Скрыть
Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;

Святые отцы

Прочие

Иларий Пиктавийский, свт. (†347)

ст. 3-4 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням

Зная об этих порочных желаниях, апостол Павел, среди многих наставлений, касающихся проповеди и исповедания веры, пишет Тимофею: Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Ибо когда из-за наклонности к нечестию те, о которых ведет речь апостол, станут непокорны здравому учению, тогда они наберут себе учителей для осуществления своих прихотей. Разумеется, они будут прилежать таким учениям, которые соответствовали бы их желаниям, и не захотят более быть наставляемыми, но будут умножать наставников в своих похотях, чтобы само это множество отысканных и собранных ими учителей удовлетворяло велениям их бушующих страстей.

О Троице

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху

Ибо будет время, когда здраваго учения сих слов не станут содержать многие из (мнимых) мудрецов, но по своим пожеланиям и под мнимым прикрытием Писаний наберут себе учителей красноречивых, ласкающих слух их.

Второе послание к Тимофею

Григорий Богослов, свт. (†389)

ст. 3-4 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням

Есть, действительно есть люди, у которых при наших речах чешутся и слух, и язык, и даже, как вижу, и руки; которым приятны негодные пустословия и прекословия лжеименного знания (1Тим 6:20) и ни к чему не ведущие словопрения (1Тим 6:4). Ибо Павел, проповедник и вводитель слова сокращенного (Рим 9:28), учитель и ученик рыбарей, называет так все излишнее и изысканное в слове.

Против евномиан

Максим Исповедник, прп. (†662)

ст. 3-4 Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням

Говорят опытные в относящемся к словам и в том, чтобы знать их точный смысл, и недаром за сие прославляемые, что каждой вещи подобает давать свойственное ей название, являющее собой особое по отношению к какому-нибудь свойству другого обозначаемого предмета, каким бы образом он ни именовался, свойство. И хорошо говорят они, что чешущие слух и язык - это хотящие говорить и слушать что-нибудь новое (Деян. 17:21) и всегда радующиеся новшествам и - сказать словами Писания - передвигающие межу давнюю, которую провели отцы их (притч. 22:28), и наслаждающиеся новым и странным, а против привычного, и давно знакомого, и неизменного восстающие как против поблекшего и презренного и ничего не стоящего; и чем новее что, тем с большей радостью то приемлющие, хотя бы оно было и ложным, и не приносящим никакой пользы душе, ради которой всякое воспевается и пишется благочестивое слово и предпринимается всякий спасительный труд. <…> Чешущими слух и язык назвал учитель тех, о коих было его слово, ибо всякому слову свойственно языком говориться и произноситься и слухом бывать услышану и усвоену. Если же захотим дать и другое объяснение сказанному, то чешущие слух и язык, возможно, суть те, кто готов слушать и говорить лишь порицания и клеветы на других и поношения, невежественно почитая для себя почетным с гордостью восставать против всякого слова или же человека, и прежде, нежели скажет что-либо им подозреваемый, которому они завидуют, приходят в крайнее возбуждение духа и неким образом подталкивают душу, уготовляя слух и язык ко уловлению какого-либо слога или слова, не для того, чтобы порадоваться ему, но чтобы опорочить и иметь материал для своей пустой болтовни против него.

Амбигвы к Иоанну

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-5 Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся. Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори

Прежде чем сбросят они с выи своей иго послушания истине, завладей ими, пока они слушаются тебя. Поэтому-то и сказал Апостол: настой благовременне и безвременне, пока они принимают это. Должно приучать их покоряться истине прежде, чем они отступят от нее. - По своих похотех изберут себе учители. Негодность учителей видна уже и из того, что поводом к их поставлению служат прихоти толпы. Самые слова Апостола ἐπισωρεύσουσιν. указывают на беспорядочную толпу учителей и на то, что будут поставляемы (χειροτονεῖσθαι – рукополагаемы) учениками. - Чешеми слухом, т.е. находя удовольствие в слушании только того, что соответствует их желаниям, и всегда сильно желая слушать только то, что говорится им в угоду. - И от истины слух отвратят. Предсказывает это Апостол не с тем, чтобы опечалить Тимофея, но чтобы показать, что учеников нужно руководить и наставлять здравому учению, пока они еще послушны и покорны, и – чтобы он не падал духом, когда все это случится: уготовихся, говорит псалмопевец, и не смутихся (Пс. 118:60). Видишь ли, что они не по неведению падают, а добровольно и сознательно? Отвратят слух и обратятся: заведомое зло. - Ты же трезвися о всем: будь трезвен и бдителен, злопостражди, борись, трудись, привлекай слух учеников полезным и истинным учением прежде, чем появится эта зараза. – Служение твое известно сотвори (διακονίαν σου πληροφόρησον – удовлетвори, удовлетворительно исполни). Тимофей, между прочим, служил и проповеди. Потому Апостол говорит: доведи до конца то, что ты начал и засемени их словом проповеди, пока они еще здравы.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут

Итак, предупреди их, прежде чем низвергнутся в несчастие. Поэтому и сказал выше: во время и не во время; пока еще имеешь возможность убеждать, делай все.

Но по своим прихотям будут набирать себе учителей

Апостол обозначает выражением будут избирать беспорядочную толпу учителей, а также и то, что они избираются народом, который будет действовать не по здравому разуму, но будет избирать тех, которые станут поблажать их похотям и только угодное им говорить и делать.

Которые льстили бы слуху

То есть желающие всегда слышать приятное, усладительное, ласкающее слух.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся

Этими словами Апостол внушает спешить научением истине, чтоб полюбили ее и привязались к ней и в силу сей любви и привязанности навсегда пребыли верными ей, отвращая слух от всяких иноучений. «Прежде, чем сбросят они с выи своей иго послушания истине, завладей ими всеми. Пока есть среди твоих пасомых такие, которых следует учить, убеждать и покорять истине, употреби все усилия, чтобы достигнуть сего. С сею целию и сказано выше: настой благовремение и безвременне» (святой Златоуст, блаженный Феодорит). «Приучи их к покорности истине, прежде чем отступят от нее» (Экумений).

Будет бо время, егда здраваго учения не послушают Теперь еще они будут слушать и охотно принимать и учение, и вразумление; а после этого уже не найдешь в них. «Пророчествует святой Апостол и, предвидя это в будущем, заповедует со всем усилием неутомимо научать пасомых истине и добродетели, чтоб, будучи наставлены в вере и обучены добрым делам, они в последующее время, когда иные станут уклоняться от истины в заблуждение, пребыли неизменными» (Амвросиаст).

Причины, почему так случится, не указывает Апостол; но, по наведению от сказанного впереди, можно полагать, что причиною тому будет неисполнение предложенной заповеди — настойчиво учить,—молчание пастырей и нерадение о проповедании истины и научении паствы. Не учат пастыри, — пасомые и остаются в неведении здравого учения; не вразумляют грешащих,—они и закосневают в порочности. Оставаясь в неведении истины, они набираются пустомыслия и всякого вздоромыслия, от чего тупеют к воспринятию истины. Закосневая в порочности, делаются неспособными принимать вразумления и обличения. Потому и надобно спешить, и здравым ученьем их просветить, и к добродетелям приучить, прежде чем они отупеют для принятия первого и ожесточатся против покорности вторым. Ибо, когда дойдут до этого, тогда уже поздно хвататься,—слушать не станут.

Но как нельзя им оставаться и без знания и правил, то что они сделают? По своих похотех изберут себе учители. То есть таких учителей, которые и умствовать их оставят, как им нравится, и жить, как хотят. Замечательно, что: изберут, по-гречески: επισωρευσουσιν,—наберут целую кучу или толпу учителей, и притом сами наберут,— причем, конечно, принимаемы будут только угодные, а неугодные отвергаемы. И выходит, что эти учители будут в зависимости от учимых и учить не по своей, а по ихней программе. «Не может быть ничего выразительнее этого слова: επισωρευσουσιν; оно означает беспорядочную толпу учителей, которые притом будут рукополагаемы (избираемы и утверждаемы в своем чине) учениками» (святой Златоуст). «А эти при сем выборе будут действовать не по здравому разуму, но будут избирать таких, которые станут поблажать их похотям и только угодное им и говорить, и делать» (блаженный Феофилакт).

Чешеми слухом Потому так поступать будут, что привыкли всегда слышать только то, что приятно щекотит слух. Это и на красноречие указывает, но более на лесть или приноровление ко вкусам слушающих. Только гожих на это будут избирать,— «отыскивая себе людей, которые говорили бы для их удовольствия и льстили их слуху» (святой Златоуст).

И от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся Будучи таковы, они не могут уже иметь охоты слушать истину, которая и без обличения обличает их; потому отвратятся от нее и к баснем уклонятся, — к учениям мечтательным, которые, занимая воображение привлекательными фантазиями, оставляют в покое совесть, не пробуждая ее и не тревожа требованием исправления неисправного в воззрениях и жизни. «Видишь? Они не по неведению будут заблуждать, а произвольно и сознательно. Сами отвратят слух от истины, сами уклонятся к басням» (блаженный Феофилакт). Уклонятся, εκτραπησονται, — соступят с правого пути сами, заведомо.

Амвросиаст пишет на сие: «таковы будут желающие быть учимыми по своим похотям. От учителей, верных истине и строгих, они обратятся к таким, которые бы учили их тому, что им слышать по сердцу. Истина станет для них горька, и они, оставя ее здравое учение, займутся баснями. Не будет им желательно, чтоб были обличаемы их недобрые дела; почему таких возжелают учителей, которые бы подслуживались их нравам и привычкам. Чешется у них слух, ища слышать, под именем учения настоящего, басни пустые, но приятные».

Святой Златоуст замечает при сем: «предсказывает это святой Апостол не с тем, чтобы ученик его предался унынию, но чтобы он мужественно переносил, когда это случится. Подобным образом и Христос говорил: предадят вы, и на соборищах биют вас, и пред владыки же и цари ведены будете Мене ради (ср.: Мф. 10, 17). Так и в другом месте блаженный Апостол говорит: аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящий стада (Деян. 20, 29). Он говорил это для того, чтобы они бодрствовали, чтобы надлежащим образом пользовались настоящим временем».

Толкование на второе послание к Тимофею

Сергей Васильевич Кохомский (†XIXв.)

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху.


«Будет время, когда здравого учения принимать не будут, по своим прихотям будут избирать себе учителей». Апостол предсказывает наступление порядка, при котором избрание учителей будет самочинным («будут избирать себе учителей») и будет руководимо не указаниями высших, апостолов или епископов, а только личными прихотями избирающих («по своим прихотям»), причем последние, от истины слух отвративши (2Тим.4:4), будут обходиться, при поставлении учителей, без преемственного от апостолов правильного их посвящения и рукоположения. Таково, именно, бывает избрание на должность наставника в сектах, отделившихся от Церкви с ее священством, ведущим начало от апостолов.

Примечания к Апостолу и Апокалипсису в обличение штундистов и подобных им сектантов

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху

Тимофей должен теперь пользоваться случаем обращаться с увещанием к слушателям, потому что наступит время, когда он уже не найдет людей, готовых его слушать; люди будут охотнее слушать других учителей.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст3-4  Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
и от истины отвратят слух и обратятся к басням.

Предсказание об отпадении некоторых и отвращении их слуха от проповеди Евангельской сбылось и тогда, сбывается и ныне. Но цель этого предсказания – та, чтобы св. Тимофей, равно как и все подобные ему пастыри и архипастыри, дорожили опасными временами для их пасомых и не покладали рук в своей деятельности в эти тревожные времена, всемерно заботясь о том, чтобы пасомые не уклонились от них, так как после сего проповедь к ним станет почти невозможною, хотя они и предадутся учениям самым пустым, но легким, приятным для слушающих, каковы все вообще учения развратные, поблажающие низким страстям и вожделениям греховным. «Предсказывает это Апостол, – говорит св. Иоанн Златоуст, – не с тем, чтобы ученик его предался унынию, но чтобы он мужественно переносил, когда это случится. И в другом месте Апостол говорит: аз бо вем сие, яко по отшествии моем внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада (Деян. 20:29). Он говорил это для того, чтобы они бодрствовали, чтобы надлежащим образом пользовались настоящим временем. Ничего не может быть выразительнее слова: изберут себе учители. Это указывает на беспорядочную толпу учителей, которые притом будут (поднятием рук) утверждаемы учениками, отыскивающими себе таких людей, которые говорили бы для их удовольствия и льстили их слуху» и которые «станут поблажат их похотям и только угодное им творить и делать» (блаж. Феофилакт).

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О ложных учителях.

Мф.7:13–15. Врата тесны бывают для тех, кто не любит мирские похоть плоти, очей, гордость: 1Ин.2:15–16, а например «к лукавым делателям», «отступникам от веры» и т. п. эти слова не относятся, но о них говорится: 1Тим.1:3–7; 4:1–2; 2Тим.4:3; 2Петр.2:1–3; 3:16–17; 1Кор.8:2. Лжепророки приходят для прельщения в овечьей одежде, т. е., по внешнему виду ничем не отличаются от овец – пасомых. Пастыри Церкви носят одежду отличную от пасомых.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


Кто не со Христом?
 

Лк.11:23. Не со Христом тот, кто вводит пагубные ереси, отвергаясь искупившего Господа: 2Петр.2:1–2; 1Тим.4:12Тим.4:3; такие люди служат не Господу: Рим.16:18; апостол умоляет остерегаться их: Рим.16:17; Тит.3:10.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О гонениях.

Лк.21:16-17. Из этих слов нельзя заключить, что все гонимые исповедуют истинную религию: Деян.5:36-37; евреи не пользуются расположением народа, но они – не ученики Христовы, также не ученики Христовы и те, кто не принимает здравого учения: 2Тим.4:3; им даже повелевается заграждать уста: Тит.1:11; а иных страхом спасать: Иуд.1:23.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими


О духовной жажде.

Ин.7:37. Здесь разумеется жажда духовная, – удовлетворение учением и благодатию Божией всех духовных потребностей человека, а это учение заключается, между прочим, и в следующем: Ин.13:20; Лк.10:16; Мф.28:19-20; конечно, есть жажда духовная и у заблуждающихся в вере, но эта жажда обольстительная, отвращающая от истины: 1Тим.4:1; 2Тим.4:3-4.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

3. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху;
4. и от истины отвратят слух и обратятся к басням

 

Чтобы пастырь не подпал искушению отлагать дела проповеди назавтра, святой Павел прибавляет побуждение – поспеши, скоро настанет время, когда многие не станут уже слушать слова истины.
Если, говорит, пастыри не будут исполнять моей заповеди – настойчиво учить пасомых, вовремя и не вовремя обличать, запрещать и умолять заблудших, и мерами долготерпеливой любви и учения укреплять их в истине, то выйдет то, что пасомые совсем отвыкнут от здравого учения. Оставаясь в неведении истины, они будут набираться пустомыслия, а через это станут тупы к восприятию истины. Если своевременно не вразумят грешащих, то они закоснеют в порочности, и сделаются неспособными принимать вразумления и обличения. Поэтому и нужно спешить, и здравым учением их просветить, и приучить к добродетелям прежде, чем они отупеют для принятия здравого учения, и ожесточатся против обличений. Когда же дойдет до этого, тогда они и слушать не будут здравого учения, а вместо своего законного пастыря, сами, самовольно наберут учителей по своим похотям, которые предоставят им жить так, как им это нравится, и будут их учить тому только, что им нравится, что будет льстить их слух. Под влиянием такой своевольной жизни, и таких льстивых учителей, люди, естественно, совсем отвергнутся от истины, не по заблуждению и неведению, а сознательно, и вместо истины обратятся к басням, к учениям мечтательным, которые, занимая воображение привлекательными фантазиями, оставляют в покое совесть, не пробуждая ее, и не тревожа требованием исправления в воззрениях, и жизни. Поэтому пастырю не надо, своей леностью и нерадением, доводить дело до такого печального состояния.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible