Скрыть
тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.

Святые отцы

Прочие

Антоний Великий, прп. (†356)

и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе

Один брат спросил св. Антония: отчего, когда Бог, по всему Писанию, обещает душе блага высшие, душа не бывает постоянно тверда в искании их, а уклоняется к переходящему, тленному и нечистому? – он отвечал: кто не вкусил еще сладости небесных благ, тот не прилепился еще к Богу от всего сердца своего, потому и возвращается на тленное. Но пока не достигнет кто такого совершенства, должно работать Богу из покорности святой воле Его, так чтобы таковой с Пророком говорил: скотен бых у Тебе, т.е. я работал Тебе, как подъяремное животное.

Поучения

Афанасий Великий, свт. (†373)

Ст. 21-23 Яко разжеся сердце мое, и утробы моя изменишася, и аз уничижен, и не разумех. Поелику ревнуя поревновах о Господе (3Цар. 19,10), так что и сердце мое и внутренности мои исполнились пламенной ревности, то за это самое сподобился я того, что стал просвещен, и познал творимое с градом Твоим и с образом нечестивых. Но прежде был я, как скот бессловесный, будучи не в состоянии проникнуть в распоряжения Промысла. Однако же, не оставлен я Тобою, Боже, и не лишился упования на Тебя, пребывал же выну с Тобою, и делал это не своею силою, но по Твоей благодати. Ибо Ты сам, по человеколюбию Твоему, взяв руку десную мою, поддерживал и сохранял меня, чтобы не подвиглись стопы мои и не поколебались ноги мои в предстоянии Тебе.

Толкование на псалмы

Григорий Нисский, свт. (†394)

и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе

Говоря о себе, что он был «скотен», пока видел благо только в земном. Псалмопевец говорит: «скотен бых у Тебе», означая таковыми словами неразумное пристрастие.

О надписании псалмов

Феодорит Кирский, блж. (†457)

Ст. 22-24 «И аз уничижен, и не разумех». Симмах выразил сие яснее: был я неискусен и не сведущ. Недостатку же сему подвергся по неведению, не зная судов Твоих.

«Скотен бых у Тебе». «И аз выну с Тобою». Но не подвергнусь более сему, и не соглашусь входить в какия-либо разыскания и любопытствовать о том, чтó домостроительствуется Твоею премудростию; напротив того, подобно вьючному животному, буду следовать за Твоими мановениями. Ибо в таком случае не лишусь Твоего о мне промышления. Как вьючное животное следует за ведущим, не любопытствуя, куда его ведут: так и я буду следовать, направляемый Твоею благодатию, не входя в изследования о Твоем промысле.

«Удержал еси руку десную мою»: «И советом Твоим наставил мя еси, и со славою приял мя еси». Отсюда начинается речь о возвращении из плена, а именно: как снисходительный отец, нашедши заблудшаго сына, и взяв его за правую руку, вводит в дом, так и Ты возвратил меня в отечественную землю, освободив от рабства, дав удобство – пройдти странами многих народов, соделав меня знаменитым и славным.

Петр Дамаскин, прп. (†XIIв.)

и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе

Как говорит святой Исаак: приобрети веру в себе, чтобы попрать тебе врагов своих. Ибо таковой живет не как самовластный, но как скот, водимый волею Божиею, по слову пророка: скотен бых у Тебе, и аз выну с Тобою.

Творения. Книга первая

Евфимий Зигабен (†1118)

и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе

И аз (был) уничижен и не разумех

Сии и следующие слова относятся к иудеям, когда они возвращались из Вавилона в Иерусалим: я, говорит Израильский народ, был в уничижении, то есть, отвержен от Тебя, Господи, за грехи мои, когда находился в Вавилоне, а посему, не имея Твоего просвещения, я не мог разрешить себе вышесказанных недоумений. Симмах вместо: уничижен, перевел: был не сведущ.

Слова Исихия: Когда кто, быв обольщен благоденствием грешников, возимет желание к подражанию им; то тотчас уничижается и охуждается, теряя свое достоинство. Весьма прилично прибавил: не разумел; потому что многие не знают, что уничижение их приключается от грехов, как священники, так и начальники, обманываясь наружностью окружающих их предметов (в изд. Своде).

Скотен (как скот) бых у Тебе

И так я, говорит, сделался у Тебя, Господи, бессмысленным, то есть, не стану более испытывать судов и домостроительства Твоего, но, по словам Феодорита, буду последовать хотениям Твоим без всякого исследования; потому что я хорошо узнал, что Ты промыслительно производишь все дела Твои с судом и мудростью. И таковое скотоподобие пред Богом похвально; напротив достойно осуждения то, которое бывает пред демоном и производит страсти, о каковом и Давид говорил: (человек) присоединился к скотам несмысленным и уподобился им (Пс.48,13).

Ириней (Клементьевский), архиеп. (†1818)

Ст. 21-22 Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася: и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе

Пророк паки повторяет здесь признание свое, которое видели мы выше, показывая, что он, чувствуя в сердце своем подстрекание ревности, безразсудно состязался с Богом. Рвение ревности своея сравнивает с огнем, который разжигал его сердце, и аки острым жалом уязвлял утробу. Откуду в Давиде возродилось сие толь острое рвение против нечестивых, о том сказали мы выше. Люди нечестивые, отвергающие Божий промысл, не много заботятся о том, Богом ли управляется мир, или слепым случаем; они только смеются игре фортуны: но верные, чем больше удостоверены в том, что Бог есть Правитель и Судия мира, тем сильнее воспламеняются, когда Он не соответствует желаниям их. Давид, строго за сие наказывая себя, как и надлежало, во-первых, нарицает себя безумным; потом обвиняет свое невежество; наконец, говорит, что он скоту подобен. Таким образом вкратце показывает, что ревность оная, о которой здесь упоминает, произошла от заблуждения; а причина заблуждения в нем самом находится, понеже, не внимая гласу разума, сделался несмыслен даже до скотскаго неразумия. Ибо как люди никогда не могут совершенно проникнуть в Божии дела, поелику в разсматривании их изнемогает всякое понятие, то Давид не стыдится признавать немощи своея, исповедуя, что он, в сравнении с Богом, не что иное есть, как скот. Итак слово: у Тебе – берется здесь в сравнительном смысле, аки бы сказал: Господи, хотя и мнился я иметь некоторое преимущество пред безсловесными животными по разуму, но в разсуждении Тебя и премудрости Твоея я не что иное есмь, как скот.

Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому

Палладий (Пьянков), еп. (†1882)

И аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе.

С Евр.: «Тогда я был невежда, и не разумел; как скот был я пред Тобою». Т.е. потому так сильно негодовал тогда, что стоял на низшей ступени познания судеб Твоих, не понимал их, и пред Тобою, Господи, был подобен бессмысленному животному. «Прежде был я, как скот бессмысленный, бессловесный, будучи не в состоянии проникнуть в распоряжения Промысла» (Св. Афан.). Бл. Феодорит словам: скотен бых у тебе и аз выну с Тобою – дает такой смысл: «не буду более любопытствовать о непостижимом, но подобно вьючному животному буду следовать за Твоими мановениями. Как вьючное животное следует за ведущим, не любопытствуя, куда его ведут, так и я буду следовать, направляемый Твоею благодатию, не входя в исследования о Твоем Промысле».

Толкование на Псалмы

Ириней (Орда), еп. (†1904)

и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у Тебе

Вслед за тем псалмопевец указывает, почему не всегда он держался этого понятия, отчего он заблуждался: он позволил себе завидовать в сердце своем счастию нечестивых, чрез это он сделался духовно слепым и подобным животному.

Руководственное пособие к пониманию Псалтири

Григорий Разумовский, прот. (†1967)

Ст. 21–22 Яко разжжеся сердце мое, и утробы моя изменишася: и аз уничижен, и не разумех, скотен бых у тебе

Для связи речи сих стихов с предыдущими (18–20), можно допустить здесь допущенную псалмопевцем посредствующую мысль, или вопрос: почему я раньше не уразумевал сего? – и вот ответ: Яко разжжеся сердце мое, т.е. при размышлении о благополучии нечестивых и страданиях благочестивых сердце мое горело негодованием (ст. 3) и ревностью по Боге, самые внутренности мои (т.е. мысли и чувства) изменились, терзались от скорби, от негодования. Далее псалмопевец обвиняет себя самого, говоря, что причиною такого душевного состояния был сам он: и аз уничижен, т.е. «я был тогда невежда» (как переведено с евр.) и потому не понимал ничего в действиях Божественного Промысла о людях, я был как неразумное животное, хотя и видел я в себе некоторое преимущество пред бессловесными животными, но в отношении к Тебе и Твоей премудрости я был и есмь не более, как скот, скотен бых у тебе.

Объяснение священной книги псалмов

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible