Источник

Письмо 142

Из всех происшествий видно, что по стечению случаев и обстоятельств, по келейной вашей жизни, время пришло испытать тебе другое товарищество, где более самовластие твое будет иметь действий, и чаешь получить успокоение. Я писал тебе и прежде, что я никак не против этого; ежели находишь для себя неудобоносимо жительство твое, и когда на сие согласна м. игумения то, видно, есть на это и воля Божия: да как вижу из письма твоего, что и м. Л–е в тягость ваше купножительство, то и она понесет равнодушно твое исшествие от нее. Пишешь, что переход остается за моим на cие согласием: да благословит тебя Господь переходить на новое поприще твоей жизни, и да поможет стяжать истинный покой, а не мнимый. Надобно и тут бороться со страстьми: гордости, самолюбия, тщеславия, гнева, злопомнения и прочих. Намерение твоё благое, расстаться с м. Л–ою друзьями; хорошо, когда оно исполнится по истине, а не политикою, впрочем и тут предлежит борьба; и для того, кажется, нужно во время нашествия смотреть более на хорошую сторону её, а паче в первые годы старание её к твоему успокоению и чувствовать благодарность со смирением, каковые средства могут затмевать и поглощать представляющуюся её черноту. Проходя поприще монастырской жизни, ежели бы ты не видала искушений подобных, потрясающих тебя, а все бы шла выше и выше, как думала прежде, горя любовью к Богу и ближнему, то могла ли бы ты познать себя и своё устроение? А то, хотя и несовершенно еще, но все видишь свою черноту, и хотя несколько смиряешься, а далее и более научишься. Когда бы за два, за три года кто тебе сказал, о теперешнем событии, могла ли бы ты поверить, быв в самонадеянии? Ты, хотя теперь и воспоминаешь слова батюшкины, но только теперь, видя совершающееся на деле; а тогда, верно, противное ощущала. Предайся воле Божией, и смотри за страстями своими; их много в нас с тобою; а мы их не видим, но по времени случаи их нам будут открывать; да потребятся в век века от сердец наших, помощью Божией и нашим тщанием и содействием носящих наше бремя. Опять ты увлекаешься снами своими и даешь им веру, яко благодатным: поэтому ты достигла такого устроения, и того сто́ишь; можешь ли избежать таких мнений, хотя весьма тонких и почти незаметных, а впоследствии обольстишься ими до ослепления и неисцельности? Нельзя ли было обойтись и без сна? Р. пришла к тебе, предложила свои деньги и желание; тебе нужда, ты принимаешь услуги и её; благословение матери – и довольно. Для чего сон? Для твоего обольщения. – Берегись! Когда не принимаешь сна из смирения и опасения прелести, хотя бы был оный и благодатный, за сие не осудишься, а ежели это прелесть, то как оправдаешься, поверив ему? Мудрено же ли быть сему, когда враг видит все происходящее в подлунной; конечно видел и Р. к тебе шедшую и из разговоров и действий мог проникнуть её намерение, и тебе возвестить. Оставь, не увлекайся снами. Иеромонах Макарий. 19 марта 1846 года.


Источник: Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Москва, типография В. Готье, 1863. Печатать позволяется с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. С.-Петербург, ноября, 17 дня, 1861 года. Цензор, архимандрит Фотий.

Комментарии для сайта Cackle