Скрыть
Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ст. 17-19 дондеже вниду во святило Божие и разумею в последняя их. Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконие свое

Итак слушай, каковы будут последняя забывающих Бога. Ибо говорит Пророк (18,19): за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние возстающаго.

Творения

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 18-20 «Обаче за льщения их положил еси им злая; низложил еси я, внегда разгордешася». «Како быша в запустение? внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое». «Яко соние» востающих. Все сие сбылось с Вавилонянами при Кире; потому что Вавилонян пленив поработил, а Иудеям даровал возвращение. Справедливо же Пророк благоденствие их уподобил сну; потому что явление настоящей жизни ничем не отлично от сновидения. И сие не трудно усмотреть на самих Вавилонянах. Ибо незадолго прежде кичившиеся и тщеславившиеся, как обладатели целой вселенной, внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство.

«Господи во граде Твоем образ их уничижиши». Образ имеет цветность на время. Посему владычество Вавилонян Пророк уподобляет образу, сохраняющемуся малое время. Говорит же: «уничижиши» его, наказав за злочестие во граде Твоем.

Евфимий Зигабен (†1118)

Како быша в запустение; внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое.

Давид, предвидя разорение Вавилонян, удивляется нечаянной перемене с ними; ибо слово: внезапно, означает: нечаянно, а слово: исчезли, есть изъяснение слова: погибли, или и оба сии глаголы означают одно и то же, так что удвоением сим Давид выражает чрезмерную радость, дознанную им по случаю погибели Вавилонян.

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Како Быша в запустение? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконие свое

Сей вопрос, соединенный с удивлением, много способствует к подтверждению предыдущаго изречения. Якоже бо благополучие нечестивых часто приводит людей в недоумение, а иногда и во изумление, тако внезапная погибель их возбуждает нас от усыпления и заставляет удивляться чудным судьбам Божиим. Сего ради Пророк аки о вещи невероятной вопрошает, глаголя: како Быша в запустение? Аки бы сказал: каким образом статься могло, что те, которыя казались горами неприступными, вдруг сделались на подобие града опустошеннаго, где кроме развалин ничего не видно? како внезапу исчезли те, которые казались вечно имеющими жить на земле? Предложив такой вопрос, Пророк припоминает, что Бог ежедневно такия чудеса производит, дабы имели мы справедливую причину удивляться им, ежели очей веры не имеем. Но ежели бы верою издалече провидели судьбы Его, то ничего не было бы для нас новаго, невероятнаго и удивительнаго, ибо удивление от незнания раждается. Следующия слова: погибоша от страха – такой имеют разум, что Бог поражает нечестивых не обыкновенными способами, но такими, которые новостию своею страх наводят: или, ежели рукою не убивает, то единым дуновением врагов своих умерщвляя, в ничто обращает, между тем, как они все опасности надменно презирают, так как бы были изъяты от поражения стрел, и как бы завет утвердили с смертию, как и в псалме 11 видели мы их надменно глаголющих: кто нам Господь есть?

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

Како Быша в запустение? Внезапу исчезоша, погибоша за беззаконие свое, яко соние востающего.

С Евр.: «Как нечаянно пришли они в раззорение, изчезли, погибли от ужасов! Ст. 20: как сновидение по пробуждении». Св. Афанасий разумеет вообще нечестивых, «для которых настоящее богатство их вменится как бы в пустые и всякой тени тончайшие призраки сновидцев»; а бл. Феодорит относит к Вавилонянам, «которые кичились и тщеславились, как обладатели целой вселенной, но внезапно утратили владычество и впали в крайнее рабство».

Толкование на Псалмы

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ст. 18-20 Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како быша в запустение? внезапу изчезоша, погибоша за беззаконие свое. Яко соние востающаго, Господи, во граде твоем образ их уничижиши.

Писатель в своих наблюдениях над действительностью был односторонен; он судил лишь на основании фактов благоденствия нечестивых, а не обращал внимания на то, как быстро и неожиданно они гибнут, как часто обманываются их мечты о счастье.

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 18–19 Обаче за льщения их положил еси им злая, низложил еси я, внегда разгордешася. Како Быша в запустение? Внезапу изчезоша, погибоша за беззаконие свое

Слово обаче значит: «но и все же, все-таки», и употребляется для означения противоположения предыдущей мысли. Льщение значит: «лесть, коварство», а с еврейского переведено: «скользкий путь». В этих стихах псалмопевец выражает ту мысль, что ему отчасти понятны стали тайны судеб Божиих с тех пор, как он приблизился к Богу, как проник во святило Божие и выразумел последиюю судьбу нечестивых и грешных, которым, за их хитрость и коварство, Бог приготовил бедствия (положил им злая). Он как бы так говорит здесь: и все же я теперь вижу, Господи, что творишь Ты; пусть нечестивые превозносятся, но они стоят на скользком пути и скоро упадают. Они, по-видимому, благоденствуют, но это их счастье и благополучие не прочно. Они для того и возвышаются, чтобы потерпеть тягчайшее падение. И как, с одной стороны, кажущееся благоденствие нечестивых приводит нередко многих в недоумение, так, с другой, – и внезапная погибель их заставляет удивляться чудным судьбам Божиим. Вот это-то недоумение и удивление и побудило псалмопевца к восклицанию: Како Быша в запустение? Как внезапно разорились они! Как оскудели и погибли за беззаконие свое.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible