Но́вый Заве́т: Мф. Мк. Лк. Ин. Деян. Иак. 1Пет. 2Пет. 1Ин. 2Ин. 3Ин. Иуд. Рим. 1Кор. 2Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1Фес. 2Фес. 1Тим. 2Тим. Тит. Флм. Евр. Откр.
Толкования на Апостола Павла 2-е послание к Тимофею 4:16
При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
Святые отцы
- Ефрем Сирин, прп. (†373)
- Иоанн Златоуст, свт. (†407)
- Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
- Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
- Феофан Затворник, свт. (†1894)
Прочие
- Евсевий Кесарийский (†339)
- Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
- епископ Никанор (Каменский) (†1908)
- священник Николай Рудинский (†1937)
Ефрем Сирин, прп. (†373)
При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им
При первом же допросе, когда я стал пред Кесарем, никто из братьев не был при мне, но все, оставив меня по страху, убежали. Да не будет им вменено это в грех, ибо хотя страх и обратил их в бегство, но любовь собрала их.
Иоанн Златоуст, свт. (†407)
Cт. 16-18 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь
Видишь, как он близок был к смерти; он был в самых челюстях льва; львом же он называет Нерона по причине его зверства, могущества царства его и непреклонности.
Икумений Триккский, прп. (†Xв.)
Ст. 14-18 Александр ковач многа ми зла сотвори: (да воздаст ему Господь по делом его): от негоже и ты себе блюди: зело бо противится словесем нашым. В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вcu мя оставиша: да не вменится им. Господь же мне предста, и укрепи мя, да мною проповедание известно будет, и услышат вcu язы́цы: и избавлен бых от уст львов. И избавит мя Господь от всякаго дела лукава, и спасет во Царствие Свое Небесное: Емуже слава во веки веков. Аминь
Апостол показывает Тимофею, что нужно мужественно переносить огорчения, хотя бы они причинялись людьми ничтожными, а обиды, наносимые людьми безчестными, бывают особенно тяжелы. - Да воздаст ему Господь. Так говорит Апостол не потому, чтобы он радовался наказанию, но потому, что наказание сильных противников необходимо было ради слабейших верующих, чтобы они не обвиняли в бессилии евангельскую проповедь. - По делом его. Это только предсказание будущего, а не проклятие. - От негоже и ты себе блюди. Не сказал Апостол: отмсти, накажи (хотя и это Тимофей мог сделать по благодати Божией), но: себе блюди, т.е. уклоняйся от него. Видишь ли, как он не спешит к наказанию? - Зело бо противится словесем нашым, т.е. словам проповеди нашей. - В первый мой ответ. Апостол Павел уже стоял на суде пред Нероном, но избежал осуждения, а когда он обратил к вере виночерпия Неронова, тогда тот обезглавил его. Слабый во всех других отношениях, Нерон отличался ревностью к идолослужению. – Но вcu мя оставиша, и иудеи, и вся братия. Да не вменится им. Видишь ли, что Апостол не только не желает отмщения, но и молится о прощении? А огорчение было слишком сильное, так как не одно и то же быть оставленным чужими или своими. - Господь же мне предста. Оставленного людьми не оставляет Господь. - И укрепи мя, т.е. даровал дерзновение, не попустил пасть духом. Апостол то ободряет ученика, то опять предлагает ему утешение. - Да мною проповедание известно будет. Смотри, как велико смиренномудрие Апостола: не потому, говорит он, Господь помог мне, что я был достоин этой помощи, но – ради проповеди, чтобы она исполнилась, была доведена до конца. - И услышат вcu язы́цы, чтобы всем сделалась известною и сила проповеди, и попечение обо мне Промысла Божия. - И избавлен бых от уст львов. Львом Апостол называет здесь Нерона по причине его жестокости и зверства. - И избавит мя Господь. Если Господь его избавит, то каким же образом он сказал: аз убо жрен бываю. Но вникни в слова. Тогда Апостол избавился от Нерона, а теперь Господь избавит его уже не от Нерона, (так как достаточно уже времени было для проповеди), а от всякого злого дела, т.е. не попустит, чтобы я отошел из этого миpa достойным осуждения за что–нибудь. - И спасет во царствие Свое Небесное. Сохранит меня от всего этого и возьмет отсюда, это и значит: спасет во царствие Свое. Это и есть истинное спасение, когда мы просияем там. – Емуже слава во веки веков. Аминь. Смотри: здесь воcсылается славословие Сыну, как в другом месте Отцу и Святому Духу, так как и Сын есть Господь.
Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)
При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили
Снова апостол повествует о других искушениях, чтобы более ободрить своего ученика. Но о каком он говорит первом ответе? Он еще прежде был представлен Нерону и избежал смерти, так что с того времени и проповедовал; но когда он обратил его виночерпия, тогда Нерон, воспылав гневом, отсек ему голову. Апостол высказывает скорбь словами: все меня оставили. Как бы так он говорит: даже свои изменили мне, и я был лишен всякого утешения. Поэтому и ты, будучи оставлен в опасных случаях, имей утешение в моем примере.
Да не вменится им
Видишь ли, как он щадит близких к нему? Конечно, они, близкие его сотрудники, сделали тяжкий проступок, оставив его. Ибо не одно и то же - быть оставленным посторонними людьми и своими. Однако апостол молится, чтобы это не было им вменено, конечно, от Бога, иначе это большой грех и заслуживает быть вмененным.
Феофан Затворник, свт. (†1894)
Известия (4, 16—18)
В первый мой ответ никтоже бысть со мною, но вси мя оставиша. Да не вменится им
Окончательный суд еще не был произнесен. Стоял только святой Павел на суде в первый раз и защищался. Хотя нельзя заключить, что дело клонилось не в пользу его, напротив, нижеследующие слова (стих 17) – подают мысль, что святой Павел не был чужд надежды избавления от осуждения и смерти, как и в первые узы: при всем том, однако ж, для него было очень чувствительно, что при нем не было тогда во время ответа никого из близких – помощников. Что значит: никтоже бысть со мною, – кого разумеет под сими святой Павел и что именно они могли сделать своим присутствием, – не видно. Но само собою разумеется, что их присутствие не одно утешение доставило бы святому Павлу, которое он умел находить в других источниках помимо людей. Как-нибудь оно могло бы послужить и к устранению обвинения его. Святой Златоуст говорит, что святой Павел в этот раз был судим и осужден за обращение виночерпия Неронова. Были, вероятно, лица, могшие показать, что святого Павла нельзя обвинять в этом, но из страха не выступили в защиту его. Вси мя оставиша – звучит сердечною жалостию, так естественною в подобных обстоятельствах. У святого Давида нередко встречаются подобные места: и ближнии мои отдалече мене сташа. Удалились от меня знаемые мои, друзья и искренние (см.: Пс. 37, 13; 87, 9 – и другое).
Да не вменится им Сделали они это не по неприязни, а по страху необузданного Нерона, пред которым ничто законное не имело цены, когда не согласовалось с его желанием. Они не надеялись помочь святому Павлу, а себя предали бы – в руки смерти; почему и устранились. И Господа Спасителя оставили ученики. Он наперед видел это и не осуждал их. Так делает и святой Павел: да не вменится им, – то есть от Бога и Господа. «Апостол показал к ним отеческое милосердие; потому что удаление происходило не от злонравия, но от боязни» (блаженный Феодорит). «Видишь, как кротко говорит он о близких к нему, хотя они сделали тяжкий проступок; ибо не одно и то же – быть оставленным посторонними людьми или своими. Видишь ли, как сильна была скорбь его? Ты, говорит, не можешь сказать, что я, подвергаясь гонению от посторонних, находил утешение, облегчение и помощь от своих; ибо и они изменили мне: вси мя оставиша. Подлинно, это – не малый грех. Если на войне тот, кто оставляет товарища, находящегося в опасности, и избавляет от рук врагов только себя самого, справедливо называется своими человеком, испортившим все дело и изменником; то тем более в проповеди» (святой Златоуст).
Евсевий Кесарийский (†339)
Cт. 16-18 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь
Этими словами Павел ясно устанавливает, что в первый раз избавился от пасти львиной (апостол, по-видимому, называет так Нерона за его жестокость) , дабы в полноте была завершена его проповедь. Ведь дальше он не добавляет ничего вроде: «избавил меня от пасти львиной»; он видел в Духе, что кончина его близка, почему к словам избавился из львиных челюстей добавляет: избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, - указывая на близкое мученичество. Еще яснее предсказывает он его в этом же послании, говоря: я уже становлюсь жертвой, и время моего отшествия настало (2Тим 4:6).
Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)
Cт. 16-18 При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь
У Римлян было в обычае, чтобы во время разбора дел на суде являлись друзья обвиняемого, которые уже одним своим присутствием поддерживали дух обвиняемого и оказывали некоторое влияние на судей. При разбирательстве дела апостола Павла не нашлось никого из его друзей, которые бы явились на суд. Но зато ему помог Сам Господь. Помощь Господа состояла в том, что Он снабдил его силою Своего Духа (Мф. 10:20). При этом, вероятно, Бог Сам явился апостолу языков (ср. Деян 18:9 и сл. и выражение 17 ст.: Господь же предстал мне). Вследствие этого речь апостола Павла дышала такою силою и имела такое поразительное действие, что он тогда «при первом ответе» избавился из львиных челюстей. Этот образ, заимствованный из книги пророка Даниила (Дан VI:22, 27), нельзя буквально понимать в том смысле, что Павел был освобожден от опасности быть брошенным цирковым львам. Он был римский гражданин и по закону мог быть только казнен посредством отсечения головы. Здесь, очевидно, апостол имеет в виду вообще свое спасение от смертной опасности и хочет сказать, что на первом разбирательстве его дела над ним не было произнесено смертного приговора. Вопрос только в том, на какое событие здесь намекает апостол. Толкователи различно думают об этом. Одни говорят, что апостол имеет в виду здесь первое разбирательство своего дела, которое, благодаря убедительной речи Павла, сошло для него благополучно. Павлу таким образом приходилось дожидаться нового вызова в суд который должен был иметь для него более несчастный исход. Другие принимают, что тот первый ответ имел место не во время этого римского пленения, не во время происходившего там процесса, а в обстоятельствах более раннего времени и что Павел рассказывает здесь о том, как он избавился от того первого пленения. Это место для некоторых древних толкователей представляло собою основание к тому предположению, что Павел был освобожден из первых римских уз (о них см. Деян 18 гл.), а потом снова был пленен, и что второе послание к Тимофею написано из вторых римских уз.
Дабы через меня утвердилось благовестие… т. е. чтобы апостол мог выполнить после освобождения из первых уз свои планы, о которых он говорил в послании к Римлянам (XV:24).
И избавит меня Господь от всякого злого дела Как апостол спасся первый раз, так он спасется и на будущие разы от всяких нападений злых людей, хотя, впрочем, это не значит, что он не умрет.
Слова: сохранит для Своего Небесного Царства означают, что он будет введен в Небесное Царство Христово через достойное приятие смерти, которой апостол, как видно из 6 ст., в то время ожидал. Таким образом, смерть и являлась для него путем в вечную жизнь. Поэтому и апостол воссылает Господу славу за все и даже за самую смерть.
епископ Никанор (Каменский) (†1908)
Ст.16-17. При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им!
Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы чрез меня утвердилось благовестие, и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
Суд над Апостолом совершался по форме Римского права. Он состоял из нескольких отдельных производств, причем судоговорение часто совершалось пред лицом всех желающих (публично). В таком суде видеть лиц знакомых и сочувствующих приятно подсудимому, а при его невинности и утешительно. Однако, хотя Апостол Павел был невинен, все-таки ближние его оставили его, как оставили Апостолы Самого Христа, когда Он был взят войнами. Первый страх ответственности – дело очень обычное. Он действует даже и на приближенных к царю, при виде их опасности, как это было, наприм., с Давидом, который жаловался: ближние мои отдалече мене сташа (Пс. 37:18;87:9). Но Господь не оставляет верных Ему рабов. Так Он не оставил и Павла дивно явившись ему и укрепив его, так что он потом имел бодрость смело возвестить Евангельское учение и воздействовать на многоязычную публику, слушавшую его самооправдание и вместе проповедь о Христе Спасителе. Св. Иоанн Златоуст сообщает, что Павел обратил ко Христу виночерпия императора Нерона, который был жесток постоянно, а теперь мог разъяриться и больше. Поэтому справедливо толковники видят в словах Апостола об избавлении от львиных челюстей указание на Нерона. «Видишь, как Павел был близок к смерти? Он был в челюстях самого льва; львом же называет Нерона, по причине его зверства, могущества его царства и непреклонности. Посмотри, как велико и смиренномудрие его. Не потому, говорит, Бог укрепил меня, чтобы я был достоин такого дара, но дабы подтвердилось благовестие, которое вверено мне. И услышат вcu язы́цы [русск. и услышали все язычники]. Что это значит? Дабы всем, говорит, сделались известны и слова проповеди и попечительство обо мне Промысла».
Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла
священник Николай Рудинский (†1937)
17. Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей.
18. И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царства, Ему слава во веки веков. Аминь
Суд преступников у римлян был публичный – гласный. Обвиняемый мог иметь защитника, мог вызывать свидетелей в свою пользу. У святого Павла, на первом суде над ним, не было ни защитника, ни свидетелей в его пользу. Все, говорит, меня оставили одного из боязни, чтобы и самим не подвергнуться суду и осуждению за принадлежность к христианству. Да не поставит, говорит, этого Господь в вину, и мне не по злому намерению они это сделали, а по слабости веры своей. Но не оставил его Господь Иисус Христос. Он и всегда был руководителем и утешителем святого Павла. И теперь, к оставленному всеми, Он предстал – явился, и укрепил его – вдохнул мужество, «не допустил пасть духом» (Златоуст) перед лицом смерти, и воодушевил его на защиту своего служения и Святого Евангелия, им проповедуемого. Так как у него не было защитников, то он, вероятно, сам произнес на суде защитительную речь о высоте и чистоте своей апостольской деятельности, и веры Христовой, им проповедуемой. И речь его была такая убедительная и сильная, что и у присутствующей на суде публики, и у самих судей осталось убеждение, что истина на стороне Евангелия, или, как он говорит, утвердилось благовестие, и весть об этом разнеслась повсюду между язычниками – услышали все язычники.
С другой стороны, его вдохновенная речь произвела впечатление и на самих судей. До речи Апостола, они готовы были присудить его к смерти, он был уже, как бы, в зубах льва, готовившегося пожрать его. Но после речи судьи не осмелились приговорить его к смерти, а оставили его дело до вторичного рассмотрения и исследования. Таким образом, говорит, Господь избавил меня из львиных челюстей – от смерти и на этот раз. Эта явная помощь Господа укрепляет святого Павла в надежде, что Господь не оставит его и далее, в его удрученном состоянии перед наступлением мученической кончины. И избавит, говорит, меня Господь от всякого дела лукавого – от всякого греха, то есть не допустит мне расслабнуть перед смертью и впасть в какое-либо мысленное искушение, и спасет – сохранит для Царства Своего Небесного «чистым от всякого греха» (Златоуст). Ему, Господу Иисусу, слава во веки веков. Аминь, заканчивает святой Павел свою надежду на Господа.