протоиерей Павел Калинин, к. филос. н.,
зав. кафедрой религиоведения АПСИ
«Не ожидай другого учителя…
Есть у тебя Слово Божие,
никто не научит тебя, как оно…».
святитель Иоанн Златоуст (1)
Греческое слово «Библия» на русский язык переводится словом «книги». Она была названа так в IV веке святыми архипастырями Православной Церкви – Иоанном Златоустом и Епифанием Кипрским (2). Библия – это собрание книг, написанных по вдохновению и откровению Святого Духа через избранных Богом людей. Эти книги называются богодухновенными и святыми, потому что всё, что исходит от Бога, духовно и свято. Поэтому Библию христиане часто называют Священным Писанием.
Всего священных книг в славянской православной Библии насчитывается 77, из них 50 книг Ветхого Завета и 27 – Нового Завета. Состав книг Ветхого Завета был определён Ветхозаветной Церковью в III веке до Рождества Христова и сохранён в виде известного исторического памятника – Септуагинты (274 г. до н.э.) – перевода «семидесяти», точнее, 72 толковников, т.е. переводчиков, с еврейского на греческий язык. Септуагинта появилась по приказу эллинистического египетского царя Птолемея Филадельфа, который пожелал, чтобы все священные книги евреев были в Александрийской библиотеке, которая была одним из семи чудес света. (История создания перевода обросла легендами, подчёркивающими его богодухновенность. Александрийцы рассказывали, что Птолемей избрал для перевода 72 старцев – толковников и что каждый из них самостоятельно перевёл всё Писание за 72 дня. Когда сличили все 72 текста, оказалось, что они до буквы совпадают. Во времена Христа легенда эта была широко распространена в иудейском мире. Но даже те, кто относился к ней со скептицизмом, не отрицали, что Септуагинта была богодухновенным переводом, не сравнимым по своему авторитету ни с одним другим. (Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Курс лекций. – Нижний Новгород: Изд-во Братство во имя св. князя Александра Невского, 2005. – С. 42–43)).
«Иудейские первосвященники отнеслись, конечно, под воздействием Духа Святого, к этой задаче с чрезвычайной серьёзностью и сознанием ответственности. Несмотря на то, что к этому времени фактически весь еврейский народ сосредоточился в одном колене иудином и иудеи смело могли бы взять на себя одних выполнение пожелания египетского царя, однако, вполне справедливо и свято желая, чтобы в таком деле приняла бы участие вся Ветхозаветная Церковь, весь Богоизбранный Израиль, духовные вожди еврейского народа установили пост и усиленную молитву во всём народе и призвали все 12 колен Израилевых избрать по 6 человек толковников от каждого колена, чтобы они совместным трудом перевели Священное Писание» (3). Кроме книг, вошедших в Септуагинту, в славянскую Библию включена Третья книга Ездры, переведённая с латинского языка, что основано на историческом памятнике, известном под названием «Вульгата». Это латинский перевод Библии, сделанный в конце IV – начале V века блаженным Иеронимом с еврейского подлинника (4).
Существует разделение книг Ветхого Завета на канонические и неканонические, которое было установлено иудейской общиной лишь после отвержения Христа Спасителя вождями иудейского народа, после разрушения Иерусалима, на грани I и II веков по Рождестве Христовом, собранием иудейских раввинов в городе Иамнии в Палестине (5).
В Новом Завете, как известно, 27 книг. Все они канонические. Канон Нового Завета был установлен раннехристианской Церковью в середине II века, что было необходимо для воспрепятствования распространения поддельных книг еретика Маркиона. Этот канон был окончательно утверждён в 419 году на поместном Соборе Северо-Африканской Карфагенской Церкви. Признавая Библию безошибочной, мы тем самым признаём безошибочными решения церковных соборов Православной Церкви относительно установления её канонов. Ведь в самой Библии не указано, какие книги должны и не должны к ней относиться. А «Церковь на соборе решила, что именно 27 книг нужно включить в состав Нового Завета, и передала это решение следующим поколениям, и мы приняли его как Предание, доверяя, что тогда на соборе Дух Святой уберёг епископов и пресвитеров от ошибок точно так же, как и писателей Нового Завета» (6).
В Священном Писании Ветхого и Нового Завета есть немало свидетельств о том, что изображения, прославляющие Бога Сущего, угодны Ему:
1. Господь впервые указал людям на возможность изображения духовного мира средствами искусства, когда повелел устроить скинию (подвижной шатёр, переносная палатка; в Священном Писании под скинией подразумевается священное сооружение, устроенное Моисеем по повелению Божию для служения в нем Господу) Моисею: И сказал Господь Моисею, говоря:… сделай из золота двух херувимов: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки; сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края... и положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе; там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов… (Исх. 25:1,18,19,21,22). Этих херувимов многие молящиеся увидеть не могли, так как они были скрыты от посторонних взоров завесой. Но на самой завесе были также вышиты херувимы: Скинию же сделай из десяти покрывал крученого виссона из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и херувимов сделай на них искусною работою (Исх.26:1). Таким образом, священные изображения, по велению Божию, находились в храме именно там, куда были обращены взоры молящихся израильтян – к Ковчегу Завета. К этим изображениям Господь требовал особого отношения: Сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его. И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе. На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им (Исх. 30:1,6,7). И сделай из сего миро для священного помазания... и помажь им скинию собрания и ковчег скинии откровения... и освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится (Исх. 30:25,26,29). Это повеление Божие исполняется сейчас и в Православной Церкви, где также освящаются все изображения, предназначенные для молитвы (поэтому они и называются священными), и перед ними тоже возжигают лампады и кадят благовониями.
Над изготовлением священных изображений и всех принадлежностей храма работали люди, имеющие на то благословение Божие: Господь назначил именно Веселеила, сына Урии, сына Ора, из колена Иудина, и исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, составлять искусные ткани, работать из золота, серебра и меди, и резать камни для вставливания, и резать дерево, и делать всякую художественную работу; и способность учить других вложил в сердце его, его и Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова; он исполнил сердце их мудростью, чтобы делать всякую работу (для святилища) резчика и искусного ткача, и вышивателя… (Исх. 35:30-35). И стал работать Веселеил и Аголиав и все мудрые сердцем, которым Господь дал мудрость и разумение, чтобы уметь сделать всякую работу, потребную для святилища, как повелел Господь (Исх. 36:1). И сделал Веселеил ковчег из дерева ситтим…И сделал двух херувимов из золота:… выдавшимися из крышки сделал херувимов с обоих концов её; и были херувимы с распростёртыми вверх крыльями и покрывали крыльями своими крышку, а лицами своими были обращены друг к другу (Исх. 37:1,7-9).
2. Впоследствии для исцеления сынов израилевых, укушенных ядовитыми змеями, сказал Господь Моисею: сделай себе медного змея и выставь его на знамя, и если ужалит змей какого-либо человека, ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив (Чис.21:8-9). Это чудотворное изображение было знамением победы над врагом: получив знамение спасения на воспоминание о заповеди закона Твоего, ибо обращавшийся исцелялся не тем, на что взирал, но Тобою, Спасителем всех (Прем. 16:6,7).
3. В храме, построенном Соломоном, были изображены херувимы (имя Херувимов означает полноту ведения, обилие премудрости (7)): И сделал (Соломон) в давире двух херувимов из масличного дерева... и поставил он херувимов среди внутренней части храма. Крылья же херувимов были распростерты... и обложил он херувимов золотом. И на всех стенах храма кругом сделал резные изображения херувимов и пальмовых дерев и распускающихся цветов, внутри и вне. На двух половинах дверей из масличного дерева он сделал резных херувимов и пальмы и распускающиеся цветы и обложил их золотом… (3Цар. 6:23,27-29,32). По мнению всех библеистов-археологов, изображение пальмы имело символическое значение и указывало на победное шествие царства Божия, царство Мессии.
Кроме этих, по указанию Соломона, в храме были сделаны и другие изображения. И поставил столбы к притвору храма... И над столбами поставил венцы, сделанные наподобие лилии... И сделал литое из меди море... Подобия огурцов под краями его окружали его по десяти на локоть... Оно стояло на двенадцати волах: три глядели к северу, три глядели к западу, три глядели к югу, и три глядели к востоку... На стенках, которые между наугольниками, изображены были львы, волы и херувимы; также и на наугольниках, а выше и ниже львов и волов – развесистые венки. И изваял он на дощечках ее рукоятки и на стенках ее херувимов, львов и пальмы, сколько где позволяло место, и вокруг развесистые венки. Так сделал он десять подстав. (3Цар. 7:21-25, 29, 36, 37).
Господь не только не прогневался за допущение этих изображений, но освятил их вместе со всем храмом: После того, как Соломон кончил строение храма Господня... явился Соломону Господь во второй раз… И сказал …Я освятил сей храм, который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там во век, и будут очи Мои и сердце там во все дни (3Цар. 9:1-3). Слава Господня наполнила дом Господень (2Парал. 7:2).
4. Бог показал пророку Иезекиилю в видении храм со священными изображениями: Потом ввел меня в храм... От верха дверей как внутри храма, так и снаружи, и по всей стене кругом, внутри и снаружи, были резные изображения, сделаны были херувимы и пальмы; пальма между двумя херувимами, и у каждого херувима два лица, с одной стороны к пальме обращено лицо человеческое, а с другой стороны к пальме – лицо львиное; так сделано во всем храме кругом (Иез. 41:1, 17-19). По мнению ученых, лев является символом царской власти.
Так как храм Соломонов был разрушен за грехи иудеев, то Господь устами пророка Иезекииля призывает их к покаянию как необходимому условию для постройки нового храма, который был показан в видении: Ты, сын человеческий, возвести дому израилеву о храме сем, чтобы они устыдились беззаконий своих и чтоб сняли с него меру. И если они устыдятся всего того, что делали, то покажи им вид храма и расположение его, и выходы его, и входы его, все очертания его, и все уставы его, и все образы его, и все законы его, и напиши при глазах их, чтобы они сохраняли все очертания его и все уставы его и поступали по ним (Иез. 43:10-11). Второй иерусалимский храм был построен древними евреями после освобождения из вавилонского плена во времена царствования персидских царей во исполнение слова Господня из уст Иеремии (1Езд.1:1). И в нём, как и в первом иерусалимском храме, присутствовали «образы», или по-гречески «иконы». И совершили сыны Израилевы, священники и левиты и прочие, возвратившиеся из плена, освящение сего дома Божия с радостью (1Езд.6:16).
(Примечание. Все выше изложенное не противоречит второй заповеди, данной человечеству через Моисея: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель (Исх.20:4). Основной смысл этих слов заключен в запрете на сотворение ложных богов,ибо все боги народов ничто, а Господь небеса сотворил (1Пар.16:26). Но Священное Писание строго научает нас «отличать священное от несвященного и нечистое от чистого» (Лев.10:10). Необходимо отличать истинное богопочитание от ложной религии, священные изображения от идолов, иначе можно лишиться веры и отпасть от Бога: Вот, ты называешься Иудеем,…как же ты, уча другого, не учишь себя самого? Проповедуя не красть, крадешь? говоря: «не прелюбодействуй», прелюбодействуешь? Гнушаясь идолов, святая крадеши (8) (Рим.2:21-22).)
Язычество было распространенно в ветхом завете среди всех народов, кроме израильского. И Господь, зная о том, что древние евреи легко могли впасть в идолопоклонство, повелевает им:Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого – либо кумира, представляющих мужчину или женщину, изображения какого – либо скота, который на земле,.. какой – либо птицы крылатой, которая летает под небесами, изображения какого – либо гада, ползающего по земле…Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего, который Он поставил с вами, и чтобы не делать себе кумиров, изображающих что-либо (Втор.4:15-18,23).
Но если изображение кумиров недопустимо, то символическое изображение реалий духовного мира необходимо. Иначе, говоря о том, что нельзя делать изображения гада, Бог не повелел бы излить медного змея Моисею, и о том, что нельзя изображать животных и людей, Он не показал бы пророку Иезекиилю небесный храм, в котором есть изображения херувимов с человеческими и львиными лицами, с крыльями. Сам Господь показал, что священные изображения установлены Им:
а) для явления через них славы Божьей: Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою посреди двух херувимов (Исх. 25:22). И слава Бога Израилева сошла с херувма, на котором была, к порогу дома (Иез. 9:3);
б) для молитвы перед ними: и молился Езекия пред лицеем Господним и говорил: Господи, Боже Израилев, сидящий на херувимах! Ты один Бог всех царств земли. Ты сотворил небо и землю. Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня… (4Цар.19:14-15). А я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись буду насыщаться образом Твоим (Пс.16:15). Это значит, что благочестивые цари Езекия и Давид молились перед образами херувимов, данных от Бога.
5. До времени искупления все люди были под грехом и клятвою (Гал.3:10,22), были в отдалении от Бога (Ефес.2:13), как чужие для Него (Ефес.2:19, Кол.1:21), поэтому они недостойны были взирать на лицо Божие. Хотя Господь являл Себя в образах ангелов, мужей (Быт.22:11-12, Быт.32:28, Суд.6:12-14) избранным ветхозаветным праведникам, но эти откровения не могли служить поводом для изображения Бога по той причине, что только эти праведники были введены в таинственное непосредственное общение с Богом, а весь народ израильский лишён был такого общения. Народу было сказано: Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня (Втор.4:15). Поэтому вместо изображения лица Божия в ветхом завете дано было изображение Его имени: И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня», и прикрепи её шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом (Исх.28:36-38).
В евангельские времена произошло то, что Христос выразил словами: Истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали (Мф.13:17). Произошла великая благочестия тайна: Бог явился во плоти(1Тим.3:16), Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца (Ин.1:14). И множество людей, праведных и грешных, иудеев и язычников, увидели Его, призывающего: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф.4:17). Приблизилось потому, что приблизился к людям Бог, проповедуя Евангелие Царства Божия (Мк.1:14) слышимым голосом и видимым образом. Приблизилось потому, что Христос был Свет истинный (Ин.1:9), сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах (Ин.3:13). Онискупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою (Гал.3:13), упразднив вражду Плотию Своею (Ефес.2:15), показав Воскресением Своим образ небесного (1Кор.15:49), удостоил людей видеть Бога.
Апостолы слышали и видели Богочеловека и проповедали о Нём, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его (Ин.20:31). Если мы не видели Иисуса Христа, то это не значит, что мы не можем видеть образ, напоминающий о Нём, ведь мы не слышали и проповеди Господа, но это не значит, что мы не можем прочитать о том, чему Он учил, в Евангелии, чтобы помнить Его заповеди и следовать им. Христос «нигде не повелел апостолам начертать даже краткое слово» (преподобный Феодор Студит) (9), однако никто из христиан не отрицает Нового Завета как истинного свидетельства о Его славе. И немногие христианские конфессии воздерживаются от изображения Христа, Пресвятой Девы и апостолов в Библии для детей потому, что это помогает представить и понять прочитанное (наукой установлено, что глазные нервы у человека в 25 раз толще, чем ушные, а значит, мы запоминаем то, что увидели, гораздо лучше. Как гласит народная мудрость, «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). Вспомним апостола Фому, который усомнился в том, что Иисус воскрес. И Спаситель, показав ему раны Свои, сказал: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие (Ин.20:29). Сказал так потому, что знал – апостолы смогут засвидетельствовать о Христе словами, но передать Его внешний облик, не имея ни фотоаппарата, ни видеокамеры, будет крайне затруднительно. Ведь изображения, сделанные красками, не являются документальным свидетельством, и тот, кто их видит, может верить, а может не верить в то, что они отображают действительность.
6. Мессия Христос пришел на землю не для того, чтобы нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф.5:17). Он не отверг храма со святыми изображениями, но освятил почитание храма собственным примером и учением. Спаситель Сам ходил для поклонения Богу в храм Иерусалимский: Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник (Лук.2:41,42). И ревностно охранял святость храма как дома Божия: И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем ученики Его вспомнили, что написано: «ревность по доме Твоем снедает Меня» (Ин.2:16,17). Изгоняя торгующих из храма, Спаситель не осудил находящиеся в храме святые изображения, а принял и благословил все, что там находилось: И вошел Иисус в Иерусалим и храм; и осмотрев все,.. начал выгонять продающих и покупающих в храме..; и не дозволял, чтобы кто пронес чрез храм какую-либо вещь. И учил их, говоря: не написано ли: «дом Мой, домом молитвы наречется для всех народов» (Мк. 11:11,12,15,16,17). Если бы изображения херувимов были отменены в новом завете, то Господь, при очищении храма, непременно повелел бы удалить их вместе с животными и меновщиками; однако Он этого не сделал. А когда сказал: «Дом Мой» – то, значит, принял и утвердил не только здание храма, но и все священные принадлежности его, в том числе и священные изображения, для всех народов. Если бы Христос не покланялся Богу в храме, то книжники и фарисеи, всячески старавшиеся обвинить Его во всем, несомненно, обвинили бы Его и в этом, но такого обвинения они не высказали даже на суде.
7. Кроме того, в беседе с самарянкой Христос сказал: Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев (Ин.4:22). Словом мы Христос и Себя по человеческому естеству включает в число евреев, у которых одних в то время была истинная вера, и у них одних совершалось богослужение правильное (10), приносимое Истинному Богу, потому и явилось обещанное спасение от Иудеев. Язычники поклонялись в своих храмах, как они считали, тоже богам, но это не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень (4Цар.19:18). Свыше того, исповедание ложной религии лишает человека истины, ведёт ко греху и отнимает от него Божью благодать, ввергая в руки лукавых духов: что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет; но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу – но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами (Кор. 10:19-20, Откр.9:20).
Господь от лица Иудеев говорит: мы знаем, чему кланяемся. Это означало, как мы уже отметили, что израильтяне в храме через изображения херувимов воздавали хвалу Богу. То есть, они покланялись всем духовным существам, находившимся на небе в Ветхом Завете: Богу и ангелам. Они знали, что херувимы, как и все ангелы – это не выдуманные, а реальные небесные духи, призванные служить Богу: Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий (Пс.103:4). По велению Божию, ангелы не раз являлись видимым образом людям, которые кланялись им, и Бог не гневался за это на людей. Так, ангелу поклонился Лот (Быт.19:1), Валаам (Числ.22:31), Маной (Суд.13:20), Даниил (Дан.10:9). И Богу было угодно, чтобы иудеи преклонялись перед иконами ангелов в храме, тем самым воздавая честь ангелам и Самому Господу, поскольку ангелы молятся Богу за людей, и Он являет Свою милость, внимая этим молитвам: И отвечал Ангел Господень, и сказал: Господи Вседержителю! Доколе Ты не умилосердишься над Иерусалимом и над городами Иуды, на которые Ты гневаешься вот уже семьдесят лет? Тогда в ответ Ангелу, говорившему со мною, изрек Господь слова благие, слова утешительные (Зах.1:12,13).
Богу, восседающему на херувимах (Пс.79:2), прежде всего, покланялись в Ветхом Завете, но не изображали, потому что Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил (Ин.1:18). И если мы верим, что Бог явился во плоти, значит, верим, что Он был видим, следовательно, Его возможно было изобразить средствами искусства. И если в Ветхом Завете Бог определил поклоняться Ему в храме в присутствии изображений херувимов, то тем более уместно поклонение Богу после совершившегося Искупления в присутствии изображений Его Единородного Сына – Спасителя человеческого рода.
И если среди многочисленных изображений на стенах и завесах ветхозаветного храма не было изображений усопших праведных людей, которых мы видим в Православных храмах, то лишь потому, что праведники тогда не пребывали ещё с Богом на небесах, но ожидали своего избавления, изведения из ада, где они находились в лоне Авраамовом (Лк.16:22), и которое совершено нисшествием в ад и воскресением Христовым (Мф.27:52-53). Искупительной жертвой Иисуса Христа небесные обители открылись для душ усопших праведников: вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства (Евр.12:22,23). Таким образом, мы получили возможность почитать и изображать и Бога Сына, и ангелов, и святых и праведных, чьи души водворены Господом в небесные чертоги, так как Бог возвысил… славу всех святых Своих (Пс.148:14) и повелел:Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам Слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их (Евр.13:7). И Православная Церковь, судя по христианской жизни и смерти человека, определяет его святым, полагая веру его достойной подражания, поминает его память в установленный день и создаёт его иконографическое изображение. Причём, «икона изображает не повседневное, обычное лицо человека, а его вечный прославленный лик. Потому что самый смысл иконы в том, чтобы показать нам наследников нетления, наследников Царствия Божия, начатками которого они и являются уже в своей земной жизни» (11). Церковь обращает к святым свои молитвы, потому что они ходатайствуют перед Богом о живых людях: Господи, Вседержителю, Боже Израиля! Услышь молитву умерших Израиля и сынов их…(Вар.3:4).
8. Святые апостолы, как первые ученики и последователи Иисуса Христа, всегда ходили в храм Иерусалимский, где находились священные изображения, для молитвы: и возвратились в Иерусалим с великой радостью, пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога(Лук.24:52-53). Апостол Павел свидетельствует о себе, что он неоднократно ходил в храм Иерусалимский для поклонения Богу: когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме… (Деян.22:17), ты можешь узнать, что не более двадцати дней тому, как я пришёл в Иерусалим для поклонения (Деян.24:11). Он призывает христиан: будьте подражателями мне, как я Христу (1Кор.11:1). Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым,… будем держаться исповедания упования неуклонно, ибо верен Обещавший (Евр.10:19,24).
Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас (1Ин.2:25,26). Этими словами Священного Писания мы завершаем первую часть и напоминаем христианам, что все цитаты, приведённые здесь, обращены к наследникам Завета (от греч. διαθήκη – «завещание»). Применительно к Библии «завет» означает союз Бога с людьми, соблюдающими Его заповеди. Ветхий Завет был заключён с Израилем, частью которого были святые апостолы. Но Господь расторг союз с израильтянами, ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого (Мк.7:8). Новый Завет был заключён с Церковью, основанием которой явился сам Господь, а первые «камни» на этом основании были апостолы: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её (Мф.16:18). СловамиЦерковь Мою Спаситель указал, что только та Церковь, которая будет вести своё начало от апостолов, будет Его. Та Церковь, которая на протяжении многих веков при помощи даров Святого Духа (ибо никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым – 1Кор.12:3), полученных апостолами в день Пятидесятницы и передаваемых через таинства крещения (Деян.19:1-6) и рукоположения (2Тим.1:6), сохранит истинное учение Христа (2Тим.1:8-9). И если в Ветхом Завете стать участником Завета можно было, лишь войдя в конкретный народ через обрезание, то в Новом Завете – войдя в состав Церкви через крещение и принятие даров Святого Духа от тех, кому они переданы.
Славянское слово «церковь» послужило для перевода греческих слов: 1) «кириакон», означающего дом Господень; 2) «экклесиа», которое по употреблению у греческих классических писателей (Фукидида, Протагора и Платона) означает правильно созванное (в противоположность самовольному и беспорядочному скопищу людей) собрание или общество лиц с определёнными правами (12). В состав правильно созванной Православной Церкви (термин «православие» (греч. orthodoxos) восходит к греческому глаголу «иметь правильное мнение». Впервые его в религиозном смысле употребил Климент Александрийский (ок. 150–215), раннехристианский теолог и церковный деятель (Религиоведение. Учеб. пособие/ Под ред. М.Я. Ленсу и др.- Минск: Новое знание, 2003. – стр. 129)) входят определённые лица, крещённые богоустановленным апостольским образом и соблюдающие все заповеди Божии, согласно словам Господа Иисуса Христа: Итак, идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами до скончания века. Аминь (Мф. 28:19-20).
