Даты
Историческое содержание
Страстная седмица • Великий Понедельник • Великий Вторник • Великая Среда • Великий Четверг • Великая Пятница
* * *
Великая Суббота – самая важная, самая знаменитая суббота в году и один из важнейших дней церковного года. В кондаке этот день назван «преблагословенной субботой»; прот. А. Шмеман называет ее одной из двух «всерешающих» суббот (вместе с субботой Лазаревой), «Великой и Святой Субботой Пасхи, когда смерть сама была побеждена и стала переходом в новую жизнь Нового Творения»1.
Автор синаксаря (византийский писатель Никифор Каллист, XIV век) характеризует Великую Субботу ни много ни мало как самый важный день церковного года: «Святая Четыредесятница превосходит все остальные дни в году; но больше ее Великая седмица, а из дней Великой седмицы наибольший — великая сия и Святая суббота»2.
Наконец, приведем еще одно высказывание относительно высочайшего статуса Великой Субботы, которое принадлежит Ивану Алексеевичу Гарднеру, представителю русской церковной эмиграции XX века и выдающемуся специалисту по истории русского богослужебного пения: «Великая Суббота — едва ли не центральный день богослужения всего года. Даже торжественнейшее богослужение Пасхи настолько тесно примыкает к богослужению Великой Субботы, что уясняется и вполне проникает в сознание наше лишь в том случае, если мы проникнемся сначала чувствами, мыслями, настроениями Великой Субботы. Можно сказать, что радость, огненным потоком стремящаяся в пасхальной заутрени, является лишь следствием догматического сознания тайны благословенной субботы»3.
Краткая история богослужения
Великая Суббота в календаре появилась примерно в одно время с двумя соседними днями – Великой Пятницей и Пасхой. Прообразом Великой Субботы можно считать день предпасхального поста, который существовал уже во II веке, когда по свидетельству сщмч. Иринея Лионского одни постились один день, другие – два дня, а иные – 40 часов.
Уже в III веке появилась практика крестить оглашенных в пасхальную ночь; впоследствии этот чин смещается на вечер / день Великой Субботы и становится одной из характерных особенностей богослужения данного дня.
В древнем Иерусалиме утро Великой Субботы было как бы днем отдыха после насыщенной богослужениями Великой Пятницы; впрочем, на утрене в этот день появляется особенность, которая сохраняется поныне – чтение Евангелия о запечатывании гроба и утверждении стражи по инициативе иудейских руководителей (Мф.27:62-66). Вечером в субботу совершали вечерню в соединении с литургией, на которой совершали торжественное возжжение свечей (прообраз обряда благодатного огня), крещение оглашенных, пели «Елицы во Христа крестистеся…» вместо Трисвятого и читали Мф.28- то же Евангелие, что мы читаем и сейчас. Здесь же читали большое количество паремий – 12; некоторые древние иерусалимские паремии совпадают с более поздними константинопольскими чтениями.
В Константинополе появляется современное торжественное окончание утрени с чтением паремии, Апостола и Евангелия. Здесь же совершали на литургии торжественное крещение оглашенных; считается, что нынешний чин таинства Крещения является сокращением и модификацией того последования, которое совершали в кафедральном соборе Константинополя в средневизантийский период (до XIII века). В целом вечерня с литургией святителя Василия Великого в Великую Субботу в Константинополе уже почти идентична современному чину данной службы; важно отметить, что до IX века эта вечерня с литургией фактически была основной частью пасхального бдения и лишь после формирования пасхальной заутрени (после IX века) эта служба как бы смещается на вечер субботы и переосмысляется как служба Великой Субботы, а не Пасхи.
К XIII веку (времени появления и «триумфального шествия» Иерусалимского Устава) чины утрени и вечерни с литургией в Великую Субботу уже в целом завершили свое формирование и во многих аспектах соответствовали современному последованию. Вот те немногочисленные богослужебные особенности, которые вошли в службу Великой субботы после XIII века:
- Добавлены «похвалы» к стихам 17-й кафисмы (XIV – XVI вв.);
- Тропарь «Да молчит всякая плоть человеча…» поется вместо «Иже Херувимы…» на великом входе (примерно XVI в.);
- Появляется вынос Святой Плащаницы в конце утрени после великого славословия (XVI век); позднее на смену ему приходит крестный ход с Плащаницей, а сам вынос Плащаницы смещается на конец великой вечерни пятницы (XIX в.).
- В XVI веке в Греции, у нас же после середины XVII века тропари «Благообразный Иосиф…» и «Мироносицам женам…» начинают петь без воскресных окончаний.
Идейный смысл богослужения
В богослужении Великой Субботы отражены пять тем:
1) погребение Спасителя;
2) сошествие Христа во ад;
3) новотворение человека;
4) покой Бога в седьмой день творения;
5) ожидание Воскресения Христова.
Погребение Спасителя – тема утрени Великой Субботы, которая еще именуется «Чином погребения Спасителя» (интересно, что по образцу утрени Великой Субботы сформировался чин погребения священников, так как каждый священник по роду своего служения носит образ Христа). Особенный акцент на теме погребения присутствует как в самом факте чтения 17-й кафисмы, так и в содержании тропарей к ее стихам: «Плач священный, приидите, воспоим Христу умершему, яко древле жены мироносицы» («похвала» к 81-му ст. 17-й кафисмы), «Гряди, вся тварь, песни исходныя принесем Зиждителю» («похвала» к ст. 134) или «Господи, Боже мой! Исходное пение и надгробную Тебе песнь воспою» (канон, 1-я песнь, 1-й тропарь).
Сошествие Христа во ад – вторая основная тема Великой Субботы. Эта тема идейно связана с мотивом погребения Христа, ибо два этих события, по сути, произошли одновременно: когда Христос телом был во гробе, в это же самое время Он со Своей человеческой душой оказывается во аде (куда до того момента попадали души всех умерших людей) и разрушает власть ада, выводя оттуда души умерших праведников Ветхого Завета. Иногда эти две темы совместно присутствуют в одних и тех же песнопениях (например: «Аще и во гробе погребаешися, аще и во ад идеши, Спасе, но и гробы истощил еси, и ад обнажил еси, Христе»; см. «похвалу» к ст. 52). В стихирах на «Господи, воззвах…» на вечерне с литургией тема сошествия Христа во ад раскрывается особенно подробно: ад принял Христа как «единаго от умерших», но это обстоятельство имело для самого ада губительные последствия: его власть уничтожена, вместе со Христом он вынужден выпустить умерших прежде людей.
Новотворение человека (обновление человеческого естества). Этот аспект является одной из основных тем канона Великой Субботы. Новотворение человека — таинство, которое совершается во гробе. Господь, находясь во гробе, восстанавливает падшего человека, заново создает скинию Адамову, пересоздает человеческое естество, качественно преобразуя его.
Покой Бога в седьмой день творения. Бог, сотворив человека в шестой день, следующий за этим седьмой освятил как день покоя, в который Он «почил от всех дел Своих, которые делал» (Быт. 2:2–3). Точно также Великая Суббота, будучи седьмым днем недели, стала для Христа тем самым днем, в который Он, совершив дело искупления человека, как бы отдыхает, почивая плотью во гробе. Таким образом, покой Бога после сотворения человека сопоставляется с покоем Богочеловека Христа, совершившего дело спасения человека. Особенно ясно эта мысль выражается в стихире «Славы», которая поется и на утрене, и на вечерне, то есть дважды: «Днешний день тайно великий Моисей прообразоваше, глаголя: и благослови Бог день седмый. Сия бо есть благословенная Суббота, сей есть упокоения день, воньже почи от всех дел Своих Единородный Сын Божий, смотрением еже на смерть, плотию субботствовав…».
Ожидание Воскресения Христова. По мере прохождения службы Великой Субботы мотив приближающегося Воскресения Христова звучит все явственнее, как бы нарастает с каждой минутой. Если на утрене о воскресении Христа говорится лишь эпизодически (см. «похвалы» к ст. 35, 61, 98; 4-ю хвалитную стихиру), то на вечерне с литургией (которая в древности была частью пасхального бдения, см. об этом выше) эта тема уже занимает господствующее положение. В первую очередь на вечерне о близости Христова Воскресения возвещают нам воскресные стихиры 1-го гласа, которые поются на «Господи, воззвах…». Далее уже во многих паремиях встречаются ветхозаветные прообразы воскресения, а после Апостола поется «Воскресни, Боже, суди земли…» и читается Евангелие о Воскресении (кстати, евангельское чтение литургии Великой Субботы охватывает полностью главу 28 Евангелия от Матфея; при этом основная часть этого чтения — фрагмент Мф.28:1-15 — читается единственный раз в году).
1 Шмеман А., прот. Великий пост.
2 Никифор Ксанфопул. Cобрание синаксарей Постной и Цветной Триоди.
3 Филипп (Гарднер), иером. Догматическое содержание канона Великой Субботы // Око церковное — литургическая библиотека,
Богослужения
Тропари, кондаки, молитвы и величания
Тропарь, глас 2
Благообра́зный Ио́сиф,/ с дре́ва снем пречи́стое Те́ло Твое́,/ плащани́цею чи́стою обви́в,// и воня́ми во гро́бе но́ве покры́в положи́.
Слава: Егда́ снизше́л еси́ к сме́рти, Животе́ Безсме́ртный,/ тогда́ ад умертви́л еси́ блиста́нием Божества́./ Егда́ же и уме́ршия от преиспо́дних воскреси́л еси́,/ вся си́лы Небе́сныя взыва́ху:// Жизнода́вче Христе́ Бо́же наш, сла́ва Тебе́.
И ныне: Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в, А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым суть прили́чна,// Христо́с же истле́ния яви́ся чуждь.
Перевод: Благородный Иосиф, с древа (с Креста) сняв пречистое тело Твое, чистым полотном обвив и помазав благовониями, в гробнице новой положил Слава: Когда сошел Ты к смерти, Жизнь бессмертная, тогда ад умертвил Ты сиянием Божества. Когда же Ты и умерших из преисподней воскресил, все Силы Небесные взывали: «Податель жизни, Христе Боже наш, слава Тебе!» И ныне: Женам-мироносицам представ у гробницы, Ангел восклицал: «Миро приличествует мертвым, Христос же явился тлению неподвластным».
Кондак, глас 6
Бе́здну заключи́вый, мертв зри́тся,/ и сми́рною и плащани́цею обви́вся,/ во гро́бе полага́ется, я́ко сме́ртный, Безсме́ртный;/ жены́ же приидо́ша пома́зати Его́ ми́ром,/ пла́чущи го́рько и вопию́щия:/ сия́ Суббо́та есть Преблагослове́нная,// в не́йже Христо́с усну́в, воскре́снет тридне́вен.
Перевод: Бездну Заключивший лежит пред нами мертвым, и, полотном со смирною обвитый, в гробнице полагается как смертный – Бессмертный. Жены же пришли помазать Его миром, плача горько и взывая: «Эта суббота – преблагословенна, та самая, когда Христос уснул, чтобы на третий день воскреснуть».
Богослужебные (литургические) особенности
- Богослужения Страстной Седмицы наряду
- Триодь Постная. Служба во Святую и Великую Субботу
- Песнопения Страстной седмицы
- Благодатный огонь
- Синаксарь во Святую Великую Субботу
В богослужениях Великой Субботы отражены пять основных тем:
1) погребение Спасителя;
2) сошествие Христа во ад;
3) новотворение человека;
4) покой Бога в седьмой день творения;
5) ожидание Воскресения Христова.
Утреня Великой субботы — это благоговейное бдение над гробом Господним. Эту службу, прибегая к упрощению, можно разделить на 4 блока (во время 2-го и 4-го блоков духовенство находится в центре храма):
- Стандартное начало утрени (до «Бог Господь…»);
- 17-я кафизма с похвалами (самая продолжительная часть службы, по длительности – около часа);
- Канон
- Окончание утрени, в котором особое внимание следует обратить на крестный ход с плащаницей и библейские чтения.
Все богослужения Великой Субботы имеют одну примечательную практическую особенность: все основные богослужебные действия происходят в центре храма перед Плащаницей. В частности, все чтения, начиная с ктиторских псалмов на утрене и вплоть до окончания литургии, совершаются перед Плащаницей (особенно знаменательно чтение канона на утрене); все ектении диакон также говорит перед Плащаницей, здесь же священник читает тайные молитвы утрени и светильничные молитвы вечерни; наконец, при совершении великого входа на литургии духовенство также обходит Плащаницу.
Вот основные богослужебные особенности утрени Великой Субботы:
- В начале пения «Бог Господь…» духовенство выходит в центр храма и священник в предшествии диакона со свечой совершают полное каждение храма. Сразу после тропарей по «Бог Господь…» читаются Непорочны с похвалами («похвалы» — особые тропари, читаемые после каждого стиха 118-го псалма). Всего псалом имеет 176 стихов, соответственно, столько же читается «похвал». Непорочны разделяются на три статии, после каждой – ектения. После 3-й статии – пение «Ангельский собор…» и каждение всего храма; затем духовенство уходит в алтарь.
- Канон: полный канон 6-го гласа «Волною морскою…». Ирмосы поются дважды, тропари читаются на 12 (на практике – по принципу «сколько есть без повторов»), катавасия поется по каждой песни (тот же ирмос). Припев к тропарям — «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». На 9-й песни «Честнейшую…» не поется.
- По 9-й песни: «Свят Господь Бог наш» (других светильнов нет).
- В конце хвалитных стихир духовенство выходит в центр храма; возглас «Слава Тебе показавшему нам свет» - в центре храма.
- При пении славословия настоятель троекратно кадит Плащаницу окрест, при пении заключительного Трисвятого совершается крестный ход вокруг храма с Плащаницей.
- После Трисвятого поется тропарь «Благообразный Иосиф…», затем – тропарь пророчества, прокимен, паремия из книги пророка Иезекииля (видение оживления сухих костей), прокимен, Апостол (единственное в году составное чтение 1Кор. зач. 133-е + Гал. Зач. 206-е), Аллилуиа, Евангелие (Мф. зач. 114-е).
- Сугубая ектения совершается с начальными прошениями «Рцем вси…» и «Господи, Вседержителю…» (на утрене так бывает только раз в году).
- После отпуста поется стихира «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго…»; в это время сначала духовенство, затем верующие целуют Плащаницу. Совершается 1-й час.
В саму субботу утром совершаются обычные 3-й, 6-й и 9-й часы, изобразительны и литургия святителя Василия Великого, соединённая с вечерней. До VIII–IX вв. эта служба была пасхальным бдением.
Литургия Великой Субботы – служба, имеющая несколько уникальных особенностей.
1) Прокимен на вечерне (после «Свете тихий…») отменяется. Действительно, всегда на вечерне есть прокимен. Он может быть различным по форме (великий или обычный), находиться в разных богослужебных книгах (прокимены дневные, Триоди или великие праздничные), но всегда он есть. В двух случаях — в субботы мясопустную и Троицкую — он заменяется пением «Аллилуиа». И лишь в Великую Субботу прокимен отсутствует и ничем не заменяется.
2) После чтения Апостола на литургии не бывает «Аллилуиа», но поется псалом81-й с рефреном «Воскресни, Боже, суди земли…»; по форме это песнопение напоминает великий прокимен, но с большим количеством стихов.
3) Вместо Херувимской песни поется «Да молчит всякая плоть человеча…»; это — единственный случай пения в году данного тропаря на уставном богослужении.
4-й исключительной особенностью можно было бы назвать чтение 15-ти паремий, однако все-таки аналогичное явление присутствует еще два раза в году — в навечерие Рождества Христова и Богоявления, разве что в Великую Субботу количество паремий больше, да и по объему многие из них гораздо пространнее тех, которые читаются в указанные праздники.
Особенностью этой литургии в древности было самое торжественное в году крещение оглашенных, которые весь Великий пост готовились принять это Таинство. От этой древней традиции в нашем богослужении остались следующие элементы:
- 15 паремий (столь большое количество паремий было необходимо из-за того, что патриарх для крещения оглашенных уходил в баптистерий, где и совершал крещение оглашенных),
- гимн Елицы во Христа крестистеся...,
- чтение крещального Апостола
- Переоблачение священнослужителей в белые одежды (во время «Воскресни, Боже, суди земли….»).
- отрывок из Евангелия от Матфея (28:1-20), соединяющий в себе одновременно повествование о Воскресении Спасителя и Его повеление Апостолам идти и крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа. Этот отрывок воскресного Евангелия особенный: он читается только один раз в году на этой службе, в то время как другие воскресные Евангелия периодически повторяются в течение года.
Вечером в субботу совершается так называемое "Великое чтение" — чтение книги Деяний Апостолов. По древней задумке это чтение заполняло собой паузу между окончанием литургии Василия Великого и следующей службой — полунощницей.
Пасхальная полунощница — единственная полунощница, совершаемая в обычных приходских храмах. Она, с одной стороны, является начальной частью богослужения Святой Пасхи; по ее окончании совершается пасхальный крестный ход.
Пасхальная полунощница по содержанию — последнее богослужение Великой Субботы (потому иногда она называет «полунощница Великой Субботы»), последняя служба Страстной Седмицы и последнее богослужение Постной Триоди в целом. Чин этой службы излагается в конце 49-й главы Типикона в последовании Великой Субботы, на пасхальной полунощнице еще раз поется канон Великой Субботы.
Время начала полунощницы определяется настоятелем в связи с временем начала крестного хода, исходя из того, что на совершение полунощницы потребуется примерно полчаса (впрочем, такая стандартная для приходов средняя продолжительность пасхальной полунощницы ориентирована на то, что тропари канона читаются на 4; в тех же местах, где читают канон на 12 (по полному чину), полунощница продлится дольше — около 45–50 минут). Если крестный ход начинается ровно в полночь, то полунощницу можно начать примерно в 23.25; если же крестный ход начинается в 23.45, то полунощницу можно начинать в 23.15.
Уникальные богослужебные особенности Великой Субботы
Все перечисленные далее особенности (которых всего 9) встречаются только раз году и только в богослужении Великой Субботы:
Утреня:
- 17-я кафизма читается с добавлением тропарей («похвал»);
- читается паремия на утрене;
- читается Апостол на утрене;
- читается составное апостольское чтение;
- сугубая ектения начинается с прошения «Рцем вси…» (тогда как в остальные дни года она на утрене начинается с прошения «Помилуй нас Боже…»).
Изобразительны:
- «Господи, помилуй» после кондака читается 12 раз (во всех остальных случаях – 40 раз).
Вечерня с литургией:
- На вечерне нет прокимена
- После Апостола не поется «Аллилуиа»;
- На великом входе поется тропарь «Да молчит всякая плоть…».
Проповедь дня
- Прот. Вячеслав Резников. О самом длинном вечере.
- Прот. Родион Путятин. В Великую Субботу.
- Митр. Сурожский Антоний. Литургия Великой Субботы.
- Свт. Епифаний Кипрский. Слово на Великую Субботу.
- Прп. Иоанн Дамаскин. Слово на святую Великую Субботу.
- Архим. Кирилл (Павлов). Слово в Великую Субботу. Попрана напоследок и смерть.
- Прот. Александр Глебов. Проповедь на Страстную Субботу.
- Свт. Амфилохий Иконийский. Слово на Великую Субботу.
- Свт. Григорий Палама. Омилия XVI.