Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к Тимофею 4:4
и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Святые отцы
- Иларий Пиктавийский, свт. (†347)
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Григорий Богослов, свт. (†389)
- Максим Исповедник, прп. (†662)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Иларий Пиктавийский, свт. (†347)
ст. 3-4 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням
Зная об этих порочных желаниях, апостол Павел, среди многих наставлений, касающихся проповеди и исповедания веры, пишет Тимофею: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Ибо когда из-за наклонности к нечестию те, о которых ведет речь апостол, станут непокорны здравому учению, тогда они наберут себе учителей для осуществления своих прихотей. Разумеется, они будут прилежать таким учениям, которые соответствовали бы их желаниям, и не захотят более быть наставляемыми, но будут умножать наставников в своих похотях, чтобы само это множество отысканных и собранных ими учителей удовлетворяло велениям их бушующих страстей.
Ефрем Сирин, прп. (†373)
и от истины отвратят слух и обратятся к басням
Из-за красоты слова и звучности речи впадут в лживые басни: отвратят слух свой от истины из-за простоты и мудрости ее.
Григорий Богослов, свт. (†389)
ст. 3-4 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням
Есть, действительно есть люди, у которых при наших речах чешутся и слух, и язык, и даже, как вижу, и руки; которым приятны негодные пустословия и прекословия лжеименного знания (1Тим 6:20) и ни к чему не ведущие словопрения (1Тим 6:4). Ибо Павел, проповедник и вводитель слова сокращенного (Рим 9:28), учитель и ученик рыбарей, называет так все излишнее и изысканное в слове.
Максим Исповедник, прп. (†662)
ст. 3-4 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням
Говорят опытные в относящемся к словам и в том, чтобы знать их точный смысл, и недаром за сие прославляемые, что каждой вещи подобает давать свойственное ей название, являющее собой особое по отношению к какому-нибудь свойству другого обозначаемого предмета, каким бы образом он ни именовался, свойство. И хорошо говорят они, что чешущие слух и язык - это хотящие говорить и слушать что-нибудь новое (Деян. 17:21) и всегда радующиеся новшествам и - сказать словами Писания - передвигающие межу давнюю, которую провели отцы их (притч. 22:28), и наслаждающиеся новым и странным, а против привычного, и давно знакомого, и неизменного восстающие как против поблекшего и презренного и ничего не стоящего; и чем новее что, тем с большей радостью то приемлющие, хотя бы оно было и ложным, и не приносящим никакой пользы душе, ради которой всякое воспевается и пишется благочестивое слово и предпринимается всякий спасительный труд. <…> Чешущими слух и язык назвал учитель тех, о коих было его слово, ибо всякому слову свойственно языком говориться и произноситься и слухом бывать услышану и усвоену. Если же захотим дать и другое объяснение сказанному, то чешущие слух и язык, возможно, суть те, кто готов слушать и говорить лишь порицания и клеветы на других и поношения, невежественно почитая для себя почетным с гордостью восставать против всякого слова или же человека, и прежде, нежели скажет что-либо им подозреваемый, которому они завидуют, приходят в крайнее возбуждение духа и неким образом подталкивают душу, уготовляя слух и язык ко уловлению какого-либо слога или слова, не для того, чтобы порадоваться ему, но чтобы опорочить и иметь материал для своей пустой болтовни против него.
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 3-5 Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся. Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори
Прежде чем сбросят они с выи своей иго послушания истине, завладей ими, пока они слушаются тебя. Поэтому-то и сказал Апостол: настой благовременне и безвременне, пока они принимают это. Должно приучать их покоряться истине прежде, чем они отступят от нее. - По своих похотех изберут себе учители. Негодность учителей видна уже и из того, что поводом к их поставлению служат прихоти толпы. Самые слова Апостола ἐπισωρεύσουσιν. указывают на беспорядочную толпу учителей и на то, что будут поставляемы (χειροτονεῖσθαι – рукополагаемы) учениками. - Чешеми слухом, т.е. находя удовольствие в слушании только того, что соответствует их желаниям, и всегда сильно желая слушать только то, что говорится им в угоду. - И от истины слух отвратят. Предсказывает это Апостол не с тем, чтобы опечалить Тимофея, но чтобы показать, что учеников нужно руководить и наставлять здравому учению, пока они еще послушны и покорны, и – чтобы он не падал духом, когда все это случится: уготовихся, говорит псалмопевец, и не смутихся (Пс. 118:60). Видишь ли, что они не по неведению падают, а добровольно и сознательно? Отвратят слух и обратятся: заведомое зло. - Ты же трезвися о всем: будь трезвен и бдителен, злопостражди, борись, трудись, привлекай слух учеников полезным и истинным учением прежде, чем появится эта зараза. – Служение твое известно сотвори (διακονίαν σου πληροφόρησον – удовлетвори, удовлетворительно исполни). Тимофей, между прочим, служил и проповеди. Потому Апостол говорит: доведи до конца то, что ты начал и засемени их словом проповеди, пока они еще здравы.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
И от истины отвратят слух и обратятся к басням
Видишь? они не по неведению заблуждаются, а произвольно. Отвратят, говорит, слух и обратятся к басням. Следовательно их зло - добровольное. Апостол говорит это не для того, чтобы повергнуть ученика в уныние, но чтобы убедить воспользоваться настоящим временем безопасности на должное, и чтобы он мужественно переносил, когда это случится; как и Христос говорит: они будут отдавать вас в судилища и будут бить вас (Мф. 10:17). И сам Павел в другом месте: по отшествии моем войдут к вам лютые волки (Деян. 20:29).
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся
Этими словами Апостол внушает спешить научением истине, чтоб полюбили ее и привязались к ней и в силу сей любви и привязанности навсегда пребыли верными ей, отвращая слух от всяких иноучений. «Прежде, чем сбросят они с выи своей иго послушания истине, завладей ими всеми. Пока есть среди твоих пасомых такие, которых следует учить, убеждать и покорять истине, употреби все усилия, чтобы достигнуть сего. С сею целию и сказано выше: настой благовремение и безвременне» (святой Златоуст, блаженный Феодорит). «Приучи их к покорности истине, прежде чем отступят от нее» (Экумений).
Будет бо время, егда здраваго учения не послушают Теперь еще они будут слушать и охотно принимать и учение, и вразумление; а после этого уже не найдешь в них. «Пророчествует святой Апостол и, предвидя это в будущем, заповедует со всем усилием неутомимо научать пасомых истине и добродетели, чтоб, будучи наставлены в вере и обучены добрым делам, они в последующее время, когда иные станут уклоняться от истины в заблуждение, пребыли неизменными» (Амвросиаст).
Причины, почему так случится, не указывает Апостол; но, по наведению от сказанного впереди, можно полагать, что причиною тому будет неисполнение предложенной заповеди — настойчиво учить,—молчание пастырей и нерадение о проповедании истины и научении паствы. Не учат пастыри, — пасомые и остаются в неведении здравого учения; не вразумляют грешащих,—они и закосневают в порочности. Оставаясь в неведении истины, они набираются пустомыслия и всякого вздоромыслия, от чего тупеют к воспринятию истины. Закосневая в порочности, делаются неспособными принимать вразумления и обличения. Потому и надобно спешить, и здравым ученьем их просветить, и к добродетелям приучить, прежде чем они отупеют для принятия первого и ожесточатся против покорности вторым. Ибо, когда дойдут до этого, тогда уже поздно хвататься,—слушать не станут.
Но как нельзя им оставаться и без знания и правил, то что они сделают? По своих похотех изберут себе учители. То есть таких учителей, которые и умствовать их оставят, как им нравится, и жить, как хотят. Замечательно, что: изберут, по-гречески: επισωρευσουσιν,—наберут целую кучу или толпу учителей, и притом сами наберут,— причем, конечно, принимаемы будут только угодные, а неугодные отвергаемы. И выходит, что эти учители будут в зависимости от учимых и учить не по своей, а по ихней программе. «Не может быть ничего выразительнее этого слова: επισωρευσουσιν; оно означает беспорядочную толпу учителей, которые притом будут рукополагаемы (избираемы и утверждаемы в своем чине) учениками» (святой Златоуст). «А эти при сем выборе будут действовать не по здравому разуму, но будут избирать таких, которые станут поблажать их похотям и только угодное им и говорить, и делать» (блаженный Феофилакт).
Чешеми слухом Потому так поступать будут, что привыкли всегда слышать только то, что приятно щекотит слух. Это и на красноречие указывает, но более на лесть или приноровление ко вкусам слушающих. Только гожих на это будут избирать,— «отыскивая себе людей, которые говорили бы для их удовольствия и льстили их слуху» (святой Златоуст).
И от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся Будучи таковы, они не могут уже иметь охоты слушать истину, которая и без обличения обличает их; потому отвратятся от нее и к баснем уклонятся, — к учениям мечтательным, которые, занимая воображение привлекательными фантазиями, оставляют в покое совесть, не пробуждая ее и не тревожа требованием исправления неисправного в воззрениях и жизни. «Видишь? Они не по неведению будут заблуждать, а произвольно и сознательно. Сами отвратят слух от истины, сами уклонятся к басням» (блаженный Феофилакт). Уклонятся, εκτραπησονται, — соступят с правого пути сами, заведомо.
Амвросиаст пишет на сие: «таковы будут желающие быть учимыми по своим похотям. От учителей, верных истине и строгих, они обратятся к таким, которые бы учили их тому, что им слышать по сердцу. Истина станет для них горька, и они, оставя ее здравое учение, займутся баснями. Не будет им желательно, чтоб были обличаемы их недобрые дела; почему таких возжелают учителей, которые бы подслуживались их нравам и привычкам. Чешется у них слух, ища слышать, под именем учения настоящего, басни пустые, но приятные».
Святой Златоуст замечает при сем: «предсказывает это святой Апостол не с тем, чтобы ученик его предался унынию, но чтобы он мужественно переносил, когда это случится. Подобным образом и Христос говорил: предадят вы, и на соборищах биют вас, и пред владыки же и цари ведены будете Мене ради (ср.: Мф. 10, 17). Так и в другом месте блаженный Апостол говорит: аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящий стада (Деян. 20, 29). Он говорил это для того, чтобы они бодрствовали, чтобы надлежащим образом пользовались настоящим временем».
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
и от истины отвратят слух и обратятся к басням
Ср. 1Тим. I:4; IV:7.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст3-4 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням.
Предсказание об отпадении некоторых и отвращении их слуха от проповеди Евангельской сбылось и тогда, сбывается и ныне. Но цель этого предсказания – та, чтобы св. Тимофей, равно как и все подобные ему пастыри и архипастыри, дорожили опасными временами для их пасомых и не покладали рук в своей деятельности в эти тревожные времена, всемерно заботясь о том, чтобы пасомые не уклонились от них, так как после сего проповедь к ним станет почти невозможною, хотя они и предадутся учениям самым пустым, но легким, приятным для слушающих, каковы все вообще учения развратные, поблажающие низким страстям и вожделениям греховным. «Предсказывает это Апостол, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не с тем, чтобы ученик его предался унынию, но чтобы он мужественно переносил, когда это случится. И в другом месте Апостол говорит: аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада (Деян. 20:29). Он говорил это для того, чтобы они бодрствовали, чтобы надлежащим образом пользовались настоящим временем. Ничего не может быть выразительнее слова: изберут себе учители. Это указывает на беспорядочную толпу учителей, которые притом будут (поднятием рук) утверждаемы учениками, отыскивающими себе таких людей, которые говорили бы для их удовольствия и льстили их слуху» и которые «станут поблажат их похотям и только угодное им творить и делать» (блаж. Феофилакт).
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
Иоанн (Смолин), прот. (†1927)
Ин.7:37. Здесь разумеется жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатию Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20; Лк.10:16; Мф.28:19-20; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1; 2Тим.4:3-4.
Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими
священник Николай Рудинский (†1937)
4. и от истины отвратят слух и обратятся к басням
Чтобы пастырь не подпал искушению отлагать дела проповеди назавтра, святой Павел прибавляет побуждение – поспеши, скоро настанет время, когда многие не станут уже слушать слова истины.
Если, говорит, пастыри не будут исполнять моей заповеди – настойчиво учить пасомых, вовремя и не вовремя обличать, запрещать и умолять заблудших, и мерами долготерпеливой любви и учения укреплять их в истине, то выйдет то, что пасомые совсем отвыкнут от здравого учения. Оставаясь в неведении истины, они будут набираться пустомыслия, а через это станут тупы к восприятию истины. Если своевременно не вразумят грешащих, то они закоснеют в порочности, и сделаются неспособными принимать вразумления и обличения. Поэтому и нужно спешить, и здравым учением их просветить, и приучить к добродетелям прежде, чем они отупеют для принятия здравого учения, и ожесточатся против обличений. Когда же дойдет до этого, тогда они и слушать не будут здравого учения, а вместо своего законного пастыря, сами, самовольно наберут учителей по своим похотям, которые предоставят им жить так, как им это нравится, и будут их учить тому только, что им нравится, что будет льстить их слух. Под влиянием такой своевольной жизни, и таких льстивых учителей, люди, естественно, совсем отвергнутся от истины, не по заблуждению и неведению, а сознательно, и вместо истины обратятся к басням, к учениям мечтательным, которые, занимая воображение привлекательными фантазиями, оставляют в покое совесть, не пробуждая ее, и не тревожа требованием исправления в воззрениях, и жизни. Поэтому пастырю не надо, своей леностью и нерадением, доводить дело до такого печального состояния.