Источник

Письмо 141

Премилосердый Господь, хотящий всем спастися и в разум истины придти, предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников монашеского жительства, оставил Богодухновенное учение св. и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, дабы хотящие получить спасение держались правого разума, в учении их находящегося, и, не уклоняясь ни на десно, ни на шуе, но правым путем идуще, сопротивлялись страстям и, при помощи Божией, побеждая их, успевали в терпении и смирении, кротости и любви, и тако бы достигали града Царства Божия. Ты, благодатью Божией сподобилась, уклонясь от мира (хотя не во всём смысле слова), водвориться в обитель ищущих спасения дев. Бог даровал тебе иметь книги св. отцов, и отчасти понимать учение их, а в чём нужно к укреплению и мать духовную и сестру по духу, носившую твои немощи, может быть и не вполне, но сколько можно, а паче, при начале твоего вступления и скорбных случаях; благодари Господа, что Он, по благодати Своей, удостоил тебя сего звания, и уже седьмый год укрепляет тебя в сем жительстве и ты хоть немного познала, в каком ты была помрачении, самонадеянности, которую прикрывала смиреннословием и мнимым самоукорением, чем ложно себя успокаивала. Но с течением времени открывались тебе твои немощи, и уже самолюбию твоему не на чем было опереться, как только прибегнуть к смирению, хоть несовершенному, но к истинному себя сознанию и укорению. Однако как страсти наши многообразны и ещё от нас сокрыты, пока не покажет нам их кто, то работа сия и должна продолжаться, пока не достигнет совершенно смирения. Молись Богу, да устроит Он по воле Своей переход твой; буде тебе усмотрит здесь неполезное сожительство, и когда там можешь обрести более душевной пользы. Где будет воля Божия, там и случай и стечение обстоятельств покажут путь к сему. По молитве проси мать: будет ли её на сие соизволение и как Бог ей возвестит? А там и сестрино согласие испроси, которое, может быть, уже и готово, как вижу из твоего письма, и тогда, приступив к приисканию келии, буде обрящешь, должна расстаться с нею с миром и благодарностью за несение ею твоих немощей, и за неимение расчётов, когда ты не была обеспечена. Может быть ей и это приходит в мысль, так как и тебе твоё святое устроение представляет давать не только своё, но и кто б дал нуждающимся; а пока ещё не у прииде время отделения твоего, то надобно пожить и потерпеть с самоукорением и отвержением себя, дабы исцелять свои страсти. Ты думаешь, спасительнее будет – иметь свой уголок, по твоему дурному устроению; а учение св. отцов противное сему представляет: я тебе, хотя отчасти, покажу оные, а ты сама любопотрудись приложить к тому своим поучением во оных и понудиться к деланию по оным о том, что не может исцелиться страстный от страстей чрез уединение, пишет св. Кассиан: «якоже всякая аспида ядовитая, или лютый зверь егда в пещере и возгнежденной пустыни утаит себя и покрыет, не бывает ли люта и вредлива? Обаче в оно время не вредит и не познавает меры своея, незлобива ли есть, или зла, яко не имать предстоящаго ко угрызению». Так и мы, не имея нас раздражающих и трогающих, можем обольститься мнимым покоем, но не свободимся от страстей. Св. авва Дорофей в поучении «о еже себя укоряти», лист 54, на обор., об укоряющих нас пишет: «мы же не хощем рещи о брате нашем, яко Господь ему рече: но аще услышим глагол, aбие не сие ли страждем, яко пес, вержет кто нань камень и оставляет вергшаго, и идет и грызет камень. Так и мы творим, оставляем Бога, попущающего на ны найти нашествия ко очищению грехов наших, и обращаемся на ближняго, глаголюще: почто рече ми, и почто сотвори ми? И могуще от таковых вельми пользоватися, сопротивное наветуем себе, неразумеюще, яко все промышлением Божиим бывают на пользу комуждо». И паки, на листе 118, об иссякновении любви: «должен сей убо, от Бога помогаем, первее не веровати отнюдь своим мнениям, и всею силою спешити смирится братиям своим, отсецати пред ними всею душею свою волю. Аще досадит ти кто от них, или инако оскорбит, помолися об нем, якоже реша отцы, яко вельми тя пользоваша, яко врачи любосластия твоего: от сих бо ярость твоя охуждается». Подобно и у Зосимы пишется: «аще не приемлеши укоризны от ближнего, но плетеши нань помьшления, наветуеши сам себе, якоже бесове», и прочее, прочти сама в книжице его. Св. Марк Подвижник в 209 главе представляет и средство к уничтожению движений страстных; а св. Симеон Новый Богослов, в 31 главе, показывает причину, от чего подвизаемся на ярость, и средство к укрощению оной. И паки Марка Подвижника слово к Николаю иноку, где он говорит: «что аще кто не повергнет себя под всеми уничижаем и попираем быти, христианин истинный быти не может». В главах его много найдешь того, что побуждает нас к терпению; а когда вникнешь в книгу св. Иоанна Лествичника, то найдешь много: сколько нужны укоризны и досады желающим спастися, к познанию своих немощей и страстей, и к истреблению оных; также и у прочих отцов, которых за пространством оставлю; ибо и один стишок может принести пользу при нашем благом произволении; еще скажу один стишок св. Марка: «не любопытствуй, еже како, или когда, или чрез кого находят искушения; приличность бо коегождо и неотложное их тщание и вся твари о сем содействие единого Бога есть ведати, а мы таинственное стечение случаев не постигаем». Из всего этого старайся применять к жизни твоей и к своему устроению сколько можно; а в недоумениях, так как ты имеешь участие в служащих тебе, относись к м. игумении и на её рассуждении основывайся. Вот тебе и щелок и мыло! Довольно с тебя этого ко очищению душевных нечистот твоих; в остальном же да подаст Господь тебе истинный разум, и укрепит в делании добродетелей со смирением, Коего покрову вручая тебя, остаюсь многогрешный иеромонах Макарий. 12 февраля 1846 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle