Скрыть
Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил

Подвигом великим преследований и всех скорбей я подвизался, и течение (бег) окончил смертью, которая есть конец течения, - и веру мою сохранил среди многочисленных гонений, кои поднимались на меня.

Второе послание к Тимофею

Василий Великий, свт. (†379)

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил

Возвратись, душа моя, в покой твой; ибо Господь облагодетельствовал тебя (Пс 114:7). Сам себе предлагает утешительное слово добрый подвижник, говоря подобно Павлу: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды. То же говорит самому себе и пророк [Давид]: поскольку ты прошел уже достаточное поприще этой жизни, то возвратись… в покой твой, ибо Господь облагодетельствовал тебя. Ибо вечный покой предстоит тем, которые в здешней жизни законно подвизались, - покой, не по заслугам дел воздаваемый, но по благодати великого дарами Бога, даруемой уповавшим на Него.

Гомилии на Псалмы

Амвросий Медиоланский, свт. (†397)

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил

В борьбе сказывается подвиг, и после борьбы одних ждет награда, а других - бесчестие. Дается ли кому-либо пальма или венец до завершения им состязания? Поэтому апостол Павел совершенно справедливо говорит: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; и ныне соблюдается мне венец правды, его же подаст мне в день оный Господь, праведный Судия, и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его (2Тим. 4:8).

Об обязанностях священнослужителей. Книга III

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил

Павел желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть бодрым, потому что он отходит к венцу как совершивший все, как достигший благого конца. …Говорит подобно отцу, который, утешая сидящего подле него и сетующего о своем сиротстве сына, говорил бы ему: не плачь, сын мой, я жил хорошо, оставляю тебя, достигнув старости, жизнь моя была безукоризненна. …Таким образом, Павел писал это для утешения Тимофея, и все послание исполнено утешения и есть как бы некоторое завещание.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Иероним Стридонский, блж. (†420)

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил

Я полагаю, что никакое создание не может быть совершенно в смысле истинной безусловной праведности. Впрочем, нет сомнения, что один человек отличается от другого, что в людях праведность различна и что всякий больше или меньше другого. И, однако, по своим условиям и мере могут называться праведными такие люди, которые по сравнению с другими неправедны. Например, апостол Павел, сосуд избранный (Деян 9:15), потрудившийся больше всех апостолов (1Кор 15:10), конечно, был праведен, если писал Тимофею: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Был праведен и Тимофей, ученик его и последователь, которого апостол учит, что он должен делать и какого держаться образа добродетелей. Но неужели мы думаем, что у обоих была праведность одинаковая и что не больше имеет заслуг тот, кто больше всех потрудился?

Разговор против пелагиан

Марк Подвижник, Отшельник, прп. (†430)

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил

[Апостол] писал… в послании верному Тимофею, явственно показывая ему приближение своей кончины и говоря: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил, не остановку и временный предел предназначив себе, как прекративший шествие из-за достижения совершенства и уже не нуждающийся более в подвигах, никогда на земле не прекращающихся, за тело Христово, которое есть Церковь (Кол 1:24), - но называя концом шествия и подвигов свою кончину. Ибо он говорит: я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало (2Тим 4:6). Видишь ли, что не сказал: почиваю, но становлюсь жертвою, - таковыми словами и делами показывая всем, что мы до самого разрешения от тела и смерти должны приносить покаяние небесному Царю Христу.

Слово 3, о покаянии

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 6-8 Аз бо уже жрен бываю (σπένδομαι), и время моего отшествия наста. Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох. Прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный Судия: не токмо же мне, но и всем возлюбльшим явление его

Я уже приношу себя в жертву Христу. При этом Апостол не назвал готовящейся ему смерти жертвою (θυσία), но возлиянием (σπονδἠ) выражаясь сильнее и, так сказать, священнее. В жертве обыкновенно только некоторая часть приносилась во всесожжение Богу, а возлияние все было Ему посвящаемо. Это же делать заповедует Апостол и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12:1). А закалаемый за Христа самого себя священнодейственно приносит Ему в жертву. Слово σπένδομαι жрен бываю (дальнейшее значение этого слова: заключаю договор, мир) можно понимать здесь и так: прекращаю мою войну со всеми; ни я не буду уже выступать на брань, ни против меня не будет более брани: кончаюсь уже, время моего отшествия (ἀναλύσεώς – разрешения). Разрешением Апостол называет смерть или потому, что мы разрешаемся в землю, из которой были взяты, или потому, что возвращаемся ко Христу, сотворившему нас (желание имый разрешитися и со Христом быти (Фил. 1:23))… - Подвигом добрым подвизахся. Сказал это Апостол, нисколько не превозносясь, но утешая ученика тем, что отходит для получения венца и воздаяния за добрые дела. Он как бы так говорит: тебе нужно скорее радоваться, а не скорбеть о том, что я достиг такого конца. – Всякий подвиг за Христа есть подвиг добрый, хотя бы он сопровождался гонениями, узами и даже смертию. А если подвиг такой – добрый, то и ты возьми его на себя. - Течение скончах. Всю вселенную он обошел, приводя всех к богопознанию, так что благовествование Христово распространено им от Иерусалима и окрестности его до Иллирика (Рим. 15:19). – Веру соблюдох. А много было таких, которые старались похитить ее у него: притворные друзья, враги, еллины и иудеи. - Прочее убо соблюдается мне венец правды. Затем Апостол утешает Тимофея указанием на награду за подвиг. Кто в самом деле будет скорбеть о том, который получает венец? - Егоже воздаст ми Господь в день он. Не говори мне о здешнем, скоро преходящем: я ищу того, что будет там. Сказавши не просто – дастъ, а воздаст, Апостол как-будто требует ce6е награды, как чего-то должного. То же он выражает и прибавлением слов: праведный Судия. – Не токмо же мне. Здесь также ободряет ученика: и тебе, говорит, Господь воздаст; если Он воздаст венец всем любящим явление Его, то тем более – тебе. Но кто любит явление Господа? Тот, кто совершает дела, достойные доброго воздаяния.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Подвигом добрым я подвизался

Для чего Павел теперь превозносит себя за это? Он не превозносит себя, но утешает ученика, чтобы он не скорбел за него, потому что Павел, как достигший благого конца, отходит к венцу. Подобно тому, как отец пред смертью, утешая сидящего пред ним и плачущего сына, говорит ему: не плачь, чадо, мы прожили хорошо, мы воздвигли трофеи, царь оказывает нам свое благоволение, и ты будешь славиться моими делами. Очевидно, отец говорит это для того, чтобы своими похвалами внушить сыну легче переносить разлуку с ним. Так и Павел утешает здесь Тимофея, оставляя свое послание, как завещание. Подвигом добрым я подвизался, посему и ты прими его на себя. Итак, Павел, где узы и оковы, там и подвиг добрый? Да, по тому самому, что он совершается за Христа. На обыкновенных зрелищах люди состязаются в течение многих дней, и на одну минуту получают венец; здесь же навсегда подвизавшимся слава. Поэтому подвиг добр, то есть приятен и славен.

Течение совершил

Апостол совершил дело благовестия от Иерусалима и окрестности до Иллирика, прошел таким образом, преодолевая бесчисленные препятствия смерти, казни, бедствия, как бы имея огненные крылья.

Веру сохранил

Много было такого, что покушалось отнять у него веру: угрозы, смертные опасности, соблазн удовольствий; но он устоял против всего, будучи бдительным и наблюдая за подкрадывающимся похитителем веры.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

О подъятых трудах (4, 7)

Подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох

«Апостол, зная, что ему настоит уже страдальческая смерть, желает оставить святому Тимофею пример благочестной жизни и здравого учения,— чтоб чрез такое преемство никогда не прекращались в Церкви настоящие учители. — Он напоминает, что строго соблюдал все, что было для него обязательно и душеспасительно для других, что не на словах только, но самыми делами подавал пример слушающим; что и пред Творцом своим явился верным распорядителем и приставником, немолчно проповедав всюду истину, и, против начал и властей мира со всею ревностию и мудростию борясь, оставил пример, как их следует побеждать, чтоб и в учениках своих возбудить ревность, как ненарушимо блюсти учение, так и подвигом добрым подвизаться, чтоб чрез то и им сделаться достойными венцов от Бога» (Амвросиаст).

Святой Златоуст говорит на сие место: «часто я, взяв в руки Послание Апостола и рассматривая это место, недоумевал, для чего Павел так превозносит себя: подвигом добрым подвизался. Но теперь, кажется, по благодати Божией, я понял это.— Для чего он говорит так? Он желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть бодрым, потому что он отходит к венцу, как совершивший все, как достигший благого конца; радоваться, говорит, должно, а не скорбеть. Почему? Подвигом добрым подвизахся; говорит подобно отцу, который, утешая сидящего подле него и сетующего о своем сиротстве сына, говорил бы ему: не плачь, сын мой, я жил хорошо, оставляю тебя, достигнув старости; жизнь моя была безукоризненна, я отхожу со славою, и ты будешь славиться моими делами; царь оказывает мне свое благоволение. И как бы так говорит: я воздвиг трофеи, победил врагов,— говорит не из тщеславия, нет, но для ободрения сына, для того, чтобы такими похвалами внушить ему — легко переносить все случающееся, иметь благую надежду и не считать предстоящей разлуки тяжкою. Таким образом Павел писал это для утешения Тимофея, и все Послание исполнено утешения — и есть как бы некоторое завещание».

Подвигом добрым подвизахся. «Ополчившись против всего диавольского полчища, воздвиг я победный памятник» (блаженный Феодорит). Это подвиг Апостольства: надо было поднимать труды проповеднических путешествий; остановясь на месте,—открыть свободу слову; начав проповедь, преодолеть все препятствия к ее успеху и в душах,— в прежних верованиях и предрассудках, и вовне,— в деятельном противлении сему успеху ревнителей по-старому; приобретши учеников,—хранить их, обучать и утверждать; когда же поднимались из-за сего гонения, твердо стоять за дело Божие, нимало не колеблясь и не уступая от истины ни единой йоты. Все сие Апостольский подвиг,—и святой Павел минуты не имел от него свободной. Бывали утешения великие, но они источались из-под подвигов. Все сие напомнил Апостол святому Тимофею,— будто приговаривая: «прими же его и ты на себя. Оковы, темницы, смерть — это ли добрый подвиг? Да, говорит; потому что он совершается за Христа, доставляет великие венцы. Нет ничего лучше этого подвига, не имеет конца этот венец; он не из лавровых листьев; здесь не человек распорядитель подвигов, не люди — зрители, Ангелы наполняют это зрелище. Там (на обыкновенных зрелищах) в течение многих дней трудятся и утомляются, но в одну (или на одну) минуту получают венец, и тотчас удовольствие проходит; а здесь не так, но остаются навсегда в блеске, славе и чести. Посему должно радоваться; ибо я иду на покой, оставляю место подвигов; ты слышал от меня, что лучше разрешитися и со Христом быти (Флп. 1, 23)» (святой Златоуст).

Течение скончах, δρομον, — кончил путь, какой назначено мне пройти, в Апостольской деятельности, — и притом так, как назначено: не уклонился от программы, свыше начертанной,—ибо в исполнении ее Дух Божий руководил мною, показывая, куда когда идти и куда не идти; не обманул ожидания от меня Того, Кто даровал мне и поручение, и силы на исполнение его. «Пройдя большую часть суши и моря, просветил объятых тьмою неведения» (блаженный Феодорит). Святой Златоуст говорит: «течение скончах. Надобно и подвизаться, и идти вперед: подвизаться, перенося скорби, и идти вперед не просто, но к чему-нибудь полезному. Истинно добрый подвиг тот, который не увеселяет только зрителя, но доставляет пользу; и течение истинное не то, которое ни к чему не стремится или только обнаруживает силу и честолюбие, но то, которое влечет всех на небо. Такое течение светлее солнца; таково течение, которое совершил Павел на земле или которым он стремился к небу. Каким же образом он окончил это течение? Он обошел всю вселенную, начав от Галилеи и Аравии и дошедши до пределов земли; якоже, говорит он, ми от Иерусалима и окрест даже до Иллирика исполнити благовествование Христово (Рим. 15, 19). Он протек всю вселенную как птица или, лучше, сильнее птицы; птица пролетела бы просто, а он — не просто, но имея крылья Духа и рассевая тысячи препятствий, смертей, козней, бедствий. Таким образом он был быстрее птицы. Если бы он был просто птицею, то утомился бы и был бы пойман; но, будучи окрыляем Духом, он перелетал чрез все сети, как бы имея огненные крылья».

Веру соблюдох Поелику говорится об этом, то можно бы подумать, что вера святого Павла подлежала сомнению или опасности; но вернее положить, что сие в том смысле говорится, что в продолжение жизни со времени обращения многое переиспытал Апостол и внутренно и внешно, от чего могла поколебаться вера или от чего она обычно колеблется у людей; но ничто у меня не поколебало ее. Она во все время пребыла неизменною, как началась. От образа обращения святого Павла иного и ожидать нельзя. Что могло быть более осязательным удостоверением в истине Евангелия, как явление Господа,— и беседа Его к святому Павлу,—и потом многократные видимые явления и содействия ему?

«Много было такого, что покушалось отнять у него сию веру, не только дружеские отношения с людьми, но и угрозы, и смертные опасности, и бесчисленное множество других вещей; но он устоял против всего. Как? Трезвенствуя внимательно и бодрствуя» (святой Златоуст), «и наблюдая за подкрадывающимся похитителем веры» (блаженный Феофилакт). Почему «никто не мог похитить ее у меня, ни народ, ни народоправитель, ни царь, ни тиран, ни сам диавол» (блаженный Феодорит).

Толкование на второе послание к Тимофею

Николай Варжанский, мч. (†1918)

О святости Церкви

 

Сектанты говорят: Мы святы и спасены не по делам нашим, которых Богу ничего не прибавят. Мы спасены благодатью: если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была уже благодатью.

Православный ответ: Здесь речь о делах закона Моисеева, который заменен «благодатью и истиною от Иисуса Христа» (Ин.1:17). Закон Моисеев был лишь «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24) и ветхозаветное исполнение закона при благодати излишне, однако, «подвигом добрым подвизаться» должно (2Тим.4:7), ибо не все говорящие: Господи! – спасутся, а исполняющие волю Отца Небесного (Мф.7:21). Нужны, значит, дела добродетели!

Оружие правды

Немезий Эмесский, еп. (†420)

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил

А если кому-то представляется несообразным то, что благочестивый тяжко страдает для исправления другого, то пусть он знает, что настоящая наша жизнь есть борьба и стадия добродетели. Итак, чем больше труды, тем многочисленнее венцы, потому что соответственно мере терпения бывает воздаяние наград. Вследствие этого апостол Павел был согласен подвергаться бесчисленным скорбям, для того чтобы получить лучший и совершеннейший венец победы.

О природе человека

Магн Аврелий Кассиодор (†580)

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил

Как сказал некто, едва ли бывает время, когда бы молящийся человек не испытывал нападения суетных и неуместных мыслей, рассеивающих и ослабляющих внимание, которым при молитве ум направляется к Богу. Поэтому великим и спасительнейшим подвигом является непрерывное прилежание в уже начатой молитве и неизменное, с помощью Божией, противостояние внушениям врага, так чтобы всегда утвержденный ум непрестанным вниманием устремлялся к Богу. Достигший этого может по достоинству сказать словами святого Павла: Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил.

Изъяснения Псалмов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил

Веру сохранил - Апостол говорит здесь об общей христианской вере.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.7-8   подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его.

Восхваляет свой подвиг и говорит о славном будущем венце своем Апостол для ободрения Тимофея и других преемников своих. По мысли св. Иоанна Златоуста, св. Ап. Павел как-бы так говорит: «я воздвиг трофеи, победил врагов, – говорит не из тщеславия, нет, но для ободрения сына, для того, чтобы такими похвалами внушить ему – легко переносить все случающееся, иметь благую надежду и не считать предстоящей разлуки тяжкою. Таким образом Павел писал сие для утешения Тимофея, и все послание исполнено утешения и есть как-бы некоторое завещание. Он желает утешить скорбящего ученика, заповедуя ему быть добрым, потому что он отходит к венцу, как совершивший все, как достигший благого конца; радоваться, говорит, должно, а не скорбеть. Оковы, темницы, смерть – это ли добрый подвиг? Да, говорит; потому что он совершается за Христа, доставляет великие венцы. Нет ничего лучше этого подвига; не имеет конца этот венец; он не из лавровых листьев, здесь не человек – распорядитель подвигов, не люди – зрители. Ангелы наполняют это зрелище. Здесь победители остаются навсегда в блеске, славе и чести. Посему должно радоваться; ибо я иду на покой, оставляю место подвигов; ты слышал от меня, что лучше разрешится и со Христом быти (Флп. 1:23). Истинно добрый подвиг – тот, который не только увеселяет зрителей, но и доставляет пользу, который всех влечет на небо. Такое течение светлее солнца. Такое течение совершил Павел, которым он стремился к небу. Трезвенствуя внимательно и бодренствуя, будучи окрыляем Духом, он перелетал все сети, как бы имея огненные крылья и рассеивая тысячи препятствий, смертей, козней, бедствий (Ин. 14:23). Если же ты сподобишься Его пришествия ныне, то будешь с великим дерзновением взирать на Него тогда. Будь же любомудрым ныне, пусть не будет у тебя гордости, чтобы Он не поразил тебя и не изринул».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

7. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил;
8. а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его


«Святой Павел, зная, что ему настоит уже страдальческая смерть, желает оставить Тимофею пример благочестивой жизни и здравого учения, чтобы через такое преемство никогда не прекращались в Церкви настоящие учители. Он напоминает, что строго соблюдал все, что было для него обязательно и душеспасительно для других, что не на словах только, но самыми делами подавал пример слушающим: что и перед Творцом своим явился верным распорядителем и приставником, немолчно проповедав всюду истину и, против начал и властей мира, со всею ревностью и мудростью борясь, оставил пример, как их следует побеждать, чтобы и в учениках своих возбудить ревность, как ненарушимо блюсти учение, так и подвигом добрым подвизаться, чтобы через то и им сделаться достойными венцов от Бога» (Амвросиаст). Весь труд свой неутомимый, апостольский, в котором он просветил светом истины Азию и Европу, все тяготы, лишения, скорби и радости духовные, пережитые им, при этом добром, ведущем к добру, подвиге, теперь он прошел до конца, сохранив в целости, несмотря на множество и внутренних, и внешних искушений, усвоенную им от Христа Господа веру, и какою принял от него, такою и передал другим. Поприще мое, говорит, на земле я прошел до конца безукоризненно. Теперь жду, за свои подвиги и труды, венца правды, уготованного праведным и даруемого по праведному приговору праведного Судии. Он уже соблюдается мне, уже готов, но еще не получен мною, хотя нет сомнения, что получится, потому что совесть моя свидетельствует мне, что я все сделал, что мне следовало сделать, а Судия, Который будет раздавать их в день суда, как праведный – справедливый, не лишит меня заслуженной награды. Не дерзко ли это? Нисколько. Верующий, вошедший верою в область Божью, и во всем пребывающий верным вере и порядкам Божьим, не может иначе говорить и чувствовать. Но такая уверенность есть плод трудов целой жизни, что и выражает Апостол в следующих словах: не только же мне, но и всем, возлюбившим явление Его. Явление Господа здесь есть второе Его пришествие на суд. Кому можно возлюбить это явление без соблюдения веры и исполнения заповедей Господа? Он ведь затем и придет, чтобы испытать, как кто исполнил волю Его, и исполнивших, как следует наградить, а не исполнивших – наказать. Всем сказанным святой Павел, как бы, так говорит Тимофею: следуй во всем моему примеру, воодушевляйся им в своем служении пастырском, и тебе Господь в день суда воздаст венец правды (Златоуст).

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible