Скрыть
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Непрестанно проповедуй слово и содержи в уме то свидетельство, которое я свидетельствовал тебе тайно, то есть внутри, в душе твоей, всегда. Говорю тебе, не где удобно и где неудобно, но везде, где найдешь себе место, там и обличай, порицай бесстрашно, и назидай, и учи со всяким долготерпением.

Второе послание к Тимофею

Афанасий Великий, свт. (†373)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Знать благопотребное время прежде всего необходимо для упражнений в добродетели. Как и блаженный Павел, наставляя ученика своего знать надлежащее время, поучает его в таких словах: стой на страже во время и не во время, чтобы он, зная то и другое, выполнял то, что приличествует своему времени, от неблаговременного же порицания удерживался.

Праздничные послания

Василий Великий, свт. (†379)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Апостол советует Тимофею пользоваться обличением. Всякое обличение ощутительно уязвляет обличаемого, сильно мучит его, представляя позор греха, а через это весьма благотворно для не чувствующего собственных своих падений, потому что приводит его в сознание и истинное раскаяние. Какая телесная рана производит такую же боль, каково мучение, производимое в душе разящим словом, которое чувствительно для совести подвергшихся стыду худых дел?

Толкование на книгу пророка Исаии

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Апостол говорит: Чего вы хотите? с прутом придти к вам или с любовью и духом кротости? (1Кор 4:21). Вначале он говорил о пруте и как бы бил их ореховым прутом, чтобы позднее утешить их духом кротости. Таким образом, кого прут отогнал от небесных таинств, того же утешила кротость. Итак, он дает ученику таковые заповеди, говоря: обличай, запрещай, увещевай. Две суровы, одна кротка - но так суровы, чтобы затем таким же образом утешить. Ибо подобно тому, как телам, больным разливом желчи, горькие пища или питье подобны сладости и, напротив, сладость яств подобна горечи, - так и там, где дух поражен, он заболевает от чувственного жара лести и опять-таки умеряется горечью исправления.

Послания

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть - и в это время обличай и не переставай вразумлять. Тогда и благовременно делать обличение, когда оно может иметь успех, когда представится дело, достойное обличения. Увещевай, говорит апостол; подобно врачам, указав на рану, сделав разрез, он прилагает потом и лекарство. Если что-нибудь из всего этого опущено, то прочее бывает бесполезно. Если ты будешь угрожать без обличения, то покажешься дерзким и никто не станет слушать; если же наперед обличишь, тогда слушатель примет угрозу, а без того он останется бесстыдным. С другой стороны, если ты станешь обличать и угрожать, хотя и с силою, но не предложишь утешения, то опять испортишь все дело. Действительно, обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением.

…Что значит: во время и не во время? То есть не назначай определенного времени - пусть будет у тебя для этого время всегда, а не только во время мира, спокойствия или сидения в церкви.

Толкование на 2-е послание к Тимофею


Пища, вечери, бани и прочие житейские дела пусть имеют определенное для себя время, изучение же высшей философии не должно иметь никаких определенных часов: ему должно принадлежать всякое время. Во время, сказано, и не во время обличай, запрещай, увещевай. И пророк говорит: о законе Его размышляет он день и ночь (Пс 1:2). И Моисей повелевал иудеям делать то во всякое время.

Беседы на Евангелие от Иоанна

Августин Аврелий, блж. (†430)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Я знаю, что написано: При многословии не миновать греха (Прит 10:19). Так буду же я только проповедовать Тебя и прославлять Тебя! И не только я избегу греха, но и обрету благую награду, независимо от того, сколь много я так буду говорить. Ибо человек, благословленный Тобою, не стал бы предписывать греха своему истинному сыну в вере: Проповедуй слово, настой вовремя и не вовремя. Неужели же мы, Господи, должны утверждать, что не говорил многого тот, кто не только во время, но и не во время возвещал слово Твое? Но при этом не было слишком много слов, потому что говорилось только необходимое.

О Троице

Феодорит Кирский, блж. (†457)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Ничто, не вовремя делаемое, не похвально. Поэтому апостол повелевает Тимофею не просто и как ни есть проповедовать, но всякое время считать к этому пригодным.

Толкования на 2-е послание к Тимофею

Венедикт Нурсийский, прп. (†547)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Наставляя братьев, игумен должен всегда придерживаться заповеди святого Павла: обличай, увещевай, запрещай, - то есть, судя по времени, действовать и страхом, и лаской, выступая то в роли грозного учителя, то нежного отца. Как сказал апостол, ему [Тимофею] следует обличать распущенных и возмущенных духом; послушных же, терпеливых и кротких - побуждать к дальнейшему преуспеянию. А нерадивых и беспечных пусть он не забывает упрекать и понуждать к исправлению.

Правила

Иоанн Пророк, прп. (†VIв.)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Мера любви духовных отцов к детям своим не имеет в себе ничего вредного или плотского; ибо они утверждены духовным мудрованием, и как в словах, так и в делах стараются всегда и во всем доставлять пользу юным. Любя их таким образом, не умалчивают пред ними о недостатках их, но часто обличают, вразумляют и утешают, как добрый отец вразумляет детей своих. Ибо им сказано: обличи, запрети, умоли, как часто поступает и с тобою авва твой, хотя ты и не разумеешь, когда обличает, запрещает и утешает тебя, и, ради любви, он не умалчивает о согрешениях твоих. Сим обнаруживается, что любовь его к тебе есть духовная. Каждый по своей мере любит ближнего своего; мера же совершенной любви состоит в том, чтобы ради той любви, какую человек имеет к Богу, любить и ближнего своего, как самого себя.

Руководство к духовной жизни. Вопрос 339

Григорий Великий, Двоеслов, свт. (†604)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Итак, наставникам надлежит со всем вниманием заботиться о том, чтобы ими не только никоим образом не совершалось дурное, но также и правое не совершалось бы чрезмерным и беспорядочным образом. Ибо часто сила слов теряется, когда в сердцах слушателей она ослабевает из-за неосторожной и болтливой нескромности, и эта самая болтливость пятнает своего творца, так как не желает служить слушателям для пользы их преуспеяния. Посему Павел, когда увещевал ученика относительно настойчивости проповеди, сказал: Свидетельствую пред Богом и Христом Иисусом, Который будет судить живых и мертвых и о пришествии его, и о царствии его, проповедуй слово, настой во время и не во время (2Тим 4:1-2). Говоря не во время, он поставил в начале во время, вероятно, потому, что он компрометировал бы себя в сознании слушателя самой небрежностью, если бы несвоевременность не умела бы пользоваться своевременностью.

Правило пастырское или о пастырском служении

Максим Исповедник, прп. (†662)

Что значит то, что Апостол написал в послании к Тимофею: Настой своевременно и несвоевременно?

Он имеет в виду вот что: если кто-то одержим злом, так что учить его своевременно, внушай ему через учение, чтобы он бежал от зла и избрал благо. Если же кто-то не одержим злом, так что учить его, кажется несвоевременно, то внушай ему знание, укрепляя его для грядущей борьбы с искушениями.

Вопросы и затруднения

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 1-2 Засвидетельствую убо аз пред Богом и Господом нашим Иисус Христом, хотящим судити живым и мертвым в явлении Его и царствии Его: проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением

Постоянное свидетельствование, или заклинание Богом, прежде всего, делает самое заклинание более страшным и неизбежным, а затем указывает на спасительность слова, которое заповедуется проповедывать. Если бы оно не было таковым, то не нужно было бы проповедывать его с такою неотступностью. Отсюда же видно, что тот, кто, не подчиняясь обычной относительно проповеди лености, проповедует слово Божие, тот исполняет только свой долг. – Хотящим судити живым и мертвым. Апостол разумеет здесь или праведных и грешных, – или тех, которые до него уже умерли и которые в его время еще жили, – или, наконец, он имеет в виду тех, которые будут жить во время самого пришествия Иисуса Христа, так как и в другом месте он говорит: вси бо не успнем (1Кор.15:51). - В явлении его. Когда хотящим судити? В явление Свое, которое будет с царским величием и славою. Он придет не так, как приходил прежде. - Проповедуй слово. К чему же я тебя заклинаю? Чтобы ты не скрывал слово, а проповедывал его. - Настой, т.е. так и наблюдай, и смотри, чтобы кто-нибудь не согрешил, – и делай это благовременне и безвременне, т.е. не назначай себе для этого определенного времени, но во всякое время, хотя бы это было неблаговременно, смотри внимательно. И если заметишь согрешающего – обличи. Прежде обличения ничего не нужно делать; а когда докажешь, что кто-либо согрешил, то запрети, т.е. порицай, упрекай. Затем, сделавши рану, приложи и лекарство: умоли, чтобы он не предался чрезмерной скорби. - Со всяким долготерпением. Долготерпение необходимо в этом деле для того, чтобы не просто верить на слово каждому, но доходить до истины путем испытания и исследования. – И учением. Порицай, но вместе с теми наставляй как дитя, а не карай, как врага своего. Апостол знал, что увещание иногда сильнее действует, чем порицание.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

проповедуй слово

К чему же именно апостол заклинает? Что это означает? Проповедуй слово, не скрывай, или не зарывай в землю, сущего в тебе дара. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедовать.

настой во время и не во время

Проповедуй непрестанно, говори неутомимо, не однажды, а всегда. Пусть не будет для тебя определенного времени, но — во время, то есть во время мира, спокойствия и пребывания в церкви, и — не во время, то есть в опасностях и вне церкви, говори и проповедуй. Во время и не во время сказал апостол в том же смысле, в каком говорится это в обычной речи. Благовремением для проповеди почитают время мирное и спокойное, а безвремением для нее - время бедствий. Иные опять благовременной проповедью почитают проповедь в церкви, а безвременной — вне церкви. Или и еще иначе: не жди времени падения, но учи прежде, чем падет кто.

обличай

Когда видишь, что это должно сделать, то есть когда найдешь кого согрешающим или намеревающимся согрешить, то не пропускай даром.

запрещай

После того, как обличишь и докажешь погрешающему его погрешность, запрети ему, то есть наложи епитимию и наказание.

увещевай

Запрещение с наказанием подобно резанию, а утешение - приятному пластырю. Итак, приложи пластырь утешения, чтобы одно резание, производя крайнюю боль, не ввергло в отчаяние.

со всяким долготерпением и назиданием

Соединяй это со всеми предупредительными мерами. Ибо и обличать должно со всяким долготерпением, дабы обличаемый верил всему не без основания; и назиданием, объясняя, как он согрешил и в чем грех. Таким образом, должно и запрещать с долготерпением, налагая наказания не как врагу, но как сыну — вразумление. И в учении, то есть научая самого пользе наказания. Утешение больше всего нуждается в долготерпении и учении. С долготерпением не случайным, но «со всяким», то есть обнаруживающимся при всяком случае — и в делах, и словах и во внешнем виде.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Проповедуй слово, настой благовременне и безвременне, обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением

Вот в чем главное дело пастыря, которое, быв исполнено, оправдает его, а быв не исполнено, осудит его на страшном суде. И никакие другие добродетели уже не спасут его, — если он окажется неисправным в сем отношении. Затем так понудительно и предлагает сие святой Апостол. Содержание предлагаемого здесь идет применительно к тому, что сказано о Писании. Писание полезно ко учению, — а здесь: проповедуй, настой; Писание полезно ко обличению, — и здесь: обличи; Писание полезно ко исправлению, — и здесь: запрети; Писание полезно к наказанию еже в правде, — и здесь: умоли со всяким долготерпением и учением. Как бы так внушает: все, что соберешь в Писании, как мудрая пчела, неси то в души пасомых.

«К чему же именно Апостол заклинает? Что такое есть? Проповедуй слово — не скрывай, или не зарывай в землю сущего в тебе дара. О, да устрашимся сего мы, ленящиеся проповедывать!» (блаженный Феофилакт).

Настой благовременне и безвременне. Настой — стой всегда на том, чтоб проповедывать, — «проповедуй непрестанно, говори неутомимо. Не так, чтоб поговорить однажды и довольно, но всегда говори и учи» (блаженный Феофилакт). «Что значит: благовременне и безвременне? Не назначай определенного времени, пусть будет тебе всегда время для этого, а не только — во время мира, спокойствия или пребывания в церкви; хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы в узах, хотя бы готовился идти на смерть, и в это время обличай и не переставай вразумлять. Тогда и благовременно делать обличение, когда оно может иметь успех или когда представляется удобный случай» (святой Златоуст). «Святой Апостол повелевает Тимофею не просто и как ни есть проповедывать, но всякое время почитать к сему пригодным. Это и сам он делал, уча в темнице, на корабле, за предложенною трапезой; о сем свидетельствует бывшее в Филиппах, в Троаде и на море» (блаженный Феодорит). «Благовремение и безвременне — сказал Апостол в том же смысле, в каком говорится это в обычной речи. Так думают некоторые и благовремением для проповеди почитают время мирное и покойное, а безвремением для нее — время бедственное (когда не до проповеди). Иные опять благовременною проповедию почитают проповедь в церкви, а безвременною — вне церкви. Или и еще иначе: не жди времени падения, но учи прежде, чем падет кто» (блаженный Феофилакт). Не жди времени, но, коль скоро видишь, что проповедь нужна и может принесть пользу, проповедуй, в каких бы обстоятельствах ты ни находился.

Обличи «Когда видишь, что это должно делать, то есть когда найдешь кого грешащим или намеревающимся согрешить, то не пропускай даром». Обличение идет и к тому, кто уклоняется в инакомыслие, и к тому, кто заповеди нарушает. Обличение имеет целию раскрыть одному неправомыслие, а другому неправость поведения, — того и другого довесть до сознания вины и возбудить в них желание исправления. Оно требует крепкого сердца, чтоб не стыдиться лица.

Запрети «После того как обличишь и докажешь погрешающему его погрешность, запрети ему» (блаженный Феофилакт). Επι­τίμησον — означает: и строгостию пастырской власти понудь его исправиться, — и наложи на него епитимию, употреби исправительные наказания церковные, наложив их как пластыри на раны. Требуется сим довесть до решимости исправиться и поставить на путь исправления.

Умоли, παρα­κάλεσον, — что значит: и упроси-уговори, и утешь. То и другое нужно исправляемому, чтоб охотно и с удовольствием вел дело самоисправления. Тут уместно и обнадежение успехом и нетрудностию достигнуть его, паче же светлостию состояния исправно живущего. «Запрещение и наказание подобно резанию, а утешение — приятному пластырю. Итак, приложи пластырь утешения, чтобы одно резание, производя крайнюю боль, не ввергло в отчаяние» (блаженный Феофилакт). «Подобно врачам, указав нарыв и сделав разрез, прилагает он теперь и пластырь» (святой Златоуст). «Когда болезнь скрыта, врачи сперва делают нарез и употребляют суровые врачевства, а потом делают мягчительные присыпки» (блаженный Феодорит).

К сказанному: обличи, запрети, умоли — святой Златоуст прилагает такое наведение: «если что-нибудь из всего этого опущено, то прочее бывает бесполезно. Если ты будешь запрещать без обличения, то покажешься дерзким и никто не станет слушать; если же наперед обличишь, тогда слушатель примет запрещение, а без того он останется бесстыдным. С другой стороны, если станешь обличать и запрещать, хотя и с силою, но не предложишь утешения, то опять испортишь все дело. Ибо обличение само по себе невыносимо, если оно не растворено утешением. Как при разрезе раны, хотя и спасительном, страждущий не выносит болей сечения и разреза, если не будет употреблено многих средств, смягчающих боль; так и здесь».

Со всяким долготерпением и учением. Поелику дело идет об исправлении немощей, а они не вдруг поддаются врачеваниям; то врачующему пастырю паче всего потребно терпение, и не малое, а долгое. Так как врачевание все совершается свободным изменением мыслей, чувств и расположений, а это преимущественно может быть достигаемо лишь изменением убеждений; то пастырю преимущественно и должно на это направлять свою заботу и усилие, а для того пусть с долготерпением соединяет учение или пусть учит долготерпеливо, не досадуя на неуспех, а с кротостию и любовию. Святой Златоуст говорит: «вразумляющий должен иметь долготерпение (при учении), дабы слушающий верил не без основания. А что значит прибавленное к долготерпению слово: и учением? Обличай не с гневом, не с ненавистию, не с злобою, не с враждою, как бы против врага, — все это должно быть оставлено, — а как? С любовию, с состраданием, скорбя больше самого обличаемого, душевно сожалея об его положении».

Толкование на второе послание к Тимофею

Севериан Габальский, еп. (†431)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Повелевая это, Павел желает, чтобы во всякое время учитель был при учениках, вовремя подавая им напоминание о грехе. Тогда ставится вопрос, как благовременно обличить согрешившего. Апостол, правильно изъясняя смысл, говорит о том, что когда человек оказывается без заблаговременной помощи, то [приходится] ждать, чтобы он вначале согрешил, а затем уже обличать его и направлять к покаянию - не только во время, но и не во время, чтобы не во время было моментом, когда грех еще не дошел до дела.

Фрагменты

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.


Апостол повелевает Тимофею не только проповедывать, но и быть настойчивым и неотступным в проповеди. Кроме проповеди Слова Божия он возлагает на Тимофея обличение, входящее в права судии, запрещение, относящееся к правам начальника, и умаление, свойственное любящему отцу, который употребляет все меры для отвлечения сына от зла. Итак, означенные слова апостола изображают нам всю полноту прав и обязанностей церковных пастырей, как учителей, судей и начальников.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием

Настой — точнее: выступай (έπίστηθι ср. Иер. XLVI:14 по 70 и 2Цар. I:20).

Во время и не во время — т. е. не обращая внимания на то, кажется ли это выступление благовременным для тех, пред кем Тимофею придется выступать.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

 

Ст.1-2   Итак заклинаю тебя пред Богом и Господом нашим Иисусом Христом, Который будет судить живых и мертвых в явление Его и царствие Его:
проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием.

Возбуждение Тимофея к ревностному и неотложному проповеданию сопровождается заклятием пред Богом, очевидно, по великой нужде в настойчивом воздействии архипастырском, когда опасно терять время и потому должно проповедовать и увещевать не только тогда, когда есть к тому досуг, но и когда бывает очень трудно и даже, по-видимому, непосильно. Когда же совершится опасный переворот в душах пасомых тогда всякая проповедь может быть тщетною, ибо может случиться, что пасомые не будут уже слушать, оставя прежнего своего пастыря.

«Боясь за будущую расправу, святый Апостол часто теснит своего ученика таким засвидетельствованием (1Тим. 6:13), или заклинанием. Но поступает так и из любви, желая сделать его славным и осмотрительным и расположить к ревностной и дерзновенной проповеди. Он повелевает Тимофею не просто и как ни есть проповедовать, но всякое время почитать к сему пригодным. Это и сам он делал, уча в темнице, на корабле, за предложенною трапезою» (блаж. Феодорит). «Не жди времени падения, но учи прежде, чем падет кто. Когда найдешь кого грешащим, или намеревающимся согрешить, то не пропускай даром. После того, как обличишь и докажешь погрешающему его погрешность, запрети ему. Запрещение и наказание подобно резанию, а утешение – приятному пластырю. Итак приложи пластырь утешения, чтобы одно резание, производя крайнюю боль, не ввергло в отчаяние» (блаж. Феофилакт). «Вразумляющий должен иметь долготерпение, дабы слушающий верил не без основания. Обличай не с гневом, не с ненавистию, не с злобою, не с враждою, как-бы врага, а с любовию, состраданием, скорбя больше самого обличаемого, душевно сожалея об его положении». (Златоуст).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О церковном учительстве.

Мк.4:11,25. Этими изречениями Господа опровергается то ложное представление, по которому думают, будто Христос преподал Свое учение так, что оно для всех одинаково ясно. Апостолам «дано знать тайны Царствия Божия»: Мк.3:14;4:10,34; они и их преемники поставлены пасти Церковь Господа: Деян.20:28; 1Кор.12:28, и к ним сказано: проповедуй... настой... обличай... увещевай: 2Тим.4:2.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О власти духовной.


Мк.9:35. Апостолы и их преемники пастыри Церкви равны между собою в сознании собственного недостоинства, но власть пастырская – духовная над пасомыми, должна быть: 1Пет.6:5; Тит.2:15; Евр.13:172Тим.4:2; также и уважение к ним должно быть: 1Фес.5:12; потому что к ним сказано: Мк.16:15-16.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О приходящих ко Христу.

Ин.6:44. Но привлечение это бывает чрез благодатное coдействие: Ин.15:5, чрез поставленных людей – пастырей: Мф.4:19; Рим.10:14; 2Тим.4:2. Тот, кто не слушает посланных Господом, не слушает и Самого Господа: Лк.10:16; а стало быть, не может быть привлечен и Отцом небесным: Мф.10:40.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О пастырстве.

Мф.11:25. Евангельское учение открывается младенцам не по уму, а младенцам на злое: 1Кор.14:20; о непокорных заповедям говорится: 1Кор.14:21-22. Чтобы проповедовать, недостаточно одной способности, нужно – посольство: Рим.10:15; Тит.1:5; 2Тим.1:6.

Мф.23:15. В православной Церкви в каждом районе, есть свои пастыри право поставленные: Тит.1:5, которым сказано: 2Тим.4:2. Очевидно, здесь разумеются не поставленные Господом на дело проповеди, а путешествующие по собственной воле: Рим.10:15; Евр.5:4;6:4-6.

Ин.1:41-42. Здесь убедительное доказательство избрания и посланничества на дело пастырского служения. Вот ап. Петр – камень, основание Церкви: Мф.16:18, вот избрание других апостолов: Мф.10:1-5; Лк.10:1-2, но нигде не сказано, чтобы это великое служение могли предвосхищать люди сами собою: Евр.5:4; о преемственной же передаче апостольско-пастырского служения говорится: Тит.1:5.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

проповедуй слово, настой во время и не во время, обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием
 

Вот в чем главное дело пастыря, которое, если исполнено будет, оправдает его, а если не будет исполнено, осудит его на Страшном суде. И никакие другие добродетели уже не спасут его, если он окажется неисправным в этом отношении. «Проповедуй, говорит, слово, не скрывай сущего в тебе дара, но учи ревностно других слову Божию. Настой всегда на том, чтобы проповедовать не в определенное только время, но – благовременне и безвременне. Не назначай определенного времени, пусть будет тебе всегда время для этого, а не только во время мира, спокойствия, или пребывания в церкви, хотя бы ты был в опасности, хотя бы в темнице, хотя бы готовился идти на смерть, и в это время обличай и не переставай вразумлять. Тогда и благовременно делать обличение, когда оно может иметь успех, или когда представляется удобный случай» (Златоуст). Святой Павел указывает пастырю, как бы, три формы проповеди – обличи, запрети, умоли. Когда, говорит, найдешь кого грешащим, или намеревающимся согрешить, то не пропускай случая–– обличи его. Обличение имеет целью раскрыть неправомыслие, или неправость в поведении, и довести до сознания вины, и возбудить раскаяние и желание исправления. Оно требует крепкого сердца, много мужества, чтобы не стыдиться лица обличаемого. После обличения, и доведения согрешающего до сознания, своею пастырскою властью запрети – понудь его исправиться, употреби понудительные наказания церковные. Но одними суровыми мерами не всегда можно достигнуть успеха. Нередко они еще более ожесточают обличаемого и запрещаемого. Поэтому святой Павел предлагает третью форму проповеди – умоли, упроси, уговори, утешь. Это для того, чтобы согрешивший охотно, и с удовольствием, вел дело самоисправления. Все эти формы так необходимы, что если что-нибудь из этого будет опущено, то прочее бывает бесполезно. «Если ты, говорит святой Златоуст, будешь запрещать без обличения, то покажешься дерзким, и никто не станет слушать, если же наперед обличишь, тогда слушатель примет запрещение, а без того он останется бесстыдным. С другой стороны, если станешь обличать и запрещать, хотя и с силою, но не предложишь утешения, то опять испортишь все дело. Ибо обличение, само по себе, невыносимо, если оно не растворено утешением». Так как здесь дело идет об исправлении немощей, а они не вдруг поддаются истреблению, то пастырю больше всего нужно терпение или долготерпение. Так как исправление душевных немощей состоит в свободном изменении мыслей, чувств и расположений, и изменении убеждений согрешающего, то на это, преимущественно, пастырь и должен направить свое учение, и с долготерпением соединить назидание – с любовью преподавать здравое учение, не досадуя на неуспех, но долготерпеливо ожидая успеха. Только тогда он и будет.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible