священник Николай Рудинский

Источник

Глава 16

1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диаконису церкви Кенхрейской.

2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.

3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе

4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.

5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.

6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.

7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.

8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.

9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.

10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.

11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.

12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.

13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.

14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.

15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.

16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.

17 Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них;

18 ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных.

19 Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло.

20 Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь.

21 Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои.

22 Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание.

23 Приветствует вас Гаий, странноприимец мой и всей церкви. Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт.

24 Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.

16:1. Свое послание апостол посылает с Фивой, диакониссой Кенхрейской Церкви, в большом селении, находившемся около Коринфа на берегу моря, у пристани. Она отправилась в Рим по своим делам, но не была знакома римским христианам. Апостол рекомендует ее и отдает (вручает) ее на их попечение. Он называет ее сестрой нашей, то есть христианкой, диаконисой Кенхрейской Церкви. В первенствующей Церкви для служения при крещении женщин, для раздаяния милостыни и для присмотра за больными из них избирались отличавшиеся святостью жизни и готовностью на всякое добро девственницы и вдовицы.

16:2. Апостол просит римских христиан принять Фиву для Господа – с честью, как христианку, и помочь ей в том, в чем она имеет нужду по своим делам. Ибо она была заступницей перед властями за многих и даже за самого апостола.

Далее апостол шлет поклоны своим римским христианам.

16:3–4. Акила был родом понтянин, жил в Риме с женой своей Прискиллой. При императоре Клавдии они были вместе с другими евреями выгнаны из Рима и поселились в Коринфе. Апостол Павел, придя с проповедью в Коринф, сошелся с ними, жил у них и делал с ними палатки для своего пропитания. По устроении Церкви в Коринфе апостол, отправляясь в Сирию, взял с собою супругов и на пути в Ефес оставил их здесь, где они и жили (см. Деян.18:2–3, 18, 21–26) до второго посещения апостолом Ефеса, ибо в Первом послании к Коринфянам, написанном в Ефесе, апостол посылает от них приветствие (см. 1Кор.16:19). Но вскоре после этого они переселились снова в Рим, по смерти Клавдия, вместе с другими евреями. Посылая им приветствие, апостол передает, что они были сотрудниками его в обращении язычников, что они подвергались смертной опасности за него, за что не только он, но и вся языческая Церковь благодарит их. Приветствует апостол и «домашнюю их церковь», под которой разумеются все домашние – верующие, среди которых совершалось служение Богу.

16:5. Кто был Епенет – неизвестно. Апостол называет его своим возлюбленным и начатком Ахайи (Афин или Коринфа) в том смысле, что он первый из ахайцев обратился ко Христу и отличался добродетельною жизнью, за что и пользовался особенною любовью апостола.

16:6. Чем Мария много потрудилась для христиан, апостол не говорит, но только выставляет на вид ее труды, как достойные похвалы.

16:7. Андроник и Юния были родственниками апостола, вместе с ним были в заключении (в темнице); между апостолами известны были своими добродетелями, веру Христову они приняли раньше апостола Павла.

16:8. Вероятно, Амплий отличался добродетельной жизнью, за что его любил апостол.

16:9. Урбан был сотрудником в проповеди Христовой не только апостола Павла, но и других апостолов («нашего»). Стахий отличался благочестивой жизнью.

16:10. Апеллеса апостол называет испытанным во Христе, то есть на деле в вере во Христа, так что за него во всем можно положиться. Непонятно, почему апостол не приветствует самого Аристовула, а только верующих из его дома, может быть, потому, что самого Аристовула не было в то время в Риме.

16:11. Иродион, родственник апостола, удостоился приветствия от него, конечно, за свою благочестивую жизнь. Наркис был пресвитером (как значится в некоторых кодексах), в то время был вне Рима, поэтому апостол посылает приветствие его домашним, но не всем, а только тем, которые о Господе, то есть верующим.

16:12. Все три женщины трудились о Господе или страннолюбием, или постом и другими добродетелями. Из них Персида трудилась больше и за свою жизнь была более приятна апостолу.

16:13. Руф и его мать названы апостолом избранными за добродетельную жизнь. В смысле духовного родства апостол называет мать Руфа своею матерью.

16:14. Перечисленная группа верующих составляла как бы особый приход, соединенных верой и единомыслием.

16:15. И эта группа святых составляла как бы отдельный приход. Все лица, поименованные в стихах 5, 7, 8, 10, 11, 13, 14, 15, кроме Нирея, принадлежали к числу 70-ти апостолов.

16:16. В заключение апостол шлет общее приветствие всем: приветствуйте друг друга поцелуем не чувственным, но целомудренным – искренним, родственным, свободным от всякого коварства, как прилично святым. Приветствуют вас и все Церкви Христовы в знак взаимной любви о Христе.


Источник: Жизнь и труды святого апостола Павла / [Священник Н. Рудинский]. Толкование апостольских посланий святителем Феофаном Затворником. – 2. изд., доп. и перераб. – М.: Правило веры: Моск. Срет. монастырь, 2002. – 887, [8] c.

Комментарии для сайта Cackle