Великий день Его гнева

Джон Мартин (1789–1854)
Великий день Его гнева
  • Дата создания: 1851-1853г.
  • Техника: масло
  • Материал: холст
  • Размер: 197×303 см.
  • В Библии: Откр. 6:12-17.

Сюжет

Данный сюжет точно воспроизводит слова из Апокалипсиса св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «И я увидел, когда Он снял шестую печать, и, вот, произошло великое землетрясение; и солнце стало черным, как власяница, и луна стала как кровь; И звезды небесные упали на землю, подобно тому, как смоковница сбрасывает свои несвоевременные смоквы, когда ее раскачивает сильный ветер. И небеса исчезли, как свиток, когда его сворачивают; и все горы и острова были сдвинуты со своих мест. И цари земли, и вельможи, и богачи, и военачальники, и сильные мира сего, и всякий раб, и каждый свободный человек спрятались в логовищах и в горных скалах; И сказали горам и скалам: падите на нас и скройте нас от лица сидящего на престоле и от гнева Агнца; Ибо пришел великий день гнева Его; и кто сможет устоять?» (Откр. 6:12-17).

Описание

На представленном полотне — части триптиха, показана сцена гибели всего человечества от ужасающего природного катаклизма. Зрители видят извергающуюся из земли огненную лаву, окрашивающую облака багрово-красным цветом. Внизу мечущиеся фигурки людей, тщетно ищущих спасения от разбушевавшейся стихии. Сверху на них скатывается огромный камень, отделившийся от горы вследствие сильного землетрясения, в небе сверкают молнии, гремит гром. Внизу предстает полностью разрушенный город, а в самом центре картины изображена зияющая пропасть, подобно фантастическому Левиафану, поглощающая все живое.

В этом грандиозном пейзаже под грозно потемневшим небом Мартин собрал все устрашающие драматические эффекты, чтобы показать зловещую и ужасающую силу природы. Это не что иное, как конец света, когда Господь обращает Свой гнев на погрязшее в грехах человечество. Крошечные обнаженные фигурки в центре, исполненные страха, беспокойно мечутся, погружаясь в громадную бездну, хищно разверзшую свою бездонную пасть.

Апокалипсис на работах Джона Матрина выглядит устрашающе и масштабно. Полотна, на которых изображены сотни квадратных километров бездны, разверзшейся на месте мирных еще день назад городов. Они буквально заряжены тем напряжением, которое в себе несут.

История

Джон Мартин — британский художник-романтик. Специализировался на рисовании библейских катастроф: Содома и Гоморры, Семи казней египетских, Апокалипсиса. На картине «День гнева», части известного триптиха,  изображен конец света, которому художник дает свободную интерпретацию, ассоциируя его с природными катаклизмами, ставшими следствием происходящей в стране индустриализации.

Произведения Мартина прославили их автора в Англии и во всей Европе и оказали влияние на других художников, в частности на Джозефа Уильяма Тернера.

Критика

По словам  Леопольда Мартина, сына Джона Мартина, его отец представил на картине видение во сне некоей  фантастической «Черной страны», гибнущей от природных катаклизмов. Основываясь на этом комментарии, Ф. Д. Клингендер утверждал, что это изображение на самом деле было «замаскированным ответом на индустриальную сцену». Другой критик — Фрэнсис Кэри, однако, полагал, что основной темой данной картины была предполагаемая связь между быстрым ростом Лондона как мегаполиса в начале девятнадцатого века и первоначальным ростом Вавилонской  цивилизации  и ее окончательным разрушением.

Комментировать