Скрыть
поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Пророк говорит (1-9): Коль благ Бог Израилев, правым сердцем. Мои же вмале не подвижастеся нозе, вмале не пролияшася стопы моя. Яко возревновах на беззаконныя, мир грешников зря: яко несть восклонения в смерти их, и утверждения в ране их: в трудах человеческих не суть, и с человеки не приимут ран. Сего ради удержа я гордыня их до конца: одеяшася неправдою и нечестием своим. Изыдет яко из тука неправда их: преидоша в любовь сердца. Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша; положиша на небеси уста своя. Что значит: неправду в высоту глаголаша, и положиша на небеси уста своя? - Пророк выражает сим следующее: поелику делали они зло, и не получали за это наказания своей злобе, то в безумии своем думают, что нет Бога. Ибо говорит Пророк: рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс.52:2).

Творения

Афанасий Великий, свт. (†373)

Положиша на небеси уста своя. Изрекают, говорит, хульные слова на Бога, тогда как сами уничижены и язык их на земле.

Толкование на псалмы

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 7-9 «Изыдет яко из тука неправда их». Тук, как говорили мы неоднократно, означает благосостояние и благополучие. Посему, говорит Пророк, пребывая в таком благоденствии, со всею небоязненностию отваживаются делать неправду.

«Преидоша в любовь сердца их». «Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша»: «Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли». Недовольно для них делать неправду людям, но словами и помыслами, как стрелами, стараются поражать и самое небо. Дает же сим разуметь Пророк хулы на Бога, злословие о народе Божием, и поругания божественнаго храма. Но яснее выразил сие в псалме сорок первом: «быша слезы моя мне хлеб день и нощь», внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой» (Пс.41:4)

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли

Да, нечестивые всякого осудят.

Дневник. Том I. 1856

Евфимий Зигабен (†1118)

Положиша на небеси уста своя; и язык их прейде по земли

Именем неба Давид означает Бога, живущего на небе, а именем земли означает людей, живущих на земле. Итак, он говорит, что живущие в благополучии нечестивцы стали двигать уста свои и злословить небесного Бога и язык их поворачивался против земных людей. Ибо, пользуясь счастьем и наслаждаясь благоденствием, они горделиво оскорбляли Бога и поносили всех людей. У философов же выражение: «положить на небе уста свои», значит философствовать о богах и божественных предметах; а «языком проходить по земле»—рассуждать о земных и человеческих предметах. Или еще иначе, когда об астрологах говорят, что они «положили на небе уста свои» то это значит, что они с особенным любопытством созерцают что либо в звездах, а выражение: «язык проходит по земле», когда они смотрят на обыкновенные явления.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 8-9 Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли

Стих сей в Еврейском тексте читается так: помышляют и глаголют во злобе о угнетении иных: от высоты сердца своего глаголют. То есть: нечестивые люди, забыв себя самих и весь стыд ногами поправ, злодейства своего не скрывают, но явно хвалятся грабежами и хищением. Сие прилично разбойникам, но и те от страха законов укрываются. Сии же исполины, или паче гиганты и циклопы, о которых говорит Пророк, не токмо презирают законы, но и забыв собственную немощь, неистово устремляются на ближних, так как бы не знали различия между добром и злом. Следующия слова: от высоты сердца своего глаголют – означают то же, что языком своим изблевывают хулы на всех. И как гордые люди всех презирают, то и худо отзываются о всех. Сего ради Давид представляет их с высоты глаголющими: понеже с низкими людьми никакого сообщества иметь не хотят. В следующем стихе: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли, – показывают, что нечестивые не токмо на людей, но и на Самого Бога хулы свои изблевывают; ибо для них нет ничего священнаго, но и небо и землю власти своей покоряют. Ежели бы кто противоположил им всемогущество Бога, то и оному смело противостоять готовы, а с стороны людей никакого затруднения быть не чают. Таким образом, злоречивый язык никаким препонам не уступает, но свободно преходя всю землю, касается небес. А хотя изречение сие, по-видимому, есть иперболическое, однако ежели разсудим, коль необузданно высокомерие нечестивых, то признаемся, что Пророк глаголет правду, на опыте основанную.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Сергий Терновский, прот. (†1868)

положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли

Уста есть внешнее орудие в отношении к языку. Язык скрывается во устах. Так слово имеет в себе и внешнее и внутреннее. Есть люди, которые очень высоко говорят - слово их так блестяще и так необыкновенно, что как будто оно возвещает какие небесные таинства; к ним можно приложить изречение ап. Петра: прегордая суеты вещающе (2Петр. 2:18); к ним же, собственно, принадлежит слово Сираха: есть умудряяйся в словесех. Не дана бо бысть ему от Господа благодать, яко всякия премудрости лишен бысть (Сир. 37:23). Говорят совершенную ложь, но с такою бесстыдною смелостью, что как будто они присланы свыше проповедывать истину; это означает псалмопевец словами: неправду в высоту глаголаша, ст. 8. Сии-то люди положиша уста своя на небеси, а их язык преходит по земли. Когда вникнем во внутреннее значение слов их, будем искать мысли, которая скрывается в их надутых выражениях и великолепных речах; тогда увидим, что в слове их нет ничего высокого и небесного, но что оно также привязано к земле и передает земное; и как небо постоянно, а земля беспрестанно изменяется и природою, и искусством человеческим - небо чисто, а земля осквернена и следами человеческими, и беззакониями - так и они говорят как бы с самоуверенностью, но мысли их беспрестанно изменяются; великолепны и украшены их выражения, но сущность, в них заключающаяся, отзывается нечистотою земною, самолюбием, своекорыстием, плотскими чувствами. Нередко эти люди, каковыми были лжеучители, очень высоко говорят о своих добродетелях, приписывают себе высшее небесное послание, но язык их прейде по земли, в других случаях из их слов открывается явное противоречие, самые низкие свойства души их.

Есть люди, которые осмеливаются восставать против Всемогущего Бога, дерзко говорить о Боге и Его промысле, но Бог смиряет их и приводит в самое уничиженное состояние. Эта мысль ясно оправдалась на царе вавилонском, который, надменный помыслами, хотел взойти на небо, а скоро должен был питаться травою, как бессловесное животное.

Толкование особых изречений в церковной Псалтири, изложенное по руководству святых отцов Церкви

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли. 


С Евр.: «Поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле». «Изрекают хульные слова на Бога, тогда как сами унижены, и язык их на земли» (Свят. Афан.). «Словами, как стрелами, стараются поражать и самое небо. Дает же сим разуметь пророк хулы на Бога, злословие о народе Божием и поругания Бож. храма» (Бл. Феод.).

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли

«Поднимают к небесам уста свои» - высокомерно смотрят на Заповеди Бога, считая себя вправе оценивать и критиковать их, т. е. волю Бога проверяют своим суждением, возводя тем себя на место верховного законодателя.

Ириней (Орда), еп. (†1904)

положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли

Свои правила и требования они поставляют на место правил и требований божественных и своим порочным языком везде устрояют на земле погибель. Положиша на небеси уста своя – положили на небо свои уста на месте божественных уст, говорят как если бы они были Бог.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 8–9 Помыслиша и глаголаша в лукавстве, неправду в высоту глаголаша: положиша на небеси уста своя, и язык их прейде по земли

Продолжая изображение нравственного развращения людей нечестивых псалмопевец говорит, что у них развращено не только сердце, но и все мысли и слова их устремлены на зло и неправду; они не скрывают своих злодейских замыслов, но явно хвалятся грабежами и насилием: помыслиша и глаголаша в лукавстве, т.е. они, пренебрегая законом и как бы не зная различия между добром и злом, действуют по своим ложным и хитрым измышлениям. Проникнутые духом гордости и лукавства, они дерзают со своими высокомерными помыслами и ложными суждениями подниматься на высоту, т.е. лукаво судят о Боге, о предметах высших, Божественных. Неправду в высоту глаголаша – это выражение, по словам св. Афанасия, «означает возрастающую степень лукавства их, так что произносят хулу на Самого Бога» [3, с. 343]. То же выражение можно объяснять и несколько иначе, именно: есть люди, которые имеют обыкновение говорить высокопарно, слово их, по-видимому, так блестяще и необыкновенно, что как будто оно возвещает какие-либо небесные тайны, к ним можно приложить изречение апостола Петра: «Прегордая бо суеты вещающе» (2Пет. 2:18), и к ним же, собственно, относится слово Сираха: «Есть умудряяйся в словесех, не дана бо бысть ему от Господа благодать, яко всякия премудрости лишен бысть» (Сир. 37:23–24). Говорят совершенную ложь, но с такою бесстыдной смелостью, что как будто они присланы свыше проповедовать истину; это означает псалмопевец словами: неправду в высоту глаголаша. Сии-то люди положиша уста своя на небеса, а их язык преходит по земли. Когда вникнем во внутреннее значение слов их, будем искать мысли, которые скрываются в их надутых выражениях и великолепных речах, тогда увидим, что в слове их нет ничего высокого и небесного, и что оно также привязано к земле и передает земное.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible