СВЯТОЙ СОБОР ВСЕЛЕНСКИЙ СЕДЬМОЙ, НИКЕЙСКИЙ ВТОРОЙ
ДЕЯНИЯ СЕДЬМОЕ
Во имя Господа и Владыки Иисуса Хриcта, истинного Бога нашего, в царствование благочестивейших и христолюбивых государей наших, Константина и боговенчанной его матери Ирины, в восьмой год их консульства, за три дня до октябрьских ид, одиннадцатого индиктиона, собрался Святой и вселенский собор, созванный, Божиею милостию и по благочестивому повелению тех же богохранимых государей, в славной митрополии никейской, в области вифинской. Собрались: Петр, почтеннейший первопресвитер святейшей церкви святого апостола Петра в Риме, и Петр, почтеннейший пресвитер, инок и игумен досточтимой обители святого Саввы в Риме. представители блаженнейшего и святейшего Адриана, архиепископа древнего Рима; Тарасий, блаженнейший и святейший архиепископ великоименитого Константинополя нового Рима; Иоанн и Фома, почтеннейшие пресвитеры, иноки и местоблюстители апостольских кафедр востока, Агапий, епископ кесарийский, Иоанн, епископ ефесский, Константин, епископ Констанции кипрской, Лев, епископ Ираклии фракийской, Василий, епископ анкирский, Николай, епископ кизический, Евфимий, епископ сардский, Петр, епископ никомидийский, Илия, епископ острова Крита, Ипатий, епископ Никеи, что в вифинской области, Феофил, епископ фессалоникийский, Ставракий, епископ халкидонский, Лев, пресвитер и представитель митрополии сидской, Епифаний, диакон и иредставитель сардинский, Никифор, епископ диррахийский, Николай, пресвитер, игумен и представитель тианский, Даниил, епископ амасийский, Григорий, пресвитер и представитель мокисский, Константин, епископ гангрский, Нил (Никита), епископ клавдиопольский, Григорий, епископ неокессарийский, Григорий, епископ писинунтский, Феодор, епископ Мир ликийских, Евстафий, епископ лаодикийский, что во фригийской области, Михаил, епископ синадский, Георгий, епископ Антиохии писидийский, Феофилакт, диакон и представитель карийский, Лев, епископ иконийский. Анастасий, епископ Никополя, древнего Енира, Константин, енископ нергский, Григорий, пррсвитер и представитель траянопольский, Лев, епископ родосский, Христофор, епископ фасидский, Мануил, епископ Адрианополя фракийского, Николай, епископ иерапольский, что́ во фригийской области, Василий, епископ силэйский, Феофилакт, епископ евхаитский, Кирилл, инок и представитель готфский, Феодор, епископ селевкийский, Стефан, епископ сугдайский, Антоний, инок и представитель смирнский, Константин, епископ ригийский, Иоанн, инок и представитель патрский, Феодор (Дорофей), епископ катанский, Иоанн, епископ тавроменийский, Гавдиос, епископ мессинский, Феодор, епископ панормский, Стефан, епископ кивонский, Константин, епископ леонтинский, Иоанн, епископ треокальский (трокальский), Феодор, епископ таврианский, Христофор, епископ святоии Кириаки, Василий, епископ острова липаритского, Феотим, епископ критонский, Константин, епископ каринский, Феофан, епископ лиливейский, Феодор. епископ тропэийский, Сергий, епископ никотерский, Феодор, епископ визийский, Мавриан, епископ помнеиопольский, Иоанн, епископ святой Салоненции, Евстрагий, епископ Апамейи, что в вифинской обласги, Петр, епископ гермийский, Иоанн, епископ аркадиопольский, Константин, пресвитер и представитель севастопольский, Григорий, пресвитер и представитель Никополя, что во второй Армении, Сисинний, епископ нарий-ский, Епифаний, епископ милетский, Иоанн, пресвитер и представитель колонийский, Урс, епископ церкви иваритианской, Евстратий, епископ мефимнский, Лев, епископ кийский, Иоанн, епископ апрский, Феофилакт, епископ кипселлский, Лаврентий, епископ церкви апсетианской, Лев, епископ карпатский, Евстафий, епископ традский, Кириак, епископ дризипарский, Лев, епископ месимврийский, Григорий, епископ деркский, Феодор, епископ ираклийский, Феодосий, епископ аморейский, Иоанн, епископ нисский, Георгий, епискои императорских Ферм, Георгий, епископ камулианский, Сотерих, епископ кискисский, Феофилакт, епископ ипепский, Дамиан, епископ митиленский, Феофилакт, епископ тральский, Константин, епископ маставрский, Игнатий, епископ принский, Георгий, епископ вриульский, Константин, пресвитер и представитель агайский, Феодосий, епископ нисский, Василий, епископ Магнезии ипельской, Василий, епископ менандский, Савва, епископ анейский, Никифор, преевитер и представитель гаргарекий, Григорий, епископ палеопольский. Феофан, епископ калойский, Лев, епископ алгизский, Никодим, епископ евгазский (евазский), Ликаст, епископ варетский, Феогний, пресвитер и представитель сионский, Фома, епископ леведский, Стратоник, епископ кимский, Евстафий, епископ ерифрский, Феофил, епископ тимнский, Косма, епископ миринский, Олвиан, епископ елэйский, Падр, епископ питтанский, Василий (Иоанн), епископ асский, Лев, епископ фокийский, Иоанн, епископ рэдестский, Иоанн, епископ панийский во Фракии, Мелхиседек, епископ каллиопольский, Феофил (Феофилакт), епископ хариопольский, Леонид, епископ мадитский, или икэлский – (силадский), Сисинний, епископ халкидский (чурульский), Фома, епископ даонийский, Гри-горий, епископ феодоропольский, Вениамин, епископ лизикский, Иоанн, епископ брисейский, Спиридон, епископ палэйский, или кифрский, Евстафий, епископ сольский, Феодор, епископ китийский, Георгий, епископ тримифунтский, Александр, епископ амафунтский, Константин, епископ юлиопольский, Синезий, епископ кивский, Феофил, епископ анастасиодольский, Лев, епископ минзский, Петр, епископ аспонский, Анфим, епископ веринопольский, Михаил, епископ мелитопольский, Сисинний, епископ адранийский, Феодор, епископ гермский, Василий, епископ адрианофирский, Лев, епископ ниманинский, Симеон, епископ окский, Стратегий, епископ дарданский, Иоанн, епископ лампсакский, Феодот, епископ падейский, Лев, епископ троадский, Феодор, епископ авидский, Нил (Никита), епископ елэйский, Анастасий, епископ трипольский. Лев, епископ тракульский, Стефан, епископ сальский, Иоанн, епископ тавальский (гавалский), Исоий, пресвитер и представитель фиатирский, Стефан, епископ силандский, Николай, епископ перикомматский, Иоанн, епископ сетский, Константин, епископ акрасский, Феофан, епископ мэонийский, Михаил, епископ стратоникийский, Григорий, епископ гордский, Иоанн, епископ далдский, Евстафий, епископ ирканский, Иосиф, епископ атталийский, Феопист, епископ ермокапелийский, Захария, епископ иерокесарийский, Михаил, епископ кесарийский (керасский), Давид, епископ елеонопольский, Кирион, епископ лофский, Василий, пресвитер и представитель даскилийский, Феофил, епископ аполлониадский. Константин, епископ Кесарии вифинской, Георгий, епископ василинопольский, Лев, епископ неокесарийский, или аристский, Никифор, епископ адранский (адрианопольский, адрианский), Феодор, епископ прусский, Епифаний, епископ лампский, Феодор, епископ ираклеопольский, Анастасий, епископ кносский, Мелитон, епископ кидонийский, Лев, епископ киссамский,. Феодор, епископ сувритский, Лев, епископ финикский, Иоанн, епископ аркадский, Епифаний, епископ елевфернский, Фотин, епископ кантанский, Сисинний, епископ херсонесский, Григорий, пресвитер и представитель цефалленийский, Филипп, епископ корцирский, Антоний, епископ тризенский, Петр, епископ монемвасийский, Гавриил, епископ эгинский, Лев, епископ порэмский, Филит, епископ орейский, Лев, епископ закинфский, Лев, епископ липойский, Никита, епископ мелский, Неофит, епископ гордосервский, Иоанн, епископ стенский, Лев, епископ аспендский, Константин, епископ зельский, Григорий, епископ синояский, Марин, диакон и представитель андрапский, Константин, епископ залихский, Григорий, епископ амастрийский, Ираклий, епйскоп ионопольский, Никита, епископ дадиврский, Феофан (Феофил), епископ прусиадский, Константин, епископ кратийский, Никита, епископ адрианопольский, Никита, епископ ризэйский, Константин, епископ полемонийский, Феодор, епископ команский, Иоанн, епископ керасунтский, Никифор, епископ кланейский, Лев, епископ трокнадский, Иоанн, диакон и представитель фасилидский, Феодор, епископ пиннарский, Стефан, епископ камнский, Анастасий, епископ патарский, Георгий, епископ нисский, Константин, епископ кандивский, Лев, епископ коридальский, Никодим, епископ сидимский, Лев, епископ тлийский (лимирский), Петр, диакон и представитель орикандский, Стефан, епископ араксский, Георгий, епископ униандский (гиниавдский), Константин, епископ комвский, Ставракий, епископ зенопольский, Григорий, епископ кивирский, Василий, епископ тавский, Дорофей, епископ неапольский, Константин, епископ алабандский, Давид, епископ ясский, Григорий, епископ миланский (миласский), Сергий, епископ варгилийский, Григорий, епископ Ираклии латмской, Иоанн, епископ стадийский, Григорий, епископ стратоникский, Никита, диакон и пррдставитель галикарнасский, Михаил, епископ хэретонский, Лев (Панталеон), епископ валентийский, Георгий, епископ теглский, Христофор, епископ атанасский, Лев, епископ евменийский, Навел, епископ акмонипский, Григорий, епископ тименофирский, Филипп, епископ транопольский. Лев, епископ алейский, Никифор, епископ лундский, Георгий, епископ аптийскш, Иоанн, епископ сивейский, Захария, епископ трапезопольский, Лев, епископ сенастский, Андрей, епископ кидестский, Досифей, епископ псонский или коласский, Константин, епископ коттиайский, Никита, епископ наколийский, Лев, епископ докимийский, Феофилакт, пресвитер и представитель ипсский, Константин, епископ евкарпийский, Михаил, епископ иерапольский, Иоанн, пресвитер и представитель престола акторийского, Николай, епископ фитийский, Феофилакт, ейископ каннаварийский, Дамиань, епископ мирский, Христофор, епископ промисский, Никита, епископ августопольский, Константин, епископ амвладский, Стефан, пресвитер и представитель отрский, Георгий, епископ мидайский. Григорий, пресвитер и представитель поливотский, Сисинний, епископ филомелийский, Михаил, епископ папский, Сисинний, епископ Анамейи кнватской, Константин, епископ катанский, Неофит (Никифор), епископ ададский, Петр, епископ тиасский, Феодосий, епископь агаласский, Лев, епископ варский, Петр, епископ Селевкии идийской (писидийской), Никифор, епископ флогский, Марин, епископ магидский, Лев, епископ андидский, Стефан, епископ парнасский, Варданий, епископ даорский, Евстратий, епископ дебелийский, Евфимий, епископ созопольскии, Феодор, епископ булгарофигский, Георгий, епископ плутинопольский, Василий, епископ перверэйсвий, Михаил, епископ намфилийский, Рувим, епископ скопелский, Сисинний, епископ гарилейский. Каллист, епископ евдокиадский, Константин, епископ лагнский, Иоанн, епископ курдальский, Феодор, епископ кримнский, Константин, епископ адрианский, Феофпл, епископ хийский, Галатий, епископ мелский, Сергий, епископ лерский, Манзон, епископ Диокесарии праканской, Евстафий, епископ целендерский, Захария, епископ кардабондский, Сисинний, епископ мусбадский, Евстафий, епископ ламский Феодор, епископ германикопольский, Сисинний, епископ сикийский Константин, епископ далисандский, Лев, епископ сибенский, Стефан, епископ филадельфийский, Евдоксий, пресвитер и представитель метеллопольский, Феодор, епископ кадский, Феофилакт, епископ мосинский, Василий, епископ дионисиопольский, Стефан, епископ синнайский, Константин, епископ андрский, Евстафий, епископ тенский, Иоанн, епископ декатерский, Иоанн, епископ Никеи фракийской, Феофан, епископ лебедский, Иоанн, епископ лифопросопский, Никифор, епископ аркадиопольский, Феодор, епископ ираклеопольский, или пидахфский, Константин, епископ метрский, Лякаст, епископ филадельфский (филладский), Михаил, епископ тралльский, Иоанн, епископ лимнский, Лев, епископ амисский, Михаил, епископ тийский, Епифаний, епископ пертский, Иоанн, епископ тембиадский, Стефан, епископ оримнский, Ираклий, епископ самский, Иоанн, епископ пранетский.
Когда они сели пред священнейшим амвоном храма в святейшей великой церкви пазываемой Софийскою, где присутствовали и слушали славнейший и знатнейший сановник Петрона, преславный консул, патриций и начальник богохранимой императорской свиты, и почтеннейшие архимандриты, игумены и иноки, когда все расположились по порядку, указанному в первом деянии и когда предложено было евангелие Божие, Феодор, святейший епископ Таврианы, что на острове Сицилии, взял в руки составленное определение и прочитал:
„Определение святого великого и вселенского собора, второго в Никее“.
„Святой великий и вселенский собор, Божиею милостию и по повелению благочестивых и христолюбивых государей наших, Константина и матери его Ирины, второй созванный в славной митрополии никейской в области вифинской в святой церкви Божией, называемой Софийскою, следуя преданию кафолической церкви, определил следующее“:
«Христос Бог наш, даровавший нам свет познания и избавивший нас от мрака безумной приверженности идолам, обручивши Себе кафолическую церковь, неимеющую скверны или порока, обещал ей охранять ее и подтвердил это обещание ученикам Своим, говоря: Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Матф. 28, 20). Это обетование Он даровал не только им, но и нам, по их слову уверовавшим во имя Его. И вот некоторые, оставив без внимания этот дар, как бы по возбуждению коварного врага, отпали от истинного учения; восстав против предания кафолической церкви, они погрешили в понимании истины и, как говорится в «Притчах», заблудились в границах возделываемого ими поля и собирают руками своими неплодие (Пр. 9, 12). Они дерзнули отвергать богоугодные священные Приношения и назвали себя иереями, тогда как сами не были такими. Об них Бог возвещает чрез пророка, говоря: пастырие мнози растлиша виноград Мой, оскверниша часть Мою (Иерем. 12, 10). Следуя людям нечестивым и руководясь своими помыслами, они оклеветали украшенную Христом Богом святую церковь Его и не положили различия между святым и позорным; так что икону Господа и святых Его сочли за одно с истуканами сатанинских идолов. Поэтому Господь Бог, не терпящий зрети, чтобы покорные Ему были заражаемы такою язвою, по Своей благости, ревностию и повелением благочестивейших государей наших Константина и Ирины, отовсюду созвал сюда нас, представителей священства, да утвердится общим определением божественное предание кафолической церкви. Итак мы изследовали и рассмотрели дело весьма тщательно и, следуя истине, ничего не убавляем и ничего не прибавляем, но сохраняем все, что есть в церкви лучшего, и следуем святым шести вселенским соборам и прежде всего собиравшемуся в славной митрополии никейской, а затем и бывшему после него в богохранимом царствующем городе (Константинополе)».
«Итак мы веруем во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого; – и во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, единородного, от Отца рожденного прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, чрез которого все произошло, ради нас человеков и ради нашего спасения сшедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечившегося, распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день согласно писанию, и возшедшего на небеса и седящего одесную Отца, и имеющего снова придти со славою судить живых и мертвых, Которого царству не будет конца; – и в Духа Святого, Господа животворящего, исходящего от Отца, со Отцем и Сыном споклоняемого и сславимого, говорившего чрез пророков; – во едину святую кафолическую и апостольскую церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов: ожидаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь. Мы гнушаемся и анафематствуем Ария и единомышленников его, разделявших с ним его безумные и нечестивые мысли, а также Македония и его последователей, прекрасно названных духоборцами. Исповедуем также и Владычицу нашу Святую Марию, которая действительно и поистине есть Богородица, так как она родила по плоти Единого от Святой Троицы, Христа Бога нашего, – согласно тому, как изложил это учение собор, бывший в Ефесе и отлучивший от церкви нечестивого Нестория и его последователей, так как они вводили двойственность лиц (во Христе). Но вместе с ними мы исповедуем два естества в воплотившимся ради нас от непорочной Богородицы и Присноведы Марии, признавая Его и совершенным Богом и совершенным человеком, как провозгласил это собор, бывший в Халкидоне, изгнавший из божественного притвора богохульников Евтихия и Диоскора. К ним же сопричисляем Севера, Петра и все их скопище, соединившееся между собою и изрыгавшее много богохульств; а с тем вместе анафематствуем бредни Оригена, Евагрия и Дидима, как сделал это пятый (вселенский) собор, бывший в Константинополе. Проповедуем далее два хотения и два действия во Христе, согласно с особенными свойствами естеств, как провозгласил это шестой собор, бывший в Константинополе и отвергнувший Сергия, Гонория, Кира, Пирра, Макария, отвергших благочестие, и их единомышленников. Кратко сказать: мы неприкосновенно сохраняем все церковныя предания, утвержденные письменно или неписьменно. Одно из них заповедует делать живописные иконныя изображения; так как это согласно с историею евангельской проповеди, служит подтверждением того, что Бог Слово истинно, а не призрачно вочеловечился, и служит на пользу нам: потому что такие вещи, которые взаимно друг друга объясняют, без сомнения и доказывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским путем и следующие божественному учению святых отцов наших и преданию кафолической церкви, – ибо знаем, что в ней обитает Дух Святой, – со всяким тщанием и осмотрительностию определяем, чтобы святые и честные иконы предлагались (для поклонения) точно также, как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок или (мозаических) плиточек или из какого либо другого вещества, только бы сделаны были приличным образом, и будут ли находиться в святых церквах Божиих на священных сосудах и одеждах, на стенах и на дощечках, или в домах и при дорогах, а равно будут ли это иконы Господа и Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, или непорочной Владычицы нашей святой Богородицы, или честных ангелов и всех святых и праведных мужей. – Чем чаще при помощи икон они делаются предметом нашего созерцания, тем более взирающие на эти иконы возбуждаются к воспоминанию о самых первообразах, приобретают более любви к ним и получают более побуждений воздавать им лобызание, почитание и поклонение, но никак не то истинное служение, которое, по вере нашей, приличествует одному только божественному естеству. Они возбуждаются приносить иконам фимиам в честь их и освещать их, подобно тому, как делают это и в честь изображения честного и животворящего креста, святых ангелов и других священных приношений и как, по благочестивому стремлению, делалось это обыкновенно и в древности: потому что честь, воздаваемая иконе, относится к ея первообразу и покланяющийся иконе покланяется ипостаси изображенного на ней. Такое учение содержится у святых отцов наших, то есть, в предании кафолической церкви, в которой евангелие преемственно переходило от одного отца к другому. Таким образом мы следуем Павлу и всему сонму божественных апостолов и святых отцов, содержа принятыя нами предания. Таким образом мы пророчески воспеваем церкви победныя песни: «радуйся дщи Сионова зело, проповедуй дщи иерусалимова, веселися и преукрашайся от всего сердца твоего: отъят Господь неправды твоя, избавил тя есть из руки враг твоих: воцарится Господь посреде тебе и не узриши зла к тому и мир тебе во веки» (Софон. 3, 14 и 15).
Итак мы определяем, чтобы осмеливающиеся думать или учить иначе, или по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие либо нововведения, или же отвергать что либо из того, что посвящено церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно (дерзающие) с хитростию и коварно выдумывать что либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец (дерзающие) давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям, – определяем, чтобы таковые, если это будут епископы или клирики, были низлагаемы, если же будут иноки или миряне, были бы отлучаемы».
Петр, недостойный первопресвитер кафедры святого апостола Петра и представитель Адриана, папы древнего Рима, определил и подписался.
Петр, недостойный пресвитер и игумен монастыря святого отца нашего Саввы и представитель Адриана, папы древнего Рима, определил и подписался.
Тарасий, Божиею милостию епископ Константинополя, нового Рима, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Иоанн, Божиею милостию пресвитер и патриарший синкелл, представитель трех апостольских кафедр – александрийской, антиохийской и иерусалимской, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Фома, Божиею милостию пресвитер и игумен обители святого отца нашего Арсения, находящейся в Египте, представитель трех апостольских кафедр – александрийской, антиохийской и иерусалимской, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Агапий, недостойный епископ кесарийский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Иоанн, недостойный епископ ефесский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Константин, Божиею милостию епископ острова Кипра, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Лев, Божиею милостию епископ Ираклии фракийской, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Василий, недостойный епископ анкирский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Николай, недостойный епископ кизический, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Евфимий, недостойный епископ сардский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Петр, недостойный епископ никомидийский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Илия, грешный епископ критский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и нодписался.
Игнатий, недостойный епископ никейский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Ставракий, грешный епископ халкидонский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Лев, пресвитер святейшей великой церкви Божией и представитель сидской митрополии, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Даниил, трешный епископ амасийский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Константин, недостойный епископ гангрский, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, определил и подписался.
Епифаний, диакон святейшей церкви катанской, что на острове Сицилии, и представитель Фомы, святейшего архиепископа сардинского, следуя отеческому учению и преданию кафолической церкви, опредедил и подписался.
Никифор, недостойный епископ диррахийский, тоже.
Анастасий, недостоиный епископ никопольский, тоже.
Никита, недостойный епископ клавдиопольский, тоже.
Григорий, смиреннейший епископ неокессарийский, тоже.
Григорий, недостойный епископ писинунтский, тоже.
Феодор, недостойный епископ Мир ликийских, тоже.
Феофилакт, грешный диакон и экзарх, и представитель престола ставропольского или карийского, тоже.
Евстафий, недостойный епископ лаодикийский, тоже.
Михаил, недостойный епископ синадский, тоже.
Лев, недостойный епископ иконийский, тоже.
Георгий, недостойный епископ, Антиохии писидийской, тоже.
Константин, недостойный епископ пергийский, тоже.
Георгий, грешный пресвитер и представитель престола монисского, тоже.
Христофор, недостойный епископ трапезунтский, тоже.
Лев, недостойный епископ родосский, тоже.
Еммануил, недостойный епископ адрианопольский, тоже.
Василий, недостойный епископ силэйский, тоже.
Феодор, недостойный епископ селевкийский, тоже.
Николай. недосгойный епископ иерапольский, тоже.
Константип, недостойный ешископ ригийский, тоже.
Кирилл, грешный инок и представитель (Никиты) епископа Никополя готфского, тоже.
Стефан, недостойный епископ сугдайский, тоже.
Феодор, недостойный епископ катанский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ тамвроменийский, тоже.
Платон (Галогон), недостойный пресвитер и представитель Стефана, епископа сиракузского, тоже.
Гавдиос, недостойный епископ мессинский, тоже.
Феодор, недостойный епископ панормский, тоже.
Стефан, недостойный епископ вивонский, тоже,
Констанс, недостойный епископ леонтинский, тоже.
Феодор, недостойный епископ таврианский, тоже.
Христофор, недостойный епископ святой Кириаки, тоже.
Василий, недостойный епископ острова липаритского, тоже.
Феотим, недостойный епископ кротонский. тоже.
Констанс, недостойный епископ каринский, тоже.
Феофан, недостойный епископ лиливэйский тоже.
Иоанн, недостойный епископ треокальский (тривальский), тоже. Феодор, недостойный епископ тропэйский, тоже.
Сергий, недостойный епископ никотерский, тоже.
Феофилакт, недостойный епископ евхаитский, тоже.
Мавриан, недостойный епископ помпеиопольский, тоже.
Феодор, недостойный епископ виенский (визийский), тоже.
Антоний, грешный инок и представитель престола смирнского, тоже. Евстафий, недостойный епископ апамейский, тоже.
Феофан, недостойный епископ леведский, тоже.
Петр, недостойный епископ гермийский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ аркадиопольский, тоже.
Сисинний, недостойный епископ парийский, тоже.
Епифаний, недостойный епископ мелитенский, тоже.
Никита, недостойный епископ приконесский, тоже Констанс, недостойный епископ севастопольский, тоже.
Иоанн, недостойный пресвитер и представитель престола колонийского, тоже.
Евстратий, недостойный епископ мефимнский, тоже.
Лев, недостойный епископ кийский, тоже.
Григорий, недостойный пресвитер и представитель престола никополь-ского, тоже.
Иоанн, недостойный епископ города Апра, тоже.
Феофидакт, недостойный епископ кинселлский, тоже.
Феодор, недостойный епископ ираклеопольский, или пидахтский, тоже. Евстафий, недостойный епископ города Котрад, тоже.
Кириак, недостойный епископ дризипарский, тоже.
Лев, недостойный епископ месимврийский, тоже.
Григорий, недостойный епископ деркский, тоже.
Иоанв, недостойный епископ нисский, тоже.
Георгий, недостойный епископ императорских Ферм, тоже.
Сотерих, недостойный епископ кискисский, тоже.
Георгий, недостойный епископ камулианский, тоже.
Дамиан, недостойный епископ митиленский, тоже.
Констанс, недостойный епископ маставрский, тоже.
Георгий, недостойный епископ вриульский, тоже.
Феодосий, недостойный епископ нисский, тоже.
Феофилакт, недостойный епископ траллский, тоже.
Олвиан, недостойный епископ елэйсвий, тоже.
Пард, недостойный епископ питанский, тоже.
Лев, недостойный епископ алгизский, тоже.
Феогнис, недостойный пресвитер и представитель сионский, тоже. Стратоник, недостойный епископ кимский, тоже.
Василий, недостойный епископ атраммитийский, тоже.
Феофилакт, недостойный епископ ипепский, тоже.
Феофан, недостойный епископ калойский. тоже.
Лев, недостойный епископ фокийский, тоже.
Василий, недостойный епископ пергамский, тоже.
Григорий, недостойный епископ палеопольский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ города Асс, тоже.
Василий недостойный епископ магнесийский, тоже.
Марин, недостойный епископ города Атандра, тоже.
Ликаст, недостойный епископ баретский, тоже.
Констанс, представитель города Агаи, тоже.
Никифор, представитель гаргарский, тоже.
Никодим, недостойный епископ евазский, тоже.
Савва, недостойный епископ анейский, тоже.
Никифор, недостойный епископ аркадиопольский, тоже.
Косма, недостойный епископ миринский, тоже.
Иоанн, епископ святой церкви салунтианской, тоже,
Урс, недостойный епископ святой церкви аваритианской, тоже.
Лаврентий, грешный епископ святой церкви апсартианской, тоже.
Евстафий, недостойный епископ сольский, тоже.
Спиридон, недостойный епископ кифрский, тоже.
Феодор, недостойный епископ китийский, тоже.
Георгий, недостойный епископ тримифунтский, тоже.
Александр, недостойный епископ амафунтский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ Никеи фракийской, тоже.
Иоанн, недостойный епископ рэдестский, тоже.
Мелхиседек, недостойный епископ каллиопольский, тоже. Леонид, недостойный епископ кильский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ панийский, тоже.
Феофилакт, недостойный епископ харитопольский, тоже.
Иоанн недостойный епископ лифопросопский, тоже.
Сисинний, недостойный епископ халкидонский, тоже.
Сисинний, недостойный епископ чурульский, тоже.
Вениамин, недостойный епископ лизикский, тоже.
Констанс, пресвитер и представитель екзамилийский, тоже. Констанс, недостойный епископ метрский, тоже.
Григорий, недостойный епископ феодоропольский, тоже. Констанс, недостойный епископ юлиопольский, тоже.
Феофил, недостойный епископ анастасиопольский, тоже.
Лев, недостойный епископ мизуйский, тоже.
Синесий, недостойный епископ кинский, тоже.
Петр, недостойный епископ аспонский, тоже.
Анфим, недостойный епископ веринопольский, тоже.
Ликаст, недостойный епископ филадельфийский, тоже.
Стефан, недостойный епископ силандский, тоже.
Феофан, недостойный епископ мионийский, тоже.
Михаил, недостойный епископ церасейский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ сетский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ далдский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ города Тавал, тоже.
Феопист, недостойный епископ ермокапильский, тоже.
Николай, недостойный епископ аврелиопольский, тоже.
Анастасий, недостойный епископ трипольский, тоже.
Захария, недостойный епископ иерокесарийский, тоже.
Михаил, недостойный епископ тральский, тоже.
Григорий, недостойный епископ гордский, тоже.
Лев, недостойный епископ трикулкский, тоже.
Евстафий, недостойный епископ гирканидский, тоже.
Иосиф, недостойный епископ атталийский, тоже.
Леонтий, недостойный епископ пиманинский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ лампсакский, тоже.
Нектарий (Никита), недостойный епископ илэйский, тоже.
Василий, недостойный епископ адранофирский, тоже.
Симеон, недостойный епископ окский, тоже.
Феодор, недостойный епископ города Гермы, тоже.
Фодот, недостойный епископ палэйский, тоже.
Феодор, недостойный епископ абидский, тоже.
Стратегий, недостойный епископ дарданский, тоже.
Михаил, недостойный епископ мелитонольский, тоже.
Сисинний, недостойный епископ адранийский, тоже.
Феофилакт, недостойный епископ аполлониадский, тоже.
Констас, недостойный епископ Кесарии вифинской, тоже.
Георгий, недостойный епископ василинопольский, тоже.
Кирион, недостойный епископ лофский, тоже.
Лев, недостойный епископ города Аристы, тоже.
Нимф, недостойный епископ Адрана, тоже.
Феодор, недостойный епископ прусский, тоже.
Василий, пресвитер и представитель даскилийский, тоже.
Давид, недостойный епископ еленопольский, тоже.
Анастасий, недостойный епископ кносский, тоже.
Сисинний, недостойный епископ херсонский, тоже.
Епифаний, недостойный епископ елевферийский, тоже.
Мелитон, яедостойный епископ кидонийский, тоже.
Фотин, недостойный епископ катанский, тоже.
Лев, недостойный епископ финикийский, тоже.
Никита, недостойный епископ кладибренсский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ аркадийский, тоже.
Лев, недостойный епископ киссамский, тоже.
Феодор, недостойный епископ города Субрит, тоже.
Епифаний, недостойный епископ города Лампы, тоже.
Иоанн, недостойный епископ лимбский, тоже.
Гавриил, недостойный епископ эгинский, тоже.
Петр, недостойный епископ монембасийский, тоже.
Антоний, недостойный епископ тризенский, тоже.
Лев, недостойный епископ порфмийский, тоже.
Филипп, недостойный епископ орейский, тоже.
Нектарий (Никита), недостойный епископ мелский, тоже.
Неофит, недостойный епископ гордосербский, тоже.
Григорий, недостойный пресвитер и представитель цефаленийский, тоже. Филипп, недостойный епископ керкирэйский, тоже.
Лев, недостойный епискол закинфский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ гемский, тоже.
Констанс, недостойный епископ сасимский, тоже.
Лев, недостойный епископ аспондский, тоже.
Лев, недостойный епископ амисский, тоже.
Ираклий, недостойный епископ юнопольский, тоже.
Феофан, недостойный епископ сорский, тоже.
Нектарий (Никита), недостойный епископ адрианский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ Ираклии поктийской, тоже.
Констанс, недостойный епископ кратийский, тоже.
Феофил, недсстойный епископ прусиадский, тоже.
Михаил, недостойный епископ тийский, тоже.
Феодор, недостойный епископ команский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ керасунтский, тоже.
Констанс, недостойный епископ кратийский, тоже.
Нектарий (Никита), недостойный епископ ризэийский, тоже.
Никифор, недостойный епископ кланейский, тоже.
Леонтий, недостойный епископ города Трокнад, тоже.
Феодор, недостойный епископ пиннарский, тоже.
Георгий, недостойный епископ нисский, тоже.
Стефан, недостойный епископ камнский, тоже.
Констанс, недостойный епископ тлейский, тоже.
Констанс, недостойный епископ кандибский, тоже.
Леонтий, недостойный епископ города Коридал, тоже.
Петр, недостойный диакон и представитель престола орикандского (орибандского), тоже.
Никодим, недостойный епископ сидимский, тоже.
Иоанн, недостойный диакон и представитель фасилидский, тоже.
Стефан, недостойный епископ иниандский, тоже.
Георгий, недостойный епископ иниадсвий, тоже.
Лев, недостойный епископ города Лимир, тоже.
Ставракий, недостойный епископ зенопольский, тоже.
Констанс, недостойный епископ комбский, тоже.
Григорий, недостойный епископ цибирский, тоже.
Василий, недостойный епископ табский, тоже.
Дорофей, недостойный епископ неапольский, тоже.
Констанс, недостойный епископ алабандский, тоже.
Григорий, недостойный епископ ираклийский, тоже.
Давид, недостойный епископ ясский, тоже.
Григорий, недостойный епископ миласский, тоже.
Сергий, недостойный епископ города Врагилии, тоже.
Иоанн, недостойный епископ города Минда, тоже.
Ставракий, недостойный епископ стадийский, тоже.
Григорий, недостойный епископ стратоникийский, тоже.
Никита, недостойный пресвитер и избранник церамский (галикарнасский), тоже.
Мавриан, недостойный епископ города Акмонии (церамский), тоже. (Павел, недостойный епископ города Акмонии, тоже).
Лев, недостойный епископ алейский, тоже.
Захария, недостойный епископ трапезопольский, тоже.
Лев, недостойный епископ евменийский, тоже.
Филипп, недостойный епископ транопольский, тоже.
Досифей, недостойный епископ хонский, тоже.
Георгий, недостойный епископ пелтский, тоже.
Георгий, недостойный епископ аппийский, тоже.
Иоанн, недостойный енископ сублийский, тоже.
Пантолеон, недостойный епископ галатийский, тоже.
Михаил, недостойный епископ хэретопский, тоже.
Григорий, недостойный епископ тименофирский, тоже.
Георгий, недостойный епископ миндайский, тоже.
Никита, недостойный епископ города Наколии, тоже.
Констанс, недостойный епископ коттиайский (катиевийский), тоже. Лев, недостойный епископ докилийский, тоже.
Констанс, недостойный епискои города Евкарпии, тоже.
Михаил, недостойный епископ иеропольский, тоже.
Дамиан, недостойный епископ города Цинабар, тоже.
(Никита, недостойный епископ августопольский, тоже.
Феофилакт цинабарский), тоже.
Григорий, недостойный пресвитер и представитель полиботский, тоже. Феофилакт, пресвитер и представитель престола ипсийского, тоже. Николай, недостойный епископ фитийский, тоже.
Стефан, пресвитер и представитель престола острийского, тоже. Констанс, недостойный епископ города Амблад, тоже.
Епифаний, недостойный епископ города Пелт, тоже.
Михаил, недостойный епископ Пупп (Папп), тоже.
Сисинний, недостойный епископ филомелийский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ тимбриадский, тоже.
Стефан, недостойный епископ оримнский, тоже.
Никифор, недостойный епископ фоглский, тоже.
Марин, недостойный епископ магидский, тоже.
Лев, недостойный епископ дидский, тоже.
Стефан, недостойный епископ парнасский, тоже.
Феофил, недостойный епископ хийский, тоже.
Сергий, недостойный епископ лерский, тоже.
Ираклий, недостойный епископ самский, тоже.
Галактион, недостойный епископ мелский, тоже.
Констанс, недостойный епископ андрский, тоже.
Евстафий, недостойный епископ тенский, тоже.
Каллист, недостойный епископ города Евдокиад, тоже.
Феодор, недостойный епископ кримнский, тоже.
Констанс, недостойный епископ лагнский, тоже.
Констанс, недостойный епископ андрианский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ кардульский, тоже.
Евстратий, недостойный епископ дебелтский, тоже.
Евфимий, недостойный епископ созопольский, тоже.
Феодор, недостойный епископ булгарофигский, тоже.
Георгий, недостойный епископ плутинопольский, тоже.
Сиеинний, недостойный епископ гариельский, тоже.
Рувим, недостойный епископ скопелский, тоже.
Василий, недостойный епископ перверейский, тоже.
Михаил, недостойный епископ памфилский, тоже.
Манзон, недостойный епископ праканский, тоже.
Евстафий, недостойный епископ целендерейский, тоже.
Сисинний, недостойный епископ мусбадский, тоже.
Евстафий, недостойный епископ ламсвий, тоже.
Лев, недостойный епископ сибилский, тоже.
Стефан, недостойный епископ филадельфийский, тоже.
Захария, недостойный епископ кардабундский, тоже.
Стефан, недостойный епископ синнайский, тоже.
Констанс, недостойный епископ анкирский, тоже
Феодор, недостойный епископ кадский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ азанский, тоже.
Феофилакт, недостойный епископ мосинский, тоже.
Иоанн, недостойный епископ трэнетский, тоже.
Святый собор провозгласил: «все мы так веруем, все так думаем, все мы в этом согласны и подписались. Это вера апостольская; это вера православная; эта вера утвердила вселенную. Веруя во единого Бога в Троице воспеваемого, мы с любовию принимаем честные иконы. Поступающие иначе да будут анафема! Думающие иначе да будут изгнаны из кафолической церкви! Мы следуем древнему законоположению кафолической церкви. Мы сохраняем определения отцов. – Прибавляющих что либо к (учению) кафолической церкви, или убавляющих от него, мы предаем анафеме. Мы анафематствуем нововведение, сделанное обвинителями христиан. Мы с любовию принимаем честные иконы. Поступающих иначе мы подвергаем анафеме. Применяющим к честным иконам изречения божественного писания, направленные против идолов, анафема. Непринимающим с любовию святых и честных икон анафема! Обзывающим священные иконы идолами анафема! Говорящим, что христиане прибегают к иконам, как к богам, анафема! Говорящим, что не Христос Бог наш, а другой, освободил нас от идолов анафема! Дерзающим говорить, что кафолическая церковь когда либо принимала идолов, анафема! Многая лета императорам! Константину и матери его Ирине многая лета! Победоносным императорам многая лета! Новому Константину и новой Елене вечная память! Бог да сохранит державу их! Царь небесный, сохрани (царей) земных! Всем еретикам анафема! Ужасному соборищу, вооружавшемуся против честных икон, анафема! Принимающему нечестивые изречения еретиков анафема! Лжеименному епископу ефесскому Феодосию анафема! Сисиннию, прозванному Пастиллою, анафема! Василию, носящему гнусное прозвище «трикаккав»166, анафема»!
«Святая Троица низложила учение трех. Анастасию, Константину и Никите преемственно занимавшим константинопольскую кафедру, как бы новым Арию, Несторию и Диоскору, анафема»!
«Святая Троица низложила учение трех. Сверх сего анафема тем, которые соревнуют и подражают трехчастной злобе этих так называемых ересиархов. Феодору, Антонию и Иоанну, как фантазиастам и докетам, Манету, Аполлинарию и Евтихию, анафема! Феодору сиракузскому, что в Сицилии, по прозванию Крифину, и другим его товарищам по отступничеству – анафема».
«Ересеначальникам Иоанну никомидийскому и Константину наколийскому анафема! Они уничтожили икону Господа и святых его; за это уничижил и их Господь».
«Кто защищает кого либо, приверженного к ереси обвинителей христиан или проводящего в ней жизнь, тому анафема».
«Кто не исповедует Христа описуемым по человеческому естеству, тому анафема».
«Кто не допускает евангельских повествований, представленных живописно, тому анафема».
«Кто не лобызает икон, как сделанных во имя Господа и святых Его, тому анафема»!
«Кто уничижает какое либо предание церковное, писанное ли то, или неписанное, тому анафема»!
«Православному Герману вечная память».
«Иоанну и Георгию вечная память».
«Проповедникам истины вечная память».
«Троица прославила этих трех. Да удостоимся и мы следовать суждениям их по милосердию и благодати первого и великого Архиерея, Христа Бога нашего, по ходатайству непорочной Владычицы нашей святой Богородицы и всех святых. Да будет! Аминь».
«Благочестивейшим и светлейшим государям нашим Константину и матери его Ирине Тарасий, недостойный епископ богохранимого и царствующего вашего города нового Рима, и вес Святой собор, вторично собранный по благоволению Божию и под покровительством вашего христолюбивого владычества в этой славной митрополии никейской».
«Державнейшие императоры! Славится глава церкви, Христос Бог наш; так как, хранимое руками Его сердце ваше произнесло доброе слово и повелело нам собраться во имя Его, чтобы сохранить непоколебимым и несокрушимым твердое и божественное учение церкви. – Как головы ваши увенчиваются золотом и издающими блистательные лучи камнями, так и умы ваши украшены евангельским и отеческим учением. Как истинные питомцы и сподвижники тех, чье вещание распространилось по всей вселенной, и как руководители всего вашего носящего Христово имя народа, вы увековечили слово истины и изобразили характер православия и благочестия, воссияли для верующих яко светильники, издающие на все стороны сияние, церквам находившимся в опасности подали руку (помощи), утвердили в них здравое учение и укрепили единомыслие между разномыслящими. – Итак смело следует сказать, что, по благоволению Божию и при помощи вашей, благочестие укрепилось, а уста наши исполнились радости и язык наш веселия. Тоже высказывается нами и письменно. Ибо что может быть радостнее и приятнее твердого охранения церковных дел? Но появились мужи, имеющие вид благочестия, ибо они облечены священным саном, но отрицающие его значение, к которым вполне приложимо обвинение, произнесенное пророком против вавилонских священников, где говорится; изыде беззаконие из Вавилона от старец судей (Дан. 13, 5). Вернее сказать, они, составив каиафский синедрион, явились изобретателями нечестивых догматов. Имея уста, переполненные злословием и горечью, они задумали приобрести славу в делах злых и, обладая языком злоречивым и тростию (пером), готовою к его услугам, они вооружились против изречений, произнесенных Самим Богом, а царское священие, народ святой, лиц, облекшихся во Христа и спасенных благодатию Его от идольского заблуждения, обзывали идолопоклонниками. – Имея коварныя мысли, они простерли свои беззаконные руки на живописные изображения честных икон. При этом, что было сделано из (мозаических) плиточек, то они исковеркали, а что было сделано из окрашенного воска, то сгладили – и таким образом вместо благолепия в честных храмах вышло безобразие. С тем вместе они предали огню и то, что, в воспоминание о Христе Боге нашем и святых Его, было изображено на досках; кратко сказать, они ограбили и привели в беcпорядок церкви наши. – Они были в одно и тоже время и ересиархами и иерархами; вместо мира народу возвещали раздор, а вместо пшеницы на пашнях церковных посевали плевелы; вино они мешали с водою и поили ближнего вредною смесью. Будучи на самом деле аравийскими волками, они выдавали себя за облеченных овечьею кожею и, искажая истину, прилеплялись ко лжи. В этом случае они, по выражению пророка, яица асиидска разбиша, и поставь паучинный ткут, и хотяй от яиц их ясти, разбив запорток (его) и обрете в нем василиска, преисполненного яда и смертоносного дыхания (Исаии 59, 5). – Так как дела находились в таком положении и ложь пожирала истину; то вы, кротчайшие и мужественнейшие императоры, не допустили, чтобы в ваши времена существовало такое заразительное и душевредное заблуждение; но постарались уничтожить его благодатию живущего в вас Духа, чтобы как церковные дела, так и все подчиненные находились в добром порядке и царство ваше управлялось мирно, согласно значению вашего имени (Ирина – мир). Вы сочли невозможным допустить, чтобы о прочих вещах мы думали одинаково, а по отношению к самому существенному в жизни нашей, т. е. к церковному миру, расходились и резъединялись, и это в то время, когда Христос есть глава, а мы, следовательно, члены и должны составлять едино тело в силу нашего единомыслия и единоверия. Поэтому вы повелели собраться сему священному и многочисленному собору нашему в этой митрополии никейской, чтобы мы, уничтоживши разделение, расстоящееся привели к единению, а недавно сотканную из колючих нитей позорную одежду, то есть лжеучение, разодрали и уничтожили и вместо нее развернули хитон православия. И вот мы, последовав апостольским и отеческим преданиям и, осмелюсь сказать, быв соединены во едино всесвятым Духом и проникнуты единомыслием, согласно преданию кафолической церкви и единодушному учению шести святых вселенских соборов, анафематствовали: безумие Ария, сумасшествие Македония, бессмысленный ум Аполлинария, человекообожание Нестория, безумное учение о слиянии (естеств во И. Хр.) Евтихия и Диоскора, далее пустословие Оригена, Дидима и Евагрия, и монофелитския или злофелитския ухищрения Сергия, и Гонория, и Кира, и Пирра, и других единомышленников их. Единомысленно и единодушно испросив слово Святого Духа и почерпнув от Него чистой воды, мы губкою божественных догматов стерли и это последнее, сродное им, нововведение, тщетно измышленное против честных икон, а вводителей новоизмышленного пустословия мы выбросили далеко за ограду церковную. Как руки и ноги движутся согласно с движениями души, так и мы, получивши от Духа благодать и силу, при помощи и содействии вашей власти, единогласно провозгласили благочестие и проповедали истину, то есть, – что всячески следует принимать честные иконы Господа нашего Иисуса Христа, (поскольку Он соделался совершенным человеком), если только они пишутся исторически верно, согласно евангельскому повествованию, а также иконы непорочной Владычицы нашей святой Богородицы и святых ангелов, поскольку они являлись в человеческом виде тем, которые удостоились этого, а равно и иконы всех святых. Равным образом следует изображать их труды и подвиги на досках, на стенах, на священных сосудах и одеждах, согласно тому, как с первобытных времен принимала такие изображения святая кафолическая церковь Божия и как это узаконено святыми первоначальными учителями нашима и их преемниками, божественными отцами нашими. Мы узаконили также покланяться им (προσχυνειν), или что тоже лобызать их (ασπαζεσθαι). Оба эти слова (т. е. προσχυνειν и ασπαζεαθαι) имеют одно и тоже значение; потому что χυνειν в древнем греческом языке значит и целовать (ασπαχεσθαι) и любить (φιλειν), а предлог πρὸς (к) указывает на некоторое увеличение любви, как например φερω (только еще несу) и προσφερω (уже приношу), χυρῶ (случайно наталкиваюсь) и προσχυρῶ (достигаю), χυνῶ и προσχυνῶ (лобызаю и воздаю поклонение). Это последнее – προσχυνῶ – указывает собою на лобызание и на любовь непрестанную; ибо что мы целуем, то и любим, тому кланяемся, и что любим и чему кланяемея, то конечно и целуем. как свидетельствует об этом и человеческий обычай, соблюдаемый нами по отношению к друзьям, особенно при встречах, когда то и другое выполняется. И не только теперь мы так делаем, но тоже делали и в древности; так как мы находим свидетельства тому в божественном писании. Так в историях царей написано: и Давид воста, и паде на лице свое, и поклонися Ионафану трижды и облобыза его (1Цар. 20, 41). Что такое, говорит Господь в евангелии о фарисеях? Любят преждевозлегания на вечерях.... и целования на торжищах (Матф. 23, 6–7). Очевидно, что здесь словом целование (ασπασμός) Он называет поклонение (προσχύνησις). Имея о себе высокое понятие и считая себя праведными, фарисеи страстно желали, чтобы все им кланялись, а не того, чтобы целовались с ними в уста. Целование есть символ скорее смирения, а не фарисейских помыслов. Затем целовал и божественный апостол Павел, как пишет об нем в Деяниях Лука: бывшим же нам во Иерусалиме, любезно прияша нас братия. На утрие же вниде Павел с нами ко Иакову, вси же приидоша старцы. Н целовав их сказаше по единому коеждо, еже сотвори Бог во языцех служением его (Деян. 21. 17–19). Значит и здесь словом целование по мысли апостола изображается почтительное поклонение, какое мы оказываем друг другу, как и об Иакове сказано: поклонися на верх жезла его (Евр. 11, 21). Согласно с этим говорит и Григорий богослов: «воздай почтение Вифлеему и поклонись яслям». Итак кто же из здраво и правильно мыслящих подумает, что эти изречения божественного писания говорят о служении духом? Так подумает разве только кто либо из безумных и непонимающих вовсе писания и отеческого учения; нотому что Иаков послужил не краю же жезла, и Григорий богослов заповедует служить также не яслям. Конечно нет. И мы, объемля животворящий крест, все согласно воспеваем: «кресту Твоему покланяемся, Владыко, покланяемся и копию, пронзившему животворящее ребро Твоей благости». Словом «поклонение» здесь означается и целование, каковое и воздается на самом деле; потому что мы собственными устами целуем и крест и копие. Правда и в божественном писании и у святых отцов наших, выражавшихся весьма точно, слово поклонение (προαχύνησις) часто встречается относительно служения духом, но (это значит только то, что) это слово, имея много значений, между прочим означает и поклонение, соединенное с служением (Богу). Иногда поклонение воздается вследствие почитания, любви и страха, как и мы покланяемся вашей светлейшей и кротчайшей императорской власти. – Есть и другое поклонение, воздаваемое вследствие одного только страха, как Иаков поклонился Исаву. Есть поклонение, оказываемое в знак благодарности, как например Авраам поклонился сынам Хеттеевым в благодарность за поле, которое он получил от них для могилы жене своей Сарре. Еще кланяются некоторые своим властителям в надежде получить от них возмездие, как например Иаков поклонился фараону. – Поэтому то в божественном писании, поучащцем нас: поклонишися Господу Богу твоему и тому единому послужиши (Лук. 4, 8) о поклонении сказано просто, без прибавления «единому», так как слово поклонение имеет различные значения, хотя произносится всегда одинаково, а слово «послужиши» употреблено с прибавлением: «единому», и мы действительно приносим служение свое единому Богу. После таких очевидных доказательств для всех ясно и несомненно, что Богу угодно и приятно, чтобы воздаваемо было поклонение и лобызание иконным изображениям домостроительства Господа нашего Иисуса Христа, а также изображениям непорочной Богородицы и Приснодевы Марии и досточтимых ангелов и всех святых. – Если же кто либо не так относится к этому делу, но колеблется и немощствует относительно поклонения досточтимым иконам; то такого анафематствует наш Святой и вселенский собор, огражденный действием Духа Божия, равно как и отеческими и церковными преданиями; и анафема есть ни что иное, как удаление от Бога. Если же некоторые, вооружаясь против этих определений, подстрекают других и вредят своим душам, нанося оскорбление Христу и услаждаясь своим коварством против церкви; то таковые оказываются безумно враждующими против благочестия и сообщниками и единомышленниками древних еретиков. Мы послали к вам братий и сослужителей наших, боголюбезных епископов с игуменами и клириками для того, чтобы они рассказали и объяснили все сделанное нами и довели это до вашего высочайшего слуха. А для того, чтобы придать силу и неоспоримость тому, что определено нами, и чтобы удовлетворить вашу благочестивейшую власть, мы присовокупили и отеческие свидетельства, заимствовав из многого немногое, что́ своею ясностию освещает и подтверждает истину. – Соцарствующий вам, наш общий Спаситель, благоволивший устроить чрез вас мир Свой в церквах, да сохранит на многие лета царство ваше вместе с синклитом и начальниками и вернейшим вашим воинством да дарует Он вам победы, так как Сам Он сказал: живу Аз, глаголет Господь, прославляющия Мя прославлю (1Цар. 2, 30), Сам препояшет вас силою, исторгнет все враждебное вам и дарует повиновение. Радуйся, сей граде! веселися новый Сион, обсерватория всей вселенной. – В древнем Сионе царствовал Давид, а в этом бодрствуют подобно Давиду, благочестивые императоры. Господь среди тебя и да будет имя Его благословенно во веки веков. Аминь».
