Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Псалтирь 72:11
и говорят: «как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?»
Святые отцы
Прочие
- Евфимий Зигабен (†1118)
- Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
- Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- Ириней (Орда), еп. (†1904)
- Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Афанасий Великий, свт. (†373)
И реша: како уведе Бог? Народ Мой из низложения нечестивых извлечет для себя пользу. Упомянутые же выше злочестивцы и беззаконники до того предавались нечестию, что взирающие на жизнь их соблазняются, недоумевают и говорят: назирает ли Бог дела человеческие? Ибо сказано: како уведе? — вместо того, чтобы сказать: почему говорят, что Бог знает дела наши и управляет всем, и как иметь Ему ведение о делах наших?
Феодорит Кирский, блж. (†457)
«И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем?» Симмах перевел яснее: сказали же: как познал Бог? Есть ли познание у Вышняго? То есть, Бог обетовал это; они же разсуждали сами с собой, что Бог и не смотрит, и не видит того, что происходит. Потом, показав этим нечестие их, объявляет собственные свои помыслы.
Евфимий Зигабен (†1118)
И реша: како уведе Бог?
Более малодушные и менее благоразумные в народе, видя такие действия, говорили: как знает это Бог и терпит? Конечно не знает.
И аще есть разум (знание) в Вышнем?
Подразумевается слово: исследовали. Знание же—совершающихся явлений.
Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)
И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем
Некоторые толковники слова сии относят к нечестивым, и к их хульным глаголам, коими они поощряют себя ко грехам, но сие не основательно. Ибо Давид изъясняет здесь то же, что в предыдущем стихе сказал, то есть, что и самые верные смущаются мыслями, когда тленное людей нечестивых счастие поражает их очи: понеже состязуются, есть ли в Боге разум или сведение? Не потому однакож, аки бы в самом деле питали в себе таковыя хульныя мысли, как сказали мы выше, но что не могут вдруг себя преодолеть, видя Бога как бы небрегущаго о должности Своей. Известна оная жалоба Иеремии глаголющаго: праведен еси Господи! обаче возглаголют Тебе: что яко путь нечестивых спеется? угобзишася вси творящии беззакония (Иер. 12:1). Отсюду явствует, что и самых благочестивых людей умы колеблются недоумением о промысле, однакоже не совсем падают. Ибо Иеремия наперед глаголет: праведен еси Господи! узду сим образом себе налагая. Итак, разум места сего есть тот, что не одни токмо нечестивые люди, видя в мире различные превраты, дают место слепому счастию, но и самые верные так колеблются, что недоумевают о промысле Бога: но сильною десницею Его удерживаются, дабы в бездне сей не совсем погрязли.
Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому
Палладий (Пьянков), еп. (†1882)
И реша: како уведе Бог, и аще есть разум в Вышнем?
С Евр.: «И говорят: как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего»? Св. Афанасий относит к соблазняющимся благополучием нечестивых. «Упомянутые выше злочестивцы и беззаконники до того предались нечестию, что взирающие на жизнь их соблазняются, недоумевают и говорят: назирает ли Бог дела человеческие? Ибо сказано: како уведе – вместо того, чтобы сказать: почему говорят, что Бог знает дела наши и управляет всем, и как иметь Ему ведение о делах наших»? Бл. Феодорит относит к Вавилонянам, которые знали Божие обетование о возвращении Евреев из Вавилона в Иудею, «однако же рассуждали между собою, что Бог и не смотрит, и не видит того, что происходит».Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем?
Вслед за ними идет и народ, который доходит до отрицания Промысла Бога на земле
Безнаказанность нечестивых и их внешнее преобладание вызывает подражания среди народа. Последний тоже начинает «пить полной чашей», отдаваться неудержимо своим дурным влечениям, причем доходить до сомнения: «как узнает Бог?» и «есть ли ведение у Вышнего?» т. е., находится ли человек под Божественным воздействием и есть ли справедливость на земле?
Ириней (Орда), еп. (†1904)
И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в вышнем
И эти лучшие израильтяне приходят к убеждению, что Бог не заботится о людях, о правде и неправде и в доказательство этого указывают на нечестивцев, наслаждающихся счастием.
Григорий Разумовский, прот. (†1967)
Ст. 10–11 Сего ради обратятся людие Мои семо, и дние исполнени обрящутся в них. И реша: како уведе Бог? и аще есть разум в Вышнем
Причисляя себя самого к избранному народу Божию, псалмопевец обращает в этих стихах речь свою к этому народу, и от имени Божия говорит о нем: вот и народ Мой последует примеру нечестивых и вступит на их же путь и может случиться, что и у него настанут дни, полные благополучия и всякого довольствия (дние исполнени обрящутся). Далее, слово и реша (поставленное в форме прошедшего времени), по соответствию с предыдущими глаголами: обратятся, обрящутся, – нужно читать так же, в будущем: «и рекут – и скажут» (как и переведено оно с греч. у преосвящ. Порфирия). И последующие за тем слова относит к тому же народу Божию, который, не устояв против искушения со стороны нечестивых и соблазнившись их примером, будет говорить: как знать Богу? и разве есть ведение у Всевышнего? Так могли говорить и, без сомнения, говорили не только те лицемерные израильтяне, которые только по имени принадлежали к народу Божию и которых обличал потом Господь Иисус Христос (Мф. 15:8–9; Ис. 29:13), но и самые благочестивые из евреев, которые колебались сомнениями относительно Промысла Божия, хотя и не отпадали от веры, но, подобно Иеремии пророку, выражали такие жалобы: «Праведен еси, Господи, обаче судьбы возглаголю к Тебе: что, яко путь нечестивых спеется; угобзишася вси творящии беззакония?» (Иер. 12:1).