Святцы: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Скрыть переводы

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

(Рим.6:3–11; Мф.28:1–20)

Господь спит во гробе телом, душою же сошел Он в ад и находящимся там душам проповедал спасение. Все святые ветхозаветные были не в раю, хоть и пребывали в утешительной вере, что введены будут туда, как только придет на землю Обетованный, верою в Которого жили они. Его пришествие и там предвозвестил Предтеча.

Когда же снисшел Господь – все веровавшие прилепились к Нему и Им возведены в рай. Но и этот рай – только преддверие настоящего рая, имеющего открыться после всеобщего воскресения и суда. В нем и все новозаветные святые хотя блаженствуют, но ожидают еще большего совершеннейшего блаженства в будущем веке, при новом небе и новой земле, когда будет Бог всяческая во всех.

Притча дня

Одному святителю задали три вопроса:
– Какая величайшая мысль достойна человека? Какая величайшая забота достойна человека? Какое величайшее ожидание достойно человека?

Он так на них ответил:
– Мысль о Промысле Божием в человеческой жизни – величайшая мысль, достойная человека. Потому что она приносит душе мудрость и блаженство.
Забота о спасении души – величайшая забота, достойная человека. Потому что душа – величайшее сокровище на земле, а великое сокровище нуждается в наибольшей заботе.
Ожидание смерти – величайшее ожидание, достойное человека. Именно оно очищает совесть и понуждает человека ко всякому добру.

* * *

– Батюшка, кому ставить свечку, если я родилась в год змеи?

– Великомученику Георгию Победоносцу.

Развернуть
Развернуть

Основы православия

Тема 126. Первая заповедь Нового Завета: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Свт. Иоанн Златоуст: «Что значит: нищие духом? Смиренные. Духом Он назвал душу и расположение человека. Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого». Смирение проще всего определить от противного – это состояние противоположное гордости.
Под смирение иногда маскируется смиреннословие – притворное унижение себя напоказ.

Нищий не имеет ничего своего, и всё, что мы имеем, мы имеем благодаря Богу. Мы лишь распорядители того, что Он дал для того, чтобы оно служило спасению нас и ближних. Все от Бога, не только материальные блага, но и здоровье, таланты, способности, сама жизнь – все это исключительно дар Божий.

Осознание своей духовной нищеты состоит в видении человеком:
– во-первых, повреждённости своей природы грехом (если человек не чувствует себя больным, то не будет лечиться);
– во-вторых, невозможности исцелить её своими силами, без Божьей помощи. Преп. Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи».

Так же как 1-я заповедь Ветхого Завета является стержнем остальных, так и в Заповедях Блаженства 1-я является фундаментом, необходимым условием для исполнения других заповедей. Любые добродетели без нищеты духовной могут привести даже великого подвижника в очень опасные состояния тщеславия и гордости. Смирение – удивительная добродетель! Решишь, что она у тебя есть, – и её сразу нет.

Нищим духом обещается «Царство Небесное». Обратим внимание, не сказано: тех будет Царство Небесное, но есть; потому что уже здесь — на земле — в смиренных сердцах царствует Бог.

См. Нищета духовная.

Практический совет

Как освятить нательный крест или иконы?

Если необходимо освятить нательный крест или освятить икону, обратитесь в храме в свечную лавку, там подскажут, к кому обратиться, или вызовут священника. Либо вы можете подойти с этой просьбой прямо к священнику, который прочтёт молитву на освящение и окропит крест или иконы святой водой.
Иконы и нательный крест освящаются один раз после их изготовления или приобретения вне церкви.
Нательный крест может быть изготовлен из любых материалов, его принято носить не снимая (не важно на цепочке или гайтане).

Случайный тест