Из Евангелия от Иоанна известно, что многое…сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин. 21:25). Поэтому тот же апостол в своём послании отмечает: Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь придти к вам и говорить устами к устам (2Ин. 1:12). А апостол Павел повелевает своему ученику Тимофею: что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить (2Тим. 2:2). Поэтому верная Христу Православная Церковь бережно хранит не только Священное Писание, но и Священное Предание, которое исторически возникло раньше и нашло отражение в соборных постановлениях и трудах отцов и учителей Церкви. Примером этому служит сама история создания Нового Завета. Ведь апостолы сначала разошлись по всей земле с устной проповедью о Воскресшем Спасителе, основывали Церкви, учили людей всему, что видели и слышали от Господа. Первое Евангелие (от Матфея) появилось примерно через 7 лет после Вознесения Господня, Евангелие от Марка – через 22 года, от Луки – через 23 от Иоанна – через 65 лет (13). «Некоторые критики считают это обстоятельство аргументом против подлинности документов Нового Завета. Подобное отношение обусловлено тем, что большинство современных людей принадлежит культуре, в которой устная традиция не играет большой роли, а запоминание не является частью каждодневного труда исследователя.
В новозаветные времена ситуация была существенно иной. В результате исторических исследований было установлено, что устная традиция играла важную роль в древних обществах, в том числе у древних израильтян. Устное предание сохранилось с поразительной точностью. Некоторые раввины прославились тем, что знали наизусть весь Ветхий Завет, который по своему объёму значительно больше, чем Новый Завет. Потому легко поверить, что ученики Иисуса Христа смогли запомнить учение Иисуса и передать его потомкам.
Устная традиция во времена Христа обычно передавалась непосредственно от дедов к внукам, тем самым надёжно связывая поколения. Часто воспроизводимые повествования постоянно подвергались уточнениям со стороны знающей и критически настроенной аудитории. В этом функционирование устных рассказов напоминало ситуацию, когда родители помногу раз рассказывают детям одну и ту же историю и, если они допускают ошибку, дети немедленно её замечают…
Более того, возможно, некоторые последователи Христа, подобно обычным ученикам, делали письменные заметки, когда Он учил их. Матфей, автор первого Евангелия, сначала был мытарем (сборщиком налогов). Известно, что люди его профессии в древнем мире тоже вели записи. Вполне возможно, что при создании своего Евангелия он опирался на свои заметки» (14).
Если открыть Новый Завет, то видно, что апостолы адресовали свои послания конкретным Церквам, существовавшим в то время: галатийской, фессалоникийской, коринфской, филиппийской. Некоторые послания направлены ко всей Вселенской Церкви. Их называют соборными. Апокалипсис направлен семи асийским церквам. Нигде мы не встретим посланий, адресованных к будущим собраниям лютеран, баптистов и другим поздним христианским организациям. Некоторые послания адресованы рукоположенным (1Тим. 4:14) православным епископам (к Титу и Тимофею). Даже Евангелия написаны для конкретных поместных Церквей: от Матфея – для Иерусалимской, от Марка – для Римской, от Иоанна – для Ефесской. Большинство этих поместных Православных Церквей существует и сейчас непрерывно со времён апостолов, сохраняя неизменным Священное Предание и Священное Писание, исполняя слова апостола Павла: Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим (2Фес.2:15), за что божественный апостол мог бы сказать: хвалю вас, братия, что вы всё моё помните и держите предания так, как я передал вам (1Кор. 11:2).
Без Священного Предания глубокое понимание библейских истин невозможно. Это подтверждает автор «Церковной истории» Евсевий Кесарийский (около 269–340 года): «… если мне случалось встречать кого- либо, обращавшегося со старцами, то я заботливо расспрашивал об учении старцев, например что говорил Андрей, что – Пётр, что – Филипп, что – Фома или Иаков… Ибо я полагал, что книжные сведения не столько принесут мне пользы, сколько живой и более внедряющий голос» (15).
«Все ереси, все лжеучения и расколы произошли оттого, что люди не понимали истинного смысла Священного Писания» (16). Прочитает человек какой-либо отрывок Писания и начнёт толковать его по-своему, полагая, что он делает это правильно и, вообще, спасётся сам по себе, якобы имея непосредственный доступ к своему Спасителю. Но, не сверяясь с Церковью, он может ошибиться. Ведь Церковь, получившая благодать Святого Духа от апостолов, и только она, есть Церковь Бога Живого, столп и утверждение истины (1Тим. 3:15). «Хочешь спастись? – поучает святитель Иоанн Златоуст (347–407), – пребывай в Церкви, и она не выдаст тебя. Церковь есть ограда: если ты внутри сей ограды, то тебя не тронет волк, а если выйдешь вон, то будешь похищен зверем» (17). Помни: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец» (18), – говорит святитель Киприан Карфагенский (II–III век).
Именно Православная Церковь, унаследовавшая в полном объёме Библию как документ о состоявшемся с ней союзе Бога, является наследницей Нового Завета, именно ей обещаны все дары Творца, все последствия Искупления (19). К неправославным же христианским церквам относятся такие слова: Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши (1Ин. 2:19).
Литература
- Рыжов К.В. Рыжова Е.В. 100 великих пророков и вероучителей. – М.: Вече, 2003. – стр. 226.
- Епископ Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская История. Ветхий Завет.
- Епископ Нафанаил. О святой Библии. Цит. по: Диакон Сергий Кобзарь. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом. – Житомир, Ни-ка, 2003. – стр. 283.
- Епископ Вениамин (Пушкарь). Священная Библейская История. Ч.1. Ветхий Завет
- Диакон Сергий Кобзарь. Почему я не могу оставаться баптистом и вообще протестантом.
- Там же.
- Размышления христианина, посвященные Ангелу-хранителю на каждый день. – СПб.: Царское дело, 2002. – стр. 10.
- Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета на церковнославянском языке. Репринт. – М.: Российское библейское общество. 1993. – стр. 1496.
- Преподобный Феодор Студит. Первое опровержение иконоборцев// Символ. – Париж, 1979, вып. 2 – стр. 219.
- Прот. Серафим Слободской. Закон Божий.
- Как правильно обращаться с иконами. – М.: «Центр Благо». 2000. – стр. 7.
- Христианство: Энциклопедический словарь: В 3 т.: т. 3: Т-Я. Ред. кол.: С.С. Аверинцев и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. – стр. 218.
- Архимандрит Амвросий (Юрасов). Православие и протестантизм. – Иваново, 1994. – стр. 29.
- Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение: человек в поисках истины и реальности/ Пер. с англ. Т.В. Барчуновой. – Ярославль: «Норд», 2004. т. 2. кн. 2. – стр. 280–281.
- Свинцицкая И.С. Тайные писания первых христиан. – М.: Изд-во полит. лит-ры. 1980. – стр. 12–13.
- Кригер М. В чём опасность библейских обществ./ Современное обновленчество – протестантизм «восточного обряда». – М.: «Одигитрия», 1996. – стр. 162.
- Цит. по: там же.
- Цит. по: там же.
- Священник Даниил Сысоев. Прогулка протестанта по православному храму. – М.: Изд-во Душепопечительского Православного Центра св. прав. Иоанна Кронштадтского, 2003. – стр. 51–53.
Методика преподавания в школе курса «Основы православной культуры» Материалы заочной научно-практической конференции 5 мая 2006 г. Армавирский Православно – Социальный институт. – Армавир, 2006. – 167 с.