„Боголюбезнейшим иереям и клирикам святейшей великой церкви Божией и всех церквей богохранимого и царствующего града Святой собор, вторично собранный в Никее“.
«Христос Бог наш, истина, свет и сияние Отчее, призвавший нас из мрака в чудный Свой свет и исхитивший нас из идольского безумия, стерший с земли имена идолов и обещавший, что уже не будет и памяти их, благоволил, как вы знаете, внушить благочестивым и православным благоверным императорам нашим собрать нас в славной митрополии никейской, чтобы мы разногласие обратили в согласие, чтобы уничтожили средостение вражды и утвердили первоначальное законоположение кафолической церкви. – Когда мы действием и по внушению Святого Духа собрались для этой цели, то все заговорили единогласно, и восточные и северные и западные и с полуденной страны пришли к одному единству. И восторжествовало мирное стояние святых церквей силою веры, которая соделала прямым путь ног наших; а стебли ереси, выросшей из плевел древнего злого врага, были вырваны с корнем. И вот теперь мы стоим на высокой горе и благовествуем вам вместе с всенародным праздником радость церковного мира. Ибо что приятнее этого? Дерзновенный Исаия в древности предвозвестил: кол красны (на горах) ноги благовествующих мир, благовествующих благая (Ис. 52, 7). Было бы и прилично и весьма желательно и для вашей священной боголюбезности служило бы украшением и радостию, если бы весь ваш богоизбранный сонм, собравшись вместе, в качестве зрителей, зрел силу того, что, по благодати Божией, сделано и сказано (на соборе), как в подтверждение законных преданий кафолической церкви, так и для уничтожения и ниспровержения враждовавших против истины и отвергших апостольские и отеческие предания кафолической церкви или, как им казалось, уничтоживших оные. – Но так как путь (сюда) частию сухопутный, частию морской, то предстояла надобность в двух вещах: в кораблях и во вьючных животных. А так как ваш священный сонм не имел ни того ни другого, то вы лишены были возможности присутствовать с нами. – Впрочем духовно и мысленно вы могли быть с нами и разделять те же убеждения ради полноты кафолической церкви. Поскольку же мы между собою члены (одного тела), а глава наша есть Христос Бог; то мы сочли необходимым послать вам краткое известие о том, что нами при помощи Божией сделано; так как язык и письменно сообщает события и представляет их как бы пред глазами. Когда мы собрались сюда, руководясь пресветлым учением отцов, то твердо остановились на одной мысли, пришли к одному убеждению, не забывая песни, которой научил Моисей и которая говорит: вопроси отца твоего, и возвестить тебе, старцы твоя, и рекут тебе (Втор. 32, 7). Итак мы последовали преданию кафолической церкви и ничего ни убавили, ни прибавили, но по наставлению апостола содержим предания, которые получили, и допускаем и с любовию принимаем все, что изначала приняла неписьменно и письменно святая кафолическая церковь, в том числе и живописные иконные изображения. А что отвергали божественные отцы наши, то отвергаем и мы, и считаем это враждебным церкви. Сюда нужно причислить и недавнее нововведение христианообвинителей, которое, как гангрена, проникло в церкви наши. Впрочем Господь Бог не презрел нас в конец; потому что истина открыта и пред всеми воссияло православие, а ложь вместе с зараждающеюся с нею тмою прогнана. Если бы, как они пустословили, изображение икон было подобно идолопочитанию; то этим уничтожалось бы таинство нашего искупления, совершенное Сыном Божиим чрез явление Его во плоти, которую Он ради нас восприял кроме греха, а также тщетными оказались бы пророческие обетования, из которых одно говорит: служити Ему преподобием и правдою (пред Ним) вся дни живота нашего (Лук. 1. 75), а другое говорит: и воста яко спя Господь, яко силен и шумен от вина: и порази враги Своя вспять, поношение вечное даде им (Псал. 77, 65–66). Если же чрез воскресение Его дано поношение вечное врагам нашим, то есть лукавым гилам; то каким образом христиане опять служат идолам? О невежество и нечестие! Ах, если бы они помыслили о том, что соблазнить и одного из малых верующих во Христа значит подвергнуться невыносимому наказанию! во сколько же больше наказание за возмущение вселенной? Но они ни во что поставили слово Господне, отвергнув церковные предания. Поэтому и их самих ни во что поставил Господь и сопричислил их к Арию, Евномию, Македонию, Аполлинарию. Несторию, Евтихию, Диоскору, Сергию и Гонорию. Подражая безумию их, они говорили суетная и вместе с ними поражены камнями из пращи истинного исповедания и ряды их разбиты, потому что не оставил Господь на веки жезла грешников над судьбою церкви; так как, подобно иудеям, они заботились о тщетном и после их синедриона заняли второе место. Синедрион иконоборцев был тоже, что синедрион Каиафы. Тот замышлял тщетно против Господа, а этот свирепствовал против иконы Его. Совершенное Господом искупление они приписали себе и другим людям. Этот синедрион имел большое совещание, но не о имени Господа; он делал собрания, но не по внушению Духа Его; потому что он уничтожил благолепие честных храмов. На этом синедрионе не было ни одного человека, представлявшего собою образ Божий; потому что обесчестили, разрушили и предали огню икону Господа и святых Его. Этот синедрион в бешенстве и безумии внес в свое определение сатанинския речи. Этот синедрион имеет одно название священного, а убеждения его были не священные, лукавые. Этот синедрион имел уста необузданные и дух лжехристов; потому что он носил только личину истины, а сам свободно проповедовал ложь. Этот синедрион, или плевелы нивы Господней, то ест, кафолической церкви, Святой собор наш развеял и отделил веялкою суда божественного. Итак деяния его изъяты из кафолической церкви и осуждены. Истинный и самый правильный суд церковный состоит в том, чтобы не допускать в ней нововведений, а также и не отбрасывать ничего. Итак, следуя отеческим законам и получив благодать от единого Духа, мы все, что касается церкви, сохранили неизменно и без убавления, как предали святые шесть вселенских соборов; и что́ только они оставили в церкви достойного почитания, все это мы принимаем без всякого колебания. К числу таких предметов относится, как сказано, и приготовление икон. И мы с благоговением кланяемся им и целуем их; ибо то и другое имеет одно и то же значение. Кто держится этого исповедания, тот есть истинный сын и участник кафолической церкви. Итак все соблазны миновали, все уничтожены; истина господствует, ложь изгнана; сеятель плевел совершенно обессилен, а хлеб, то есть христолюбивый народ, собран в одну житницу церкви Христовой. Воссиял свет православия, тма заблуждения рассеялась; скорбь обратилась в радость, плач заменился веселием, рыдание радованием. Все вообще изменилось к лучшему, потому и мы по апостольски возвещаем вам: радуйтеся о Господе (Филипп. 3), радуйтеся и паки радуйтеся, потому что тройственную радость даровала нам Троица, которой подобает всякая слава, честь и держава во веки веков. Аминь».
* * *
Текст распознан и отредактирован редакцией интернет-портала «Азбука веры».
Пренечестивый, презлой.