<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

(2 голоса5.0 из 5)

Занятие XIII
Храм. Устройство храма.
Алтарь. Богослужения.
Крестные ходы и колокольный звон

О храме. Храм (церковь) есть особый дом, посвященный Богу, — «Дом Божий», в котором совершаются богослужения. Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для богослужений. Ветхо­заветный храм называется скиния, новозаветный православный храм устроен по образцу скинии.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, напри­мер: Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, Благо­вещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Никольский и т. д.

Устройство храма. Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Большей частью храм в своем основании устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти дьявола.

Часто храм устраивается в виде корабля. Это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьми­угольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купол заканчивается вверху главой, на которой ставится крест во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав. Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Св. Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангель­ских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцати апостолов, а иногда строят и большее количество глав. Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву.

При входе в храм снаружи устраивается паперть (площадка, крыльцо). Как ветхозаветный храм разделялся на три части (святое святых, святилище и двор), так и право­славный храм сейчас делится на три части:

      • алтарь, где совершаются священнослужителями бого­служения и находится самое главное место во всем храме — святой престол, на котором совершается Таинство Святого Причащения. Как святое святых тогда, так и теперь алтарь озна­чает Царство Небесное;
      • собственно храм, или средняя часть храма, где стоят молящиеся. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие;
      • притвор. Раньше здесь стояли оглашенные (некрещеные).

Алтарь. Алтарь означает Царство Небесное. Он устраива­ется на возвышении, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре.

Посредине алтаря находится престол. Престолом назы­вается особо освященный четырехугольный стол, украшен­ный двумя одеждами. На престоле невидимо присутствует Сам Господь, Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители. На престоле находится шелковый плат с изображением Христа и зашитой частицей мощей какого-либо святого, Евангелие, крест, дарохра­нительница (так называется ковчег, в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных на дому) и дароносица.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждой. Этот стол называется жертвенником.

На нем приготовляются Дары для Таинства Причащения и находятся священные сосуды со всеми необходимыми для этого принадлежностями.

В алтаре еще находится кадильница или кадило, употреб­ляемое для каждения ладаном (каждение установлено еще в Ветхом Завете Самим Богом). Каждение выражает почте­ние и благоговение. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так назы­вается помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом, состоящим из нескольких рядов икон и имеющим трое врат. Средние врата называются Царскими, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь славы, невидимо проходит в Святых Дарах (во Святом Причащении). Потому через Царские Врата никому не разрешается проходить, кроме священнослу­жителей.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, назы­вается солеей. Середина солеи, против Царских врат, называ­ется амвоном (т. е. восхождением). На амвоне диакон произносит ектении (молитвенные прошения) и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и Святое Причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов. У клиросов стоят хоругви (иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам в виде знамен). Их носят во время крестных ходов как церковные знамена.

В храме имеется еще канунник (низенький столик), на котором стоит изображение Распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупо­койные богослужения. Перед иконами и аналоями стоят подсвеч­ники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения.

Храм есть великое святое место, где невидимо присут­ствует Сам Бог, поэтому мы должны входить в храм с молитвой и держать себя в храме тихо и благоговейно. Во время богослу­жения нельзя разговаривать, а тем более смеяться. Не следует уходить из храма до окончания богослужения.

Богослужение. Богослужением называется чтение и пение молитв, совершающееся в храме по особому чину (порядку). В основу богослужения легли ветхозаветные священные тексты.

Все священнодействия Церкви можно разделить на две группы:

      • уставные богослужения;
      • таинства и обряды.

Обряды при богослужении являются внешним выраже­нием веры. Через богослужение православные христиане входят в таинственное общение с Богом посредством совершения таинств.

Уставные богослужения — это общественные богослуже­ния, порядок совершения которых определен Типиконом — Уста­вом. Уставом определены три круга богослужений: суточный, недельный и годовой. Согласно традициям служба Богу должна совершаться непрерывно в течение суток (богослужебный день начинается в 6 часов вечера).

Всего служб девять, они соединяются в три главные бого­служения: вечернее (служба девятого часа, вечерня и повечерие), утреннее (полунощница, утреня и первый час) и дневное (третий час, шестой час и литургия).

Вечернее богослужение. Вечерня — служба, совершаемая в благодарность за протекший день и для освящения насту­пающей ночи. За ней следует повечерие. Этим богослужением Церковь напутствует отходящих ко сну и молит Бога о сохране­нии их во время сна.

Утреннее богослужение. Полунощница совершается в полночь (в настоящее время — перед утреней) и напоминает нам о необходимости всегда быть готовыми к встрече Бога и о Втором пришествии Христа. Молитвы утрени призваны благодарить Творца за прошедшую ночь и освятить начало наступающего дня.

Дневное богослужение. Часами (служба первого, третьего, шестого и девятого часа) называют краткие богослужения, состо­ящие из нескольких псалмов и назидательных молитв.Занятие XIII е-‘®’®.

Литургия, во время которой вспоминается вся земная жизнь Спасителя и совершается Таинство Причащения, является самым важным богослужением. Она совершается до полудня.

Накануне воскресных и праздничных дней соверша­ется всенощное бдение. Оно включает в себя вечерню, утреню и первый час. В отличие от ежедневных вечерни и утрени, на службе всенощного бдения совершается вечерний вход. Священ­ник и диакон с кадилом выходят из алтаря на амвон (возвы­шение, расположенное напротив Царских врат) и после молитв, обращенных к Богоматери, и пения гимна Иисусу Христу «Свете тихий» возвращаются в алтарь через Царские врата.

Накануне великих праздников на всенощном бдении чита­ются избранные места из книг Ветхого Завета и совершается лития, в ходе которой священник благословляет вино, хлеб и елей. Самая торжественная часть всенощного бдения назы­вается полиелей (греч. «многомаслие» или «многое освещение»), В это время в храме зажигаются все светильники. Священник и диакон с кадилом и свечой обходят храм и выносят из алтаря Евангелие. По прочтении Евангелие возлагается на аналой в центре храма для поклонения. Заканчивается всенощное бдение торжественной песнью в честь Богоматери «Взбранной Воеводе».

Недельный круг богослужений определяет особенности богослужения каждого дня недели, так как каждый день недели посвящен какому-нибудь особому воспоминанию: воскресенье — Воскресению Христову, понедельник — Небесным Ангельским Силам, вторник — Иоанну Крестителю и пророкам, среда — Кресту, четверг — апостолам и святителям (главным образом Святителю Николаю), пятница — Кресту в связи с Распятием Господа Иисуса Христа, суббота — Божьей Матери, а также всем святым и усопшим. Среда и пятница в течение всего года (кроме «сплошных» и Пасхальной седмиц) являются днями постными.

Годовой круг состоит из богослужений на каждый день года, включая все праздники и дни памяти святых. Главный христианский праздник года — Пасха, кроме которой существуют двенадцать великих праздников, посвященных Господу Иисусу Христу и Божьей Матери. Они называются «двунадесятыми».

Некоторые из этих праздников совершаются в определен­ные дни каждого месяца и называются «неподвижными» (Рожде­ство Христово, Благовещение Пресвятой Богородицы и другие). «Подвижные» праздники отмечаются каждый год в разные дни (Пасха и все зависящие от нее праздники: Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, День Святой Троицы — Пятидесят­ница). Самые большие праздники предваряются постами.

Кроме общественных уставных богослужений в Церкви совершаются богослужения частные — требы (от слова «потреб­ность»), совершаемые по потребностям прихожан. Требами являются: Таинства Крещения, Брака, погребение, освящение жилищ и др.

Крестный ход. Крестный ход — многолюдное торже­ственное церковное шествие с большим выносным крестом (от которого и получилось название), Евангелием, иконами и хоруг­вями вокруг храма или из одного храма в другой (в Пасхальную неделю вокруг церкви, в Крещение на водосвятие), или от одного места к другому (от храма к реке для освящения воды и т. д.).

Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон. Крест­ные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).

О колоколах и русском православном звоне. Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православ­ного храма. Колокольный церковный звон употребляется для того, чтобы:

      • созывать верующих к богослужению;
      • выражать торжество Церкви и ее богослужений;
      • возвещать не присутствующим в храме о времени совер­шения особенно важных частей богослужений.

В древности звоном созывался народ на вече (народное собрание). Звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам. Звоном оповещали о какой-либо опасности или несча­стье, например, о пожаре. В трагические для Родины дни звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном оповещался народ о победе и приветствовалось победное возвращение полков с войны. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего народа.

Колокола развешиваются на особой башне, именуемой колокольней или звонницей, которая строится над входом в храм или рядом с храмом.

В Ветхом Завете верующие созывались на богослужения не колоколами, а звуками труб. В первые века гонений на христи­анство от язычников христиане не имели возможности открыто созывать верующих к богослужению, поэтому они созывались тайно. После прекращения гонений (в IV веке) стали созывать верующих различными способами: использовали деревянные палки или железные полукруглые полосы.

Впервые колокола появились в Западной Европе в конце IV или в начале V века. А в Церкви колокола появились только в начале VII века. В России колокола появились почти одновре­менно с принятием христианства св. Владимиром в конце X века.

Русский народ назвал ударную часть колокола языком и уподобил этим звон колокола живому голосу. Для верующих русских людей колокола соделались языком, голосом и трубами.

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон.

      1. Благовест. Благовестом называются мерные удары в один большой колокол. Этим звоном верующие созываются в храм Божий к богослужению. Благовестом этот звон называ­ется потому, что им возвещается благая, добрая весть о начале богослужения.

Совершается благовест так: сначала производятся три редких, медленных, протяжных удара (пока не прекратится звук колокола), а затем уже следуют мерные удары.

      1. Собственно звон. Собственно звоном называется звон, когда звонят сразу во все колокола или же в несколько колоко­лов. Звон во все колокола разделяется на:
      • трезвон — это звон во все колокола трижды или звон в три приема. Трезвон выражает собой христианскую радость, торжество;
      • двузвон — это звон во все колокола дважды, в два приема;
      • перезвон — это звон по поводу печального события, звон поочередно в каждый колокол (по одному или нескольку ударов в каждый колокол), начиная с большого и до самого малого, и так повторяют много раз;

перебор — это медленный звон поочередно в каждый колокол по одному разу, начиная с самого малого и до боль­шого, а после удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз.

Вопросы

      1. Что такое храм?
      2. В честь кого или чего дается название храму?
      3. Как храм выглядит снаружи?
      4. Что означает, когда храм устраивается в виде корабля?
      5. Что означает, когда храм устраивается в виде круга?
      6. Что означает, когда храм устраивается в виде

восьмиконечной звезды?

      1. Чем заканчивается купол храма?
      2. Что означает, когда у храма два купола?
      3. Что означает, когда у храма три купола?
      4. Что означает, когда у храма пять куполов?
      5. Что означает, когда у храма семь куполов?
      6. Что означает, когда у храма девять куполов?
      7. Что означает, когда у храма тринадцать куполов?
      8. Что такое колокольня и где она устраивается?
      9. Как еще называют колокольню?
      10. Как храм разделяется внутри?
      11. Что такое алтарь?
      12. Что такое притвор?
      13. Какое место в церкви самое главное?
      14. Где хранятся священные одежды, предназначенные для богослужения?
      15. Что такое иконостас?
      16. Что такое хоругви и для чего они служат?
      17. Как называется большой подсвечник с множеством свечей?
      18. В какое время по традиции начинается богослужебный день и почему?
      19. Какое самюе важное богослужение?
      20. Из чего состоит годовой круг богослужений?
      21. Как называется богослужение, которое совершается накануне воскресных и праздничных дней?
      22. Что происходит во время всенощного бдения?
      23. Сколько существует великих праздников?
      24. Назовите самый главный христианский праздник.
      25. Как называются частные богослужения?
      26. Что такое крестный ход и почему он так называется?
      27. Какие существуют крестные ходы?
      28. Для чего употребляется колокольный звон?
      29. Как называется ударная часть колокола?
      30. Какие существуют виды колокольного звона?
      31. Каким звоном созывают верующих в храм.?

Комментировать