Скрыть
Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.

Святые отцы

Прочие

Ефрем Сирин, прп. (†373)

Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные

Фелонь и книги кожаныя, кои я, когда мне было откровение в Трояде, чтобы я шел на проповедь в страны Македонские (Деян. 16:8 сл.), оставил там, - когда придешь, принеси с собою.

Второе послание к Тимофею

Иоанн Златоуст, свт. (†407)

ст. 12-13 Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные

Фелонью он называет здесь одежду; а некоторые разумеют ларчик, в котором хранились книги.

…Для чего нужны были книги ему, готовившемуся отойти к Богу? И очень были нужны, чтобы передать их верующим, да имеют их вместо его учения.

Толкование на 2-е послание к Тимофею

Икумений Триккский, прп. (†Xв.)

Ст. 9-13 Потщися скоро приити ко мне. Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век, и иде в Солунь: Крискент в Галатию, Тит в Далматию: Лука един есть со мною. Марка, поем, приведи с собою: есть бо ми благопотребен в службу. Тихика же послах в Ефес. Фелонь, егоже оставих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги паче же кожаныя

Зачем Апостол Павел призывает к себе Тимофея, которому была вверена ефесская Церковь? Он находился тогда под стражей и сам не мог придти к Тимофею. Значит, Апостол высказывает свое желание, чтобы Тимофей пришел к нему , как потому, что тогда он был в Риме один, так потому, чтобы передать ему кое-что. - Скоро приити ко мне. Не говорит «пока я в живых», не желая опечалить Тимофея. - Димас бо мене остави, возлюбив нынешний век, покойный и безопасный, как ему казалось. Он предпочел жить в довольстве дома, чем бедствовать со мною. Этим Апостол хочет не столько упрекнуть Димаса, сколько утвердить нас, чтобы мы не ослабевали. -Крискент в Галатию, Тит в Далматию. Эти ушли с ведома Апостола, потому он и не говорит об них: оставили меня. По крайней мере, Тит был один из дивных мужей, так что апостол Павел поручил ему епископство в Крите. - Лука един есть со мною, – тот, который написал Евангелие и деяния святых Апостолов. Человек святой жизни, любознательный и терпеливый, он неотлучно находился при Апостоле. - Марка, поем, приведи с собою: есть бо ми благопотребен, не для моего успокоения, но для служения Евангелию. Поэтому-то Апостол призывал и Тимофея, чтобы после его смерти он утешил братию. - Тихика же послах… Смотри: Апостол был совершенно одинок. - Фелонь, егоже оставих…принеси. Под фелонью Апостол разумеет здесь одежду, и требует ее, чтобы не одолжаться у кого–нибудь: всегда он выражает свою заботу об этом. Иначе (Иоанн): фелонью Апостол называет здесь одежду, но некоторые разумеют здесь ящик, в котором хранились книги. Для чего нужны были книги Апостолу, готовившемуся уже отойти к Богу? И очень были нужны, чтобы передать их верующим, дабы они имели их вместо его учения. А фелони он требовал для того, чтобы не пришлось брать у других. – - Паче же кожаныя (τὰς μεμβράνας). (Феодорит): книгами кожаными Апостол назвал книги из пергаментных свитков. Он писал это послание из Рима, а на римском наречии это было одно и то же. В древности божественные Писания имелись в свитках из выделанных кож, как и до настоящего времени имеют их много иудеи. Прежде сказал: книги вообще, потому что может быть у него были книги и другого вида. - Паче же кожаныя. Эти были вероятно полезнее. Смешным кажется мнение тех, которые говорят, что под фелонью Апостол разумеет здесь не одежду, а особого рода книгу. Они не обратили внимания на последующие слова. Совершенно излишне было бы говорить: и книги, если бы выше под фелонью разумелась какая-то книга, – потому что она вместе с другими могла подразумеваться и под словом книги.

Пастырские Послания апостола Павла

Феофилакт Болгарский, блж. (†1107)

Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги

Здесь апостол говорит об одежде; он требует ее для того, чтобы не иметь надобности брать у других. Ибо повсюду он прилагает большую заботу, чтобы не нуждаться в других. Некоторые, впрочем, думают, что это ящик, футляр, в котором лежали книги. Для чего нужны были книги ему, готовившемуся отойти к Богу? чтобы передать их верующим, чтобы они имели их вместо него.

Особенно кожаные

Вероятно, они содержали в себе нечто более ценное.

Толкование на 2-е послание к Тимофею святого апостола Павла

Иннокентий Херсонский, свт. (†1857)

Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные

Кто пишет таким образом к другу своему и дает ему такое поручение?

Ученик, занимающийся науками, и потому чтением книг? Или наставник, преподающий науки, и для сего имеющий нужду в книгах? Или, по крайней мере, человек, который имеет много свободного времени и хочет употребить его на чтение книг? Нет, это пишет апостол Павел, - пишет к апостолу Тимофею! Пишет из темницы! Пишет в твердой уверенности, что час отшествия его настал (2Тим. 4; 6), и он уже как жертва близок к жертвеннику!

Что это за драгоценные книги, кои могли занимать собою такого человека, в таком месте, в такое время? Без сомнения, первое место занимали между сими книгами Священные Писания Ветхого и Нового Завета; но с другой стороны, выражение: книги, паче же кожаныя, само собою приводит к мысли, что между сими избранными книгами, кои Павел хочет видеть перед смертью и, так сказать, проститься с ними, были не одни книги Ветхого Завета, а и другие - какие именно? Церковь ветхозаветная, под конец существования своего, имела уже, кроме священного кодекса богодухновенных, немалое число и других книг, написанных священными мужами. Книги сии не могли быть чужды апостолу, который, до обращения в христианство, прошел все степени образования Иерусалимского, слушая уроки мудрости из уст самого лучшего из учителей закона Гамалиила. Кроме сего, если судить по некоторым местам посланий Павловых, в его святых руках бывали и другие книги, написанные писателями и неиудейскими.

Для нас довольно здесь заметить, что такое внимание на книги обращает сам апостол Павел!

Для чего довольно?.. Дабы показать, что чтение не грех, что занятие полезными книгами не противно даже апостольскому достоинству, что обхождение с сими мертвыми наставниками не казалось бесполезным даже для того, кто сам был живым наставником для всей вселенной. Довольно сего.

Мысли о бессмертии

Феофан Затворник, свт. (†1894)

Поручение (4, 13)

Фелонь, егоже остпавих в Троаде у Карпа, грядый принеси, и книги, паче же кожаныя

Фелонь — верхняя одежда, по материи изменявшаяся, судя по времени года, по форме же одинаковая, защищавшая от пыли, дождя, сырости и холода. Отправясь в Македонию (см.: 1Тим. 1, 3) и Ахаию, Апостол и в этот раз шел чрез Троаду и там у Карпа оставил лишнюю тяжесть, имея в мысли скоро воротиться, как предполагал (см.: 1Тим. 3, 14). Но обстоятельства так сложились, что, вместо Ефеса, он должен был отправиться в Рим, как узник. Фелонь оказалась нужною. Он и наказывает принесть ее. О Карпе в Писании более не поминается. Если это тот же, что поминается 26 мая, то предание (Ипполит) говорит о нем, что он был ученик и спутник святого Павла, проповедывал слово Божие в Крите, где встретился и со святым Дионисием Ареопагитом, и во Фракии; скончался и погребен в Берии Фракийской. Из 70-ти.

Грядый принеси Путь и святому Тимофею лежал или назначался тот же, чрез Троаду. Книги бывали тогда папирусные и пергаменные. Последние, как более дорогие, и по содержанию, конечно, бывали такими же. Это может быть Библия, какие-нибудь богословские трактаты Гамалиила, Евангелия, уже бывшие в употреблении, Матфея, Марка, Луки, может быть, и Послания самого святого Павла и других Апостолов. У кого были эти книги? Может быть, у того же Карпа, будучи оставлены вместе с фелонью, для облегчения и в надежде скоро вернуться и взять их обратно. «Божественные Писания в древности имелись в свитках из выделанных кож; так и до настоящего времени имеют их иудеи» (блаженный Феодорит). «Для чего нужны были книги ему, готовившемуся отойти к Богу? И очень были нужны, чтобы передать их верующим, дабы они имели их вместо его учения. Все верующие, вероятно, чувствовали тогда великую потерю, особенно те, которые присутствовали при его кончине и наслаждались тогда его лицезрением.— А фелонь требует он для того, чтобы не иметь надобности брать ее у другого. Видишь, как много заботился он об этом (чтоб не брать у других); и в другом месте он выразил это, когда говорил ефесским пресвитерам: весте, яко требованию моему и сущим со мною послужили руце мои сии (ср.: Деян. 20, 34 — 35)» (святой Златоуст).

Толкование на второе послание к Тимофею

Амвросиаст (†IVв.)

ст. 12-13 Тихика я послал в Ефес. Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные

Откуда же у Павла фелонь? Поскольку он был из Тарса, жители которого были приняты в союз с римлянами, так что они назывались римскими гражданами, необходимо, чтобы у них была курия, в которую они по римскому обычаю приходили одетыми в фелонь.

На 2-е послание к Тимофею

Толковая Библия А.П. Лопухина (†1904)

Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные

Фелонь, т. е. путевой плащ (paenula), какой носили римские солдаты поверх тоги. Апостол намекает здесь не на то путешествие в Троаду, о котором говорится в Деян XVI:3, и не на то, о котором идет речь в Деян 20:5 и сл., потому что со времени первого прошло уже целых 12 лет, а со времени второго - 6 лет. Вероятно он имеет в виду здесь последнее, третье, свое пребывание в Троаде (ср. 1Тим. I:3).

Книги - по всей вероятности, это священные книги Ветхого Завета.

Особенно кожаные Если все оставленные Павлом в Троаде книги Титу будет нести неудобно, то он должен захватить по крайней мере те, которые написаны на коже или пергаменте. Может быть, в числе этих книг были путевые заметки апостола Павла.

Толковая Библия

епископ Никанор (Каменский) (†1908)

Ст.11-13    Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения.
Тихика я послал в Ефес.
Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные.

 

Распоряжения Апостола – властные. О Тихике он говорит, что он послал его с этим посланием в Ефес (как-бы в замену Тимофея), а Марка велит Тимофею привести с собою, надеясь на его сыновнее послушание. По замечанию св. Иоанна Златоуста, «Апостол требует Марка не для собственного успокоения, но для служения Евангелию, дабы между верующими не произошло никакого смятения по случаю его смерти, дабы многочисленные его ученики, присутствуя при этом, успокаивали смятение и утешали сетующих об его кончине; ибо между уверовавшими в Риме, вероятно, были мужи достопочтенные».

Речь о фелони, незначительной одежде верхней, употреблявшейся для покрытия от сырости и холода, свидетельствует о нужде, в которой находился Павел, оставивший эту одежду во время путешествия чрез Троаду в Македонию (1Тим. 1:3). Апостол и сам предполагал возвратиться туда (1Тим. 3:14), но его повлекли в узах в Рим. О Карпе есть предание (у Ипполита), что он проповедывал в Крите и погребен в Берии Фракийской. Книги кожаные – это пергаменные книги. «Божественные писания в древности имелись в свитках из выделанных кож», говорит блаж. Феодорит. «Для чего нужны были книги ему, готовящемуся отойти к Богу?» – вопрошает св. И. Златоуст. И отвечает: «И очень были нужны, чтобы передать их верующим, дабы они имели их вместо его учения». Преосв. Феофан предполагает, что здесь были Евангелия: Матфея, Марка, Луки, уже бывшие в употреблении, и послания самого Павла и других. На мысль о том, что здесь была послания Павла, можно видеть намек в словах св. И. Златоуста: «дабы верующие имели их (книги) вместо его учения». Присутствие при нем Евангелиста Луки и вызов Евангелиста Марка – тоже есть указание на то, что пред смертию Ап. Павла мог рассматриваться всесторонне вопрос о подлинности новозаветных книг и их неповрежденной сохранности, – чрез вручение целому (великому) обществу верующих. Нечто подобное было и пред кончиною Иоанна Богослова, дополнившего прочих Евангелистов своим Евангелием, написанным им по просьбе христиан.

Толковый Апостол. Часть III. Объяснение последних семи посланий святого Апостола Павла

Иоанн (Смолин), прот. (†1927)

О священнической одежде.


Мф.23:5. Здесь под «хранилищем» разумеются повязки на лбу и на руках со словами закона: Втор.6:8,18; священническая же одежда установлена Самим Богом: Исх.28:4; из Нового Завета видно её употребление: 2Тим.4:13; Откр.1:13.

Краткий толкователь мест Священного Писания, пререкаемых иномыслящими

священник Николай Рудинский (†1937)

Когда пойдешь, принеси фелонь, который я оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные

Святой Павел, отправляясь из Ефеса в Македонию и Ахайю в летнее жаркое время и имея намерение скоро опять возвратиться в Ефес (см. 1Тим. 3:14), оставил в Троаде у Карпа лишнюю тяжесть – фелонь, накидку или плащ, может, сотканную им же самим из овечьей шерсти и защищавшую его от дождей и холода, и книги, написанные на папирусе и коже. Теперь, ввиду приближения зимы, чтобы согреться в сырой и холодной тюрьме и коротать время томительного одиночества, он наказывает Тимофею, который должен был прийти к нему до наступления зимы, захватить его фелонь и книги, особенно более дорогие по содержанию и потому написанные на коже, может быть Священное Писание, и принести к нему. Потом делает ему предостережение.

Жизнь и труды святого Апостола Павла

Стих: Предыдущий Следующий Вернуться в главу
Цитата из Библии каждое утро
TG: t.me/azbible
Viber: vb.me/azbible