Благоду́шие –
1) благое расположение или устроение души;
2) добродушие, мягкосердечность;
3) великодушие;
4) состояние умиротворенности, довольства;
5) снисходительность (пример: проявить благодушие).
Противоречит ли благодушию гнев?
Гнев признаётся одной из наиболее разрушительных человеческих страстей, причём, разрушительной как в области межличностных отношений, так и касательно самого обладателя этой страсти.
Между тем, понятие «гнев» применяется для обозначения не только богопротивного состояния души, но и богоугодного. Положим, в формате символического, антропоморфного языка гнев приписывается даже и абсолютно неизменяемому, бесстрастному, доброму, любящему и милосердному Богу (Чис.12:9).
Однако при внешней схожести названий такая форма «гнева» контрастирует с предыдущей по внутреннему содержанию. В отличие от трудно контролируемого страстного, гневного порыва (часто – сопряженного с неоправданной жестокостью) праведный «гнев» Божий есть не что иное как реакция Вседержителя на грех, всегда уместная, оптимальная, всегда направленная на благие, добрые цели (связанные с ограничением или прекращением зла).
Проявляя Свой праведный «гнев», Господь побуждает людей задуматься и одуматься, обратиться, покаяться. Стало быть, в Самом Боге «гнев» сочетается с высшей благостью и добротой.
Такого рода «гнев» может обнаруживаться и в действиях святых Божьих угодников (в этом случае он не противоречит благости души). Другое дело, что даже и «гнев» праведников далеко не всегда укладывается в рамки богоугодного (например, когда он сопровождается неукрощённой раздражительностью).
Истории Церкви известно немало фактов, когда предметом гнева со стороны того или иного святого становился другой святой, который, в свою очередь, отвечал первому взаимностью.
Цитаты о благодушии
«Продолжай свое безропотное терпение находящих неприятностей с благодарением, и когда с помощью Божией будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все это своим грехам, а при получении в сердце скорбей молитесь по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, и мир помыслов, и любовь к Богу и ко всем, не только живущим с тобой, но и прочим».
прп. Лев Оптинский
Литература по теме
- Благогласие, благодушие Толковый словарь В. И. Даля
- Благодушие преп. Оптинские старцы
- Пример благодушного несения болезни в течение 24 лет иг. Марк (Лозинский)
- «Русское благодушие» и простота, ласка, сердечность по отношению ко всем людям вообще А.А. Царевский
Комментировать