<span class=bg_bpub_book_author>Амбарцумов Ф.Н.</span> <br>Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

Амбарцумов Ф.Н.
Пособие Детской миссии для подготовки занятий с детьми

(2 голоса5.0 из 5)

Занятие XII
Молитва — беседа с Богом.
Притча о мытаре и фарисее.
Основные молитвы. Молитва «Отче наш».
Молитвенные правила. Поклоны.
Крестное знамение

О молитве. Бог любит каждого из нас. Он говорит: «Буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дочерями» (2 Кор. 6, 18). Поэтому мы можем всегда, в любое время обращаться к Богу — к нашему Отцу Небесному, так же как к своему родному отцу или родной матери. Обращение наше к Богу называется молит­вой. Молитва — это беседа или разговор с Богом. Она необходима для нас так же, как воздух и пища. У нас все от Бога и нет ничего своего. Жизнь, способности, здоровье, пища — все дается нам Богом.

Поэтому и в радости, и в печали, и когда нам что-то нужно, мы должны обращаться к Богу с молитвой. Господь очень добр и милостив к нам, и Он непременно исполнит наше желание и даст все, в чем мы нуждаемся, если мы от чистого сердца, с верой и усер­дием будем просить Его об этом. Нужно всецело положиться на Его святую волю и терпеливо ждать, потому что только один Господь знает, что и когда нам дать — что нам полезно и что вредно.

Какие бывают молитвы. Если мы и близкие наши здоровы и благополучны и нам есть где жить, во что одеться, чем питаться, то мы должны прославлять и благодарить Бога в наших молитвах. Такие молитвы называются хвалебными и благодарственными. Если с нами случится какое-либо несча­стье, болезнь, беда или нужда, мы должны просить у Бога помощи. Такие молитвы называются просительными.

А если мы сделаем худое дело (согрешим) и провинимся пред Богом, мы должны просить у Него прощения — каяться. Такие молитвы называются покаянными. Так как мы грешны пред Богом (постоянно грешим), поэтому мы должны всегда сначала покаяться и только потом уже просить Бога о наших нуждах.

Но молитва может быть возносима и без слов, без внешних проявлений. Это внутренняя молитва, которая знакома по опыту многим христианам.

Когда Бог слышит нашу молитву. Молиться Богу можно везде, потому что Бог находится везде: и в доме, и в храме, и в пути. Приступая к молитве, мы должны прежде примириться с теми, кому мы сделали зло, и даже с теми, которые обижаются на нас, а потом уже с благоговением и вниманием молиться.

Если же мы будем молиться, не примирившись с ближними, молиться спешно, во время молитвы будем разговаривать или смеяться, тогда наша молитва опечалит нашего Бога, Который любит нас и даже «скучает по нам» (архим. Софроний (Сахаров)).

Каждый православный христианин молится ежедневно, утром и вечером, перед вкушением и после вкушения пищи, перед началом и по окончании всякого дела (например, перед учением и после учения и т. п.). Такая молитва называется домашней или частной.

Утром мы молимся, чтобы поблагодарить Бога за то, что Он сохранил нас в прошедшую ночь, попросить Его Отеческого благословения и помощи на начавшийся день. Вечером, перед сном, мы также благодарим Господа за благополучно проведен­ный день и просим сохранить нас во время ночи. Чтобы успешно и благополучно делалось дело, мы также должны прежде всего просить у Бога благословения и помощи на предстоящий труд, а по окончании благодарить Бога.

В воскресные и праздничные дни, а также и в будни, когда свободны от своих занятий, мы для молитвы ходим в храм Божий, там мы молимся все вместе. Такая молитва называется общественной или церковной.

Основные молитвы. Для выражения наших чувств к Богу и к святым Церковью даны нам разные молитвы. Вот самые общеупотребительные.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. (Именем Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.)

Молитва эта называется начальной, потому что мы произ­носим ее в начале всех молитв. В ней мы просим Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, то есть Пресвятую Троицу, благосло­вить нас на предстоящее дело Своим именем.

Господи, помилуй! (Помилуй — будь милостив, прости.)

Молитва эта древнейшая. Ее мы произносим, когда вспо­минаем наши грехи. Во славу Святой Троицы мы, христиане, произносим эту молитву три раза. Произносим ее также 12 раз, испрашивая у Бога благословение на каждый час дня и ночи. Произносим и 40 раз, для освящения всей нашей жизни.

Хвалебная молитва Господу Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе» (Хвала Тебе, Боже наш, хвала Тебе).

В этой молитве мы у Бога ничего не просим, а только славим Его. Ее можно сказать короче: Слава Богу. Произносится она по окончании дела в знак нашей благодарности Богу за Его милости нам.

Молитва мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному» (Боже, будь милостив ко мне грешному).

Молитва эта мытаря (сборщика податей), который покаялся в своих грехах и получил прощение. Она взята из притчи Спаси­теля, которую Он однажды рассказал людям для их вразумле­ния. Вот эта притча.

Два человека вошли в храм помолиться. Один из них был фарисей, а другой — мытарь. Фарисей встал впереди всех и молился Богу так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не такой греш­ный, как прочие люди или как тот мытарь. Я десятую часть имущества отдаю нищим, два раза в неделю пощусь».

А мытарь, сознавая себя грешным, стал при входе в храм и не смел поднять глаз своих на небо. Он ударял себя в грудь и говорил: «Боже, милостив буди мне грешному!» Богу молитва смиренного мытаря была приятнее и угоднее, чем гордого фари­сея (см. Лк. 18, 13).

Молитва Господу Иисусу: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матере и всех святых, помилуй нас. Аминь» (Господи, Иисусе Христе, Сын Божий, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь).

Молитва Святому Духу: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша» (Царь Небес­ный, Утешитель, Дух истины, везде находящийся и все напол­няющий, Источник всякого блага и Податель жизни, приди и поселись в нас, и очисти нас от всякого греха, и спаси, Благий, души наши).

В этой молитве мы молимся Святому Духу, Третьему Лицу Святой Троицы. Мы называем в ней Духа Святого Царем Небесным, потому что Он, как истинный Бог, равный Богу Отцу и Богу Сыну, невидимо царствует над нами, владеет нами и всем миром. Называем Его Утешителем, потому что Он утешает нас в наших скорбях и несчастьях, как Он утешил и апостолов в 10-й день после Вознесения Иисуса Христа на небо. Называем Его Духом истины (так назвал Его Сам Спаситель), потому что Он учит всех только истине, только тому, что для нас полезно и служит к нашему спасению. Он Бог, Он везде находится и все Собой наполняет: «Иже везде сый и вся исполняяй.» Он есть сокровище благих, то есть хранитель всех благодеяний, источ­ник всего хорошего. Мы называем Духа Святого жизни Подате­лем, потому что все в мире живет и движется Духом Святым, то есть все от Него получает жизнь. Особенно люди получают от Него духовную, святую и вечную жизнь за гробом, очищаясь чрез Него от своих грехов. Если Дух Святой обладает такими дивными свойствами, везде находится и всем дает жизнь, то мы и обращаемся к Нему с просьбами: приди и поселись в нас, то есть постоянно пребывай в нас, как в Своем храме; очисти нас от всякой скверны, то есть греха, сделай нас святыми, достой­ными Твоего в нас пребывания, и спаси, Добрый, наши души от грехов и через это даруй нам Царство Небесное.

Молитва Господня: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое. Да приидет царствие Твое. Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение. Но избави нас от лукавого» (см. Мф. 6, 9—13). (Отец наш небес­ный! Да святится имя Твое. Да придет царство Твое. Да будет воля Твоя и на земле, как и на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день. И прости нам грехи наши, как и мы прощаем согре­шившим против нас. И не допусти нас до соблазна. Но избавь нас от лукавого.)

Молитва эта называется Господней, потому что ее дал Сам Господь Иисус Христос Своим ученикам, когда они просили Его научить, как им молиться. Эта молитва — самая главная молитва из всех.

Отче наш, Иже еси на небесех! — обращение к Богу, в кото­ром мы призываем выслушать наши просьбы, называя Его Отцом Небесным. Когда мы говорим, что Он на небесах, то должны разуметь духовное, невидимое небо, а не тот видимый голу­бой свод, который раскинут над нами и который мы называем «небом».

Да святится имя Твое, то есть помоги нам жить праведно, свято и своими делами прославлять имя Твое.

Да приидет Царствие Твое, то есть удостой нас и здесь, на земле, Царства Твоего небесного, которое есть правда, любовь и мир; царствуй в нас и управляй нами.

Да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, то есть пусть будет все как Тебе угодно, помоги нам подчиняться Твоей воле и исполнять ее на земле, так же как ее исполняют, с любо­вью и радостью, святые Ангелы на небе. Потому что только Тебе известно, что нам полезно и нужно, и Ты больше желаешь нам добра, чем мы сами.

Хлеб наш насущный даждь нам днесь, то есть подай нам на сегодняшний день хлеб наш насущный. Под хлебом здесь подразумевается все необходимое для жизни нашей на земле: пища, одежда, жилище, но важнее всего пречистое Тело и чест­ная Кровь Христа в Таинстве Святого Причащения. Господь заповедал нам просить себе не богатства, не роскоши, а только самого необходимого, во всем надеяться на Бога, помня, что Он, как Отец, всегда заботится о нас.

И остави нам долги наша, яко же и мы оставляем долж­ником нашим, то есть прости нам грехи наши так, как и сами мы прощаем тех, которые нас оскорбили или обидели. В этом прошении грехи наши названы «долгами», потому что Господь дал нам силы, способности и все остальное для того, чтобы творить добрые дела, а мы часто все это обращаем на грех и зло и становимся «должниками» пред Богом. И если мы сами не будем искренно прощать наших «должников», то есть людей, имеющих грехи против нас, то и Бог нас не простит.

И не введи нас во искушение. Искушением называется такое состояние, когда нас что-нибудь или кто-нибудь тянет на грех, соблазняет сделать что-либо беззаконное и дурное. Мы просим: не допусти нас до соблазна, которого мы переносить не умеем, помоги нам преодолевать соблазны.

Но избави нас от лукаваго, то есть избавь нас от всякого зла в этом мире и от виновника (начальника) зла — дьявола (злого духа), который всегда готов погубить нас. Избавь нас от этой хитрой, лукавой силы и ее обманов, которая пред Тобой ничто.

Ангельское приветствие Божией Матери: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благосло­венна Ты в женах, и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших» (см. Лк. 1, 28). (Радуйся, Богородица Дева Мария, получившая благодать, Господь с Тобой! благо­словенна Ты между женами и благословен Рожденный Тобой, потому что Ты родила Спасителя наших душ.)

Молитва эта к Пресвятой Богородице, которую мы назы­ваем благодатной, то есть исполненной благодати Святого Духа, и благословенной из всех женщин, потому что от Нее пожелал родиться Спаситель наш Иисус Христос, Сын Божий. Молитва эта называется еще ангельским приветствием, так как в ней есть слова Архангела Гавриила, которые он сказал Деве Марии, когда явился к Ней в город Назарет, чтобы возвестить Ей вели­кую радость, что от Нее родится Спаситель мира.

Так же — «благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего» — сказала Деве Марии при встрече с Нею и правед­ная Елисавета, мать святого Иоанна Крестителя.

Богородицей Дева Мария называется потому, что родив­шийся от Нее Иисус Христос есть истинный Бог наш. Девой называется потому, что Она до Рождества Христова была Дева и в Рождестве и после Рождества осталась такой же.

Символ веры. Символом веры называется краткое и точное изложение всех истин христианской веры, состав­ленное и утвержденное на I и II Вселенских Соборах. Кто эти истины не принимает, тот уже не может быть православным христианином.

Символ веры читается так: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и неви­димым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век, Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, не сотво- ренна, единосущна Отцу, Им же вся быша; Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася; Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна; И воскресшаго в третий день, по Писанием; И восшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца; И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца.

И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во едину святую, соборную и апостоль­скую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых и жизни будущаго века. Аминь.

Верую — верю, я убежден; Единороднаго — единствен­ного; прежде всех век — прежде всякого времени, от вечно­сти; единосущна Отцу — имеющего одинаковое существо (природу) с (Богом) Отцом; Им же вся быша — и Им, то есть Сыном Божиим, все сотворено; воплотившагося — приняв­шего на Себя тело человеческое; вочеловечшася — сделавше­гося человеком, подобным нам, но не переставая быть Богом; воскресшаго… по Писанием — согласно со Священным Писа­нием, где пророки предсказали, что Он воскреснет из мерт­вых в третий день; восшедшаго — вознесшегося; одесную — по правую сторону Бога Отца; паки ~ опять, во второй раз; мертвых — умерших, которые тогда воскреснут; Его же царствию не будет конца — после суда настанет бесконечно царство Его; Животворящаго — дающего жизнь; спокланяема и сславима — Духу Святому следует поклоняться и прослав­лять Его наравне с Отцом и Сыном, т. е. Дух Святой равен Богу Отцу и Богу Сыну; глаголавшаго пророки — Дух Святой говорил через пророков; соборную — согласную, единодушную, охватывающую людей со всей Вселенной; исповедую — открыто признаю словом и делом; чаю — ожидаю; и жизни будущаго века — настанет после Всеобщего суда вечная жизнь.

Молитвенное правило. Христианин прочитывает ежедневно определенные молитвы, которые объединены Святыми Отцами в молитвенное правило. Молитвенное правило у всех разное. У одних утреннее или вечернее правило зани­мает несколько часов, у других — несколько минут. Все зависит от духовного состояния человека, от степени его укорененности в молитве и от того, каким временем он располагает.

Очень важно, чтобы человек исполнял молитвенное правило регулярно и постоянно. Но правило не должно превращаться в формальность. Опыт многих верующих показывает, что при постоянном вычитывании одних и тех же молитв их слова обесцвечиваются, утрачивают свежесть, и человек, привыкая к ним, перестает на них сосредотачиваться. Эту опасность нужно стараться всеми силами избегать.

Святитель Феофан Затворник советовал молитвенное правило исчислять не количеством молитв, а тем временем, которое мы готовы посвятить Богу.

Например, мы можем взять себе за правило молиться утром и вечером по полчаса. И не так важно, читаем ли мы в течение этих минут все молитвы или только одну, главное, чтобы мы были сосредоточены на Боге.

Существует три основных молитвенных правила:

      • полное молитвенное правило, рассчитанное на монахов и духовно опытных мирян, которое напечатано в «Православном молитвослове»;
      • краткое молитвенное правило, рассчитанное на всех веру­ющих. Утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Бого­родице Дево», «От сна восстав», 50-й псалом, «Верую», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших. Вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»; эти молитвы содер­жатся в любом молитвослове;
      • краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Верую» — для тех дней и обстоятельств, когда чело­век находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени. Совсем опускать молитвенное правило нельзя. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые должен совершать христианин, можно найти в молитвослове. Утрен­ние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае их произносят по дороге из дома. Вечерние молитвы надо читать вечером перед сном.

Правило бывает общим — обязательным для всех — или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжествен­ные дни и в других подобных случаях.

Молитва за других людей (помянник) — важная часть молитвословия. Но не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей, надо еще молиться за тех, кто причинил нам огорчение, обидел нас.

Приступая к делам, надо прежде помолиться, испросив таким образом у Бога благословения на это дело. В течении всего дня желательно повторять краткую молитву (т. е. молитву Иису­сову), которая поможет нам в повседневных делах.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах.

О поклонах. Молитва часто сопровождается не только словами, но и внешними знаками благоговения: крестным знаме­нием, коленопреклонением, поклонами и другими знаками бого- почитания.

Чтобы выразить Богу наше благоговение пред Ним и почи­тание Его, мы во время молитвы стоим, а не сидим. Только боль­ным и пожилым дозволяется молиться сидя. Когда становишься на молитву, помни, что вступаешь в беседу с Богом, окруженным Ангелами и святыми, которые живо чувствуют благоговение, любовь и благодарность к Нему, всегда прославляют Его. Созна­вая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясные, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головой земли.

О крестном знамении. Особое значение имеет для Церкви крест — орудие смерти, сделавшееся орудием спасения. Крест является символом Самого Христа и как таковой есть сила Божия. Православная Церковь верует, что в кресте присутствует сила Христа, и потому христиане не только изображают крест и помещают в храмах наравне с иконами, они также носят крест на груди, осеняют себя крестным знамением, благословляют крестом друг друга. Чудотворную, спасительную и целительную силу креста и крестного знамения Церковь знает по многове­ковому опыту. Крест является оружием против дьявола. Крест охраняет человека в пути и на всяком месте, через крест благо­словение Христа нисходит на всякое доброе дело, которое мы начинаем с крестного знамения и призывания Имени Божьего.

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони. Сложенные три первых пальца вместе выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого как Единосущную и Нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий, по соше­ствии Своем на землю, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы — Божескую и человеческую.

Осеняя себя крестным знамением, мы кладем сложен­ные так пальцы на лоб — для освящения нашего ума, на чрево (живот) — для освящения наших внутренних чувств, потом на правое и левое плечи — для освящения наших сил телесных.

Крестное знамение дает нам великую силу отгонять и побеждать зло и творить добро, но только мы должны помнить, что крест нужно полагать правильно и неспешно, иначе будет не изображение креста, а простое махание рукой. Небрежным совершением крестного знамения мы показываем свою непочти­тельность к Богу — грешим. Осенять себя крестным знамением, или креститься, нужно в начале молитвы, во время молитвы и по окончании молитвы, а также при приближении ко всему святому: когда входим в храм, когда прикладываемся к кресту, к иконе и т. п. Креститься нужно и во всех важных случаях жизни: в опасности, в горе, в радости и т. д. Когда мы крестимся не во время молитвы, то мысленно, про себя, говорим: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», выра­жая этим нашу веру в Пресвятую Троицу и наше желание жить и трудиться во славу Божию.

Вопросы

      1. Что такое молитва?
      2. Как мы можем обращаться к Богу?
      3. Когда можно и нужно обращаться к Богу?
      4. Для чего нужно молиться Богу?
      5. Что такое благодарственные, просительные и покаянные молитвы?
      6. Где можно молиться Богу?
      7. Как надо приступать к молитве?
      8. Какие бывают молитвы?
      9. Как называются молитвы, когда мы восхваляем или благодарим Бога?
      10. Когда молится каждый православный христианин?
      11. Для чего мы молимся утром, вечером, перед обедом, после приня­тия пищи и перед всяким делом?
      12. Что принято делать в выходные и праздничные дни?
      13. Что такое церковная молитва?
      14. Почему в пост лучше молиться?
      15. Перечислите основные молитвы.
      16. Расскажите притчу о мытаре и фарисее.
      17. Кто такие мытарь и фарисей?
      18. Чья молитва была угодна Богу и почему?
      19. Прочитайте Иисусову молитву.
      20. Почему мы Святого Духа называем Утешителем?
      21. К кому обращена молитва Господня?
      22. Что имеется в виду в прошении «остави нам долги наша»?
      23. Кто такая Богородица?
      24. Что значит Благодатная?
      25. Почему молитва «Богородице Дево, радуйся» называется ангельским приветствием?
      26. Почему молитва «Верую» называется Символом веры?
      27. Что такое молитвенное правило?
      28. Какие молитвенные правила существуют?
      29. Из каких молитв состоит молитвенное правило преп. Серафима Саровского?
      30. Что надо сделать перед началом молитвословия?
      31. Какими словами принято оканчивать молитвословие?
      32. Какими знаками часто сопровождается молитва?
      33. Кому разрешается сидеть во время молитвы?
      34. Какие существуют поклоны?
      35. Какое значение имеет крест?
      36. Какой рукой мы крестимся?
      37. Какие пальцы складываем для крестного знамения и что это означает?
      38. Куда мы кладем пальцы во время крестного знамения и для чего?
      39. Когда надо полагать на себя крестное знамение?
      40. Когда мы крестимся не во время молитвы, какие слова произносим?

Зачет 3

Проводится для закрепления пройденного материала по следующим темам.

      1. О таинствах. Число таинств. Крещение. Ангел Хранитель. Крестные родители. Жизнь человека после Крещения. Креще­ние Руси: Равноапостольные Мефодий и Кирилл, княгиня Ольга, князь Владимир.
      2. Таинство Причащения. Тайная вечеря. Тело и Кровь Христовы в Причащении. Подготовка к Причащению.
      3. Исповедь — Таинство Покаяния. Грехи. Прощение грехов. Искушение Христа в пустыне. Притча о блудном сыне.
      4. Молитва — беседа с Богом. Притча о мытаре и фарисее. Основные молитвы. Молитва «Отче наш». Молитвенные правила. Поклоны. Крестное знамение.

Вопросы

      1. Как переводится с греческого слово «тайна»?
      2. Что такое таинство?
      3. Кто является совершителем таинства?
      4. Для чего необходимо Таинство Крещения?
      5. Как называется таинство, которое идет следом за Крещением?
      6. Что такое св. миро?
      7. Какие части тела и для чего помазывают св. миром?
      8. Что означает крестовидное пострижение волос?
      9. Кого Бог дает нам для невидимой защиты?
      10. Как называется святой Ангел, которого Бог дает нам.

при крещении?

      1. О чем мы просим Ангела Хранителя?
      2. Для чего нужны крестные родители?
      3. Кто может быть крестным?
      4. Кто является просветителем славян?
      5. Как звали св. Кирилла до монашеского пострига?
      6. Что сделали святые братья для просвещения моравов?
      7. Были ли христиане в Киеве до Крещения Руси?
      8. Во что верили люди на Руси до принятия христианства?
      9. Кто первым проповедовал Евангелие на российской земле?
      10. Назовите имя княгини, первой принявшей на Руси Крещение?
      11. Как и почему князь Владимир принял христианство?
      12. В каком году было Крещение Руси?
      13. Какое таинство является главным в Церкви?
      14. Как еще называют Таинство Причащения?
      15. Что под видом хлеба и вина принимается во время Евхаристии?
      16. Почему для таинства выбраны именно хлеб и вино?
      17. Кто и где установил это таинство?
      18. Как называется богослужение, во время которого происходит

Св. Причащение?

      1. Чему хотел научить Господь Своих учеников, омыв им ноги?
      2. Что Господь пообещал в качестве утешения Своим ученикам?
      3. Можно ли быть членом Церкви и не причащаться?
      4. Что необходимо сделать накануне Причащения?
      5. Какое молитвенное правило принято вычитывать

перед Причащением?

      1. С какого времени необходимо воздерживаться от еды и питья?
      2. Как складывают руки перед принятием Св. Даров?
      3. Что надо сказать перед принятием Св. Даров?
      4. Что необходимо сделать, после того как причастишься?
      5. Что нам. предлагает Церковь для очищения души от духовной грязи?
      6. Что такое Таинство Покаяния?
      7. Как еще называют Таинство Покаяния?
      8. На какие группы можно условно разделить все грехи?
      9. Какие грехи являются грехами против Бога?
      10. Какие грехи являются грехами против ближнего?
      11. Какие грехи являются грехами против самого себя?
      12. Что находится на аналое перед кающимся?
      13. Как правильно вести себя на исповеди?
      14. Кто отпускает нам грехи?
      15. Чем нам покрывает голову священник?
      16. Что надо сделать, после того как грехи нам отпущены?
      17. Что такое епитимья?
      18. Как переводится с греческого слово «епитимья»?
      19. Кто назначает епитимью?
      20. Что такое общая исповедь?
      21. Расскажите об искушении дьяволом в пустыне Иисуса Христа.
      22. Расскажите притчу о блудном сыне.
      23. Кто подразумевается в притче под отцом и блудным сыном?
      24. Что такое молитва?
      25. Когда можно и нужно обращаться к Богу?
      26. Для чего нужно молиться Богу?
      27. Где можно молиться Богу?
      28. Какие бывают молитвы?
      29. Как называются молитвы, когда мы восхваляем или благодарим Бога?
      30. Перечислите основные молитвы.
      31. Для чего мы молимся утром, вечером, перед обедом, после принятия пищи и перед всяким делом?
      32. Что принято делать в выходные и праздничные дни?
      33. Что означает слово «ам.инъ»?
      34. Что такое славословие?
      35. Расскажите притчу о мытаре и фарисее.
      36. Кто такие мытарь и фарисей?
      37. Чья молитва была угодна Богу и почему?
      38. Прочитайте Иисусову молитву.
      39. К кому обращена молитва Господня?
      40. Почему молитва «Богородице Дево, радуйся» называется ангельским приветствием?
      41. Почему молитва «Верую» называется Символом веры?
      42. Что такое молитвенное правило?
      43. Из каких молитв состоит краткое молитвенное правило преп. Серафима Саровского?
      44. Что надо сделать перед началом молитвословия?
      45. Какими словами принято оканчивать молитвословие?
      46. Какими знаками часто сопровождается молитва?
      47. Почему принято стоять во время молитвы?
      48. Какие существуют поклоны?
      49. Какое значение имеет крест?
      50. Какой рукой мы крестимся?
      51. Какие пальцы складываем для крестного знамения и что это означает?
      52. Когда надо полагать на себя крестное знамение?

Загадки

Чтоб не плавать без ветрил,

Чтоб маяк пред вами был, Исполнялась жизни мера, Нам нужна лишь наша **** (вера).

Кто предстал перед Пречистой:

Дух могучий, смелый, быстрый?

Это вестник Горних Сил, Сам Архангел ******* (Гавриил).

Всегда вблизи, но незрим оком.

Приставлен он с небес к нам Богом.

Помощник добрый и учитель

Пресветлый Ангел наш ********* (Хранитель).

Вот Хранитель Ангел плачет, Бес смеется. Это значит — Горький плач, злорадный смех, — Что сейчас творю я **** (грех).

Не купить за миллион

И не взять силком в полон,

Не украсть, не обмануть,

Чтоб найти сей верный путь.

Ну а как же получить,

Как заветного достичь?

Послужить Христу, чтоб дать Мог Свою Он ********* (благодать).

Бог — Живой, святые — тоже, Хоть невидимы для глаз, Но мы с ними можем все же Разговаривать сейчас.

Разговор такого вида Называется ******* (молитва).

Со священниками вместе (Смысл понятен и известен) Тоже Господа хвалю я Словом этим: ******** (Аллилуйя)!

Хлеб насущный день от дня, И простить прошу меня, Как и я прощаю сам Все грехи своим врагам.

Все я верю, Боже, дашь По молитве **** *** (Отче наш)!

Дело главное — молитва, Но коль капля не пролита Из очей моих доселе, Коль царит во мне веселье, Я еще пока не знаю, Что я лучшее теряю.

И такой же главный труд Вы скажите, как зовут: Душ беленье и стиранье Или просто ******** (покаянье).

В знак того, что я молюсь, Мыслью к Небу вознесусь, Пред иконою зажгу Для того, пред кем в долгу. Просьба так же горяча, Как церковная ***** (свеча).

Божественный свет отражает, Любви Христовой уча.

Холодное сердце растает, Когда возгорится ***** (свеча). Сколько всего церковных святых таинств?

      1. Сколько раз в жизни можно принять Таинство Крещения?
      2. Во время Таинства Миропомазания священник помазывает крещеному глаза, уши, губы, руки, ноги, грудь, нос и ..?
      3. Масло, необходимое для Миропомазания.
      4. Этот предмет необходим для совершения Таинства Крещения и Таинства Исповеди.
      5. Как называется таинство, в котором мы начинаем принимать участие примерно с 7 лет?
      6. Эта книга нужна для Таинства Исповеди.
      7. Кто варит святое миро?
      8. Кто становится свидетелем нашего раскаяния во время Таинства Исповеди?
      9. Имя Того, Кто установил все эти таинства.

Комментировать