Скрыть
И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь.

Святые отцы

Прочие

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Cт. 16-18 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь

Видишь, как он близок был к смерти; он был в самых челюстях льва; львом же он называет Нерона по причине его зверства, могущества царства его и непреклонности.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 14-18 Александр ковач многа ми зла сотвори: (да воздаст ему Господь по делом его): от негоже и ты себе блюди: зело бо противится словесем нашым. В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вcu мя оставиша: да не вменится им. Господь же мне предста, и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вcu язы́цы: и избавлен бых от уст львов. И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет во Царствие Свое Небесное: Емуже слава во веки веков. Аминь

Апостол показывает Тимофею, что нужно мужественно переносить огорчения, хотя бы они причинялись людьми ничтожными, а обиды, наносимые людьми безчестными, бывают особенно тяжелы. - Да воздаст ему Господь. Так говорит Апостол не потому, чтобы он радовался наказанию, но потому, что наказание сильных противников необходимо было ради слабейших верующих, чтобы они не обвиняли в бессилии евангельскую проповедь. - По делом его. Это только предсказание будущего, а не проклятие. - От негоже и ты себе блюди. Не сказал Апостол: отмсти, накажи (хотя и это Тимофей мог сделать по благодати Божией), но: себе блюди, т.е. уклоняйся от него. Видишь ли, как он не спешит к наказанию? - Зело бо противится словесем нашым, т.е. словам проповеди нашей. - В первый мой ответ. Апостол Павел уже стоял на суде пред Нероном, но избежал осуждения, а когда он обратил к вере виночерпия Неронова, тогда тот обезглавил его. Слабый во всех других отношениях, Нерон отличался ревностью к идолослужению. – Но вcu мя оставиша, и иудеи, и вся братия. Да не вменится им. Видишь ли, что Апостол не только не желает отмщения, но и молится о прощении? А огорчение было слишком сильное, так как не одно и то же быть оставленным чужими или своими. - Господь же мне предста. Оставленного людьми не оставляет Господь. - И укрепи мя, т.е. даровал дерзновение, не попустил пасть духом. Апостол то ободряет ученика, то опять предлагает ему утешение. - Да мною проповедание известно будет. Смотри, как велико смиренномудрие Апостола: не потому, говорит он, Господь помог мне, что я был достоин этой помощи, но – ради проповеди, чтобы она исполнилась, была доведена до конца. - И услышат вcu язы́цы, чтобы всем сделалась известною и сила проповеди, и попечение обо мне Промысла Божия. - И избавлен бых от уст львов. Львом Апостол называет здесь Нерона по причине его жестокости и зверства. - И избавит мя Господь. Если Господь его избавит, то каким же образом он сказал: аз убо жрен бываю. Но вникни в слова. Тогда Апостол избавился от Нерона, а теперь Господь избавит его уже не от Нерона, (так как достаточно уже времени было для проповеди), а от всякого злого дела, т.е. не попустит, чтобы я отошел из этого миpa достойным осуждения за что–нибудь. - И спасет во царствие Свое Небесное. Сохранит меня от всего этого и возьмет отсюда, это и значит: спасет во царствие Свое. Это и есть истинное спасение, когда мы просияем там. – Емуже слава во веки веков. Аминь. Смотри: здесь воcсылается славословие Сыну, как в другом месте Отцу и Святому Духу, так как и Сын есть Господь.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

И избавит меня Господь от всякого злого дела

Пред сим Он избавил меня от телесной смерти; поскольку же я довольно уже проповедовал, то далее, надеюсь, Он избавит меня уже не от телесной смерти, так как я уже становлюсь жертвою, но от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть пред смертью, но даст до крови противостоять греху, что значит избавиться от мысленного льва. Итак, это последнее избавление, когда ему предстояло быть преданным на смерть, важнее первого, когда он избежал смерти.

и сохранит для Своего Небесного Царства

То есть избавит меня от всякого греха и сохранит там. Ибо спастись для Царствия Небесного значит умереть за него здесь. Ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную (Ин. 12:25). Вот истинное спасение, когда мы просияем так.

Ему слава во веки веков. Аминь

Вот славословие Сыну, как и Отцу; ибо Он – Господь.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет в Царствие Свое Небесное; Емуже слава во веки веков. Аминь

И избавит «Апостол не сказал: в другой раз избавит меня от льва, но говорит: от всякаго дела лукава; ибо знал, что непременно приимет конец жизни» (блаженный Феодорит). «Избавил, говорит, Господь меня, и избавит. Но если опять избавит, то как он говорит: аз уже жрен бываю? Но вникни в слова его. Избавлен бых, говорит, от уст льва; а далее: избавит – уже не от уст львовых, но от чего? От всякаго дела лукава. Тогда избавил Он меня от опасностей, а далее Он избавит меня от всякого греха, то есть не попустит мне отойти из здешней жизни достойным осуждения» (святой Златоуст). «Пред сим исхитил Он меня из челюстей телесной смерти; поелику же я уже довольно проповедывал, то далее Он, надеюсь, избавит меня уже не от телесной смерти, но от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть пред смертию, но даст до крови противостоять греху, – что есть избавиться от мысленного волка» (блаженный Феофилакт). «Подлинно, бороться со грехом до крови и не пасть – значит: избавиться от другого льва – диавола. Последнее избавление его важнее первого, когда ему предстояло быть предану на смерть» (святой Златоуст).

И спасет в Царствие Свое Небесное. В Царствие – для Царствия, или для дарования мне Царствия Небесного, для введения и вселения в него. В Царство Небесное входят только чистые от всякого греха. Поелику это и есть настоящее спасение; то, пока не вселен кто в Царствие, дотоле не есть он еще спасенный. «Сие – истинное спасение, когда мы просияем там. Что значит: спасет в Царствие Свое? Избавит, говорит, меня от всякой вины и сохранит для тамошней блаженной жизни (хотя бы для сего надлежало здесь подвергнуться лишению жизни). Ибо спастись для Царствия Небесного (нередко) – значит: умереть за него здесь. Ненавидяй души своей в мире сем, – говорит Господь, – в живот вечный сохранит ю (ср.: Ин. 12, 25)» (святой Златоуст).

Емуже слава – «это славословие Сыну» (святой Златоуст). «Ибо Господь есть Сын. Ему воздается слава, как и Отцу и как Духу Святому» (Экумений).

Толкование на второе послание к Тимофею

Иоанн Кронштадтский, прав. (†1909)

И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет в Царствие Свое Небесное; Емуже слава во веки веков. Аминь

Апостол мог так говорить о себе, так много потрудившись для веры Христовой и в вере, но ты должен еще об этом молить Господа постоянно.

Дневник. Том II. 1857–1858

Евсевий Кесарийский (†339)

Cт. 16-18 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь

Этими словами Павел ясно устанавливает, что в первый раз избавился от пасти львиной (апостол, по-видимому, называет так Нерона за его жестокость) , дабы в полноте была завершена его проповедь. Ведь дальше он не добавляет ничего вроде: «избавил меня от пасти львиной»; он видел в Духе, что кончина его близка, почему к словам избавился из львиных челюстей добавляет: избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, - указывая на близкое мученичество. Еще яснее предсказывает он его в этом же послании, говоря: я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало (2Тим 4:6).

Церковная история

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Cт. 16-18 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь

У Римлян было в обычае, чтобы во время разбора дел на суде являлись друзья обвиняемого, которые уже одним своим присутствием поддерживали дух обвиняемого и оказывали некоторое влияние на судей. При разбирательстве дела апостола Павла не нашлось никого из его друзей, которые бы явились на суд. Но зато ему помог Сам Господь. Помощь Господа состояла в том, что Он снабдил его силою Своего Духа (Мф. 10:20). При этом, вероятно, Бог Сам явился апостолу языков (ср. Деян 18:9 и сл. и выражение 17 ст.: Господь же предстал мне). Вследствие этого речь апостола Павла дышала такою силою и имела такое поразительное действие, что он тогда «при первом ответе» избавился из львиных челюстей. Этот образ, заимствованный из книги пророка Даниила (Дан VI:22, 27), нельзя буквально понимать в том смысле, что Павел был освобожден от опасности быть брошенным цирковым львам. Он был римский гражданин и по закону мог быть только казнен посредством отсечения головы. Здесь, очевидно, апостол имеет в виду вообще свое спасение от смертной опасности и хочет сказать, что на первом разбирательстве его дела над ним не было произнесено смертного приговора. Вопрос только в том, на какое событие здесь намекает апостол. Толкователи различно думают об этом. Одни говорят, что апостол имеет в виду здесь первое разбирательство своего дела, которое, благодаря убедительной речи Павла, сошло для него благополучно. Павлу таким образом приходилось дожидаться нового вызова в суд который должен был иметь для него более несчастный исход. Другие принимают, что тот первый ответ имел место не во время этого римского пленения, не во время происходившего там процесса, а в обстоятельствах более раннего времени и что Павел рассказывает здесь о том, как он избавился от того первого пленения. Это место для некоторых древних толкователей представляло собою основание к тому предположению, что Павел был освобожден из первых римских уз (о них см. Деян 18 гл.), а потом снова был пленен, и что второе послание к Тимофею написано из вторых римских уз.

Дабы через меня утвердилось благовестие… т. е. чтобы апостол мог выполнить после освобождения из первых уз свои планы, о которых он говорил в послании к Римлянам (XV:24).

И избавит меня Господь от всякого злого дела Как апостол спасся первый раз, так он спасется и на будущие разы от всяких нападений злых людей, хотя, впрочем, это не значит, что он не умрет.

Слова: сохранит для Своего Небесного Царства означают, что он будет введен в Небесное Царство Христово через достойное приятие смерти, которой апостол, как видно из 6 ст., в то время ожидал. Таким образом, смерть и являлась для него путем в вечную жизнь. Поэтому и апостол воссылает Господу славу за все и даже за самую смерть.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

И избавит меня Господь от всякаго злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства; Ему слава во веки веков. Аминь.

Надежда на вечное спасение, конечно, выше спасения временного, и потому Апостол, сказавши о временном спасении от смерти, далее обращает свой взор к вечному спасению. А так как оно обусловливается свободою от греха, то Апостол выражает надежду и на сие, а потому и воссылает славу Богу Спасителю. По изъяснению св. Иоанна Златоуста, Апостол как-бы говорит так: «тогда избавил и меня Бог от опасностей, а далее Он избавит меня от всякаго греха, т. е. не попустит мне отойти из здешней жизни достойным осуждения. Подлинно, бороться со грехом до крови и не пасть, значит избавиться от другого льва – диавола (1 Пет, 5:8). Последнее избавление важнее первого. Се истинное спасение, когда мы просияем там. Что значит: спасет во Царствие Свое? Избавит, говорит, меня от всякой вины, и сохранит для тамошней жизни. Ибо спастись для Царствия Небесного (нередко) значит умереть здесь за него. Ненавидяй душу свою в мире сем, говорит Господь, в живот вечный сохранит ее (Ин. 12:25). Ему слава! Это – славословие Сыну».

"О Божием о себе попечении Апостол являет себя столь уверенным, – говорит Амвросиаст, – что и от будущих искушений чает быть избавленным. Избавления же такого чает он не только в настоящей жизни, но и в день суда чает быть спасенным и сподобиться царствовать со Христом Господом в вечные веки».

 

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

16. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
17. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь

 

Суд преступников у римлян был публичный – гласный. Обвиняемый мог иметь защитника, мог вызывать свидетелей в свою пользу. У святого Павла, на первом суде над ним, не было ни защитника, ни свидетелей в его пользу. Все, говорит, меня оставили одного из боязни, чтобы и самим не подвергнуться суду и осуждению за принадлежность к христианству. Да не поставит, говорит, этого Господь в вину, и мне не по злому намерению они это сделали, а по слабости веры своей. Но не оставил его Господь Иисус Христос. Он и всегда был руководителем и утешителем святого Павла. И теперь, к оставленному всеми, Он предстал – явился, и укрепил его – вдохнул мужество, «не допустил пасть духом» (Златоуст) перед лицом смерти, и воодушевил его на защиту своего служения и Святого Евангелия, им проповедуемого. Так как у него не было защитников, то он, вероятно, сам произнес на суде защитительную речь о высоте и чистоте своей апостольской деятельности, и веры Христовой, им проповедуемой. И речь его была такая убедительная и сильная, что и у присутствующей на суде публики, и у самих судей осталось убеждение, что истина на стороне Евангелия, или, как он говорит, утвердилось благовестие, и весть об этом разнеслась повсюду между язычниками – услышали все язычники.
С другой стороны, его вдохновенная речь произвела впечатление и на самих судей. До речи Апостола, они готовы были присудить его к смерти, он был уже, как бы, в зубах льва, готовившегося пожрать его. Но после речи судьи не осмелились приговорить его к смерти, а оставили его дело до вторичного рассмотрения и исследования. Таким образом, говорит, Господь избавил меня из львиных челюстей – от смерти и на этот раз. Эта явная помощь Господа укрепляет святого Павла в надежде, что Господь не оставит его и далее, в его удрученном состоянии перед наступлением мученической кончины. И избавит, говорит, меня Господь от всякого дела лукавого – от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть перед смертью и впасть в какое-либо мысленное искушение, и спасет – сохранит для Царства Своего Небесного «чистым от всякого греха» (Златоуст). Ему, Господу Иисусу, слава во веки веков. Аминь, заканчивает святой Павел свою надежду на Господа.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible