Скрыть
Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое

Но ты будь бдителен во всем, касающемся до научения, и переноси страдания от гонителей. Дела же твои не суть дела священников Ветхого Завета, но - Евангелиста Нового Завета. И будь тверд в служении твоем, то есть в благовествовании.

Второе послание к Тимофею

Григорий Богослов, свт. (†389)

ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Апостол иногда желает отшествия [к Богу] и становится жертвою, иногда же признает более нужным для верующих - пребывать ему во плоти. Ибо ищет не собственной пользы, но пользы чад, которых родил во Христе благовествованием. Такова цель всякого духовного начальства - во всем презирать свое для пользы других.

Слово в оправдание (Слово 3)

Августин Аврелий, блж. (†430)

ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Павел говорит, что отдается на заклание, а не что умирает; не то чтобы тот, кого отдают на заклание, не умирал, но не всякий, кто умирает, отдается на заклание. Следовательно, быть отданным на заклание значит умереть ради Бога. Ведь глагол этот взят из сферы жертвоприношения. Все, что приносится в жертву, погибает ради Бога.

Проповеди

Феодорит Кирский, блж. (†457)

ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Умерщвление же свое назвал апостол закланием в жертву, потому что за благочестие проливаема была кровь.

Толкования на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 3-5 Будет бо время, егда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом: и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся. Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори

Прежде чем сбросят они с выи своей иго послушания истине, завладей ими, пока они слушаются тебя. Поэтому-то и сказал Апостол: настой благовременне и безвременне, пока они принимают это. Должно приучать их покоряться истине прежде, чем они отступят от нее. - По своих похотех изберут себе учители. Негодность учителей видна уже и из того, что поводом к их поставлению служат прихоти толпы. Самые слова Апостола ἐπισωρεύσουσιν. указывают на беспорядочную толпу учителей и на то, что будут поставляемы (χειροτονεῖσθαι – рукополагаемы) учениками. - Чешеми слухом, т.е. находя удовольствие в слушании только того, что соответствует их желаниям, и всегда сильно желая слушать только то, что говорится им в угоду. - И от истины слух отвратят. Предсказывает это Апостол не с тем, чтобы опечалить Тимофея, но чтобы показать, что учеников нужно руководить и наставлять здравому учению, пока они еще послушны и покорны, и – чтобы он не падал духом, когда все это случится: уготовихся, говорит псалмопевец, и не смутихся (Пс. 118:60). Видишь ли, что они не по неведению падают, а добровольно и сознательно? Отвратят слух и обратятся: заведомое зло. - Ты же трезвися о всем: будь трезвен и бдителен, злопостражди, борись, трудись, привлекай слух учеников полезным и истинным учением прежде, чем появится эта зараза. – Служение твое известно сотвори (διακονίαν σου πληροφόρησον – удовлетвори, удовлетворительно исполни). Тимофей, между прочим, служил и проповеди. Потому Апостол говорит: доведи до конца то, что ты начал и засемени их словом проповеди, пока они еще здравы.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби

Видишь ли, почему апостол сказал прежде всего, чтобы он бодрствовал? Как бы так говорит апостол: прежде чем наступить этой гибели, пока не придут волки, пострадай и добровольно, и против воли, чтобы привести овец в безопасное состояние.

Совершай дело благовестника

Следовательно, дело благовестника - страдать и от себя, и от посторонних.

Исполняй служение твое

Таким образом, тогда исполняется служение, когда кто страдает.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое

О всем, а не о едином. У нас трезвость, обыкновенно, сводится к воздержанию от охмеляющих напитков; много, если и от излишних яств; но у истинного христианина должно быть не так.

Он трезвится во всем! Об излишнем употреблении питья и яств нечего было и напоминать тем, кои, по апостолу, умерщвляли тело свое, распинали плоть с ее страстями и похотями; а между тем, святые подвижники любили говорить и писать о трезвости; есть целые главы, даже книги, надписанные: о трезвении духовном, о трезвении ума, и прочие.

Что это за трезвение?

Душа, подобно телу, имеет своего рода пития и яства, при употреблении коих потребна умеренность; иначе можно упиться или пресытиться, и чрез то подвергнуться духовной болезни - сделаться, подобно нетрезвому, неспособным к действованию правильным образом, допустить или произвести беспорядок, подать соблазн, впасть даже в какое-либо преступление. Нужен пример в пояснение дела? Посмотрите на упившегося ревностью не по разуму: он готов убивать за веру, за то что другие не так думают, как он, и, убивая, будет думать, что он приносит службу Богу.

Мысли о бессмертии

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Трезвенно и мудро веди дело благовестника, благоразумствуй (4, 5—8)

Выставив такое правило: аа) в 5-м стихе, говорит затем святой Павел: бб) о конце своего служения (стихи 6 — 8). Этим он дает разуметь, что преемником и продолжателем своего дела оставляет святого Тимофея,— представляя в сем наисильнейшее побуждение к достодолжному пастырствованию.

Правило (4, 5)

Ты же трезвися о всем, злопостражди, дело сотвори благовестника, служение твое известно сотвори

Ты же трезвися о всем «Имей бодрственный помысл» (блаженный Феодорит). «Трудись, предупреждай, приводи овец в безопасное состояние, прежде нежели наступила зараза» (святой Златоуст). В настоящее время это для твоего благоразумия первое дело. Трезвиться — значит: внимать всему, острозорко смотреть за всем и во все стороны, чтобы соответственно тому направлять и свою пастырскую деятельность. Как страж дома Божия, пастырь всегда должен быть трезвен и бдителен. Это его первый долг и первая черта доброго пастырствования.

Злопостражди, κακοπαθησον, — поднимай всякий болезненный труд, не жалея и не щадя себя, коль скоро сего требует дело благоустроения паствы и благо пасомых. Этим означается не собственно страдание и гонение за веру, а отрицается всякий покой и налагается готовность на всякого рода дела во благо паствы и делание их неотложное, несмотря ни на какую их тяготу и чувствительность для немощи нашей. Тут содержится и многобденная молитва о пастве с постом, и проповедание слова, и посещение пасомых в видах поучения и исправления, стойкое введение спасительных порядков и поддержание их, несмотря ни на какие препятствия и сопротивления.

Дело сотвори благовестникаДело сотвори — соверши, доведи до конца возложенное на тебя дело благовестника спасения. Принял, начал, ведешь, и веди до конца. Внушается: не дай погаснуть ревности, все возгревай и возгревай ее, гоня себя достигнуть благоуспешно преднамеренного конца. «Доведи до конца, что начал, и засемени их благовестием, пока здравы еще» (Экумений).

Служение твое известно сотвори, πληροφησον, — удовлетвори, — удовлетворительно исполни, чтоб и совесть твоя, и все знающие тебя сказали, что ты с своей стороны всё сделал, все, сколько у тебя есть сил, и душевных и телесных, истощены на дело служения, ни одно дело не пропущено, ни одно усилие не отложено, ни одна предосторожность не оставлена без внимания; где только ни требовалось быть тебе, ты там был; говорить ли следовало, ты не молчал, действовать ли,— ты не устранялся от дела. Относительно проповеди, одной части служения, блаженный Феодорит пишет: «будут ли или не будут слушать, ты преподавай учение; ибо таким образом совершишь приличное служению дело». Но что об этом сказано, то следует приложить и ко всякому другому. Амвросиаст обще все и определяет: «увещавает и убеждает Апостол — бодрствовать над церковного дисциплиною, действовать мужественно, изъяснять Писание, чтоб пасомые, сделавшись чрез то обученными и мудрыми, легко избежать могли прелести пустых басней».

Толкование на второе послание к Тимофею

Онуфрий (Гагалюк), сщмч. (†1938)

Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей

Вот главнейшее дело всякого христианского народа: служение Господу Богу. Что это значит? Неужели всюду должны идти непрестанные богослужения по нужде Церкви Божией, и все миряне должны оставлять в это время свои обычные дела? В Древней Руси почти так было, потому что и бояре, и цари, и люди знатные, да и простолюдины раньше прослушивали заутреню ежедневно или в храмах, или в своих домах, а потом приступали к своим мирским занятиям. Пусть в настоящее время сочтут это прекрасное дело трудным в христианских странах. Но пусть все люди поставят во главу угла всей своей жизни – и государственной, и общественной, и личной – заповеди Бога. Его всесвятая воля пусть творится на земле. Пусть во всей христианской стране люди веры, без всяких препятствий совершают службу Богу. И никогда не раскается такое христианское государство, потому что оно будет иметь могущественного заступника в лице всесильного Бога. В самом деле, каждая страна в период своего мирного процветания ищет себе надежного и сильного союзника и в случае опасности от врагов прибегает к его помощи. Что же сильнее Бога?…

27/14 сентября 1927 г.

Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание)

Евсевий Кесарийский (†339)

ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

Оправдавшись перед судом, апостол, говорят, отбыл на свое дело проповеди и, вторично придя в Рим, завершил жизнь мученичеством. Находясь в темнице, он составил второе послание к Тимофею, где говорит и о своей первой защите, и о близкой кончине.

Церковная история

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое

И при Тимофее уже обнаруживались такие нездоровые стремления к новизнам в христианстве. Поэтому теперь уже Тимофей должен быть трезвен (по-русски: бдителен), в противоположность тем учителям, которые, как люди захмелевшие, не отдают себе ясного отчета в том, что сами говорят, не делают различия между важным и неважным, между формой и содержанием, обращая внимание более на то, что удовлетворяет вкусы толпы. Такие люди не станут страдать за Евангелие, а Тимофей обязан к этому.

Благовестника - (euaggelisthV) - не только рассказывающего о жизни и передающего речи Спасителя, но и миссионера, проповедующего христианское учение вообще, в целях распространения Царства Христова.

Исполняй - т. е. всецело, а не наполовину, смотри на свое служение как на цель своей жизни (plhror. - ср. Лк 1, 1).

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст. 5-6 Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое.
Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало

В противовес лжеучителям, Апостол заповедует Тимофею быть тщательным во всем и мудро совершать служение свое, перенося всякие недостатки, лишения и скорби. Как-бы особливое побуждение к наилучшему благовестничеству Тимофея указывается в том, что время служения самого Павла кончается. Св. Тимофей как-бы обязуется возместить и Павла, а вместе с тем и смотреть на это завещание, как предсмертное, а потому неизменное, вполне обязательное. «Трудись, предупреждай, приводи овец в безопасное состояние, прежде нежели наступила зараза!» – как-бы так говорит Апостол, по изъяснению св. Иоанна Златоуста. К сему преосв. Феофан присовокупляет: «Как сторож дома Божия, пастырь всегда должен быть трезвен и бдителен. Это – первая черта доброго пастыря. Злопостражди поднимай всякий болезненный труд, не жалея и не щадя себя, как скоро сего требует дело благоустроения паствы и благо пасомых. Все, что я тебе прописал, последнее тебе есть наставление. Пришел уже конец мой. Приими сказанное, как последнее завещание. Готовящуюся ему смерть назвал возлиянием, потому что возлияние было приносимо в жертву все. Это же делать заповедует он и ученикам своим, когда говорит: представите убо телеса ваша жертву живу (Рим. 12:1). Ибо закаляемый за Христа священнодейственно приносит самого себя в жертву. Время моего отшествия настало – отшествия, разрешения, как и к Филиппийцам писал, что желает разрешитися и со Христом быти (1: 23)».

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

священник Николай Рудинский (†1937)

Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое

Ты же, говорит, зорко, трезвенно смотри за всем, «трудись, предупреждай, приводи вверенных тебе овец в безопасное состояние, прежде нежели наступила (упомянутая выше) зараза» (Златоуст), переноси скорби – не жалей, и не щади себя, коль скоро этого требует дело благоустроения паствы, и благо пасомых. Соверши дело благовестника – доведи до конца возложенное на тебя дело благовестника спасения, не дай погаснуть ревности, но более и более возгревай ее для служения пастырского. Исполни служение твое удовлетворительно, исполни дело служения, чтобы и совесть, и все видящие твое служение, сказали, что ты сделал все, что мог сделать в твоем положении, где требовалось тебе быть, ты был, говорить ли следовало, ты не молчал, действовать ли, ты не устранялся от дела. Одним словом, как я был для всех всем, чтобы спасти хотя некоторых (см. 1Кор. 9:20-22), так будь и ты, будь моим заместителем, ибо близится конец моих жизни и деятельности.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible