священник Николай Рудинский

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Источник

Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником

Издание второе, дополненное и переработанное

Содержание

От издателей

Введение

Жизнь Савла Тарсянина до обращения его ко Христу

Обращение Савла 34 год (Деян. 9:1–19:22, 4:11–26, 12:19).Первая проповедь его о Христе в Дамаске, Иерусалиме и Антиохии (Деян. 9:20–31:11, 25:30)

Апостольские труды святого Апостола Павла в Антиохии 41–42 годы (Деян. 11:19–30)

Первое благовестническое путешествие святого Апостола Павла с Варнавой и Иоанном-Марком 45–46 годы (Деян.13:14) Остров Кипр (Деян. 13:1–13) Проповедь апостолов в Антиохии Писидийской, Иконии, Дервии и Листре (Деян. 13:14–14:26) Собор святых апостолов в Иерусалиме 51 год (Деян. 15:1–34) Второе благовестническое путешествие святого Апостола Павла с Силой и Тимофеем 52–55 годы (Деян. 15:36–18:22) Апостольская деятельность в Галатии (Деян. 16:6) Благовестническая деятельность святого Апостола Павла в Европе (Деян. 16:6–6) Проповедь святого Апостола Павла в Филиппах (Деян. 16:12–40) Благовестническая деятельность Апостола в Салониках и Верии (Деян. 17:1–15) Проповедь святого Апостола Павла в Афинах (Деян. 17:16–34) Благовестнические труды святого Апостола Павла в Коринфе (Деян. 16:1–16) Первое послание святого Апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам) Повод к написанию послания Разделение послания Первое послание к Фессалоникийцам Часть первая – историческая (1:2–3:13) Раздел первый. Светлое состояние Солунской Церкви (1:2–10) Раздел второй. О пребывании Апостола у солунян (2:1–16) Раздел третий. Заботы святого Апостола Павла о солунянах по отбытии его из Солуни (2:17–3:13) Глава 3 Часть вторая – нравоучительная (гл.4:5) Раздел первый. Уроки по особенным нравственным нуждам солунян (4:1–12) Глава 4 Раздел второй. Учение о втором Христовом пришествии с нравственным выводом из этого учения (4:13–5:11) Глава 5 Раздел третий. Перечень нравственных уроков, которыми определяется строй христианских обществ и каждого христианина во все времена и на всяком месте (5:12–24) Заключение (5:25–28) Второе послание святого Апостола к Солунянам (Фессалоникийцам) Повод к написанию и содержание послания Время и место написания послания Разделение послания Второе послание к Фессалоникийцам Глава 1 Часть первая (1:3–12) Раздел первый. Похвальные качества христианской жизни солунян (1:3–4) Раздел второй. Утешение солунян в терпении, и воодушевление на твердость в нем (1:5–10) Раздел третий. Молитва о преуспевании солунян в христианских совершенствах (1:11–12) Часть вторая – вероисправительная (2:1–17) Глава 2 Раздел первый. Апостол объясняет несправедливость мыслей солунян о втором пришествии Господнем (2:1–8) Раздел второй. Апостол спешит утешить и укрепить солунян в ожидаемых от антихриста искушениях (2:9–12) Раздел третий. Источник утешения солунян – быть верными в вере (2:13–15) Раздел четвертый. Апостол молится об утверждении солунян в здравом учении и вере (2:16–17) Часть третья – нравоисправительная (3:1–15) Глава 3 Раздел первый. Заключительные прошения, надежды, благожелания (3:1–5) Раздел второй – речь нравоисправительная (3:6–15) Заключение (3:16–18) Устроение Коринфской церкви. Путешествие в Иерусалим Третье благовестническое путешествие святого Апостола Павла 55–60 годы (Деян. 18:23–21:16) Благовестническая деятельность святого Апостола Павла в Ефесе 55–57 годы (Деян. 18:24–19:40) Послание святого Апостола Павла к Галатам Повод к написанию послания Время и место писания послания послание к Галатам Содержание и разделение послания Послание к Галатам Глава 1 Часть первая – защитительная (1:6–2:21) Раздел первый. Учение его истинное и следовательно апостольское (1:6–10) Раздел второй. Он есть истинный Апостол Христов (1:11–2:21) Глава 2 Часть вторая – вероучительная (3:1–5:12) Глава 3 Раздел первый. Доказательства ненужности для галатов как язычников закона иудейского (3:1–14) Раздел второй. Опровержение возражений об исключительном значении для язычников веры помимо закона (3:15–29) Раздел третий. Святой Апостол Павел определяет отношение Ветхого Завета к Новому (4:1–7) Глава 4 Раздел четвертый. Уговоры галатов остаться верными учению Христову и не вязать себя игом закона (4:8–5:12) Глава 5 Часть третья – нравоучительная (5:13–6:10) Раздел первый. Общее начало христианской жизни (5:13–25) Раздел второй. Каковы должны быть в христианском обществе совершеннейшие лица в роли руководителей, и как должны к ним относиться те, кого они руководят (5:26–6:6) Глава 6 Раздел третий. Побуждение к духовной жизни и всякой добродетели (6:7–10) Заключение (6:11–18) Благовестническая деятельность святого Апостола Павла в Ефесе 57–59 годы Первое послание святого Апостола Павла к Коринфянам Вести о состоянии Коринфской Церкви Содержание и разделение послания. Время и место написания послания Первое послание к Коринфянам Глава 1 Начало послания (1:4–9) Первое отделение. Пресечение начавшихся разделений (1:10–4:21) Раздел первый. Краткое обличение начавшихся разноречий (1:10–16) Раздел второй. Определение и устранение причин от которых происходили толки у коринфян (1:17–4:16) Глава 2 Глава 3 Урок первый (ст. 10–15) Урок второй (ст. 16–17) Урок третий – учителям (ст. 18–20) Урок четвертый – ученикам (ст. 21–23) Глава 4 Раздел третий. Апостол извещает о посольстве к ним Тимофея, о своем скором прибытии, и дает внушения с целью отрезвить их (4:17–21) Второе отделение. Обличение и исправление нравственных недостатков (5:16–20) Раздел первый. Апостол обличает коринфян за равнодушие к кровосмеснику и произносит суд над ним (5:1–8) Глава 5 Раздел второй. Наставление об очищении христианского общества от всех явных грешников (5:9–13) Глава 6 Раздел третий. Обличение за тяжбы пред неверными (6:1–8) Раздел четвертый. Обличение грешной и страстной жизни вообще (6:9–20) Третье отделение. Наставление о браке и безбрачии (7:1–40) Глава 7 Раздел первый. Наставления о браке (7:1–24) Раздел второй. Наставления о безбрачии (7:25–40) Четвертое отделение. Запрещение вкушать идоложертвенное (8:1–11:1) Раздел первый. Обличение за соблазн немощных (8:1–9:27) Глава 8 Глава 9 Раздел второй. Вкушающие идоложертвенное оскверняются и сами (10:1–11:1) Глава 10 Глава 11 Пятое отделение. Обличение и исправление некоторых непорядков при церковных собраниях (11:2–34) Раздел первый. Против непокрытия женщинами своих голов в церкви (11:2–16) Раздел второй. Против нестроений на вечерях любви (11:17–34) Шестое отделение. О дарах духовных (12:1–14:40) Глава 12 Раздел первый. О благодатных дарах вообще (12:1–31) Раздел второй. О любви как высшем пути (13:1–13 Глава 13 Раздел третий. Об употреблении дара пророчества и дара языков (14:1–40) Глава 14 Седьмое отделение. О воскресении мертвых (15:1–58) Раздел первый. Доказательство воскресения мертвых по телу (15:1–34) Глава 15 Раздел второй. Учение об образе воскресения и свойствах воскресших тел (15:35–53) Раздел третий. Победная песнь над смертью с кратким увещанием (15:54–58) Заключение (16:1–24) Глава 16 Извещение о своих планах относительно путешествия и трудов в проповеди (16:5–9) Наказ о Тимофее с вестью об Аполлосе (16:10–12) Напоминания – бодро и мужественно стоять в вере, не покидать взаимной любви, повинуясь предстоятелям и отдавая должную честь служащим и труждающимся в деле Божьем (16:13–18) Приветствия, изъявления благожеланий, поклоны (16:19–20) Последнее слово и благожелание Апостола (16:21–24) Причины, побудившие святого Апостола Павла оставить Ефес. Благовестие в Троаде и Македонии 59–60 годы Второе послание святого Апостола Павла к Коринфянам Повод к написанию послания Содержание и разделение послания Время и место написания послания Второе послание святого Апостола Павла к Коринфянам Глава 1 Начало послания (1:3–11) Часть первая – теоретическая (1:12–7:16) Раздел первый. Причина перемены плана путешествия (1:12–2:11) Глава 2 Раздел второй. О высоте христианского откровения, или Евангельской истины, с изложением того, как она водворяется на земле (2:12–7:1) Глава 3 Глава 4 Будущая жизнь полна славы (ст. 16–18) Почему особенно желательна будущая жизнь (5:1–5) Глава 5 Что же должно делать, чтобы удостоиться будущей славной жизни (ст. 6–10) Глава 6 Глава 7 Раздел третий. Выражение радости и утешения, доставленных возвращением Тита с добрыми вестями из Коринфа (7:2–16) Часть вторая – практическая (8:1–9:15) Раздел первый. Побуждения к благотворительности на разных примерах (8:1–15) Глава 8 Раздел второй. Распоряжение Апостола послать в Коринф Тита с другими двумя братьями (8:16–9:5) Глава 9 Раздел третий. Увещания к щедрому, охотному и радушному подаянию (9:6–15) Часть третья – защитительная (10:1–13:10) Раздел первый. «Я и в лицо строгим бываю, как и на письме» (10:1–11) Глава 10 Раздел второй. «К строгости уполномочивает меня апостольское мое звание» (10:12–12:18) Глава 11 Глава 12 Раздел третий. Вооруженный такою властью приду, не пощажу (12:19–13:10) Глава 13 Заключение (13:11–13) Второе посещение Коринфа святым Апостолом Павлом 60 год Послание святого Апостола Павла к Римлянам Христианство в Риме Деяния Апостолов (18:23–21:16) Повод, побуждения и цель написания Послания к Римлянам Содержание и разделение послания Время и место написания послания Послание к Римлянам Глава 1 Начало послания (1:8–17) Часть первая – вероучительная (1:18–11:36) Раздел первый. Никто собственными силами не может оправдаться перед Богом (1:18–3:20) Введение к разделу (1:18) Глава 2 Глава 3 Раздел второй. Правда Божия является от веры. Бог устроил особый, дивный образ спасения в Единородном Своем Сыне, Господе нашем, Иисусе Христе (3:21–7:6) Глава 4 Глава 5 Глава 6 Глава 7 Раздел третий. Раскрытие и осуществление правды Божьей – под законом, под благодатью и в Царстве Славы (7:7–8:39) Глава 8 Раздел четвертый. Отношение Израиля и языческого мира к новому пути оправдания (9:1–11:36) Глава 9 Глава 10 Глава 11 Часть вторая – нравоучительная (12:1–15:13) Раздел первый. Изображение духа жизни христианской (12:1–2) Глава 12 Раздел второй. Правила относительно взаимных отношений христиан, как выражение духа жизни христианской (12:3–21) Раздел третий. Как христиане должны жить и действовать как члены общества гражданского, или государства (13:1–14) Глава 13 Раздел четвертый. Исправление одной существенной неисправности римских христиан (14:1–15:13) Глава 14 Глава 15 Заключение (15:14–16:24) Апостол объясняет, что его задержало посетить их (15:18–22) Апостол извещает, когда посетит их (15:23–29) Приветствия (16:1–16) Глава 16 Предостережения от лжеучителей (16:17–20) Заключительная приписка (16:21–24) Последнее путешествие святого Апостола Павла в Иерусалим (Деян. 20:3–21:20) Первые узы святого Апостола Павла в Иерусалиме, Кесарии, Риме и его послания из уз Узы святого Апостола Павла в Иерусалиме 60 год (Деян. 21:17–23:35) Узы святого Апостола Павла в Кесарии при Феликсе 60–62 годы (Деян. 24:1–27) Послание святого Апостола Павла к Ефесянам Обстоятельства написания послания, его содержание и разделение Место и время написания послания Послание к Ефесянам Глава 1 Часть первая – догматическая (1:3–3:21) Раздел первый. Раскрытие плана нашего спасения (1:3–14) Раздел второй. Апостол вводит ефесян в созерцание всего плана спасения(1:15–3:21) Глава 3 Часть вторая – нравоучительная (4:1–6:18) Раздел первый. Общий строй жизни христиан (4:1–16) Раздел второй. Общие правила христианской жизни (4:17–20) Глава 5 Раздел третий. Частные правила христианской жизни по состояниям (5:21–6:9) Глава 6 Раздел четвертый. Духовное христианское всеоружие (6:10–18) Заключение (6:19–24) Узы святого Павла в Кесарии при Фесте 62 год (Деян. 24:27–26:32) Путешествие святого Апостола Павла в узах в Рим 62 год (Деян. 27:1–28:16) Первые узы святого Апостола Павла в Риме 63–64 годы (Деян. 26:15–31) Послание святого Апостола Павла к Филимону Повод к написанию и содержание послания Разделение послания Послание к Филимону Глава 1 Начало послания (ст. 4–7) Основная часть. Святой Павел просит о милостивом принятии Онисима (ст. 8–21) Послесловие (ст. 22–25) Послание святого Апостола Павла к Колоссянам Состояние Церкви Колосской Содержание и цель послания Время написания послания Разделение послания Послание к Колоссянам Глава 1 Начало послания (1:3–11) Часть первая – вероучительная (1:12–2:23) Раздел первый. Краткое изображение Божественного плана спасения (1:12–23) Раздел второй. Именно Апостола Бог избрал возвестить тайну Своего домостроительства язычникам (1:24–29) Раздел третий. Предостережение колоссян от лжеучений (2:1–23) Глава 2 Часть вторая – нравоучительная (3:1–4:6) Раздел первый. Жизнь христианская, взятая отрешенно от внешних положений христиан (3:1–17) Глава 3 Раздел второй. Жизнь христиан в разных их положениях (3:18–4:6) Глава 4 Заключение (4:7–18) Извещения (4:7–9) Поклоны (4:10–15) Поручения и распоряжения (4:16–17) Заключительная приписка рукою самого Павла (4:18) Послание святого Апостола Павла к Филиппийцам Повод к написанию послания, цель, содержание, отличительные черты его Разделение послания Место и время написания послания Послание к Филиппийцам Глава 1 Начало послания (1:3–11) Первое отделение. Апостол извещает о себе (1:12–2:18) Раздел первый. Извещение об успехах благовестия и обстоятельствах жизни Апостола в Риме (1:12–26) Раздел второй. Наставления о жизни, достойной благовествования (1:27–2:18) Глава 2 Второе отделение. Апостол извещает филиппийцев о своих намерениях (2:19–30) Раздел первый. О намерении послать к филиппийцам святого Тимофея (2:19–24) Раздел второй. Об отправлении к филиппийцам Епафродита (2:25–30) Третье отделение. Предостережение с применительными уроками (3:1–4:1) Раздел первый. Предостережение от иудействующих лжеучителей (3:1–9) Глава 3 Раздел второй. Наставление стремиться по примеру Апостола к почести вышнего звания с отрешением от всего (3:10–4:1) Глава 4 Четвертое отделение. Краткое внушение некоторым лицам с приложением общего всем наставления (4:2–9) Раздел первый. Наставления отдельным лицам (4:2–3) Раздел второй. Наставления всей Церкви (4:4–9) Пятое отделение. Благодарность за присланное вспомоществование (4:10–20) Заключение (4:21–23) Послание святого Апостола Павла к Евреям Место и время написания послания К кому написано послание Побуждение и цель написания послания Содержание и разделение послания Послание к Евреям Часть первая – догматическая (1:1–10:18) Введение. Превосходство новозаветного откровения перед ветхозаветным (1:1–3) Глава 1 Раздел первый. Превосходство Иисуса Христа, новозаветного Ходатая, перед ангелами (1:4–2:18) Глава 2 Раздел второй. Превосходство Иисуса Христа перед Моисеем (3:1–4:13) Глава 3 Глава 4 Раздел третий. Превосходство Иисуса Христа перед первосвященниками Ветхого Завета (4:14–7:28) Глава 5 Глава 6 Глава 7 Раздел четвертый. Замена Ветхого Завета Новым (8:1–13) Глава 8 Раздел пятый. Прообразовательное значение жертв Ветхого Завета и скинии (9:1–28) Глава 9 Раздел шестой. В силу вступает новая Жертва, более совершенная по своему значению (10:1–18) Глава 10 Часть вторая – нравоучительная (10:19–13:19) Раздел первый. Увещание неуклонно держаться исповедания – упования христианского (10:19–39) Раздел второй. Сила веры ветхозаветных праведников (11:1–40) Глава 11 Раздел третий. Последователи Иисуса Христа должны отличаться христианским терпением и преуспевать в нем (12:1–17) Глава 12 Раздел четвертый. Величие восприятия Ветхого и Нового Заветов (12:18–29) Раздел пятый. О христианских добродетелях (братолюбии, страннолюбии, целомудрии, нестяжательности и твердой вере в Господа Иисуса) в подражание великим наставникам веры (13:1–8) Глава 13 Раздел шестой. Превосходство христианских религиозных собраний перед религиозными собраниями ветхозаветными (13:9–19) Заключение (13:20–25) Молитва святого Павла о верующих (13:20–21) Просьба благосклонно принять послание (13:22) Обещание побывать у них (13:23) Приветствия и благожелания (13:24–25) Четвертое благовестническое путешествие святого Апостола Павла. Вторые узы и мученическая смерть в Риме. Пастырские послания 65–68 годы Послание святого Апостола Павла к Титу Побуждение и цель послания, место написания Разделение послания Послание к Титу Глава 1 Начало послания (1:5) Правила в руководство Титу, а в лице его и всем устроителям церквей (1:6–3:11) Раздел первый, относительно поставления епископов (1:6–9) Раздел второй. Правила на случай распространения кем-либо неправых мыслей (1:10–16) Раздел третий. Указание чему и как следует учить верных, сообразуясь с их возрастом и состоянием (2:1–3:11) Глава 2 Глава 3 Заключение (3:12–15) Апостол дает распоряжения (3:12–14) Посылает приветствия и дает благословение (3:15) Посещение святым Апостолом Павлом малоазийских церквей. Остановка в Ефесе 66–67 годы Первое Послание святого Апостола Павла к Тимофею Цель и содержание послания Место и время написания Разделение послания Первое Послание к Тимофею Глава 1 Начало послания и предмет (1:3–7) Правила в руководство Тимофею при исполнении возложенного на архипастырского дела(1:8–6:19) Раздел первый. О вере в Господа Иисуса, пришедшего в мир грешников спасти (1:8–20) Раздел второй. Какие порядки заводить и держать среди христиан (2:1–3:13) Глава 2 Глава 3 Раздел третий. Как действовать на пасомых и руководить ими (3:14–6:19) Глава 4 Глава 5 Глава 6 Заключение (6:20–21) Последнее путешествие святого Апостола Павла в Коринф и Рим около 67 года Второе Послание святого Апостола Павла к Тимофею Цель и содержание послания Место и время написания Разделение послания Второе Послание к Тимофею Глава 1 Начало послания (1:3–6) Часть наставительная (1:7–4:8) Раздел первый. Наставления, как возгревать дар Божий в апостольском служении (1:7–3:9) Общее введение к разделу (1:7) Глава 2 Глава 3 Раздел второй. Наставления, воодушевляющие Тимофея к должному пастырскому служению (3:10–4:8) Глава 4 Заключение (4:9–22) Мученическая кончина святого Апостола Павла Рим 66 год Июнь Приложение Развернутое содержание толкования апостольских посланий Первое Послание к Фессалоникийцам Надпись и приветствие (1:1) Часть первая – историческая (1:2–3:13) Раздел первый. Светлое состояние Солунской Церкви (1:2–10) Раздел второй. Пребывание Апостола у солунян, запечатленное высоким нравственным характером, признанным ими самими (2:1–16) Раздел третий. Апостол указывает на свои заботы о солунянах уже после удаления из Солуни (2:17–3:13) Часть вторая – нравоучительная (гл. 4–5) Раздел первый. Уроки по особенным нравственным нуждам солунян (4:1–12) Раздел второй. Учение о втором Христовом пришествии с нравственным выводом из него (4:13–5:11) Раздел третий. Перечень нравственных уроков, которыми определяется нравственный строй христианских обществ и каждого христианина во все времена и на всяком месте (5:12–24) Заключение (5:25–28) Второе Послание к Фессалоникийцам Надпись и приветствие (1:1–2) Часть первая (1:3–12) Раздел первый. Похвальные качества христианской жизни солунян (1:3–4) Раздел второй. Утешение солунян в терпении и воодушевление на твердость в нем(1:5:10) Раздел третий. Молитва о преуспеянии солунян в христианских совершенствах(1:11–12) Часть вторая – вероисправительная (2:1–17) Раздел первый. Исправление неправых мыслей о втором пришествии Господнем и откровение об антихристе (2:1–8) Раздел второй. Апостол спешит и утешить, и укрепить солунян в ожидаемых от антихриста искушениях (2:9–12) Раздел третий. Источник утешения солунян быть верными в вере (2:13–15) Раздел четвертый. Апостол молится об утверждении солунян в здравом учении и вере (2:16–17) Часть третья – нравоисправительная (3:1–15) Раздел первый. Заключительные прошения, надежды и благожелания (3:1–5) Раздел второй. Речь нравоисправительная (3:6–15) Заключение (3:16–18) Послание к Галатам Надпись и приветствие (1:1–5) Часть первая – защитительная (1:6–2:21) Раздел первый. Учение его истинное и следовательно Божественное и апостольское (1:6–10) Раздел второй. Он есть истинный Апостол Христов (1:11–2:21) Часть вторая – вероучительная (3:1–5:12) Раздел первый. Доказательства ненужности для галатов закона (3:1–14) Раздел второй. Опровержение возражений об исключительном значении для язычников веры помимо закона (3:15–29) Раздел третий. Святой Апостол Павел определяет отношение Ветхого Завета к Новому (4:1–7) Раздел четвертый. Уговоры галатов остаться верными учению Христову и не вязать себя законом (4:8–5:12) Часть третья – нравоучительная (5:13–6:10) Раздел первый. Общее начало христианской жизни (5:13–25) Раздел второй. Каковы должны быть в христианском обществе совершеннейшие лица в роли руководителей, и как должны к ним относиться те, кого они руководят (5:26–6:6) Раздел третий. Побуждение к духовной жизни и ко всякой добродетели (6:7–10) Заключение (6:11–18) Первое Послание к Коринфянам Предисловие (1:1–9) Надпись и приветствие (1:1–3) Начало послания (1:4–9) Первое отделение. Пресечение начавшихся разделений (1:10–4:21) Раздел первый. Краткое обличение начавшихся разноречий (1:10–16) Раздел второй. Определение и устранение причин, от которых происходили толки у коринфян (1:17–4:16) Раздел третий. Апостол извещает о посольстве к ним Тимофея и о своем скором прибытии, и дает внушения с целью отрезвить их (4:17–21) Второе отделение. Обличение и исправление нравственных недостатков (5:1–6:20) Раздел первый. Апостол обличает коринфян за равнодушие к кровосмеснику и произносит суд над последним (5:1–8) Раздел второй. Наставление об очищении христианского общества от всех явных грешников (5:9–13) Раздел третий. Обличение за тяжбы перед неверными (6:1–8) Раздел четвертый. Обличение грешной и страстной жизни вообще (6:9–20) Третье отделение. Наставления о браке и безбрачии ( 7:1–40) Раздел первый. Наставления о браке (7:1–24) Раздел второй. Наставления о безбрачии (7:25–40) Четвертое отделение. Запрещение вкушать идоложертвенное (8:1–11:1) Раздел первый. Обличение за соблазн немощных (8:1–9:7) Раздел второй. Вкушающие идоложертвенное оскверняются и сами (10:1–11:1) Пятое отделение. Обличение и исправление некоторых непорядков при церковных собраниях (11:2–3:4) Раздел первый. Против непокрытия женщинами своих голов в церкви (11:2–16) Раздел второй. Против нестроений на вечерях любви (11:17–34) Шестое отделение. О дарах духовных (12:1–14:40) Раздел первый. О благодатных дарах вообще (12:1–31) Раздел второй. О любви как высшем пути (13:1–13) Раздел третий. Об употреблении дара пророчества и дара языков (14:1–40) Седьмое отделение. О воскресении мертвых (15:1–58) Раздел первый. Доказательства воскресения мертвых по телу (15:1–34) Раздел второй. Учение об образе воскресения и свойствах воскресших тел(15:35–53) Раздел третий. Победная песнь над смертью с кратким увещанием (15:54–58) Заключение (16:1–24) Второе Послание к Коринфянам Предисловие (1:1–11) Надпись и приветствие (1:1–2) Начало послания (1:3–11) Часть первая – теоретическая (1:12–7:16) Раздел первый. Причина перемены плана путешествия (1:12–2:11) Раздел второй. О высоте христианского откровения или Евангельской истины, с изложением того, как она водворяется на земле (2:12–7:1) Раздел третий. Выражение радости и утешения, доставленных возвращением Тита с добрыми вестями из Коринфа (7:2–16) Часть вторая – практическая (8:1–9:15) Раздел первый. Побуждения к благотворительности на разных примерах (8:1–15) Раздел второй. Распоряжение Апостола послать в Коринф Тита с другими двумя братьями (8:16–9:5) Раздел третий. Увещания к щедрому, охотному и радушному подаянию (9:6–15) Часть третья – защитительная (10:1–13:10) Раздел первый. «Я и в лицо строгим бываю, как и на письме» (10:1–11) Раздел второй. «К строгости уполномочивает меня мое апостольское звание»(10:12–12:18) Раздел третий. Вооруженный такою властью – приду, не пощажу (12:19–13:10) Заключение (13:11–13) Послание к Римлянам Предисловие (1:1–17) Надпись и приветствие (1:1–7) Начало послания (1:8–17) Часть первая – вероучительная(1:18–11:36) Раздел первый. Никто собственными силами не может оправдаться пред Богом(1:18–3:20) Введение к разделу (1:18) Раздел второй. Правда Божья является от веры. Бог устроил особый, дивный образ спасения в Единородном сыне своем, Господе нашем Иисусе Христе (3:21–7:6) Раздел третий. Раскрытие и осуществление правды Божьей –под законом, под благодатью и в Царстве Славы (7:7–8:39) Раздел четвертый. Отношение Израиля и языческого мира к новому пути оправдания (9:1–11:36) Часть вторая – нравоучительная (12:1–15:13) Раздел первый. Изображение духа жизни христианской (12:1–2) Раздел второй. Правила относительно взаимных отношений христиан, как выражение духа жизни христианской (12:3–21) Раздел третий. Как христиане должны жить и действовать, как члены общества гражданского или государства, тогда еще языческого (13:1–14) Раздел четвертый. Исправление одной существенной неисправности римских христиан (14:1–15:13) Заключение (15:14–16:24) Послание к Ефесянам Надпись и приветствие (1:1–2) Часть первая – догматическая (1:3–3:21) Раздел первый. Раскрытие плана нашего спасения (1:3–14) Раздел второй. Апостол вводит ефесян в созерцание всего плана спасения(1:15–3:21) Часть вторая – нравоучительная (4:1–6:18) Раздел первый. Общий строй жизни христиан (4:1–16) Раздел второй. Общие правила жизни христиан (4:17–5:20) Раздел третий. Частные правила христианской жизни по состояниям(5:21–6:9) Раздел четвертый. Духовное христианское всеоружие (6:10–18) Заключение (6:19–24) Послание к Филимону Предисловие (ст. 1–7) Надпись и приветствие (ст. 1–3) Начало послания (ст. 4–7) Основная часть – просьба благосклонно принять и простить провинившегося и покаявшегося раба (ст. 8–21) Послесловие (ст. 22–25) Послание к Колоссянам Предисловие (1:1–11) Надпись и приветствие (1:1–3) Начало послания (1:3–11) Часть первая – вероучительная (1:12–2:23) Раздел первый. Краткое изображение плана Божественного спасения (1:12–23) Раздел второй. Именно Апостола Бог избрал возвестить тайну Своего домостроительства язычникам (1:24–29) Раздел третий. Предостережение колоссян от лжеучений (2:1–23) Часть вторая – нравоучительная (3:1–4:6) Раздел первый. Жизнь христианская, взятая отрешенно от внешних положений христиан (3:1–17) Раздел второй. Жизнь христиан в разных их положениях (3:18–4:6) Заключение (4:7–18) Послание к Филиппийцам Предисловие (1:1–11) Надпись и приветствие (1:1–2) Начало послания (1:3–11) Первое отделение. Апостол извещает о себе (1:12–2:18) Раздел первый. Извещение об успехах благовестия и обстоятельствах жизни Апостола в Риме (1:12–26) Раздел второй. Наставления о жизни, достойной благовествования (1:27–2:18) Второе отделение. Апостол извещает филиппийцев о своих намерениях (2:19–30) Раздел первый. О намерении послать к филиппийцам святого Тимофея (2:19–24) Раздел второй. Об отправлении к ним Епафродита (2:25–30) Третье отделение. Предостережение с применительными уроками (3:1–4:1) Раздел первый. Предостережение от иудействующих лжеучителей (3:1–9) Раздел второй. Наставления стремиться по примеру Апостола к почести вышнего звания (3:10–4:1) Четвертое отделение. Краткое внушение некоторым лицам с приложением общего всем наставления (4:2–9) Раздел первый. Наставление отдельным лицам (4:2–3) Раздел второй. Наставление всей Церкви (4:4–9) Пятое отделение. Благодарность за присланное вспомоществование (4:10–20) Заключение (4:21–23) Послание к Евреям Часть первая – догматическая(1:1–1 0:18). Превосходство новозаветного устроения спасения перед ветхозаветным Введение. Раздел первый. Превосходство Иисуса Христа, новозаветного Ходатая, перед ангелами (1:4–2:18) Раздел второй. Превосходство Иисуса Христа перед Моисеем (3:1–4:13) Раздел третий. Первосвященство Иисуса Христа выше ветхозаветного (4:14–7:28) Раздел четвертый. Замена Ветхого Завета Новым (8:1–13) Раздел пятый. Прообразовательное значение жертв Ветхого Завета и скинии (9:1–28) Раздел шестой. В силу вступает новая Жертва, более совершенная по своему значению (10:1–18) Часть вторая – нравоучительная (10:19–13:19) Раздел первый. Увещание неуклонно держаться исповедания – упования христианского (10:19–39) Раздел второй. Сила веры ветхозаветных праведников (11:1–40) Раздел третий. Последователи Иисуса Христа должны отличаться христианским терпением и преуспевать в нем (12:1–17) Раздел четвертый. Величие восприятия Ветхого и Нового Заветов (12:18–29) Раздел пятый. О христианских добродетелях в подражание великим наставникам веры (13:1–8) Раздел шестой. Превосходство христианских религиозных собраний перед такими же ветхозаветными (13:9–19) Заключение (13:20–25) Послание к Титу Предисловие (1:1–5) Надпись и приветствие (1:1–4) Начало послания (1:5) Правила и руководство Титу, а в лице его и всем устроителям церквей (1:6–3:11) Раздел первый. Относительно поставления епископов (1:6–9) Раздел второй. Правила на случай распространения кем-либо неправых мыслей(1:10–16) Раздел третий. Указание чему, и как учить верных, сообразуясь с их возрастом и состоянием (2:1–3:11) Заключение (3:12–15) Первое Послание к Тимофею Предисловие (1:1–7) Надпись и приветствие (1:1–2) Начало послания и предмет (1:3–7) Правила руководства Тимофею, при исполнении возложенного на него архипастырского дела(1:8–6:19) Раздел первый. О вере в Господа Иисуса, пришедшего в мир грешников спасти(1:8–20) Раздел второй. Какие порядки заводить и держать среди христиан (2:1–3:13) Раздел третий. Как действовать на пасомых и руководить ими (3:14–6:19) Заключение (6:20–21) Второе Послание к Тимофею Предисловие (1:1–6) Надпись и приветствие (1:1–2) Начало послания (1:3–6) Часть наставительная (1:7–4:8) Раздел первый. Наставления, как возгревать дар Божий в апостольском служении(1:7–3:9) Раздел второй. Наставления, воодушевляющие Тимофея к должному пастырскому служению (3:10–4:8) Заключение (4:9–22) Предметный указатель к творениям святого Апостола Павла А Б В Г Д Е Ж 3 И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ю Я  

 
От издателей

Перед вами книга, повествующая, по словам святителя Феофана Затворника, «о высоте христианского откровения, или Евангельской истины, с изложением и того, как она водворяется на земле». В ней последовательно, по трудам святого Апостола Павла, обозревается все домостроительство Божье по спасению падшего человечества.

Собранные воедино и выстроенные в хронологическом порядке, житие святого Апостола, его послания, толкования их, исторический комментарий о жизни, нравах и обычаях тех мест, которые посещал Апостол, проповедуя Евангелие, разъяснение поводов к написанию посланий и обстоятельств, сопутствующих этому, позволяют читателю во всей полноте воспринять путь становления Церкви Христовой на земле, и соотнести его с сегодняшним днем.

Книга, составленная священником Н. Рудинским, по сути, сжатое изложение трудов святителя Феофана Затворника по истолкованию апостольских посланий. Развернутое содержание толкования каждого послания и тематический указатель, позволяют читателю быстро найти разъяснение интересующих его мест из Апостола.

Сам святитель Феофан называл свои толкования беседовательными. Он выстраивал их, как пространную беседу с читателем, и не только. Стих за стихом следовал за Апостолом, но ясными и точными формулировками разделял текст на части, разделы, главы. Толкование во многом строится на выписках из творений святых отцов. Необходимость этого святитель Феофан объяснял так: « Что выписок много, так это затем, что по закону у нас в православии то и твердо, что стоит на святых отцах».

Показывая богодухновенность апостольских посланий, святитель подчеркивал в благовестии святого Павла, сугубое действие благодати Божьей, к примеру, так: « Апостол взят был Духом в созерцание силы, славы, светлости и чудных действий Евангельской истины, и начал излагать свои созерцания текучею и воодушевительной речью, пока не излил всего, что Дух давал ему провещевать в это время».

Говоря о своих трудах по истолкованию Священного Писания, святитель Феофан сообщал духовному чаду: «Что так написалось, это милость Божья. Кто со вниманием прочитает, у того соберется много мыслей, обнимающих с разных сторон настоящую христианскую жизнь, и подкрепляющих на нее Благодарение Господу, что дал так написать».

Настоящее издание подготовлено по книге «Жизнь и труды святого Апостола Павла». Последовательный комментарий апостольских посланий, составленный по трудам епископа Феофана Затворника (составитель священник Н. Рудинский, СПб, 1912). Текст значительно дополнен и частично переработан, в соответствии с изданием «Святитель Феофан Затворник».

Толкование посланий Апостола Павла в 8 т. М. Изд-во Афонского Свято-Пантелеймонова монастыря, 1890–1895.

Издание дополнено указателем, составленным отцами Псково-Печерского монастыря, в котором приведены ежедневные чтения на литургии посланий Апостола Павла в течение года. Пользуясь этим указателем, можно легко найти в книге и текст послания, и его толкование. По замыслу составителей, это даст возможность православным христианам, вместе с Церковью, ежедневно назидаться глубиной мудрости Апостола Павла, которая, благодаря толкованиям святителя Феофана Затворника, раскрывается во всей полноте и становится доступна всем.

В приложении даны карты благовестнических путешествий святого Апостола.

Книга рассчитана на широкий круг читателей, а также может быть рекомендована учащимся семинарий и духовных школ, при изучении курса по толкованию Священного Писания Нового Завета.

С горячей любовью посвящается православному русскому народу.

Священник Н. Рудинский.

Введение

Поистине неизмеримы те услуги, которые оказаны были христианству святым Апостолом Павлом. Этот в высшей степени, самоотверженный деятель, не без основания указывал на то, что потрудился более других Апостолов (1Кор. 15:10). И то уже великое дело его, что он «от Иерусалима до Иллирии, от Иллирии до Рима, и быть может, даже до Испании, проповедовал Евангелие, которое вдохнуло новую жизнь в одряхлевший и растленный мир. Но еще неизмеримо большим благом для духовной жизни человечества, были его знаменитые послания, представляющие собой не только самые ранние проявления христианской литературы, но и богатейшие сокровища поэзии и красноречия, нравоучительной мудрости и духовного утешения. Именно его уму, воспламеняемому любовью и озаряемому Духом Святым, мы обязаны первым систематическим изложением, во взаимной связи и причинном сочетании, великих истин той тайны бытия», которая, будучи сокрыта от вечности, открылась в Евангелии Иисуса Христа. Что Он – есть Судия живых и мертвых (в Послании к Солунянам [Фессалоникийцам]). Что Он – невидимый Глава и Правитель Церкви (в Послании к Коринфянам). Что Он – виновник всякой духовной свободы от рабства обряду, и Искупитель мира от ига греха и смерти (в Посланиях к Римлянам и Галатам). Что Он – Спаситель, воскрешающий из мертвых, Жизнь всякой жизни, Источник всякой радости и мира (в Послании к Филиппийцам). Что Он есть полнота Божественных совершенств. Что Он есть единый Владыка, единый Посредник, единый Спаситель, Глава тела, которое есть Церковь, и Источник ее жизни во всяком члене (в Посланиях к Ефесянам, Колоссянам и Евреям).

«Его, именно, безбоязненной решимости, его ясному взгляду, его нравственной возвышенности, мы обязаны освобождением христианской религии от невыносимого ига подзаконности, отделением живого тела христианства от трупа отмененного левитства (Гал. 4:9; Рим. 8:3; Евр. 7:18). Он был избранным орудием Божьим, для всеобщего распространения христианства. Как Апостол народов, он был, по преимуществу, Апостолом духовной свободы, просвещения, разума. Но кроме этого, он был еще тем Апостолом, который яснее всех показал, для религиозной совести человечества, значение веры. И во все времена, в бесчисленных христианах, возбуждал чувство их собственной беспомощности, убедительно и неотразимо указывая, вместе с тем, на величие и всеобщность того искупления, которое совершил Спаситель Христос. И поэтому, когда вера Христова наиболее помрачалась в сердцах людей, когда ее чистейшее пламя подвергалось крайней опасности погашения, под мертвым ли пеплом чувственности, или от леденящих веяний скептицизма, религиозная жизнь большей частью оживала вновь именно под влиянием его посланий, и именно в его учении. Душа всякого христианина может находить путь к высшей ступени святой христианской свободы – в единении со Христом», как писал Ф. В. Фаррар.

«Послания святого Апостола Павла, нас духовно питают. Это неисчерпаемая сокровищница истин веры и христианской жизни. Святой Павел дает наставления всем рабам и господам, начальникам и подчиненным, мужьям и женам, родителям и детям, супружеству и безбрачию, мудрости и невежеству» (Г. Богослов). «Послания его содержат в себе блага Царствия Небесного» (Златоуст).

Жизнь и благовестнические труды святого Апостола Павла, можно сказать, неотделимы от его посланий. Он сам жил и трудился так, как учил в посланиях. Он сам жил по учению своих посланий. Для назидания других, он часто ссылается в своих посланиях на свой пример жизни, часто пишет христианам: «Подражайте мне, как я подражаю Христу! » (1Кор 4:16; Флп. 3:17). Живой же образец жизни христианской более привлекает к следованию ему, чем одно голое учение. С другой стороны, и самое содержание его посланий, поставленное в тесную связь с его собственной жизнью, и с обстоятельствами написания их, уясняется и запоминается гораздо лучше, нагляднее, чем оторванное от них. Вот почему мы и решились послания святого Апостола Павла изложить и протолковать здесь, в связи с самой жизнью Апостола.

В Деяниях апостольских изложены три благовестнические путешествия Апостола Павла, для проповеди Евангелия о Христе в Малой Азии, Македонии, Греции и Риме. А из Рима он свершил, можно предполагать, и четвертое путешествие с той же целью. Во время этих путешествий, он в течение 20-ти лет возвещал Христа Распятого простодушным язычникам Ликаонии, ветреным фанатикам Галатии, мечтательным мистикам Фригии, мужественным колонистам Македонии, поверхностным дилетантам Афин, чувственным и самодовольным промышленникам Коринфа, полуварварским жителям Далматии, пользующимся худой славою островитянам Крита, рабам, воинам и необъятной массе населения Рима. Везде основывал и организовывал Церкви, и поставлял блюстителей-епископов, пресвитеров и вообще, клир. Сам же, как Апостол, руководил их, то устным словом и примером своей жизни, то посланиями, в которых изложил учение Христово о вере, спасении и нравственной жизни, и решал их недоуменные вопросы.

Для толкования посланий, главным пособием были «Толкования посланий святого Апостола Павла» епископа Феофана Затворника.

Для исторической части пособием служил труд Ф. В. Фаррара «Жизнь и труды святого Апостола Павла» (С-Петербург, 1887 г.).

Жизнь Савла Тарсянина до обращения его ко Христу

«В Промышлении Божьем нередко случалось, что разрушитель известной системы, воспитывался в самом лоне той системы, которую он предназначен был потрясти или разрушить. Так было и с Апостолом Павлом. Победоносный враг языческой философии и языческого идолопоклонства провел свое детство в языческой среде философского города. Непримиримый противник иудейской исключительности по своему происхождению был еврей из евреев. Человек, нанесший смертельную рану духу фарисейства, был фарисей, сын фарисея, с самой юности своей был воспитан в Иерусалиме у ног Гамалиила (см. Деян. 22:3, 24:4). До совершенства изучил закон отцов, и жил по строжайшему, в иудейском вероисповедании, учению (Деян. 26:5). Как его деятельность во многих отношениях отличалась от деятельности других Апостолов, так и его воспитание было совершенно не похоже на их воспитание. Их ранние годы проведены были в селениях Геннисарета, его детство прошло в людном иудейском квартале языческого города. Они были неучены и невежественны, незнакомы с систематической ученостью, неопытны в методах, которые, главным образом, и шли среди иудеев за богословскую ученость. Он же в качестве ученика мудрецов, сидел у ног знаменитейших из раввинов, и избран был инквизиционным агентом Синедриона потому именно, что всех своих современников превосходил пылкой ревностью о преданиях отцов (ср. Гал. 1:14)». (Фаррар. Указ. соч. С. 3–4).

Святой Апостол Павел до своего обращения ко Христу, и некоторое время после своего обращения, назывался Саулом или Савлом. Это было еврейское имя, полученное им от родителей-евреев. Хотя он был еврей от евреев, но родился в языческом городе Тарсе Киликийском. О его родителях ничего неизвестно, кроме того только, что отец его происходил из колена Вениаминова (см. Флп. 3:5) и был фарисей (см. Деян. 23:6). Что он, неизвестно как и за что, приобрел римское гражданство и передал его Савлу (см. Деян. 23:28), и что он жил в Тарсе Киликийском. «Я Иуденянин, тарсянин, гражданин небезызвестного киликийского города», – говорит о себе святой Апостол Павел (Деян. 23:39).

Тарс был главным киликийским городом, населен греками, славился богатством, учеными школами наравне с Афинами, и низкой нравственностью. В юные свои годы Савл научился здесь и говорить, и писать по-гречески, хотя мыслил и рассуждал чисто по-еврейски. Но мудрость языческая и особенно нравы, возбуждали отвращение в его чистой душе, которая находила себе усладу в законе Господнем и священной литературе своего народа, мечтами о судьбе которого, была всегда полна его душа (см. Рим. 9:1). С юных лет по обычаю евреев, он начал изучать Библию и ее толкования. В Тарсе же он научился делать палатки для путешественников и войска (см. Деян. 18:3). Между 10-ю и 15-ю годами, он свезен был родителями в Иерусалим, где тщательно наставлен был в отеческом законе, при ногах Гамалиила (Деян. 22:3), известного в то время ученого раввина, и стал ревнителем по Боге, и неумеренным ревнителем отеческих преданий (Гал. 1:14). Ревность эта состояла в том, чтобы строго соблюдать букву закона, согласно отеческому преданию, преследовать и гнать нарушителей его.

В то время, когда Христово Евангелие, проповедуемое Апостолами, быстро распространялось, и умножались ученики, верующие во Христа, и когда для служения при столах, в качестве попечителей бедных, избраны были семь диаконов, в том числе и Стефан, Савл был еще юношей (Деян. 6:1–5). Но при спорах о вере Христовой иудеев со Стефаном, между некоторыми из Киликии (Деян. 6:9), вероятно разумеется, был и Савл, ибо он был и при побиении камнями святого Первомученика (см. Деян. 7:58). Обличительная речь Стефана, сказанная им пред смертью народу иудейскому о том, что они гнали и убивали пророков, и не сохранили закона Божия, сильно их раздражила. Слушая сие, они рвались сердцами своими, и скрежетали на него зубами (Деян. 7:54). «Я многих святых заключал в темницы, и когда убивали их, я подавал на то голос свой по всем синагогам. Я многократно мучил их и принуждал их хулить Иисуса, и в чрезмерной против них ярости преследовал даже и в чужих городах» (Деян. 26:10–11). Так говорит о себе сам святой Апостол Павел.

Обращение Савла 34 год (Деян. 9:1–19:22, 4:11–26, 12:19).Первая проповедь его о Христе в Дамаске, Иерусалиме и Антиохии (Деян. 9:20–31:11, 25:30)

В те дни(после убиения Стефана) произошло великое гонение на Церковь в Иерусалиме, и все (христиане), кроме святых Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи, Самарии (Деян. 8:1). Савл же, дыша угрозами и убийством на учеников Господа (Деян. 9:1), и не находя, должно быть, жертв в Иерусалиме, выпросил у первосвященников письма в Дамаск, многолюдный город, к начальникам синагог, чтобы они содействовали ему здесь в преследовании христиан. С этими письмами, и с подобными себе ревнителями отеческих преданий, Савл отправился к Дамаску. Но здесь под стенами его, около полудня, осиял их внезапно с неба ослепительный свет, превосходящий солнечное сияние. Все упали на землю. Спутники Савла скоро поднялись на ноги, а сам Савл, ослепленный светом небесным, лежал на земле. Потом все они услышали голос с неба. Спутники Савла слышали только звук голоса, а Савл услышал и слова его: «Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна (Деян. 26:14). Савл спросил: « Кто Ты, Господи? Господь ответил: Я – Иисус, Которого ты гонишь. Савл в трепете и ужасе сказал: Господи! Что повелишь мне делать? Господь сказал ему: встань и иди в город, и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян. 9:5–6). Савл встал, и спутники слепым повели его за руки в Дамаск. Здесь он три дня был слеп, не ел и не пил, а молился, и «видел в видении мужа, именем Анания, пришедшего к нему, и возложившего на него руку, чтоб он прозрел» (Деян. 9:12). Между тем, Господь в видении повелел Анании, ученику Христову, жившему в Дамаске, найти Савла, исцелить его от слепоты и крестить. При этом Господь сказал Анании о Савле, что «он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями, и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15). Анания нашел Савла, и возложив на него руки, сказал: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас, как бы чешуя отпала от глаз его, и вдруг он прозрел» (Деян. 9:17–18). Тогда Анания сказал ему: « Бог отцов наших предизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника (Иисуса Христа), и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса» (Деян. 22:14–16). И Савл встал и крестился (Деян. 9:18).

После крещения Савл был принят в общество учеников Христовых, и тотчас стал проповедовать в синагогах (иудейских) об Иисусе, что Он есть Сын Божий, доказывая иудеям, что Он есть Христос, ожидаемый Мессия (Деян. 9:20–22). Долго ли Савл пробыл в Дамаске, неизвестно. Сам святой Павел в Послании к Галатам (1:16–17) пишет, что он после призвания не стал советоваться с плотью и кровью – с людьми, и не пошел в Иерусалим к предшествовавшим Апостолам, чтобы научиться от них учению Христову, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск. И в этом прошло три года. Вероятно, он готовился вдали от людей к тому апостольскому служению, к которому был предназначен и призван Господом, в духовной беседе с Господом Иисусом Христом. Он сам говорит в Послании к Галатам, что он принял Евангелие, которое благовествует людям, не от человека, но чрез откровение Иисуса Христа (Гал. 1:12). Поэтому, по возвращении в Дамаск из Аравии, он укрепился более и приводил в замешательство иудеев, доказывая, что Сей (Иисус Распятый) есть Христос (Деян. 9:22).

Проповедь святого Павла в Дамаске сильно ожесточила иудеев, и они сговорились убить его. Для этого подговорили и областного правителя царя Ареты (см. 2Кор. 11:32). День и ночь стерегли его у ворот дома, в котором он жил, чтобы схватить и убить. Но ученики Савла ночью взяв его, спустили по стене за город в корзине (см. Деян. 9:25), так как дом, в котором жил Савл, находился у городской стены. Из Дамаска затем Савл отправился в Иерусалим, главным образом, чтобы повидаться с Апостолом Петром (см. Гал. 1:18), как первым из Апостолов Христовых, не за тем, чтобы у него научиться Евангелию, потому что и сам имел того же преподавателя Евангелия, но чтобы воздать честь первому Апостолу (блаж. Иероним). В Иерусалиме Савл старался пристать к ученикам Христовым, но все боялись его, не веря, что он ученик (Деян. 9:26). Варнава, вероятно, слышавший об его обращении в Дамаске, привел его к Апостолам и рассказал им, как на пути в Дамаск Савл видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он смело проповедовал в Дамаске во имя Иисуса (Деян. 9:27). Савл нашел в Иерусалиме только двух Апостолов – Иакова, брата Господня, и Петра, у которого он пробыл дней 15 (см. Гал. 1:18–19). Живя в Иерусалиме в дружбе и любви с Апостолом Петром, Савл, пылая ревностью к Иисусу Христу, смело проповедовал во имя Господа Иисуса и состязался с эллинистами (евреями рассеяния, усвоившими греческий, эллинский, язык), но своими доказательствами, что Иисус есть Христос, Сын Божий, так ожесточил их, что они покушались убить его (Деян. 9:29). Тяжелое состояние души своей, Савл изливает Господу в молитве. И вот однажды, когда он молясь в храме, пришел в исступление (экстаз, восхищение духа), Господь явился ему и сказал: «поспеши, и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне» (Деян. 22:17–18). Но Савлу казалось невероятным, чтобы могли противостоять его свидетельству. Ему казалось, что узнав его умственную силу, и сопоставив его теперешнюю преданность христианству с его прежним гонительством на него, иудеи не могли не слушать такого учителя, как он. Он старался также загладить, сколько от него зависело, те бедствия и ужасы, которые им свершены были в прошлом. Но как ни глубоки были его желания в этом отношении, как ни пылки были его надежды, Божественный голос кратко и повелительно сказал ему: «Иди, Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян. 22:17–21). Он покорился воле Божьей, и братья-христиане, узнав о заговоре против него иудеев, проводили его для безопасности в прибрежный город Кесарию Стратонову, откуда он отправился в свой родной город Тарс (см. Деян. 9:30). Сам Апостол Павел говорит, что он из Кесарии отошел в страны Сирии и Киликии (см. Гал. 1:21), и здесь проповедовал Евангелие о Христе, и основывал Церкви, которые во второе свое путешествие утвердил (Деян. 15:41).

Апостольские труды святого Апостола Павла в Антиохии 41–42 годы (Деян. 11:19–30)

Пока Савл был, и проповедовал слово Божие в Киликии и Тарсе, началось религиозное возбуждение в Антиохии Сирийской, которое возвысило этот город до высоты, чуть не равной самому Иерусалиму, в ранней истории христианства. В жизни и деятельности Апостола языков, Антиохия имела особенно важное значение. Здесь положено начало проповеди евангельской между язычниками-эллинами, и из них образовалась первая Церковь верующих, свободных от обрядового закона иудеев, общество которых получило (от кого бы это ни произошло) новое название – христиан (Деян. 9:26).

Город Антиохия, с его полумиллионным населением, считался царицей Востока, третьей митрополией мира, был резиденцией императорского легата Сирии. Это была греческая столица, обогащенная и увеличенная римскою щедростью. Антиохия лежит в пункте соединения гор, между хребтами Ливана и Тавра, орошается историческою рекою Оронтом. Большинство обитателей ее, были язычники – сирийцы, греки, римляне, немало было и иудеев, конечно, занимающихся торговлей. Но в религиозно-нравственном отношении это был город почти безбожный, в высшей степени безнравственный, небывалое сборище паяцев, шарлатанов, магов, чародеев, кудесников и жрецов-обманщиков. Город скачек, игр, плясок, процессий, праздников, вакханалий, необузданной роскоши, всех излишеств Востока, безобразнейших суеверий, фантастических оргий (Фаррар. Указ. соч. С. 197–200). Первыми вестниками Евангелия здесь были христиане из иудеев, рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана. Но они никому не проповедовали слова, кроме иудеев.

Сюда же пришли и другие христиане – кипряне и киринейцы, вероятно эллинисты, которые говорили эллинам (язычникам), «благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 9:19–21). Когда дошла весть до Иерусалима, что язычники-эллины обращаются к Господу Иисусу, Апостолы послали в Антиохию проповедником Евангелия, более опытного и сильного в слове и в деле, Варнаву, одного из 70-ти Апостолов. Вследствие проповеди Варнавы, число верующих начало сильно умножаться, так что Варнава нашел нужным пригласить к себе в помощники Савла из Тарса в Антиохию, и оба они целый год собирались в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться христианами (Деян. 9:26).

Варнава и Савл проповедовали Евангелие иудеям, что Иисус есть Христос, Сын Божий, что Он был распят за грехи людей и воскрес. Эту же проповедь слышали и язычники, веровали, крестились и принимали благодать Святого Духа. Под ее влиянием верующие из иудеев и язычников слились, как бы в одно тело Церкви на равных правах веры и благодати, и стали называться одним именем христиан – учениками Христа. Но, вероятно, были ревнители иудеи, которые роптали на такую равноправность с ними язычников. Этот вопрос еще не был решен Апостолами, а потому затруднял и самих проповедников. Началом же к решению его, послужило такое обстоятельство. В Антиохию пришли пророки, вероятно, из Иерусалима, и один из них, по имени Агав, провозвестил Духом, что по всей вселенной будет великий голод. Тогда христиане антиохийские из иудеев и язычников, положили каждый по достатку своему, послать пособие братьям, живущим в Иудее, что и сделали, послав собранное к иерусалимским пресвитерам чрез Варнаву и Савла (Деян. 9:28–30). Собранное пособие могло бы быть, конечно, отправлено и с кем-нибудь другим, тем более, что Варнава и Савл, как главные руководители христиан, нужны были и в Антиохии, но они пошли сами в Иерусалим, чтобы объяснить тамошним, что в пособии принимали участие и уверовавшие из язычников, наравне с христианами из иудеев, и главное, выяснить отношение первых к Церкви Христовой. Здесь же они могли услышать об обращении Апостолом Петром, язычника Корнилия сотника, и об откровении Петру, что Бог очистил и язычников, считавшихся доселе нечистыми. И действительно, на уверовавших и крестившихся сходит Дух Святой также, как и на иудеев. Итак, очевидно, есть Божье определение принимать в Церковь Христову и язычников уверовавших, также как и иудеев.

Исполнив возложенное на них поручение, а главное, узнав волю Божью относительно язычников, Варнава и Савл возвратились в Антиохию, взяв с собою еще помощника Иоанна Марка, сына сестры Варнавы. Дело проповеди среди язычников пошло с большей уверенностью. Антиохия находилась в живом общении с Киликией, Кипром и другими соседними странами. У антиохийской братии невольно мог зародиться вопрос: ужели Царство Сына Божия, проповедуемое им, может ограничиться одной только Иудеей? Ужели живущие вне Иудеи не услышат проповеди Евангелия, и не войдут в состав этого Царства? Как бы в ответ на эти думы последовало повеление Святого Духа: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их» (Деян. 13:2). Дело же, к которому был призван Савл, заключалось в том, чтобы возвещать имя Иисуса Христа Господа пред народами и царями, и сынами Израилевыми (Деян. 9:15). Поэтому братья-христиане антиохийские, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их (Деян. 13:3).


Источник: Жизнь и труды святого Апостола Павла / [Священник Н. Рудинский]. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. – 2. изд., доп. и перераб. – М.: Правило веры: Моск. Срет. монастырь, 2002. – 887, [8] c.

Комментарии для сайта Cackle