ по стенам обители. Тихвинцы с молитвами обнесли чудотворный образ вокруг стен обители. Устрашенные неведомой силой шведы отступили, но ненадолго. Новое войско неприятеля вновь начало осаду. Шведы начали рыть подкопы под стены Большого Тихвинского монастыря. Один из поселян по имени Григорий увидел во сне Пречи­стую Деву, Которая сказала ему так: «Иди, скажи всем сущим в обители, чтобы отогнали от дома Моего свиней, которые все вокруг изрыли, подкопались под ворота». На следующий день перед Тихвинской иконой был отслужен молебен и воодушев­ленные защитники монастыря попрыгали в ров и бросились на врагов. Шведы, не ожидавшие от осажденных такой дерзости, в беспорядке бежали. На следующий день в большом сраже­нии шведское войско потерпело сокрушительное поражение. Но победа была еще не полной.

На следующий год шведский военачальник послал к мона­стырю новое войско с приказанием разрушить обитель, а «боль­шую русскую икону изрубить на куски». Эта угроза привела тихвинцев в ужас и они хотели бежать с иконой в Москву, но никто не смог даже сдвинуть образ с места, икона словно бы стала весить сто пудов.

Жители Тихвина перебрались в монастырь и затворились в нем, уповая на помощь Божией Матери. И вдруг пришло неожи­данное известие: шведское войско повернуло назад. На реке Сяси шведы столкнулись с небольшим русским отрядом и отступили, решив, что перед ними огромное войско.

Одно из чудес, получивших в свое время широкую огласку, произошло в 1856 году. У тринадцатилетнего мальчика Алексан­дра после приступа эпилепсии в 1850 году отказали ноги, и он мог лишь ползать на коленках. Его осматривали многие доктора, но ничего не могли поделать.

Однажды он в каком-то болезненном возбуждении попро­сил родственников сопроводить его в монастырь. Отговоры не помогли. На коленях он вполз на площадку в храме, где нахо­дилась икона, вместо свечки положил перед образом гривен­ник и начал молиться, стоя на коленях. Трижды поклонившись иконе, он встал на ноги и попросил окружающих оставить его одного. Через четверть часа он сам спустился по лестнице, как все здоровые люди.

После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920-х годах икона была экспонатом местного краеведческого музея. Во время Великой Отечественной войны город был недолго окку­пирован немецкими войсками, но при отступлении они вывезли икону в Псков, где передали Псковской духовной миссии.

В 1944 году икону перевезли в оккупационную зону в Герма­нии, откуда епископ Иоанн (Гарклавс) переправил ее в Америку. Икона хранилась в Троицком соборе в Чикаго. Умирая, епископ Иоанн оставил завещание, по которому возвращение святыни в Россию возможно только при полном возрождении монастыря.

В 1995 году Большой Тихвинский монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящен. Сложились все условия для возвращения чудотворной иконы в Тихвин. В 2004 году икона была возвращена в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь.

Икона Божией Матери «Казанская». Казанская икона Божией Матери пользуется в России особым почитанием. Эта икона считается покровительницей домашнего очага, и обычно ею благословляют молодых к венцу, ее вешают у детских крова­ток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

Есть много списков Казанской иконы Божией Матери, каждый из них имеет свою особую историю. В 1579 году Казань пострадала от пожара, во время которого сгорела огромная часть города. Недалеко от того места, где начался пожар, стоял дом одного стрельца, сгоревший вместе с другими домами. Когда стрелец намеревался приступить к постройке нового дома, его девятилетней дочери Матроне явилась во сне Божия Матерь и повелела возвестить духовным и светским сановникам города, чтобы они взяли икону Ее из недр земли. Богородица указала девочке, что икону надо искать на месте ее сгоревшего дома.

Этот сон повторялся у Матроны трижды. На третий раз он был уже устрашающим, и девочка решила рассказать о нем матери: «Я видела во сне икону Богородицы, от лица Которой исходило пламя, и слышала голос Ее: «Если ты не поведаешь глаголов Моих, то Я явлюсь в другом месте, а ты погибнешь». Мать пошла с девочкой к воеводам и архиепископу Иеремии, которым они рассказали о явлениях Богородицы.

Однако те не захотели поверить рассказам ребенка. Мать Матроны отправилась домой и начала рыть землю в указанном месте. Вскоре к ней присоединились и другие горожане. Копали долго, но ничего не нашли. Тогда Матрона сама стала копать, и вскоре из-под земли показалась икона Пресвятой Богородицы, завернутая в рукав старой одежды. Икона была светлая, словно только что написанная. Тут же начали собираться люди. Они молились, спешили приложиться к образу. Архиепископ совер­шил крестный ход к явленной иконе, ее поместили в ближайший храм Святого Николая Тульского.

Потом образ был перенесен в Благовещенский собор. По пути икона явила первое чудо, исцелив слепца Иосифа, а когда принесли ее в собор, получил исцеление и другой слепец — Никита. Впоследствии выяснилось, что обретенная икона была списком с чудотворной иконы Богородицы, написанной святым евангелистом Лукою. Через десять лет на месте обретения чудотворной иконы был основан женский монастырь в честь иконы Божией Матери Казанской, причем юная Матрона приняла в нем постриг и стала потом настоятельницей.

Когда Москва была занята поляками, список с чудотворного образа был передан князю Димитрию Пожарскому Пресвятая Богородица взяла русское ополчение под Свое покро­вительство. Трехдневный пост и усердная молитва перед Казанской иконой

Божией Матери сделали свое дело. Ополчение выбило поляков из города, а через два дня был освобожден Кремль.

Известно, что перед Полтавской битвой в 1709 году царь Петр I с войском молился перед иконой Казанской Божией Матери, а в 1721 году перенес один из списков иконы из Москвы в построенный им Петербург.

В 1811 году образ был поставлен в только что построенном и освященном Казанском соборе, где вскоре полководец Кутузов молился перед чудотворной иконой о победе над французами. Святой образ осенял русских солдат, идущих на освобождение России от иноземных захватчиков в 1812 году, и первая круп­ная победа была одержана в день праздника иконы 4 ноября, когда выпал снег и ударили сильные морозы, — Сама Заступ­ница пришла на помощь воинам.

С начала XIX века, после перенесения иконы Казанской Божией Матери в Казанский собор, она стала рассматриваться как защитница Санкт-Петербурга. Затем икону вернули обратно в Богородицкий девичий монастырь в Казань. В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена. Явление Казанской иконы установлено праздновать 21 июля, в день ее обретения, и 4 ноября — в память избавления Москвы от поляков.

Владимирская икона Божией Матери. Владимирская икона Божьей Матери — одна из тех, которые списывал святой евангелист Лука с живой Богоматери. По преданию, эта икона написана на доске из того стола, за которым обедали Иисус Христос со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Когда евангелист Лука принес икону и показал ее Пресвятой Деве, Мария сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя с сею иконою да будет».

До 450 года икона пребывала в Иерусалиме, затем, до XII века, — в Константинополе. В Россию икона принесена из Византии в начале XII века, как подарок князю Юрию Долго­рукому от Константинопольского Патриарха Луки. Икону поста­вили в женском монастыре Вышгорода, недалеко от Киева, слух о ее чудотворениях дошел до сына Юрия Долгорукого, князя Андрея Боголюбского, который решил перевезти икону на север.

Проезжая Владимир, лошади, везшие чудотворную икону, встали и не могли двинуться с места. Замена лошадей новыми также не помогла. Князь истолковал это знамение как желание Божией Матери остаться во Владимире, где за два года и был сооружен храм Успения Богородицы.

В 1164 году икона помогла русским воинам одолеть волж­ских булгар. Свершилось знамение: сошедший с иконы и Креста Господня чудный свет озарил всю местность. Это Божественное озарение видел греческий император Мануил, воевавший с сара­цинами (мусульманами) в совершенно ином месте, за тысячу верст. И он разбил врага.

В 1185 году Владимирский собор сгорел. Но икона уцелела. А в 1237 году татаро-монгольский хан Батый учинил страш­ное разорение городу Владимиру. Летопись повествует об убий­ствах стариков, детей и женщин, о святотатстве Орды. Враже­ские воины въезжали в храмы на лошадях и крушили иконы. И после такого разбоя икона Богоматери уцелела.

В 1380 году Димитрий Донской одержал знаменательную победу над Мамаем, а Владимирская икона Богоматери была Божественной вдохновительницей. С этого события святыня становится защитницей русской столицы, спасая Москву от многочисленных бед. В 1395 году, когда Тамерлан двинул свои полчища на Москву, святая икона была привезена из Влади­мира. Десять дней икону несли на руках до Москвы. Место, где произошла «встреча» иконы великим князем, митрополитом и епископами, и поныне называется Сретен­кой, там же основан Сретен­ский монастырь.

Тамерлан стоял на дальних подступах к сто­лице. В час встречи иконы в Москве он спал в шатре. И ему приснился сон, что с высокой горы спускаются к нему святители с золотыми жезлами, а над ними в сиянии ярких лучей и Божественном величии стоит Лучезарная Дева, окруженная бесчислен­ными Ангелами с огненными мечами, направленными на

Тамерлана. После этого Тамерлан внезапно повернул свои войска обратно, «бежал, гонимый силой Пресвятой Девы». Икону во Владимир так и не вернули, оставив ее в Москве.

Духовной спасительницей столицы проявила себя Влади­мирская икона в 1408 году при набеге ордынского правителя Едигея. А в 1451 году к Москве подошло ногайское войско с пред­водителем Мазовшей. Татары подожгли московские посады, но Москва так и не была захвачена. Святитель Иона во время пожара совершал крестные ходы по стенам города. Шли ожесто­ченные бои. Наши войска были слишком далеко и не успевали на подмогу. Летописи повествуют, что на следующее утро врагов у стен Москвы не оказалось. Они услышали необычайный шум, решили, что это идет великий князь с огромным войском, и отступили. Князь после ухода татар долго молился перед Владимирской иконой и благодарил за помощь Пречистую Деву.

Третье заступничество Богоматери за Русь было в 1480 году, известное еще из уроков истории как «великое стояние на Угре». Иван III отказался платить дань Орде, и на Русь были посланы полки хана Ахмата. Встреча с русским войском прои­зошла у реки Угры. Войска стояли на разных берегах и ждали Основы Православия .®^9

повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери. Русское войско отошло от реки, давая возможность ордынским полкам начать переправу. Но отошли и ордынские полки. Русские воины остановились, а татарские продолжали отступать и вдруг помчались прочь без оглядки.

Это событие описано в летописи и причислено к явному покровительству земле Русской Владычицы Небесной. После великого стояния на Угре это место назвали «Поясом Богоматери».

При нашествии французов в 1812 году, в период отступле­ния русской армии и сожжения Москвы, Владимирская икона была увезена во Владимир — 2 сентября, а 20 октября уже верну­лась в русскую столицу. Враг был вынужден покинуть Москву и отступить, обрекая себя на гибель. Русские люди на протяжении всей своей истории обращались к Владимирской иконе в труд­ные минуты и всегда были услышаны Богородицей.

Перед этой славной иконой совершались все важнейшие государственные акты России: присяга на верность Родине, молитвы перед военными походами, избрание Всероссийских Патриархов. Сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Смоленская икона Богоматери, называемая Одигитрия (то есть Путеводительница), написана, по преданию, евангелистом Лукой для Антиохийского правителя Феофила. Название Одигитрии, т. е. Путеводительницы, она получила потому, что сопутствовала императорам в их походах на врагов.

Существует предание, согласно которому в 1046 году грече­ский император Константин IX благословил этой иконой свою дочь Анну, выдавая ее замуж за Черниговского князя Всеволода Ярославина, сына Ярослава Мудрого. В период осады Константи­нополя в 1453 году Одигитрия, находившаяся в монастыре Хора, была уничтожена турками, делившими ее драгоценный оклад. Поэтому привезенная на Русь икона является чтимым списком с древнего Константинопольского образа, — списком, который стал великой чудотворной иконой. После смерти князя Всево­лода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале XII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1237 году, во время нашествия Батыя, Смолен­ская икона Божией Матери явила великое чудо при отражении татаро-монголь­ского войска от стен Смолен­ска. Татары стояли уже в нескольких верстах от города, когда благочести­вый воин по имени Мерку­рий услышал исходящий от святой иконы глас, повеле­вавший ему одному ворваться в неприятельский стан и обещавший небесное заступничество: «Угодник Мой Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Властитель Ордынский втайне хочет в нынешнюю ночь напасть на град Мой со всею своею ратью и с исполином силы своей, чтобы опустошить град, но Я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его в работу вражескую. Изыди в срете­ние врага, втайне от народа, святителей и князя, не ведающих о нападении ратных, и силою Христа Бога победишь исполина. Сама Я буду с тобою, помогая рабу Своему. Но там вместе с побе­дой ожидает тебя венец мучений, который прими от Христа».

Повинуясь велению Божию, самоотверженный воин ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, приняв в битве мученическую кончину. Меркурий был погребен в собор­ной церкви и почти сразу причислен к лику святых.

В конце XIV века икона Одигитрии была принесена в Москву и поставлена в Благовещенском соборе.

В 1456 году епископ Смоленский Михаил в сопровожде­нии наместника города прибыл в Москву и просил Московского великого князя Василия Темного отпустить икону в свой исто­рический город. Великий князь повелел вернуть чудотворную икону в Смоленск, оставив в Москве на месте пребывания образа его точный список.

В 1525 году в память об этом событии великий князь Васи­лий III основал на том самом месте, где москвичи провожали икону, Новодевичий монастырь с храмом в честь Смоленской Божией Матери, где и поместил список из Благовещенского собора.

Чудотворный образ вновь побывал в Москве в 1611 году, когда Смоленск был захвачен поляками, а после взятия врагом столицы и до его изгнания из русских пределов некоторое время находился в Ярославле. Вскоре после возвращения Смоленска русскому государству, 26 сентября 1655 года, чудотворная икона Одигитрии торжественно вернулась в свой город.

В тяжелое время Отечественной войны 1812 года, в день Бородинского сражения, чудотворный образ Смоленской Божией Матери вместе с Иверской и Владимирской иконами крестным ходом обносили вокруг Москвы.

До начала Великой Отечественной войны икона Смоленской Одигитрии пребывала на своем историческом месте — в Успен­ском соборе города Смоленска, который не был разорен и после его закрытия в 1929 году.

Последние достоверные известия о чудотворном образе относятся к 1941 году, когда в город вошли немецкие войска. Два года спустя, после освобождения Смоленска советскими войсками, иконы там не оказалось. Можно лишь уповать на то, что рано или поздно судьба образа начнет проясняться, подобно тому, как произошло с другой пропавшей в войну чудотворной иконой — Тихвинской Божией Матери.

Празднование Смоленской Одигитрии совершается 10 авгу­ста, в день ее перенесения из Москвы в Смоленск в XV веке. До революции в этот день в Москве совершался крестный ход из Кремля по Пречистенке и Девичьему полю в Новодевичий монастырь.

Иконы Покровительницы. О благополучии в семье и в доме: «Взыскание погибших», «Неувядаемый цвет», Казанская (ею благословляют вступающих в брак).

Иконы Заступницы: При болезнях детей — Тихвинская, о покровительстве сиротам — Ахтырская, о помощи в учении и даровании духа разума — «Прибавление ума», Муромская (Рязанская), об исцелении от недугов телесных — «Отрада» или «Утешение» Ватопедская, «Живоносный Источник», Жировицкая, «Умиление» Серафимо-Дивеевская, в скорбях и печалях — «Утоли моя печали», «Споручница грешных», Иверская, «Всех скорбящих радосте», «Троеручица», о Божьем покровительстве детям — Владимирская, «Воспитание».

Вопросы

      1. Что такое икона?
      2. Что такое иконостас?
      3. Из чего состоит иконостас?
      4. Почему средние врата в иконостасе еще называются Царскими?
      5. Кто изображается на Царских вратах?
      6. Что изображается на храмовой иконе?
      7. Где еще размещаются иконы?
      8. Что в переводе с греческого означает слово «икона»?
      9. Как называется светлый кружок, который изображается на иконах вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых, и что он означает?
      10. Как надо молиться перед иконами?
      11. Как называется первая икона с изображением Христа и откуда она появилась?
      12. Как изображают Святого Духа на иконах?
      13. Как называется течение против иконопочитания?
      14. Какое главное обвинение было у иконоборцев?
      15. Кого кроме Бога мы изображаем на святых иконах?
      16. Кто первый написал образ Божией Матери?
      17. Почему Матерь Божия чаще всего на иконах изображается в покрывалах пурпурного цвета?
      1. Какие имеют наименования изображения Богородицы?
      2. Что такое чудотворные иконы и почему их почитают?
      3. Что источается от некоторых икон чудесным образом?
      4. Имеет ли значение, какими красками написана икона, чтобы она стала чудотворной?
      5. Что значит «Одигитрия»?
      6. Какие чудотворные иконы вы знаете?
      7. Почему Тихвинская икона Божией Матери является чудотворной?
      8. Как явилась Казанская икона Божией Матери? Где она сейчас находится?
      9. На чем написана Владимирская икона Божией Матери?
      10. Откуда появилось название Владимирской иконы Божией Матери?
      11. Как помогала Владимирская икона Божией Матери во время татаро-монгольского ига?
      12. Где она сейчас находится?
      13. Как на Руси оказалась Смоленская икона Божией Матери?
      14. Какие иконы Божией Матери покровительствуют детям?

Комментировать