Источник

Письмо 140

Рассуждая об описанных тобою смущениях, случающихся у вас по келье, усматриваю, что брань вражия покушается лишить вас мира; одну подозрительным характером, другую гордостью и водворить, на место мира, смущение, исполняющее душу и тело, и лишающее божественного света, и, как гвоздь вонзенный носится в сердцах ваших злопомнение, на радость врагу. Просишь наставление от меня, что делать? Хотя и сам в язвах греховных лежу, но, из сожаления к вам обеим, дерзаю предлагать средства; может быть, при помощи Божией, и подействуют на вас оные. Очень велика язва подозрительного характера, или просто сказать – ревности; она мучит и обладательницу свою и окружающих её, и оная должна быть глубоко вкоренена ещё из давних лет, но была оставляема без замечания, а ещё имела к тому какие-либо явные вины мнимые; а теперь тоже, хоть неправильную, но думаю, полагаешь, что она для тебя сделала то и то; может быть, помысел касается и издержек, но, видя с твоей стороны несоответствование ее воле, хотя и правильное, но страстному сердцу кажущееся неблагодарностью, или иным чем, и тем мучась, сама себя наказует, и других. Но и гордости язва (в чем ты сама себя сознаешь) мучительна; ибо никогда не успокоит своего причастника, потому что Сам Господь гордым противится; чрез случай и искушения ты стала её в себе познавать. А прежде мечтала нечто о себе, хотя язык и произносил: я мерзкая, такая-сякая, но Бога люблю; а теперь видишь, что это обольщение. Что ж делать; как быть, чтобы умиротвориться? Ты себя нудишь, укоряешь, но все не помогает и случается – по дням не говорите. Это больно, несносно; какое тут спасение? Я писал к вам обеим с К–вою, и задал тон о предпочтении ближнего, и прочее и о предании себя на волю м. игумении, чем при помощи Божией, могут страсти укротиться и мир водвориться; да то жаль, понимает ли она, бедная, свою страсть, и печется ли исторгнуть её, или, по крайней мере, борется ли? Надобно, чтобы мать игумения открыла ей глаза, и советовала противиться оной. Ты, со своей стороны, поступая так, как я вам написал, должна объясниться с нею о тех случаях, кои наносят вред общий и нарушают келейный мир между вами и служащими. Хотя и произойдет смущение на время, но оно уничтожится сознанием с обеих сторон, или отданием на суд м. игумении с общего согласия, с решением принять так, как она рассудит и утвердит. Смотри же и свои страсти, не давая им пищи; надобно терпеть, чтоб их искоренить; ты прежде так вознадеялась на неё и видела, как она для тебя всем жертвовала, думала, в век не подвижешься, думала: нашла Фавор, а вышла Голгофа, хотя несравненно в меньших размерах; да и непременно нужно потерпеть не за одни только те проступки, которые видишь сама за собою, но и за те, кои от тебя скрываются; но Богу единому сведомы, и, может быть, в чём подала ближним соблазн. В особо приложенной записке ты яснее открываешь своё худое бывшее устроение: принимай же приплодие оного – скорби с благодарением и знамением, что не забыта Богом, но терпким врачевством врачуема. И сей отеческий жезл должен подавать тебе благонадежие к спасению и отнюдь не отчаиваться, а снискивать смирение видением своей худости, и мир Божий водворится с тобою; о чем моля Господа, остаюсь недостойный иеромонах Макарий. 16 февраля 1845 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle