Боговселение

Литература по теме

Боговселе́ние - высшая форма отношения Бога с человеком, совершенный вид Богообщения.

«Боговселение есть совершенный вид Богообщения, когда Дух Святой совершенно вверяется человеку и поселяется в нем» (Гурий, иером.).

О Боговселении свидетельствует Священное Писание:

  • «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин.14:21);
  • «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23).
  • О нем писал и ап. Павел коринфянам: «вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом» (2Кор.6:16).

Цитаты о боговселении

О вселении Бога в человека, о стяжании Его пишут и св. отцы:

— «Бог вселяется в теле человека, и Господь имеет у Себя прекрасную обитель — человека! Как небо и землю сотворил Бог для обитания человеку, так тело и душу человека создал Он в жилище Себе, чтобы вселиться и упокоеваться в теле его как в доме Своем, имея прекрасною невестою возлюбленную душу, сотворенную по образу Его» (Макарий Египетский, преп.).

— «Видите ли ничтожность настоящей жизни? Видите ли, как непостоянна и скоротечна жизнь человеческая? — Одна есть благая часть, одно благоживотие и благодать ненасытимая — стяжать Бога чрез соблюдение заповеди Его» (Феодор Студит, св.), при этом преп. Феодор говорит о «вселении Отца и Сына и Святого Духа»;

— «Когда Бог вселится в... человека, то научает его всему — и относительно настоящего, и относительно будущего, не словом, а делом и опытом, практически. Он снимает покрывало с очей души его и показываете ему, чего хочет Сам, и что полезно для него; о прочем же внушает ему не исследовать, не совопросничать и не любопытствовать» (Симеон Новый Богослов, преп.).

Наиболее часто упоминаемой и подробно описываемой формой боговселения в святоотечсских трудах является стяжание Духа Святого:

— «Поистине одна только есть печать Христова — осияние Духа Святого, хотя много есть видов воздействий Его и много знамений силы Его» (Симеон Новый Богослов, преп.);

— «Ум воздержанного Храм есть Святого Духа; а ум чревоугодника жилище вранов» (Фалассий, авва);

— «Всесвятого Духа невозможно приять иначе, разве кто, устранившись от всего, что есть в веке сем, посвятит себя исканию любви Христовой, чтобы ум, освободившись от всех забот о вещественном, устремлен был к сей только одной цели, и таким образом сподобился быть в един Дух со Христом...» (Макарий Египетский);

— «Некоторые из братий думают, что они не могут иметь даров Духа Святого: ибо, по нерадению об исполнении заповедей, не знают, что имеющий истинную веру во Христа имеет в себе сокращенно все дары Божии. Но поелику мы по безделию нашему, далеко отстоим от деятельной к Нему любви которая показала бы нам Божественные в нас сокровища, то справедливо почитаем себя чуждыми даров Божиих» (Максим Исповедник);

— «Помолись Самому благому Богу, чтобы Он послал вам Святого Духа Утешителя, и Тот, пришедши научит вас всему и откроет вам все таинства Его взыщи себе в путеводителя; Он не допустит прелести, или рассеяния в сердце не попустит нерадения и уныния, или дремоты в мысли; просветит очи утвердит сердце, возвысит ум» (преп. отцы Варсануфий Великий и Иоанн);

— «Когда душа успокоится от постоянного докучания страстных помыслов и мучительное жжение плоти увянет, тогда ведай, что внутрь совершилось наитие Святого Духа на нас. возвещающее об оставлении прежних грехов и о даровании нам бесстрастия» (Никита Стифат, преп.);

— «Обручение Святого Духа неизъяснимо и для того, кто стяжал его, так как оно постигается непостижимо, держится недержимо, видится невидимо; живет, глаголет и движет того, кто стяжал его: отлетает из таинницы, в коей пребывает запечатленным, и опять обретается там нежданно, чем образует убеждение, что оно как присещения своего не делает утвержденным однажды навсегда, так отшествия своего — невозвратным, после которого уже не возвратилось бы. Таким образом, стяжавший его, и когда не имеет его (присущим осязательно), есть как бы имел его, и когда имеет его, в таком находится расположении, как бы не имел его» (Симеон Новый Богослов, преп.).

Кроме того, св. отцы описывают различные способы или формы пребывания Св. Духа в человеке:

Варсонофия Великого спросили: «Может ли кто сказать, что в грешнике живет Дух Святый? И если скажет, что он не имеет его в себе, то как же, отец мой, сохраняемы бывают грешники?» Он ответил: «Святые удостаиваются иметь в себе Духа Святого и бывают ему храмом... Грешники чужды сего... Сохраняемы же они бывают благодатию Его. Итак, во всем будем воссылать благодарение неизреченной Его благости и человеколюбию»;

— по мнению Максима Исповедника, Св. Дух обитает во всех, хотя и поразному: «Дух Святый во всех вообще есть, как всех объемлющий и о всех промышляющий, и во всех приводящий в движение естественные семена (добра). Но в сущих под законом Он определительно есть, как указатель преступления заповедей и просветитель предсказанного относительно Христа обетования. Во всех же, сущих по Христе, кроме сказанного, и как сыноположитель, или усыновления производитель»; по при этом «как премудрости податель, ни в ком из сказанных лиц не есть Он просто и безусловно, но только в тех, кои, разумея дело, соделали себя достойными Его Божеского вселения своею Богоподобною жизнию»;

— по Василию Великому: «Дух Святый пребывает во всех, но собственную силу Свою обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души омрачено греховными нечистотами».

Макарий Египетский объясняет возможность пребывания Св. Духа даже в грешнике так: «Солнце есть тело и тварь, но, освящая места зловонные, где есть тина и нечистоты, нимало не терпит или не оскверняется: кольми же паче Дух чистый и Святой, пребывая в душе, состоящей еще под действием лукавого, ничего от того не заимствует; ибо свет во тьме светится, и тьма его не объят».

«Условие к сему боговселению в нас и воцарению, или приятию вседействия, есть отречение от своей свободы. Свободная тварь, по своему сознанию и определению, действует сама от себя, но этому не должно быть так. В Царстве Божием не должен быть кто действующий сам, но чтобы во всем действовал Бог, а этого не будет, пока свобода сама стоит, она отрицает и отвергает силу Божию. И тогда только прекратится это упрямство против силы Божией, когда падет пред Ним наша свобода, или самостоятельная и самоличная деятельность, когда в человеке произносится решительное прошение: «Ты, Господи, твори во мне, что хощешь, а я и слеп, и слаб"».
свт. Феофан Затворник

«Жизнь, воплощение Христово нам говорит вот о чем: человек, даже в его падшем состоянии, настолько глубок, настолько потенциально свят, что он может вместить в себя присутствие Божие, что он может быть местом боговселения. Как говорит апостол, вся полнота Божества обитала во Христе телесно (Кол.2:9). Это значит, что каждый из нас призван и способен вместить в себя Бога, причем не как сосуд, который остается чуждым тому, что он содержит, как чаша, которая не делается причастной той влаге, которую в нее вливают, – нет, мы можем быть пронизаны так, что – неслиянно, несмешенно, но реально – мы соединены с Божеством».
митр. Антоний Су́рожский

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka