Источник

Вопрос 339, того же. Скажи мне, отец мой: до чего должна простираться мера взаимной любви брата к другому?   

Ответ Иоанна. Брат! Иная любовь отцов к детям своим и иная любовь братии к братьям своим. Мера любви духовных отцов к детям своим не имеет в себе ничего вредного или плотского; ибо они утверждены духовным мудрованием, и как в словах, так и в делах стараются всегда и во всем доставлять пользу юным. Любя их таким образом, не умалчивают пред ними о недостатках их, но часто обличают, вразумляют и утешают, как добрый отец вразумляет детей своих. Ибо им сказано: «обличи, запрети, умоли» (2Тим. 4:2), как часто поступает и с тобою авва твой, хотя ты и не разумеешь, когда обличает, запрещает и утешает тебя, и, ради любви, он не умалчивает о согрешениях твоих. Сим обнаруживается, что любовь его к тебе есть духовная. Каждый по своей мере любит ближнего своего; мера же совершенной любви состоит в том, чтобы ради той любви, какую человек имеет к Богу, любить и ближнего своего, как самого себя. Юность должна охранять себя во всем, ибо диавол скоро запинает юных. Они в беседе сперва начинают говорить как бы о пользе душевной, или даже и не о том, но после переходят к другому: к раздражению, к праздности, к смеху, к клевете и к прочему злу, так что исполняются на них слова: «наченше духом, ныне плотию скончаваете? Толика пострадасте туне?» (Гал. 3:3, 4). Так-то подвергаются падению юные от неразумной любви друг к другу и оттого, что собираются вместе для особых бесед. Мера же любви их друг к другу должна быть такова: не клеветать друг на друга, не ненавидеть друг друга, не уничижать, не искать своего только, не любить один другого ради телесной красоты, или ради какого-либо телесного занятия, не сидеть друг с другом без крайней нужды, чтобы не впасть в дерзость, которая погубляет все плоды инока и делает его подобным сухому дереву. До сего простирается мера любви юных друг к другу. И как сами они должны остерегаться дерзости и празднословия, так пусть оберегают и братию свою, страшась безвременно садиться друг с другом, чтобы не быть уловленными в оных сетях и не уловить свою братию, боясь того, кто сказал: «Горе напаяющему подруга своего развращением мутным» (Авв. 2:15). И еще: «тлят обычаи благи беседы злы» (1Кор. 15:33). Внимай себе, брат!


Источник: Преподобных отцев Варсануфия и Иоанна руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников : Пер. с греч. - Репр. изд. - М. : Правило веры, 1998. - XXX, 496, 64 с. ISBN 5-7533-0074-X

Комментарии для сайта Cackle