Скрыть
Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Ибо я уже приношусь в жертву, умираю не обычною смертью, но как жертвоприношение, - и время разрешения (от жизни) моего настало, - говорит так потому, что чрез свое приношение он успокаивался от гонений, коим подвергался в течении многих лет.

Второе послание к Тимофею

Григорий Богослов, свт. (†389)

ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Апостол иногда желает отшествия [к Богу] и становится жертвою, иногда же признает более нужным для верующих - пребывать ему во плоти. Ибо ищет не собственной пользы, но пользы чад, которых родил во Христе благовествованием. Такова цель всякого духовного начальства - во всем презирать свое для пользы других.

Слово в оправдание (Слово 3)

Августин Аврелий, блж. (†430)

ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Павел говорит, что отдается на заклание, а не что умирает; не то чтобы тот, кого отдают на заклание, не умирал, но не всякий, кто умирает, отдается на заклание. Следовательно, быть отданным на заклание значит умереть ради Бога. Ведь глагол этот взят из сферы жертвоприношения. Все, что приносится в жертву, погибает ради Бога.

Проповеди

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Умерщвление же свое назвал апостол закланием в жертву, потому что за благочестие проливаема была кровь.

Толкования на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 6-8 Аз бо уже жрен бываю (σπένδομαι), и время моего отшествия наста. Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его

Я уже приношу себя в жертву Христу. При этом Апостол не назвал готовящейся ему смерти жертвою (θυσία), но возлиянием (σπονδἠ) выражаясь сильнее и, так сказать, священнее. В жертве обыкновенно только некоторая часть приносилась во всесожжение Богу, а возлияние все было Ему посвящаемо. Это же делать заповедует Апостол и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12:1). А закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит Ему в жертву. Слово σπένδομαι жрен бываю (дальнейшее значение этого слова: заключаю договор, мир) можно понимать здесь и так: прекращаю мою войну со всеми; ни я не буду уже выступать на брань, ни против меня не будет более брани: кончаюсь уже, время моего отшествия (ἀναλύσεώς – разрешения). Разрешением Апостол называет смерть или потому, что мы разрешаемся в землю, из которой были взяты, или потому, что возвращаемся ко Христу, сотворившему нас (желание имый разрешитися и со Христом быти (Фил. 1:23))… - Подвигом добрым подвизахся. Сказал это Апостол, нисколько не превозносясь, но утешая ученика тем, что отходит для получения венца и воздаяния за добрые дела. Он как бы так говорит: тебе нужно скорее радоваться, а не скорбеть о том, что я достиг такого конца. – Всякий подвиг за Христа есть подвиг добрый, хотя бы он сопровождался гонениями, узами и даже смертию. А если подвиг такой – добрый, то и ты возьми его на себя. - Течение скончах. Всю вселенную он обошел, приводя всех к богопознанию, так что благовествование Христово распространено им от Иерусалима и окрестности его до Иллирика (Рим. 15:19). – Веру соблюдох. А много было таких, которые старались похитить ее у него: притворные друзья, враги, еллины и иудеи. - Прочее убо соблюдается мне венец правды. Затем Апостол утешает Тимофея указанием на награду за подвиг. Кто в самом деле будет скорбеть о том, который получает венец? - Егоже воздаст ми Господь в день он. Не говори мне о здешнем, скоро преходящем: я ищу того, что будет там. Сказавши не просто – дастъ, а воздаст, Апостол как-будто требует ce6е награды, как чего-то должного. То же он выражает и прибавлением слов: праведный Судия. – Не токмо же мне. Здесь также ободряет ученика: и тебе, говорит, Господь воздаст; если Он воздаст венец всем любящим явление Его, то тем более – тебе. Но кто любит явление Господа? Тот, кто совершает дела, достойные доброго воздаяния.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо я уже становлюсь жертвою (σπένδομοα - букв. «возливаюсь» как вино на жертвенник), и время моего отшествия настало

Не сказал: я приношу себя в жертву, но сильнее. Ибо в жертве не все приносится Богу, а жертвенное возлияние (вина) все было приносимо.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

О конце служения Апостола (4, 6—8)

О смерти своей говоря, не довольствуется Апостол помянуть: α) о самом событии, что вот-вот (стих 6); но прилагает: β) указание подъятых трудов (стих 7) — и: γ) того, чем завершится наконец притрудный путь жизни его (стих 8). — Все эти указания крайне возбудительным образом должны были действовать на святого Тимофея — и более всего пригодны были для цели, какую имел святой Павел в настоящем отделении Послания.

О смерти (4, 6)

Аз бо уже жрен бываю, и время моего отшествия наста

Апостол говорит будто: усердно веди дело благовестника: ибо мне уже конец приспел. Некому после меня усерднее побдеть над этим делом, кроме тебя, любимейшего моего ученика. Оставляю тебя наместником своим по делу Божию. Трудись. И потом пример представляет, как трудиться, перечисляя свои труды. Или так: все, что тебе я прописал, последнее есть тебе наставление. Пришел уже конец мой. Прими сказанное, как последнее завещание. Чего недостает, ищи руководства в моем примере.

Жрен бываю, σπενδομαι. Меня уже закалают в жертву; «или я уже приношу себя в жертву Христу» (Экумений). «Стою при самом конце подвигов. Умерщвление свое назвал Апостол закланием в жертву (то есть выразил словом σπενδομαι); потому что за благочестие проливаема была кровь (σπονδη — возлияние жертвенное)» (блаженный Феодорит). «Не назвал готовящейся ему смерти — жертвою: θυσιαν,— но возлиянием: σπονδην, — выражаясь сильнее и священнее. Ибо в жертве обыкновенно только часть некая приносима была на всесожжение Богу; а возлияние все было Ему приносимо. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12, 1). Ибо закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит в жертву. Или σπενδομαι — он разумеет как καταλυω πολεμον — кончаю мою со всеми войну. Ни я не буду уже выступать на брань, ни против меня не будет более брани; кончаюсь уже» (Экумений).

И время моего отшествия наста. Отшествия, αναλυσεως, — разрешения, как и к филиппийцам писал, что желает разрешитися и со Христом быти (Флп. 1, 23).

Толкование на второе послание к Тимофею

Евсевий Кесарийский (†339)

ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Оправдавшись перед судом, апостол, говорят, отбыл на свое дело проповеди и, вторично придя в Рим, завершил жизнь мученичеством. Находясь в темнице, он составил второе послание к Тимофею, где говорит и о своей первой защите, и о близкой кончине.

Церковная история

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

До сих пор Тимофей имел свою опору в Павле. Но теперь великий апостол языков уходит из этой жизни. Он проливается как вино, приносимое в жертву Богу (намек на предстоящую апостолу мученическую кончину).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

В противовес лжеучителям, Апостол заповедует Тимофею быть тщательным во всем и мудро совершать служение свое, перенося всякие недостатки, лишения и скорби. Как-бы особливое побуждение к наилучшему благовестничеству Тимофея указывается в том, что время служения самого Павла кончается. Св. Тимофей как-бы обязуется возместить и Павла, а вместе с тем и смотреть на это завещание, как предсмертное, а потому неизменное, вполне обязательное. «Трудись, предупреждай, приводи овец в безопасное состояние, прежде нежели наступила зараза!» – как-бы так говорит Апостол, по изъяснению св. Иоанна Златоуста. К сему преосв. Феофан присовокупляет: «Как сторож дома Божия, пастырь всегда должен быть трезвен и бдителен. Это – первая черта доброго пастыря. Злопостражди поднимай всякий болезненный труд, не жалея и не щадя себя, как скоро сего требует дело благоустроения паствы и благо пасомых. Все, что я тебе прописал, последнее тебе есть наставление. Пришел уже конец мой. Приими сказанное, как последнее завещание. Готовящуюся ему смерть назвал возлиянием, потому что возлияние было приносимо в жертву все. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12:1). Ибо закаляемый за Христа священнодейственно приносит самого себя в жертву. Время моего отшествия настало – отшествия, разрешения, как и к Филиппийцам писал, что желает разрешитися и со Христом быти (1: 23)».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Святой Павел говорит, как бы, так: усердно веди дело благовестника, ибо мне уже приспел конец, я уже становлюсь жертвою. Как жертвенное животное приводят к алтарю для заклания, так и меня готовят на заклание. Время моего отшествия – разрешения от этой земной жизни настало. Некому после меня бодрствовать над этим делом, кроме тебя, любимейшего моего ученика. Оставляю тебя наместником моим по делу Божию. Трудись, и на труд воодушевляй себя, примером моих трудов.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible